Первая битва с половцами победа над ними. Поход Игоря против половцев – трагическая страница русской истории. Участники битвы и их численность

В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

Предпосылки

Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

Начало пути русской рати

Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

Краткое описание

Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

Ход событий

В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

Окружение

Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Выводы

Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

VI. УПАДОК КИЕВСКОГО КНЯЖЕНИЯ

(продолжение)

Оживление борьбы с варварами. – Кончак. – Поход, плен и освобождение Игоря Северского. – Нашествие Половцев. – Освобождение Игоря. – Черные Клобуки. – Последние деяния Всеволодича.

Согласие, водворившееся между Ольговичами и Ростиславичами, не замедлило отразиться и на внешних делах Южной Руси, т.е. на отношениях ее к степным варварам; борьба с ними оживилась новою энергией. Укрепясь на Киевском столе, Святослав Всеволодович уже не имел нужды ласкать своих бывших союзников, и мы видим целый ряд удачных походов, которые южно-русские князья предпринимают общими силами, имея во главе Святослава и Рюрика. Они громят половецкие орды, освобождают из рабства многочисленных русских пленников и берут в плен самих половецких ханов, в том числе Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Башкорда, Осалука и др. С своей стороны Половцы мстят русским князьям усиленными набегами на их земли, для чего собираются большими полчищами.

Славнейшим из половецких ханов того времени был Кончак. Русская летопись сохранила любопытное предание о его происхождении. Когда Владимир Мономах громил Половцев в степях Задонских, то один из их ханов, Отрок, бежал к Обезам за Железные врата, т.е. на Кавказ; а другой хан, по-видимому, брат его Сырчан остался на Дону. Когда же Владимир скончался, Сырчан послал с этим известием в Обезы гудца Орева; велел петь половецкие песни брату я уговаривать его к возвращению на родину, а если не послушает, то дать ему понюхать какое-то зелье или траву, называемую емшан. Гудец так и сделал. Понюхав зелья, изгнанник заплакал и сказал: "Да, лучше в своей земле лечь костьми, нежели в чужой славну быть". Он пришел на родину, и от него-то родился Кончак, "иже снесе Сулу, пеш ходя, котел нося на плечеву". Этот самый Кончак, "окаянный, безбожный и треклятый", как называет его летопись, пришел на Русь с половецкою ордою в 1184 году. Он грозил пожечь и попленить города русские, ибо имел при себе какого-то "бесерменина", который стрелял живым огнем; кроме того, по словам летописи, у него были метательные снаряды и самострельные луки, такие огромные и тугие, что 50 человек едва могли натянуть подобный лук. Кончак остановился на украйне и завел переговоры о мире с Ярославом Всеволодичем; это был младший брат Святослава, который передал ему свой Черниговский стол. Великий князь послал сказать брату, чтобы он не верил коварным Половцам и вместе с ним шел бы на них войною. Однако Ярослав уклонился от похода под предлогом своих мирных переговоров с Кончаком. Святослав соединился с Рюриком и поспешил против варваров. Старшие князья с главными силами шли назади, а вперед себя ("на вороп", как тогда выражались) отрядили несколько младших князей. Последние встретили на дороге гостей, или купцов, проехавших степи, и узнали от них, что Половцы стоят на реке Хороле, подле вала ("шоломя"), который ограждал Русскую землю со стороны степей. Младшие князья внезапно вышли из-за этого вала, ударили на половцев и захватили много пленных; в числе их привели к Святославу и того бесерменина, который стрелял живым огнем. Когда же подошли старшие князья, то Кончак бежал в степи. Это случилось 1 марта 1185 года, т.е. в самый новый год, так как русские начало его считали с марта. В погоню за Половцами великий князь отрядил 6000 Черных Клобуков, или берендеев, с их вождем Кунтувдыем; но по случаю наступившей распутицы погоня не могла настичь половцев.

В этом походе, кроме Ярослава Черниговского , не принимали участия и князья Северские ; последние не успели соединиться с великим князем по причине быстроты, с которою был совершен его поход. В челе северских князей стоял тогда его двоюродный брат Игорь Святославич, который уже не раз отличился в битвах с Половцами и не далее как в 1183 г. предпринимал удачный поиск в степи вместе с родным братом своим Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом. То же самое задумал он повторить и теперь, после поражения Кончака на Хороле, куда, к великому его сожалению, ему не удалось поспеть вовремя. Не спросясь главы своего рода Святослава Киевского, он решил немедленно идти в степи с одними северскими дружинами и в конце апреля выступил из своего стольного города. В Путивле соединился с ним княживший в том городе сын его Владимир; сюда пришел и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Двоюродный брат Ярослав Черниговский прислал ему на помощь боярина своего Ольстина Олексича с отрядом коуев; то были полукочевые народцы, поселенные на южных пределах Черниговской земли, соплеменники Черных Клобуков. Современный поэт изображает приготовления Игоря к походу следующими словами: "Комони ржут за Сулою; звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новеграде; стоят стязи в Путивле; Игорь ждет мила брата Всеволода". Но последний отправился другой дорогой, из Курска. Игорь двинулся к Донцу, перешел его, достиг берегов Оскола и здесь дождался своего брата, удалого Всеволода Трубчевского. Этот поход четырех князей, из которых самому старшему было не более 35 лет, произвел сильное впечатление на современников, так что кроме довольно подробного рассказа летописи он сделался предметом замечательного поэтического произведения Древней Руси, известного под именем "Слова о полку Игореве ".

Карта похода князя Игоря на половцев (1185)

Автор изображения – Лобачев Владимир

При самом начале похода являются недобрые знамения, которые предрекают ему печальный исход. Однажды, когда войско приближалось к Донцу, перед вечером солнце подернулось какою-то мглою, так что походило более на месяц, и это обстоятельство смутило дружину. Но Игорь старается ее ободрить. Вот уже Русь за шеломянем, т.е. перешла Половецкий вал и углубилась в степь. Ратники, высланные вперед "ловить языка", т.е. на разведки, воротились и донесли, что варвары собираются в большом числе и готовятся к сражению. "Спешите напасть на них, – говорили князьям разведчики, – или воротитесь домой, потому что время нам неблагоприятное". Но Игорь отвечал, что воротиться домой без битвы будет сором пуще смерти. Меж тем, по словам поэта, плотоядные чуют близкую поживу: стаи галок летят к Дону великому, волки воют по оврагам, орлы своим клекотом сзывают зверей на кости, лисицы брешут на червленые русские щиты.

Половцы собрались от мала до велика на берегах какой-то речки Сююрлея; а вежи свои, т.е. кибитки с женами, детьми и стадами, отослали далее назад. Игорь построил русское войско в обычный боевой порядок. Оно состояло из шести полков. Посреди шел полк Игоря, по правую сторону – брата его Всеволода, по левую – племянника Святослава; это была главная рать; перед нею шли Владимир Игоревич с своею дружиной и Черниговский полк, т.е. боярин Ольстин с коуями. Шестой отряд был сборный: его составляли стрелки, высланные наперед от всех пяти полков. Русь наступала бодро, покрытая железными кольчугами, пестрея красными щитами, под сенью своих стягов, развеваемых ветром. Передние отряды устремились на неприятеля; а Игорь и Всеволод тихо следовали за ними, "не распуская своего полку". Половцы не выдержали натиска одних передних дружин и побежали. Русь погналась за варварами, достигла до их веж и захватила большой полон: девиц, золото и шелковые ткани; а половецких кожухов, епанчей и других одежд было захвачено столько, что, по словам поэта, хоть мосты мости по болотам и грязным местам. Когда победители расположились станом среди половецких веж, Игорь начал говорить князьям и боярам: не довольно ли этой победы и не повернуть ли назад прежде, нежели соберутся остальные орды? Но Святослав Ольгович объявил, что он с своей дружиной далеко гнался за Половцами и что его притомленные кони не поспеют за другими полками. Всеволод поддержал племянника, и решено не спешить возвращением. Молодые князья веселились своею победою и легкомысленно похвалялись: "Братья наша, которая ходила с великим князем Святославом, билась с Половцами смотря на Переяславль; они сами пришли; а к ним князья не смели пойти. Мы уже побили поганых в их собственной земле; теперь пойдем за Дон, чтоб истребить их вконец; пойдем в Лукоморье, куда не ходили и деды наши". Поощренные успехом Северские князья, кажется, возымели надежду вновь отвоевать свой наследственный Тмутараканский удел.

"Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо, далече залетело", говорит поэт. А меж тем половецкие орды отовсюду спешат к месту действия; пришли два сильнейшие хана, Гзак и Кончак. На рассвете Русь с изумлением увидала бесчисленные полчища варваров, которые окружили ее подобно густому бору. Князья решили пробиваться в отечество; но чтобы не покинуть пеших ратников ("черных людей") на жертву врагам, доблестные Ольговичи велели своей дружине сойти с коней и медленно начали отступать, отчаянно сражаясь с напиравшими со всех сторон варварами. Особенно богатырствовал Всеволод, которого поэт называет то Буй-туром, то Яр-туром. Где он повернется, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие; их шлемы аварские разбиты стальными мечами и калеными саблями русскими. Дело происходило на берегах Каялы в жаркие майские дни; русские дружины были отрезаны от воды; люди и кони изнемогали от жажды. На третий день битвы, в воскресенье, коуи не выдержали и обратились в бегство. Игорь, уже раненный в руку, поскакал за ними, стараясь их остановить, и снял шлем, чтобы показать им свое лицо; но тщетно; ему не удалось воротить коуев. Тут, на обратном пути к своему полку, он был перехвачен Половцами и взят в плен. Всеволод, пробившийся наконец к воде, изломал все свое оружие о врагов и также был схвачен ими. Тогда окончилась битва; князья с остатком дружины разобраны Половцами и разведены по их вежам. Игорь достался хану Чилбуку из роду Тарголова, Всеволод – Роману, сыну Гзагка, Святослав попал в род Бурчевичей, а Владимир – Улашевичей. Поражение и плен смирили гордость Игоря; он принял их как наказание Божие за свои прошлые грехи, за многое пролитие христианской крови в междоусобиях с русскими князьями. С сокрушенным сердцем вспомнил он об одном русском городе, который был взят на щит и подвергся всем возможным неистовствам от ратных людей.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В. Васнецова, 1880

"Слово о полку Игореве" трогательно изображает печаль и уныние, которые разлились по Русской земле при известии о судьбе Святославичей. В особенности поэтично рисует оно плач супруги Игоревой в Путивле на забрале, или на городской стене; с жалобой на свое горе она обращается к ветру, солнцу и Днепру. Супругою его была Евфросинья Ярославна, дочь Галицкого князя. Несчастный конец похода дает поэту случай указать на главную причину торжества варваров – на рознь и усобицы русских князей; он вспоминает о лучших временах, о Владимире Мономахе, который был грозою половцев; говорит и о последних удачных походах Святослава Киевского.

Ничего не ведая о предприятии северских князей, Святослав Всеволодович из Киева отправился в свою наследственную область, в землю вятичей, чтобы собирать там ратников и припасы; ибо он имел намерение вместе с Ростиславичами на все лето идти к Дону и воевать половцев. На обратном пути около Новгорода-Северского великий князь с неудовольствием узнал, что двоюродные братья, не испросив его согласия, как бы тайком предприняли поход в степи. Из Новгорода-Северского он на лодках по Десне приплыл в Чернигов, и тут достигла до него весть о поражении и плене его родственников. Земля Северская, в особенности Посемье, находилась в большом смятении; она лишилась своих князей и войска; в редком семействе не оплакивали потери кого-либо из самых близких. Святослав немедленно принял меры. Он отправил своих сыновей в пограничные северские города для защиты края от варваров; в то же время послал к Давиду Смоленскому и другим князьям, напоминая их обещание идти летом на половцев и приглашая поспешить походом. "Иди, брат, постереги землю Русскую", велел он сказать Давиду. Последний действительно пришел со своими смольнянами и вместе с другими князьями стал у Треполя; а родной брат киевского князя Ярослав собрал свою рать в Чернигове. Приготовления эти были весьма своевременны, ибо Половцы, возгордись своею победою и пленом четырех русских князей, сами в большом числе двинулись на Русскую землю. К счастию, между ханами произошла распря. Кончак говорил: "Пойдем на киевскую сторону; там была избита наша братья и погиб наш славный Боняк". А Гзак звал половцев на Семь, говоря: "Там остались только жены и дети, для нас готовый полон; возьмем города без опасения". Варвары разделились на две части. Одни за Гзаком пошли к Путивлю, воевали окрестную волость, пожгли села, сожгли острог, или внешнее укрепление, Путивля, но самого города не взяли и ушли обратно в степи. А другие с Кончаком направились к Переяславлю и осадили его. Но здесь княжил мужественный Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого; он сделал отчаянную вылазку, был тяжело ранен и едва спасен своей дружиной от плена. Тщетно гонцы Владимира звали скорее на помощь князей, стоявших у Треполя. Святослав также торопил Ростиславичей. Смоленская рать завела распрю с своим князем и начала творить шумные веча; она объявила, что пошла только до Киева и что теперь изнемогла в походе. Давид принужден был воротиться назад. На эту распрю намекает певец «Слова о полку Игореве», говоря: «Стяги Владимира (Мономаха) достались Рюрику и Давиду; но знамена их веют в разные стороны». Наконец Рюрик и другие, соединясь с великим князем, переправились на левый берег Днепра и пошли к Переяславлю. Тогда Половцы оставили осаду этого города; они бросились на Сулу, разорили лежавшие по ней волости и осадили Римов (Ромны). Степные варвары, неукротимые в грабеже и разорении открытых поселений, не были искусны в осаде городов; но на этот раз несчастный случай помог им овладеть Римовым. Когда осажденные столпились на забрале, под их тяжестию обломились из него две городни и упали с людьми прямо на сторону осаждавших. Тогда варвары вломились в город и захватили в плен всех, кто уцелел от меча; спаслись только те, которые убежали в ближние болотистые места и дебри. После того и Кончак ушел в свои степи. Вероятно, на это его нашествие и намекают приведенные выше слова летописца: "Иже снесе Сулу".

Игорь Святославич проживал в плену в ожидании выкупа или обмена. Половцы обращались с ним хорошо, уважая его знатность и мужество, и особенно благодаря поручительству Кончака, который считал его сватом, потому что прочил свою дочь за его сына. К Игорю приставили 20 сторожей; но последние не стесняли князя и даже слушались его приказаний; при нем находились еще пять или шесть собственных слуг и сын его тысяцкого. Ему позволяли даже выезжать по своему желанию и забавляться соколиного охотою. Призван был из Руси и священник для совершения св. службы: Игорь думал, что ему еще долго придется быть в плену. Орда, в которой он находился, кочевала этим летом на берегах Тора, одного из левых притоков Донца. Между Половцами нашелся некто Овлур, который привязался к князю и предложил бежать с ним в Русь. Князь сначала не решался. Но сын тысяцкого и конюший князя уговаривали его воспользоваться предложением; они сообщили Игорю, что Половцы грозят избить пленных князей и всю их дружину. Тогда Игорь решился и послал конюшего сказать Овлуру, чтобы тот ждал его с поводным конем на другой стороне Тора. Время для побега выбрано вечернее. Половецкая стража, напившись своего кумыса, начала играть и веселиться, думая, что князь спит. Но он не спал: усердно помолясь перед иконой, Игорь приподнял заднюю полость шатра и вышел никем незамеченный. Он перебрел реку, сел на коня и в сопровождении Овлура поскакал на родину. Когда кони были загнаны, пришлось пешими пробираться через степь, сохраняя все предосторожности, чтобы укрыться от погони. Спустя одиннадцать дней беглецы добрались до пограничного русского города Донца, откуда Игорь с торжеством поехал в свой Новгород-Северский. Он не замедлил посетить главу своего рода, великого князя Киевского, и поклониться киевским святыням в благодарность за свое освобождение. "Солнце светит на небеси, – восклицает певец "Слова", – Игорь князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, несутся голоса через море до Киева; Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей; в стране радость, в народе веселье". Года через два воротился из плена и сын Игоря Владимир, сопровождаемый дочерью Кончака, с которою и обвенчался. Всеволод Трубчевский и Святослав Рыльский также получили свободу .

После того борьба с степными варварами сделалась еще живее и упорнее. Мы видим почти ежегодные походы на половцев: то старые князья Святослав и Рюрик соединенными силами воюют кочевников, то посылают на них молодых князей или Черных Клобуков с своими воеводами. Русь разоряет половецкие вежи; но и варвары в свою очередь, улучив удобное время, набегают на русские украйны, жгут села и уводят множество пленников. Однако, при всем оживлении, борьба с ними уже не имеет той силы и энергии, как во времена Мономаха или его сына Мстислава. Вся история Святослава Всеволодовича показывает, что это был князь умный и деятельный. Благодаря установившимся на время миру и согласию со главою Ростиславичей, Рюриком, ему удается иногда соединять дружины южно-русских князей для общего дела; но он уже не имел никакого влияния на остальные русские земли. Он не всегда мог внушать единодушие и самим южным князьям. Собственный брат его Ярослав Черниговский как-то неохотно и вяло помогал ему в предприятиях против половцев. Так, по его вине не удался большой зимний поход 1187 года. За глубокими снегами русская рать пошла не прямым путем в степь, а по Днепру; когда она достигла реки Снопорода (Самары), князья узнали, что половецкие вежи и стада находятся недалеко, в какой-то местности, называемой Голубым лесом. Но Ярослав Черниговский вдруг отказался идти далее; напрасно Святослав и Рюрик уговаривали его сделать еще переход не более как в половину дня. Ярослав стоял на своем, отзываясь тем, что большую часть его рати составляет пехота, которая очень утомилась; что и так они зашли далее, чем было предположено. Вследствие этой распри князья ни с чем воротились домой.

Черные Клобуки, необходимые помощники в степных походах как конное войско, не всегда с одинаковым усердием действовали в пользу Руси. Случалось, что иногда русские князья спешат отразить набеги какой-либо хищной орды; а Черные Клобуки тайком известят "своих сватов" половцев, и те вовремя уйдут в степи с награбленною добычею и полоном. Иногда Черные Клобуки просто отказывались идти на ближайшие к ним половецкие роды, с которыми находились в дружественных и родственных отношениях; или, взяв в плен половецкого хана, тайком от русских князей брали с него выкуп и отпускали восвояси. Особенно много зла Русской земле причинил один из их старшин, упомянутый выше Кунтувдый. Летом 1190 года Святослав и Рюрик, пользуясь временным затишьем, предприняли вместе дальние ловы; на лодках они отправились по Днепру, доехали до устья реки Тясьмина и в окрестностях его убили и наловили множество зверей и разной дичи. Весело воротились они домой и долго праздновали удачную охоту. В это время Святослав велел схватить и заключить под стражу Кунтувдыя; Рюрик вступился за него и выпросил ему свободу; Киевский князь отпустил его, взяв клятву в верности. Но мстительный торчин тотчас ушел к Половцам и затем в течение нескольких лет ходил с ними на Русь, жег и грабил пограничные места. Между прочим, он разорил город какого-то Чурная, вероятно, одного из Торкских старшин, может быть, своего соперника и виновника своей опалы. Месть и набеги его прекратились только благодаря Рюрику, который уговорил Кунтувдыя отстать от половцев и дал ему во владение городок Дверень на реке Роси.

Впрочем, Черные Клобуки немало оказали услуг в нашей борьбе с Половцами. Иногда эти полукочевые народцы, такие же жадные к добыче, как и степные варвары, сами просили князей идти с ними в половецкие вежи, чтобы захватить там как можно более коней, скота и челяди. Они преимущественно пользовались тем временем, когда Половцы, оставив свои вежи и стада, совершали набеги в Придунайские страны. Особенно удачны были предприятия Черных Клобуков под начальством Рюрикова сына Ростислава, которому отец дал Торческ, главный город Поросья, или южной Киевской украйны; а здесь обыкновенно сажали самых удалых князей, чтобы оберегать Русскую землю от варваров. Наиболее замечательный поход был совершен им в 1193 году. Зимой этого года он занимался ловами около города Чернобыля, когда к нему явились лучшие люди от Черных Клобуков и просили идти с ними в степь, так как обстоятельства были очень благоприятны. Ростислав охотно согласился и поехал немедленно в Торческ собирать свою дружину. Он даже не счел нужным испрашивать позволение у своего отца Рюрика; последний находился тогда в Овруче и готовился к походу на Литву. Ростислав пригласил идти вместе своего двоюродного брата Мстислава Мстиславича (Удалого), который держал город Треполь. Мстислав охотно согласился. Со своими дружинами и Черными Клобуками они налетели врасплох на половецкие вежи и отполонили множество скота, коней и челяди: Черные Клобуки, очевидно, выбрали самое удобное время для этого набега. Половцы собрались и пошли в погоню, но не посмели вступить в открытый бой. К Рождеству Ростислав воротился в свой Торческ, а отсюда отправился к старшим родичам с "сайгатами", т.е. с подарками из своей добычи: сначала к отцу Рюрику в Овруч, потом к дяде Давиду в Смоленск, а оттуда во Владимир на Клязьме, к тестю своему Всеволоду Юрьевичу.

Около того времени в Суздальской земле уже прекратились смуты, вызванные убиением Боголюбского; Владимирский стол занимал младший его брат Всеволод III, и под его умным, твердым управлением Северная Русь снова получила преобладание над Южною; так что южные князья и сам Киевский принуждены были признать старшинство Всеволода. Таким образом, на Руси существовали уже два великих княжения: одно в Киеве, другое во Владимире Клязьминском. Южные князья спешили породниться с могущественным государем. Суздальским. Между прочим, Рюрик сосватал у него дочь Верхуславу за своего сына Ростислава в 1187 году. Верхуслава имела только восемь лет от роду; но подобное обстоятельство не помешало брачному союзу согласно с обычаями того времени. Всеволод отправил дочь на юг с большою свитою из бояр и их жен, снабдив богатым приданым, состоявшим из золотых и серебряных вещей. Отец с матерью провожали ее три переезда и простились с великими слезами. Венчание молодой четы происходило в Белгороде и совершено епископом белгородским Максимом в "деревянной" церкви св. Апостол. Свадьба была отпразднована на славу; на ней присутствовало до двадцати князей. Рюрик щедро одарил свою юную сноху и, между прочим, отдал ей город Брягин; а провожавших ее бояр отпустил в Суздаль также с большими подарками. Судя по летописи, эта свадьба вообще произвела впечатление на современников и была предметом многих разговоров. Когда Ростислав после помянутого похода на половцев вместе с супругою посетил своего тестя, Всеволод, нежно любивший Верхуславу, целую зиму продержал у себя зятя и дочь, после чего проводил их с великою честию и богатыми дарами.

Между тем набег Ростислава в степь изменил распоряжения его отца. Святослав Киевский прислал сказать Рюрику: "Сын твой затронул Половцев и начал с ним рать, ты хочешь идти в другую сторону, оставив свою землю; нет, иди теперь в Русь и стереги ее". Не забудем, что Русью в те времена называлась преимущественно земля Киевская. Рюрик послушал и с полками своими отправился на южную украйну, отложив свой поход на Литву, которая уже заметно начинала теснить наши западные пределы. Не далее как летом того же 1193 года, т.е. еще до Ростиславова похода, престарелый Святослав пытался заключить прочный мир с половецкими ханами, чтобы отдохнуть от непрерывных тревог. Он и Рюрик съехались в Каневе и послали звать ханов для переговоров о мире. Западные, или "лукоморские", ханы, Итоглый и Акуш, действительно приехали; но восточные, Осолук и Изай, из рода Бурчевичей, расположились на другом берегу Днепра против Канева и отказались переехать реку, приглашая самих князей переправиться на их сторону. Князья отвечали, что ни при дедах, ни при отцах не было такого обычая, чтобы им самим ездить к Половцам. Хотя Лукоморские охотно согласились на мир и Рюрик советовал этим воспользоваться, но так как Бурчевичи упорствовали, то Святослав сказал: "Не могу мириться с одной половиной". И съезд кончился ничем.

Это было последнее деяние Святослава по отношению к степным варварам. Нет сомнения, что, кроме обороны Черниговских и Киевских пределов, у Святослава и всего рода Ольговичей было еще одно побуждение, которое двигало их на упорную борьбу со степью. За этой степью, на берегах Азовского и Черного морей, лежал их родовой удел Тмутараканский, когда-то богатая и торговая область благодаря соседству с греческими городами в Тавриде и с Кавказским краем. Половецкие орды постепенно отторгли эту область от Руси Днепровской и загородили к ней пути ее наследственным князьям. К этой-то Тмутараканской Руси и пытались пробиться внуки Олега Святославича, на что намекает и певец "Слова о полку Игореве". Но все попытки окончились не в пользу русских князей; уже приходилось думать только о защите ближних украйн. А вновь наступившие княжие междоусобия снова дали Половцам возможность не только разорять эти украйны безнаказанно, но и грабить самую столицу Древней Руси.


Летопись по Ипат. списку. О каком живом огне говорится здесь – неизвестно. Достоверно, однако, что в эту эпоху на Востоке, именно у сарацин и турок, существовал какой-то огнеметательный снаряд, который они употребляли в войнах с крестоносцами. Может быть, это было нечто подобное греческому или так наз. мидийскому огню.

Наиболее обстоятельный рассказ о походе, плене и освобождении Игоря Святославича находится в Ипатьевском списке. При изложении события мы заимствовали некоторые черты из поэмы, принадлежащей неизвестному русскому певцу конца XII века, изображающей судьбу того же похода под заглавием Слово о полку Игореве. "Полк" употреблялся тогда в значении воинства, а равно и битвы, войны, рати. Это замечательное поэтическое произведение Древней Руси найдено было в конце XVIII века собирателем отечественных редкостей графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном сборнике и впервые издано в 1800 году. Подлинник его сгорел в Московском пожаре в 1812 г. Это "Слово" породило обширную литературу, состоящую из многочисленных его изданий, толкований и переложений, как прозаических, так и стихотворных. Таковы издания: Палипина 1807 г., Пожарского 1819, Граматина 1823, Сахарова 1839, Головина 1840 и др. Наиболее замечательные издания, снабженные критическими толкованиями, это Дубенского (Русск. Достопамят. Часть 3-я. М. 1844), Тихонравова ("Слово о П. Игореве" – для учащихся. М. 1866) и кн. Вяземского ("Замечания на Слово о П. Игореве". СПб. 1875). Любопытно также несколько объяснений "Слова" у Шевырева в Истории Русск. словесности (Т. I. Ч. 2-я. М. 1846) и Буслаева – "Русская поэзия XI и начала XII века" (Летописи Русской литературы – издание проф. Тихонравова. Т. I.M. 1859), в особенности объяснения Е.В. Барсова (несколько томов). Из поэтических переложений укажу на труд Майкова (в 3-й части собрания его стихотворений).

Относительно реки Каялы, на берегах которой происходила битва, по "Слову о П. Игореве" и по Ипатьевскому списку, в настоящее время трудно определить, какая это именно река. Карамзин считал ее Кагальником, который впадает в Дон с правой стороны, повыше Донца. Но это пока гадательное предположение. По некоторым обстоятельствам можно думать, что главная битва происходила где-то ближе к Азовскому морю, или к Лукоморью, как его в летописи называют Северские князья. Некоторые ученые отождествляли Каялу с Калмиусом, впадающим в Азовское море (Бутков, Аристов), другие – с Тором. (Труды 3-го Археолог. Съезда).

В X в. половцы (кимаки, кипчаки, куманы) кочевали от Иртыша до Каспия. С началом Сельджукского движения их орды двинулись, вслед за гузами-торками, на запад. В XI в. в Причерноморье половцы консолидировали орды болгар, ушедших с Волги, печенегов и торков в подвластные им союзы, освоили земли, ставшие Половецкой степью – Дешт-и-кипчак.

Живших по Днепру половцев принято подразделять на два объединения – левобережное и правобережное. Оба они состояли из разрозненных самостоятельных орд, имевших свою территорию кочевания. Во главе орды стоял правящий род – курень. В роду выделялась семья главного хана (кош). Наибольшим влиянием и властью у них пользовались сильные ханы – военачальники, например Боняк или Шарукан. Половцы совершали набеги на соседей: Русь, Болгарию, Византию. Принимали участие в междоусобицах русских князей.

Половецкое войско обладало традиционной для кочевников тактикой ведения войны – конные удары «лавами», преднамеренное бегство для заманивания противника под удар из засады, а при поражении они «рассыпались» по степи. Половецкие отряды успешно вели боевые действия ночью (1061, 1171, 1185, 1215 гг.). Войско половцев, как правило, состояло из легкой и тяжелой конницы.

Знакомство Руси с половцами впервые произошло в 1055 г. на политическом поприще. Причина – создание в 1054 г. Переяславского княжества и попытка вооруженного изгнания с его территории торков. Заинтересованные в обустройстве торков половцы пришли на Русь с миром и решили проблему их расселения дипломатическим путем.

В 1061 г. половцы совершили первое нашествие на Русь и нанесли поражение князю Всеволоду Ярославичу переяславскому. Нашествие было вызвано новым наступлением Руси на переяславских торков, что нарушило русско-половецкого мирный договор.

В составе русского войска вооруженные формирования половцев принимали участие и как союзники (XI–XIII вв.), и как «федераты» (XII–XIII вв.), то есть проживающие на территории княжества и подчиняющиеся действующим законам этого княжества. Поселенные на территории Руси половцы, торки и др. «замиренные» тюрки назывались «черными клобуками». Натиск половцев на Русь усиливался при смене княжеской власти. Русь была вынуждена укреплять южные порубежья крепостями в Поросье, Посемье и др. регионах. Русско-половецкие взаимоотношения укреплялись и династическими браками. Многие русские князья брали в жены дочерей половецких ханов. Однако угроза половецких набегов на Русь была постоянной.

На набеги Русь отвечала походами в Половецкую степь. Наиболее действенными являлись походы русского войска в 1103, 1107, 1111, 1128, 1152, 1170, 1184–1187, 1190, 1192, 1202 гг. Не раз половцы приходили на Русь поддержать одного из недовольных русских князей. В союзе с русским войском, в 1223 г., половцы потерпели поражение от монголо-татар (Калка). Как самостоятельная политическая сила (Половецкая степь) половцы последний раз напали на Русь: на востоке – в 1219 г. (Рязанское княжество), а на западе – в 1228 и 1235 гг. (Галицкое княжество). После монголо-татарских завоеваний XIII в. часть половцев влилась в монголо-татарские орды, другие осели на Руси, а прочие ушли в Придунавье, Венгрию, Литву, Закавказье и на Ближний Восток.

Поход русского войска на половцев (1103)

В 1103 г. половцы в очередной раз нарушили мир. Великий князь Святополк II Изяславич киевский (8.9.1050–16.4.1113) и князь переяславский Владимир Всеволодович Мономах (1053–19.5.1125) со своими старшими дружинами съехались в Долобск на княжеский съезд – держать совет о походе на половцев. По воле старших князей на Руси для решения ряда внешнеполитических и внутренних задач дружинные войска отдельных земель объединялись под началом великого князя Руси и образовывали общерусское дружинное войско. На Долобском съезде было решено идти в Половецкую степь. В поход были приглашены войска черниговско-северской земли Олега (?–18.8.1115) и Давыда (?–1123) Святославичей. Владимир Мономах со съезда направился в Переяславль собирать свое войско. Святополк II, взяв дружинное войско из Киева, последовал за ним. Кроме указанных князей в поход на половцев они привлекли дружинные войска князя Давыда Святославича новгород-северского, а также князей 8-го поколения: Давыда Всеславича полоцкого (?–1129), Вячеслава Ярополчича удельного владимиро-волынского (?–13.4.1105), Ярополка Владимировича смоленского (?–18.2.1133) и Мстислава Всеволодича городецкого (?–1114). Сославшись на болезнь, в поход не пошел лишь князь Олег Святославич. Таким образом, общерусское войско в походе 1103 г. было сформировано из семи княжеских войск различных регионов Руси. И пошла русская рать в поход. Пройдя ладьями ниже порогов, войска сошли на берег у острова Хортицы. Далее на конях и пешие пошли полем. Через четыре дня подошли к Сутени. Половцы знали о походе Руси и собирали войско. Они решили перебить русских князей и завладеть их городами. Против сражения с Русью был лишь старейший – Урусоба.

Двигаясь навстречу русским войскам, половцы послали во главе авангарда хана Алтунопу. Однако русский авангард подстерег отряд Алтунопы и, окружив, перебил всех воинов. В бою погиб и сам Алтунопа. Это позволило 4 апреля на Сутени русским полкам внезапно встать на пути половцев. Перед лицом русских воинов половцы «растерялись, и страх напал на них, и оцепенели сами, а у коней их не было быстроты в ногах». Как пишет летописец, «обрушилось русское воинство с веселием на конях и пешие на врага». Половцы не выдержали натиск и побежали. В бою и погоне русичи убили 20 полоцких князей: Урусобу, Кочия, Яросланопу, Китанопу, Кунама, Асупа, Куртыка, Ченегрепу, Сурбаря и прочих, а Белдюзя захватили. После победы к Святополку привели Белдюзя. Святополк не взял откуп золотом, серебром, конями и скотом, а передал хана на суд Владимира. За нарушение клятвы Мономах повелел убить хана, и разрубили его на куски. Затем собрались князья-братья, взяли половецкий скот, овец, коней, верблюдов, вежи с добычей и челядью, захватили печенегов и торков с их вежами, «и вернулись на Русь со славою и победою великой».

Поход русского войска на половцев (1111)

После удачного похода Руси на половцев в 1103 г. половцы не отказались от набегов на русские княжества и продолжали терзать русские земли своими опустошительными набегами и в 1106 г. на Киевщине у Заречска, и в 1107 г. у Переяславля и Лубна (половецкие ханы Боняк, Шарукан в Посулье). В 1107 г. в Переяславском княжестве у Лубно войска русских князей Киевского, Переяславского, Черниговского, Смоленского и Новгородского княжеств дали 19 августа достойный отпор противнику, когда в шесть часов дня перешли через р. Сулу и атаковали половцев. Внезапное нападение русских привело половцев в ужас и они «не могли от страха поставить стяга и побежали: одни хватаясь за коней, другие пешком... гнались за ними до Хорола. Убили Таза, Бонякова брата, полонили Сугра и его брата, а Шарукан едва убежал. Половцы бросили свой обоз, который захватили Русские воины...». Однако набеги продолжались.

В 1111 г. «Сдумавше князья Русстие поидоша на Половце», т.е. русские князья вновь имели военный совет и решили организовать новый поход на половцев. Объединенное русское войско на сей раз уже состояло из 11 дружинных войск русских князей Святополка II, Ярослава, Владимира, Святослава, Ярополка и Мстислава Владимировичей, Давыда Святославича, Ростислава Давыдовича, Давыда Игоревича, Всеволода Ольговича, Ярослава Святополчича, т.е. на Половецкую степь двинулась военная мощь Киевского, Переяславского, Черниговских, Новгород-Северских, Новгородского, Смоленского, Владимиро-Волынского и Бужского русских княжеств. Полководцами русского войска в данном походе выступали: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Владимир Всеволдович (князь переяславский); Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом Давыдовичем (удельный черниговский князь); Давыд Игоревич (князь бужский, острожский, черторыйский и дорогобужский); Всеволод Ольгович (Всеволод-Кирилл Ольгович князь черниговский); Святослав Ольгович (князь удельный черниговский); Ярослав Святополчич (Ярослав (Ярославец) – Иван Святополкович, князь владимиро-волынский); Мстислав Владимирович (князь новгородский); Ярополк Владимирович (князь смоленский).

Объединенное русское войско, как правило, на поле брани перед битвой старшим начальником – великим князем, делилось на три части: большой полк – центр, полк правой руки и полк левой руки – фланги. Расстановка сил в походе на половцев была следующая: старший среди равных на Руси князь Святополк II руководил полками большого полка, а Владимир и Давыд, соответственно, полками правой и левой руки. По подчиненности субординация войск князей выглядит следующим образом.

Войско Святополка состояло из трех полков, которые возглавляли: Святополк Изяславич (великий князь киевский); Ярослав Святополчич; Давыд Игоревич.

Войско Владимира состояло из трех полков, которые возглавляли: Владимир Всеволдович (князь переяславский); Мстислав Владимирович; Ярополк Владимирович.

Войско Давыда состояло из трех полков, которые возглавляли: Давыд Святославич (князь черниговский) с сыном Ростиславом; Всеволод Ольгович; Святослав Ольгович.

Во вторую неделю поста русское войско выступило в поход на половцев. В пятую неделю поста подошло к Дону. Во вторник 21 марта, надев защитное вооружение (бронь) и изрядив полки, войска пошли к городу Шарукню, жители которого их гостеприимно встретили. На утро следующего дня (22 марта) войска двинулись к городу Сугробу, жители которого не пожелали подчиниться их воле, и город был сожжен.

Половцы собрали войско и, изрядив свои полки, вышли на битву. Сражение произошло 24 марта на потоке Дегея («на поле салне реце» – в Сальских степях). И победила Русь. Летопись свидетельствует, что после победы на потоке Дегея, на следующей неделе – 27 марта половцы войском в «тысячу тысяч» обступили русские войска и завязали брань лютую. Картина боя рисуется следующим образом. Большой полк Святослава II, состоявший из нескольких полков, первым завязал бой с половецким войском. И когда с обеих сторон было уже много убитых, русское войско предстало перед противником в полной красе – во фланги половцам ударили сводные полки князя Владимира и полки князя Давыда. Следует обратить внимание на то, что русские войска в борьбе с половцами, как правило, ведут сражения вблизи рек. Это связано с тем, что кочевники применяли специфические им способы борьбы с противником. Являясь по типу вооружения и уклада жизни, легкой конницей, их воины старались окружить в степи войско врага и на полном скаку вкруговую вели обстрел противника из луков, завершая начатое дело саблями, пиками, нагайками. Располагая полки вблизи рек, русские воеводы, используя естественную речную преграду, лишали кочевников маневра, а тяжелое защитное вооружение и возможность фланговых ударов по противнику со стороны полков левой и правой руки уже качественно меняли картину битвы.

В итоге похода русские воины «...и взяша все богатство их, и многих их руками яша... в понедельник страстныя недели, и избиено их многое множество». Полным разгромом половецкого войска завершилось сражение на реке Сальнице, что увенчало военным триумфом полувековую борьбу Руси с половцами и вплоть до 1128 г. половцы не совершали крупных набегов.

После этого введения, определив объем своего повествования «от стараго Владимера (т. е. Мономаха) до нынешняго Игоря», поэт сразу же приступает к развертыванию действия, к выступлению Игоря в поход «на землю Половецькую за землю Руськую». Солнечное затмение, случившееся в начале похода, не охладило боевого пыла героя, и неутомимая жажда отведать Дона Великого заставила его пренебречь знамением. «Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своей: „Братие и дружино! Луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти, а всядемъ, братие, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону... Хощу бо, рече, копие приломити конець поля Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону!“» После предложения для «песни» об Игоре двух на выбор запевов в бояновском стиле («О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа плъкы ущекоталъ» ...), идет быстрая смена картин, начинающаяся встречей выступившего в поход Игоря с братом Всеволодом в Путивле и изображением устами Всеволода готовности и удальства Курской дружины: «А мои ти Куряни сведоми къмети (молодцы, воины), подъ трубами повити (пеленаны), подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы (овраги, балки) имъ знаеми, луци у нихъ напряжени, тули (колчаны) отворени, сабли изострени, сами скачють акы серыи влъцы в поле, ищучи себе чти, а князю славы». «Ищучи себе чти, а князю славы» повторяется, как «рефрен», и далее.

Описывается движение русского войска по степи под тенью затмения, а ночью среди зловещих криков зверей и птиц, в том числе и «Дива», крик которого с «връху древа» оповещает окрестные земли от Днепра до Волги, включая поморье, где стоит «Тьмутораканьский блъванъ» (статуя?). Одновременно идет спешное движение половцев к Дону «неготовами дорогами»; «крычатъ телегы полунощы, рци - лебеди роспужени». Вторично изобразив зловещие знамения степи (волки воют, орлы клектом на трупы зовут, «лисици брешутъ на чръленые щиты» русских), поэт восклицает: «О Руская земле! уже за шоломянемъ еси». Шеломя - холм, курган (здесь, вероятно, пограничный); это тоже «рефрен», повторяющийся далее. Долгая ночь, мглистое утро: «Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы».

Первое столкновение с половцами «съ зарания въ пяток» увенчивается победой русских над «погаными полками» и богатой добычей (красавицы-девки, золото, шелковые ткани, драгоценная одежда); ночь после боя с чутким сном и смутной тревогой за будущее: «дремлетъ въ поле Ольгово хороброе гнездо. Далече залетело! Не было оно обиде порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, чръный воронъ, поганый Половчине». На другой день с утра вся природа исполнена мрачных предвестий: надвигаются с моря черные тучи, сверкает синяя молния: роковой бой неизбежен, возврата нет: «О Руская земле! уже за шеломянемъ еси». Вот уже ветры, внуки Стрибога, повеяли с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. На реке Каяле бесчисленные половцы с кликом обступили храброе войско Игоря со всех сторон, а против них поля перегородили червленые русские щиты. Беззаветный героизм русских поэт сосредоточил в образе князя Всеволода: «Ярый тур, Всеволод! Стоишь ты впереди («на борони», в авангарде), брызжешь на воинов стрелами, гремишь по шеломам мечами булатными; куда ты, тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие; рассечены саблями закаленными шлемы аварские тобою, ярый тур Всеволод! Какие раны страшны тому, братья, кто забыл почет и жизнь и город Чернигов, золотой престол отцовский, и своей милой красавицы Глебовны ласку и привет» («своя милыя хоти, красныя Глебовны свычая и обычая»).

Яркая современность вызывает в поэте воспоминания об отдаленном прошлом, о событиях вековой давности: «Были вечи Трояни (Троян, может быть, римский император II в. Траян - завоеватель славянской территории), минула лета Ярославля, были плъци Олговы...» Возникает образ деда современных героев, известного Олега Святославича, который мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял; недаром в Слове он прозван «Гориславличем». Слава его подвигов звенела всюду, всюду росли усобицы, сокращалась человеческая жизнь, погибало благосостояние Даждь-божа внука, т. е. Русского народа, окрик пахарей заглушался карканьем воронов и говором галок, зовущих на трупы. Но и в те времена неслыхано о таком бое, как этот.

Поэт снова возвращается к прерванному изображению битвы на Каяле и завершает его с исключительной экспрессией на фоне героического прошлого: «Съ зараниа до вечера, съ вечера до света летятъ стрелы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копиа харалужныя в поле незнаеме среди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна, тугою (т. е. горем) взыдоша по Руской земли». Звуки боя долетают до самого поэта и вызывают еще на мгновение образы двух братьев-князей: «Что ми шумить, что ми звенить давечя (или далече) рано передъ зорями? Игорь плъкы заворочаетъ, жаль бо ему мила брата Всеволода». Но упорный длительный бой близится к своему роковому концу: на третий день к полдню пали знамена Игоревы. Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы; тут недостало кровавого вина, тут кончили пир храбрые русские, сватов напоили и сами полегли за землю Русскую.

Тяжесть поражения на Каяле поэт ставит в связь с признаками распада прежних феодальных отношений. «Невеселую годину» эту он олицетворяет в образе «Девы-Обиды», которая плеском своих лебединых крыльев «на синемъ море у Дону» будит воспоминание о прошедших счастливых временах. Княжеские усобицы прекратили борьбу с «погаными» за Русскую землю. Князья-братья стали говорить друг другу: «се мое, а то мое же», «про малое - се великое», «а погании съ всехъ странъ прихождаху съ победами на землю Русскую». Но случившееся непоправимо: «О, далече зайде соколъ, птиць бья - к морю. А Игорева храброго плъку не кресити». Последняя фраза и далее служит рефреном. «Карна» и «Жля» (олицетворения горя) пронеслись по Русской земле; русские женщины причитают по своим милым «ладам». «А въстона бо, братие, Киевъ тугою, а Черниговъ напастьми», печаль разлилась по земле Русской, разрушаемой княжескими крамолами и набегами половцев.

Всеобщее уныние и горе тем сильнее, что еще недавно Русь торжествовала над половцами. Припоминается прошлогодняя блестящая победа великого князя Святослава Киевского, который самого хана «Кобяка изъ луку моря отъ железныхъ великихъ плъковъ Половецкихъ яко вихръ выторже». Контраст этой победы еще более усугубляет тяжесть и позор поражения Игоря. Все страны осуждают его, сам он из князя превратился в пленника-раба: «Ту Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево. Уныша бо градомъ забралы, а веселие пониче».

На этом заканчивается первый отдел Слова - о походе Игоря и его последствиях. Второй отдел посвящен Великому Святославу. Теперь выдвигается на первый план образ сюзерена княжеской Руси, блюстителя Русской земли, который и способствует развертыванию сказа. В личности великого князя Святослава поэт сосредоточивает свои гражданские помыслы о благе родной земли, вызванные впечатлением от разгрома Игоря.