Леонид Андреев «Рассказ о семи повешенных. Анализ рассказа л.андреева «рассказ о семи повешенных» - анализируем литературное произведение - анализ на уроках литературы - каталог статей - учитель словесности Андреев рассказ о семи повешенных анализ

Повесть Л.Андреева «Рассказ о семи повешенных» является очень глубоким, психологическим произведением. В нем рассказывается о семи заключенных, которых приговорили к казни через повешение. Все они настоящие преступники, один из которых был вором и насильником, второй – разбойником, а пятеро являлись политическими заключенными и террористами.

Главная задача автора – показать всю сложность и трагизм «пути» от суда и до казни, проанализировать экзистенциальные переживания этих людей, таких разных, но при этом объединенных общей драмой. Писателя интересуют не их поступки во внешнем мире, для него важно другое – их внутренняя жизнь, осознание ими того, что конец близок. Таким образом, повесть превращается в, своего рода, философское размышление Л.Андреева о смерти как таковой, ее проявлениях и сущности, о том, насколько глубокой является ее связь с жизнью.

Одним из главных героев рассказа был террорист Сергей Головин, человек молодой, сильный и жизнерадостный. Он любил жизнь всем сердцем во всем ее разнообразии. Он умел радоваться каждому мгновению, каждому новому дню. Его грела мысль о том, что впереди у него еще столько всего нового и интересного, долгая жизнь, полная радости и счастья, которую он собирался посвятить большому и важному делу, совершить нечто великое и значимое для себя и других людей.

Как ни странно, но человек, посвятивший себя борьбе с царским режимом, был сыном полковника в отставке, а сам он также занимал положение, непосредственно связанное с государственной службой, поскольку был офицером и давал присягу на верность императору. Учитывая романтический нрав Головина и его стремление совершить что-то возвышенное и достойное, можно объяснить его приверженность идеям терроризма. Но теперь он вынужден жестоко расплачиваться за совершенные им деяния, должен пойти на смерть.

Пока шел суд, Головин сохранял удивительное спокойствие, находясь в каком-то отрешенном от реальности состоянии. Он задумчиво смотрел в окно, подолгу задерживая взгляд на весеннем солнце и облаках, медленно плывущих по синему небосводу. Он старался не слышать и не замечать того, что происходит в зале суда. Однако в отдельные мгновения он все же утрачивал контроль над собой и возвращался к ужасной реальности. И в тот же миг в его душе с новой силой пробуждалась любовь к жизни, и взгляд Головина вновь наполнялся радостью.

Ближе к концу героя начинает охватывать страх смерти, как бы старательно он не пытался его заглушить. И в те моменты он начинал думать о великой ценности жизни. Перед самой казнью Головин ощутил странное состояние, когда человек еще не умер, но жизнь уже покинула его. Это было состояние пустоты и отстраненности. Было ощущение, что тело героя вовсе не принадлежит ему. После Головин достиг нового состояния – некого прозрения, он словно прикоснулся к чему-то непостижимо высокому и недосягаемому до сей поры. И тогда он почувствовал успокоение, к нему вернулась радость жизни. Так до самой казни Головин сохранял спокойствие, чистоту души и любовь к жизни.

Финал истории ужасен и прекрасен одновременно. Жизнь вокруг продолжала идти своим чередом. Наступал рассвет, над морем поднималось солнце, и в тот же момент трупы повешенных арестантов увозили с места казни. Жизнь продолжалась, но герои уже никогда не смогут насладиться ее прелестью.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

    Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • Александр 1 в романе Война и мир характеристика образ

    В начале романа Александру 28 лет. Он еще молод, но уже давно не юн и незрел. Внешность государя описывается приятной наружностью, пышущей молодостью и императорским величием. По характеру он – благородный рыцарь

  • Деревенская проза Астафьева сочинение

    Активная гражданская позиция писателя отражена в цикле деревенской прозы. Это желание автора поведать всему миру о проблемах села, нравственности, природы. Это стремление показать красоту патриархальной русской деревни.

  • Сочинение описание картины После побоища Игоря Святославича с половцами Васнецова

    Идея написания картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» возникла у В.М.Васнецова, будучи в Петербурге, во время его увлечения жанром народных преданий. Сюжет монументального полотна взят из подлинных событий.

  • Анализ рассказа Чехова Каштанка сочинение

    Рассказ «Каштанка» Антон Павлович Чехов написал в 1887 году. Опубликовали его в газете «Новое время». Главная героиня произведения – собачонка Каштанка. Милое существо – помесь таксы и дворняжки, с лисьей мордочкой

Старый, тучный, измученный болезнями человек сидит в чужом доме, в чужой спальне, в чужом кресле и с недоумением рассматривает своё тело, прислушивается к своим чувствам, силится и не может вполне осилить мыслей в своей голове: «Дураки! Они думают, что, сообщив мне о готовящемся на меня покушении, назвав мне час, когда меня должно было на куски разорвать бомбой, они избавили меня от страха смерти! Они, дураки, думают, будто спасли меня, тайком привезя меня и мою семью в этот чужой дом, где я спасён, где я в безопасности и покое! Не смерть страшна, а знание её. Если бы кто, наверное, знал день и час, когда должен умереть, он не смог бы с этим знанием жить. А они мне говорят: «В час дня, ваше превосходительство!..»

Министр, на которого революционеры готовили покушение, задумывается в ту ночь, которая могла стать его последней ночью, о блаженстве неведения конца, словно кто-то сказал ему, что он не умрёт никогда.

Злоумышленники, задержанные в установленное по доносу время с бомбами, адскими машинами и револьверами у подъезда дома министра, проводят последние ночи и дни перед повешением, к которому их наскоро приговорят, в размышлениях столь же мучительных.

Как это может быть, что они, молодые, сильные, здоровые, - умрут? Да и смерть ли это? «Разве я её, дьявола, боюсь? - думает о смерти один из пятерых бомбометателей, Сергей Головин. - Это мне жизни жалко! Великолепная вещь, что бы ни говорили пессимисты. А что, если пессимиста повесить? И зачем у меня борода выросла? Не росла, не росла, а то вдруг выросла - зачем?..»

Кроме Сергея, сына отставного полковника (отец при последнем свидании пожелал ему встретить смерть, как офицер на поле брани), в тюремной камере ещё четверо. Сын купца Вася Каширин, все силы отдающий тому, чтобы не показать сокрушающий его ужас смерти палачам. Неизвестный по кличке Вернер, которого считали зачинщиком, у которого своё умственное суждение о смерти: совсем неважно, убил ты или не убил, но, когда тебя убивают, убивают тысячи - тебя одного, убивают из страха, значит, ты победил, и смерти для тебя больше нет. Неизвестная по кличке Муся, похожая на мальчика-подростка, тоненькая и бледная, готовая в час казни вступить в ряды тех светлых, святых, лучших, что извека идут через пытки и казни к высокому небу. Если бы ей показали после смерти её тело, она посмотрела бы на него и сказала: «Это не я», и отступили бы палачи, учёные и философы с содроганием, говоря: «Не касайтесь этого места. Оно - свято!» Последняя среди приговорённых к повешению - Таня Ковальчук, казавшаяся матерью своим единомышленникам, так заботливы и любовны были её взгляд, улыбка, страхи за них. На суд и на приговор она не обратила никакого внимания, о себе совсем забыла и думала только о других.

С пятерыми «политическими» ждут повешения на одной перекладине эстонец Янсон, еле говорящий по-русски батрак, осуждённый за убийство хозяина и покушение на изнасилование хозяйки (сделал он все это сдуру, услыхав, что похожее случилось на соседней ферме), и Михаил Голубец по кличке Цыганок, последним в ряду злодеяний которого было убийство и ограбление трёх человек, а тёмное прошлое - уходило в загадочную глубину. Сам себя Миша с полной откровенностью именует разбойником, бравирует и тем, что совершил, и тем, что теперь его ожидает. Янсон, напротив, парализован и содеянным, и приговором суда и повторяет всем одно и то же, вкладывая в одну фразу все, чего не может выразить: «Меня не надо вешать».

Текут часы и дни. До момента, когда их соберут вместе и затем вместе повезут за город, в мартовский лес - вешать, осуждённые поодиночке осиливают мысль, кажущуюся дикой, нелепой, невероятной каждому по-своему. Механический человек Вернер, относившийся к жизни как к сложной шахматной задачке, мигом исцелится от презрения к людям, отвращения даже к их облику: он как бы на воздушном шаре поднимется над миром - и умилится, до чего же этот мир прекрасен. Муся мечтает об одном: чтобы люди, в чью доброту она верит, не жалели её и не объявляли героиней. Она думает о товарищах своих, с которыми суждено умереть, как о друзьях, в чей дом войдёт с приветом на смеющихся устах. Сережа изнуряет своё тело гимнастикой немецкого доктора Мюллера, побеждая страх острым чувством жизни в молодом гибком теле. Вася Каширин близок к помешательству, все люди кажутся ему куклами, и, как утопающий за соломинку, хватается он за всплывшие в памяти откуда-то из раннего детства слова: «Всех скорбящих радость», выговаривает их умильно... но умиление разом испаряется, едва он вспоминает свечи, попа в рясе, иконы и ненавистного отца, бьющего в церкви поклоны. И ему становится ещё страшнее. Янсон превращается в слабое и тупое животное. И только Цыганок до самого последнего шага к виселице куражится и зубоскалит. Он испытал ужас, только когда увидел, что всех на смерть ведут парами, а его повесят одного. И тогда Танечка Ковальчук уступает ему место в паре с Мусей, и Цыганок ведёт её под руку, остерегая и нащупывая дорогу к смерти, как должен вести мужчина женщину.

Вопрос жизни и смерти занимал очень многих русских писателей. Особенно ярко он выражен в произведениях Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, позднее будет волновать Булгакова. У Достоевского мне запомнился рассказ князя Мышкина о состоянии человека перед казнью. (Толстой посвятил целый рассказ описанию жизни накануне смерти. Его герой смертельно больной человек и знает о грядущей кончине.)

Леонид Андреев, писатель более позднего времени, вдохновленный произведениями предшественников, создает свое, новое произведение “Рассказ о семи повешенных”, где отражаются его собственные взгляды на жизнь и смерть, посвящает он его Л. Н. Толстому.

В “Рассказе о семи повешенных” Леонид Андреев раскрывает всех своих героев прежде всего с человеческой точки зрения в ситуации жизни и смерти. В первой главе описывается министр, на которого готовится покушение. Прежде всего перед нами больной человек, которого мы жалеем. Писатель очень подробно описывает его, чтобы читатель увидел в нем такого же человека, как и он сам. Мы узнаем, что у министра “было что-то с почками”, и при каждом сильном волнении наливались водою и опухали его лицо, ноги и руки...”, что “с тоскою больного человека он чувствовал свое опухшее, словно чужое лицо и неотвязно думал о той жестокой судьбе, которую готовили ему люди”, и нам уже искренне жаль его. Час дня, который так зловеще навис над министром, представляется и нам как нечто страшное, противоречащее законам природы. Несмотря на то что бедный этот человек убежден в том, что смерть предотвращена уже одним упоминанием точного часа, понимая, что в указанное время этого точно не произойдет, ведь никому не дано “знать дня и часа своей смерти”, все же терзаться и мучиться он будет до тех пор, пока не пройдет этот роковой час дня.

Кто же те люди, которые, как позже скажет Булгаков, были готовы “перерезать волосок”, который они не подвешивали, люди, которые по существу ради какой-то цели были готовы убить. Своим поступком они как бы отделили себя от остального мира и начали существовать вне закона. Им доведется пережить минуты, которые не должен переживать ни один человек. Своим бесчеловечием они сами подписали себе приговор.

Но и их, как ни странно, Андреев описывает опять же также с человеческой точки зрения. Во-первых, они интересны писателю как люди, которые решились вершить высший суд своими руками, а во-вторых, как люди, сами оказавшиеся на краю пропасти.

Но до того как рассмотреть эту ситуацию, мне бы хотелось обратиться к двум другим героям рассказа, оказавшимся в таком же положении.

Правда, одного из них героем никак нельзя назвать. Его даже трудно назвать человеком. Подобно животному, он живет по инстинкту, не задумываясь о чем бы то ни было. Преступление, за которое его приговорили к смертной казни, чудовищно. Но при описании убийства человека, попытки изнасилования женщины я, как ни странно, почувствовала лишь презрение и даже долю жалости к преступнику. Мне лично Янсон напомнил затравленного зверька. Своей постоянной фразой “меня не надо вешать” он действительно внушает жалость. Он не верит в то, что его могут казнить. Размеренность жизни в тюрьме он воспринимает как признак то ли помилования, то ли забвения. Он даже впервые смеется, правда, смех его опять же таки нечеловеческий. Поэтому естествен и ужас, с которым узнает он о казни. От всех чувств остается лишь страх. Правда, разнообразия чувств никогда и не было. Ему не знакомы страсть и раскаяние. Недаром в его описании подчеркивается постоянная сонность. Создается впечатление, что он даже и не отдал себе отчета в совершенном им преступлении: “О своем преступлении он давно забыл и только иногда жалел, что не удалось изнасиловать хозяйку. А скоро забыл и об этом”.

Лишь страх и смятение остаются в его душе накануне казни. “Его слабая мысль не могла связать двух представлений, так чудовищно противоречащих одно другому: обычно светлого дня, запаха и вкуса капусты - и того, что через два дня он должен умереть. Он ни о чем не думал, он даже не считал часов, а просто стоял в немом ужасе перед этим противоречием, разорвавшим его мозг на две части”.

Несколько по-иному ведет себя другой заключенный, приговоренный к казни вместе с Янсоном. Мишка Цыганок считает себя лихим разбойником, напоминает ребенка, играющего в казаки-разбойники или войну. “Какой-то вечный неугомон сидел в нем и то скручивал его, как жгут, то разбрасывал его широким снопом извивающихся искр”. Так, на суде Цыганок свистит по-разбойничьи, тем самым повергая всех в изумление, смешанное с ужасом. Его развитие, как мне кажется, остановилось на мальчишеском уровне. Убийства и ограбления он воспринимает как геройства, как некую интересную, захватывающую игру, не задумываясь, что геройства эти отнимают у кого-то средства существования, у кого-то жизнь. Натура его также раскрывается в реакции на предложение стать палачом. Опять же таки он не задумывается о существе этой профессии, он лишь представляет себя в красной рубахе, любуется собой, и в его мечтах даже “тот, кому он сейчас будет рубить голову, улыбается”.

Но чем ближе день казни, тем ближе подбирается к нему страх. Под конец он уже бормочет: “Голубчики, миленькие, пожалейте!..” Но все же хоть и ноги немеют, он старается оставаться верным себе: просит на удавочку мыла не жалеть, а выйдя на двор, кричит: “Карету графа Бенгальского!”

Возвращаясь к террористам, хотелось бы отметить, что, в отличие от Янсона и Цыганка, это люди с убеждениями, с желанием изменить мир к лучшему, которое натолкнуло их на мысль об убийстве министра. Они наивно (а наивность, как мне кажется, зачастую переплетается с жестокостью) полагали, что убийство одного человека (правда, для них он был не человеком, а министром) сможет изменить положение. Итак, кто же эти люди и как ведут себя они накануне смерти?

Один из них - Сергей Головин. “Это был совсем еще молодой, белокурый, широкоплечий юноша, такой здоровый, что ни тюрьма, ни ожидание неминуемой смерти не могли стереть краски с его щек и выражение молодой, счастливой наивности с его глаз”. Он в постоянной борьбе - борьбе со страхом: то начинает, то бросает занятия гимнастикой, то мучает себя вопросами, на которые никто никогда не ответит. Но все же этот человек преодолевает свой страх, возможно, ему помогает благословение отца, который хотел, чтобы его сын умер храбро, как офицер. Поэтому когда всех везли в последний путь, Сергей вначале был несколько бледен, но скоро оправился и стал такой, как всегда.

Мужественно встречают смерть и женщины, участвовавшие в заговоре. Муся была счастлива, потому что страдала за свои убеждения. Романтические ее представления о женственности помогают ей в этой тяжелой ситуации. Ей даже стыдно за то, что погибать она будет как люди, которым она поклонялась и сравнить себя с которыми просто не смела.

Ее подруга Таня Ковальчук смерти тоже не боялась. “Смерть она представляла себе постольку, поскольку предстоит она, как нечто мучительное, для Сережи Головина, для Муси, для других, - ее же самой она как бы не касалась совсем”. Вообще странно, как могла эта женщина принять участие в подобном заговоре. Очевидно, что она просто не отдавала себе отчет (как скорее всего и многие другие террористы) в том, что идет на убийство человека. Для Тани и всех остальных это был лишь министр - воплощение и источник всех зол.

Одним из тех, о ком так заботилась Таня Кавальчук, был Василий Каширин. “В ужасе и тоске” оканчивал он свою жизнь. В нем наиболее ярко представилось такое естественное чувство для каждого человека, как боязнь смерти. Он наиболее явственно чувствует разницу между жизнью прежней и жизнью настоящей, последнюю правильнее было бы назвать преддверием смерти. “И вдруг сразу резкая, дикая, ошеломляющая перемена. Он уже не идет куда хочет, а его везут, - куда хотят... Он уже не может выбрать свободно: жизнь или смерть, как все люди, и его непременно и неизбежно умертвят”. Каширин не верит, что его мир настоящий реален, поэтому все вокруг и он сам представляется ему игрушечным. Лишь на суде он пришел в себя, но уже на свидании с матерью он опять потерял душевное равновесие.

Совсем другим был Вернер. Он, в отличие от всех остальных, шел на убийство не в первый раз. Этому человеку совсем не знакомо было чувство страха. Он, пожалуй, наиболее подходит под всеобщее представление о революционерах. Но и эту уже сложившуюся личность меняет ожидание смерти - меняет к лучшему. Только в последние свои дни он понимает, как дорого ему всё и все. Этот закрытый, неразговорчивый человек в последние дни становится заботливым, и сердце его наполняется любовью. В этом он походит на толстовского Ивана Ильича, который тоже умирает, исполненный любви. Осознание смерти переменило Вернера, он увидел “и жизнь и смерть и поразился великолепием невиданного зрелища. Словно шел по узкому, как лезвие ножа, высочайшему горному хребту, и на одну сторону видел жизнь, а на другую видел смерть, как два сверкающих, глубоких, прекрасных моря, сливающихся на горизонте в один безграничный широкий простор... И новою предстала жизнь”. Никогда бы прежний Вернер не понял страданий Васи Каширина, никогда бы не посочувствовал Янсону. Новый же Вернер заботится и искренне жалеет самого немощного и слабого, в последний путь он идет именно с Янсоном. Вернер радуется, что может доставить хоть минимум удовольствия своему спутнику, дав ему папиросу. Не только Вернер, но и “все с любовью смотрели, как пальцы Янсона брали папиросу, как горела спичка и изо рта Янсона вышел синий дымок”.

Самое главное для Андреева - это то, что все эти люди умирают с любовью, наполнившей их сердца.

Писатель открыто не призывает к избежанию насилия, как это делали многие другие. Но сам дух рассказа настраивает читателя на неприемлемость насилия. И тем значительней звучит последняя фраза произведения: “Так люди встречали восходящее солнце”. В одной этой фразе заключено все противоречие жизни и смерти, вся несуразица, творимого людьми. Насилие нельзя оправдать ничем, оно противоречит жизни - законам природы.

Похожие рефераты:

Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”.

Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость.

Ф.М Достоевского называют великим писателем - гуманистом. Изучая творчество Достоевского, все кажется, что мы еще не подступились к этой громадине мысли, слова, правды и страсти.

Леонид Николаевич Андреев. Иуда и Иисус: описание спора, характеристика героев произведения.

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.

Писатель большого таланта, оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением мира, Леонид Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые из существенных черт переломной исторической эпохи глубокого кризиса капитализма.

Л. Андреев - один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество - реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России.

1937 год. Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена: О. Мандельштам, В. Шаламов, А. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы, безысходное горе, страх, отчаяние, забвение.

Конфликт между человеком и жизнью, скоротечностью человеческого бытия - получает одно из возможных своих разрешений в этом рассказе.

Главам, посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это четыре главы, но они являются той осью, вокруг которой вращается все остальное повествование.

В «Рассказе о семи повешенных» Л.Н. Андреев исследует психологическое состояние героев, приговоренных к казни. Каждый персонаж произведения переживает близость смерт­ного часа по-своему. Сперва Л.Н. Андреев рассказывает о му­ках тучного министра, спасающегося от покушения террори­стов, о котором ему доложили. Сначала, пока вокруг него бы­ли люди, он испытывает чувство приятной возбужденности. Оставшись в одиночестве, министр погружается в атмосферу животного страха. Он вспоминает недавние случаи покуше­ний на высокопоставленных лиц и буквально отождествляет свое тело с теми клочками человеческого мяса, которые когда- то видел на местах преступлений.

Л.Н. Андреев не жалеет художественных деталей для изо­бражения натуралистических подробностей: «...От этих вос­поминаний собственное тучное больное тело, раскинувшееся на кровати, казалось уже чужим, уже испытывающим огнен­ную силу взрыва». Анализируя собственное психологическое состояние, министр понимает, что спокойно пил бы свой кофе. В произведении возникает мысль о том. что страшна не сама смерть, а ее знание, особенно если обозначен день и час твое­го конца. Министр понимает, что не будет ему покоя, пока он не переживет этот час, на который назначено предполагаемое покушение. Напряжение всего организма достигает такой си­лы, что он думает, что не выдержит аорта и что он физически может не справиться с нарастающим волнением.

Далее в рассказе Л.Н. Андреев исследует судьбу семерых за­ключенных, приговоренных к казни через повешение. Пятеро из них являются как раз теми самыми террористами, которых пой­мали при неудачном покушении. Писатель дает их развернутые портреты, в которых уже во время сцены суда видны признаки приближения к гибели: на лбу арестантов выступает пот, пальцы дрожат, возникает желание кричать, ломать пальцы.

Для заключенных особой пыткой также становится не столько сама казнь, в ходе которой они держатся мужественно и достойно, поддерживают друг друга, а длительное ожидание.

Л.Н. Андреев последовательно представляет читателю це­лую галерею образов террористов. Это Таня Ковапьчук, Муся, Вернер, Сергей Головин и Василий Каширин. Самым тяже­лым испытанием перед смертью для героев оказывается сви­дание с родителями. «Самая казнь во всей ее чудовищной не­обычности, в поражающем мозг безумии ее, представлялась воображению легче и казалась не такою страшною, как эти несколько минут, коротких и непонятных, стоящих как бы вне времени, как бы вне самой жизни», - так передает чувства Сергея Головина перед казнью Л.Н. Андреев. Возбужденное состояние героя перед свиданием писатель передает через жест: Сергей бешено шагает по камере, щиплет бородку, морщится. Однако родители стараются вести себя мужествен­но и поддержать Сергея. Отец находится в состоянии выму­ченной отчаянной твердости. Даже мать только поцеловала и молча села, не заплакала, а странно улыбалась. Лишь в конце свидания, когда родители ревностно целуют Сергея, в их гла­зах появляются слезы. Однако в последнюю минуту отец вновь поддерживает сына и благословляет его на смерть. В этой выразительной в художественном отношении сцене пи­сатель прославляет силу родительской любви, самого беско­рыстного и самоотверженного чувства на свете.

К Василию Каширину на свидание приходит только мать. Будто бы вскользь мы узнаем, что отец его - богатый торго­вец. Родители не понимают поступка сына и осуждают его. Од­нако мать все-таки пришла проститься. Во время свидания она словно не понимает сложившейся ситуации, спрашивает, поче­му сыну холодно, упрекает его в последние минуты свидания.

Символично, что они плачут в разных углах комнаты, да­же перед лицом смерти говоря о чем-то пустом и ненужном. Лишь после того, как мать выходит из здания тюрьмы, она от­четливо понимает, что сына завтра будут вешать. Л.Н. Андре­ев подчеркивает, что муки матери, быть может, во сто крат сильнее переживаний самого обреченного на казнь. Старуха падает, ползает по ледяному насту, и ей мерещится, что она пирует на свадьбе, а ей все льют и льют вино. В этой сцене, где горе граничит с безумным видением, передается вся сила отчаяния героини, которая так никогда и не побывает на свадьбе сына, не увидит его счастливым.

Таня Ковальчук переживает прежде всего за своих товари­щей. Муся счастлива умереть как героиня и мученица: «Нет ни сомнений, ни колебаний, она принята в лоно, она правомерно

2-10738 вступает в ряды тех светлых, что извека через костер, пытки и казни идут к высокому небу». Купаясь в своих романтических мечтах, она уже мысленно шагнула в бессмертие. Муся готова была на безумство ради торжества моральной победы, ради эй­фории от безумства своего «подвига». «Мне бы даже так хоте­лось: выйти одной перед целым полком солдат и начать стре­лять в них из браунинга. Пусть я одна, а их тысячи, и я никого не убью. Это-то и важно, что их тысячи. Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один», - рассуждает девушка.

Сергею Головину жалко своей молодой жизни. Особенно остро подступал к нему страх после физических упражнений. В то время как на воле он ощущал в эти минуты особый подъ­ем жизнерадостности. В последние часы герой чувствует, что его как будто оголили: «Смерти еще нет, но нет уже и жизни, а есть что-то новое, поразительно непонятное, и не то совсем лишенное смысла, не то имеющее смысл, но такой глубокий, таинственный и нечеловеческий, что открыть его невозмож­но». Всякая мысль и всякое движение перед лицом смерти ка­жется герою безумием. Время для него словно останавливает­ся, и в этот момент ему сразу становятся видны и жизнь, и смерть одновременно. Однако Сергей усилием воли все-таки заставляет себя сделать гимнастику.

Василий Каширин мечется по камере, страдая, как от зубной боли. Примечательно, что он лучше других держался, когда шла подготовка к террористическому акту, так как его вдохновляло чувство утверждения «своей дерзкой и бесстрашной воли».

В тюрьме же его подавляет собственное бессилие. Таким образом, Л.Н. Андреев показывает, как ситуация, с которой герой подходит к смерти, влияет на само восприятие челове­ком этого события.

Наиболее интеллектуальный член террористической груп­пы - Вернер, знающий несколько языков, обладающий пре­красной памятью и твердой волей. Он решил отнестись к смерти философски, так как не знал, что такое страх. На суде Вернер думает не о смерти и даже не о жизни, а разыгрывает трудную шахматную партию. При этом его совершенно не ос­танавливает то, что партию он может и не закончить. Однако перед казнью он все-таки оплакивает своих товарищей.

Вместе с террористами к казни приговорили еще двух убийц: Ивана Янсона, работника, отправившего на тот свет сво­его хозяина, и разбойника Мишку Цыганка. Янсон перед смер­тью замыкается в себе и все время твердит одну и ту же фразу: «Меня не надо вешать». Цыганку предлагают самому стать па­лачом и этим купить себе жизнь, но он медлит. Детализировано изображает Л.Н. Андреев муки героя, который то представляет себя палачом, то ужасается этим мыслям: «...Становилось тем­но и душно, и куском нетающего льда делалось сердце, посы­лая мелкую сухую дрожь». Однажды в минуту крайней душев­ной слабости Цыганок воет дрожащим волчьим воем. И этот звериный вой поражает ужасом и скорбью, царящими в душе Цыганка. Если Янсон постоянно находится в одном и том же отрешенном состоянии, то Цыганка наоборот преследуют кон­трасты: он то умоляет о пощаде, то ругается, то бодрится, то им обуревает дикая лукавость. «Его человеческий мозг, поставлен­ный на чудовищно острую грань между жизнью и смертью, распадался на части, как комок сухой и выветрившейся глины», - пишет Л.Н. Андреев, подчеркнув тем самым мысль о том, что личность приговоренного к смерти человека начинает рас­падаться еще при жизни. Символична в рассказе повторяющая­ся деталь: «Янсон постоянно поправляет на шее грязно-красный шарф. Таня Ковальчук предлагает мерзнущему Василию Каширину повязать на шею теплый платок, а Мусе натирает шею шерстяной воротник».

Основная идея рассказа состоит в том, что каждый из нас должен задуматься перед лицом смерти о главном, о том, что даже последние минуты человеческого бытия имеют особый смысл, быть может, самый важный в жизни, раскрывающий суть нашей личности. «Рассказ о семи повешенных» написан в русле настроений эпохи начала XX века, когда тема судьбы, рока, противостояния жизни и смерти выходит на главное ме­сто в литературе. Рубежность, катастрофичность, утрата соци­альных опор - все эти особенности обусловили актуальность проблематики рассказа.

Шел 1907 год. Это была пора политической реакции после поражения революции 1905 года, когда, как писал В. Г. Коро¬ленко, «историческая Россия встречалась с Россией будущей, и обе измеряли друг друга тревожными, пытливыми, ожидаю¬щими взглядами». Это было время, когда крестьяне громили помещичьи усадьбы, подданные восставали против господ, ре¬волюционеры устраивали покушения на государственных чи¬новников.
В ответ на это правительство учредило военно-полевые суды, которые, как правило, приговаривали подсудимых к смертной казни через повешение (позднее эти казни были на¬званы «столыпинскими галстуками»). Гражданских лиц суди¬ли по законам военного времени, не предоставляя им защит¬ников. Но и это не успокоило взволнованный народ. Люди снова грабили, уничтожали, убивали.
К 1907 году в каждом городе России была построена висели¬ца. Каждый день газеты сообщали о количестве вынесенных смертных приговоров и о количестве повешенных за один день. И все это происходило в России, «в той России, где народ счи¬тает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни», как писал Лев Толстой. В течение нескольких лет люди жили в стра¬хе, боялись сделать или сказать что-нибудь не так, чтобы не по¬пасть на виселицу.
Тема смертной казни была самым трагическим вопросом для русского общества. Писатели не могли обойти стороной этот вопрос, поэтому выступили с произведениями, в которых про¬тестовали против исполнения смертных приговоров. Л. Н. Тол¬стой в 1908 году написал статью «Не могу молчать!», В. Г. Коро¬ленко опубликовал очерк «Бытовое явление», а Леонид Андреев закончил в 1908 году «Рассказ о семи повешенных», который посвятил Льву Толстому, активному противнику смертной каз¬ни и насилия над человеком вообще.
В основу этого произведения легла газетная публикация о пятерых террористах, которых повесили в конце зимы 1908 года. Персонажи рассказа - это не только революционеры Вернер,
Муся, Таня Ковальчук, Василий Каширин, Сергей Головин, но и простые люди, которые воплощают природное начало. Это Янсон и Цыганок. Андреев рисует героев различного социаль¬ного уровня, но каждый из них занимает в рассказе особое мес¬то, у каждого свой характер и свое отношение к смерти.
«Рассказ о семи повешенных» - это не просто история о людях, приговоренных к виселице. Это подробный анализ их самосознания перед лицом смерти. Каждый из них думает о не¬минуемом конце по-своему. Мужественные Вернер и Муся вы¬носят эту психологическую пытку, а слабые отзываются на все происходящее безумием. Это рассказ о семи повешенных, но к смерти на самом деле приговорен еще один человек - министр. Заговор против него раскрывается, его жизни больше не угро¬жает опасность. Но мысль о том, что его могли убить, не дает ему покоя. Он приходит к выводу, что страшна не сама смерть, а точ¬ное знание того, когда это свершится. Из-за этого с министром ночью случается апоплексический удар.
Рассказ разделен на двенадцать глав, каждая из которых имеет свое название. Название - это та мысль, которая больше всего волнует человека, которая чаще всего повторяется и вок¬руг которой строится сама глава.
Каждая часть посвящена какому-нибудь человеку или како¬му-нибудь событию. Характер персонажа у Андреева раскрыва¬ется не через поступки, а через его мысли, чувства, переживания. Писатель не дает прямых характеристик, но пользуется сравне¬ниями, чтобы создать образ. Янсон и Цыганок постоянно сопо¬ставляются с животными. Цыганок «как-то по-лошадиному вы¬ворачивал белки глаз… и воду пил чуть ли не ведрами, как лошадь, а воздух нюхал, раздувая ноздри». А Янсон сравнива¬ется с легавой собакой.
Революционеры у Андреева наделены чертами революционеров-народников. В их душах горит тот же священный, жерт¬венный огонь. Муся «была… очень бледна… той особой горячей белизной, когда внутри человека как бы зажжен огромный, силь¬ный огонь».
В рассказе последовательно противопоставляются жизнь и смерть. Контраст реального и ирреального, дня и ночи, света и тьмы становится главным изобразительным приемом.
Ночь - олицетворение смерти. Янсон, который раньше ощу¬щал это время суток «просто как темноту», позже начинает по¬нимать ее «таинственную и грозную сущность» и просит, чтобы солнце светило. Днем, при свете огней, министр чувствует себя спокойно, но фонари гаснут, наступает вечер, и все вокруг стано¬вится странным и страшным, откуда-то появляются молчаливые тени, «безгласные души безгласных вещей». Символом смерти является и крепость, где обреченные ожидают казни. Эта черная громада противостоит шумной, деятельной жизни города.
Природа - олицетворение жизни. Все кульминационные сцены рассказа сопровождаются картинами надвигающейся весны: капель, запах свежего воздуха, пение воробьев на мокрых улицах. Даже на суде террористы смотрят в окно, где виднеется ярко-голубое и беспредельное небо. Это кусочек жизни, источ¬ник душевных сил. Но суд заканчивается вечером, когда не¬бо «замутилось, посерело, вдруг стало холодным и зимним». День - это символ жизни. Свет делает фантазию осязаемой.
Финал «Рассказа о семи повешенных» - решающее столкновение жизни и смерти. Приговоренных к смерти везут на ви¬селицу ночью, но сама казнь совершается в тот момент, когда над морем всходит солнце, когда природа оживает. Контраст света и тьмы Андреев использует для усиления психологического напряжения. Это ассоциируется с «Легендой о великом инкви¬зиторе» Достоевского и картиной Ге «Что есть истина?», где доб¬ро противостоит злу.
Для усиления напряжения, для нагнетания атмосферы Анд¬реев использует и другой прием. Автор как бы нанизывает от¬рывочные впечатления или фразы, связывая их друг с другом союзом «и». «И все толкают его на середину. И не за что спря¬таться. И дверь заперта. И светло… Наткнулся на что-то и упал лицом вниз, и тут почувствовал, что она его хватает. И… заво¬пил от ужаса. И когда его… подняли с пола и посадили… и выли¬ли воды на голову, Янсон все еще не решался открыть… глаз». Все это создает картину безнадежности, безысходности. Так ав¬тор заставляет читателя пережить все муки вместе с каждым героем, почувствовать их боль.
Для достижения наибольшего эмоционального воздействия Андреев часто использует повторы: «День был такой обыкновен¬ный, так обыкновенно светило… небо, так обыкновенно звучали… шаги и чей-то деловой разговор, так обыкновенно… пахли щи». Или: «Да ведь это же кукла. Кукла матери. А вот… кукла солдата, а… дома кукла отца, а вот это - кукла Василия Каширина».
В самом начале рассказа автор как бы констатирует факты, и предложения носят информативный характер. Но потом, ког¬да повествование касается мыслей людей, тайны жизни и смер¬ти, на первый рлан выходят абстрактные явления: оживает вре¬мя, медленно ползут часы, тени «хватают, ведут, вешают, дергают за ноги, обрезают веревку, кладут, везут и закапывают». Фанта¬стическое становится реальным.
Все эти приемы Андреев использует, чтобы показать «безу¬мие и ужас» смертной казни. Он считает, что нет ничего страш¬нее этой «кощунственной попытки нарушить законы бытия», при которой «человек ставится в положение, когда он должен мыслить немыслимое», потому что «это покушение на разум всего человечества, он поднимает руку на самого себя, он уни¬чтожает самый смысл человеческого существования».
Думаю, что Андрееву вполне удалось задуманное. Горький назвал «Рассказ о семи повешенных» произведением, которое «в достаточной мере отразило волнения эпохи». Это сближает статью Л. Толстого «Не могу молчать!» с рассказом Андреева. И надо полагать, что именно такие произведения изменили сло¬жившуюся к 1908 году ситуацию в стране к лучшему.