Анализ рассказа лапти. Анализ произведения Бунина «Лапти. Главные герои и их характеристика

Год: 1924 Жанр: рассказ

Главные герои: дед Нефёд и его внук

Рассказ Ивана Бунина «Лапти» представляет из себя небольшое повествование, на первый взгляд, очень простое и понятное. Это сюжет из деревенской жизни. В крестьянской избе в лихорадке мечется ребенок. В бреду, он умоляет взрослых принести ему красные лапти. Его дед, которого зовут Нефед, собрался идти в соседнюю деревню, чтобы купить там лапти и красную краску. А наутро его замерзшее тело привезли соседские мужики. За пазухой у Нефеда были детские лапти и пузырек с краской.

Основная мысль данного произведения в том, что самопожертвование является одной из главных движущих сил человеческой души, которая может преодолеть все.

Читать краткое содержание Лапти Бунина

Рассказ «Лапти» - один из самых блестящих примеров прозу Ивана Бунина. Этот рассказ, написанный простыми словами о простых людях, трогает до глубины души. Сюжет рассказа незамысловат, но от него невозможно оторваться. Это поэма о безграничной самоотверженности и очень сильном характере.

Действие происходит зимой. На дворе ужасная погода. Уже несколько дней метет метель, и сквозь пургу не проглянуть.

На отдаленном хуторе в крестьянской избе у хозяев большое горе. У них болеет сын. Помочь ему ничем нельзя, потому что ни поехать к доктору, ни привезти его к себе никто не может. В пурге можно потеряться и замерзнуть насмерть.

Мать ребенка в полном отчаянии. Ее ребенок бредит и умирает от жара, а она ничем не может ему помочь. Муж в отъезде, и сознание этого только усиливает ее ощущение полной беспомощности.

В избу приходит дед Нефед. В его руках солома, чтобы топить печь. Потоптавшись в прихожей, дед Нефед заглядывает в комнату, чтобы спросить о том, как чувствует себя внук. Мать говорит ему, что ребенок очень болен, ослаб и мучается от жара. Скорее всего, мальчик не выживет.

В бреду, ребенок постоянно говорит о каких-то красных лапоточках. Он умоляет принести ему их и плачет. Мать не понимает, зачем ребенку красные лапти и удивляется этой странной фантазии. Но дед Нефед объясняет ей это мудро и просто: «душа требует».

Нефеда осеняет, что можно купить простые лапти и выкрасить их фуксином, тогда ребенок обрадуется и выздоровеет. Но где же взять лапти и краску? Разумеется, в соседней деревне, и, разумеется, прямо сейчас. И пожилой крестьянин, не сомневаясь и не раздумывая, уходит в пургу и метель добывать внуку красные лапти.

Дед Нефед – истинно русский характер, с богатой душой и непокоренным характером. Что важнее – влечение души или самосохранение? Что сильнее – душевный порыв или здравый смысл?

Здравый смысл велит остаться дома. О том же твердит и самосохранение. Действительно, на дворе пурга и холод. Не лучше ли покориться обстоятельствам и смотреть на то, как умирает ребенок? Да и смогут ли спасти его те самые красные лапти, даже если и удастся их добыть?

Главные герои этого произведения сталкиваются лицом к лицу с двумя беспощадными и непреодолимыми силами – пургой и смертью. Как противостоять им? Стоит ли так безрассудно следовать своим душевным порывам, чтобы исполнить мимолетный каприз ребенка, фантазию, явившуюся к нему в бреду?

Стоит. И дед Нефед бросает вызов стихии и смерти, не желая покоряться обстоятельствам.

Нефед не рассуждает о разумности своего решения. Раз душа желает такой чудной подарок – красные лапти – значит, их нужно во что бы то ни стало принести, а сомневаться и раздумывать – грех.

Вся ночь прошла в тревоге. Мать ухаживала за сыном и ждала деда Нефеда.

Утром она услышала стук в окно. Соседские мужики привезли тело деда Нефеда, который заблудился и замерз по пути домой.

Мужики рассказали безутешной женщине, как они ехали в пургу и боялись заблудиться. Когда метель совсем закружила их, они провалились в овраг, и думали, что конец их близок. В овраге они нашли тело крестьянина, узнали его и сразу поняли, что жилье совсем близко.

Напрягая все свои силы, мужики дошли до хутора, привезя с собой и тело деда Нефеда. А когда с мертвого деда сняли полушубок, за пазухой у него оказались маленькие детские лапоточки и бутылочка с фуксином.

Чьи души спасает дед Нефед – ребенка, его обезумевшей от горя матери, тех мужиков, что едва не замерзли до смерти? Выживет ли болеющий ребенок, получив, наконец, желанные красные лапти? На эти вопросы читателю предстоит ответить самому.

Картинка или рисунок Лапти

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Первая любовь

    Шестнадцатилетний Вова проживает с отцом и матерью на даче и готовится к поступлению в университет. В соседний флигель въезжают на время отдыха княжна Засекина. Главный герой случайно встречается с дочерью соседки и мечтает о знакомстве с ней

  • Краткое содержание Волшебная гора Манн

    События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

  • Краткое содержание Платон Пир

    Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви.

  • Краткое содержание Ночь Казакова

    Рассказчик, желая попасть на утиные озера к рассвету, чтобы поохотиться на уток, в ночь отправился через лес. Вдруг он услышал далёкие голоса, а затем увидел и костёр

  • Краткое содержание Куприн Ю-ю

    В рассказе Александра Ивановича Куприна «Ю-ю» автор-повествователь знакомит читателя с историей своей домашней питомицы – кошки Ю-ю. История рассказывается девочке Нине

Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

Ну что, барыня, как? Не полегчало?

Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

Лапти? Что за лапти такие?

А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

Как добывать?

В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Иван Бунин, «Лапти» (краткое содержание следует далее) - это короткий рассказ с, казалось бы, незатейливым сюжетом. Впрочем, талант Бунина в том и заключается, что когда читаешь его произведения, угадываешь самого себя или услышанную давеча историю с трагичным концом…

Иногда поздним вечером, когда совсем темно, подойдешь к окну, выглянешь на улицу, а там - сотни тысяч окон. Одни горят ярким желтым светом, в других - темнота, но за каждым из них читается своя история, свой рассказ, развивается свой сюжет…

Так и в прозе Бунина - серые будни со своими курьезами и происшествиями. Однако есть одно «но», которое невозможно выразить одним словом, или даже словами. Оно добирается до самой глубины души человеческой и достает что-то истинно живое, настоящее, то, что боишься упустить, потерять снова в этой толще непонимания, в бесконечной веренице слов и поступков. Итак..

Иван Бунин, «Лапти»»: краткое содержание

Зима. Пятый день метет непроглядная пурга и метель. Вокруг ни души. За окнами одного хуторского дома поселилось горе - тяжело болеет ребенок. Отчаяние, страх и беспомощность овладели сердцем матери. Муж в отъезде, до доктора не добраться, да и сам он не сможет доехать по такой погоде. Что делать?

В прихожей что-то стукнуло. Это Нефед принес соломы для печи. Через минуту-другую он заглянул в комнату, чтобы спросить о здоровье ребенка. Оказалось, что мальчик очень слаб, огнем горит, скорее всего, не выживет, но главное - он все в бреду упоминает о каких-то красных лаптях, просит их…

Не долго думая Нефед отправляется в соседнюю деревню за новыми лаптями и за фуксином - красной краской: если просит, значит душа желает, и надо непременно идти и добывать…

Ночь прошла в тревожном ожидании.

Утром раздался зловещий стук в окно. Это были мужики из соседнего села. Они привезли замерзшее тело Нефеда. Обнаружили его случайно, когда сами провалились в снежную яму, и уже отчаялись спастись. Но, увидев окоченевшее тело знакомого им Нефеда, поняли, что хутор совсем близко. Они напрягли последние силы и дошли до людей.

За поясом, под полушубком мужика, лежали новые детские лапти и бутылочка с фуксином. Так заканчивается рассказ (И. А. Бунин) «Лапти», краткое содержание которого было изложено выше.

Главная мысль: «Лапти», Бунин И. А .

Последнее предложение, точка, конец рассказа. Во время чтения того или иного произведения, мы больше увлечены сюжетом, нежели тем, что скрывается за словами и поступками главных героев. Однако потом приходят сотни мыслей: почему, для чего, зачем... Рассказ, который написал Иван Бунин, - «Лапти» - это прежде всего ода необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Но это лишь вершина айсберга, первый слой, который предлагает копать дальше, и обнаруживать все новые и неожиданные богатства. Что еще скрывается за «декорациями» разворачивающейся драмы?

За окном правит беспощадная стихия, готовая уничтожить всякого, кто осмелится противостоять ей. На пороге стоит смерть, которая ждет своего часа без жалости и излишних сомнений. Неутешная мать смиренно замирает пред ней. И только Нефед проявляет решимость противостоять этим двум неизбежностям и следовать велению души.

И в этот момент читателя охватывают чувства, которые трудно передать словами. Будто тонкая нить света, чего-то необъяснимого, и в то же время до боли знакомого, пронизывает, проходит насквозь и соединяет воедино души, судьбы и обстоятельства. Нефед не пытается объяснить своего, на первый взгляд, сумасбродного желания отправиться за лаптями в непроходимую пургу и метель. Он знает одно — душа желает, и здесь грешно рассуждать и спорить. Возникает вопрос — чья душа позвала его в дорогу: умирающего мальчика, безутешной матери, его самого или тех заблудившихся мужиков? Нелепая, и где-то даже глупая, казалось бы, смерть Нефеда становится значимой, и, можно сказать, необходимой жертвой. Она дала право на жизнь тем заблудившимся мужикам из соседской деревни, а быть может и ребенку.

Еще раз хочется напомнить, что называется этот рассказ, который написал Иван АлексеевичБунин, «Лапти». Краткое содержание, конечно, не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение оригинала просто необходимо.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока русской словесности

в 7 классе

В мастерской художника слова.

Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2012

ЦЕЛИ:

    Формирование первоначального понятия о художественном мире Бунина.

    Развитие способностей к оценке и интерпретации идиостиля писателя.

ХОД УРОКА

I . Вступление.

– Дома вы познакомились с небольшим (в полторы страницы!) рассказом И.А. Бунина «Лапти». Помните мои рекомендации, сделанные на предыдущем уроке? Не стоит стремиться читать Бунина «залпом», «запоем»: впечатление от его искусного владения словом рождается не количеством, а глубиной и обстоятельностью прочтения.

– Как вы прочли бунинский рассказ? О чем он, на ваш взгляд?

II . Основная часть – анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти».

– Своеобразным камертоном урока, который не позволит «сфальшивить» при анализе текста, станут утверждения самого Бунина, сделанные им в статье «Как я пишу» (обращение к основным положениям статьи в течение урока станет возможным, если предложить одному из учащихся работу со статьей Бунина в качестве индивидуального домашнего задания по заранее сформулированным вопросам).

– В какой взаимосвязи, по мнению Бунина, находятся форма и содержание произведения?

(«… у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания»).

– Постигая бунинскую прозу, мы будем оперировать некоторыми литературоведческими понятиями. (Повторение этих событий идет с помощью теста, выполняемого учащимися по принципу «тест соответствия»; «ключ» для самопроверки предлагается на транспаранте для кодоскопа).

Олицетворение

    Аллитерация

    Сравнение

    Антитеза

    Метафора

    Эпитет

    Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую выразительность.

    Противопоставление образов, слов. понятий, картин.

    Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому.

    Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

    Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления.

    Изображение одного явления с помощью сравнения его с другим.

«Ключ» к тесту:

1 – 5

2 – 1

3 – 6

4 – 2

5 – 3

6 – 4

В какое время года происходит действие рассказа? (вьюжной зимой).

Бунин сравнительно нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если все же прибегает к метафоричности, то добивается поразительной яркости. Найдите такую яркую выразительную метафору в описании вьюжной зимы.

(На протяжении всего рассказа состояние природы приравнивается к состоянию моря во время урагана; Бунин, используя эту метафору, стремится показать буйство природы: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»; «… в бездне снежного урагана и мрака»; «… потонули вместе с лошадью в страшный снег»).

Обратите внимание на эпитет в последней фразе («страшный снег»). Как он помогает понять чувства людей, котонные вызывает этот разгул стихии?

(разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх; «… в такую страсть» /здесь: в такую плохую погоду/; «такой ужас»; «… ужасала одна мысль»).

Это эпитеты, рисующие состояние души матери. Вам понятен ее страх? Чем Бунин мотивирует ее ужас перед природой?

(У нее боле ребенок, она не знает, что делать, т.к. осталась одна – муж в отъезде. Бунин пишет: «… плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности»).

Еще одно средство раскрытия характеров героев – речь. Какое обращение наиболее часто звучит в словах матери?

(Обращение к Господу: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А Господь его знает!». Частое упоминание имени Господа говорит о полном бессилии матери; ее последняя надежда – Господь).

И все же надежда приходит в образе совсем ином. Обратили ли вы внимание, что в рассказе и мать, и ребенок остаются безымянными, а именем наделен только один персонаж – Нефед? Почему?

(Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа).

Проанализируйте реплики Нефеда. В чем своеобразие речи этого героя?

(Речь героя лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий /»Не полегчало?», «… не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…»/ и «неправильностей» в построении предложений. Фразы часто обрываются, оставаясь незаконченными. Все это позволяет сделать вывод не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела).

Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

(«Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).

Что имеет в виду Нефед, говоря «Душа желает»?

(По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет).

Немногословность и деловитость этого человека подчеркивается Буниным и в его портретной характеристике и в описании его действий.

(«Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: Значит, надо добывать…»).

Бунин использует здесь прием предвосхищения трагической развязки рассказа. Прочтите описание Нефеда, которого привозят на розвальнях мужики, обратите внимание на однокоренные слова в том и другом отрывках: «Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда».

Писатель пользуется этим приемом еще раз, когда рассказывает о приехавших на рассвете мужиках. Прочтите этот отрывок.

«А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно».

Найдите эпитет, предсказывающий скорую развязку. Представьте, что вы не читали рассказа Бунина, о чем мог бы поведать эпитет «зловещий стук»?

(Нефед заблудился в степени, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет).

Прервем на время ход анализа рассказа «Лапти» и обратимся еще к одному произведению Бунина «Антоновские яблоки». Бунинский словарь богат, однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же «фирменных» эпитетов и сравнений. Одним из любимых, можно сказать, опорных, в бунинской стилистике является слово «свежесть».

(Обращение к рассказу Бунина «Антоновские яблоки» будет успешным, если предложить одному из учащихся работу с текстом рассказа в качестве индивидуального домашнего задания: «Найти наиболее выразительные примеры употребления слов «свежесть», «свежий». Определить контекстуальное значение этих слов в рассказе Бунина. Учащиеся обычно без труда находят и комментируют следующие словосочетания:

«свежее утро» прохладное, приносящее радость;

«свежие озимые» нежно-зеленые, шелковые;

«свежий лес» бодрый, молодой;

«осенняя свежесть» бодрость, гармония, красота).

В каком контексте употреблено это слово в рассказе «Лапти»? Каково его значение?

«… Нефед принес соломы на топку свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…». «Вьюжная свежесть» это тонкий морозный запах пришедшего с улицы человека. (Возглас из класса: «Я помню: так пахнет принесенное мамой с мороза свежевыстиранное белье!»).

И (добавляю я) у Бунина своеобразный символ душевного здоровья, красоты главного героя. Пожалуй, одной из главных особенностей Бунина как писателя является умение находить, открывать в обычном слове слово сокровенное, заключающее в себе целый мир. Немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям (душа больного желает – значит, надо дать), деятельное начало – все рождает ощущение душевного здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его несуетность, внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед вышел «из природы» и уходит тоже в нее.

И вновь обратимся к статье И.А. Бунина «Как я пишу». Какую роль отводит писатель первой фразе?

(«… первая фраза имеет решающее значение. Она определяет прежде всего размер произведения, звучание всего произведения в целом»).

Обратимся к началу рассказа.

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодом хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти».

Какие цветовые эпитеты использует Бунин? Какие дает температурные характеристики?

(«белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок». Антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку).

Бунинская техника описания порождаемых предметом ощущений в литературоведении носит название предметной детализации. Не лишни ли эти детали внешней изобразительности (так называл этот прием сам Бунин) в рассказе «Лапти». «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями…». К чему это, если «… было большое горе: был тяжело болен ребенок»? В отношении стиля других писателей мы привыкли к «служебной» роли изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и др.) – раскрытие образа героя, характеристика места действия и т.п. Бунин не боится избыточной внешней изобразительности, когда деталь важна сама по себе, без привязки к сюжету. Она свидетельствует о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах.

Грустно напряженная тональность рассказа создается не только словом, но и знаками препинания. Какой особый знак препинания появляется в конце предложений в финале рассказа? Какие значения может выражать этот знак в зависимости от контекста? Прочитайте предложения с многоточием так, чтобы передать интонацией значение знака препинания.

(Многоточие, появляющееся в конце предложений в финале рассказа «Лапти», выражает горькое недоумение и одновременно… радость(1) спасены! жилье рядом!

«Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…».

Смерть Нефеда спасает жизни новосельских мужиков и…).

Перечитайте последнее предложение рассказа: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность?

(Да. Мы понимаем, что Нефед спас не только новосельских мужиков, но и мальчика. Я верю, что мальчик выздоровеет).

Как теперь вы ответите на вопрос: о чем этот рассказ?

Ответы на этот вопрос, заданный уже в начале урока, сводились к тому, что это рассказ о доброте, о самоотверженности. Не умаляя значимости этих ответов, в конце урока ребята добавляют, что это рассказ о жизни и смерти, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идет жизнь!

Список использованной литературы

1. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953.М.,1994.

2. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература.1994.№1.

Рассказ «Лапти» И. А. Бунин написал летом 1924 года. Гуманистическая направленность этого произведения весьма очевидна. Краткое содержание рассказа «Лапти» Бунина делает акцент именно на человеческой душе, которая является высшей нравственной ценностью. Поступок Нефеда не считается подвигом, но какая мощная нравственная сила присутствует в его желании помочь умирающему ребенку!

Бунин, «Лапти»: краткое содержание

Уже пять дней хутор заметает непроглядная вьюга, кругом все белым-бело от снега. В одной из хат сумрачно, в бреду и жару лежит в своей постели больной ребенок и слезно умоляет свою мать дать ему красные лапти. Женщина в отчаянии плачет, ее муж в отъезде. На приезд врача в такое время надеяться ей не приходится.

Так трагически закручивает сюжет Бунин. «Лапти» краткое содержание свое продолжают тем, что вдруг в коридоре стукнула дверь, это пришел мужик Нефед, принес соломы для печки. Узнав о том, что ребенок бредит красными лаптями, он решается идти в ближайший поселок Новоселки, что за несколько верст, и купить в лавке лапти и фуксин, которым он покрасит их в красный цвет.

Спаситель

Лошадей он решил не брать, так как доехать никакой возможности не было. Он ушел и долго не возвращался. Все подумали, что он остался ночевать в поселке, от этого ночь показалась еще страшнее. Ребенок не прекращал просить у мамочки красные лапти, а она стояла на коленях и просила у Господа помощи и защиты.

На рассвете во дворе послышались голоса, затем в окно кто-то постучал. Это новосельские мужики привезли окоченелое мертвое тело Нефеда. Оказывается, они ехали из города, их повозка перевернулась, и они заблудились, совсем отчаявшись найти дорогу, они подумали, что пропадут. Но тут увидели из снега торчащие ноги в валенках. Разгребли и узнали Нефеда, и тогда поняли, что хутор уже недалеко.

Так закончил Бунин «Лапти». Краткое содержание произведения указывает на то, что потом за пазухой у него были обнаружены детские лапти и пузырек с фуксином.

Заключение

Анализируя тему «Бунин, «Лапти»: краткое содержание», необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.