Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная логопедическая группа). Конспект занятия «Как осел петь перестал Итальянская сказка как осел петь перестал
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый.
– А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел, раньше чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно,- сказал лев.- А кто здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь:
– Я, йя, йя!
Сочинение по литературе на тему: Как осел петь перестал (Итальянская сказка)
Другие сочинения:
- Луций Характеристика литературного героя ЛУЦИЙ (лат. Lucius) – герой романа Л. Апулея “Метаморфозы” (II”Шв. н. э.). Поначалу роман имел только это название, но в Vв. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), Read More ......
- Были когда-то в одном лесу времена, когда все звери служили своему царю – Льву, всячески его слушали, старались угодить, дабы не навлечь на себя немилость царскую. Боялись все звери Льва, ничего не скажешь. Впрочем, не очень уважали поданные своего главу, Read More ......
- Метаморфозы, или Золотой осел Герой романа Луций (случайно ли совпадение с именем автора?!) путешествует по Фессалии. В пути он слышит увлекательные и страшные истории о колдовских чарах, превращениях и прочих ведьмовских проделках. Луций прибывает в фессалийский город Гипату и останавливается Read More ......
- Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки. Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок. Я очень люблю сказку “Перчатка”. Read More ......
- На Земле существует множество народов, и все они не похожи друг на друга: у них разный цвет кожи, образ жизни, у каждого своя мифология. И хотя в мифах разных народов действуют свои, совершенно особенные боги и герои, их объединяет то, Read More ......
- Вы знаете, почему сова так сердито кричит по ночам: “Уух, уух!”? Если нет, мы вам расскажем. В былое время – то было не мое время, и не ваше время, да и ничье то время – в Англии водилось много всякой Read More ......
- Все эти народы и племена обладают великим сокровищем – устным народным творчеством. Причем для племен, которые живут на большом расстоянии друг от друга и вдали от городов, сказка и до сих пор заменяет литературу, а сказители почитаются так же, как Read More ......
- Сказка – замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не Read More ......
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа).
Цель:
Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал » (в обр. Дж. Родари) . Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. Образование сложных прилагательных. Развивать умение образовывать сложные имена прилагательные (длинноногий, согласовывать слова в предложениях, употреблять в речи простые предлоги.
Ход занятия.
I Организационный момент.
1. Время года, месяц, день недели.
2. «Назови семью» (домашние животные : папа, мама, детеныш, детеныши) .
3. Картинка «скотный двор» (или «деревня» ).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по деревне.
II Основная часть.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
По деревне мы шагаем, (пальцы «шагают» )
Видим будки и сараи. (руки – крест – накрест : одна ладонь
закрывает глаз, вторая – ухо, меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударять по коленям
ребром ладоней, два раза – кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука – ребро,
другая - кулак и наоборот)
Дети по очереди называют домашних животных.
Игра «Кто где живет» .
Корова живет (в коровнике, телята-, свинья-, собака-овца- и т. д.
Игра «Подбери признак» .
У жеребенка длинные ноги, значит он (длинноногий) . У кролика короткий хвост, значит он… (короткохвостый) . У собаки длинная шерсть, значит она. (длинношерстная) . У осла длинные уши, значит он… (длинноухий) .
Упражнение на развитие речевого дыхания «Нюхаем воздух» .
И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух» ) и произвольный выдох. Вначале выполняется на 4 счета в 2-3 подхода, затем количество раз увеличивается. Темп – 60 вздохов в минуту. Пауза между дозами 2-3 секунды.
Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой «Как осел петь перестал » в обработке Джанни Родари.
Педагог читает новую сказку .
В давние времена осел , как рассказывает сказка , пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил :
Кто из вас самый красивый?
Я, йя! – сразу же закричал осел .
Хорошо, ты самый красивый.
А кто же самый сильный?
Я, йя! – закричал осел раньше , чем остальные звери успели открыть рты.
Ладно, - сказал лев . – А кто здесь самый глупый?
Я, йя, йя! – второпях заревел осел , испугавшись, как бы его не опередили .
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь :
Я, йя, йя!
Вам понравилась сказка ? Это действительно сказка , а может рассказ ? Нет, это сказка , в ней много чудес.
Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка ? (Ответы детей.)
Доказать можете? (Ответы.)
Педагог следит за правильностью речи детей.
А как вы понимаете слово поучительная (история?
Послушайте сказку еще раз и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать .
Читает второй раз, проводит беседу по содержанию.
Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый,
самый сильный, и самый глупый.)
И что случилось? (Ответы.) Жаль, конечно, что осёл потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут : «Иа! Иа! Иа!»
Как люди зовут тех, кто ведёт себя подобно ослу из сказки ?
Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре.
Педагог выбирает ребенка на роль осла, и ребенок назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора .
Физминутка:
(Ослик делает зарядку)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Мы присядем 10 раз,
Мышцы не болят у нас.
10 раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
Молодцы! А теперь расскажем эту историю так : один начинает, второй и третий продолжает, а четвертый заканчивает. Тот, кто начинает пересказ , объявляет название сказки и ее автора .
Педагог обращает внимание на то, что первый ребенок, начавший пересказ , обязательно должен сказать название рассказа и его автора .
Кто хочет рассказать весь рассказ один ? Не забывайте объявлять название рассказа и его автора .
Всем рассказам воспитатель дает оценку.
Чтение : Ослик не умеет читать. Научим его читать?
Чтение : аы, оы, иы, эы, уы, осы.
III Итог.
Педагог подводит итоги : что мы пересказывали ? (Сказку .) Как называется сказка . Кто автор? Спрашивает, понравились ли детям их сказки , что понравилось на занятии? Что не понравилось?
Конспект занятия по развитию речи на тему:
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал».
Цель: Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.
Ход занятия:
«Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель.
Педагог читает или рассказывает новую сказку.
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый.
– А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:
– Я, йя, йя!
«Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете?
(Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная (история)?
Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.) И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“
А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»
Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.
Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями.
Конспект занятия по лепке «Корзинка с грибами для белочки».
Цель :
Дать представление о грибах , которые растут в лесу.
Задачи :
Воспитательные :
Воспитывать умение радоваться красивой поделке, желание вылепить как можно лучше;
Воспитывать умение добиваться при лепке
Развивающие :
Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов : углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки.
Развивать умение применять знакомые приёмы лепки : скатывание, раскатывание, сплющивание.
Обучающие :
Учить детей лепить корзину с грибами .
Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные-несъедобные) .
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :
Рыжий хвостик тут и там
Промелькнул вдруг по кустам
Смотрит в след ей девочка,
Знает это. (белочка )
Воспитатель : Правильно, сегодня к нам в гости пришла белочка .
Воспитатель : Где она живёт? Ответ детей.
Правильно-в лесу.
Воспитатель : Что она кушает? Дети отвечают. Верно, ягоды, грибы .
Воспитатель : Послушайте стихи о белочке О . Денисова
В парке солнышко пригрело,
Белка на суку сидела.
Мы её кормили с рук, -
Белка наш пушистый друг!
Воспитатель : Вам понравилось стихотворение?
Молодцы!
Воспитатель : Дети, наша белочка пробегала , проскакала с ветки на ветку, заигралась совсем, не заметила что наступил вечер. Ей надо насобирать грибов , для своих бельчат. Давайте поможем белочке , слепим ей корзинки с грибами . Я уже слепила, посмотрите.
Воспитатель показывает детям готовый образец, а затем лепит корзинку и грибы при детях .
В середине игровой ситуации проводится физминутка :
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень .
Затем дети продолжают лепить, воспитатель помогает. В конце интегрированной ситуации подводятся итоги. Оформляется выставка для родителей : « Корзинка с грибами для белочки » .
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами».
Образовательная область : Художественно-эстетическая (лепка ) .
Цель :
Расширить знания о грибах .
Способствовать развитию речи.
Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать внимание.
Задачи :
Образовательные :
Продолжать учить работать с пластилином.
Учить детей лепить корзину с грибами .
Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные - несъедобные) .
Развивающие :
Уточнить, расширить, словарный запас про « Грибы » (лес, гриб , ножка, шляпка. Боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка. Собирать, заготавливать, прятаться, висеть. Ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий)
Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов
(углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки)
Развивать умение применять знакомые приёмы лепки :
лепка предмета из отдельных частей,
скатывание шарика,
раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке,
соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения.
Воспитательные :
Воспитывать интереса к НОД
Воспитывать положительный отклик к НОД
Воспитывать желание вылепить как можно лучше
Воспитывать умение радоваться сделанной поделке
Воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.
Оборудование/материал к занятию :
Демонстрационный материал :
Карточки с изображением грибов на доске .
Муляжи грибов .
Оборудование :
Доска для лепки .
Пластилин, стека.
Организационный момент
Воспитатель :
Ребятки подойдите ко мне.
Давайте мы с вами удобно расположимся на ковре, закроем глазки, и представим.
Этюд «Сказочный лес»
(звучит музыка «Звуки леса» )
Воспитатель :
Представьте лес, в котором тепло и солнечно, как летом. Послушайте, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, могучие дубы, журчат звонкие ручейки. Белочка прыгает с ветки на ветку. На полянках много ягод земляники, разных грибов .
Представили?
(ответы детей)
А теперь откройте глазки.
Вам понравилось в этом лесу?
(ответы детей)
Какой замечательный лес. Он наполнил вас хорошим настроением?
Ход занятия:
Воспитатель :
А теперь давайте присядем на свои места для дальнейшей нашей беседы.
Ребята посмотрите на доску. Я для вас приготовила карточки с изображениями.
Что на них изображено?
(ответ детей - грибы )
Какие из представленных грибов вы можете назвать ?
(ответы детей)
Воспитатель :
Ребята как вы уже знаете грибы растут в лесу : на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка . Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые) . Что значит «съедобные» ?
(ответы детей)
Воспитатель :
Ребята сейчас я вам расскажу о съедобных и не съедобных грибах .
БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая , круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
Белый гриб растёт под ёлкой
Любит прелые иголки.
Загляни под ёлку смело
Там растёт грибочек белый
Крепок, вкусен и пригож
Царь грибов собой хорош
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Под берёзкой у дорожки
Кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,
Самый вкусный гриб на свете .
Подберёзовик - крепыш.
Соберём его малыш.
ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.
Под осинкой притаился,
Жёлтым листиком накрылся
Гриб на крепкой ножке серой,
В красной шляпке, загорелый.
Подосиновик-малыш.
Право, славненький, крепыш.
ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Буд-то рыжие сестрички
Прячутся грибы лисички
Под горелой кочкой
Там их много очень
Леса чудные подарки
Пригодятся для поджарки
ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком» , растут «семьями» .
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие .
На полянке, вдоль дорожки
Всюду встретится она,
Сыроежка- гриб хороший
Шляпка издали видна.
Жёлтая и красная
Сыроежка разная.
МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб . Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Смотрит заинька в упор
Вот так чудо мухомор!
С красной шляпкой,
С белой ножкой.
У гриба красивый вид ,
Только жалко-ядовит!
Воспитатель :
Ребята скажите, а что нужно взять с собой в лес, чтобы собирать грибы ?
Ответ детей : Корзину .
Воспитатель :
Правильно ребята.
Давайте мы с вами попробуем сделать корзину для грибов .
(ответ детей)
Но прежде чем приступить к изготовлению корзины , немного разомнемся и сходим по
« Грибы » (физ. минутка)
Выходите ко мне и отправимся в лес.
Мы с друзьями в лес пойдем, шагаем на месте
В лес пойдем.
Грибов много мы найдем , наклоны туловища к правой – левой ногам
Их в корзинки соберем , соберем. имитация движений
Покричим в лесу : «Ау – ау» ! руки рупором ко рту
Эхо там живет в бору. правую руку на пояс, левую к уху, наклон
Мы немножко погуляли, стоим ровно держим корзину
Много мы грибов набрали , показываем, сколько грибов набрали
А теперь пора домой,
Супчик нам варить грибной .
(рассаживаемся на места)
Воспитатель :
Для начала нам нужно взять кусок черного или коричневого пластилина и поделить его на две неравные части : меньшая часть пойдет на донце, а из большей части лепятся жгутики для стенок и ручки корзинки .
Для изготовления донышка нам необходимо, скатать шарик. Затем сплющиваем его и получаем донышко.
Для стенок корзины готовим 5 жгутиков . Изготовив укладываем их на донышко, накладывается первый слой колбаски, затем она накручивается по спирали слой за слоем.
Сверху прикрепляется ручка. Для ручки корзины изготавливается один длинный жгутик и переплетается.
(После изготовления корзины проводится пальчиковую гимнастику).
Воспитатель :
Ребята, наши пальчики наверно устали, давайте дадим им немного отдохнуть, и разомнем их.
Пальчиковая гимнастика « Грибы »
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать .
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(гимнастика проводится два раза)
Воспитатель :
А теперь ребята посмотрите ещё раз на грибы . Давайте повторим, из каких частей они состоят.
Чем они похожи?
Дети : (предполагаемые ответы)
Из двух частей.
Шляпка, ножка.
Воспитатель :
Правильно.
А чем они отличаются?
Дети : (предполагаемые ответы)
Размером, цвет шляпки.
Воспитатель :
Правильно ребята. Теперь давайте слепим грибочки и положим их в корзину .
Первым делом мы слепим ножку. Для этого нам надо скатать в столбик пластилин выбранного вами цвета, получится ножка у грибочка .
Затем взять пластилин нужного вам цвета для шляпки. Скатать в шар и сплющить его между ладонями - получится шляпка для гриба . Теперь соединяем ножку с шляпкой, сглаживаем их между собой. Вот ребята, получились у нас грибы . Давайте положим их в корзину .
Окончание занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались.
Предлагает перечислить название грибов .
Воспитатель спрашивает, что им было интересно делать.
Затем все вместе оценивают работу детей.
Цель. Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
Предварительная работа. Попросить музыкального руководителя рассказать детям о том, что у мужчин-певцов разные голоса – бас, баритон, тенор, и подтвердить рассказ музыкальными фрагментами.
Ход занятия
«Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой „Как осел петь перестал“ в обработке Джанни Родари. Мы знаем его сказку „Волшебный барабан“», – начинает занятие воспитатель.
Педагог читает или рассказывает новую сказку.
В давние времена осел, как рассказывает сказка, пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осел.
– Хорошо, ты самый красивый.
– А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осел раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно, – сказал лев. – А кто здесь самый глупый?
– Я, йя, йя! – второпях заревел осел, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь:
– Я, йя, йя!
«Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка? – продолжает разговор воспитатель. – Доказать можете?
(Следит за правильностью речи.) А как вы понимаете слово поучительная (история)?
Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый, самый сильный и самый глупый.) И что случилось? Жаль, конечно, что осел потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут: „Иа! Иа! Иа!“
А как люди зовут тех, кто ведет себя подобно ослу из сказки?»
Воспитатель читает сказку еще раз. Затем предлагает пересказать ее в лицах. Педагог выбирает ребенка на роль осла, а «осел» назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора.
Потом пересказ повторяется с новыми исполнителями.
Занятие 7. Работа с сюжетной картиной
Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Ход занятия
Педагог предлагает вниманию детей любую картину из серий, предназначенных для работы по развитию речи в детском саду. Спрашивает, о чем картина и как ее озаглавить. При этом он напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и по возможности оно должно быть кратким.
Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. Если необходимо, дает свой вариант названия.
«Представьте, что вам предстоит составить рассказ по этой картине, – продолжает разговор педагог. – С чего вы начнете? Помните о том, что первая фраза может очень украсить рассказ».
Выслушивает ответы детей и при необходимости предлагает свою вступительную фразу.
Далее педагог напоминает детям о том, что в прошлом году они учились составлять план рассказа по картине. Интересуется, что это такое, и предлагает составить план рассказа. Затем оценивает предложенные варианты (3–4 ответа).
«Вступление есть, план есть. Остается завершить рассказ оценкой картины в целом. У кого какие варианты?»
Педагог предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине. Затем интересуется у ребенка, легко ли ему было рассказывать.
Воспитатель объясняет детям, что, руководствуясь планом, можно избежать повторов и ненужных в рассказе слов, например, таких: «а потом», «а еще», «и вот».
«Итак, чему мы сегодня учились?» – спрашивает педагог.
В конце занятия предлагает поиграть в игру «Я задумала предмет».
Воспитатель загадывает предмет, а дети, пытаясь отгадать его, задают наводящие вопросы, например: «Живой? Неодушевленный? В помещении? На улице? Большой? Тяжелый? Сделан из…»
Если останется время, педагог может предложить детям угадать другой задуманный им предмет.
Занятие 8. Беседа о А. Пушкине
Цель. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Ход занятия
Педагог читает детям 2–3 фрагмента из произведений А.Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье…» (из стихотворения «Осень»), «Буря мглою небо кроет…» (из стихотворения «Зимний вечер»), «У лукоморья дуб зеленый…» (из поэмы «Руслан и Людмила»). Затем спрашивает у детей, не знают ли они автора этих поэтических строк. И уточняет: «Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?»
Воспитатель рассказывает детям о великом русском поэте: «В нашей стране нет человека, который не читал бы произведения Пушкина. Многие из вас уже слышали сказки о попе и его работнике Балде, о мертвой царевне и семи богатырях, о золотом петушке, о Руслане и Людмиле. Эти сказки вы услышите еще не раз, так как их часто читают по радио, спектакли по ним ставят в театрах. По произведениям Александра Сергеевича Пушкина созданы мультфильмы и фильмы. А очень скоро вы сможете самостоятельно прочитать эти чудесные сказки».
Заканчивая занятие, педагог читает отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане…» (по выбору детей).
Октябрь
Занятие 1. Лексико-грамматические упражнения
Цель. Активизировать речь детей.
Ход занятия
Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой месяц пришел на смену сентябрю.
«Осень, осенний, – говорит воспитатель. – А про что можно сказать осенний – осенняя – осеннее?»
Педагог оценивает ответы детей, хвалит за умение слушать задание и дает свои варианты: осенняя непогода, осенняя слякоть, осенний лист, осеннее настроение и т. п.
«Осенью и люди, и звери делают запасы на зиму, – напоминает воспитатель.
Вышел ежик погулять
Да грибов насобирать.
Как думаете, какие грибы ему попались?
У многих слов есть слова-родственники, например: еж – ежик… (ежиха – ежата – ежиный – ежовый) ».
Затем воспитатель предлагает детям выполнить упражнение «Один – много»: «Цапля одна, а много… (цапель) , одна пачка сахара, а много… (пачек) , один носок, а много… (носков) , один чулок, а много… (чулок) , одно ухо, а много… (ушей) .
«А теперь помогите мне закончить предложения, – просит воспитатель:
– Если мы будем внимательны на занятиях по развитию речи, то…
– Чтобы хорошо учиться, надо…
– Мы растем здоровыми и сильными, так как…
– Когда мы вернемся с прогулки, то…»
Выслушав ответы детей, педагог повторяет полное предложение.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Напитки я испробовал различные,
Пил соки золотые полной чашей.
Они – не умаляю – преотличные,
Но меркнут по сравненью с простоквашей.
А. Смирнов
«А какие напитки вы предпочитаете? – спрашивает педагог. – Предпочитает – это значит… (выбирает из многих других, любит) ».
Занятие 2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…».
Ход занятия
«Мы живем в России, стране с огромной территорией. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. Если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу дней семь-восемь, то есть целую неделю. И климатические условия в разных регионах страны разные. Где-то на юге еще жарко, а на севере уже лежит снег. А у нас?
На каждой территории – свои осенние приметы. Но есть и общие. Рано или поздно, но они объявят о себе. Как вот в этом красивом стихотворении замечательного русского поэта Афанасия Фета:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…
Красивое стихотворение? Звучное, изящное».
Педагог повторяет стихотворение, предварительно попросив детей запомнить приметы осени.
Затем дети по очереди называют приметы, а воспитатель читает соответствующие строки стихотворения. При этом он уточняет: «Ласточки пропали? Куда они спрятались? А грачи летали да, как сеть, мелькали когда?»(Вечером, на вечерней зорьке.)
Воспитатель обращает внимание на необычное сравнение пролетающей стаи птиц с сетью. Потом педагог читает стихотворение еще раз, предлагая детям повторять его вместе с ним, но без голоса. Показывает, как это делается. (Этот прием – эффективное средство для тренировки артикулярного аппарата.)
Воспитатель выражает уверенность, что это стихотворение, если его прочитать своим родным, очень их порадует.
«Кстати, родные – это кто?» – уточняет педагог и просит назвать слова-родственники: «Род – родные… (родители, родился, родословная, роддом) ».
Елена Аносова
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная логопедическая группа)
Тема недели «Домашние животные» .
Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал » (в обр. Дж. Родари) . Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов. потребление предложного пад. сущ.): Образование сложных прилагательных. Развивать умение образовывать сложные имена прилагательные (длинноногий, согласовывать слова в предложениях, употреблять в речи простые предлоги. Формировать навык чтения. Обогащать и расширять словарь по теме. Формировать речевое дыхание, развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование.
Картинка «Скотный двор» (или «Деревня» , буквы.
Ход занятия.
I Организационный момент.
1. Время года, месяц, день недели.
2. «Назови семью» (домашние животные : папа, мама, детеныш, детеныши) .
3. Картинка «скотный двор» (или «деревня» ).
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по деревне.
II Основная часть.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
По деревне мы шагаем, (пальцы «шагают» )
Видим будки и сараи. (руки – крест – накрест : одна ладонь
закрывает глаз, вторая – ухо, меняем)
Тики-ти, тики-ти, (два раза ударять по коленям
ребром ладоней, два раза – кулаками)
Животных мы хотим найти. (одна рука – ребро,
другая - кулак и наоборот)
Дети по очереди называют домашних животных.
Педагог проводит игры на развитие грамматических категорий.
Игра «Кто где живет» .
Корова живет (в коровнике, телята-, свинья-, собака-овца- и т. д.
Игра «Подбери признак» .
У жеребенка длинные ноги, значит он (длинноногий) . У кролика короткий хвост, значит он… (короткохвостый) . У собаки длинная шерсть, значит она. (длинношерстная) . У осла длинные уши, значит он… (длинноухий) .
Упражнение на развитие речевого дыхания «Нюхаем воздух» .
И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох («собака нюхает воздух» ) и произвольный выдох. Вначале выполняется на 4 счета в 2-3 подхода, затем количество раз увеличивается. Темп – 60 вздохов в минуту. Пауза между дозами 2-3 секунды.
Сегодня я познакомлю вас с очень умной итальянской сказкой «Как осел петь перестал » в обработке Джанни Родари.
Педагог читает новую сказку .
В давние времена осел , как рассказывает сказка , пел получше тенора.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царем, спросил :
Кто из вас самый красивый?
Я, йя! – сразу же закричал осел .
Хорошо, ты самый красивый.
А кто же самый сильный?
Я, йя! – закричал осел раньше , чем остальные звери успели открыть рты.
Ладно, - сказал лев . – А кто здесь самый глупый?
Я, йя, йя! – второпях заревел осел , испугавшись, как бы его не опередили .
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осел со стыда потерял свой красивый голос. И с тех пор он только и умеет реветь :
Я, йя, йя!
Вам понравилась сказка ? Это действительно сказка , а может рассказ ? Нет, это сказка , в ней много чудес.
Кто из вас, как и я, считает, что это очень умная и поучительная сказка ? (Ответы детей.)
Доказать можете? (Ответы.)
Педагог следит за правильностью речи детей.
А как вы понимаете слово поучительная (история?
Послушайте сказку еще раз и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать .
Читает второй раз, проводит беседу по содержанию.
Давайте вспомним, что хотел выяснить у зверей лев? (Кто самый красивый,
самый сильный, и самый глупый.)
И что случилось? (Ответы.) Жаль, конечно, что осёл потерял свой красивый голос и с тех пор все ослы во всех странах мира ревут : «Иа! Иа! Иа!»
Как люди зовут тех, кто ведёт себя подобно ослу из сказки ?
Давайте представим эту историю так, как будто мы в театре.
Педагог выбирает ребенка на роль осла, и ребенок назначает льва. Воспитатель рассказывает сказку за автора .
Упражнение на координацию речи с движением.
(Ослик делает зарядку)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Мы присядем 10 раз,
Мышцы не болят у нас.
10 раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
Молодцы! А теперь расскажем эту историю так : один начинает, второй и третий продолжает, а четвертый заканчивает. Тот, кто начинает пересказ , объявляет название сказки и ее автора .
Педагог обращает внимание на то, что первый ребенок, начавший пересказ , обязательно должен сказать название рассказа и его автора .
Кто хочет рассказать весь рассказ один ? Не забывайте объявлять название рассказа и его автора .
Всем рассказам воспитатель дает оценку.
Чтение : аы, оы, иы, эы, уы, осы.
Педагог подводит итоги : что мы пересказывали ? (Сказку .) Как называется сказка . Кто автор? Спрашивает, понравились ли детям их сказки , что понравилось на занятии? Что не понравилось?