Либеральные реформы Александра II. Либеральные реформы Александра II Социально-экономическое развитие пореформенной России

1. Причины отмены крепостного права. Проекты реформы.

2. Отмена крепостного права. Содержание и сущность реформы. Ее историческое значение.

3. Начало формирования гражданского общества в 60 – 70-е гг. XIX в.:

Земская реформа.

Городская реформа.

Судебная реформа.

Военная реформа.

Реформа в области просвещения.

4. Социально-экономические и политические последствия реформ.

5. Движение народников. Кружки народников. «Хождение в народ».

Термины: «отрезки», «хождение в народ», временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, земство, народничество, присяжные заседатели.

Исторические деятели: Александр II, М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, К.П. Победоносцев.

Январь 1857 г. – образование Секретного комитета для составления проекта аграрной реформы.

Ноябрь 1857 г. – создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

1858 г. – Секретный комитет преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Освобождение удельных крестьян.

1859 г. – создание редакционных комиссий для изучения материалов губернских комитетов.

1861 г. – образование тайного общества «Земля и воля».

18 июня 1863 г. – принятие либерального университетского устава, начало реализации реформы в сфере образования.

Весна – лето 1874 г. – «хождение в народ».

1876 г. – создание обновленной революционной народнической организации «Земля и воля».

Лето 1879 г. – образование на базе «Земли и воли» новых народнических организаций: «Народной воли» и «Черного передела».

Карта: отмена крепостного права в России.

Основные документы эпохи: «Манифест 19 февраля 1861 г.»; «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (1861 г.); «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.); «Учреждение судебных установлений» (1864 г.); «Положение о начальных народных училищах» (1864 г.); «Городовое положение 16 июня 1870 г.»; «Устав о воинской повинности» (1874 г.).

Вопросы для самопроверки изученного материала:

В чем причины крестьянской реформы?

В чем причины неудовлетворенности реформой 1861 года помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?

Из каких слоев населения формировалась российская буржуазия?

Какие Вы можете выделить этапы в разработке буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в.

В чем Вы видите причины, побудившие Александра II принять земскую реформу? Чего ожидали от нее консерваторы, либералы, революционеры? Чьи ожидания она оправдала?

Обычно судебную реформу 1864 г. называют наиболее последовательной буржуазной реформой 60 – 70-х гг. XIX в. Согласны ли Вы с этим? Почему?

Почему проект реформы М.Т. Лорис-Меликова называют «конституцией»?

В чем Вы видите причины убийства революционерами Александра II?

Задачи и упражнения:

1. Сравните предложения правительственных чиновников, либералов, революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне реформ 60-х гг. XIX в. И после их проведения. В чем Вы видите причины расхождений в их позициях?

Обязательная литература:

Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

Зайончковский А.В. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г. М., 1958.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856 – 1861 гг. М., 1984.

Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

Российские самодержцы. М., 1992.

Дополнительная литература:

Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены // Родина. 1991. № 11 – 12.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978.

История России в портретах. В 2-х т. Т. 1. Смоленск, 1996.

Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1989.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Ляшенко Л.М. Революционные народники. М., 1989.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): В 2 т. СПб., 2000.

Троицкий Н.Я. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866 – 1882 гг. М., 1978.

Утопический социализм в России. М., 1985.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

Современники о буржуазных реформах 60 – 70-х гг. XIX в.

Александр II: человек и государь.

- «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве пореформенной России.

Вопросы для дискуссии:

Альтернативы развития страны в середине XIX в.

Реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?

О тмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления, суда, военного дела, просвещения. Реформа 1861 г. изменила экономический базис страны, соответственно менялась и надстройка, т.е. обслуживающие данный базис политические, правовые, военные, культурные учреждения. Та же потребность национального развития, которая сделала необходимой реформу 1861 г., главным образом принудила царизм и к реформам 1862-1874 гг.

Вторая причина, обусловившая реформы 1862-1874 гг.,- это подъем в стране массового и революционного движения. Царизм оказывался перед альтернативой: либо реформа, либо революция. Все реформы того времени явились побочными продуктами революционной борьбы.

Наконец, подтолкнула царизм к реформам 1862-1874 гг. сила общественного мнения, давление со стороны буржуазии и части помещиков, вставших на капиталистические рельсы и потому заинтересованных в буржуазных реформах. Помещики-крепостники и сам царь предпочли бы обойтись без реформ. Александр II еще в 1859 г. назвал местное самоуправление, свободу печати и суд присяжных «западными дурачествами», не предполагая, что через два-три года обстоятельства заставят его вводить эти дурачества в собственной империи. Главными из реформ 1862-1874 гг. были четыре: земская, городская, судебная и военная. Они заслуженно стоят в одном ряду с крестьянской реформой 1861 г. и вслед за ней как великие реформы.

Земская реформа изменила местное управление. Прежде оно было сословным и безвыборным. Помещик неограниченно царил над крестьянами, управлял ими и судил их по своему произволу. После отмены крепостного права такое управление становилось невозможным. Поэтому параллельно с крестьянской реформой готовилась в 1859-1861 гг. и земская реформа. В годы демократического подъема (1859-1861) руководил подготовкой земской реформы либерал Н.А. Милютин, но в апреле 1861 г., когда «верхи» сочли, что отмена крепостного права разряжает опасную для царизма напряженность в стране, Александр II заменил Милютина консерватором П.А. Валуевым. Милютинский проект был Валуевым скорректирован в пользу дворян, чтобы сделать их, как они о себе говорили, «передовой ратью земства». Окончательный вариант реформы, изложенный в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях», Александр II подписал 1 января 1864 г. /201/

В основу земской реформы были положены два новых принципа - бессословность и выборность. Распорядительными органами земства, т.е. нового местного управления, стали земские собрания: в уезде - уездное, в губернии - губернское (в волости земство не создавалось). Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Все избиратели были разделены на три курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей, 3) выборных от сельских обществ.

В первую курию входили владельцы не менее 200 десятин земли, недвижимой собственности на сумму более 15 тыс. руб. или годового дохода свыше 6 тыс. руб. Владельцы менее 200 (но не меньше 10) десятин земли объединялись, и от того их числа, которое совокупно владело земельным массивом в 200 (как минимум) десятин, избирался один уполномоченный на съезд первой курии.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы недвижимости не менее чем на 500 руб. в малых и на 2 тыс. руб. в больших городах или торгово-промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тыс. руб.

Третья курия состояла главным образом из должностных лиц крестьянского управления, хотя здесь могли баллотироваться и местные дворяне, а также сельское духовенство. Так, в Саратовской и Самарской губерниях в гласные от крестьян прошли даже пять предводителей дворянства. По этой курии, в отличие от первых двух, выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей на волостной сход, там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал депутатов (гласных, как они назывались) в уездное земское собрание. Это было сделано для того, чтобы «отсеять» из крестьян неблагонадежные элементы и вообще ограничить крестьянское представительство. В результате, по данным на 1865-1867 гг., дворяне составили 42% уездных гласных, крестьяне - 38%, прочие - , 20 %.

Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета - один губернский гласный на шесть уездных. Поэтому в губернских собраниях преобладание дворян было еще большим: 74,2 % против 10,6 % крестьян и 15,2 % прочих. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде - уездный, в губернии - губернский.

Так выглядели распорядительные органы земства. Исполнительными его органами стали земские управы - уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях (на 3 года, как и собрания). Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской - министр внутренних дел. В земских управах дворяне преобладали абсолютно: 89,5 % гласных всех губернских управ против 1,5 % крестьян и 9 % прочих. /202/

Показательно, что в тех губерниях, где дворянско-помещичье землевладение отсутствовало или было слабым (в Архангельской и Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии), а также в национальных районах с малым числом русских помещиков (Польша, Литва, Белоруссия, Западная Украина, Кавказ), земство не создавалось. Всего к концу 70-х годов оно было введено в 34 из 50 губерний Европейской России.

Преобладание дворянства в земских учреждениях делало их безопасными для правительства. Однако царизм даже таким учреждениям не посмел дать реальную власть. Они были лишены каких бы то ни было политических функций и занимались исключительно хозяйственными нуждами уезда или губернии: продовольствием, местными промыслами, страхованием имущества, почтой, школами, больницами. Но даже такая деятельность земства была поставлена под неусыпный контроль центральных властей. Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Политически земство было немощным. В.И. Ленин назвал его «пятым колесом в телеге русского государственного управления». М.Н. Катков оценил земство еще уничижительнее: «Они (земские учреждения.- Н.Т. ) как бы намек на что-то, как бы начало неизвестно чего-то, и походят на гримасу человека, который хочет чихнуть, но не может».

Тем не менее земство как учреждение прогрессивное содействовало национальному развитию страны. Его служащие наладили статистику по хозяйству, культуре и быту, распространяли агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю и особенно народное образование и здравоохранение, открывая больницы и школы, пополняя кадры учителей и врачей. Уже к 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, что составило почти половину всех школ в стране. Врачей на селе до введения земств вообще не было (исключая редкие случаи, когда помещик сам открывал на свои средства больницу и приглашал фельдшера). Земства содержали специально подготовленных сельских врачей (число их за 1866-1880 гг. выросло вчетверо). Земские врачи (как и учителя) заслуженно считались лучшими. Поэтому можно понять восторг К.Д. Кавелина, который провозгласил земство «многознаменательным явлением», семенем для развития «многоветвистого дерева прогресса».

Второй реформой местного управления была городская реформа. Подготовка ее началась в 1862 г., т.е. опять-таки в условиях революционной ситуации. В 1864 г. проект реформы был подготовлен, но к тому времени демократический натиск был отбит, и правительство занялось пересмотром проекта: он дважды /203/ был переделан, и только 16 июня 1870 г. царь утвердил окончательный вариант «Городового положения».

Городская реформа строилась на тех же, лишь еще более суженных, принципах, как и земская. По «Городовому положению» 1870 г. распорядительным органом городского управления осталась городская дума. Однако если до 1870 г. городские думы, существовавшие в России со времен «Городового положения» Екатерины II (1785), состояли из депутатов от сословных групп, то теперь они становились бессословными.

Депутаты (гласные) городской думы избирались на основе имущественного ценза. В выборах гласных участвовали только плательщики городских налогов, т.е. владельцы недвижимой собственности (предприятий, банков, домов и т.д.). Все они разделялись на три избирательных собрания: 1) наиболее крупных налогоплательщиков, которые совокупно платили треть общей суммы налогов по городу; 2) средних плательщиков, тоже плативших в общей сложности треть всех налогов, 3) мелких плательщиков, которые вносили оставшуюся треть общей налоговой суммы. Каждое собрание избирало одинаковое число гласных, хотя численность собраний была кричаще различной (в Петербурге, например, 1-ю курию составляли 275 избирателей, 2-ю - 849, а 3-ю- 16355). Так обеспечивалось преобладание в думах крупной и средней буржуазии, которая составляла два избирательных собрания из трех. В Москве первые два собрания не имели и 13 % от общего числа избирателей, но избирали они 2/3 гласных. Что касается рабочих, служащих, интеллигенции, не владевших недвижимой собственностью (т.е. подавляющего большинства городского населения), то они вообще не имели права участвовать в городских выборах. В десяти самых крупных городах империи (с населением более 50 тыс. человек) таким образом были отстранены от участия в выборах 95,6 % жителей. В Москве получили избирательные права 4,4 % горожан, в Петербурге - 3,4 %, в Одессе - 2,9 %.

Число гласных в городских думах колебалось от 30 до 72. Особняком стояли две думы - Москвы (180 гласных) и Петербурга (250). Исполнительным органом городского управления стала городская управа, которая избиралась городской думой (на 4 года, как и сама дума). Во главе управы стоял городской голова. Им по должности был председатель городской думы. Кроме него, в управу входили 2-3 гласных.

«Городовое положение» 1870 г. было введено в 509 городах России. Сначала оно действовало только в коренных русских губерниях, а в 1875-1877 гг. царизм распространил его и на национальные окраины империи, кроме Польши, Финляндии и Средней Азии, где сохранилось дореформенное городское устройство. /204/

Функции городского управления, как и земского, были чисто хозяйственными: благоустройство города (мощение улиц, водопровод, канализация), борьба с пожарами, попечение о местной промышленности, торговле, здравоохранении, образовании. Тем не менее городское управление еще строже, чем земское, контролировалось центральной властью. Городской голова утверждался губернатором (для уездного города) или министром внутренних дел (для губернского центра). Министр и губернатор могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля за городским управлением в каждой губернии было создано губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.

Городские думы, как и земства, не имели принудительной власти. Для выполнения своих постановлений они вынуждены были запрашивать содействие полиции, которая подчинялась не городским думам, а правительственным чиновникам - градоначальникам и губернаторам. Эти последние (но отнюдь не городское самоуправление) и вершили в городах реальную власть - как до, так и после «великих реформ».

И все-таки, по сравнению с чисто феодальным «Городовым положением» Екатерины II, городская реформа 1870 г., основанная на буржуазном начале имущественного ценза, была значительным шагом вперед. Она создавала намного лучшие, чем прежде, условия для развития городов, поскольку теперь городские думы и управы руководствовались уже не сословными, а общегражданскими интересами горожан.

Гораздо более последовательной, чем земская и городская реформы, стала реформа суда. Из всех реформ 1861-1874 гг. в судебной реформе буржуазное начало было выражено с наибольшей силой. Это естественно. Ведь судебная система и порядок судопроизводства - один из главных критериев человеческой цивилизации. Между тем этот критерий в дореформенной России выглядел так одиозно, как ничто другое. Дореформенный суд был сословным, он зиждился на «правосудии крепостника»:

Тот суд целиком зависел от администрации, которая, по признанию министра внутренних дел С.С. Ланского, «ездила на юстиции». Тайна судебного производства, применение телесных наказаний, произвол, продажность и волокита, царившие в дореформенном суде, были притчей во языцех, вечными темами народных пословиц: «Кривой суд и правое дело скривит», «Суд, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет», «Судье полезно, что в карман полезло», «Лучше утопиться, чем судиться». Даже /205/ министр юстиции Александра I Д.П. Трощинский определил дореформенный суд как «море великое, в котором гадов несть числа».

В России до 1864 г. отсутствовал институт адвокатуры. Николай I, считавший, что именно адвокаты «погубили Францию» в конце XVIII в., прямо говорил: «Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем». Так и получилось. «В судах черна неправдой черной» (по выражению А.С. Хомякова) Россия была веками, но после отмены крепостного права оставаться такой она не могла. Александр II это понял и, к чести его (а главное, к благу России), поручил готовить судебную реформу комиссии из лучших законоведов, которых фактически возглавлял замечательный юрист и патриот, статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный. Ему более, чем кому-либо, Россия обязана Судебными уставами 1864 г.

Подготовка судебной реформы началась осенью 1861 г., на высшей точке демократического подъема в стране, и завершилась к осени 1862 г. Но лишь 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил новые Судебные уставы. Они вводили вместо феодальных сословных судов цивилизованные судебные учреждения, общие для лиц всех сословий с одним и тем же порядком судопроизводства.

Отныне впервые в России утверждались четыре краеугольных принципа современного права: независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Значительно демократизировался судебный аппарат. В уголовных судах был введен институт присяжных заседателей из населения, избираемых на основе умеренного имущественного ценза (не менее 100 десятин земли или любая другая недвижимость в 2000 руб. в столицах и 1000 руб. в губернских городах). Для каждого дела назначались по жребию 12 присяжных, которые решали, виновен ли подсудимый или нет, после чего суд освобождал невиновного и определял меру наказания виновному. Для юридической помощи нуждающимся и для защиты обвиняемых был создан институт адвокатов (присяжных поверенных), а предварительное следствие по уголовным делам, ранее находившееся в руках полиции, теперь перешло к судебным следователям. Присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а первые, кроме того, еще пятилетний стаж судебной практики.

Количество судебных инстанций по Уставам 1864 г. было сокращено, а их компетенция строго разграничена. Созданы были три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата. /206/

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городскими думами на основе высокого имущественного ценза (не менее 400 десятин земли или другая недвижимость на сумму не ниже 15000 руб.), а члены окружных судов и судебных палат назначались царем.

Мировой суд (в составе одного человека - мирового судьи) рассматривал в упрощенном порядке судопроизводства мелкие проступки и гражданские иски. Решение мирового судьи могло быть обжаловано на уездном съезде мировых судей.

Окружной суд (в составе председателя и двух членов) действовал в каждом судебном округе, равном одной губернии. В аппарат окружного суда входили прокурор и его товарищи (т.е. помощники), судебные следователи, привлекались адвокаты. Окружному суду были подсудны все гражданские и почти все (за исключением особо важных) уголовные дела. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными и не подлежали обжалованию по существу, их можно было обжаловать только в кассационном порядке (т.е. при нарушении законности в производстве дела). Решения же окружного суда, принятые без участия присяжных заседателей, обжаловались в судебной палате. Без присяжных рассматривались такие дела, по которым обвиняемому не угрожало лишение или ограничение гражданских прав.

Судебная палата (в составе четырех членов и трех сословных представителей: предводителя дворянства, городского головы и волостного старшины) учреждалась одна на несколько губерний. Ее аппарат был аналогичен аппарату окружного суда (прокурор, его товарищи, судебные следователи, адвокаты), только больших размеров. Судебная палата рассматривала особо важные уголовные и почти все (кроме наиболее важных) политические дела. Ее решения считались окончательными и могли быть обжалованы только в кассационном порядке.

Наиболее важные политические дела должен был рассматривать Верховный уголовный суд, который не функционировал постоянно, а назначался в исключительных случаях по высочайшему повелению. Таких случаев в XIX в. оказалось всего два, и оба они были связаны с покушениями на Александра II - в 1866 г. (дело Д.В. Каракозова) и 1879 г. (дело А.К. Соловьева).

Единой кассационной инстанцией для всех судов империи являлся Сенат - с двумя департаментами: уголовным и гражданским. Он мог отменить решение любого суда (кроме Верховного уголовного), после чего дело возвращалось на вторичное рассмотрение того же или другого суда. /207/

Судебная реформа была завершена уже после того, как демократический подъем схлынул. Поэтому царизм счел возможным и здесь ограничить буржуазное начало, а в следующие годы еще больше ущемил его. Так, сразу была нарушена бессословность суда, поскольку сохранились особые суды для крестьян (волостной суд) и духовенства (консистория). Остался ведомственный суд и для военных. Закон 1871 г. передал дознания по политическим делам жандармерии. В 1872 г. были изъяты из ведения судебных палат и переданы в специально учрежденное Особое присутствие Правительствующего сената (ОППС) все крупные политические дела, а в 1878 г. часть этих дел (о «сопротивлении властям») отошла к военным судам.

Очень условной оказалась несменяемость судей, сохранились инквизиторские приемы следствия, произвол, продажность и волокита в судах. Хотя в 1863 г. были отменены телесные наказания шпицрутенами, кнутами, клеймением и т.д., сохранилась, как тогда говорили, «привилегия быть секомыми» розгами для крестьян (по решениям волостных судов), а также для ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Примером волокиты в пореформенном суде может служить дело с иском горнозаводских рабочих против уральского промышленника Строганова, которое тянулось 51 год (с 1862 по 1913).

Даже территориально судебная реформа (впрочем, как и другие реформы 1861-1874 гг.) была ограничена. Новые судебные уставы вводились только в 44 губерниях империи из 82. На Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России они не распространялись.

Тем не менее судебная реформа 1864 г. явилась самым крупным в истории России шагом к правовому государству. Все ее принципы и учреждения (особенно два самых демократических ее института - суд присяжных и адвокатура), несмотря на ограничения и даже притеснения со стороны царизма, содействовали развитию в стране цивилизованных норм законности и правосудия. Присяжные заседатели, вопреки надеждам и прямому давлению властей, выносили иногда вызывающе независимые приговоры, оправдав, например, в 1878 г. Веру Засулич, а в 1885 г.- морозовских ткачей. Что касается российской адвокатуры, то она сумела поставить себя - и юридически, и даже политически - на необычайную для самодержавной страны высоту. К 1917 г. в России было 16,5 тыс. адвокатов, т.е. на душу населения больше, чем в СССР 1977 г. (как мы тогда говорили, в государстве «развитого социализма»). Главное же, русские дореволюционные адвокаты завоевали национальное и мировое признание своей самоуправляющейся корпорации (присяжных поверенных), выдвинув созвездие первоклассных юридических талантов и политических бойцов. Имена В.Д. Спасовича и Ф.Н. Плевако, Д.В. Стасова и Н.П. Карабчевского, П.А. Александрова и /208/ С.А. Андреевского, В.И. Танеева и А.И. Урусова и многие другие были известны всей стране и далеко за ее пределами, а длинный ряд выигранных ими в борьбе за право и правду судебных процессов вызвал общероссийский и мировой резонанс. Сегодняшняя Россия о столь сильной и авторитетной адвокатуре, какую терпел при себе царизм, к сожалению, пока еще может только мечтать.

Так хвастался помещик в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей ярко изобразил Л..Н. Толстой в романе "Воскресение".

Каждый уезд с находившимся в нем городом, а иногда и отдельно крупный город составляли мировой округ. Он разделялся на участки, и в каждом участке действовал мировой судья.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 - 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.


Финансовая реформа 1860 - 1864 года . Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года . С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года . После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года . Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года . Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года . Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года . Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.


Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

ТЕМА 19 Отмена крепостного права. Реформы 1863 -1874 гг.ПЛАН

1. Историческая необходимость отмены крепостного права и подготовка крестьянской реформы.

3. Либеральные реформы 60 - 70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая, народного образования, печати. Военная реформа 1861 -1874 гг., роль Д.А. Милютина в ее осуществлении.

4.Значение реформ 1863 - 1874 гг.

Историческая необходимость отмены крепостного права

и подготовка крестьянской реформы.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Подготовка реформы началась сразу же после окончания Крымской войны. В 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», который негласно начал разрабатывать план освобождения крестьян. В Комитет стали поступать различные проекты. Так, польские и литовские дворяне просили освободить крестьян без земли, тверские помещики предлагали освободить крестьян с землей за выкуп.

В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

В 1859 г. при Главном комитете были созданы две так называемые Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, подготовленных губернскими комитетами, и для составления проекта закона об освобождении крестьян. Фактически обе комиссии слились, сохранив множественное наименование - «Редакционные комиссии». Возглавил комиссию генерал Ростовцев Я.И., который привлек к работе либеральных помещиков и чиновников - Милютина Н.А., Самарина Ю.Ф., Семенова Н.П. и др. Летом 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был подготовлен, позже на разных этапах обсуждения он претерпевал изменения и уточнения.

При обсуждении проекта реформы помещиками выдвигались разные предложения об условиях освобождения крестьян:

· крупные помещики-крепостники предлагали освободить крестьян, сохранив помещичью собственность на землю, а крестьянам разрешить пользоваться землей за барщину и оброк;

· среднепоместные дворяне нечерноземной полосы предлагали освободить крестьян с землей, но за огромный выкуп;

· дворяне черноземной полосы предлагали освободить крестьян лишь с маленькими наделами, чтобы потом заставить крестьян арендовать землю или батрачить;

· помещики-либералы предлагали освободить крестьян с землей, т. е. с пахотными наделами, но остальную часть земли оставить у помещиков;

· демократы (Герцен А.И., Чернышевский Н.Г.) считали, что надо освободить крестьян с землей, без выкупа, а Добролюбов Н.А. фактически призывал к революционному решению земельного вопроса.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

«Положения» 19 февраля 1861 г. включают 17 законодательных актов: «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положения» - «О выкупе», «Об устройстве дворовых людей», «О губернских по крестьянским делам учреждениях», а также «Правила» - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам людях» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в них у 100 428 помещиков насчитывалось 22 563 тыс. крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г. - такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и в несколько измененном виде, но по сути дела те же самые повинности, что и при крепостном праве.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу. Необходимо подчеркнуть важность этого акта: предоставление «воли» было главным требованием в многовековой истории крестьянского движения.

Последующие реформы в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли права крестьянства: крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные заведения. Конечно этим полностью не снималась сословная неравноправность крестьянства. Оно продолжало оставаться низшим, податным, сословием.

Со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское общественное управление». Оно было введено в течение лета 1861 г.

Большое значение в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах имел созданный летом 1861 г. институт мировых посредников, на которых были возложены многочисленные посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления. Мировые посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов совместно с губернскими предводителями дворянства.

Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за нее установленные «Положениями» повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Исходя из этого, вся территория европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, а «полосы» в свою очередь делились на «местности» (от 10 до 15 в каждой «полосе»). В нечерноземной и черноземной «полосах» устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной - одна, так называемая «указная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы.

При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалось предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно также выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. С отменой крепостного права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями (как и лесом) уже за дополнительную плату.

Закон предоставлял помещику право переносить крестьянские усадьбы на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю, если на крестьянском наделе открывались какие-нибудь полезные ископаемые или эта земля оказывалась необходимой помещику для его хозяйственных нужд. Таким образом крестьянин, получив надел, еще не становился его полноправным хозяином.

При переходе на выкуп крестьянин получал наименование «крестьянина-собственника». Однако земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору (за исключением крестьян западных губерний), а общине. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами общины.

Для ограждения интересов мелкопоместного дворянства особые «правила» устанавливали для них ряд льгот, что создавало еще более тяжелые условия для крестьян в этих имениях. Мелкопоместными владельцами считались те, кто имел менее 21 души муж. пола. Таковых числилось 41 тысяча, или 42% от общего числа поместного дворянства.

Мелкопоместным владельцам предоставлялось также право вовсе не наделять крестьян землей, если к моменту отмены крепостного права они ею не пользовались. Кроме того мелкопоместные владельцы не обязаны были прирезывать крестьянам землю, если их наделы были меньше низшей нормы. Если крестьяне мелкопоместных владельцев совсем не получали наделов, то им предоставлялось право переселяться на казенные земли и получать пособие от казны для обзаведения хозяйством.

Наконец, мелкопоместный владелец мог передать крестьян с их полевыми наделами, за что получал вознаграждение в сумме 17-ти годовых оброков, взимавшихся им ранее со своих крестьян.

Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика. Стремление перейти «на дар» преимущественно проявлялось в малонаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики в этих губерниях.

«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был крайне затруднен: необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т.д.

Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, т.е. на период временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка. Размеры того и другого фиксировались в законе. Если для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных дней (40 дней мужских и 30 женских за один душевой надел), то для оброчных размеры оброка определялись в зависимости от промысловых и торговых «выгод» крестьян. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях - 10 руб., в имениях, находившихся в пределах 25 верст от Петербурга и Москвы, он повышался до 12 руб., а в остальных оброк был определен в размере 8-9 руб. с души муж. пола. В случае близости имения к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении размера оброка.

По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел. Однако закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину.

Несоответствие между оброком и доходностью с надела усугублялось и так называемой системой «градаций». Суть ее заключалась в том, что половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть - на вторую, а другая четверть раскладывалась на остальные десятины. Система «градаций» преследовала цель установить максимум повинностей за минимальный надел. Она распространялась также и на барщину: половина барщинных дней отбывалась за первую десятину, четверть - за вторую, другая четверть - за остальные десятины. 2/3 барщинных работ отбывалось летом и 1/3 - зимой. Летний рабочий день составлял 12, а зимний - 9 часов. При этом устанавливалась «урочная система», т.е. определенный объем работ («урок»), который крестьянин был обязан выполнить в течение рабочего дня. Однако вследствие повсеместного плохого выполнения крестьянами барщинных работ в первые годы после реформы барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. В связи с этим в сравнительно короткое время (1861-1863) удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 33%.

Как уже было отмечено выше, завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп, однако закон 19 февраля 1861 г. окончательного срока завершения такого перевода не устанавливал.

В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, т.е. крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу - утрату помещиком крепостного труда. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации оброка». Суть ее заключалась в следующем. Годовой оброк приравнивался к 6% с капитала (именно такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк).

Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Для этого в 1861 г. было учреждено при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Выкупная операция заключалась в том, что казна выплачивала помещикам сразу деньгами или ценными процентными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне имения получали по норме высший надел, и 75%, если им предоставлялся надел менее высшего. Остальные 20-25% выкупной суммы (так называемый «дополнительный платеж») крестьяне выплачивали непосредственно помещику - сразу или в рассрочку, деньгами или отработками (по обоюдной договоренности). Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная крестьянам «ссуда», которая потом взыскивалась с них в качестве «выкупного платежа» в размере 6% от этой «ссуды» ежегодно в течение 49 лет.

В целом реформа 1861 г. создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

Значение отмены кр права

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. В условиях относительно быстрого экономического развития России в конце XIX - начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.

Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая, народного образования, печати. Военная реформа 1861-1874 гг., роль Милютина Д.А. в ее осуществлении.

Учреждение земств . Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа

Важным шагом в ряде либеральных преобразований стала судебная реформа. 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. В судебном процессе принимали участие выборные присяжные заседатели, устанавливавшие виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определяли судья и два его помощника - члены суда. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизвоством (устность и гласность).

Председатели и члены суда утверждались императором, мировые судьи - Сенатом, в результате чего они не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Судьи могли быть смещены с должности только в случае привлечения их к уголовной ответственности по решению суда.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных, адвокатуру и институт судебных следователей - чиновников судебного ведомства, которым передавалось из полиции ведение предварительного следствия по уголовным делам. Все члены суда, судебные следователи и присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование, а адвокаты, кроме того, пятилетний стаж судебной практики. Надзор за законностью действий судебных органов осуществлялся прокурорами, непосредственно подчиненными министру юстиции.

Судебная реформа была самой последовательной, хотя и сохраняла черты сословности (духовный суд, особый суд для высших чиновников). Реформа проводилась в жизнь в то время, когда либеральное движение переживало спад, а реакционная «партия» в высших сферах получала все большее влияние и делала попытки свернуть реформу. В 1872 г. были изданы законы, ограничивавшие публичность судебных заседаний и освещение их в печати. Законом 1878 г. политические дела из суда присяжных передавались в ведение военных судов.

В 80-е гг. политической реакцией делались попытки свернуть судебную реформу: был отменен мировой суд (восстановлен в 1912 г.) и учрежден специальный орган власти - «особые совещания» «для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи», т.е. для административного решения по политическим делам.

Финансовые реформы.

Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

3.5. Реформы в области народного образования и печати.

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Милютина Д. А.. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания, наказание розгами сохранялось только для штрафников, улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Значение реформ 1863-1874 гг.

Реформы 50-70-х годов XIX в., начиная с отмены крепостного права, знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России. Общий ход социально-экономического развития России вызвал настоятельную необходимость проведения реформ, которые в свою очередь дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Однако буржуазные по своему содержанию реформы 60-70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народ ном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные пре имущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Каракозова Д.В. в 1866 г. Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии «контрреформ» в царствование Александра III.

Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).

Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.

Рис. 2. Мировой судья ()

Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.

Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.

Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.

Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.

Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.

Рис. 3. Три адвоката за разговором ()

В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.

Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()

Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.

Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()

Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()

Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()

Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

Рис. 8. Военнообязанные ()

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.

Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()

Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()

В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()

Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()

Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

Список литературы

  1. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
  6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
  7. Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. Grandars.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
  2. Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
  3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?