Овод кто писатель. Этель лилиан войнич - овод. Главные действующие лица

Этель Лилиан Войнич - одна из самых ярких и неоднозначных писателей конца XIX - начала XX в. Ее произведения стали любимым чтением молодежи, конфликтующей с "поколением отцов" и пылающей жаждой перемен. Ее романы "Джек Реймонд", "Оливия Лэтам", "Прерванная дружба" и "Сними обувь твою" по-прежнему входят в золотой фонд мировой литературы, однако бессмертным шедевром великой англичанки был и остается роман "Овод"."Овод".Роман, положенный в основу двух потрясающих отечественных фильмов, на которых выросли поколения зрителей.Первая книга трилогии об Артуре-Оводе, бесстрашном борце за свободу Италии, чье имя стало символом мужества и несгибаемой воли. Его предали люди, которых он любил больше всего на свете. Его презирали и считали предателем товарищи по борьбе.Но он нашел в себе силы не сломаться, выстоять -и снова сражаться за идеалы, в которые верит.Единственное, чего не хочет Овод, - быть узнанным теми, кто когда-то несправедливо оскорбил его. Особенно - Джеммой, женщиной, которую он любит все эти годы...

Описание добавлено пользователем:

Арина Ямалеева

«Овод» - сюжет

Он был молод, наивен, влюблен, полон свободолюбивых идей и романтических иллюзий. Он оказался обманут, оклеветан, отвергнут и презираем. Он исчез, имитировав самоубийство, и вернулся на родину лишь спустя тринадцать лет - под чужим именем, с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и исстрадавшимся сердцем. Он предстал перед людьми, которых когда-то знал и горячо любил, насмешливым циником со звучным и хлестким журналистским псевдонимом Овод. И мало кто сумел разглядеть под этой маской страстную, порывистую, благородную натуру человека, по-прежнему верного прекрасным идеалам своей юности.«Овод», первый и, как справедливо считается, лучший роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич, и сегодня увлекает своим сюжетным драматизмом, связанным с образом главного героя - ярким, сильным, трагическим.

Критика

Польские исследователи литературы категорически утверждали, что реальными прообразами Овода были деятели польской социально-революционной партии «Пролетариат», русские же читатели сразу после выхода в России «Овода» узнали в нём знакомые черты русских революционеров. Некоторые исследователи считают, что в образе Овода легко обнаружить черты Мадзини и Гарибальди

Рецензии

Рецензии на книгу «Овод»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

Анастасия Грис

Этель Лилиан Войнич «Овод» или книга, которая оживает.

Признаться, когда я только начинала читать «Овода», не думала, что книга меня настолько увлечет. Перевод казался сухим и ломанным, повествование – неживым и «пластмассовым». И сейчас могу с уверенностью сказать, что первоначальное мнение мое ни коим образом не совпадает с действительностью и мыслями насчет этой книги сейчас, когда я практически залпом «выпила» 378 страниц этой удивительной истории, порой подолгу засиживаясь до ночи, не в силах оторваться; и только когда глаза уже начинали непроизвольно закрываться, а мозг отказывался рисовать в воображение картины революционной Италии 19 века, я принимала этот сигнал с недовольством, будто кто-то невидимый отрывал меня от дела всей жизни, словно если бы в тот момент я не перевернула страницу, события бы жестоко прервались, оставляя за собой лишь череду пустых страниц, или же – напротив – книга начала бы жить отдельной жизнью, дышать, подгоняя время, не ожидая отстающих, запыхавшихся, в отчаянии кричащих: «Погоди! Остановись хоть на секунду!». Именно такое чувство у меня было при прочтении третьей части «Овода» – события словно вырывались из рамок печатных буков и бумажных страниц, вырывались из моего воображения, становились свободными, страстными, будоражащими, пугающе реальными – у меня в прямом смысле замирало дыхание, я словно пыталась остановить ход часов не дыша, чтобы выйграть время, собраться с мыслями и взять под контроль игру сотен немых строчек, которые вдруг вздохнули глубоко, порывисто и воинственно, как и сам Артур, главный герой книги.

В книге нет одного главного отрицательного героя, с которым ведет борьбу Овод на протяжении всего повествования (скорее главными врагами еще юного, верующего Артура выступают захватчики Италии и трусость общества, неспособного бороться; а, впоследствие, уже Овод борется еще и с церковными идолами и удбеждения, с церковью в целом). Мало-мальски негативные персонажи появляются лишь эпизодически – вспомним священника-предателя Карди, полковника, в третьей части заковавшего больного и обессиленого Овода в кандалы – но они не вызывают злобы, как и не вызывает неприязни сам главный герой, несмотря на его саркастические насмешки, озлобленность (которая, на мой взгляд, не завладела его израненной душой, а была лишь защитой, как был защитой и смех), изуродованную внешность, точное описание Войнич которой не мешает представить странно вальяжного, элегантного мужчину, в каждом движении и слове которого чувствуется стать, харизма, сила и вера в свои идеи. К Оводу питаешь не жалость, не неприязнь, а не поддаюющуюся описанию симпатию, а затем и любовь, любовь к этому сильному, страстному, бесстрашному человеку, на долю котрого выпали страшные, ужасающие испытания, но не пал он под грузом бремени болезней, унижения, гонений и боли. Им самим двигала любовь, любовь подобная пламени – неугасающая, всеобъемлющая, пусть и тлеющая где-то в закромах души, но разгоревшаяся вновь при виде Джеммы, родной, любимой, единственной женщины его сердца, при виде его отца – священника Монтанелли, не имевшего смелости открыть правду своему сыну, признаться в собственных грехах, несшего груз ошибок своих на мягком, добром сердце. Вся книга пропитана силой, жаждой правды, свободы, справедливости и жизни, эта сила чувствуется в каждой странице, в каждой букве – сила и желание бороться, защищать свои убеждения и своих друзей, товарищей; необъяснимо чистая, мощная энергия истории, где каждый – герой, грезящий о свободе своего народа и страны, герой смелый, честный, открытый – Чезаре Мартини и остальные члены тайного общества, Джемма, Марконе, Риккардо, и наконец – сам Овод.

Полезная рецензия?

/

«Овод» стал ее первым и безусловным триумфом не только на родине, а также и в других странах Европы и мира. Это в самом деле неординарное и даже уникальный за своими поэтическими качествами. Было бы весьма явным упрощением трактовать его однозначно как гимн революционной стойкости , хотя, разумеется, эта тема присутствует в нем одной из лейтмотивних. Не все так однозначно просто и с антирелигиозной, вернее, - с антицерковной его направленностью. Настоящий его пафос более богатый, многограничный, диалектический. В один тугой клубок сплетается в романе страстное свободолюбивой натурой героя и его стойкость как революционного борца с целым комплексом личных чувств и отношений.

Действие романа происходит в Италии в период 30- 40-х лет XIX ст., когда в стране разворачивалось могущественное национально-освободительное движение против феодальной раздробленности и австрийского гнета. Начинается она в Пизи в 1833 г. Его герой юный Артур Бертон, англичанин по матери и итальянец по отцу, студент местного университета, делит тепло своего сердца между своим духовным и фактическим отцом падре Монтанелли, на это время скромным каноником, ректором духовной семинарии, своей подругой из детства Джеммой (Дженнифер) Воррен и Италией, которую он хочет видеть свободной и цветущей республикой. Став членом тайного общества «Молодая Италия» и найдя в Джемме товарища по борьбе, он мечтает о том, чтобы привлечь к ней своего падре. Но Монтанелли, несмотря на свою доброту и мягкость, - , беспредельно отданный своей вере. При других обстоятельствах Артур, который унаследовал эту черту его характера, мог бы стать его последователем. Но Артур-Овод и падре оказываются на разных полюсах в реальном противостоянии общественных сил.

Началом их общей драмы становится измена со стороны церкви, жертвой которой стал Артур. Поднимая тайну исповеди, священник Карде, который сменил отозванного Ватиканом Монтанелли и сам напросился стать исповедником Артура, выказывает его и его товарищей полиции. После ареста, заключение, допросов и освобождение на него ждет пренебрежение друзей - считая его предателем, Джемма дала ему пощечину. Все это порождает в душе Артура бурю, которая сокрушает бывшие моральные ценности. Он оставляет Монтанелли записку, в которой с юношеским максимализмом заявляет: «Я верил в вас как в Бога. Но Бог - это идол, которого можно разбить молотком, а Вы врали мне всю ». Инсценировав после этого самоубийство, он, нанявшись на корабль, отплив в Южную Америку, чтобы снова появиться в Италии через 13 лет покалеченным, но духовно не сломанным человеком.

Действие основной части романа разворачивается в Флоренции и Бризигелли в 1846 г. Достоверно воссоздавая исторические реалии эпохи, называя имена настоящих организаторов и участников освободительной борьбы, Войнич ведущую роль оставляет за своими выдуманными персонажами. Артур Бертон, ревностно оберегая тайну своего прошлого, выступает здесь под именем Феличе Ривареса, известного публициста, а также под псевдонимом Овод. Бывший падре Монтанелли, теперь влиятельный кардинал и епископ Бризигелли, для Овода - наибольший идейный враг.

Он лелеет в души ненависть к нему, продолжая вместе с тем любить в нем наставника и друга своей юности. Арестованный в Бризигелли во время операции по доставке оружия повстанцам, Овод попадается в тюрьму. Монтанелли, от которого зависит судьба узника, старается спасти ему жизнь, убеждая отказаться от дальнейшей борьбы, но Овод остается непоколебимым. их состоит в невозможности каждого предать свою веру. Овода расстреливают, а в скором времени умирает и Монтанелли.

Предельное эмоциональное напряжение романа, в котором отображенная юность писательницы, ее увлеченность идеями освободительной борьбы, благородство чувств героев, романтический ореол над их настоящим и прошлым, постоянная скрытность - вот эти качества, которые делают его таким привлекательным для читателей. От времени его выхода он неоднократно выходил из печати разными языками мира, несколько раз его исценизировали. На его основе была написана опера А. Э. Спадавеккиа.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Краткий сюжет романа Войнич «Овод» . Литературные сочинения!

Бертон Артур - студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес - граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа - возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части - тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой - обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием - раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.

Роман «Овод» Войнич был написан в 1897 году. В произведении описывается деятельность участников подпольной революционной организации в первой половине XIX века. Особенно острой критике в книге подвергается христианство.

Главные герои

Овод (Артур Бертон, Феличе Риваерс) – принципиальный, решительный молодой мужчина, революционер, переживший на своем веку немало горя.

Лоренцо Монтанелли – священник, кардинал, духовник Артура, его настоящий отец.

Джемма – возлюбленная Артура, участница революционного движения.

Другие персонажи

Джованни Болла – товарищ Артура, его любовный соперник, в дальнейшем муж Джеммы.

Риккардо – профессор, врач.

Зита Рени – любовница Овода, цыганка, танцовщица.

Часть первая

Невысокий, хрупкий девятнадцатилетний Артур Бертон « скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи ». Он много времени проводил со своим духовником Лоренцо Монтанелли, которого боготворил, и почтительно называл padre. После смерти матери юноша переехал в Пизу, где жил со сводными братьями.

Юноша был необычайно хорош собой. Когда он спокойно сидел, то его можно было легко принять « за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье ». Однако в движении Артур больше напоминал сильную грациозную пантеру, « правда, без когтей ».

Артур доверил духовнику свою тайну – студент стал участником тайной организации «Молодая Италия», чтобы бороться за свободу родной страны. Это было « политическое общество, которое издает газету в Марселе и распространяет ее в Италии с целью подготовить народ к восстанию и изгнать австрийскую армию из пределов страны ». Наставник пытался отговорить Артура от опасной затеи, но безрезультатно. К тому же, в организации состояла и подруга детства Артура, Джемма Уоррен, в которую он был влюблен.

Тем временем Монтанелли предложили епископство, и он на несколько месяцев уехал в Рим. На исповеди Артур поведал новому священнику о своей любви к Джемме, которую он ревновал к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовали, но на допросах он не выдал своих товарищей. Ему уже было известно о многочисленных арестах, и эти сведения вызвали в юноше « лихорадочную тревогу за участь Джеммы и остальных друзей ». Вскоре Артура отпустили, и он узнал, что члены «Молодой Италии» обвинили его в аресте Боллы.

Артур догадался, что его сдал священник, нарушивший тайну исповеди. Он поссорился с Джеммой, и так и не успел с ней объясниться. Брат Артура был взбешен тем, что юноша оказался связан с « нарушителями закона, с бунтовщиками, с людьми сомнительной репутации ». Во время разыгравшегося скандала жена брата рассказала юноше, что его настоящим отцом является священник Монтанелли. Артур написал прощальную записку, инсценировал самоубийство, и отправился в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждали способы борьбы с действующей властью. Доктор Риккардо предложил воспользоваться услугами Овода – остроумного политического сатирика Феличе Ривареса. Его памфлеты могли бы наносить точные и весьма болезненные удары. У Овода были особые приметы: « прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается ».

На вечере у партийца Джемма, вдова Джованни Боллы, впервые увидела Овода. Молодой мужчина вел себя весьма дерзко и вызывающе. К тому же, он явился в салон со своей любовницей-цыганкой, танцовщицей Зитой Рени, чем глубоко оскорбил всех присутствующих здесь дам.

Во Флоренцию пожаловал Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемма решила взглянуть на священника, которого в последний раз видела после самоубийства Артура. До сих она была уверена, что стала причиной смерти « своего лучшего друга », и эта мысль не давала ей покоя. Когда Джемма на мосту увидела Овода, она смертельно побледнела. Ей почудилось, будто Артур вернулся к ней из иного мира.

Риварес серьезно заболел, и партийцы принялись ухаживать за ним. Как сказал доктор, у него были « не в порядке нервы, но главная причина болезни – старая, запущенная рана ». Во время одного из дежурств Джемме удалось разговорить Овода. Он поделился с ней злоключениями, выпавшими на его долю. В ответ Джемма рассказала о своем горе: много лет назад она стала причиной гибели человека, « которого любила больше всех на свете ». Ее не покидала навязчивая мысль, будто Овод и есть Артур. Чтобы проверить свою догадку, она показала ему портрет десятилетнего Артура Бертона. Однако Овод ничем не выдал себя.

После выздоровления Овод вернулся к революционной деятельности. Однажды, встретив кардинала Монтанелли, он хотел ему раскрыться, но так и не решился на этот шаг. Зита, которую Овод жестоко игнорировал во время болезни, обиделась на него. Она ушла с табором, и собиралась стать женой цыгана.

Часть третья

Овод отправился на помощь поставщику оружия, который был арестован. Во время перестрелки он потерял самообладание, и его арестовали. Поскольку Овод – « очень влиятельный член одного из самых зловредных тайных обществ », ему грозил военный суд. Благодаря влиянию Монтанелли этого удалось избежать. Кардинал навестил заключенного, который жестоко оскорбил его.

Друзья Овода попытались организовать его побег, однако он не удался. Вмешалось само провидение – обострилась старая болезнь, « припадок начался внезапно, когда Риварес был уже близок к цели ». Арестанта заковали в кандалы и пристегнули ремнями – они « были затянуты так туго, что при каждом движении врезались в тело ». Подобная предосторожность тюремного руководства еще более усиливала страдания Овода « от приступов мучительной болезни ». Несмотря на уговоры врача, больному отказали в спасительном опиуме.

Овод попросил о свидании с Монтанелли, на котором признался, что является Артуром. Кардинал никак не мог поверить, что не признал в Оводе родного сына. Артур же обвинил отца в безразличии, и в том, что ему « гораздо важнее снискать расположение » бога, чем спасти собственного сына. Он поставил кардинала перед непростым выбором – либо он, либо бог. В расстроенных чувствах Монтанелли покинул тюрьму. Он дал разрешение на военный суд.

В день казни первая попытка расстрелять Овода оказалась неудачной – « каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной ». Узник был лишь ранен, и казнь превратилась « в ненужную пытку ». Овод подбодрил растерявшихся солдат – он « сам командовал своим расстрелом ». Когда он упал, истекая кровью, появился кардинал. Свои последние слова Овод обратил к отцу: « Padre… ваш бог… удовлетворен?».

Во время праздничной службы Монтанелли стало плохо. Кардиналу везде мерещилась кровь. В своей проповеди он обвинил прихожан в гибели единственного сына, которого он был вынужден принести в жертву, как Господь в свое время пожертвовал Христом ради человечества.

Джемма получила письмо от Овода, в котором он подтвердил ее догадку. Женщина с горечью поняла, что дважды потеряла любимого человека. В этот момент послышался звук колокола – « его преосвященство кардинал монсеньер Лоренцо Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца ».

Заключение

В рассказе Войнич описывается тяжелая судьба молодого, наивного юноши, которому пришлось многое пережить на своем пути. Он отчаянно борется за правду и свободу, однако вынужден принять смерть.

После ознакомления с кратким пересказом «Овод» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 100.

Бертон Артур - студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес - граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа - возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части - тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой - обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием - раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.