Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему. Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс) Закрепление знаний и умений

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока литературы в 8 классе по теме:

Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы . Образ главного героя.

Цели урока:

1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

ХОД УРОКА

I Опрос учащихся.

·Как жил Мцыри в монастыре?

·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри.

1 Слово учителя.

Поэма М.Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж .

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы : О, я, как брат,

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Метафоры : Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,

Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой,искатель свободы,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV Тест.

1 Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри » взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь

Б) элегия Г) притча

А) женские рифмы Б) мужские В) те и другие

5 К какому литературному направлению можно отнести поэму?

А) сентиментализм В) романтизм

Б) реализм Г) классицизм

6 Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса

Б) Кавказ Г) девушку-грузинку

7 Выделите черты реализма в поэме.

А) бурная, неистовая природа

Б) гибель героя

В) герой одинок, не понят миром

Г) введение сна героя в сюжет поэмы

Д) мотив борьбы, мятежа

8 Какова роль описаний природы в поэме « Мцыри »?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9 Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий

Б) дактиль Г) ямб

10 Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом

Б) встреча с грузинкой Г) гибель Мцыри

11 В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Г) утверждение своей правоты

Б) смирение, покаяние Д) призыв отказаться от бесполезной борьбы

В) грусть, размышления

12 Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

В) связь с историей России

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока, домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю. Лермонтова « Мцыри ».

Урок литературы 8 класс

«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский

Минераловодского района

Ставропольского края

Козина Елена Ивановна.

2013 – 2014 гг.

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

(В. Г. Белинский)

Ход урока

п / п

I .Реализация домашнего задания

1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные темы:

« Эпоха, в которую жил Лермонтов»

« Важнейшие факты из жизни поэта»

2.Анализ презентаций

Сколько лет прожил Лермонтов?

В какую эпоху он жил?

Чем характеризовалась она в политическом отношении?

На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?

Каково было положение в это время передовых людей России?

Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?

3.Микровывод

Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.

Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:

Православие – духовное порабощение народа при помощи религии;

Самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;

Народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.

Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».

Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.

3.Работа над композицией поэмы

В каком году написана поэма?

- Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

Сколько дней на воле провёл Мцыри?

Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».

4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».

5. Чтение составленного дома цитатного плана.

Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»

2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»

3) «Но после к плену он привык…»

4) «Как вдруг однажды он исчез…»

5) «Его в степи без чувств нашли…»

6) «И близок стал его конец…»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»

8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»

10) «И вспомнил я отцовский дом…»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад…»

13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был…»

19) «Прощай, отец … дай руку мне…»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»

II . Закрепление изученного материала

    Слово учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.

    Работа над образом Мцыри

Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужемец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

    Почему Лермонтов изменил концовку истории?

    Почему читателю остается неизвестным имя героя?

    Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

    Как можно объяснить его слова:

    «И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

    Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

    Подберите цитаты для ответа на вопросы.

Цитаты:

а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал...

(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

    Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие при­роды, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

    Почему погиб Мцыри?

Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.

Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри об увиденном . Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

III . Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»

Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»

Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

2. Способы создания образа Мцыри

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.

Роль пейзажа

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».

Анализ художественных приемов

Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: « Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».

1. Обсуждение вопроса

Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

Развёрнутые метафоры при описании картин природы:

Кругом меня цвёл божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов;

И гроздья полные на них.

Серёг подобье дорогих

Висели пышно. И порой

К ним птиц летел пугливый рой.

Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;

Я грыз сырую грудь земли;

Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;

И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;

Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;

венцом дерев, груды скал;

олицетворения - думы скал, седой наказ;

сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,

в снегах, горящих, как алмаз;

горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;

облака, как будто белый караван залетных птиц.

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах

Задание: найти примеры использования художественных средств и

объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных

средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.

Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».

3.Анализ эпизодов

Задание группам - проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

IV . Итог урока

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.

Прожив три дня на свобо де, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от воз можного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».

Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ ние в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­ этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­ теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?

Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.

V . Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»

Тип урока: Урок анализа

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

Образовательные:

Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;

дать характеристику Мцыри как романтическому герою;

определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;

продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Развивающие:

развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

Воспитательные

Воспитывать интерес к творчеству поэта;

активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

Что было задано на дом?

Учитель: На дом вам было дано задание: найти в тексте поэмы лирические отступления. Кто справился с заданием? Для чего же они нужны?

- Дайте определение поэмы .

Какова тема произведения?

Какова идея произведения?

Какова композиция произведения?

- Как вы понимаете, что такое исповедь? (ответы учащихся)

1).Найти в тексте поэмы лирические отступления. Для чего же они нужны?

( Лирические отступления, описывающие природу, пейзаж - неотъемлемая часть романтического произведения.

2).Повторить литературоведческие определения.

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)

Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

(обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Поурочная разработка

урока литературы в 8 классе

учитель русского языка и литературы

МОУ «Байглычевская СОШ

Яльчикского района

Чувашской Республики

Цели урока:


  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой «Душа»:

Душа – не вздох,

Не звук пустой,

Не приземленная работа.

Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.

Ей надо, не жалея сил,

Парить, сроднившись с высотою,

Так, чтоб навстречу ветер был

Упруго сжатою волною,

И быть выносливой в пути,

И не бранить дождей постылых,

И горы снежные нести

На широко простертых крыльях.
Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер ?

(т.е.человек любит свободу)
– Каково значение слова “свобода”?
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

II. Беседа по тексту.

Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?


– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.


– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)


– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?(Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,


Я был чужой для них навек,
Как зверь степной .

Я видел горные хребты


Причудливые, как мечты .
В снегах, горящих, как алмаз .
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.(стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова «свобода» и «душа».

Составьте синквейн с данными словами.(синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово(имя существительное),

вторая строка – 2 определения к нему,

третья строка – 3 глагола к нему,

четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому

слову,

пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть

, обычно – одно слово)

Свобода Характер

Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный

Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает

Свет во мне рождает В человека меня превращает

Жизнь Солнце


Душа Человек

Добрая, парящая Думающий, действующий

Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает

Свет Ваятель

III. Подготовка к написанию сочинения.

Примерный план раздается всем учащимся.


  1. Что значит слово «свобода»?

  2. Истоки и проявление свободолюбия.

    • Исповедь Мцыри.

    • Черты характера, заложенные природой.

    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

    • Чуткость души через понимание природы.

    • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.

    • Мцыри – человек, жаждущий любви.

  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”. .«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Цель урока:

Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Задачи урока:

  1. Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
  2. Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
  3. Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
  4. Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.

Метод: эвристический.

Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи.

Ход урока

(Слайд 1)

Вступительная часть.

Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:

Глава 3

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что, по-вашему, их объединяет?

(построение, ритм, пафос)

Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?

(оба эти произведения романтические)

Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

Итак, тема нашего урока : «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

Эпиграфом к уроку я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?

(музыка и живопись)

(Слайд 3)

Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?

(Слайд 4)

Ответы учащихся

(Слайд 5)

Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.

Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?

(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений) (Слайд 6)

Основная часть.

Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.

«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.

Что вы можете сказать о названии?

(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)

Слайд 7

Каково было первоначальное название?

(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)

Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)

Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)

Когда разворачивается действие поэмы?

(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

1 глава

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

А где разворачивается действие?

(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)

Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:

Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?

(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое.)

Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.

6 глава

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…

Слайд 8

Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)

(Слайд 9)

Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?

(- природа не просто фон: личность Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают;

Мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)

Выразительное чтение поэмы:

6 глава

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

………………………………………

10 глава

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

………………………………………….

11 глава

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (пометили)

(Слайд 10)

А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)

Вывод 4 : Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)

Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?

(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

14 – 15 главы

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?

(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

(Слайд 11)

Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)

Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?

(антитеза, противопоставление)

Слайд 12

Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

Вывод 6 : Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)

(Слайд 13)

Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?

(побег; побег – это протест)

Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?

(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)

8 глава

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.

(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)

Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:

Романтическое название

Романтическое время и место

Романтический пейзаж

Романтический язык

Романтический конфликт

Романтическое «двоемирие»

Романтический герой

Вывод.

Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?

А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?

Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?

(Слайд 14)

Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:

Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:

Слайд 15

Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

Почти всё сошлось? Молодцы!

Домашнее задание.

Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:

  1. Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
  2. Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?