Г тард свои научные исследования посвящал проблеме. Биография. Развитие идей Г. Тарда

Теория подражания. Идеи Г. Тарда

Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминолога Жана Габриеля Тарда (1843-1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце XIX - начале XX в., но и сейчас работ. Среди них: "Законы подражания" (1892); "Общественное мнение и толпа" (1902); "Социальные этюды" (1902); "Личность и толпа" (1903); "Социальная логика" (1901,1996).

Как всякий оригинальный мыслитель, Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг бывшие долгое время популярными натуралистические теории, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизм) и биологическим организмом (социал-дарвинизм). Не принял он и эволюционистские теории (как биологические, так и психологические). Вместо них французский социолог предложил аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых Тардом, находятся те, что постулируют существование "души толпы", "коллективного (группового) сознания", т.е. неких самостоятельных духовных сущностей.

Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием другому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношения.

Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования и желания. Например, в "Социальной логике" он писал, что нет ни одной отрасли социологии, "которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающей желание, или со стороны, предполагающей верование" [Тард. СПб., 1996. С. 29]. Надо сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезала макросоциальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношения.

Тремя основными типами социальных процессов Тард считал повторение (подражание), противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно основными социальными законами он называл законы подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов) Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом социального подражания он считал подражание низших слоев высшим.

Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительного принципа всей жизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как "постоянное, всемирное социальное явление" [Тард. 1996. С. 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С. 288]. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, экономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влияния.

Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие примера (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий имеет в своей основе отношение "учитель - ученик". Под влиянием психологии подражания Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеалу.

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностного взаимодействия. Общество, по мнению исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т.д.

Тард, как и Г. Лебон, уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство которой создается в первую очередь физическим контактом, публика - это "чисто духовная, общность", в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика - это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в. он видел в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газет.

Толпу Тард считал зародышем общества в городе, тогда как зародышем общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Занимаясь проблемами толпы, Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм, "коллективное самолюбие", односторонняя иррациональная подражательность. Тард предложил свою классификацию толп, в основу которой положен критерий се отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющих о себе, действующих толпах.

Тард внес свой вклад в учение о методах эмпирического социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности (о них подробнее будет сказано в специальной главе, посвященной историческим истокам эмпирической социологии), которые получили высокую оценку его современников. На основании данных этих исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответствии с законами подражания и приспособления. Сам же закон подражания использовали в криминалистике и криминологии, а Тарда считали одним из основоположников криминалистического направления в западной социологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистику.

Один из основных источников социального прогресса Тард видел в изобретении (нововведении), начиная от технических новшеств и кончая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также как и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом "психологизировалось". Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптация и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражания.

Тард писал, что изобретение является матерью как верования, так и желания. Он характеризовал изобретения как первичную причину богатства, рассматривая их как результат индивидуального творчества и подчеркивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др. [Там же. С. 382-383].

Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию публики и росту уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мнения.

Впоследствии эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, теориях "массового общества", в становлении новой науки - социальной психологии, одним из создателей которой по праву считают Тарда. Значение его творчества для последующего развития социологии нельзя недооценивать. Его работы сыграли большую роль в проводившихся в XX в. исследованиях проблем политической социологии, психологии экономической деятельности людей, логики, моды, толпы, публики, преступности и других -социологических и социально-психологических явлений.

Что же касается его главного "изобретения" - теории подражания, то - парадоксально, но факт - она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более того, ряд ее основных положений был подвергнут критике. Так, В. Вундт обращал внимание на туманность и неопределенность подражания. Критиковал эту теорию и Э. Дюркгейм, утверждая, что нельзя любые повторяющиеся действия характеризовать только с позиций подражания, а людей рассматривать подобно панурговым баранам. Речь шла о некоторой вульгаризации процесса подражания, которая иногда допускалась под влиянием этой теории Тарда. Современные исследователи видят ее слабость в том, что она допускала лишь подражание "изнутри наружу" и таким образом выводила акт поведения из осознанного мотива. Но "нередко подражание или усвоение нового образца начинается как раз с внешних, поверхностных черт, а сознание лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму" [История... 1999. С. 71].

Среди мыслителей, оставивших заметный след в изучении развития общества, особое место занимает французский учёный Габриэль Тард, биография и исследовательская деятельность которого легли в основу этой статьи. Многие из его идей, высказанные на рубеже XIX и XX веков, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

От иезуитской школы до Сорбонны

Жан Габриэль Тард родился 12 марта 1843 года в городе Сарла, находящемся на юго-западе Франции, недалеко от Бордо. Судьба сделала всё, чтобы направить его будущую жизнь по юридической стезе: отец мальчика занимал должность судьи, а мать происходила из семьи известных адвокатов, украсивших своими именами самые громкие процессы того времени.

Своё образование юный Габриэль начал в школе, принадлежавшей Римско-католическому что вполне соответствовало социальному статусу его родителей. Окончив её в 1860 году со степенью бакалавра искусств, он намеревался в дальнейшем отдать предпочтение техническим наукам, но обстоятельства сложились таким образом, что предметом его изучения стала юриспруденция. Начав занятия в своём родном городе, Габриэль Тард завершил их через шесть лет в стенах знаменитой

Научные изыскания городского судьи

Вернувшись домой дипломированным юристом, молодой человек продолжил семейную традицию. Начав в 1867 году с должности помощника судьи и неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, он через семь лет стал постоянным судьёй в родном городе Сарла, получив, таким образом, должность, которую прежде занимал его отец. В этом качестве Тард прослужил двадцать лет.

Однако в своих интересах он не ограничивался лишь вопросами, касавшимися судебной практики. Ещё в университете Габриэль Тард увлёкся криминологией и криминальной антропологией - наукой, изучающей психологические, физиологические и антропологические особенности преступников-рецидивистов.

Занятия криминологией, принесшие первую славу

Следует заметить, что во второй половине XIX века криминология, призванная изучать самые различные аспекты правонарушений, такие как условия и причины их совершения, пути и методы профилактики, но, главное, личности самих преступников, получила во Франции особое развитие. Именно там появился и термин «криминология», введённый в обиход учёным-антропологом Полем Топинардом.

Углублённо занимаясь этими проблемами, результаты своих исследований Тард начал публиковать в научных журналах, а когда в 1887 году в Сарле был создан Архив криминальной антропологии, стал его содиректором. В дальнейшем научные труды Габриэля Тарда стали публиковаться отдельными изданиями, создав ему известность далеко за пределами Франции.

Попытки выявления «прирождённых преступников»

Останавливаясь несколько подробнее на его работе в этом учреждении, следует отметить, что Архив криминальной антропологии был создан во многом благодаря той популярности, которую в конце XIX столетия приобрели исследования итальянского учёного-криминалиста

Известно, что он в своих наблюдениях одним из первых стал использовать метод антропологического измерения черепов преступников, пытаясь доказать, что с помощью определённых признаков можно с достаточной степенью вероятности указать на предрасположенность того или иного человека к противоправным действиям. Проще говоря, он пытался выявить анатомический тип «прирождённых преступников».

С этой целью и был создан в Сарле специальный архив, в который поступали со всей страны материалы, полученные в результате обследования лиц, совершивших уголовные преступления. Их изучением и систематизацией Тард занимался с 1887 года, не прерывая при этом своей основной деятельности в качестве городского судьи.

Переезд в Париж и последующая научная деятельность

В 1894 году после смерти матери Тард покинул родной город и навсегда обосновался в Париже. Оставив в прошлом судебную практику, он получил, наконец, возможность всецело посвятить себя науке, расширив при этом спектр своих исследований, и параллельно криминологии заняться социологией. Репутация серьёзного исследователя, а также известность в научных кругах позволили Габриэлю Тарду занять высокий пост в Министерстве юстиции, возглавив там секцию криминальной статистики.

Тард Габриэль получил в своё время известность не только как учёный, но и как педагог, вырастивший целую плеяду французских юристов. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1896 году в Свободной школе политических наук, а затем продолжил её, став профессором учебно-исследовательского центра Коллеж де Франс, где проработал вплоть до своей смерти в 1904 году.

Полемика с Эмилем Дюркгеймом

В трудах, посвящённых вопросам социологии, Габриэль Тард опирался главным образом на статистические данные и использовал сравнительный анализ как основной метод исследования. В них он часто полемизировал со своим современником, также получившим признание в научных кругах, - французским социологом

В отличие от коллеги, утверждавшего, что именно общество формирует каждого отдельного человека, Тард, придерживаясь иной точки зрения, был склонен полагать, что общество само является продуктом взаимодействия отдельно взятых индивидуумов. Иными словами, спор между учёными мужами шёл о том, что первично, а что вторично - люди, формирующие общество, или общество, продуктом которого становится каждый человек.

Целостность общества как результат взаимного подражания

В конце XIX века появилась уникальная монография, автором которой является Габриэль Тард - «Законы подражания». Её суть сводилась к тому, что, по мнению учёного, социально-коммуникационная деятельность членов общества основана главным образом на подражании и копировании одними людьми поведения других. Этот процесс включает в себя систематическое повторение различных социальных установок, проявлений практической деятельности людей, а также убеждений и верований. Именно подражание заставляет воспроизводить их из поколения в поколение. Оно же делает общество цельной структурой.

Одарённые личности - двигатели прогресса

Развитие же общества, согласно теории Тарда, происходит в результате того, что среди его членов периодически появляются отдельные одарённые личности, способные, вырвавшись из общего процесса подражания, сказать новое слово в какой-либо области человеческой деятельности. Плодом их творчества могут быть как отвлечённые идеи, так и конкретные материальные ценности.

Созданные ими новинки - Тард именует их «изобретениями» - сразу притягивают к себе подражателей и со временем становятся общепризнанной нормой. Таким вот образом, по мнению учёного, сложились все социальные институты - основная масса людей, неспособная к изобретению чего-либо, стала подражать новаторам (изобретателям), и использовать созданное ими. Отмечается также, что далеко не все новшества принимаются обществом к подражанию, а лишь те из них, которые вписываются в сложившуюся ранее культуру и не вступают с ней в противоречие.

Критика теории коллективного сознания

В наши дни во всём мире пользуется популярностью книга, которую написал в последние годы своей жизни Габриэль Тард - «Мнение и толпа». В неё он высказывает своё критическое отношение к бытовавшему в его годы и сохранившемуся до наших дней понятию коллективного сознания, якобы существующего в отрыве от индивидуальных умов, и представляющего собой нечто самостоятельное. Развивая прежде высказанные идеи, автор указывает на первичную роль сознания каждого отдельно взятого индивидуума и, как следствие, на его ответственность за действия, совершённые толпой.

Следует вспомнить также ещё одну тему, которой посвятил свои труды Тард Габриэль - «феномен толпы». В этом вопросе он полемизирует с французским психологом утверждавшим, что XIX столетие является «веком толпы». Возражая ему, Тард утверждал, что нельзя смешивать два совершенно различных понятия - толпа и публика.

Если для формирования толпы необходим тесный физический контакт между составляющими её людьми, то публику формирует общность мнений и интеллекта. В этом случае её могут составлять люди, географически находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Особенно актуально его утверждение стало в наши дни, когда СМИ способны искусственно создавать общность публики, направляя её мнение в нужное им русло.

Иные разделы науки, интересовавшие Тарда

Известны и другие области науки, которыми занимался Габриэль Тард - социология не была единственным полем его деятельности. Кроме упомянутой выше криминологии, учёный уделял много внимания и таким разделам обществоведения, как политология, экономика и искусствоведение. Последнее не должно вызывать удивления, ведь когда-то он окончил иезуитскую школу со степенью бакалавра искусств. Во всех перечисленных областях знаний Габриэль Тард обогатил науку оставшимися после него трудами.

Идеи французского учёного нашли широкий отклик в России. Многие из его трудов были переведены на русский язык и стали достоянием публики ещё до революции. Например, в 1892 году в Санкт-Петербурге вышла из печати книга (Габриэль Тард, «Законы подражания»), краткое содержание которой излагалось выше. Кроме того, увидели свет его же монографии «Преступления толпы», «Сущность искусства» и ряд других.

Идеи Тарда в свете наших дней

Полемика, развернувшаяся в XIX веке между Тардом и Дюркгеймом по поводу того, что является первичным: индивид или общество, нашла своё продолжение в наши дни. Современность дала новый импульс для споров между сторонниками трактовки общества как самостоятельного организма и их противниками, рассматривающими его как совокупность независимых индивидов.

Несмотря на различие в оценках его научного наследия, современные учёные отдают долг заслугам Тарда как основателя целого ряда популярных в наши дни разделов социологии. Среди них наиболее важными являются анализ общественного мнения и теория массовой культуры. Однако следует отметить, что в XX веке преобладающей стала всё же теория Дюркгейма о том, что общество влияет на формирование индивида, а не наоборот. В связи с этим Тард несколько утратил свою популярность.

род. 12 марта 1843, Сарла - ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: "Les lois de limitation", 1890 (рус. пер. "Законы подражания", 1892); "La logique sociale", 1894 (рус. пер. "Социальная логика", 1901); "Les lois sociales", 1898.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАРД Габриель

12.3.1843, Сарла - 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и криминолог, один из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ. развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в ее дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78).

Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технич. усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и подражание, к к-рым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единств. источник социального прогресса - возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн. социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому возникают групповые и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т., подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеч. индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Т. выделяет как бы промежуточное звено - публику, к-рая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на филос. идеализме и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТАРД, ЖАН ГАБРИЕЛЬ (Tarde, Jean-Gabriel) (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Биография четко делится на две неравные и неравнозначные части. Большую часть своей жизни он, согласно семейной традиции, делал карьеру крупного, но все же провинциального юриста, занимаясь научной деятельностью лишь на досуге. Только последнее десятилетие жизни он смог полностью отдать своему истинному призванию, приобретя репутацию одного из ведущих социологов Франции.

Родился 12 марта 1843 и провел большую часть жизни в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо). Он был потомственным юристом: его мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьей Сарла, а с 1875 до 1894 был постоянным судьей.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 его работы регулярно публиковались в Философском обзоре; с 1887 он, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии Сравнительная преступность (1886) и Философия наказания (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьезного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка. Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Известно, что свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал еще в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Только после смерти своей матери в 1894 Г.Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 началась его преподавательская деятельность, которая развивалась удивительно динамично. Г.Тард работал сразу в двух местах – в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1898 вышла из печати его главная книга, Социальные законы. А в 1900, после первой неудачной попытки, недавний провинциал занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс – одном из ведущих университетов Франции. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук. Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти.

Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.

Лучшие дня

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Язык, религия, ремесло, государство – все это, по мнению Г.Тарда, продукты творчества индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это можно сравнить с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.

Таким образом, деятельность немногих новаторов и изобретенные ими новшества являются, по мнению Г.Тарда, основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию общества. Следует при этом учитывать, что наибольшее распространение получают не любые «изобретения», а те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат ее основам.

Борьба друг с другом разных «изобретений», по разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению оппозиции (противодействия инновациям). Ее результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборства (вплоть до военных действий). Тем не менее, на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, усвоение «изобретения». На этом цикл социальных процессов завершается, и общество не меняется, пока какой-либо новатор не совершит нового «изобретения».

Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, 19 век – это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики», по его мнению, играют средства массовой информации, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. Рассуждения Тарда об отличиях публики от толпы можно рассматривать как подход к пониманию таких социальных явлений, как гражданское общество, массовая культура.

В сфере внимания Г.Тарда находилась не только общая социологическая теория общественного развития, но и некоторые особые разделы обществоведения – такие как политология (работа Превращение власти), экономика (Экономическая психология, Реформа политической экономии), криминология (Сравнительная преступность и Философия наказания), искусствоведение (Сущность искусства).

В России конца 19 – начала 20 вв. идеи Тарда пользовались большой популярностью. Многие его книги были переведены на русский язык сразу же после их публикации во Франции. Его взгляды оказали сильное влияние на концепции российской «субъективной школы» (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, С.Н.Южаков, Н.И.Кареев). Впрочем, даже для них проповедуемый Тардом принцип абсолютного примата индивида над обществом оказался мало приемлемым: «Не потому заняли свое место в истории события, отмеченные именами Лютера и Мюнцера, что гнет феодально-католического строя стал невыносимым, – так с иронией передавал Н.К.Михайловский впечатление от концепции Тарда, – а потому, что распространились идеи Лютера».

Современные ученые признают важность вклада Тарда в развитие социологической науки. Немецкий социолог Ю.Хабермас считает, что именно Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения. Поскольку, однако, в социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида, а не наоборот (как у Тарда), то в наши дни Тард менее популярен, чем его оппонент Дюркгейм.

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde; 12 марта 1843, Сарла, Франция - 13 мая 1904, Париж, Франция) - французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Биография

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при её окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил своё юридическое образование уже в Париже в 1866 году.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 годы был постоянным судьёй.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах - в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

В 1898 году вышла из печати его главная книга - «Социальные законы».

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти. Умер 12 мая 1904 года в Париже.

Научные взгляды

Теория функционирования общества

В социологии Тард, как и его современник Эмиль Дюркгейм, основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако в противоположность теориям Дюркгейма, где центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека, Тард сконцентрировал своё внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии.

По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации) - «общество, в конце концов, есть подражание» («la socit, c’est l’imitation»). Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности) - результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Утверждение всех основных социальных институтов произошло, по Тарду, именно потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения.