Безударные гласные в корне слова проверяемые лица. Правописание безударных гласных в корне. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

    Чтобы быстро проверить безударную гласную в корне слова, нужно найти к этому слову однокоренные слова. Проверочным будет такое слово, которое в корне имеет ударение на нужной букве. Вот, например, жара (корень жар) можно проверить словом жарко (А под ударением). Еще примеры: работа (раб), ломать (лом), дела (дело). Так же нужно навсегда запомнить сочетания букв: -оро-, -оло- (мороз, молоко) - вот эти сочетания в корне всегда пишутся неизменно. Есть еще слова с никак не проверяемой гласной, их ничем проверить нельзя к сожалению. Нужно просто их запомнить: заяц, нора, собака, медведь, пора, камыш и другие.

    Безударная гласная в корне слова проверяется только одним способом по правилам русского языка - нужно подобрать однокоренное слово к этому проверяемому слову, чтобы эта гласная(которая вызывает сомнение) оказалась под ударением. Например: говорить (можно проверить словом говор, разговор), сады, садовые (сад, садик).

    Существует два способа проверки безударного гласного:1) подбор родственного слова, в котором искомый звук будет под ударением

    кора--кОрка

    уважаемый--увАжить

    управление--прАвый

    2) изменение ФОРМЫ этого же слова так, чтобы гласный был под ударением:

    гора--гОры

    угасать--угАснет

    платить--плАтит

    Безударную гласную, если она, конечно, является проверяемой, можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта безударная гласная будет стоять под ударением (например, летит - полт). Либо можно изменить форму самого слова (на уменьшительно-ласкательную, например, как в паре тропА - трОпка)

    Можно проверить:

    • ударением в однокоренном слове на ту же гласную;
    • буквой, которой будет идти за корнем (рос-раст-ращ) и (скоч-скак), например растИ или выскоЧу. Есть исключения у этого правила;
    • сюда же можно отнести остальные чередующиеся гласные в корне (правило);
  • Для этого нужно найти к этому слову однокоренное слово или несколько слов для уверености, где эта буква в корне будет находится под ударением. К большинстве слов это можно подобрать, все остальные случаи по словарю.

    Для того чтобы проверить безударную гласную в корне слова, сначала нужно найти к этому слову однокоренное слово либо несколько слов и проверить.. например: Летит - Полет, если что не понятно то обратитесь в вашему учителю по русскому языку. Удачи!

    Нужно подобрать однокоренное слово, где ударение будет приходиться на эту безударную гласную. Чтоб подобрать проверочное слово необходимо пополнять словарный запас, а этого можно добиться только чтением. Не все слова можно проверить, есть правила и есть исключения, а также непроверяемые слова можно найти в орфографическом словаре.

    Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо найти к нему однокоренные слова. Проверочным будет то слово, в корне которого стоит ударение на нужной букве.Например, горА (корень гор) можно проверить словом гОрный. Так же нужно запомнить сочетания букв: оро, оло (мороз, молоко) - эти сочетания в корне пишутся неизменно. Hye и есть слова с непроверяемой гласной. Которые ничем проверить нельзя. Нужно просто запомнить: заяц, капуста, собака, медведь.

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.


Проверяемые безударные гласные

В безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова:
закалить (закалка) - заколоть (заколка), запевать (запеть) - запивать (запить).
Примечание 1. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокоренных словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды).

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю: абориген, обаяние, вентиляция, интеллигент, мегера, винегрет.
Слова ноль и нуль: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах - написание только у: свести к нулю. Производные слова образуются от основы нул- : нулевой цикл.
Только с о пишется: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания.

Чередующиеся гласные

Написание чередующихся в корнях гласных и - е, а - о, им - а(я), ин - а(я) может зависеть от: 1) ударения; 2) качества согласной, перед которой находится гласная в корне; 3) суффикса, следующего за корнем; 4) значения корней.
Ударением определяется написание гласных в следующих корнях:
-гар- - -гор- - под ударением пишется а: загар; без ударения - о: загорелый (Исключения: выгарки, изгарь, пригарь).
-зар- - -зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зорька; без ударения - а: заря, зарница, озарять (Исключение: зоревать).
-клан- - -клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения - о: поклониться, склониться;
-твар- - -твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения - о: творить, претворять, затворить (Исключение: утварь);
-плав- - -плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.

Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:
-кас- - -кос(н)- - перед н пишется о: коснуться, прикосновение: в остальных случаях - а: касаться, касательная;
-лаг- - -лож- - перед г пишется а: полагать, предлагать; перед ж пишется о: изложить, предложить, положить (Исключение: полог);
-рост- - -ращ- - -рос- - в безударном положении пишется а только перед следующими ст и щ: выращенный, возраст; в остальных случаях - о: выросла, водоросли (Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, прорость, заросток, и производные от них)
-скач- - -скоч- - без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.

От следующего за корнем суффикса зависит написание корней:
-бир- - -бер-, -дир- - -дер-, -мир- - -мер-, -пир- - -пер-, -тир- - -тер-, -блист- - -блест-, -жиг- - -жег-, -стил- - -стел-, -чит- - -чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а- ; в остальных случаях пишется е: прибирать - приберу; стирать - стереть - вытереть; блистать - блестеть, блесна, блеснуть (Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чёт-);
в чередующихся корнях им - а(я), ин - а(я) пишутся сочетания им, ин, если за корнем следует суффикс -а-: сжимать - сжать, отнимать - отнять.

По значению различается написание корней:
-мок-(-моч-) - -мак- - в словах со значением пропускать жидкость пишется корень -мок-(-моч-): непромокаемый плащ; в словах со значением погружать в жидкость пишется корень -мак-: макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;
-равн- - -ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, подровнять челку (Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень).
Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в обороте «сровнять с землей пишется» о.

Лекция, реферат. Правописание безударных гласных проверяемых, непроверяемых, чередующихся - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.

Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.

Теоретическая информация в помощь выпускнику

Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.

Важно знать

Существует несколько основных способов проверки таких букв:

  1. Замена формы слова:
    • числа существительного (например, нора – норы);
    • падежа существительного (например, вода – воду);
    • рода у глаголов прошедшего времени (например, подмела – подмел);
    • времени глагола (колол – колет).
  2. Подбор непроизводной основы такой же части речи. Например, полковник – полк.
  3. Создание краткой формы прилагательного. Например, молодой – молод.
  4. Подбор однокоренного слова другой части речи. Например, соединение – единый.

Несколько нюансов, которые стоит учитывать

  • В качестве исключения из правил можно отметить существительные с чередующимися гласными в корне, а также глагольные корни, которые невозможно проверить, используя форму несовершенного вида. Например, заря – зорька; говорить – приговаривать.
  • Ряд слов иностранного происхождения невозможно проверить путем подбора однокоренных понятий. Особенно это касается тех случаев, когда спорная гласная находится в составе суффиксов разного происхождения. Например, абонемент – абонировать, аккомпанемент – аккомпанировать.
  • При выборе корректного варианта написания безударных гласных в словах, имеющих одинаковое звучание, следует учитывать их значение. Например, поседеть (стать седым) – посидеть (присесть на скамью).

Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».

С образовательным порталом «Школково» вы сможете полноценно подготовиться к аттестационному тестированию!

Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.

Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.

Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».

Уже ознакомились с примерами заданий