Вот люди, которые приходят ко мне По В. Амлинскому (ЕГЭ по русскому). Я, утомлённый работой, едва добрёл до дома


Да я не об этом, - сказала Лена.

Случилось то, что землеройка в карьере перевернулась.

Кто пострадавший? - бледнея, сказала Лена.

Экскаваторщик, - сказал Кязимов.

«Нет, не буду спрашивать, - сказала себе Лена. - Ни за что не буду спрашивать».

Требовать от вас я, конечно, этого не могу... Это с конце концов не ваше дело.

Лона молчала.

Это - мое дело, - сказала она тихо. - Но как туда добираться?

Я бы вам дал свою машину, но ее некому вести... Водитель живет в райцентре. Весь остальной парк занят в руднике. Поэтому вы доберитесь до Озерцов. Может быть, там схватите попутную... За Гусарскими низинами - рудник... Это не так далеко. Для нас это пустяки.

«Так вот они где, Гусарские низины», - подумала Лена. И еще она подумала о том, что жила всю жизнь легко и празднично и никогда не знала, что такое беда... И вдруг пришла беда, и была она связана с этим темным, странным названием «Гусарские низины». Она не знала этих низин, беды и страха она тоже не знала... Она знала только, что можно засылаться на экзамене, что можно поссориться с матерью или подругой, что есть в жизни неприятности и неурядицы, но все это так поправимо... А сейчас за Гусарскими низинами перевернулась землеройка... Лежит засыпанное землей человеческое тело, сильное, складное тело Алексея, беспомощно раскинулись руки, так тепло и осторожно прикасавшиеся к ее рукам...

Ну, я пойду, - потерянно сказала Лена.

«А может быть, отказаться от всего этого?..» - подумала она, и какой-то трезвый, чужой холодок прошелестел в сердце. В конце концов она только аптекарша... Идти ночью бог знает куда...

Кязимов курил и смотрел на нее. Он не решался ее отпустить, какое-то невысказанное сомнение точило его... Перед ним был не врач, который может вылечить и спасти человека. Перед ним стояла девчонка, растерянная и, очевидно, неумелая девчонка, которая боится идти...

Кязимов курил и думал. Он умел многое и многое знал. Он умел строить, но не умел лечить. И в первый раз в жизни он пожалел об этом.

Я чувствую, вам это не по силам, - сказал Кязимов с жалостью и чуть-чуть с презрением. - Оставайтесь...

Лена молчала... Ей вспомнились женщины, мочившие коноплю: «А ну, подмогни, городская...»

Эх ты, городская!.. Ты стоишь и тоскуешь, у тебя бессильные, отяжелевшие руки. Ты с ужасом думаешь о светлоглазом парне, мелькнувшем в твоей жизни, как поезд на полустанке. Но больше всего ты жалеешь себя.

Кязимов молчит и курит, жужжит почему-то лампочка, словно цикада. Сейчас она лопнет, погаснет, и больше Лена не увидит шафрановое лицо Кязимова и горячие, презирающие ее глаза. И действительно, гаснет свет. И теперь, когда Кязимов не видит Лену, она вытирает рукой глаза и тяжелым, набухшим от слез голосом говорит:

Учтите, что в Озерцах вы можете не достать машину... А до Озерцов вас проводит комендант. Сапоги резиновые наденьте.

Через несколько минут Лена уже шла по дороге, на плече ее висела походная аптечка, а рядом с ней шел комендант. Комендант молчал, но невысказанное ругательство все время пряталось в его губах и не могло спрятаться до конца... В сущности, он был угрюмым человеком, которого стащили с постели.

Знаете что, - сказала Лена, - идите домой. Меня проводит один человек... А вы идите спать.

Комендант с удивлением смотрел на нее.

Какого еще дурака сыщешь сейчас, чтобы перся до Озерцов? - сказал он. - Ладно уж!

Лена остановилась, Ей было тяжело, даже страшно идти с этим молчаливым, чужим человеком. Ей захотелось остаться одной.

Идите домой, - сказала она. - Извините за беспокойство.

Как знаешь, - сказал комендант. - До Озерцов напрямки километра четыре.

В Озерцах машину Лена не достала... Попутные ей не попадались. Автобаза находилась в Озерцах, но водители жили кто где, потому что общежитие для мехколонны только еще строилось. Нужно было разыскивать шоферов...

Да тут кальер не так уж далеко... Дорога только нехорошая - Гусарские низины, - сказал ей старик-сторож. - Да низины эти, поди, километра два, не боле...

А что в них такого... страшного, в низинах? - спросила Лена, ища у старика опровержения своим страхам.

Да ничего страшного в их и нет, - сказал старик. - Болотце просто... А сейчас дождик прошел - набухло. Да ты пройдешь!.. Тут у нас все ходют.

И она пошла.

Начался редкий лес. Потом он перешел в кустарник. Кусты в темноте казались ей людьми... Это были чужие, враждебные люди... Они присели, готовясь к прыжку.

«Чепуха какая-то! - успокаивала себя Лена, - Кусты как кусты... Это и есть, видно, Гусарские низины. Не так уж страшен черт...»

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку В.Н. Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н Александрова

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

данного текста: «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное

Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в

качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,

(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,

в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.

(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.

– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.

(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.

(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.

– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.

(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.

(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.

(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.

(По Е. Рудакову)

Пояснение.

15.1 Слова каждой части речи имеют свою нишу в огромном мире слов и выполняют определенные функции. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Неслучайно в своё время А.М. Пешковский утверждал: «У каждой части речи свои достоинства». А в учебном пособии по русскому языку В.Н. Александрова: отмечается значение деепричастия в нашей речи: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».

Попробуем доказать правомочность высказывания о деепричастии на примере их использования в отрывке из текста Е. Рудакова.

С помощью деепричастий в тексте конкретизируются действия. Так, в предложении 18 (Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.) деепричастие «опершись», в составе деепричастного оборота уточняет, каким образом приходилось отдыхать путникам.

В предложениях 19, 21, 22, 23 также встречаются деепричастия, которые помогают живо передать картину нелёгкого путешествия двух друзей. В предложении 21 деепричастный оборот «ползая по грязи» даёт возможность представить, как Костя искал сапог.

С помощью деепричастий в тексте создаются образы, конкретизируются явления и действия. Проанализировав текст, мы подтвердили мысль о важности и незаменимости этой части речи.

15.2 Бывает такое: считаешь человека другом, готов доверить ему самые сокровенные чувства, а оказался в трудной ситуации – и куда этот друг девается… Таков Лев, один из героев текста Е. Рудакова. В тяжёлую минуту решил остаться в тёплой машине с продуктами. Ему всё равно, какие трудности пришлось испытать друзьям, чтобы найти подмогу. С горечью и негодованием читаем строки об этом поступке: «Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! Так что у нас с Костей выбора не было».

А вот Костя – настоящий друг, на такого можно положиться. Вот как описывает автор нелёгкий путь: «Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами». Вот так, спина к спине, поддерживая другого, даже если спотыкаешься сам, идут по жизни настоящие друзья.

Известная пословица гласит: «Друзья познаются в беде». Смысл этой пословицы синонимичен значению приведённых финальных строчек текста Е. Рудакова: «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты». Константин – настоящий друг, который в трудную минуту был рядом, с которым по силу преодолеть любые преграды. И комбат Пугачёв, и солдаты, бросившиеся на поиски застигнутых стихией охотников. А о Льве здесь и говорить нечего, он не друг, а случайный прохожий. «Вверх таких, - писал Владимир Высоцкий. - не берут, и тут про таких не поют».

15.3 Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома...Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.

В сложной ситуации оказались герои Е. Рудакова. Чтобы спастись и выбраться из плена ненастья, Константин принимает решение идти наперекор стихии и искать помощь. Он разумно рассуждает о том, что с ним должен пойти Лев, но тот категорически отказывается. Он один остаётся в машине, а двое, изматываемые ветром, полуживые от усталости, поддерживая друг друга, четыре часа бредут в кромешной тьме, пока их не подбирают солдаты. После такого случая, когда жизнь висела на волоске, казалось бы, больше никаких охот. Но герой рассказа заявляет, что с таким другом, как Костя, можно даже в Африку, на львов. А о Льве, который совсем не Лев, даже не вспоминает...Настоящий друг познаётся в беде.

У нас во дворе есть двое мальчишек, «друзья не разлей вода» о таких говорят. Прошлым летом появились у них самокаты. Как ни выйдешь - а эти двое наперегонки, да с такой скоростью, что и до беды недалеко. И эта беда пришла: сломал один из друзей ногу. Сидит на лавочке и с тоской на двор глядит. А тут его друг, с самокатом в руках, из подъезда выскочил. Увидел приятеля и замер...Потом, ничего не говоря, исчез в подъезде и снова вышел, но уже с шахматной доской. Не мог он кататься на глазах у друга, замотанного в гипс, и, чтобы не обидеть товарища сказал «Одному кататься скучно. Вот выздоровеешь, и мы с тобой...!» Вот из таких ребят вырастают Константины, с которыми не страшно отправиться в самое опасное приключение: не бросят, подставят своё надёжное плечо.

Найти настоящего друга очень нелегко. А если он есть - это счастье и огромная удача. Берегите друзей и будьте сами настоящими друзьями.

ВАРИАНТ 4 ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

(4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».

(9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!»

(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

(18) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

(19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

(23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».

(34) И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

(37) Лен, а я новый стих написала.

(38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

(40) Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

(43)Мне пела дифирамбы, как могла.

(44)Потом сама же надо мной смеялась…

(45) Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».

(51) С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала».

(56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!

(58) И Оля читает!

(По Р. Госман )

Госман Роза – современная писательница.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены»?

1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, довер яла все свои тайны.

2) У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть.

3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.

4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 12 – 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

Ответ: ________________________ ________.

6. Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «с горечью думала» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 45 – 53 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А Ольга сидела, 1 не меняя выражения лица, 2 и с горечью думала: «Да, 3 значит, 4 это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Всякий раз, 1 когда все последние новости были подругами обсуждены, 2 Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, 3 а я новый стих написала». «Да?!» – оживлялась Ленка, 4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»

Ответ: __________________________________________.

13 . Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 24 – 30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. нивается нулем баллов.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45 – 50) текста: « Оля видела, как в глазах Лены появилась растеря нность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . К ак Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к не му с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

153 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого излож ения

Проверка заданий 2 – 14

задания

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

– Учтите, что в Озерцах вы можете не достать машину... А до Озерцов вас проводит комендант. Сапоги резиновые наденьте.

Через несколько минут Лена уже шла по дороге, на плече ее висела походная аптечка, а рядом с ней шел комендант. Комендант молчал, но невысказанное ругательство все время пряталось в его губах и не могло спрятаться до конца... В сущности, он был угрюмым человеком, которого стащили с постели.

– Знаете что, – сказала Лена, – идите домой. Меня проводит один человек... А вы идите спать.

Комендант с удивлением смотрел на нее.

– Какого еще дурака сыщешь сейчас, чтобы перся до Озерцов? – сказал он. – Ладно уж!

Лена остановилась, Ей было тяжело, даже страшно идти с этим молчаливым, чужим человеком. Ей захотелось остаться одной.

– Идите домой, – сказала она. – Извините за беспокойство.

– Как знаешь, – сказал комендант. – До Озерцов напрямки километра четыре.

В Озерцах машину Лена не достала... Попутные ей не попадались. Автобаза находилась в Озерцах, но водители жили кто где, потому что общежитие для мехколонны только еще строилось. Нужно было разыскивать шоферов...

– Да тут кальер не так уж далеко... Дорога только нехорошая – Гусарские низины, – сказал ей старик-сторож. – Да низины эти, поди, километра два, не боле...

– А что в них такого... страшного, в низинах? – спросила Лена, ища у старика опровержения своим страхам.

– Да ничего страшного в их и нет, – сказал старик. – Болотце просто... А сейчас дождик прошел – набухло. Да ты пройдешь!.. Тут у нас все ходют.

И она пошла.

Начался редкий лес. Потом он перешел в кустарник. Кусты в темноте казались ей людьми... Это были чужие, враждебные люди... Они присели, готовясь к прыжку.

«Чепуха какая-то! – успокаивала себя Лена, – Кусты как кусты... Это и есть, видно, Гусарские низины. Не так уж страшен черт...»

Однако Лена вдруг почувствовала, что каждый шаг дается ей с трудом. Какая-то невидимая тяжесть тянула Лену к земле. Это было не обычное болото... Здесь не было чавкающей под ногами жидкой грязи, кочек. Почва казалась вполне надежной, безопасной. Лена ступала на, казалось, сухое место, но нога неожиданно теряла твердость опоры и уходила в тягучую хлябь... Затем метров десять – пятнадцать Лена шла по слегка заболоченной земле, по довольно крепкому покрову, и вдруг опять земля оборачивалась к ней предательством, и сапоги проваливались в липкое, студенистое месиво,.. Ящичек походной аптечки вдруг стал тяжестью и помехой. Он сползал с плеча, мешал каждому ее шагу, точно и он вступил в сговор с темными силами Гусарских низин. Днем все это, конечно, выглядело бы иначе. Но сейчас, когда ночь мешалась с рассветом, когда за кустами тускло бледнело низкое небо, Лена чувствовала, как все ее тело наливается холодной тяжестью страха. В эти минуты Лена старалась думать о том, как через год или два она вспомнит эту ночь и эту дорогу и все ее сегодняшние бедствия покажутся маленькими, может быть, даже смешными.

«Когда расскажу об этом нашим новороссийским, небось, не поверят, скажут, треплется!»

Да, она им расскажет обо всем... О Гусарских низинах, и о комнате-аптеке, и о том, как за стеной на рассвете кричат: «Р-рёта, подъем!» Только об Алексее она, пожалуй, не расскажет.

И будет старый пляж у залива, и каникулы, и ее друзья... А потом все вместе они пойдут в чебуречную, и будут жевать, обжигаясь, вздувшиеся от масла, золотистые чебуреки, и смеяться над чем попало, смеяться и рассказывать анекдоты, смеяться и ни о чем не думать. Смеяться!..

А потом пойдут по белым жарким улицам. Дома словно вспотели от солнца, раскрыли окна, чтобы легче дышать. «А что, если этого не будет? Вообще ничего не будет? А что, если я не дойду, захлебнусь в этой жиже – и все?» Лена подумала об этом с ясностью, с холодком, не с тем, что заставляет человека метаться, – со странным, спокойным холодком, от которого шаги делаются покорными, механическими.

Где-то в глубине души она, конечно, не верила, что можно утонуть в Гусарских низинах, где каждый день ходят люди, откуда до поселка несколько километров... Но даже в городе ночью она редко ходила без провожатых. И поэтому сейчас мир заселился тысячью больших и маленьких страхов... Но был один страх, помогавший Лене идти. Это был страх за человека, жизнь которого зависит от скорости ее шагов.

Все, что она делала до этой ночи, она делала для себя. Для себя она сдавала экзамены, слушала лекции, для себя дружила с подругами, встречалась с парнями. «Когда-нибудь потом буду делать для других, – думала она. – Когда буду самостоятельной, взрослой...» Ей казалось, что она еще не скоро будет взрослой. И вот сегодня она взрослая. Кажется, первый раз в жизни она взрослая!

«Ну, а может быть, это не Алешка попал в беду. Может быть, это совсем незнакомый, совсем чужой... Вернись!..»

Но Лена знала , что уже не вернется. Она не героиня. В сущности, она порядочная эгоистка. Ей вовсе не по душе эта болотная романтика. Но она сегодня лучше самой себя, потому что от нее зависит другая человеческая жизнь, потому что она идет по Гусарским низинам не для себя, а для других...

Эта радостная и чистая мысль на мгновение согрела Лену.

Еще шаг, еще один, еще... Лена снимает с плеча ящик и берет его в руки. Так удобнее. Прямо в глаза лезет проклятый кустарник. Светлеет небо... Рассветный зябкий ветер...

«Ничего... Еще шаг, еще один...» И вдруг Лена чувствует необычайную легкость. .Ее измученные, сбитые ноги вдруг теряют вес, становятся удивительно легкими... «Неужели земля?» – думает Лена и с удивлением пробует носком сапога эту твердую, такую славную поверхность, которая не подведет, не затянет внутрь. Ей хочется лечь на холодную, по-рассветному пахучую землю, всю в рыжей мокрой траве, лечь и оцепенеть... Но ложиться нельзя. Надо идти быстрее, быстрее идти! Земля ведет вниз, начинается лес, дымчатый березняк, и неожиданно за этим березняком в солнечной прозрачности рассвета Лена видит рыжие, глинистые берега. Что это, озеро? Только воды нет в этом озере... Пологие спуски ведут к его дну. На дне копошатся машины, землеройки неутомимо, как кроты, роют землю...

Так вот он какой, карьер!

Это о нем говорили в столовой, в общежитии и на улицах поселка... Лена с раздражением и удивлением слушала всегда эти разговоры.

Карьер был далеко от Лены. Он лежал где-то за Гусарскими низинами, и это название ничего не говорило Лене. У людей, работавших на карьере, были заботы, которые не касались Лены... Карьер жил своей жизнью, Лена – своей.

И вдруг карьер ворвался в ее жизнь, и она узнала тоску, и тревогу, и Гусарские низины...

Лена бежит вниз, и мимо нее, тяжело кряхтя, тащит свой земляной горб самосвал, и с этого высокого горба сыплется мокрая земля. Лена слышит ее сырой ночной запах, и острый холод предчувствия беды вновь пронзает ее...

Рядом работает экскаватор. Он поворачивается, и ковш степенно, важно поднимается над кузовом самосвала, и земля растекается по пустому днищу. И вдруг длинная шея экскаватора замирает и словно бы вытягивается.

Чьи-то теплые руки легли на плечи Лены.

– Это ты вместо врача? Вот уж не думал, что ты придешь!

Не поворачиваясь, Лена улыбнулась измученной, тихой улыбкой и сказала:

– Что у вас тут случилось?

– Самосвал у нас в трех соснах заблудился. Ну, и Ким вертанулся... Мы его в лесок уложили... Ничего, жив курилка! – Алексей повел ее за собой.

Они лавировали между снующими взад и вперед машинами, везущими грунт. Ночь окончательно ушла, а воздух был как эфир – острый.

– Да ты не расстраивайся... Он ничего, Ким, он здоровый, – говорил Алексей. – Сейчас ты его перевяжешь по-научному, и все дела. Он еще потанцует!

Лена молчала. Грохот карьера оглушил ее.

– А лес-то какой утренний! – говорил Алексей. – Ты такого леса и не видела никогда.

Лена оглянулась. Утренний тихий лес стоял кругом. Рыжими были дубок и орешник, и только тополь просвечивал горячим, красным огнем.

Лена крепко держала тяжелую руку Алексея и молчала. Ей не хотелось говорить. Она никогда не понимала красоты леса. Но раз Алексей говорит, значит, это красиво... Да, это действительно красиво, если присмотреться... В конце концов и она полюбит лес той же любовью, что и он.

«Санитарка выбралась из Гусарских низин, – думала Лена. – Она вышла на передовую линию фронта. Она ползла к раненому бойцу... А впрочем, это все чепуха... Просто аптекарша прошлась ночью по болотцу и вышла к карьеру, чтобы оказать помощь больному. Но где же больной?»

– Что это ты бормочешь? – сказал Алексей и обнял ее за плечи. – Сейчас ты его перевяжешь – и домой, отсыпаться... Милая ты моя аптекарша!

Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента предложения 45-50. : “Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: “Да, значит, это правда. Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю”.

Смысл заключительных слов текста я понимаю так: Лена предала свою подругу, злословя за спиной той по поводу написанных стихов. Ольга очень умно и тактично разоблачила подругу, разоблачила так, что Лене стало очень стыдно. Ольга, убедившись в ее нечестном

поведении, не устраивает скандала, прощая Лену и предоставляя ей пройти суд собственной совести. Приведу примеры из текста Ю. Олеши, доказывающие это.

Во-первых, после прочтения стихотворных строк, обращенных к вероломной подружке, Ольга, взглянув на ту, убедилась, что Лена испытывает “нестерпимый стыд и страх” предложение 46. .

Во-вторых, Ольге достаточно того, что подруга раскаялась, она прощает ее. Автор не рассказывает нам, как закончился тот разговор. Но о том, что Ольга действительно простила Лену, говорит их долголетняя дружба предложение 51. с обязательным чтением стихов при каждой очередной

встрече предложения 55-57. .

Следовательно, настоящий друг всегда должен говорить правду в глаза, а видя, что его товарищ раскаялся, прощать его.

Текст

Нет, Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. Во всяком случае, на данном этапе их написания. Сырые и технически слабые. Но!… Вот, ведь, какая она завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

Была у Ольги подруга. Не сказать, чтобы уж очень любимая, но уважаемая искренне. Ольга беспредельно верила ей. Доверяла все свои сердечные тайны и. детища свои – стихи. Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены и отрецензированы, Ольга неизменно произносила заветное: “Лен, а я новый стих написала”.

“Да?!” – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – “Читай!”

И Ольга читала. Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз, и когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций. Поскольку Ольга имела склонность непременно кому-то свои творения посвящать, Ленка не успокаивалась до тех пор, пока не получала ответ на интригующий её вопрос: кто герой данного Ольгиного произведения?

Так продолжалось довольно долгое время. Ольга писала. Ленка – восхищалась Ольгиным талантом и при этом всегда удивлялась: “Ну, как это у тебя получается, Олечка, здорово! А я и двух строчек сочинить не могу. А ты такая умница!..”. Оля в ответ застенчиво улыбалась, невольно сияя от похвалы подруги. И, хотя сомнения относительно своего “яркого” таланта нет-нет, да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

Так замечательно и радостно катилось у подруг время. Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

– Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. Видя, как краска ударила в лицо оторопевшей от услышанного, вмиг поникшей Ольги, будто наслаждаясь зрелищем, бойко продолжала: – Да, она так и говорит: “Ольгины нелепые стихи”. А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

– Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой.

– Ага! Не может быть!.. Да всё село об этом знает. Только ты, глухая да наивная, ничего не знаешь и не слышишь.

– Этого не может быть! – упрямо повторила Ольга и, развернувшись, чуть ли не бегом ринулась прочь от назойливой односельчанки.

Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!… Куда деться от себя – такого уголка она найти не могла. Чёрная туча, вмиг закрывшая солнечное небо над их с Ленкой беспечной дружбой, теперь полностью заполнила несчастную, раздавленную горьким известием, Ольгину душу.

“Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?! Да этого не может быть просто! Надо выбросить эту чушь из головы. Это неправда! Не могла Ленка так со мной! Всё! Забыть! Не думать! Не вспоминать!”

Но, увы! Не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её раненное сердце: “Что же делать? Как же узнать – правда ли это всё? Что же делать?!”

От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. За свои двадцать пять лет жизни она ни разу ни с кем не поскандалила. Никому не причинила даже малейшей боли. Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. Но как узнать эту правду? Как? А если всё же Оля пойдёт на открытый разговор с Леной и выяснится, что та и духом ничего не знает. Это какой камень положит она на сердце подруги своим недоверием к ней? Нет! На такую жестокость Ольга пойти не могла. Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро:

“А я ей новый стих прочту!” – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной, разбухшей от тяжёлых дум, голове. – “Да, напишу стих и прочту его Ленке. Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст. Всё! Так и сделаю!”

И Ольга написала. Она вложила в этот незатейливый стих всю боль своей растерявшейся от терзаемых сомнений души. Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. К счастью, случай не заставил себя долго ждать, и вскоре Оля с мужем оказались свободным вечером. гостями в доме Лены. Пока их мужья вели в гостиной комнате свой мужской разговор, хозяйка хлопотала у плиты. Оля, всеми силами борясь с внутренним, всё возрастающим волнением, тихонько, молча сидела у стола, готовясь к решительному шагу. Выждав пока подруга закончила очередную операцию по приготовлению ужина, немало удивляясь себе, спокойно сказала своё заветное:

– Лен, а я новый стих написала.

– Да, что ты?! Так давай – читай!

Не дрогнув ни единым мускулом, мирно глядя прямо в глаза подруги, Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

Ты слушала меня. Ты мною восхищалась.

Мне пела дифирамбы, как могла.

Потом сама же надо мной смеялась.

Читая, Оля видела, как тревожно забегали, буквально с первых строк, глаза Лены. В них появилась растерянность. А следом и неуёмный в предчувствии наказания. страх провинившейся собаки. Когда же Ольга, всё так же доброжелательно глядя в глаза Лене, закончила чтение, подруга с облегчением выпалила: “Ну вот – ужин готов. Можно садиться за стол”. И ринулась, как на пожар, в другую комнату, где уже предварительно был накрыт к ужину стол, “забыв” выяснить: кому же посвящён этот щекотливый Ольгин стих?

А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: “Да, значит это правда, подруга моя дорогая. Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю. Но отныне ты нигде и никогда не скажешь обо мне не единого плохого слова. Вот это я теперь знаю точно!”

С тех пор прошло более тридцати лет. Оля с Леной – замечательные подруги. И никто из них никогда в жизни не вспомнил ни того незабываемого ужина, ни “нелепого” стиха, так лихо разоблачившего подругу. Лена просто обожает Олю. И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное:

“Лен, а я новый стих написала”.

“Да?!” – оживляется Лена. – “Так давай – читай!”

И Оля читает!


Другие работы по этой теме:

  1. “Я была на костре, – ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!” – так заканчивает...
  2. Что такое дружба? Дружба-это взаимоотношения между людьми, основанные на доверии и искренности, на терпении и понимании. Друг это тот, который в самую трудную минуту не...