Техника речи педагога ее основные части презентация. Речевая культура педагога презентация на тему. Учет возраст. особенностей детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель-логопед Головина Е.М. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77»

Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.

Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.

1. Упражнение «Ладошки» - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой. И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха. 2. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. - Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.

3. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ); 4. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев); 5. Фразы на одном выдохе. Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». 6. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

Правильная дикция Дикция – это произношение звуков. Человек, который наделён от природы грамотной речью редкость. Само понятие «дикция» представляет набор из звуков и слов, входящих в речевой аппарат каждого человека. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно.

Для четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики. 1. Опустить нижнюю челюсть, вниз медленно подвигав в разные стороны. 2. Не меняя положение, челюсть осторожно подвигать вперёд и назад. 3. В положении стоя наклониться вперёд, держа руки на груди и протяжно произнести предельно низким голосом на выдохе звуки [у], [о]. 4. Напрячь кончик языка и поочерёдно упираться им то в левую, то в правую щёку, далее проделать тоже самое, но уже открытым ртом. 5. Растянуть губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсти остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе. 6. Провести языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них, челюсти неподвижны, рот открыт в улыбке.

Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Каждая скороговорка, чистоговока уникальна и создана так, что в ней сочетаются сложные по совместимости звуки. И чтобы полностью избавиться от дефектов, надо в своём арсенале иметь около 5 скороговорок или чистоговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы». «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.

Темп – скорость нашей речи, то время, за которое произносим текст. Норма темпа речи 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: - слишком быстрый темп («строчит как из пулемёта»), - замедленная речь («как воду цедит»). Обе крайности утомляют аудиторию. Говорящему нужно менять темп: если требуется что-то подчеркнуть – темп замедлить, если речь произносится с пафосом, то наоборот – темп ускорить.

Тембр голоса – это такой звуковой «цвет» голоса. Его используют наряду с понятиями: громкость, высота, длительность. Тембр голоса играет важную роль в общении с людьми. Красивый приятный тембр располагает к себе, а если голос с придыханием, резкий голос вызывает раздражение. Повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость: «Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат».

Гигиена и профилактика голоса 1. Самое лучшее средство для сохранения профессионального звучания голоса – это зарядка, которая включает в себя дыхательную и артикуляционную гимнастику. 2 . Не переутомляйте голосовой аппарат. Норма голосовой нагрузки для педагогов не более четырёх академических часов подряд в день. 3. Перед выступлением желательно выпить стакан тёплого (но не горячего) чая или боржоми. Дайте мышцам отдохнуть, приведя их в расслабленное состояние, сделать 5-10 медленных, спокойных вдохов и выдохов, после чего настройтесь на рабочий лад. 4. Состояние и сила голоса непосредственно связаны со всеми физиологическими процессами, происходящими в организме. Гимнастика, водные процедуры, сон по потребности, чередование труда и отдыха, правильное полноценное питание повышают защитные силы организма, благотворно влияют на голосовой аппарат. Пища должна быть разнообразной, богата витаминами, употребление острых приправ ограничить. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной – суживаются, и то и другое, вредно сказывается на голосовых связках.

5. Закаливайте нервную систему, ибо нервно-психические травмы, переживания, страх непосредственно сказываются на голосе, он начинает срываться, теряется чистота, выносливость, интонационная подвижность. Заболевания верхних дыхательных путей, такие, как хронический насморк, воспаление носоглотки, зева, связок, непременно сказываются на голосе. Поэтому необходима профилактика. При неприятных ощущениях горло можно полоскать настоем ромашки. Для этого 1-2 столовые ложки сухой ромашки заваривают стаканом крутого кипятка, настаивают около часа и процеживают. Этот же настой применяют и при ощущении сухости в носу, закапывая по 5-6 капель в каждую ноздрю. Можно закапывать в рот или нос по 5-6 капель персикового, абрикосового или оливкового масла. Для закаливания носоглотки полезны ежедневные полоскания холодной водой с постепенным понижением температуры от +20 до +12.

6. Помните, что курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает лёгкость и мягкость звучания.

Интонация Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться, красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.

Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.

Орфоэпические нормы. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения. 1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). 4. К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д.

5. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.

Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые) ТОРТЫ ПОЗВОНИШЬ ДОСУГ КУХОННЫЙ ВЗЯЛА ДАЛА ПО СРЕДАМ (день недели) КРАСИВЕЕ ЖАЛЮЗИ ЩАВЕЛЬ ДОКУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СВЕКЛА КАТАЛОГ ОДНОВРЕМЕННО БАЛОВАТЬ СЛИВОВЫЙ СОСИСКИ НАДЕТЬ, ОДЕТЬ СРЕДСТВА ТАНЦОВЩИЦА УПРОЧЕНИЕ ЦЕПОЧКА ИХ

Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: http://technics-speech.ru (© 2007 – 2012 «Техника речи»). http:// mirsovetov.ru (© 2006 – 2012 «МирСоветов. Ru »).


Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Основы педагогического общения.

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

3 этап. Формирование текста выступления .

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка .

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Слайд 2

«Следите за собственной речью; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок » В.А. Кан-Калик

Слайд 3

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Воспитанность человека следует определять через осознание нормативно-целостной системы и реализацию их знания в жизни и передачу той Н.Ц.С., носителем которой он является.

Слайд 4

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

«Норма -это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).

Слайд 8

нормы

Строго обязательные Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком Не строго обязательные: .т.е. возможны варианты.

Слайд 9

примеры вариантного использования норм языка 1) по месту ударения: родИлся - родилсЯ,ржАветь -ржавЕть, хАос – хаОс; 2)связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - бу-ло[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан;3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Слайд 10

Надеть - одетьГлагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 11

ОБУТЬ

ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что.Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай.Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.

Слайд 12

Есть - кушатьГлагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении.В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим.В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Подсказать -сказать

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

Слайд 14

Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 15

«класть» и «ложить».

нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» - просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 16

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пекет, пекем, пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

Слайд 17

т`орты, б`анты, л`ифты

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте).

Слайд 18

ЗвонИть

Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).

Слайд 19

вКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).

Слайд 20

Давайте вместе ПОВТОРИМ

ПРАВИЛЬНО Избал`ованный новорождённый мусоропров`од нефтепров`од газопров`од медикам`енты стол`яр катал`ог парт`ер к`ухонный доб`ыча ц`ентнр изобрет`ение ход`атайствовать лом`оть прид`анное приобрет`ение прир`ост разведённый укра`инский усугуб`ить на в`ыборах НЕПРАВИЛЬНО изб`алованный новор`ожденный мусоропр`овод нефтепр`овод газопр`овод медик`аменты ст`оляр кат`алог п`артер ух`онный `арест д`обыча центн`ер Ф`арфор изобрет`ение хода`атайствовать л`омоть пр`иданное приобр`етение пр`иост разв`еденный укр`аинский усу`губить на выбор`ах

Слайд 21

ИТАК:

Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах. но вполне возможно: не делать грубых ошибок (ложить, звонят) не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

Слайд 22

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад (НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед (НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда (НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала (НЕ сперва, перво-наперво) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова (НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Слайд 23

Посмотреть все слайды


Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.


Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: дыхательные органы; органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука; головной мозг.


Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох. Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.


Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф). Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).


Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз. Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.


Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани. Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.


Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.


Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? - Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!


Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.


Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ. Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.


Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.


Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".


Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи. Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.


Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.


Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи». Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».


Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.


Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу; произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы; произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»; для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.; сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.


Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.


Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь. Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.


Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работайте над своей речью.


«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен. «Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.

«Части речи 2 класс» - Бодрый прил. Варить гл. Зелёная прил. Достану гл. Ждёшь гл. Зарос гл. Ответный прил. Жалеем гл. Высь сущ. Ослику сущ. Смеётесь гл. Проходил гл. Деловая прил. Стоят гл. Определи части речи: Поранился гл. Ножной прил. Обошли гл. Ручки сущ. Отметим гл. Отметина сущ. Долгая прил. Мастера сущ. Жадный прил.

«Части речи урок» - Чувство 3. Какие слова не являются глаголами? а). К какой части речи относятся названные слова? Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Глагол 2. Выберите имена существительные а). Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Подготовка к изучению нового материала.

«Наша русская речь» - «Великий могучий русский язык!». Разберемся что к чему! А ведь ребенок впитывает в себя все, как губка! На возрождение нравственного(любовно-преданного) отношения к языку. А вот, что думаем мы… Дыдычкин М. (ученик 9 класса): Почему мы должны писать без ошибок? Коля только знал актеров Зарубежного кино.

«Самостоятельные части речи» - Основной вопрос нашего проекта: Глагол Прилагательное Причастие. Продолжительность проекта: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Может ли самостоятельное быть без служебного? Методические задачи: Самостоятельные части речи. Представление результатов исследования: Распределение по группа:

«Служебные части речи» - Части речи делятся на: - Предлоги - Союзы - Частицы. - Не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи – это… Членами предложения; - используются как формально-грамматические средства языка. Основные признаки служебных частей речи: Отличие служебных частей речи от самостоятельных:

«Проекты по развитию речи» - Язык и речь, функции языка. Рекламный текст. И скоро я снова обрету все, что имел. Рекламный образ. Скилеф. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Слоган как часть рекламного текста. Этикет делового телефонного разговора. Критерии языковой нормы. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.