Виды норм и нормативов качества окружающей среды. Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия 3 нормативы качества окружающей природной среды

  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

    Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

    В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

    Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

    Нормативы качества окружающей среды, их классификация В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

    В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

      мед ици нский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

      технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

      научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

    32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.

    Нормирование качества окружающей природной среды - это установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу и является центральной идеей Закона «Об охране окружающей природной среды» – раздел 4 (ст.25-34).

    Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду.

    Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях:

    1. гигиеническое нормирование качества окружающей среды;

    2. экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему;

    3. регламентация объемов загрязнения, поступающих в окружающую природную среду.

    Общие требования к нормам качества: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

    Задача экологического нормирования - обеспечение благополучия экологических систем в целом и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

    По объектам охранынормативы объединяются в три группы :

    1. санитарно- гигиенические нормативы, направленные на охрану здоровья человека (ПДК для водных объектов санитарно- гигиенического и культурно- бытового назначения, ПДК воздуха рабочей зоны и населенных пунктов, нормативы санитарно- защитных зон, уровней радиационных воздействий и др.);

    2. производственно- хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС, ОБУВ, различные строительные нормы и правила);

    3. собственно экологические нормативы ПДН - предельно допустимые нагрузки на экосистемы, ПДК для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, нормативы изъятия природных ресурсов (минеральных, животных и растительных), добычи полезных ископаемых.

    По принципам вводимых ограничений подразделяются на группы:

    1. нормативы качества или состояния природной среды или объекта;

    2. нормативы воздействия на природную среду, природный объект или экосистему.

    Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира.

    Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

    Нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах и объектах.

    Под ПДК понимают предельно допустимую концентрацию различных видов загрязнителей в воздухе, воде или почве, превышение которой оказывает вредное воздействие на человека, растения или животных.

    ПДВ (предельно допустимые выбросы)- это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

    ПДС (предельно допустимый сброс) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

    ПДВ и ПДС являются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

    ЭДК - экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. На основе ЭДК можно рассчитывать ЭДН.

    ЭДН – мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека- инструмент устойчивого развития общества.

    Норма загрязнения - предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускаемая нормативными актами.

    В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды используются:

    Ø индекс загрязнения (ИЗ) - показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества- загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы;

    Ø фоновая концентрация (ФК) - содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов;

    Ø под токсической концентрацией понимают концентрацию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов или концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

    Вредное вещество - это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

    По химической природе вредные вещества или токсиканты бывают неорганического происхождения (ртуть, свинец, хром, цинк и др.) и органического (фенолы, нефтепродукты, пестициды и др.) происхождения.

    Наиболее приоритетными являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью. Степень загрязнения окружающей среды токсикантами определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

    Миграция элементов - это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

    Показателями негативного воздействия элементов и соединений на живые организмы являются токсичность и канцерогенность - это свойства элементов и соединений, отрицательно влияющие на живые организмы и приводящие к уменьшению продолжительности их жизни.

    Факторы окружающей среды, влияющие на токсичность : температура, растворенный кислород, рН, жесткость и щелочность воды.

    Канцерогенные вещества разделены на три категории: металлосодержащие частицы; водорастворимые соединения металлов; жирорастворимые соединения.

    К канцерогенным веществам относятся вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей в популяциях человека или животных.

    Химические канцерогенные вещества подразделяются на группы:

    · полиароматические углеводороды (ПАУ) и гетероциклические соединения;

    · ароматические азотсоединения;

    · ароматические аминосоединения;

    · нитрозоамины и нитроамины;

    · металлы, металлоиды и неорганические соли.

    Наибольшее распространение получила классификация загрязняющих веществ по степени опасности. В соответствии с ГОСТ в РФ все вредные вещества по степени опасности разделены на 4 класса :

    1 – чрезвычайно опасные

    2 – высокоопасные

    3 – умеренно опасные

    4 – малоопасные.

    Опасность химических соединений характеризуют величиной минимально действующей концентрации:

    · пороговой дозой концентрации вещества, которая при однократном (остром) или многократном (хроническом) воздействии вызывает явные необратимые изменения жизнедеятельности человека;

    · смертельными (летальными) показателями ЛД 50 – средней смертельной дозой, вызывающей гибель подопытных животных в 50% случаев;

    · абсолютно смертельной дозой, ЛД 99 , вызывающей 100% гибель животных.

    33.ответ. Санитарно-гигиенические нормативы охраны окружающей среды и их практическое использование. Санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питье­вого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

    Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают само­стоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

    Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентра­ции загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уров­ни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромаг­нитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

    Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую приро­ду в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормирова­нии исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

    К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические пока­затели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или фи­зические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие норма­тивы вредных воздействий для отдельных районов.

    Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образо­вании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

    "

    Вначале определим, что понимается под качеством окружающей среды. Качество окружающей среды – это состояние окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям или по их совокупности.

    Нормативы качества окружающей среды – это нормативы состояния окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная, здоровая окружающая среда.

    Разработка, введение и применение экологических нормативов, в том числе нормативов качества окружающей среды, – явление сложное и включает в себя:

    · проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

    · проведение экспертизы проектов, выводы которой допускают введение данного вида нормативов;

    · установление оснований разработки или пересмотра экологических нормативов;

    · осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

    · формирование и ведение единой информационной базы данных;

    · оценка и прогнозирование экономических, социальных, экологических и иных последствий применения экологических нормативов.

    Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических, физических, биологических и иных веществ в окружающей среде (атмосфере, воде, почве и др.). ПДК – научно обоснованная мера сочетания экологических требований общества к качеству окружающей среды и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности. В основе экологических требований к ПДК вредных веществ в окружающей среде лежат медицинский (гигиенический) показатель (пороговый уровень угрозы здоровью человека и его генетическим программам) и экологический показатель (пороговый уровень угрозы состоянию окружающей среды). Но при этом учитываются и возможности научно-технические, технологические, экономические и др. То есть требования ПДК должны быть выполнимыми.

    Нормативы качества окружающей среды являются едиными на всей территории России. Но при их установлении учитываются природные особенности территории (акватории), назначение объекта природы и т.д. С учетом этих факторов для отдельных территорий (акваторий) могут быть установлены свои, более жесткие нормативы. Это, например, особо охраняемые природные территории (заповедники), оз. Байкал, источники питьевого водоснабжения и т.д.

    Гигиенические нормативы качества окружающей среды утверждаются Главным санитарным врачом РФ. В качестве примера можно назвать «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденные 17.10.2003 года.

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

    Цель их установления: предотвратить негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц. Предусмотрены следующие нормативы воздействия на окружающую среду (ст. 22 ФЗоООС):

    · нормативы допустимых выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ и микроорганизмов;

    · нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

    · нормативы вредных физических воздействий на окружающую среду (количество тепла, уровень шума; вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

    · нормативы допустимого изъятия компонентов природных ресурсов;

    · нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

    · нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством СРФ в целях охраны окружающей среды.

    Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду так же, как и нормативы качества окружающей среды, устанавливаются с учетом природных особенностей соответствующей территории (акватории).

    Рассмотрим отдельные виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.


    4.5.4. Нормативы допустимых выбросов
    и сбросов вредных веществ и микроорганизмов

    В целях соблюдения уровня ПДК вредных веществ в окружающей среде, то есть сохранения качества окружающей среды, устанавливаются нормативы воздействия на нее в виде предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты. Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферный воздух, а сбросами – в водные объекты.

    ПДВ и ПДС устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

    Технологический (технический) норматив допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов в окружающую среду устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, а также технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

    Технологический норматив массу выбрасываемых в окружающую среду вредных веществ определяет исходя из количества выпускаемой продукции источником загрязнения. Больше продукции – больше выбросов и сбросов и наоборот.

    Но при этом выбросы в пределах технологических нормативов не должны приводить к превышению ПДК вредных веществ на соответствующей территории (акватории). Иначе это будет разрешение на загрязнение окружающей среды.

    ПДВ разрабатываются и утверждаются отделом по контролю и надзору за охраной атмосферного воздуха ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, а ПДС – ФА водных ресурсов МПР РФ. Эти же органы утверждают технологические (технические) нормативы.

    Для того, чтобы качество окружающей среды на конкретно определенной территории (акватории) сохранить на заданном ПДК уровне, ПДВ и ПДС вредных веществ со всех стационарных, передвижных и иных источников в окружающую среду данной территории в совокупности не должны привести к превышению ПДК этих веществ.

    В атмосферном воздухе поселения среднесуточное содержание фреона-14 не должно превышать 20 мг/м 3 . Допустим, в г. Барнауле три предприятия выбрасывают это вещество. Их совокупный выброс фреона-14 не должен превышать 20 мг/м 3 . С учетом этого для каждого предприятия устанавливается «своя» норма ПДВ фреона-14.

    Это несложное правило распространяется на все вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух и сбрасываемые в водоемы.

    Лимиты на выбросы и сбросы

    ПДВ и ПДС устанавливаются для тех предприятий и организаций – источников загрязнения, которые функционируют относительно стабильно и имеют экономические, технологические и финансовые возможности соблюдать их. На тех предприятиях и организациях, где такой возможности нет в силу объективных причин (экономическая слабость, устаревшее оборудование и технология и т.п.), закон допускает возможность установления так называемых лимитов на выбросы и сбросы.

    Лимиты допускают более высокий уровень выбросов и сбросов по сравнению с предельно допустимыми, но лишь на определенный период, в течение которого на предприятии выбросы и сбросы должны быть доведены до нормативов за счет внедрения новой технологии, техники и т.п.

    Выбросы и сбросы вредных веществ со всех источников загрязнения допускаются на основании разрешений, выдаваемых региональными органами управления атмосферным воздухом и водными ресурсами.

    При отсутствии разрешений, а также при нарушении предусмотренных в разрешении условий, выбросы и сбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке по инициативе органов давших разрешение.

    4.5.6. Нормативы допустимых физических
    воздействий на окружающую среду

    К физическим воздействиям на окружающую среду относятся шум, вибрация, электрические и магнитные поля, радиационное излучение и ряд других.

    Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества и благоприятное состояние окружающей среды для здоровья человека, для сохранения многообразия растительного и животного мира.

    Экологические стандарты -- это нормативно-технические документы, устанавливающие обязательные для исполнения нормы, правила и требования к качеству товаров, работ и услуг.

    Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д.

    Нормирование качества окружающей среды - установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т.д.).

    В России действуют стандарты международные, государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), а также стандарты предприятий. В системе стандартизации экологическим стандартам присвоен классификационный номер 17. Например, ГОСТ 17. 4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы.

    Стандарты качества окружающей среды (ОС) или экологические нормативы -- это показатели, характеризующие критерии качества окружающей среды. Качество ОС -- это возможная мера (интенсивность) использования ресурсов и условий среды для реализации нормальной, здоровой жизни и деятельности человека, не приводящая к деградации биосферы. Нормирование качества ОС проводят с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на ОС, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда, обеспечение рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, стандарты качества ОС необходимы для осуществления экономического механизма природопользования, т.е. для установления платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.

    Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются для каждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. ПДК -- это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Напомним, что концентрация -- это отношение единицы массы вещества к единице объема, измеряются концентрации в г/л или в мг/мл. В настоящее время выпущено много справочников, включающих величины ПДК более тысячи вредных веществ. Значения ПДК устанавливают, исходя из влияния вредных веществ на человека, и эти значения являются общепринятыми для всей территории и акватории РФ. В свое время Советский Союз был одним из первых государств, где были установлены довольно жесткие нормативы ПДК. Однако в настоящее время в большинстве экономически развитых стран от показателей ПДК отказались, поскольку в реальном производстве в составе сточных вод или газовых выбросов находится, как правило, несколько веществ. В результате в сбросах или выбросах концентрация каждого из них может не превышать ПДК, а суммарный эффект оказывается опасным для живых организмов и человека. Более передовой в настоящее время является технология с использованием биотестов -- определенных микроорганизмов, которые помещают в сточные воды или газообразные выбросы предприятия. В зависимости от выживания этих микроорганизмов сброс или выброс разрешают или запрещают.

    Нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу) и ПДС (предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект) -- это предельно допустимые массы (или объемы) вредных веществ, которые можно выбросить (сбросить) в течение определенного промежутка времени (как правило, за 1 год). Величины ПДС и ПДВ рассчитывают для каждого природопользователя на основании значений ПДК.

    Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) устанавливают безопасные пределы физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и радиоактивное излучение) на ОС и здоровье человека.

    Нормативы (лимиты) изъятия природных ресурсов устанавливают с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей их возобновления или восстановления. Лимиты размещения отходов связаны с недопущением занятия огромных площадей потенциально сельскохозяйственных земель под свалки и помойки. Законодательство устанавливает нормативы санитарных и защитных зон охраны источников питьевого водоснабжения, курортных и лечебнооздоровительных местностей.

    Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основных производственных процессов, так и к очистным сооружениям. Наилучшая из доступных технологий принимается в качестве эталона.

    Стандарты качества продукции устанавливают четкие согласованные требования к готовой продукции, например, стандарты содержания вредных веществ (нитратов) в продуктах питания, стандарты содержания примесей в питьевой воде и т.д.

    Таким образом, для расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС введены экологические нормативы (стандарты качества ОС).

    Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации, полей или иных вредных физических воздействий. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

    • *Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения. Данные нормативы устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
    • *Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Указанные нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
    • *Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.
    • *Экологические требования к продукции. Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
    • *Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
    • *Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.

    В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие - лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

    Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения.

    В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит принцип безотходности процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.

    Например, анаэробные процессы в почве, способствующие гниению органических остатков, минерализация твердых веществ или растворение минералов являются условием обеспечения ее плодородия. В следующем цикле при наличии влаги, определенного газового состояния атмосферы создаются условия для интенсивного роста растений, которые поедают в дальнейшем животные. Остатки растений и животных, попадая в почву, снова перегнивают и являются источником накопления углерода и органических соединений в почве, также способствующих повышению ее плодородия. При этом идет воспроизводство всего живого на Земле, начиная от бактерий и грибков и кончая растительным и животным миром. Причем уровень воспроизводства не остается постоянным, а саморегулируется климатическими и другими природными условиями.

    Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное) в отличие от природного построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком в результате технологического процесса, используется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более, выбрасывается человеком в отходы, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов.

    Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

    Нормирование качества окружающей природной среды - это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

    Норма - это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

    Нормативы качества - предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

    В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

    Экологическая безопасность населения;

    Сохранение генетического фонда;

    Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

    Цель этих требований - обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

    Предельно допустимые нормы - это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

    Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера, и сами по себе они не обладают юридической силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, методических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учреждениях. Они помогают в решении тех или иных вопросов, но не являются обязательными для соблюдения.

    Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентным органом. Для нормативов качества окружающей природной среды такими органами являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство природных ресурсов.

    Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в содержание закона, а публикуются в специальных нормативных справочниках и изданиях.

    Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.

    Санитарно-гигиенические нормативы - это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. В настоящее время эта часть нормативов наиболее разработана.

    В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

    Нормативы ПДК вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ устанавливают для оценки состояния окружающей природной среды.

    Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

    С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.

    Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

    Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферу.

    Сброс - поступление вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

    ПДВ определяют по каждому источнику выбросов (сбросов), которых может быть несколько на одном предприятии.

    Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий - загрязнителей окружающей природной среды и привлечении их руководителей к эколого-правовой ответственности.

    К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нормативы ПДВ укладывается сейчас 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий загрязняет среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

    Проблема не решается из-за того, что ни одно предприятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

    Не менее сложен вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50~60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

    Совершенствование и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

    Повышение экономичности двигателя;

    Внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива. К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.

    Комплексные нормативы качества. Среди данной группы нормативов наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПДН на окружающую природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, рационального использования природных ресурсов, обеспечения благоприятных условий жизни населения, недопущения необратимых изменений в окружающей природе.

    ПДН - это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

    Цель разработки и применения норм ПДН - обеспечение рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

    Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например:

    Оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий;

    Предельное число домашнего скота, приходящееся на единицу пастбищных угодий;

    Предельные нормы посетителей, пребывающих единовременно на экскурсии в заповеднике.

    Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. Например, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, развитие хозяйственной деятельности. Эти ограничения увязывают с интересами сохранения в целостности экосистемы озера.

    Нормативы ПДН утверждают и разрабатывают, как правило, отраслевые и местные экологические организации. Так, ПДН по лесам устанавливают органы лесного хозяйства; по заповедникам, национальным паркам - администрации этих организаций. Чаще всего такие нормы определяются с учетом научных рекомендаций. Они могут меняться в ту или иную сторону в зависимости от состояния окружающей природной среды и ее отдельных ресурсов.

    Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерлитамак привело к негативным экологическим последствиям - загрязнению атмосферного воздуха и воды водоемов этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

    Закон не предусматривает какой-либо особой ответственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия или если причи-нитель вреда не мог знать о вредных последствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

    Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

    Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основные взаимосвязанные функции - охранительные и оздоровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои задачи.

    Так, санитарная и защитная зона водоемов определяется как территория или акватория, на которой устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и охрана водопроводных сооружений.

    Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки, и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.

    После аварии на Чернобыльской АЭС территория в зависимости от степени поражения и строгости режима разделена на четыре зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом отселения, проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Данные нормативы условно подразделяются на три группы:

    Санитарно-гигиенические;

    Производственно-хозяйственные;

    Комплексные.

    Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными организациями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

    а) санитарно-гигиенические нормативы качества

    Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды – это нормы содержания загрязняющих веществ в окружающей среде, не оказывающие вредного влияния на здоровье человека и обеспечивающие здоровую эпидемиологическую обстановку. Они не связаны с конкретными источниками вредного воздействия и не регулируют их поведение. К ним относятся: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ (ПДК – предельно допустимое содержание загрязняющего вещества в единице объема), предельно допустимые уровни воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

    Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. В настоящее время разработаны и утверждены многочисленные нормы ПДК вредных веществ для водных объектов, атмосферного воздуха, почвы.

    По атмосферному воздуху установлены ПДК для 479 загрязнителей. Причем по каждому вредному веществу действуют два норматива – максимально разовая ПДК, направленная на предупреждение рефлекторных реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии, и среднесуточная ПДК – на предупреждение влияния, возникающего при длительном поступлении вредного вещества в организм. Нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах установлены для 192 загрязнителей, в почве – для 109.

    Кроме санитарно бытовых норм ПДК для объектов окружающей среды действуют специальные нормы ПДК для рыбохозяйственных водоемов, нормы по чистоте атмосферного воздуха для лесной растительности, нормы для поверхностных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

    Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Указанные нормативы устанавливают ПДУ шума, вибрации, неионизирующих излучений, обеспечивающем сохранение здоровья, трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающих природную среду.

    Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. Они устанавливают предельно допустимые безопасные для здоровья и генетического фонда человека уровни содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания.

    Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Данная группа нормативов устанавливается путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;

    б) производственно-хозяйственные нормативы качества

    Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают ограничения к источникам, оказывающим вредное воздействие на окружающую природную среду. К этой группе могут быть отнесены: технологические, строительные, градостроительные нормы и правила. Основными из них являются: предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ, а также нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

    Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

    Нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ. Устанавливаются, согласно ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта, иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения.

    ПДВ (ПДС) рассчитываются по каждому источнику выбросов (сбросов) вредных веществ с учетом ПДК и ассимиляционной емкости экосистемы, в которой расположен объект, производящий выбросы (сбросы). Они отражают предельные количественные величины загрязняющих веществ, которые разрешается выбрасывать в единицу времени из конкретного источника, а также лимиты – временно согласованные выбросы (сбросы) – для тех источников загрязнения, которые без совершенствования технологии не смогут выполнить нормативы ПДВ (ПДС).

    Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

    Нормы расхода ядохимикатов приведены в списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, разрешенными для применения в сельском хозяйстве;

    в) комплексные нормативы качества

    Комплексные нормативы качества устанавливают ограничения экологических нагрузок на экосистемы. К ним относятся предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон.

    Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов с учетом потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экосистем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

    Различают отраслевые и региональные ПДН. Отраслевые ПДН регламентируют предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число посетителей соснового бора в единицу времени, предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий. Региональные ПДН ограничивают воздействие антропогенных факторов на экосистему в целом, например, разработаны нормы допустимых воздействий на экосистему оз. Байкал, которые включают ограничения по использованию водных ресурсов, окружающих лесов, рыбных запасов и т. д.

    Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.

    Санитарные и защитные зоны – это часть земельного и водного пространства, поделенного, как правило, на три пояса, в пределах которых устанавливаются особые режимы их использования. В первом поясе находится источник водоснабжения. В нем запрещается проживание, строительство и нахождение лиц, не связанных с работой на водопроводных сооружениях. Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое ее использование, которое может вызвать качественное и количественное ухудшение источника водоснабжения. Ограниченная хозяйственная деятельность в этом поясе регламентируется органами санитарно-эпидемиологического надзора. Третий пояс включает территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод.