Диагностика уровня развития зрительно-моторной координации. Стимулы и процедура тестирования Тест бендера для дошкольников стимульный материал

Результаты выполнения теста оцениваются посредством сравнения работы ребенка с графическим образцом, предложенным ему для срисовывания. Ребенок должен правильно воспроизвести пять рисунков образца и их расположение относительно друг друга. Уровень развития зрительно-моторной координации определяется с помощью качественного анализа.

В нашей Методике Гештальт-тест Бендер не используется для оценки интеллекта, хотя именно для этой цели он был создан. Поэтому мы не пользуемся и стандартным вариантом обработки теста, который предполагает поэлементное сравнение детских рисунков с шаблонами-эталонами и балльную оценку отклонений от них. Выводы об интеллектуальном развитии ребенка, сделанные только на основании выполнения им графических заданий, не достигают необходимого уровня надежности.

Мы предлагаем использовать Гештальт-тест Бендер только для анализа процесса зрительно-моторной координации и его нарушений. Для этих целей достаточно качественного анализа графических работ, критерии которого описаны ниже. Надежность предложенных интерпретаций подтверждена педагогическими наблюдениями и медицинскими обследованиями.

1 зона - Значительные нарушения зрительно-моторной координации . Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

Рисунок 1 . Кружки фигуры образуют не три горизонтальных ряда (как в образце), а два или четыре, они могут быть просто вытянуты в цепочку. Три ряда кружков «плавно» переходят в четыре ряда и более. Изображено просто «скопище» кружков, в котором никакие ряды вообще не просматриваются, то есть полностью нарушено воспроизведение внутренней структуры, а в связи с этим и внешней формы образца. Количество кружков значительно (в 1,5-2 раза) расходится с образцом. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 2 . Нарисована перевернутая или лежащая на боку рамка. Вместо рамки изображен замкнутый четырехугольник. Рамка и кривая линия нарисованы явно раздельно (далеко друг от друга) как два независимых рисунка. Кривая линия хотя и пририсована к рамке, но не к ее правому нижнему углу (что соответствует образцу) и не к ее правой грани (что соответствует зоне II). При этом форма кривой линии обычно резко отличается от образца, но может и совпадать с ним. Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 3 . Вместо четырехугольника нарисован треугольник или вообще какая-то немыслимая фигура с выступами и впадинами. Четырехугольник касается круга гранью или нарисован явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки). Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

Рисунок 4 . Количество кружков значительно расходится с образцом, в связи с чем также искажается общая форма и структура рисунка.

Рисунок 5 . Нарисованные фигуры непохожи на шестиугольники, они имеют не только выступы, но и впадины. Наклон фигур инвертирован (шестиугольники касаются друг друга нижними частями, а верхние части расходятся). Взаимное расположение фигур абсолютно не похоже на образец: фигуры нарисованы явно отдельно (далеко от круга, как независимые рисунки) или полностью пересекающимися как бы «крест-накрест». Наличия одного из перечисленных дефектов достаточно для отнесения рисунка к зоне I.

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

В Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер обоснован выбор гештальт-фигур, используемых как образцы для копирования. Принцип структурной целостности, лежащий, согласно точке зрения гештальтпсихологии, в основе развития перцептивного и моторного опыта, заложен и в предложенную Л. Бендер систему оценки результатов копирования. Для каждой фигуры ею были созданы оценочные шкалы, каждый пункт которых описывает определенный тип рисунка. Шкалы включают по 6-7 таких пунктов-описаний, расположенных в порядке нарастания степени соответствия структур рисунка и образца. В соответствии с исходными методологическими установками основанием для ранжирования пунктов шкалы является качество копии как целого без анализа отдельных элементов полученного рисунка. В дополнение к этому автор гештальт-теста Лоретта Бендер рекомендовала тщательно наблюдать за выполнением теста каждым конкретным испытуемым и в интерпретации результатов учитывать также особенности его поведения в ходе тестирования.

В 40-х годах Л. Бендер провела апробацию своего теста на американских детях (объем ее выборки - примерно 250 детей в возрасте от 3 до 12 лет и 50 взрослых). Данные стандартизации гештальт-теста приводятся ею в виде 9 таблиц, отражающих частотное распределение типов копирования по каждой из тестовых фигур для детей всех возрастных групп и взрослых испытуемых (см. Bender L. А Visual Motor Gestalt Test and Its Clinical Use, АОА, NY, 1938).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТА БЕНДЕР
НА РОССИЙСКОЙ ВЫБОРКЕ

С целью проверки надежности результатов гештальт-теста Бендер нами было проведено специальное исследование на детях в возрасте от 2 до 12 лет, с примерно равным представительством девочек и мальчиков. Всего обработано 210 протоколов, собранных в московских детских садах и школах. Процедура проведения тестирования была максимально приближена к той, которая описана в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер, а обработка протоколов проводилась по оригинальным оценочным шкалам Бендер. В целом, несмотря на значительные исторические, географические и социокультурные различия между нашей выборкой и теми детьми, которых обследовала Л. Бендер, полученные нами данные показали очень высокую степень сходства. Этот факт является убедительным подтверждением надежности гештальт-теста Бендер. Независимость результатов от социокультурных различий двух выборок испытуемых доказывает также содержательную валидность этого теста, ориентированного на выявление уровня развития базовых перцептивно-моторных функций.

Ниже (см. Таблицы 1-9) приведены полученные нами нормативные данные. Форма их представления полностью соответствует нормативным таблицам Л. Бендер.

Как пользоваться таблицами возрастных норм

Результат копирования ребенком каждой конкретной фигуры следует соотнести с представленными в первой колонке соответствующей таблицы типами воспроизведения. Определив, к какому типу относится рисунок ребенка, нужно посмотреть, что стоит в ячейке таблицы, находящейся на пересечении строки данного типа и столбца, соответствующего хронологическому возрасту ребенка. Если в ячейке находятся процентные значение, то можно утверждать, что результат находится в пределах возрастной нормы. Само значение указывает на то, какой процент детей этого возраста показал такой же результат. Если в ячейке находится «+» или «–», это означает, что данный тип воспроизведения не характерен для детей такого возраста («+» соответственно означает опережение возрастных норм, а «–» - задержку).

По таблицам следует проверить каждую воспроизведенную ребенком фигуру. При этом следует учитывать, что примерное соответствие показателей по всем стимульным фигурам является неплохим косвенным индикатором надежности результатов, а резкое рассогласование в большинстве случаев обнаруживает влияние на результат каких-либо побочных факторов и требует сбора дополнительной информации для интерпретации. Так, например, может проявляться влияние стресса, создаваемого ситуацией тестирования, утомления, отвлечения внимания и пр. Таблицы возрастных норм рекомендуется использовать для детей в возрасте от 2 до 7 лет, а также для детей с задержкой психического развития.

Для удобства формирования общего представления о возрастных нормах в Инструкции по использованию Зрительно-Моторного Гештальт-Теста Бендер приводится таблица наиболее часто встречающихся изображений каждой фигуры для каждого возраста.


Фигура А Таблица 1

Описание Возраст
>12
77% 15% - - - - - - - -
2 Тип - фигуры неправильной формы, но по расположению напоминают образец (обычно две неправильных окружности с небольшим зазором, иногда соприкасающиеся или перекрывающиеся) 15% 45% 14% - - - - - - -
3 Тип - две окружности, распо­ложенные вдоль горизонталь­ной оси и соприкасающиеся, вторая из них искажена таким образом, что напоминает четырехугольник; фигуры нередко перекрываются + 19% 50% 10% 18% - - - - -
4 Тип - четко прорисованы круг и четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + 16% 13% 6% - - - - -
5 Тип - четко прорисованы круг и диагонально ориентирован­ный четырехугольник справа от круга; они могут касаться друг друга, но не обязательно + + + 12% 34% 23% 26% - - -
6 Тип - круг и четырехугольник правильно ориентированы и соприкасаются + + + 57% 40% 68% 57% 50% 83% 70%
7 Тип "полностью успешное во­спроизведение" - правильная структура, ориентация паттер­на, а также размеры фигур + + + + + + + 41% 14% 25%

Фигура 1 Таблица 2

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 75% - - - - - - - - -
2 Тип - горизонтально ориентированный паттерн, состоящий из любых символов + 18% - - - - - - - -
3 Тип - серия горизонтально расположенных кружочков; их число, размер или расстояние между ними могут варьировать + 50% 13% - - - - - - -
4 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки + 18% 41% 42% 35% 30% 35% - - -
5 Тип - элементами паттерна являются очень мелкие кружочки или точки, их количество близко к образцу + + 35% 51% 40% 45% 37% 28% 32% -
6 Тип - паттерн состоит из точек, расположенных вдоль горизонтальной линии, их количество и расстояние между ними воспроизведены почти правильно + + + + 10% 18% 27% 70% 67% 72%
7 Тип - в дополнение к предыдущему варианту выделены пары элементов + + + + + + - + + + 25%

Фигура 2 Таблица 3

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 92% - - - - - - - - -
2 Тип - серии горизонтально или вертикально ориентирован­ных кружочков или просто множество кружочков + 67% 32% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии тщательно прорисованных кру­жочков; серии повторены три или более раз в вертикальном направлении; в отдельных слу­чаях такой паттерн покрывает всю страницу + 22% 60% 34% 14% - - - - -
4 Тип - вертикальные колонки из трех маленьких кружочков; колонки повторяются три или более раз в горизонтальном направлении; отсутствуют попытки наклонить колонки + + + 62% 50% 62% 30% 15% 27% -
5 Тип - горизонтальный паттерн из вертикальных колонок, сос­тавленных из маленьких кру­жочков, плюс попытка накло­нить колонки (в результате чего вся фигура может обрести определенный наклон) + + + + 10% 26% 36% 32% 38% -
6 Тип - правильный наклон каж­дой вертикальной колонки, при­чем паттерн в целом сохраняет горизонтальную ориентацию + + + + + 10% 23% 35% 34% 30%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизи­тельно равно образцу + + + + + + + 15% 10% 70%

Фигура 3 Таблица 4

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 95% 20% - - - - - - - -
+ 42% 20% - - - - - - -
3 Тип - горизонтальные серии точек + 23% 26% - - - - - - -
4 Тип - точка и серии точек, составляющих прямые линии; использованы маленькие кружочки вместо точек; линии постепенно удлиняются; число точек может отличаться от образца, но персеверация не очевидна; варьирует дистанция между линиями + + 38% 37% 26% 30% 24% - - -
5 Тип - точка и серии точек, составляющих закономерно увеличивающиеся дуги; первые две дуги содержат правильное число точек, остальные - приблизительно правильное; последние две дуги могут быть почти прямыми; число дуг соответствует образцу + + 16% 50% 52% 42% 50% 28% 28% -
6 Тип - точка и серии точек, сос­тавляющих закономерно увели­чивающиеся углы; число точек в каждом последующем угле уве­личивается; последний угол мо­жет сглаживаться почти до дуги + + + + 14% 26% 20% 40% 50% 18%
7 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 28% 12% 80%

Фигура 4 Таблица 5

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 70% 30% - - - - - - - -
2 Тип - две дуги, которые могут пересекаться, касаться друг друга или располагаться рядом друг с другом, могут быть замкнуты или открыты 25% 45% 12% - - - - - - -
3 Тип - две незамкнутых дуги, расположенных по горизонтали; могут наблюдаться попытки расположить одну ниже другой; верхняя дуга напоминает незамкнутый квадрат (в редких случаях квадрат может быть замкнут); фигуры соседствуют друг с другом, соприкасаясь или почти соприкасаясь + 20% 56% 22% 28% - - - - -
4 Тип - наклон квадрата или явное отклонение второй фигуры от диагонали квадрата + + 34% 56% 42% 27% 23% - - -
5 Тип - первая фигура - хороший открытый квадрат; вторая фигура расположена примерно вдоль его диагонали + + + 22% 22% 25% 50% 15% 45% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна, размер фигур + + + + + 42% 19% 83% 55% 100%

Фигура 5 Таблица 6

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 80% 20% - - - - - - - -
2 Тип - неструктурированное множество кружочков или точек + 20% - - - - - - - -
3 Тип - широкая открытая дуга и отрезок прямой; фигуры обычно составлены из кружочков, но встречаются и линии + 50% 20% 12% - - - - - -
4 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из кружочков или реже точек; отмечается деформация фигуры в виде растяжения или сжатия + + 42% 25% 44% 37% 31% - - -
5 Тип - дуга и отрезок прямой, составленные из точек, по размеру соответствующие образцу; отрезок касается дуги и направлен направо вверх (реже зеркализация) + + 20% 58% 54% 52% 53% 22% 26% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, соотношение и количество элементов + + + + + + 14% 78% 58% 100%

Фигура 6 Таблица 7

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 15% - - - - - - - -
2 Тип - две пересекающиеся или примерно параллельные линии, почти прямые + 53% 22% - - - - - - -
3 Тип - две прямые, ломаные или слегка волнистые пересекающиеся линии (обычно под прямым углом) + 18% 10% 10% - - - - - -
4 Тип - две волнистые линии, пересекающиеся под прямым или косым углом + + 42% 90% 70% 64% 67% 73% 30% -
5 Тип - две синусоиды, длина которых примерно соответствует образцу (хотя число волн может отличаться) и которые пересекаются под прямым или косым углом + + + + 28% 27% 28% 25% 60% 45%
+ + + + + + + + 10% 45%

Фигура 7 Таблица 8

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 28% 15% - - - - - - -
2 Тип - два кружка перекры­ваются, касаются или не касаются друг друга; обычно они расположены горизон­тально, но иногда и друг под другом + 60% 31% - - - - - - -
3 Тип - две неправильных замкнутых фигуры, очевидна попытка прорисовать углы (иногда прямые); фигуры близки, но не перекрываются + + 42% 30% 17% 20% 22% - - -
4 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся много­угольники (не прорисованы 2-3 угла); фигуры соприкасаются или перекрываются, но не в соответствии с образцом + + + 54% 53% 48% 50% 10% 24% -
5 Тип - более или менее успешно воспроизведены перекрывающиеся шести­угольники; одна из фигур обычно больше и более тщательно прорисована + + + + 17% 24% 16% 60% 54% 10%
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура, ориентация паттерна, число элементов приблизительно равно образцу + + + + + + + 19% 17% 90%

Фигура 8 Таблица 9

Описание Возраст
>12
1 Тип - каракули неопределенной формы 90% 20% - - - - - - - -
2 Тип - две неправильные окружности, одна внутри другой + 50% 15% - - - - - - -
3 Тип - попытка растянуть по горизонтали внешнюю окружность и расположить внутреннюю в ее центре + 25% 45% - - - - - - -
4 Тип - внешняя фигура имеет относительно четко прори­сованные углы (могут быть 4, 5, 6 углов), тогда как внутрен­няя фигура воспроизведена как окружность + + 26% 52% 45% 51% 48% - - -
5 Тип - более или менее качественно воспроизведенный шестиугольник, внутри которого расположен ромб + + + 40% 40% 44% 40% 42% 54% -
6 Тип "полностью успешное воспроизведение" - правильная структура и ориентация паттерна + + + + + + 10% 48% 34% 100%

Bender L., 1938]. Предназначен для выявления поражений головного мозга. Заключается в копировании девяти фигур со специальных карт или диапозитивов. Результаты интерпретируются с позиций гештальт-психологии. Разработана система стандартизации теста и количественных оценок получаемых данных.

Гештальт-тест Бендер

Bender gestalt) В 1938 г. Лауретта Бендер опубликовала монографию под названием "Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое использование" (A visual motor Gestalt test and its clinical use). Этот простой тест состоит из 9 геометрических фигур, образованных точками, линиями, углами и кривыми. Эти фигуры предъявляются испытуемому в определенной последовательности и срисовываются им. Сами фигуры были позаимствованы из классической работы Макса Вертгеймера по теории гештальт-психологии. Фигуры разрабатывались с целью ил. гештальт-принципов нормальной перцептивной организации (напр., близости, непрерывности, замыкания), применяемых к группированию и структурированию стимулов. Отклонения от этих нормальных законов рассматриваются в Г. т. Б. в качестве симптомов. Т. к. Бендер интересовало развитие этих законов в период с раннего детства до взрослости, простейшим способом проверки того, как воспринимались эти фигуры, было получить от испытуемого их копию в виде рисунка. Так в процедуру измерения оказался включенным критический моторный фактор, к-рый имеет собственные законы развития; и задача трансформировалась в перцептивномоторную задачу. В результате попыток стандартизовать проведение и обработку результатов оригинального теста Бендер появилось неск. его адаптации. Безусловно, самой новаторской из них оказалась переработка этого теста Хаттом в инструмент для оценивания личностной динамики, включ. символическую психоан. интерпретацию. Результатом всех этих конфликтующих адаптации стали существенные расхождения в данных, получаемых от одного исслед. к др., низкая согласованность в отношении критических показателей для различных диагнозов и неудачи в валидизации этого теста. Однако большинство клиницистов считают данный тест полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга и психозов. См. также Клиническая оценка, Гештальт-психология, Проективные методики Э. М. Сиипола

Зрительно-моторный гештальт-тест

(Bender Visual-Motor Gestalt Test) - методика исследования зрительно-моторной координации, разработана в 1938 году Лауреттой Бендер.

Стимульный материал визуально-моторного гештальт-теста состоит из 9-и стандартных карточек с изображенными на них геометрическими фигурами, предъявляемыми обследуемому в определенной последовательности. Изображения отобраны из серий фигур, предложенных одним из основателей школы гештальт-психологов М.Вертгеймером. Обследуемому предлагается воспроизвести каждое изображение по имеющемуся перед ним образцу и по памяти.

Тест используется в основном для выявления признаков органических поражений головного мозга, реже - для определения уровня интеллектуального развития . Это возможно потому, что графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции движений. Нарушения механизмов пространственного анализа и синтеза в первую очередь отражаются на графических движениях.

В зарубежных исследованиях показана высокая надежность и валидность теста.

Визуально-моторный гештальт-тест применяется также в качестве проективной методики исследования личности. При этом исходят из того, что стиль выполнения обследуемыми рисунков позволяет раскрыть особенности их личности.

Например, столкновение нарисованных фигур указывает на дезорганизацию, жирные линии являются, как правило, индикатором агрессивности, враждебности и т. п.

Валидность и надежность теста не доказана. Существует вариант визуально-моторного гештальт-теста для детей.