История мао цзэдун в кратце. Мао Цзэдун – Великий Кормчий Китая. Биография Мао Цзэдуна: ранние годы

Мао Цзедун творец "Культурной революции", один из самых кровавых тиранов двадцатого века.


Творец "Культурной революции", один из самых кровавых тиранов двадцатого века, Мао Цзедун , наряду с классической троицей: Маркс,Энгельс, Ленин, считался одним из столпов марксистской политической мысли. Беспощадность, целеустремленность и настойчивость отличали одного из основателей Коммунистической партии Китая и создателя Китайской Народной Республики.(1949).

Мао Цзедун родился 26 декабря 1893 г. в семье зажиточного крестьянина Мао Женъшена в провинции Хунань. В местной начальной школе он получил классическое китайское образование, включавшее знакомство с философией Конфуция и традиционной литературой.

Учебу прервала революция 1911 г. Войска под руководством Сунь Ятсена свергли Маньчжурскую династию Цин. Мао полгода прослужил в армии, выполняя обязанности связного в отряде.

В 1912-1913 гг. ему по настоянию родственников пришлось учиться в коммерческой школе. С 1913 по 1918 гг. Мао жил в административном центре Чанша, где учился в педагогическом училище. Уехав на год (1918-1919 гг.), в Пекин, он работал в библиотеке Пекинского университета.

В апреле 1918 г. вместе с единомышленниками Мао создал в Чанша общество "Новый народ" с целью "поиска новых путей и методов преобразования Китая". К 1919 году он приобрел репутацию влиятельного политического деятеля. В этом же году впервые познакомился с марксизмом и стал горячим сторонником этого учения. 1920 год был насыщен событиями. Мао организовал "Общество культурного чтения для распространения революционных идей", создал в Чанша коммунистические группы, женился на Ян Кайхай, дочери одного из своих учителей. В следующем году он стал главным делегатом от провинции Хунань на учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), проходившем в Шанхае в июле 1921 г. Вместе с остальными членами КПК Мао примкнул к националистической партии Гоминьдан в 1923 г. и даже был избран запасным членом Исполнительного комитета Гоминьданав 1924г.

Из-за болезни в конце того же года Мао пришлось вернуться в Хунань, но он не сидел там без дела. Он неуклонно двигался влево, создавая союзы рабочих и крестьян, что послужило поводом для его ареста. Осенью 192 5 г. Мао вернулся в Кантон, где сотрудничал в радикальном еженедельнике.

Чуть позже он обратил на себя внимание Чан Кай-ши и стал руководителем отдела пропаганды Гоминь-дана. Почти сразу же проявились политические разногласия с Чаном, и в мае 1925 г. Мао сместили с должности.

Он стал сотрудником курсов по подготовке руководителей крестьянского движения, представлявших крайне левое крыло КПК. Однако в апреле 1927 г. Чан Кайши порвал союз с КПК и повел наступление на членов КПК в ходе своего "Северного похода". Мао ушел в подполье и, независимо даже от членов КПК, организовал в августе революционную армию, которую 8-19 сентября возглавил во время восстания "Осеннего урожая". Восстание оказалось неудачным, и Мао был выдворен из руководства КПК. В ответ он собрал остатки верных ему сил и, объединившись с еще одним изгоем КПК Чжу Дэ , отступил в горы, где в 1928 г. создал армию под названием "Линия на массы".

Мао и Чжу вместе организовали собственную советскую республику в горах Цзинган на границе провинции Хунань и Цзянси, которая к 1934 г. насчитывала пятнадцать миллионов человек населения. Этим они выразили открытое неповиновение не только Гоминь-дану и Чан Кайши, но и находившемуся под влиянием советских руководителей Коминтерну, который предписывал всем будущим революционерам и коммунистам сосредоточиться на захвате городов. Действуя вопреки ортодоксальной марксистской доктрине, Мао и Чжу сделали ставку не на городской пролетариат, а на крестьянство.

С 1924 по 1934 годы, используя партизанскую тактику, они успешно отбили четыре попытки Гоминьдана уничтожить Советы. В 1930 г. гоминьдановцы казнили жену Мао - Ян Кайхай. После пятой атаки на Советы в Цзингане в 1934 г. Мао пришлось покинуть этот район с 86000 мужчин и женщин.

Этот массовый исход войск Мао из Цзингана вылился в знаменитый "Великий поход" примерно в 12000 км, завершившийся в провинции Шаньси. В октябре 1935 г. Мао со своими сторонниками, численностью всего лишь 4000 человек, создал новую штаб-квартиру партии.

В этот момент японское вторжение в Китай заставило КПК и Гоминьдан объединиться, в декабре 1936 г. Мао помирился с Чан Кайши. Мао предпринял операцию, известную как "Наступление ста полков", против японцев в период с 20 августа по 30 ноября 1940 г., но в других отношениях проявлял меньшую активность в операциях против японцев, а сосредоточил все внимание на укреплении позиций КПК в северном Китае и своего руководящего положения в партии. В марте 1940 г. он был избран Председателем Политбюро ЦК КПК.

Во время войны Мао не только организовывал крестьян, но и руководил программой чисток, которая обеспечила ему в апреле 1945 г. избрание постоянным Председателем Центрального Комитета партии. В это же время Мао написал и опубликовал серию очерков, в которых он сформулировал и развил основы китайского варианта коммунизма. Он выделил три важнейших компонента стиля работы партии: соединение теории и практики, тесная связь с народными массами и самокритика. КПК, в которой к началу военных действий насчитывалось 40000 членов, в 1945 г. когда она вышла из войны, имела в своих рядах I 200 000 человек.

С окончанием войны закончилось также и хрупкое перемирие между КПК и Гоминьданом. Несмотря на попытки создать коалиционное правительство, разразилась ожесточенная гражданская война. В период с 1946 по 1949 х- войска Мао наносили армиям Чан Кай-ши одно поражение за другим, заставив их в конце концов бежать на Тайвань. В конце 1949-г. Мао и его сторонники-коммунисты провозгласили на материке Китайскую Народную Республику.

Соединенные Штаты, которые поддерживали Чан Кайщи и националистический Китай, отклонили попытки Мао установить с ними дипломатические отношения, подтолкнув его тем самым ктеснрму сотрудничеству со сталинским Советским Союзом. В декабре 1949 г. Мао посетил СССР. Вместе с премьером ЧжоуЭнь-лаем он вел переговоры со Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г-китайско-советский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

С 1949по 1954 г. Мао беспощадно очищал партию от своих противников. Он выступил против помещиков, провозгласив программу насильственной коллективизации в деревне подобно сталинским пятилеткам 30-х годов. С ноября 1950 г. по июль 1953 г. КНР вмешивалась по приказу Мао в войну между Северной и Южной Кореей, что означало, что коммунистический Китай и Соединенные Штаты столкнулись на поле боя.

В этот период Мао приобретал все большее и большее значение в коммунистическом мире. После смерти Сталина в 1953 г. он оказался самым выдающимся из марксистских деятелей. Мао открыто высказывал недовольство замедлением темпа революционных изменений в китайской деревне, указывая, что руководящие партийные чины часто ведут себя как представители прежних господствующих классов.

В 1957 г. Мао стал инициатором движения "Пусть расцветают сто цветов", лозунгом которого были слова: "Пусть цветут сотни цветов, пусть соперничают тысячи школ разных мировоззрений". Он поощрял творческих работников смело критиковать партию и ее методы политического руководства и управления. Было ли так заранее задумано, или просто испугавшись враждебного тона критики, Мао вскоре повернул быстро нараставшее движение "Ста цветов" против инакомыслящих и приступил к созиданию собственного культа личности, как это сделал в свое время Сталин. Одновременно Мао возобновил давление на крестьян, призывая к полному уничтожению частной собственности, к ликвидации товарного производства и созданию народных коммун. Он опубликовал программу "Большого скачка", целью которой было ускорение индустриализации в масштабах всей страны. На партийных съездах выдвигались лозунги типа: "Три года напряженного труда и десять тысяч лет благоденствия" или "За пятнадцать лет догнать и перегнать Англию по объему важнейшей промышленной продукции", которые не соответствовали реальному положению дел в Китае, не опирались на объективные экономические законы.

Одновременно с движением за совершение "большого скачка" в промышленном производстве в деревне развернулась кампания за повсеместное создание народных коммун, где обобществлялась личная собственность их членов, распространялась уравниловка и использование безвозмездного труда.

Уже кконцу 1958 г. стали появляться признаки того, что политика "большого скачка" и "коммунизации деревни" заходит в тупик. Мао, тем не менее, упорно продолжал намеченный курс. Просчеты и ошибки "большого скачка" явились причиной тяжелого состояния народного хозяйства КНР. Возникли серьезные диспропорции в промышленности, усилилась инфляция, резко упал уровень жизни населения. Объем сельскохозяйственного и промышленного производства стал резко сокращаться. В стране не хватало зерна. Все это в сочетании с административным хаосом и плохими природными условиями вызвало всеобщий голод.

Политика "большого скачка" натолкнулась не только на народное сопротивление, но и на резкую критику со стороны видных деятелей КПК Пэн Дэхуая, Чжан Вэньтаня и др. Мао снял с себя обязанности главы государства и был заменен Лю Шаоци; в конце 1950 - начале 1960 гг. Мао позволил себе пожить в уединении и покое, но отнюдь не в бездеятельности; в середине 1960 гг. он вернулся к общественной деятельности и повел тщательно организованную атаку на Лю Шаоци . Основой борьбы стала предложенная Мао "великая пролетарская культурная революция".

В период примерно с 1966 по 1969 гг. Мао и его третья жена Цзянь Цин вовлекли всю страну в ожесточенную дискуссию по поводу ее политического будущего и, после того как Мао снова занял пост председателя партии и главы государства, ввергли Китай в состояние перманентной революции. Она была нацелена прежде всего на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе-левацких концепций "казарменного коммунизма", ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: "В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - удачжайской производственной бригады", "Всей стране учиться у армии", "Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий". Одновременно с этим продолжалось развитие культа личности Мао Цзедуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства партией, Мао поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК, партией, часто не обсуждая с последними принимаемых им от имени партии решений.

Первый этап "культурной революции" продолжался с 1966 по 1969 г. Это была наиболее активная и разрушительная фаза революции. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965 г. статьи Яо Вэньюня "О новой редакции исторической драмы "Разжалование Хай Жуя". Пьеса была написана в 1960 г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, повествуя в своей драме об эпизоде из жизни средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959 г. негативную оценку "большому скачку" и народным коммунам в КНР. Пьеса была названа в статье "антисоциалистической ядовитой травой". За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦККПК.

В мае 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было заслушано сообщение, в котором излагались основные идеи Мао Цзедуна о "культурной революции", после чего был подвергнут резкой критике, а затем и снят со своих постов ряд высших руководителей партии, правительства и армии. Была также создана Группа по делам культурной революции (ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цинь и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн , курировавший органы госбезопасности - советником группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат партии и превратилась стараниями Мао в "штаб культурной революции".

Для подавления оппозиционных сил в партии МаоЦзедун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэибинов - "красных охранников" (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966 г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом манифесте хунвэибинов говорилось: "Мы являемся стражами, защищающими красную власть, ЦК партии. Председатель Мао - наша опора. Освобождение всего человечества является нашей обязанностью. Идеи Мао Цзедуна являются самыми высшими указаниями во всех наших действиях. Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя Председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию".

Занятия в школах и вузах по инициативе Мао были прекращены для того, чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить "культурную революцию". Начались преследования интеллигенции, членов партии и комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей науки и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на "суд масс" в шутовских колпаках, избивали, глумились над ним якобы за их "ревизионистские действия", а в действительности - за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР.

По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, в августе-сентябре 1956 г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски в домах более 85 тыс. человек, изгнанных затем из столицы. К 3 октября 1966 г. по всей стране из городов было изгнано уже 397 400 человек "нечисти".

Террор внутри страны дополнялся агрессивной внешней политикой. Мао решительно выступил против разоблачения культа личности Сталина, против всей политики хрущевской оттепели. С конца 50-х гг. китайская пропаганда начала обвинять лидеров КПСС в великодержавном шовинизме, в попытках вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Мао подчеркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и гегемонизма.

Мао стал свертывать всякое сотрудничество с СССР, предусмотренное договором о дружбе 1950 года. Была развернута кампания против советских специалистов с целью сделать невозможным их дальнейшее пребывание в Китае. Власти КНР стали искусственно обострять обстановку на советско-китайской границе, открыто выдвигать территориальные притязания к СССР. В 1969 г. дело дошло до открытых вооруженных столкновений в районе острова Даманский и в Семипалатинской области.

В августе 1966 г. был созван пленум ЦК КПК, в котором не участвовали многие члены ЦК, павшие жертвами репрессий. 5 августа Мао лично написал и вывесил в зале заседаний Свое дацзыбао "Огонь по штабам!".Он объявил участникам пленума о существовании "буржуазного штаба*, обвинил многих партийных руководителей в центре и на местах в том, что они осуществляют "диктатуру буржуазии", и призвал, открыть "огонь по штабам", предполагая полностью разгромить либо парализовать руководящие партийные органы в центре и на местах, народные комитеты, массовые организации трудящихся, а затем создать новые "революционные"органы власти.

После "реорганизации" партийного руководства на пленуме из пяти заместителей председателя ЦК партии остался один - министр обороны Линь Бяо , о котором говорилось как о "преемнике" Мао Цзедуна. В результате заигрываний Мао с хунвэйбинамидо и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть "огонь по штабам",бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Начался разгром органов власти, общественных организаций, парткомов. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами.

Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. В годы "культурной революции" говорилось в обвинительном заключении по делу "четверки" (1981 г.), преследованиям, травле и уничтожению подверглось "большое число руководящих работников ЦК КПК, органов общественной безопасности разных ступеней, прокуратуры, суда, армии, органов пропаганды. Жертвами "четверки" и Линь Бяо , согласно документу, стало в общей сложности более 727 тыс. человек, из которых свыше 34 тыс. были "доведены до смерти". По официальным китайским данным, число пострадавших в ходе "культурной революции" составило около 100 млн. человек..

В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлекались молодые, обычно неквалифицированные рабочие, служащие, учащиеся. Они должны были перенести "культурную революцию" на предприятия, в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэй-бинам. Но рабочие по призыву комитетов КПК, а часто и стихийно давали отпор бесчинствующим хунвэйби-нам и цзаофаням, добивались улучшения материального положения, отправлялись в столицу для предъявления своих претензий, прекращали работу, объявляли забастовки, вступали в сражения с погромщиками. Против разгрома органов партии выступили многие высшие руководители страны. Чтобы сломить сопротивление противников "культурной революции", была развернута кампания по "захвату власти". В январе 1967 г. цзаофани Шанхая захватили партийную и административную власть в городе. Вслед за этим волна "захвата власти" у "облеченных властью и идущих по капиталистическому пути" прокатилась по всему Китаю. В Пекине в середине января 19б7 г. власть была захвачена в 300 ведомствах и учреждениях. Парткомам и органам власти предъявлялись обвинения в том, что они в течение 17 лет с основания КНР стремились "реставрировать капитализм". "Захват власти" осуществлялся с помощью армии, подавлявшей сопротивление и осуществлявшей контроль над коммуникациями, тюрьмами, складами, хранением и рассылкой секретных документов, банками, центральными архивами. Для поддержки "бунтарей" были выделены специальные части, так как и в армии имело место недовольство бесчинствами хунвэйбинов и цзаофаней. Быстро осуществить план "захвата власти" не удалось. Забастовки рабочих ширились, повсеместно происходили кровопролитные столкновения с цзаофаня-ми, а также схватки между различными организациями хунвэйбинов и цзаофаней. Как пишут китайские историки: "Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. Партийные и правительственные органы на всех уровнях были парализованы. Руководящие кадры и обладавшие знаниями и опытом интеллигенты подвергались гонениям". С января 19б7 г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - "ревкомов". На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В центре и на местах обострилась политическая борьба, в ряде районов происходили столкновения между военными частями и организациями хунвэйбинов и цзаофаней. В конце лета 1971 г. страна фактически была взята под военный контроль. Состоявшийся в октябре 1968 г. пленум ЦК КПК, на котором присутствовало около трети состава ЦК, так как остальные были к этому времени репрессированы, санкционировал все акции "культурной революции", "навсегда" исключил из партии Лю Шаоци , снял его со всех постов, одобрил проект нового устава КПК. Началась усиленная подготовка к созыву IX съезда КПК.

IX съезд КПК (апрель 1969 г.), на который делегаты не избирались, а назначались, одобрил и узаконил все акции, предпринимавшиеся в стране в 19б5-19б9г. В основном докладе, с которым на съезде выступил Линь Бяо , была выдвинута установка на продолжение чистки партийных организаций и государственных учреждений, начатой весной 1968 г. Вся история партии представлялась как борьба "линии Мао Цзедуна" против различных "уклонистов". IX съезд одобрил курс на "непрерывную революцию", на подготовку к войне.

Новый Устав партии, принятый съездом, в отличие от Устава, принятого в 1956 г., не определил задач партии в области экономического и культурного строительства, улучшения жизни народа, развития демократии. Теоретической основой деятельности КПК бь1-пи провозглашены "идеи Мао Цзедуна". В программной (части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо "преемником" Мао Цзедуна. Положение о преемнике, характерное для монархического абсолютизма, внесенное в Устав КПК, считалось "новаторским явлением" в области международного коммунистического движения. Это действительно было новаторством в том смысле, что со времени возникновения мирового коммунистического движения такого странного явления еще не было. Трудно сказать, сколь великое значение имело оно для мира, а вот Китай оно привело на грань катастрофы.

После IX съезда некоторые из тех руководителей, которым удалось сохранить свои позиции, требовали от Мао корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства. Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранялся.

В 1970-1971 гг. произошли события, отразившие новый кризис внутри китайского руководства. В марте 1970 г. Мао принял решение о пересмотре Конституции КНР, высказав предложение об упразднении поста Председателя КНР. Министр обороны Линь Бяо и руководитель группы по делам культурной революции Чэнь Бода не согласились с ним.

В результате развернувшейся борьбы за власть Чэнь Бода исчез с политической сцены, а в сентябре 1971 г. настал черед Линь Бяо и группы военных руководителей. По сообщению китайской стороны, Линь Бяо погиб в авиационной катастрофе, на территорий МНР, пытаясь после неудавшегося "переворота" удрать за границу. Вслед за этим прошла новая чистка в армии, в ходе которой десятки тысяч офицеров подверглись репрессиям.

Однако страна не могла жить только насилием. С 1972 г. режим несколько смягчается. Активизируется процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин. Х съезд КПК, проведенный в августе 1973 г. санкционировал все эти меры, а также одобрил реабилитацию части партийных и административных кадров, в том числе Дэн Сяопина.

В 1972 г. Мао удивил мир, став на путь установления дипломатических и экономических отношений с Соединенными Штатами, приняв в 1972 г. в Пекине президента Никсона.

Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. Мао одобрил план новой общенациональной политико-идеологической кампании "критики Линь Бяо и Конфуция". Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма - древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане - главе первой общекитайской деспотии (3 в. до н. э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям,к аргументам из области истории китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем.

В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва Мао допустил созыв парламента. Была принята новая конституция КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в нее были включены установки 1966-1969 гг. (в том числе и призывы готовиться к войне), с другой - она закрепляла право членов коммун на приусадебные участки, признавала производственную бригаду (а не коммуну) основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Вскоре после принятия новой конституции выдвиженцы - "культурной революции" предприняли новую попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао на рубеже 1974-197 5 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы "за изучение теории диктатуры пролетариата". Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК, которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарноденежные отношения объявлялись "буржуазным правом", которое необходимо "ограничивать", т.е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в коммунах ущемлялись экономические интересы рабочих. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство народа, забастовки и волнения.

После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай . В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь. Это был сильный удар по престижу Мао Цзедуна. Участники выступлений осудили деятельность его жены Цзян Цинь и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения.

Эти события вызвали новую волну репрессий. Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Го-фэн. В Китае развернулась новая политическая кампания "борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции", острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с "лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути".

Волна террора оборвалась 9 сентября 1976 г. Мао Цзедун умер. Его предполагаемые наследники немедленно подверглись репрессиям. Цзянь Цин и ее ближайшие соратники, прозванные "бандой четырех", были арестованы. Тщательно выбранного Мао преемника на пост председателя, Чжао Гофэна, изгнали из вн утреннего партийного круга, как только правительство оказалось под контролем умеренных.

"Культурная революция" представляла собой примечательную смесь противоречий. Как и у движения "Ста цветов", ее основными принципами являлись критика, сомнение в честности людей, находившихся у власти и доктрина "права на протест". И все же, несомненно, ее целью являлось создание и закрепление массового "культа личности" - верности идеям и лично Мао Цзедуну, вездесущий образ которого красовался во всех общественных местах и частных домах. "Маленькую красную книжечку" - собрание высказываний председателя Мао ("Цитатник") - можно было видеть в руках буквально каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка в Китае. Между тем, не прошло и нескольких лет после смерти Мао, как Китайская коммунистическая партия, воздавая должное Мао как зачинателю революции, осудила "культурную революцию" за крайности, в том числе и за поклонение личности Мао.


Ключевые слова: Чьё гражданство у Мао Цзедун?

Имя: Мао Цзэдун

Государство: Китай

Сфера деятельности: Политика

Величайшее достижение: Добился установления социализма в Китае, стал лидером государства КНР

Китай всегда был для европейцев некоей таинственной страной, находящейся далеко и непохожей на другие, более цивилизованные государства (откуда такие тщеславные мысли?). Но к 20 веку постепенно даже здесь ситуация начала меняться. Китай все больше становился западным, отрицая и забывая свои древние традиции и обычаи (справедливости ради заметим, что от некоторых стоило отказаться - слишком уж жестокими они были). Удивительно другое, что именно там, далеко-далеко от Германии, полным цветом расцвел коммунизм и идеи . И главным его вдохновителем стал Мао Цзэдун.

Начало пути

Будущий основатель коммунистической партии Китая родился 26 декабря 1893 года в городе Шаошане, провинция Хунань. В переводе с китайского языка его имя переводится, как Милостивый Восток. Семья была крестьянской по происхождению - это означало, что грамоты здесь не знали. Однако были очень верующими людьми, особенно мать будущего лидера Поднебесной. От нее Мао «заразился» , которого ревностно придерживался до своей победы как коммуниста. От отца досталось внимание к конфуцианству. Но все религии были забыты в подростковом возрасте, когда Мао впервые столкнулся с рабочим движением и примкнул к нему.

В 16 лет Мао покидает отчий дом из-за разногласий с отцом. В это время в Китае уже неспокойно - назревает революция, которая в конце концов в 1911 году смела династию Мин с трона Поднебесной. Как раз в этот период Мао находится в армии, где служит связистом. После отгремевшей революции и установления хрупкого мира Мао поступает в частную школу, затем в педагогическое училище. Там он знакомится с трудами великих философов. Окончив обучение в 1918 году, он получает диплом и обширные знания. Правда, радость омрачается печальным событием - умерла его мать.

Однако даже это не заставило Мао вернуться домой, хотя бы на несколько дней. Вместо этого он отправился в Пекин. Поначалу талантливый юноша нигде не мог устроиться, однако ему повезло - освободилось место в библиотеке в Университете. Также, пользуясь случаем, он посещал классы. В этот период он услышал, что в России произошла революция, и увенчалась успехом. Монархия была свергнута, в результате установилась новая власть - власть Советов. В 1921 году была образована первая Коммунистическая партия Китая, где Мао стал председателем и первым членом. В это же время Цзэдун нашел любовь своей жизни - Ян Кайхуэй, и женился на ней.

Коммунистическая партия

В 1920-х годы Мао путешествует по стране, подстрекая молодежь к революционным восстаниям. Он видит население в бедности, классовое неравенство процветает. Он был чрезвычайно раздосадован этим обстоятельством, но пока еще идеи не захватили его настолько, чтобы полностью раствориться в них.

В 1927 году в городе Чанша, столице провинции Хунань, Мао организует свой первый переворот. На территории, освобожденной от ига прошлого владычества и старых порядков, он организует первую свободную республику, где основной движущей силой является именно крестьянство. Кроме этого, в этот период Мао активно сотрудничает с , который совершил первый революционный переворот и сверг династию Мин. После смерти Ятсена лидером партии Гоминьдан становится его ближайший соратник Чан Кайши, и у них с Мао начинаются конфликты, поскольку Мао были ближе к идеям Ленина, а Кайши предпочитал консерватизм в политике.

Чан Кайши порывает с Мао, а тот в результате переворота начинает проводить реформы по улучшению жизни крестьян - уничтожается частная собственность, женщинам дают право голоса и возможность работать. Естественно, Кайши это совсем не нравилось. Он проводит чистку среди рядов коммунистов – многие были убиты, посажены в тюрьмы. Цзэдун попытался совершить переворот против Чан Кайши, но потерпел поражение и вынужден был бежать в провинцию Цзянси, где остатки его армии реорганизовались и объединились в небольшое государство в государстве - Китайскую республику. Мао стал лидером этого объединения.

Постепенно власть коммунистов распространилась по всей области Цзянси. Уже к 1934 году они контролировали более 10 городов. Чан Кайши очень нервничал из-за растущего влияния коммунистов. Были предприняты набеги на территории, подвластные коммунистической партии, однако особого успеха Чану они не принесли. Тогда он собрал огромную армию и двинулся на главную цитадель Мао - область Цзянси. Он знал о грядущем нападении, поэтому успешно отступил - Чан Кайши увидел лишь опустевшие дома. Следующий год вошел в историю под названием «длинный марш», поскольку тысячи соратников Мао отправились на север и запад со своими семьями. Их путь проходил через горы и болота. Неизвестно, сколько полегло там. Некоторые называют пугающую цифру 70 тысяч человек. Однако от выживших была своеобразная польза - по всему Китаю пронесся слух, что коммунисты не были полностью уничтожены Гоминьданом. Мао, как настоящий оратор, использовал весь свой талант, чтоб привлечь в свои ряды как можно больше новых людей.

Приход Мао к власти

В 1937 году беда пришла, откуда ее долго ждали - Япония вторглась в Китай. бежал из Пекина в Нанкин. Армия без лидера потеряла свою боеспособность.

Кайши понимает, что в одиночку не сможет справиться с японцами, и обращается за помощью к Мао, ведь тот уже сумел зарекомендовать себя, как опытный военачальник.

В 1945 году, когда Япония проиграла во Второй мировой войне, Мао удалось вернуть весь Китай под свой контроль. Однако это не помешало стране скатиться в кровопролитную гражданскую междоусобицу, продлившуюся долгих 4 года.

В 1949 году Мао на площади Таньаньмень в Пекине объявляет о создании Китайской Народной Республики. Кайши и его ближайшие соратники бежали в Тайвань. Став полновластным правителем Поднебесной, Мао провел ряд реформ - земельную, образовательную. Расширил права женщин, позволив им получать образование, работать, улучшил медицинское обслуживание.

Поначалу Мао был готов выслушать легкую критику в свой адрес, но постепенно интеллигенция в городах возражала все больше. И Цзэдун почувствовал, что власть не сегодня-завтра ускользнет из его рук. Он начал подавлять любое инакомыслие, посадив сотни тысяч китайцев в тюрьмы.

Сельскохозяйственная реформа

Пытаясь решить проблему с посевами и урожаем, в январе 1958 года он разворачивает программу «Большой скачок вперед», которая была призвана увеличить промышленное и сельскохозяйственное производство. Были построены многочисленные коммуны, где селили людей, работающих на полях. Кроме этого, был объявлен приказ уничтожать всех грызунов, которые могли испортить посевы. Наиболее печальным событием стало полное уничтожение воробьев, приведшее к прямо противоположному результату - весь урожай оказался съеден гусеницами.

Мао рассчитывал, что Китай сможет (и должен) догнать и опередить сверхдержавы, что в течение нескольких лет он станет одним из наиболее важных экономических центров (сегодня это так и есть, особенно что касается товаров).

Поначалу все было прекрасно, однако Китай славится своим капризным климатом - сезоны дождей и наводнения полностью уничтожили посевы. Сельское хозяйство даже близко не подошло к тем показателям, о которых говорил Мао. Начался голод. В течение 2 лет погибло около 40 миллионов человек. Стало понятно, что Мао знал, как организовать революцию, но не имел представления, как управлять государством. Весь масштаб катастрофы был скрыт от народа. В результате провала реформы Мао сложил с себя полномочия главы государства и в 1962 году передал их Лю Шаоци, своему соратнику. Однако не стоит думать, что Мао ушел из политики. Он по-прежнему вникал в дела Китая.

Последние годы жизни

В 1970-х гг. здоровье бывшего китайского лидера стремительно ухудшалось. Он редко показывался на людях. Одной из последних важных встреч стало рандеву с президентом США Ричардом Никсоном. Лидеры провели переговоры, однако их трудно было назвать результативными - болезнь Паркинсона уже дала о себе знать.
Мао Цзэдун скончался от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона, 9 сентября 1976 года. У себя на Родине его чтят как спасителя Китая, политического стратега и отличного военачальника. Однако его преемники решили отойти от политики, проводимой Мао. Китай снова стал открытым для торговли (что так хотел прекратить Цзэдун), как в прошлые века. Сейчас Мао Цзэдун является символом Китая. Кто знает, надолго ли.


Мао Цзэдун
Родился: 26 декабря 1893 года.
Умер: 9 сентября 1976 (82 года) года.

Биография

Мао Цзэдун - китайский государственный и политический деятель XX века, главный теоретик маоизма.

Вступив ещё в молодости в Коммунистическую партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции Цзянси. Придерживался мнения о необходимости выработки особой коммунистической идеологии для Китая. После «Великого похода», одним из руководителей которого Мао являлся, ему удалось занять лидирующие позиции в КПК.

После успешной победы (при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР) над войсками генералиссимуса Чан Кайши и провозглашения 1 октября 1949 г. образования Китайской Народной Республики Мао Цзэдун до конца жизни фактически являлся лидером страны. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954-59 гг. также должность председателя КНР. Провёл несколько громких кампаний, самыми известными из которых стали «Большой скачок» и «Культурная революция» (1966-1976), унёсшие жизни многих миллионов людей.

Во время правления Мао Цзэдуна в Китае проводились репрессии, которые критиковались не только в капиталистических, но даже в социалистических странах. Также в тот период существовал культ личности Мао Цзэдуна.

Имя

Имя Мао Цзэдуна состояло из двух частей - Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое - «влажный и мокрый», второе - «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф - «дун» - «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток». Одновременно ребёнку по традиции дали и неофициальное имя. Оно должно было использоваться в особых случаях как величательно, уважительное «Юнчжи». «Юн» означает воспевать, а «чжи» - или, точнее, «чжилань» - «орхидея». Таким образом второе имя означало «Воспетая орхидея». Вскоре второе имя пришлось заменить: в нём отсутствовал с точки зрения геомантии знак «вода». В итоге второе имя получилось похожим по смыслу на первое: Жуньчжи - «Орошённая водой орхидея». При несколько ином написании иероглифа «чжи» имя Жуньчжи приобретало и ещё один символический смысл: «Облагодетельствующий всех живущих». Но великое имя, хотя и отражало чаяния родителей блистательного будущего для своего сына, однако являлось также и «потенциальным вызовом судьбе», поэтому в детстве Мао звали скромным уменьшительным именем - Ши сань я-цзы («Третий ребёнок по имени Камень»).

Ранние годы

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань провинции Хунань, неподалёку от столицы провинции, города Чанша. Отец Цзэдуна, Мао Ичан, принадлежал к мелким землевладельцам, и семья его была достаточно обеспеченной. Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддистке, Вэнь Цимэй. Следуя примеру матери, маленький Мао стал буддистом. Однако в подростковом возрасте Мао отказался от буддизма. Годы спустя он говорил своим приближённым:

Я поклонялся своей матери… Куда бы она ни пошла, я следовал за ней… в храме сжигали благовония и бумажные деньги, отбивали поклоны Будде… Оттого, что моя мать верила в Будду, верил в него и я!

Юный Мао получил классическое начальное китайское образование в местной школе, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы. «Я знал классику, но не любил её», - признавался позже Мао Цзэдун в интервью Эдгару Сноу. Страсть к чтению и нелюбовь к классическим философским трактатам юноша сохранил и после того, как в 13 лет бросил школу (причиной тому был строгий нрав учителя, который применял суровые методы воспитания и часто бил учеников) и вернулся в отчий дом. Мао Ичан воодушевлённо встретил возвращение сына, надеясь что тот станет ему опорой в домашних делах и ведении хозяйства. Однако его ожидания не оправдались: юный Мао противился любому физическому труду и всё свободное время проводил за чтением книг.

В конце 1907 - начале 1908 года в семье Мао произошёл очередной конфликт между отцом и сыном. На этот раз его причиной была женитьба, которую Мао Ицзин устроил для старшего сына. В невесты будущему Председателю была выбрана троюродная сестра Мао - Ло Игу. По словам Мао Цзэдуна, жену он не принял и жить с ней отказался. «Я никогда не жил с ней - ни тогда, ни после. Я не считал её своей женой», - признавался спустя годы Председатель Эдгару Сноу. Вскоре после свадьбы Мао сбежал из дома и около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного студента, там же в Шаошани. Он продолжал увлечённо читать: на это время приходится его знакомство с классической китайской историографией - «Историческими записками» Сыма Цяня и «Историей династии Хань» Бань Гу.

При всей напряжённости отношений с отцом, когда осенью 1910 года юный Цзэдун потребовал от родителя денег на продолжение образования, Мао Ичан не смог отказать и обеспечил сыну обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени. В школе Мао был встречен враждебно: остальных учеников раздражала его внешность (он имел нетипичный для южанина рост 177 см), происхождение (большинство учеников были сыновьями крупных землевладельцев) и речь (Мао до конца жизни говорил на местном сянтаньском диалекте). Впрочем это не отменяло упорства и старательности, с которыми новый ученик подошёл к занятиям. Мао мог писать хорошие сочинения в классической манере, был прилежен и, как обычно, много читал. Здесь он впервые познакомился с географией и стал читать работы по зарубежной истории. Он впервые узнал о таких известных исторических деятелях как Наполеон, Екатерина II, Пётр I, Веллингтон, Гладстон, Руссо, Монтескьё и Линкольн. Главными же книгами для него в то время стали издания, рассказывающие о китайских реформаторах Лян Цичао и Кан Ювэея. Их идеи конституционного монархизма оказали огромное влияние на школьника Мао, который полностью принял взгляды лидеров реформаторского движения.

Синьхайская революция застаёт молодого Мао в Чанша, куда тот в возрасте восемнадцати лет перебрался из Дуншани. Юноша становится свидетелем кровопролитной борьбы различных группировок, а также солдатских восстаний, и на короткое время сам примыкает к армии губернатора провинции. Через полгода он покинул армию, чтобы продолжить обучение, на этот раз в Первой провинциальной средней школе в Чанше. Но и здесь он не задержался надолго («Я не любил Первую школу. Её программа была ограниченной, а порядки ужасные»). Мао посвятил себя самообразованию и полгода занимался в Хунаньской провинциальной библиотеке, основное внимание уделяя географии, истории и философии Запада. Однако недовольный беззаботной жизнью Мао Ичан прекратил высылать деньги, пока Мао не обретёт достойное занятие. Сам же юноша зарабатывать на жизнь отказывался и в итоге весной 1913 года был вынужден записаться в студенты только что открытого Четвёртого провинциального педагогического училища города Чанши, позже объединённого с Первым провинциальным педагогическим училищем.

В 1917 году появляется его первая статья в журнале «Новая Молодёжь». В училище Мао с друзьями создаёт общество «Обновление народа», программа которого была «смесью конфуцианства с кантианством». Годом позже он по приглашению своего любимого учителя кантианца Яна Чанцзи, назначенного профессором этики Пекинского университета, перебирается в Пекин, где в библиотеке Пекинского университета работает ассистентом Ли Дачжао, ставшего позже одним из основателей Коммунистической Партии Китая. В Пекине Мао в числе прочих китайских студентов представилась возможность отправиться на обучение во Францию, к чему он готовился, но впоследствии этим шансом юноша так и не воспользовался: среди многих причин были нелюбовь к физическому труду, которым надо было подрабатывать во Франции, и трудности в изучении иностранных языков. Кроме того, в Пекине молодой Мао нашёл свою любовь - дочь Яна Чанцзи Ян Кайхуэй, которая впоследствии стала его первой настоящей женой.

В Пекине на формирование политических взглядов молодого Мао большое влияние оказало знакомство с Ли Дачжао (сторонником марксизма) и Чэнь Дусю, а также знакомство с идеями анархизма, в частности произведения П. А. Кропоткина. После завершения курсов подготовки к обучению во Франции Мао окончательно пришёл к выводу, что останется в Китае и обустроит свою карьеру здесь.

Начало политической деятельности

Покинув Пекин в марте 1919 года, юный Мао путешествует по стране, занимается углублённым изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России и принимает активное участие в организации революционной молодёжи Хунани. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора Чжан Цзинъяо (кит. 張敬堯). Делегация не добилась сколь-нибудь значимых успехов, однако в скором времени Чжан потерпел поражение от представителя другой милитаристской клики, У Пэйфу, и был вынужден покинуть Хунань.

Мао покинул Пекин 11 апреля 1920 года и 5 мая того же года прибыл в Шанхай, намереваясь продолжить борьбу за освобождение Хунани из-под власти тирана, а также за упразднение военного губернаторства. Вопреки его собственным, более поздним заявлениям, согласно которым к лету 1920 года он перешёл на коммунистические позиции, исторические материалы свидетельствуют о другом: события в России, общение с приверженцами коммунизма, Ли Дачжао и Чэнь Дусю, имели на Мао большое влияние, однако в то время он всё ещё не мог до конца разобраться в идеологических течениях и окончательно выбрать для себя одно направление. Окончательное становление Мао как коммуниста происходит осенью 1920 года. К тому времени он полностью убедился в политической инертности своих соотечественников и пришёл к выводу, что лишь революция российского образца способна коренным образом изменить ситуацию в стране. Встав на сторону большевиков, Мао продолжил подпольную деятельность, теперь направленную на распространение марксизма ленинского толка. В середине ноября 1920 года он приступил к строительству подпольных ячеек в Чанша: сначала им была создана ячейка Социалистического союза молодёжи, а немного позже, по совету Чэнь Дусю, и коммунистический кружок по типу уже существовавшего в Шанхае.

В июле 1921 года Мао принял участие в учредительном съезде Коммунистической Партии Китая. Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери умершего в 1920 Яна Чанцзи. В течение следующих пяти лет у них рождаются три сына - Аньин, Аньцин и Аньлун.

По причине крайней неэффективности организации рабочих и вербовки новых членов партии в июле 1922 года Мао отстранили от участия во II съезде КПК.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун к тому времени полностью убедился в несостоятельности революционного движения Китая и на III съезде КПК поддержал эту идею. Поддержав линию Коминтерна, Мао выдвинулся в первые ряды руководителей КПК: на том же съезде он был ввёден в состав Центрального исполнительного комитета партии из девяти членов и пяти кандидатов, вошёл в узкое Центральное бюро из пяти человек и был избран секретарём и заведующим организационным отделом ЦИК.

Вернувшись в Хунань, Мао активно принялся за создание местной ячейки Гоминьдана. Как делегат от хунаньской организации Гоминьдана он принимал участие в I съезде Гоминьдана, который прошёл в январе 1924 года в Кантоне. В конце 1924 года Мао покинул бурлящий политической жизнью Шанхай и вернулся в родную деревню. К тому времени он был сильно истощён физически и морально. По мнению историка Панцова, его усталость была вызвана парализованной работой шанхайского отделения Гоминьдана, которое практически прекратило работу из-за разногласий между коммунистами и гоминьдановцами, а также из-за прекращения финансирования, поступавшего из Кантона. Мао подал в отставку с поста секретаря оргсекции и попросил отпуск в связи с болезнью. По версии Юн Чжан и Холлидея, Мао сместили с поста, вывели из Центрального комитета и не пригласили на следующий съезд КПК, запланированный на январь 1925 года. Как бы там ни было, Мао действительно покинул свой пост за несколько недель до проведения IV съезда КПК и 6 февраля 1925 года прибыл в Шаошань.

Во время гражданской войны

В апреле 1927 года Мао Цзэдун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание «Осеннего урожая». Восстание подавляется местными властями, Мао вынужден бежать с остатками своего отряда в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Вскоре атаки Гоминьдана принуждают группы Мао, а также разбитых в ходе Наньчанского восстания Чжу Дэ, Чжоу Эньлая и других военных лидеров КПК, покинуть эту территорию. В 1928 г., после долгих переселений, коммунисты прочно основываются на западе провинции Цзянси. Там Мао создаёт достаточно сильную советскую республику. Впоследствии он проводит ряд аграрных и социальных реформ - в частности, конфискацию и перераспределение земли, либерализацию прав женщин.

Между тем Компартия Китая переживала тяжёлый кризис. Число её членов сократилось до 10 000, из них лишь 3 % относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань, вследствие нескольких серьёзных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным, был исключён из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в 1930-31 гг. с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества «АБ-туаней». Дело «АБ-туаней» стало, по сути, первой «чисткой» в истории КПК.

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминьдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Аньин, погиб в ходе Корейской войны.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика. Во главе Временного центрального советского правительства (Совета народных комиссаров) встал Мао Цзэдун.

Великий поход

К 1934 г. силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовиться к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операция по прорыву четырёх рядов гоминьдановских укреплений подготавливается и проводится Чжоу Энлаем - Мао в данный момент снова в опале. Главенствующие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают «28 Большевиков» - группа близких к Коминтерну и Сталину молодых функционеров во главе с Ван Мином, проходивших обучение в Москве. С большими потерями коммунистам удаётся прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу. Во время короткой передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представляемые Мао; сам он становится постоянным членом политбюро, а группа «28-ми большевиков» подвергается ощутимой критике. Партия принимает решение уклониться от открытого столкновения с Чан Кайши путём броска на север, через труднопроходимые горные районы.

Яньаньский период

Спустя год после начала Великого марша, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Шэньси-Ганьсу-Нинся (или, по названию крупнейшего города, Яньань), который решено было сделать новым форпостом Коммунистической Партии. В ходе Великого марша во время военных действий, из-за эпидемии, несчастных случаев в горах и болотах, а также из-за дезертирства коммунисты потеряли более 90 % из того состава, что покинул Цзянси. Тем не менее, им удаётся быстро восстановить свои силы. К тому времени главной целью партии стала считаться борьба с усиливающейся Японией, которая закрепляется в Манчжурии и пров. Шаньдун. После того, как в июле 1937 вспыхнули открытые военные действия, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом. (Подробнее см. «Вторая Японско-Китайская Война»)

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзэдун инициирует движение под названием «чжэнфэн» («упорядочивание стиля работы»; 1942-43). Причиной тому становится резкий рост партии, пополняющейся перебежчиками из армии Чан-Кайши и крестьянами, не знакомыми с партийной идеологией. Движение включает в себя коммунистическую индоктринацию новых членов партии, активное изучение трудов Мао, а также кампании по «самокритике», особенно коснувшиеся главного соперника Мао - Ван Мина, в результате чего среди коммунистической интеллигенции фактически подавляется свободомыслие. Итогом чжэнфэн становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэдуна. В 1943 г. он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 г. - председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Мао изучает классику западной философии и, в особенности, марксизм. На основе марксизма-ленинизма, некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удаётся с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и «теоретически обосновать» новое направление марксизма - маоизм. Маоизм задумывался как более прагматичная форма марксизма, которая была бы более приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначная ориентировка на крестьянство (а не на пролетариат), а также великоханьский национализм. Влияние традиционной китайской философии на марксизм в маоистском варианте проявилось в вульгаризации диалектики[источник не указан 526 дней].

Победа КПК в Гражданской Войне

В войне с Японией коммунисты действуют успешнее Гоминьдана. С одной стороны это объяснялось отработанной Мао тактикой партизанской войны, позволявшей успешно оперировать в тылу у противника, с другой же это продиктовано тем, что основные удары японской военной машины принимает на себя армия Чан Кайши, лучше вооружённая и воспринимаемая японцами как основной противник. В конце войны даже предпринимаются попытки сближения с китайскими коммунистами со стороны Америки, разочаровавшейся в Чан Кайши, испытывающем одно поражение за другим.

К середине 1940-х годов все общественные институты Гоминьдана, включая армию, находятся на крайней стадии разложения. Повсеместно процветает неслыханная коррупция, произвол, насилие; экономика и финансовая система страны фактически атрофированы.

В начале 1947 года Гоминьдану удалось одержать последнюю крупную победу: 19 марта ими был захвачен город Янъань - «коммунистическая столица». Мао Цзэдуну и всему военному командованию пришлось спасаться бегством. Однако, несмотря на успехи, гоминьдановцы не смогли добиться главной стратегической цели - уничтожить основные силы коммунистов и захватить их опорные базы. Категорический отказ Чан Кайши организовывать жизнь в стране после конца войны по демократическим нормам и волна репрессий против инакомыслящих обуславливают полную потерю поддержки Гоминьданом среди населения и даже собственной армии. После начала активных военных действий в 1947 г., коммунистам, с помощью Советского Союза удаётся за 2,5 года овладеть всей территорией континентального Китая, несмотря на поддержку Гоминьдана со стороны США. Гоминьдан мог бы защитить свою власть самостоятельно и без помощи США, в то время как «Компартия Китая своих возможностей для вооружённого захвата власти не имела и опиралась на Советский Союз». 1 октября 1949 г., (ещё до окончания боевых действий в южных провинциях) с ворот Тяньаньмэнь Мао Цзэдун провозглашает образование Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. Сам Мао становится председателем правительства новой республики.

Годы у власти

Первые годы после победы над Гоминьданом посвящены в основном решению насущных экономических и социальных проблем. Особое значение Мао Цзэдун придаёт аграрной реформе, развитию тяжёлой индустрии и укреплению гражданских прав. Почти все реформы китайские коммунисты проводят по образцу Советского Союза, имевшего в начале 50-х большое влияние на КНР и оказывавшего ему широкомасштабную экономическую и военную помощь. Маоистами проводится конфискация земли у крупных землевладельцев; в рамках первой пятилетки с помощью специалистов из СССР осуществляется ряд крупных индустриальных проектов. Внешнеполитически начало 50-х годов для Китая ознаменовалось участием в Корейской войне, на которой за 3 года военных действий погибает около миллиона китайских добровольцев, включая сына Мао.

После смерти Сталина и XX съезда КПСС, в высших эшелонах власти Китая также возникают разногласия по поводу либерализации страны и допустимости критики по отношению к Партии. Поначалу Мао принимает решение поддержать либеральное крыло, к которому принадлежали Чжоу Эньлай (Премьер Госсовета КНР), Чэнь Юнь (Зампредседатель КПК) и Дэн Сяопин (Генсек КПК). В 1956 г. в своей речи «О справедливом разрешении противоречий внутри народа» Мао призывает открыто высказывать своё мнение и участвовать в дискуссиях, бросив лозунг: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Председатель Партии не рассчитал, что его призыв вызовет шквал критики в отношении КПК и его самого. Интеллигенция и простые люди резко осуждают диктаторский стиль правления КПК, нарушения прав и свобод человека, коррупцию, некомпетентность, насилие. Таким образом, уже в июле 1957 кампания «Ста цветов» сворачивается, и вместо неё провозглашается кампания против правых уклонистов. Около 520 000 человек, подавших голос протеста во время «Ста цветов», подвергаются арестам и репрессиям, по стране прокатывается волна самоубийств.

Избранные произведения

О практике» (實踐論), 1937
«Относительно противоречий» (矛盾論), 1937
«Против либерализма» (反對自由主義), 1937
«О затяжной войне» (論持久戰), 1938
«О новой демократии» (新民主主義論), 1940
«О литературе и искусстве», 1942
«Служить народу» (為人民服務), 1944
«Методы работы партийных комитетов», 1949
«О правильном разрешении противоречий внутри народа» (正确处理人民内部矛盾问题), 1957
«Довести революцию до конца», 1960

Помимо политической прозы, в литературное наследие Мао Цзэдуна входит ряд стихотворений (около 20), написанных в классической форме времён династии Тан. Стихотворения Мао до сих пор пользуются популярностью в Китае и за рубежом. К самым известным из них относятся: Чанша (长沙, 1925), Великий поход (长征, 1935), Снег (雪, 1936), Ответ Ли Шу-и (答李淑一, 1957) и Ода к цветкам сливы (咏梅, 1961).

Кратко биографию и деятельность Мао Цзэдуна можно охарактеризовать всего несколькими словами - лидер Китайской Народной Республики, основатель коммунистической партии и ее руководитель. Мао Цзэдун правил Китаем на протяжении 27 лет. Это были тяжелые годы для страны: становление КНР проходило после Второй мировой и гражданской войны. Рассмотрев биографию Мао Цзэдуна и интересные факты из его жизни, можно попытаться понять и проанализировать поступки лидера, которые оставили неизгладимый след в истории Китая. Итак, приступим.

Биография Мао Цзэдуна: ранние годы

Год рождения бывшего главы Китайской Народной Республики - 1893. Если говорить о коммунистических лидерах и их биографиях кратко, как о Мао Цзэдуне, то они в большинстве своем родились в простых семьях. Мао появился на свет в обычной неграмотной крестьянской семье в 1893 году, 26 декабря. Отец его, будучи мелким рисовым торговцем, смог дать образование старшему сыну. Прервалось обучение в 1911 году. Тогда произошла революция, свергнувшая правящую Прослужив в армии полгода, Мао продолжает обучение, уехав в главный город провинции Хунань - Чанша. Юноша получил педагогическое образование.

Говоря кратко о биографии Мао Цзэдуна, можно указать, что его мировоззрение сформировалось под влиянием как древних китайских философских учений, так и новых веяний западной культуры. Патриотизм и любовь к Китаю направляли будущего лидера в сторону революционных идей и учений. В возрасте 25 лет он со своими соратниками в поисках лучших путей для страны создает общественное движение «Новый народ».

Революционная молодость

В 1918 году молодой человек по приглашению своего наставника, коммуниста Ли Дачжао, переезжает в Пекин работать в библиотеке и совершенствовать образование. Здесь организовывается марксистский кружок, в котором он и принимает участие. Но вскоре будущий лидер вновь возвращается в Чанша, где работает директором младшей школы и вступает в первый брак с Ян Кайхуэй - дочерью своего профессора. Впоследствии у пары родилось трое сыновей.

Вдохновившись Русской революцией 1917 года, он становится лидером хунаньской коммунистической ячейки и представляет ее в Шанхае на Учредительном съезде компартии 1921 года. В 1923 происходит объединение КПК с Гоминьдановской партией, имевшей националистическую направленность, тогда же Мао Цзэдун становится членом ЦК. В родной провинции Хунань революционер создает множество коммунистических общин рабочих и крестьян, из-за чего подвергается преследованиям местных властей.

В 1927 г. происходят разногласия между КПК и Гоминьданом. Чан Кайши (лидер Гоминьдана) разрывает отношения с КПК и восстает против нее. В ответ Мао Цзэдун втайне от соратников организовывает и возглавляет крестьянское восстание, которое было подавлено силами Гоминьдана. Недовольное руководство Компартии исключает Мао из своих рядов. Но его отряды, отступив в горы на границе провинций Цзянси и Хунани, не отказываются от борьбы и привлекают к себе все больше сторонников.

В 1928 году совместно с еще одним бывшим членом КПК - Чжу Дэ, Мао собирает силы, провозглашая себя комиссаром партии, а командиром - Чжу Дэ. Так, в сельских районах на юге центрального Китая под руководством Цзэдуна появляется Китайская Советская Республика, которая быстро завоевывает популярность среди крестьян, передавая им земли и отнятые у помещиков.

Одновременно армия Мао Цзэдуна отбивалась от нападок Гоминьдана. Однако гоминьдановцам удалось захватить и казнить жену Мао. После очередной атаки в 1934 году ему пришлось покинуть свою дислокацию, отправившись в «великий поход» протяженностью 12 тысяч км в провинцию Шаньси. В ходе похода его армия понесла большие людские потери.

Председатель ЦК

Тогда же под напором японского вторжения происходит воссоединение Гоминьдана и КПК. Чан Кайши и Мао Цзэдун мирятся. Отражая атаки японцев, Мао не упускал случая укрепить свои позиции в обновленной КПК. В 1940 году он избирается председателем Политбюро ЦК КПК.

Осуществляя руководство компартией, Мао Цзэдун регулярно организовывал «чистки» ее рядов, благодаря которым в 1945 он стал постоянным председателем ЦК КПК. В это же время опубликованы его работы, в которых он применяет идеи марксизма-ленинизма к реалиям китайской действительности. Они признаны единственно верным путем для Китая. Уже с этих пор начинается культ личности нового вождя.

Имея более миллиона членов, около трех миллионов солдат в регулярной армии и в ополчении, компартия все же не была правящей. Южный и центральный Китай оставались под влиянием Нанкина. Задачей коммунистов и председателя Мао стало свергнуть прогнивший режим Гоминьдана.

Становление КНР

Победив с помощью Советского Союза японских оккупантов, гоминьдановцы и коммунисты начинают ожесточенную борьбу между собой. Одержав победу в этом противостоянии, Мао Цзэдун провозглашает Китайскую Народную Республику в 1949 году, 1 октября. Чан Кайши убегает на Тайвань.

Оказавшись у власти, Мао опять проводит массовые чистки и репрессии в партии, избавляясь таким способом от неугодных ему людей. СССР оказывает всяческую поддержку молодому государству. Политический вес Мао Цзэдуна среди коммунистов все более ощутим, а после смерти Сталина в 1953 году Мао признают главным марксистом.

Но уже в 1956 году (после знаменитого доклада Хрущева о развенчании культа личности Сталина) отношения между КНР и СССР охладели, так как китайский лидер посчитал доклад предательством Сталина. В годы правления Мао Цзэдуна начинаются различные эксперименты, которые во многом ухудшили жизнь простого народа.

Большой скачок

В 1957 году якобы из благих побуждений Мао организовывает движение под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают тысячи школ мировоззрений». Целью его было узнать о недостатках в партии, используя критику. Однако это движение плачевно обернулось для всех инакомыслящих. Дабы не попасть под горячую руку Мао, партийцы стали петь оды, вознося личность вождя.

Одновременно происходит давление Мао на крестьянство, возникают народные коммуны, а частная собственность и товарное производство подлежат полному уничтожению. От раскулачивания пострадали миллионы хозяйств. Также опубликована программа так называемого «большого скачка», призванная ускорить индустриализацию по всей стране.

Не прошло и года, как результаты новой политики Мао Цзэдуна стали вызывать диспропорции в промышленности и в сельском хозяйстве Китая. Уровень жизни людей понизился в несколько раз, инфляция росла, наступил массовый голод.

Перед культурной революцией

Неблагоприятные экономические и природные условия усугубили ситуацию, появился административный хаос, многие госучреждения не выполняли своих функций. Мао Цзэдун решает уйти в тень и снимает с себя полномочия руководителя страны. В 1959 г. главой государства становится Лю Шаоци, но Мао не смог примириться со своим положением на вторых ролях, поэтому через 1,5 года он выдвинул идеи классовой борьбы в «великой культурной революции».

В 1960-1965 гг. Мао Цзэдун частично признает ошибки политики «большого скачка», в этот период издается его цитатник, чтение которого становится обязательным. В политические игры вступает третья жена Мао, она активно подогревает страсти по поводу политического будущего КНР и сравнивает деятельность мужа с подвигами. Мао снова занимает пост председателя при помощи жены и министра обороны Классовая борьба с несогласными нашла свое отражение в "культурной революции" Мао Цзэдуна, начавшейся в 1966 году.

Новые репрессии

Кровавая "культурная революция" начинается после выхода исторической пьесы, которую Мао сравнил с антисоциалистическим ядом. В пьесе он узрел краткую биографию Мао Цзэдуна (т.е. свою собственную) как диктатора китайского народа. После очередного созыва членов партии и громких речей о безжалостном уничтожении врагов последовала расправа над рядом руководителей. Тогда же были созданы отряды по делам "культурной революции", формировавшиеся из студентов - хунвейбинов.

Отменяется обучение в школах и ВУЗах, начинается массовое преследование педагогов, интеллигенции, членов КПК и комсомола. Во имя "культурной революции" проводятся убийства без суда, разгромы, обыски.

Внешняя политика Мао в отношении СССР также изменяется, разрываются все связи, нарастает напряжение на границе. Китай и СССР взаимно депортируют специалистов из своих стран. В 1969 году на очередном заседании правительства Мао делает заявление неслыханное для коммунистических стран - провозглашает своим преемником министра обороны Линь Бяо.

Ряды компартии Китая сильно поредели в ходе репрессий и гонений "культурной революции". Убран и ненавистный Цзэдуну Лю Шаоци.

Конец "культурной революции"

К 1972 году устал от проводимых бесчинств и репрессий. Начинается процесс восстановления комсомола, профсоюзов и других организаций. Некоторые члены партии реабилитированы. Мао Цзэдун обращает свои взоры в сторону США и, пытаясь наладить с ними отношения, принимает президента Никсона.

В 1975 году после 10-летнего перерыва начинает работу парламент и принимается новая Конституция КНР. Но жизнь народа не улучшалась, экономика была в глубоком упадке, это вызывает массовые волнения и забастовки.

В 1976 году проходят выступления с осуждением жены Мао и других участников "культурной революции". Правитель отвечает на это новой волной репрессий. Но этой же осенью он умирает, останавливая таким образом репрессии и "культурную революцию".

Итоги правления

Изложив здесь краткую биографию Мао Цзэдуна, можно понять единственный мотив, двигавший им, - это стремление к власти и удержание ее любой ценой.

По самым скромным оценкам, "большой скачок" унес жизни более 50 миллионов китайцев, а "культурная революция" - около 20 миллионов. Однако проводимые в 21 веке опросы простых китайских граждан говорят, что народ ценит его позиции первого коммуниста, придавая меньшее значение последствиям жестокого правления.

Лидер часто говорил, что ему нравится пребывать в постоянной борьбе за светлое будущее. Но была ли это борьба? Или речь идет о черной кошке в темной комнате? Ясно одно, что благодаря своей тирании, он задержал развитие Китая на несколько десятилетий.

Мао Цзэдун безусловно является самым знаменитым китайцем XX века. Он не только основал современный Китай, который до сих пор стоит на заложенном им фундаменте, но и распространил социализм на огромные массы населения Земли.
Разумеется, его успех базировался на плодах революции 1911 года и помощи советских коммунистов в годы японской оккупации и гражданской войны. Но этот успех не был случайным - десятилетия подпольный и открытой борьбы против японцев и Гоминьдана, в конце концов принесли результат - ведомая им партия и армия очистили от оккупантов и местной буржуазии практически весь Китай, после чего страна из отсталой колонии, которую обирали и грабили крупные империалистические державы начала превращаться в передовое государство преодолевая вековую отсталость. Нынешние успехи Китая разумеется уходят корнями в базовые достижения эпохи Мао, хотя экономическая политика давно уже поменялась, да и к идейному наследию Мао, нынешнее руководство КПК относится сдержанно. Но в отличие от советских руководителей, китайцы пока что не повторили ошибки руководства КПСС, которое занималось разоблачениями Сталина и позднее пожало плоды антисталинской компании.

Разумеется Мао не во всем был идеален, и как он сам признавал, в процессе строительства нового Китая, он наломал немало дров. В этом плане он был весьма объективным и критически относился к своему фактическому обожествлению при жизни, хотя как и Сталин, не проявлял должной настойчивости в пресечение культа собственной личности.
И хотя на старости лет он изрядно забронзовел, в целом он всегда и вполне заслуженно ставил себя в виде продолжателя дела Маркса с Энгельсом и Ленина со Сталиным. Масштаб деяний вполне позволял ему самому записываться в сей ряд.

В ряду великих коммунистов XX века, он безусловно занимает место рядом с Лениным, Сталиным и Кастро. Причем не только как практик, но и как теоретик. Идейное наследие Мао позволило сформироваться маоизму как самостоятельного течения коммунистической идеологии. Его идеи руководят действиями как многочисленных красных партизан в Южной Америки и Азии, но и до сих пор будоражат умы левой интеллигенции, своей железной логикой.

Для совершения революции нужна революционная партия. Без революционной партии, без партии, созданной на основе революционной теории марксизма-ленинизма и в марксистско-ленинском революционном стиле, невозможно привести рабочий класс и широкие народные массы к победе над империализмом и его приспешниками.

Каждое поколение должно иметь свою войну.

Все милитаристы, бюрократы, компрадоры и крупные помещики, стакнувшиеся с империализмом, а также зависящая от них реакционная часть интеллигенции являются нашими врагами. Промышленный пролетариат - руководящая сила нашей революции. Весь полупролетариат и мелкая буржуазия являются нашими ближайшими друзьями. Правое крыло колеблющейся средней буржуазии может быть нашим врагом, а её левое крыло - нашим другом, однако мы должны быть всегда настороже и не давать последнему возможность дезорганизовать наш фронт.

Чтобы свергнуть ту или иную политическую власть, всегда необходимо прежде всего подготовить общественное мнение, проделать работу в области идеологии. Так поступают революционные классы, так
поступают и контрреволюционные классы.

Интеллигенция - наиболее невежественная часть общества.

Необходимо всемерно избегать односторонности и ограниченности. Необходимо выступать за материалистическую диалектику, против метафизики и схоластики.

Все реакционеры - это бумажные тигры. С виду реакционеры страшны, но в действительности они не так уж сильны. Если рассматривать вопрос с точки зрения длительного периода времени, то подлинно могучей силой обладают не реакционеры, а народ. На чьей же стороне была подлинная сила в России до Февральской революции 1917 года? Внешне казалось, что сила была на стороне царя, однако одного порыва ветра Февральской революции было достаточно, чтобы смести его. В конце концов, сила в России оказалась на стороне Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Царь оказался всего-навсего бумажным тигром. Разве в свое время Гитлера не считали очень сильным? Но история показала, что он
был бумажным тигром. Так обстояло дело с Муссолини, так обстояло дело и с японским империализмом. И наоборот, силы Советского Союза и любящих демократию и свободу народов различных стран оказались значительно более могучими, чем люди предполагали.

Мы должны покорить земной шар. О том как работать на Солнце, мы пока говорить не будем.

http://royallib.ru/book/mao_tszedun/malenkaya_krasnaya_knigitsa.html - читать "Маленькую красную книжицу" (по ней еще сделаю отдельный пост в рубрике "Что почитать")

У нас еще с советских времен к Мао сложное отношение, так как с Китаем поссорились еще при Хрущеве, но если смотреть по существу, то критика советского оппортунизма китайцами была более оправданна, нежели Хрущевская критика китайского оппортунизма. В деле деформации социализма, Хрущев пошел куда как дальше Мао.
Разумеется эта ссора Хрущева с Мао дорого обошлась мировому коммунистическому движению, ибо сложившееся равновесие социалистического и капиталистического лагерей требовала единства всех социалистических стран перед лицом общего врага.

На Западе Мао традиционно позиционируется в роли "китайского Сталина" по части "кровавой тирании". Обычно поминают голод и "культурную революцию", при этом как и в случае со Сталиным, особо упоротые борцы с маоизмом насчитывают сотни миллионов жертв Великого Кормчего.

В целом же, фигура Мао безусловно выдающаяся и масштабная, его достижения и ошибки огромны в своих последствиях. Он изменил к лучшему историческую судьбу самого большого народа на Земле и уже только этим он достоин места в истории. На мой взгляд, он уверенно входит в число 10 наиболее выдающихся людей, которых подарил XX век, а последствия основания КНР еще не раз скажутся в истории XXI века.

Разумеется, над его наследием всегда висит риск, что какая-то из генераций китайский руководителей все растеряет и продаст, как это произошло с руководством КПСС при Горбачеве, но пока что китайцы всячески подчеркивают, что дурных нема и на советские грабли они наступать не собираются.


С Днем Рождения, товарищ Мао!