Как строился эмпайр стейт билдинг. Эмпайр стейт билдинг в нью-йорке. Верхняя смотровая площадка

Нью-Йорк – город тысячи небоскребов, каждый из которых по-своему уникален и неповторим. Но лишь одному из них удалось обрести всемирную известность, и навсегда прочно закрепиться в истории города. «Большое яблоко» гордится Эмпайр Стейт Билдингом – самой узнаваемой достопримечательностью.

Расположен в южной части острова Манхэттен, возле 5-й авеню, на пересечении 33-й и 34-й улиц. Рядом находится несколько значимых мест города, таких как Городской университет Нью-Йорка, Мэдисон авеню и Бродвей. Добраться можно с помощью машины или общественного транспорта.

Высота небоскреба

Высота Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке составляет чуть больше 443 метров (включая шпиль), а высота по крыше здания – 381 м. Последний этаж расположен на отметке 373,1 м.

В общей сложности сооружение насчитывает 103 этажа. Все они занимают площадь более 200 тыс. квадратных метров. Для удобства посетителей оснащен 73 лифтами, которые за считанные минуты доставят вас на самый верх.

85 ярусов отведены под офисы. Еще на двух находятся обзорные площадки. В остальной части здания – выставочные холлы, торговые площадки и залы для деловых встреч и переговоров.

История

Свою историю начал еще в начале прошлого века. В то время в Америке начался настоящий бум на строительство высоток.

Проектирование

Для работы над проектом был приглашен известный архитектор – Уильям Лэмб. Легендарная высотка не была его первым творением. Он также спроектировал знаменитую Башню Карью и Рейнольдс Билдинг.

По задумке автора, объект должен был стать не только наивысшим строением, но и первым 100-этажным зданием Америки. В результате, согласно проекту, Эмпайр Стейт Билдинг обрел 103 этажа и 60-метровый шпиль. Последний, к слову, изначально хотели использовать для перешвартовки дирижаблей. Однако, в силу опасности столкновения и постоянных сильных ветров, от данной идеи было решено отказаться. Сейчас шпиль используется в качестве радио- и телеантенны.

Строительство

Начало строительства было положено в 1930 году. Главными подрядчиками стали братья Старреты и Экен. Профинансировали проект Пьер Дюпон и Джон Рэскоб.

В процессе было задействовано почти 3,5 тыс. рабочих из Европы, а также литейщики индейского происхождения, которые совсем не боялись высоты.

На момент застройки на месте, где планировалось возведение, располагалась старая гостиница. Прежнее строение пришлось снести, а саму гостиницу перенесли на Пятую авеню.

Для воплощения проекта в жизнь было использовано несколько тонн алюминия, стали, известняка, бетона и гранита. Длилось строительство всего 13 месяцев, что по тем меркам очень быстро.

Открытие

Торжественно открыли 1 мая 1931 года. Красную ленточку перерезал тогдашний глава штата – Эл Смит. В этот же момент Президент страны нажал на кнопку в столице, и высотка засияла тысячами огней.

Несмотря на всю помпезность, изначально оно не обрело большой популярности. Такая реакция, в первую очередь, была обусловлена Великой депрессией, господствующей на тот момент в Америке.

В связи с кризисом, офисы полностью заполнились лишь спустя десятилетие. Первую же прибыль небоскреб принес только в 1951 году.

Среди самых оригинальных такие:

  • лифты поднимаются наверх за 1 минуту;
  • проводится ежегодное соревнование по скоростному подъему. Первый, кто одолеет 1860 ступеней, получит 1 млн. долларов;
  • во времена Второй Мировой войны в небоскреб, по причине сильного тумана, врезался самолет;
  • в Эмпайр Стейт Билдинг есть зал, посвященный мировым рекордам;
  • у высотки есть собственный индекс;
  • название олицетворяет величие штата Нью-Йорк;
  • за год здесь проводится более 50 бракосочетаний;
  • посещаемость – около 35 тыс. человек в год;
  • ежегодно в Эмпайр Стейт Билдинг ударяет почти 100 молний;
  • высотка «сыграла» главную роль в фильме про Кинг-Конга;
  • за свою историю строение пережило более двух дюжин самоубийств;
  • входит в Национальный реестр исторических мест США;
  • профессиональный спортсмен из Австралии преодолел все ступени менее чем за 10 минут.

Технические характеристики

Высота, вместе со шпилем, составляет чуть больше 440 м. Ширина конструкции – 140 м. Выбор таких размеров обусловлен необходимостью естественного освещения и правильной установки системы вентиляции. Главной опорой служат первые пять лестничных пролета строения, на которых находятся магазины и вестибюль.

В Эмпайр Стейт Билдинг установлено 6500 окон, общей площадью в 2 км². Конструкция максимально простая. Это значительно облегчило и ускорило процесс строительства.

Шпиль состоит из 16 ярусов. На самой его вершине установлена антенна, передающая теле- и радиосигналы по всей стране.

Архитектурные особенности

Главной отличительной чертой сооружений начала 20-го века являлась сдержанность и элегантность. В связи с этим The Empire State Building возведен в стиле классического ар-деко. Фасад отделан сталью и плитами из серого известняка.

Эмпайр Стейт Билдинг стал одним из первых небоскребов, для возведения, которого были использованы готовые стальные каркасы. Собранную конструкцию обложили кирпичом, после чего облицевали.

Освещение

Помимо обычного освещения, оснащено дополнительной подсветкой. В 1964 году на верхнюю часть установили специальные прожекторы, и знаменитая высотка заиграла всеми цветами радуги.

Цветовая гамма выбирается в зависимости от дня и события. К примеру, в дни спортивных игр верхушка загорается цветами той или иной команды, в день гей-парадов – разноцветными цветами, а в День святого Патрика – зеленым.

Когда мир услышал новость о смерти Фрэнка Синатры, в память о нем здание облачили в синий цвет, в честь дня рождения королевы Великобритании небоскреб засветился цветами монаршего дома.

Интерьер

За свою длительную историю внутренний облик претерпел некоторые изменения. Так, изначально дизайн был очень скромный и неприметный. Возможно, именно поэтому долгое время офисы было проблематично сдать в аренду. После событий 11 сентября в здание перебрались многие крупные компании, оформившие помещения в собственном стиле.

Вестибюль оформлен германским мрамором, в сдержанных серо-лиловых тонах. В конце коридора красуется алюминиевый барельеф с изображением небоскреба, купающегося в лучах солнца.

Обзорные площадки

Благодаря смотровым платформам стал чрезвычайно популярным, как среди местных жителей, так и среди гостей города. В общей сложности в нем побывало уже более 110 миллионов человек.

Высотка может похвастаться сразу двумя из них. Одна находится на 86 ярусе. Угол обзора с этого места – целых 360 градусов, благодаря чему «Большое яблоко» видно, как на ладони.

Не менее впечатляющий вид открывается и со 102 яруса. Эта обзорная платформа немного уступает в размерах первой, и для максимальной безопасности посетителей, полностью застеклена. Работает она не постоянно. В очень загруженные дни площадку закрывают.

На 2 этаже расположен увлекательный аттракцион. Его создали специально для гостей знаменитого мегаполиса. «Нью-Йорк Скайрайд» представляет собой имитацию полета над Нью-Йорком. Виртуальное путешествие длится 25 минут. За это время можно облететь весь город и заочно посетить самые известные его достопримечательности.

Работает аттракцион круглый год. Стоимость билета – 52 доллара. Время работы – с 8.00 до 22.00.

Выставка «Устойчивость»

Знаменит и своими необычными выставками. Для начала стоит подняться на второй этаж здания и посетить выставку «Устойчивость». Ее главная задача – показать, какие внутренние и внешние изменения произошли в Эмпайр Стейт Билдинг за все время.

Во время экскурсии можно воочию увидеть строительные материалы, скульптуры, новейшие технологии, которые применялись для реконструкции. Для лучшего восприятия все процессы представлены на цифровых дисплеях.

Выставка «Не бойся мечтать»

Поднявшись на 80 этаж, можно увидеть не менее интересную выставку – «Не бойся мечтать». Она демонстрирует все этапы проектирования и строительства первого в мире 100-этажного небоскреба. Название выставки было выбрано не случайно.

Посетители выставки могут не только узнать полную историю высотки, но также увидеть оригинальные эскизы, бухгалтерские документы, фотографии.

Как добраться

Добраться можно несколькими способами. Это может быть как собственный автомобиль, так и общественный транспорт.

Чтобы доехать до пункта назначения на метро, необходимо сесть на станциях Herald Square (линии B, N, R, M, D, Q, F) или Penn Station (линии 1,2 и 3). Если ваш выбор пал на автобус, тогда следует воспользоваться маршрутами М4, М10, М16 и М34. При желании можно воспользоваться услугами такси. Время и стоимость поездки будет зависеть от пункта отправления.

Часы работы

Работает ежедневно, без выходных. График работы – с 8.00 утра и до 2.00 ночи. Лифт осуществляет свой последний подъем на смотровую в 1.15. Время пребывания в здании и на обзорных площадках на протяжении дня не ограничено.

Как попасть

Вход на территорию абсолютно свободный для всех посетителей. А вот чтобы попасть на смотровые площадки, необходимо приобрести билет. Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком.

Приобретение билетов

Во избежание больших очередей, перед посещением лучше заранее приобрести билет. Это можно сделать в кассе или на официальном сайте. Вход на смотровую площадку 86 этажа обойдется в 32 доллара. За комплексное посещение придется выложить 52 доллара. Если вы не смогли заранее купить билет, и нет желания долго стоять в очереди, можно купить экспресс пропуск. Стоимость – 55 и 75 долларов соответственно.

Местные жители могут попасть на обзорные площадки по специальному городскому билету. Школьникам, студентам и пенсионерам предоставляются скидки.

Следует знать:

  • нет камер хранения, поэтому все личные вещи придется носить с собой;
  • охрана не допускает проносить на верхние этажи крупногабаритные предметы и сумки;
  • пропускные билеты следует купить заранее;
  • на 86 этаже дует сильный ветер, так что стоит захватить с собой головной убор;
  • чтобы увидеть город через бинокль, необходимо запастись 50-центовыми монетами;
  • посещать обзорные площадки лучше в первой половине дня.

Официальный сайт и другая контактная информация

Адрес: Нью-Йорк, Манхэттен, Пятая авеню 350

Проект здания был выполнен архитектурной компанией «Шрив, Лэм и Хармон». Создатели небоскреба спроектировали его в стиле ар-деко . В отличие от большинства современных небоскребов, фасад башни выполнен в классическом стиле. Единственный элемент декора серого каменного фасада - вертикальные полосы нержавеющей стали. Холл внутри имеет длину 30 метров и высоту в три этажа. Он украшен панно с изображениями семи чудес света, а к ним добавлено и восьмое - сам Эмпайр Стейт Билдинг.

Небоскреб был построен в рекордные 410 дней , в среднем за неделю строилось 4,5 этажа, а иногда за 10 дней новостройка вырастала на 14 этажей. На сооружение внешних стен было израсходовано 5662 кубометра известняка и гранита. Всего строители использовали 60 тысяч тонн стальных конструкций, 10 млн кирпичей и 700 км кабеля. В здании насчитывается 6500 окон. Его конструкция такова, что основную нагрузку несет стальной каркас, а не стены. Эту нагрузку он передает непосредственно на мощнейший «двухэтажный» фундамент. Благодаря новшеству вес здания значительно уменьшился и составил 365 тысяч тонн.

К моменту окончания строительства высота здания составила 381 м (после того как в 1952 г. на крыше Эмпайр Стейт Билдинг была возведена телевизионная башня, его высота достигла 443 м).

1 мая 1931 г. состоялось официальное открытие небоскреба . Открыл Эмпайр Стейт Билдинг тогдашний президент страны Герберт Гувер: щелчком рубильника из Вашингтона он зажег огни высочайшего на тот момент рукотворного сооружения в мире.

Эмпайр Стейт Билдинг более 40 лет было самым высоким зданием в мире . Этого титула небоскреб лишился лишь после постройки в 1972 г. башен-«близнецов» Всемирного торгового центра. Трагическая гибель башен-«близнецов» во время теракта 11 сентября 2001 г., вернула Эмпайр Стейт Билдинг статус самого высокого здания Нью-Йорка, хотя на мировое лидерство небоскреб претендовать уже не мог.

Эмпайр Стейт Билдинг занимает около одного гектара земли на острове Манхеттен, на пересечении 5 авеню и 34 улицы. В здании размещаются офисы 640 компаний, в которых работают около 50 тысяч человек.

Небоскреб является достопримечательностью Манхеттена и Нью-Йорка. Ежедневно знаменитый небоскреб посещают тысячи туристов. На скоростном лифте за одну минуту они могут подняться на смотровую площадку, расположенную на 86 этаже и увидеть панораму Нью-Йорка: его улицы, площади, парки, мосты и даже корабли в море. На 102 этаже находится застекленная круговая обсерватория. С высоты 381 м открывается панорама пяти штатов.

Достопримечательностью Нью-Йорка считается не только сам небоскреб, но и его уникальная система подсветки . Традиция подсвечивать Эмпайр Стейт Билдинг разными цветами в часть различных праздников существует уже давно. Так, в День независимости США небоскреб становится сине-красно-белым, а в День Святого Патрика - зеленым, в День Колумба - зелено-бело-красным. Для этого на 200 прожекторах, освещающих 30 верхних этажей, меняются пластиковые диски.

Еще до того как на крыше небоскреба разместили теле-радиовышку, планировалось, что верхняя часть Эмпайр Стейт Билдинг будет служить не только для праздничного освещения города. Архитекторы разработали конструкцию крыши таким образом, чтобы она служила причалом для пассажирских дирижаблей, которые в 30-е гг. прошлого века были модным транспортным средством и успешно конкурировали с еще не слишком надежными пассажирскими самолетами. 102-й этаж был причальной платформой со сходнями для подъема на дирижабль. Специальный лифт, курсирующий между 86-м и 102-м этажами, мог использоваться для перевозки пассажиров, регистрация которых должна была производиться на 86-м этаже. В реальности ни один дирижабль на крыше Эмпайр Стейт Билдинг так и не пришвартовался. Идея воздушного терминала оказалась небезопасной - сильные и нестабильные воздушные потоки наверху 381-метрового здания делали причаливание очень сложным. А вскоре дирижабли в принципе перестали использоваться как транспортное средство.

На втором этаже здания находится аттракцион , открытый в 1994 г. для туристов. Аттракцион называется New York Skyride и представляет собой имитатор воздушного путешествия над городом. Длительность аттракциона - 25 минут. С 1994 по 2001 г. действовала старая версия аттракциона, в которой актер Джеймс Духан, Скотти из сериала «Звездный Путь», в качестве пилота самолета, в юмористическом стиле пытался сохранить контроль над самолетом во время шторма. После теракта 11 сентября 2001 г. этот аттракцион был закрыт. В новой версии сюжет остался прежним, однако башни Всемирного торгового центра были убраны из декораций, а пилотом вместо Духана стал актер Кевин Бейкон. Новая версия преследовала, прежде всего, не развлекательные, а образовательные и информационные цели. В нее также были включены патриотические элементы.

По количеству фильмов, в которых снят Эмпайр Стейт Билдинг, здание может конкурировать с ведущими кинозвездами. Началось все с «Кинг-Конг» снятого в 1933 г., где финальное сражение огромной гориллы с истребителями американских ВВС происходило на крыше этого небоскреба. Сейчас список фильмов, в которых фигурирует Эмпайр Стейт Билдинг, приведенный на официальном сайте небоскреба, насчитывает 91 киноленту.

Кроме всего прочего Эмпайр Стейт Билдинг - это еще и место проведения одних из самых необычных соревнований. Ежегодно в начале февраля здесь проводятся соревнования по бегу по лестницам небоскреба . Спортсмены преодолевают 1576 ступеней здания - с 1 по 86 этаж - за несколько минут. В 2003 г. Полом Крейком был установлен рекорд, который до сих пор не побит - 9 минут 33 секунды.

За свою почти 80-летнюю историю Эмпайр Стейт Билдинг пережил значительное количество различных инцидентов. 28 июля 1945 г. бомбардировщик ВВС США B-25 Mitchell, заблудившийся в густом тумане, врезался в здание между 79-м и 80-м этажами . Один из двигателей пробил небоскреб насквозь и упал на крышу соседнего здания, другой свалился в шахту лифта. Пожар, возникший в результате столкновения, был потушен через 40 минут. В инциденте погибло 14 человек. Лифтер Бетти Лу Оливер выжила после падения в лифте с высоты 75 этажа - это достижение попало в Книгу Рекордов Гиннеса.

Случались пожары и после этого. Так, в августе 1988 г. пожар начался на 86-м этаже , и огонь добрался до самой вершины небоскреба. К счастью, тогда все обошлось без жертв. В 1990 г. вновь случился пожар, который унес жизни 38 человек.

Были и происшествия иного рода. В феврале 1997 г. 69-летний палестинец Али Хассан Абу Камаль поднялся на смотровую площадку, выхватил пистолет и открыл огонь по туристам. Он убил одного человека, ранил шестерых, а потом и сам застрелился. Когда два дня спустя площадку вновь открыли, посетителей уже прощупывали магнитометрами.

С момента постройки Эмпайр Стейт Билдинг привлекал к себе и желающих свести счеты с жизнью. За все время эксплуатации здания здесь было совершено более 30 самоубийств . Первое самоубийство произошло сразу после завершения строительства недавно уволенным рабочим. В итоге в 1947 г. вокруг наблюдательной площадки пришлось возвести ограждение, так как всего за три недели здесь было совершено пять попыток суицида. При этом случались и курьезы: в 1979 г. мисс Элвита Адамс решила свести счеты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа. Но сильный ветер забросил ее на 85-й этаж, и она отделалась только переломом бедра.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Самый знаменитый небоскреб Нью-Йорка (New York City) расположен в Среднем Манхеттэне (Midtown Manhattan) на пересечении — и 34-й Стрит.

Эмпайр Стэйт Билдинг выполнен в стиле Арт-Деко, имеет 102 этажа, высота здания включая шпиль составляет 443,2 метра. Здание получило свое название от старого разговорного названия штата Нью-Йорк (The Empire State). Здание было построено в 1931 году и на протяжении 40 лет было самым высоким зданием в мире (до момента, когда в 1972 году строители Нью-Йорка не закончили Северную Башню Всемирного Торгового Центра (North Tower of World Trade Center).

Эмпайр Стэйт Билдинг является одним из семи чудес света и олицетворяет мощь американской экономики и дух американской Нации.

Здание было спроектировано группой архитекторов, руководил которой американский архитектор Вильям Ламб. Строительство здания началось в марте 1930 году, ежедневно на строительной площадке было одновременно задействовано 3 400 рабочих. Работы были полностью закончены 1 мая 1931 года, то есть здание было построено менее чем за 14 месяцев или 410 дней.

Первоначальная стоимость Эмпайр Стэйт Билдинг оценивалась в 43 млн долларов (642 млн в ценах 2012 г) однако, в связи с разразившимся в экономическим кризисом — Великой Депрессией, к началу строительства и в течение года, когда здание возводилось, инженеры постоянно искали пути его удешевления, итоговая стоимость здания к окончанию строительства составила немногим более половины изначально предпологавшихся затрат — 25 млн. долл.

За первый год эксплуатации Эмпайр Стэйт Билдинг его обзорная площадка принесла собственникам доход в размере 2 млн долл, что было сравнимо со средствами полученными от сдачи площадей здания в аренду.

Однако на протяжении нескольких лет собственникам Эмпайр Стэйт Билдинг не удавалось заполнить здание арендаторами более чем на 60%, что объяснялось продолжающейся Великой Депрессией. В связи с этим здание в народе прозвали EMPTY State Building (Пустующее здание). Таким образом, здание окупилось для инвесторов только через 19 лет в 1950 году.

Эмпайр Стэйт Билдинг первое здание в мире, имеющее более 100 этажей. Здание имеет 6 500 окон и 73 лифта. Сегодня в здании располагается более 1000 компаний-арендаторов, каждый рабочий день здание посещает более 21 000 офисных работников, что делает его вторым коммерческим зданием в Америке после Пентагона.

Интересные факты

После террористического акта 11 сентября 2001 года — (9/11) и обрушения Башен Близнецов Всемирного Торгового Центра, Эмпайр Стэйт Билдинг вновь стал самым высоким зданием в е;

В настоящее время зданием владеют более чем 2 800 инвестиционных фондов, через компанию Empire State Building Associates L.L.C;

За все годы существования Эмпайр Стэйт Билдинг более 30 человек покончили жизнь самоубийством прыгнув с его смотровой площадки расположенной на 86 этаже;

2 декабря 1979 года Эвита Адамс прыгнула со смотровой площадки здания но порывом ветра была заброшена этажем ниже где была найдена со сломаным бедром;

28 июля 1945 года в 9:40 утра американский пилот на бомбардировщике Б-25 Митчел в результате потери управления врезался в северную сторону Эмпайр Стейт Билдинг между 79 и 80 этажами. В результате инцидента погибли 13 офисных работников и сам пилот;

От себя

Ощущения от нахождения у подножия Эмпайр Стэйт Билдинг захватывающие. Больше всего поражает воображение, факт возведения этого гиганта за 410 кадендарных дней! С ума сойти.. К слову сказать, во времена своей жизни в Москве, я на протяжении 3-х лет работал в одной достаточно известной девелоперской компании наша компания занималась строительством одной из высоток Москва-Сити. Так вот, для примера, строителство той высотки ведется с 2003 года, на дворе 2013 — и здание на четверть не достроено.

Вид со смотровой площадки на не описать, это поражает воображение. Посещать здание лучше в вечернее время, когда Нью-Йорк полностью погружается в иллюминацию. Длинные очереди туристов могут несколько испортить впечатление, но после выхода на смотровую площадку, Вы об этом полностью забудете! Познакомиться с Эмпайр Стэйт Билдинг Вы можете на одной из моих индивидуальных .

Смотровых площадки две — на уровне 86 этажа и на уровне 102 этажа. Есть билеты так называемые «экспресс» (минуя большую часть очередей) таким образом, переплатив $22 с человека, можно сэкономить час-полтора собственного времени. Доступ на площадку 102-го этажа оплачивается отдельно (+ $17) — вот здесь однозначно можно сэкономить, площадка на верху тесная вид с нее от вида с 86-го этажа практически не отличим.

Вы наверняка станете одним из миллионов туристов, толпящихся в огромных очередях с целью попасть в Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) . Это не удивительно, ведь на верхушку здания стремился попасть сам Кинг-Конг. В любом уголке Нью-Йорка вам встретятся сувениры, открытки, рекламные проспекты и футболки с изображением Эмпайр Стейт Билдинг.

Эмпайр Стейт Билдинг официально открыт 1 мая 1931, и стал самым высоким зданием того времени. Его высота составляет 1250 футов (381 м). Этот небоскреб стал не только иконой Нью-Йорка, он стал символом человеческого стремления в достижении невозможного.

Построенная в 1889 году Эйфелева башня, высотой 984 фута (300 м), подстегивала американских архитекторов соорудить что-то выше. Возможно, это стало причиной начала гонки небоскребов в двадцатом веке. Так, в 1909 году, был построен пятидесятиэтажный МетЛайф Тауэр (Metropolitan Life Tower), высота которого составляет 700 футов (214 м). Спустя 4 года, в 1913г. был построен 57-этажный Вулворт Билдинг (Woolworth Building), высотой 792 фута (241 м). А в 1929 году самым высоким в Нью-Йорке, стало 71-этажное здание Банка Манхэттэн (Bank of Manhattan Building) - 927 футов (283 м).

Когда бывший вице-президент General Motors Джон Раскоб (John Jakob Raskob) решил присоединиться к небоскребной гонке, Уолтер Крайслер (основатель корпорации Chrysler) уже строил Крайслер-билдинг . Высоту своего здания Крайслер держал в строгом секрете, поэтому начав строительство, Раскоб не знал, чье здание будет выше, его или Крайслера.

В 1929 году Раскоб купил место для строительства своего небоскреба на пересечении 34-й улицы и Пятой авеню. На этом месте был расположен гламурный отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel). Земля, на которой был расположен отель, очень выросла в цене, поэтому владельцы отеля решили его продать, а новый отель построить в другом месте. Раскобу обошелся этот участок земли (вместе с отелем) примерно в 16 миллионов долларов.

Для разработки проекта небоскреба, Раскоб нанял компанию «Shreve, Lamb & Harmon».

Обсуждая проект здания с архитектором Уильямом Агнецом, Раскоб взял длинный карандаш, приложил его к столу и спросил: - "Билл, какой высоты ты сможешь построить здание, чтобы оно не упало?". Так началась сага о строительстве одного из самых известных зданий в мире.

Для реализации проекта Раскобу были необходимы лучшие строители. Пригласив на собеседование подрядчиков из «Starrett Bros. & Eken», Раскоб спросил – есть ли у них необходимое строительное оборудование? На что Полл Старретт, бригадир компании, ответил, что у них нет даже кирки с лопатой. Раскоб, конечно, был удивлен таким ответом, так как другие строительные компании, с представителями которых он общался, обладали всем необходимым оборудованием, а недостающее брали в аренду. Однако Старретт убедил его, что к зданию такого масштаба нужен особый подход и обычное строительное оборудование здесь не поможет. Для строительства небоскреба, Старретт предложил купить новое оборудование в кредит и продать его после завершения работ. Во многом благодаря своей честности и открытости, Старрет получил восемнадцатимесячный контракт на строительство Эмпайр Стейт Билдинг .

Первым пунктом в графике Старретта был снос отеля Уолдорф-Астория. После того как люди узнали о сносе отеля, Раскоб получил тысячи запросов о памятных подарках в виде частей здания. Житель Айовы попросил выслать ему часть металлического перила, несколько человек просили выслать им ключи от номера, который они занимали во время своего медового месяца. Также просили выслать флагшток, витражи, камины, светильники, кирпичи и т.д. А по некоторым особо востребованным позициям, был проведен аукцион.

Остальные стройматериалы были проданы для повторного использования. Основная часть мусора была вывезена в док, погружена на баржи, отбуксирована на пятнадцать миль от берега и сброшена в Атлантический океан.

Еще до полного сноса отеля, строители уже начали раскопку котлована для нового здания. Две смены по 300 человек работали днем и ночью, вгрызаясь в твердый каменистый грунт.

Стальной каркас здания был построен 17 марта 1930 года. Двести десять стальных колонн составили вертикальную раму. Двенадцать из них тянулись во всю высоту здания, другие части были от шести до восьми этажей в высоту.

Прохожие часто останавливались и, подняв головы, с восхищением смотрели на рабочих. Гарольд Батчер, корреспондент лондонской газеты «Дэйли Гэральд», описал строителей как «небрежно прогуливающихся, ползающих, лазающих, размахивающих руками людей, парящих на гигантских стальных рамах».

Но самым интересным было - наблюдать за клепальщиками заклепок. Они работали в группах по четыре человека: нагревающий, ловец, бросающий и заклепывающий. Нагревающий помещал около десяти заклепок в огненную кузницу, когда они накалялись докрасна, он их вытягивал огромными щипцами и передавал бросающему, который в свою очередь бросал их на расстояние от 50 до 75 футов - на ловца. Ловец ловил заклепки при помощи консервной банки, они попадали в банку еще в раскаленном состоянии. Другой рукой он при помощи щипцов вытягивал заклепку из банки, сдувал с нее пепел, а затем вставлял в отверстие. Заклепщику оставалось только забить ее молотком. Эти люди прошли таким способом весь путь от 1-го до 102-го этажа. Последняя заклепка была торжественно забита в присутствии большого количества народа – эта заклепка была вылита из чистого золота.

Строительство каркаса Эмпайр Стейт Билдинг было образцом эффективности. Вся работа была направлена на экономию времени, денег и человеческих ресурсов. Для оперативной доставки материалов на стройплощадке была построена железная дорога. Вместо того чтобы выгрузить десять миллионов кирпичей на стройплощадке, как это обычно делалось, работники Старретта выгружали их в специальный желоб, который вел в бункер находившийся в подвальном этаже. Желоб сужался в нижней части, что позволяло контролировать высвобождения его содержимого. При надобности, кирпичи высыпали из бункера прямо в тележки, которые потом поднимали на нужный этаж. Этот процесс устранял необходимость перекрытия улиц для хранения кирпичей, а также убирал надобность ручной погрузки кирпичей из куч в тележки.

Буквально одновременно со строительством каркаса, электрики и водопроводчики устанавливали внутренние коммуникации здания.

Отстроив 80 этажей, Раскоб понял, что этого не достаточно, так как Крайслер-билдинг становился еще выше. Достроив еще 5 этажей, Эмпайр Стейт Билдинг стал выше своего конкурента лишь на четыре фута. Раскоба беспокоила мысль о том, что Уолтер Крайслер прячет стержень в шпиле здания, благодаря которому, в последний момент он сможет сделать небоскреб еще выше.

Гонка небоскребов становилось все драматичнее. Изучив модель здания, Раскобу пришла идея построить на верхушке небоскреба причал для дирижаблей. Новый проект Эмпайр Стейт Билдинг, включающий причал для посадки дирижаблей, делал здание высотой в 1250 футов (381 м).

Вы когда-нибудь ожидали лифт в шести или девятиэтажном здании, который, казалось, идет целую вечность? Или когда-нибудь поднимались в лифте, который останавливался на каждом этаже для того, чтобы, подобрать или высадить пассажира? Эмпайр Стейт Билдинг насчитывал 102 этажа, с возможностью размещения 15 тысяч человек. Как всех людей доставить на нужный этаж, не дожидаясь часами лифта и не поднимаясь по лестнице?

Чтобы решить эту проблему, архитекторы разработали семь категорий лифтов, каждая из которых обслуживала определенные этажи. Например, группа A обслуживает с третьего по седьмой этаж, группа B- с 7-го по 18-ый этаж. Таким образом, если вам нужно, добраться до 65-го этажа, к примеру, вы могли бы поехать на лифте группы F, где предусмотрены остановки с 55-го по 67-й этаж, а не с 1-го по 102-й.

Компания «Otis Elevator Company» установила 58 пассажирских и 8 грузовых лифтов в Эмпайр Стейт Билдинг. Несмотря на то, что эти лифты могли двигаться со скоростью до 1200 футов (365 м) в минуту, их скорость была ограничена строительными нормами до 700 футов (213 м) в минуту. Через месяц после открытия Эмпайр Стейт Билдинг это ограничение было снято, а лифты ускорили свое движение до 1200 футов в минуту.

Эмпайр Стейт Билдинг был построен в запланированные сроки - за 1 год и 45 дней, что было удивительным достижением. Строительство здания не вышло за рамки бюджета в связи с начавшейся Великой депрессии , во время которой были снижены затраты на оплату труда. Полная стоимость строительных работ составила в 40 948 900 $, вместо планируемых 50 млн $.

Эмпайр Стейт Билдинг был открыт 1 мая 1931 года. Ленточку перерезал мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, а президент Герберт Гувер симоволическим нажатием кнопки из Вашингтона зажег небоскреб тысячами огней.

Эмпайр Стейт Билдинг получил статус самого высокого здания в мире и продержал эту планку вплоть до строительства первой башни Всемирного торгового центра в 1972 году.

Эмпайр-стейт-билдинг, бывший долгое время самым высоким зданием в мире, повторяет собственное изображение на центральной панели огромного (30 метров длиной) и высокого (в три этажа) вестибюля.

На этом как бы «святом» изображении, Эмпайр-стейт-билдинг, написанный золотыми красками, окружен ореолом божественного сияния и медальонами, иллюстрирующими достижения человечества на пути к прогрессу.

  • Объект:
  • Месторасположение: Нью-Йорк, США
  • Проект: Шреве, Лэмб и Хармон
  • Высота: 381 м
  • Материалы: сталь, кирпич, алюминий и известняк
  • Год постройки: 1931
  • СТИЛЬ: Ар-деко
  • Начало экономической депрессии вполовину уменьшило предполагаемую стоимость строительства

«Центр вселенной» и восьмое чудо света, Эмпайр-стейт-билдинг откровенно гордится тем, что когда-то обладал мировым рекордом высоты. Он отобрал его в 1931 году у и владел им до 1972 года, когда строительство Центра международной торговли ознаменовало собой начало новой эры.

жон Джейкоб Раскоб мучился от зависти. Создатель компании «Дженерал Моторе» просто жить не мог, зная о том, что его соперник, Уолтер Крайслер, недавно построил самое высокое здание в мире. Но у Раскоба были свои идеи. Он пришел к Уильяму Лэмбу, одному из партнеров в архитектурной фирме «Шрив, Лэмб и Хармон», и поделился с ним своей мечтой о небоскребе, который затмил бы здание Крайслера. Раскоб задал совершенно простой и при этом пугающий намерением вопрос: «Насколько высоким вы можете его сделать, так, чтобы он при этом не упал?»

Вскоре старый отель «Уолдорф-Астория» на Пятой авеню, около 34-й улицы, снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.

Назвали его так благодаря Джорджу Вашингтону: когда он проплывал по реке Гудзон, то заметил, что это место будет «символическим для новой империи».

После уничтожения башен-близнецов Эмпайр-стейт-билдинг с неохотой вернулся к роли основного символа Нью-Йорка и Америки. Его легко узнаваемый образ строится на фундаменте статистики, оперирующей небывалыми цифрами: 10 миллионов кирпичей, общий вес 365 000 тонн, 59 800 тонн стальных балок, 687 км электрических проводов и 2 миллиона квадратных метров окон, мойкой которых постоянно занимается специальная бригада.

Смелый план

Заявлены были только два критерия: чтобы здание было похоже на карандаш, и чтобы оно было выше, чем все, что есть на Земле. Совсем неудивительно, что размеры и вес проекта угрожали опасностью. Расположение его считалось коммерчески «не очень выгодным». Ни один предполагаемый съемщик еще не появился. А рынок ценных бумаг начал падать, и потом вся страна оказалась перед лицом Великой экономической депрессии.

С таким неустойчивым фундаментом зданию требовался другой, попрочнее. В гранитное основание острова Манхэттен вбили 210 колонн из бетона и стали. Эта платформа, всего в два этажа глубиной, должна была выдерживать башню высотой в 102 этажа (380 метров) и весом около 365 тонн.

Архитектор однажды сказал: «Из того, что мы делаем в мирное время, строительство небоскребов ближе всего к войне». На это сражение собрали армию рабочих и мастеров, 3000 из них работали на строительной площадке в любое время дня. Героями среди них считались монтажники-высотники, многие из

них были индейцами из племен могавков и ирокезов, ведь коренные американцы известны своим бесстрашием. Эти смелые парни работали по 13 часов в день всего за 1,92 доллара в час, они висели на безумной высоте и заклепывали более 50 000 тяжелых стальных балок, каждая из которых весила тонну – хватило бы, чтобы проложить железную дорогу между Нью-Йорком и Балтимором. Удивительно ровные балки, с погрешностью не более 3 мм, устанавливали и скрепляли вместе всего лишь через восемь часов после того, как их выпускали на заводе в Питтсбурге.

Несмотря на то что в процессе разработки и конструирования проект 16 раз меняли, построили его на 45 дней раньше конечного срока, и еще 5 миллионов осталось от бюджета. Удивительный небоскреб стоимостью 41 миллион долларов вырос над городом в рекордные сроки (менее 14 месяцев), и до сих пор никто не строил такие здания быстрее. От центра здание нигде не отклоняется больше, чем на 6 мм, в нем 10 миллионов кирпичей и 2 гектара окон. Утонченный стиль ар-деко подчеркивают изящные, постепенно сходящиеся кверху стены, или «выступы», которые официально признаны в строительных нормах и правилах Нью-Йорка.

Архитектурные особенности Эмпайр-стейт-билдинг:

  • Архитектурная мощь этого здания заключается в его распределении по объемам. С пятиэтажного основания поднимается серия корпусов, постепенно переходя в центральную конструкцию, выдвигающуюся, словно телескоп, на высоту 86 этажа. Сужаясь, конструкция продолжает подниматься, пока не переходит в антенну.
  • В кинофильме «Кинг-Конг» (1933) в качестве декораций использовались символические изображения Эмпайр-стейт-билдинг. На фоне башни и антенны здания, которые уже тогда планировали использовать в качестве причала для дирижаблей, разворачивалась аллегорическая борьба между созданием Природы и искусственной цивилизацией.
  • По всему фасаду небоскреба тянутся бесконечно повторяющиеся ряды модульных окон, сгруппированных по горизонтали, но и выровненных по вертикали, что подчеркивает направленность пустых и заполненных пространств.
  • При возведении Эмпайр-стейт-билдинга использовались уже готовые блоки, что значительно сократило сроки его строительства.
  • Начиная с 1940 годов Эмпайр-стейт-билдинг являлся одной из туристических достопримечательностей Нью-Йорка. Около двух миллионов туристов ежегодно поднимались но его смотровую площадку, чтобы оттуда полюбоваться захватывающими видами города.
  • По большим праздникам и знаменательным дням вершина небоскреба сверкала разноцветной иллюминацией.

Вся динамичная громада злого символа мощи и власти 1930-х распределена по объемам, безудержно стремящимся вверх под внимательными взглядами зрителей. С пятиэтажного основания площадью в 0,65 га поднимается серия корпусов, которые постепенно сужаются, после чего угловые секции переходят в центральную конструкцию, выдвигающуюся, словно телескоп, на высоту 86 этажа. Конструкция продолжает подниматься, незаметно переходя в антенну.

Ощущение пластичности, исходящее от этого гигантского объекта, крепко вросшего в землю и одновременно устремленного к небу, усиливается повторяющимися рядами модульных окон, сгруппированных по горизонтали, но и выровненных по вертикали, что подчеркивает направленность пустых и заполненных пространств и создает узнаваемый орнаментальный мотив.

Формы Эмпайр-стейт-билдинга, тесно связанные с ар-деко, раскрываются с совершенно неожиданной стороны и в совершенно неожиданных ракурсах. Прежде всего, просматривается триумфальный, но отчасти угрожающий образ Вавилонской башни; затем кинематографические образы той эпохи, подобные фантастическим сооружениям из фильма Фрица Ланга «Метрополис», и образы из комиксов: и, наконец, фантастические образы города будущего, нарисованные Хью Ферриссом.

Важно подчеркнуть, что чрезвычайная вертикальная направленность Эмпайр-стейт-билдинг явилась результатом изменений в правилах, регулирующих вопросы городского строительства в Манхэттене. Чтобы уравнять права отдельных граждан, строивших дома на собственной земле, с правами тех, кто соглашался с необходимостью строительства высоток, было разработано два типа конструкций, в зависимости от места строительства.

Первый представлял подобие зиккурата, когда здание строилось уступами, но до определенной высоты, тогда как второй, с четко выраженной центральной секцией мог, теоретически, подниматься на любую высоту – это были небоскребы с центральной башней, или «колокольней», пришедшие на смену старым, “вертикально ориентированным” высоткам.

Эмпайр-стейт-билдинг вместе с Сиграм-билдингом является достопримечательностью мидтауна Нью-Йорка, так же, как башни-близнецы являлись достопримечательностью делового центра, – со смотровых площадок этих небоскребов открывались захватывающие виды на город и окружающий его ландшафт.

Последнему обстоятельству Эмпайр-стейт был обязан своему успеху в начале “карьеры”. Его владельцы с трудом находили компании, желавшие арендовать офисные помещения. К счастью, смотровые площадки, ставшие местом паломничества туристов, спасли здание от неминуемого банкротства. Учитывая, что строительство здания и ввод его в эксплуатацию пришлись на годы банковского краха и последовавшей за ним Великой депрессии, от которой Америка оправилась только после Второй мировой войны, добиться процветания Эмпайр-стейт-билдинг было далеко не просто.

Символ города

После того как небоскреб построили, на 186 000 м2 общего пространства нашлось так мало съемщиков, что его прозвали «Пустой-стейтбилдинг». Но сейчас там работают в офисах более 15 000 служащих, и к ним приходят бесчисленные посетители. Если за одну минуту подняться на смотровую площадку, то можно окинуть взглядом окрестности на расстоянии до 128 километров.

До 1972 года здание оставалось самым высоким в мире, потом были построены печально известные башни Всемирного торгового центра.

Даже если с финансовой точки зрения он и не являлся идеальным объектом для инвестиций, то как символ Америки он пользовался огромным успехом. Голливуд с готовностью приступил к его эксплуатации – интерьеры, смотровые террасы и открывающиеся с них виды появляются во всем великолепии в таких фильмах, как “Кинг-Конг” (снятый в 1933 году, когда строительство только закрылось), “В городе” (1949), “Империя” (снятый Энди Уорхолом в 1964 году) и “Манхэттен” (снят Вуди Алленом в 1979 году). Его роль в этих фильмах весом была главной: гимнастический помост для упражнений гигантской гориллы, фон, на котором развертывается любовная история, подмостки для экспериментального театра абсурда.

Эмпайр-стейт настолько популярен, что в представлении многих жителей Нью-Йорка и некоторых маргинальных художников почти очеловечивается. В своих картинах М. Вризендорп гиперболизирует многие черти небоскребов и наделяет их человеческими качествами. Вот сюжет самой известной из них: Рокфеллеровский центр открывает двери спальни и к своему изумлению обнаруживает в одной постели мужественного Эмпайр-стейт-билдинга и женственно-элегантного Крайслер-билдинга. Постельное покрывало расписано в виде городского плана Манхэттена. Статуя Свободы играет роль ночника, а в окно спальни с любопытством заглядывают другие небоскребы.

Построенный в чисто рекламных целях, а не а силу какой-то практическом необходимости, Эмпайр-стейт-билдинг более, нежели другие небоскребы его поколения преуспел в роли знаменосца и символа американской мечты. Его образ тиражировался в бесчисленных рекламных проектах, и вместе с образами Крайслер-билдинг, Рокфеллеровского центра и Статуи Свободы поднялся – в планетарном масштабе – до уровня иконы.

Появление в относительно молодом городе Лас-Вегасе небоскребов, скроенных по нью-йоркскому образцу свидетельствует о широкой известности и торжестве этой модели, призванной символизировать имперский штат (Нью-Йорк) и продолжающей и по сей день представлять парадоксальный спиритуализм финансовой мощи капитализма.