Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы. Поэма «Анна Снегина». Революция в поэме. Человеческие судьбы Какая тема развивается в поэме анна снегина

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.
Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».
И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать.
Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:
Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет.

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище!
С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.
Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?
Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.
Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте,
Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.
Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна.
Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Слушаем доклад ученика.

I I . Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считают, что это определение не совсем точно выражает ее жанровое своеобразие. Вл. Турбин называет «Анну Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным» (отметим сходство звучания фамилий заглавных героев). А. Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: «Мы все эти годы любили, / Но, значит, / Любили я нас».

I II . Беседа

Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая И. С. Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А. П. Чеховым в «Вишневом саде», получила у Есенина свою интерпретацию, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнезда» исчезли.

Комментарий учителя:

Принадлежащая к московской аристократической элите Т. А. Аксакова-Сиверс вспоминала: «Я поражаюсь, с какой красивой легкостью мы - я говорю о дворянстве - расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин в поэме «Анна Снегина». Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, свое изгойство, расставание с Сергеем. В ее душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом ее любви, но и образом Родины. Интимная и патриотическая темы в поэзии Есенина были в таком же органическом согласии, как и в творчестве Блока и Ахматовой».

Речь какого героя открывает поэму? Какие ассоциации вызывает этот рассказ?

(Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из слов возницы мы узнаем печальные вести о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями - бедными и вороватыми криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела к скандалу и убийству старосты (вспомним историю Савелия из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

Как высказывается отношение к войне?

(Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает определенную неприязнь, это почти «предатель». Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую явил я отвагу - / Был первый в стране дезертир»?)

Почему герой самовольно возвращается с войны?

(Воевать за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть «игрушкой» на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей «на фронт умирать» - тоже не геройство. В этой ситуации «отвагой» действительно было то, что сделал лирический герой, Сергей. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

Каким видится прошлое лирическому герою?

(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: Так мил моим вспыхнувшим взглядам / состарившийся плетень», «разросшийся сад», сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Каковы настроения земляков поэта?

(Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина - «безвластье. / Прогнали царя...». Мы узнаем про булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь».)

Какие вопросы волнуют мужиков?

(Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без выкупа пашни господ?» Второй опрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи, / Кто такое Ленин?» Ответ героя на этот вопрос требует комментария: «Я тихо ответил: / «Он - вы».)

Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

(Диалог герое в двух планах: очевидном и неявном, «подводном» (глава 3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула украдкой, / Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно! / Найдемте другой язык!»; «Но почему-то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да... / Я сейчас вспоминаю...»; «Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль» (Обратим внимание, как эти детали напоминают манеру Ахматовой); «По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Лейтмотив («Мы все в эти годы любили...») звучит уже оптимистично:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.)

В чем причина разлада в отношениях героя и героини?

(Прон Оглоблин за думал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал, человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы - жалкий и низкий трусишка. / Он умер... /А вы вот здесь…». Все лето после этого герои не виделись.)

Как изображается в поэме новая власть?

(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р-раз - и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». «Мечта» Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью: «В России теперь Советы / И Ленин - старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы: «Я первый сейчас же коммуну / Устрою в своем селе», - заявляет Прон. Брат Прона, Лабутя, от радостного известия о приходе новой власти «в штаны намочил», сам он «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете. /Живут, не мозоля рук. / И вот он, конечно, в Совете».)

Вспомним, как ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. («Он - вы».) Прокомментируем это определение.

Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

(Проходит шесть лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофоны» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас».

О событиях в Криуше герой узнает из письма мельника: Прон Оглоблин расстрелян деникинцами, Лабутя спасся - «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / За храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон».)

Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?

Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия:

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.)

Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из ХLVI строфы восьмой главы «Евгения Онегина».

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все «по-прежнему», но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом / Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Сравним с описанием (почти таким же) из первой главы. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему»; «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».

I V . Заключительное слово учителя

«Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В концовке поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (обратимся снова к эпиграфу).

Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»

Цель урока: показать, как создается трагический пафос поэмы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение поэмы.

Ход урока

I . Слово учителя

Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло, относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная еще в 1923 году последняя поэма Есенина, «Черный человек». Само название настраивает на трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата...» (1922); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» (1922); «Цветы мне говорят - прощай...» (1925). Читаем некоторые из этих стихотворений.

1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, очарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» - и о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к собственной судьбе:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Из этих настроений и родился «Черный человек», трагический феномен раздвоенного сознания, «двойник-самозванец», «фиктивный другой» (термины М. Бахтина).

II. Аналитическая беседа с комментариями учителя

Как бы вы определили жанр поэмы и ее композицию?

Поэма начинается с обращения:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Эти же строки повторяются в середине поэмы, деля ее пополам. Поэма построена как диалог «черного человека» с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой, после которой жить уже невозможно.

Попробуем проследить, как создается трагический пафос 1-й части поэмы.

Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно вызывающий усмешку:

Голова моя машет ушами,

Как крыльями птица.

Ей на шее ноги

Маячить больше невмочь.

Быстро становится понятно, что так передается алкогольный бред, и становится уже не до смеха. Одиннадцать раз в первой части появляется рефрен: «Черный человек», закрепляя навязчивое видение в сознании читателя.

«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный ночной пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновленную, сторону его жизни. Кроме нее ничего и не осталось. Страшно и то, что «прохвост и забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов», неосуществленных и неосуществимых, конечно, «в стране / Самых отвратительных / Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране?

Какую роль в создании трагического пафоса играет лексика?

«Темная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска», «страх», «отвратительный», «громилы», «шарлатаны», «дьявол», «авантюрист», «изломанный», «лживый», «скверная», «скандальный» и т. д. - оттеняется немногими «светлыми» словами: «прекраснейший», «чистый», «веселый», «изящный», «милая», «счастье», «улыбчивый».

Понаблюдаем за цветовой гаммой. Что меняется по сравнению с традиционным есенинским многоцветьем?

«Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один черный цвет. Упоминается еще «до дьявола» чистый снег, какой-то мальчик «желтоволосый, с голубыми глазами», а любимый поэтом голубой цвет становится страшным эпитетом: «глаза покрываются голубой блевотой».

Как лирический герой реагирует на обвинения «черного человека»?

Герой еще пытается сопротивляться: «Черный человек! / Ты не смеешь этого!» Но с ужасом принимает молчаливое обвинение, что он «жулик и вор, / Так бесстыдно и нагло / Обокравший кого-то».

Комментируем начало второй части. Вторая часть начинается как будто мирно:

Ночь морозная.

Тих покой перекрестка.

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Вся равнина покрыта

Сыпучей и мягкой известкой,

И деревья, как всадники

Съехались в нашем саду.

Но уже в следующей строфе жуткое видение появляется снова: «Где-то плачет / Ночная зловещая птица», деревья, только что казавшиеся мирными всадниками, «сеют копытливый стук», тревожный стук, и опять возникает «черный человек».

Есть ли отличия в описании «черного человека» в первой и второй частях поэмы?

В первой части «черный человек» почти бесплотен. Правда, он садится на кровать, «водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передает свои мысли. То есть, он описан через действия. Во второй части «черный человек» упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:

Вот опять этот черный

На кресло мое садится,

Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

Это уже черт из видений Ивана Карамазова, например. Он уже не «бормочет», а «хрипит», а сам «все ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни героя, он открыто издевается над ним:

Ах, положим ошибся!

Ведь нынче луна.

Что же нужно еще

Напоенному дремой мирку?

Может, с толстыми ляжками

Свою дохлую томную лирику?

Издевка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик / В простой крестьянской семье, / Желтоволосый, с голубыми глазами...», «черный человек» дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издевка:

И вот стал он взрослым,

к тому ж поэт,

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую-то женщину

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Какова развязка поэмы? Как она связана с развязкой судьбы поэта? Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «черный человек» оказался вторым «Я» героя («Я в цилиндре стою»). Рассвет, обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «...Месяц умер». Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора месяца.


Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Литература и библиотековедение

Есенина Анна Снегина. Поэма Анна Онегина написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. Это ощущение усиливается в поэме тем что на её страницах в качестве олицетворения его юности появляется Анна Снегина первая любовь девушка в белой накидке которая ласково сказала: Нет Несмотря на былые воспоминания автор прекрасно понимает что прошлое вернуть невозможно:...

5. Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы.

Главная тема поемы – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме, которая отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными. Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим.

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Интересен образ и самой Анны Снегиной, которая является частью прошлого лирического героя, его юности. Поэт вспоминает годы молодости, когда он и Анна мечтали о прекрасном будущем, говорили о своих возможностях и устремлениях. Но теперь все изменилось, поменялась сама жизнь, независимо от воли людей. Трагичен эпизод, где Анна Снегина узнает о гибели своего мужа на войне. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32895. Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм 44.86 KB
Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.
32896. Сознание и человек. Гилозоизм, панпсихизм. Редукционизм, физикализм, механицизм 35.52 KB
Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи. Редукционизм высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей свойственных низшим формам т. Механицизм теория в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея что каждое явление представляет собой результат существования материи находящейся в движении и может быть объяснено на основе законов...
32897. Декарт (1596-1650) 11.6 KB
Первое правило метода гласит что истинным является все то что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнениям то есть самоочевидно. Второе правило метода предлагает делить каждую сложную вещь ради успеха ее изучения на более простые составляющие. Третье правило метода утверждает: в познании мыслью следует идти от простейших то есть элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным. Четвертое правило декартовского метода ориентирует на достижение полноты знания.
32899. Иммануил Кант(1724 – 1804) 12.28 KB
Иммануил Кант1724 1804. В философском развитии Канта различают 2 периода:1. Разработка космогонической картины мира происхождение солнечной системы из первоначальной туманности теория КантаЛапласа. Всеобщая естественная история и теория неба 1755 в нем Кант практически исключает идею сотворения.
32900. НЕОКАНТИАНСТВО 11.82 KB
В неокантианстве различают Марбургскую школу занимавшуюся преимущественно логикометодологической проблематикой естественных наук и Фрейбургскую Баденскую школу сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла. Разрабатывала в основном вопросы связанные с методологией гуманитарных наук. Различие между естествознанием и науками гуманитарного цикла представители этой школы видели не в разнице предмета исследования а в специфическом методе присущем историческому познанию.
32901. Философская система 11.94 KB
Субъективный дух человеческое сознание постигая вещи обнаруживает в них проявление абсолютного духа божественного мышления. Порожденная духом природа не имеет независимого от него существования. Дух выходит из природы прерывая внешнюю кору материальности как чего то низшего.3 Философия духа делится на три части на учения о субъективном объективном и абсолютном духе.
32902. Становление марксистской философии 11.5 KB
Во второй половине 50х и особенно в 60е годы происходит антропологический поворот: советская философия обращается к человеку человеческой проблематике. В современном буржуазном обществе она предстала по Марксу как проблема отчуждения: устройство общества разделение труда частная собственность таково что результаты человеческой деятельности продукты труда отчуждаются от человека и превращаются в господствующую над ним силу что ведет и к отчуждению людей друг от друга.
32903. Философия Жизни в19 в 12.41 KB
Философия Жизни в19 в. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни. Именно в это время возникает иррационализм который к концу 19 века оформляется в отдельную школу Философию жизни. Этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма позитивизма механицизма т.

1 слайд

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» Цель: увидеть, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

2 слайд

Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.

3 слайд

Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.

4 слайд

Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

5 слайд

Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.

6 слайд

Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.

7 слайд

8 слайд

С тех пор у нас неуряды. Скатилась со счатья вожжа. Почти что три года кряду У нас то падёж, то пожар.

9 слайд

10 слайд

Как высказывается отношение к войне? Почему герой самовольно возвращается с войны?

11 слайд

12 слайд

Какие вопросы волнуют мужиков? Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

13 слайд

Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза

14 слайд

В чём причина разлада в отношениях герои и героини? Как изображается в поэме новая власть?

15 слайд

Вспомним, что ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!