Какой будет школа будущего?

школа

В полутора десятках американских школ проходит тестирование новая учебная программа — Teach to One. В ее основе — виртуальные ассистенты с искусственным интеллектом, управляемые с помощью компьютерных алгоритмов.

Экспериментальный класс в школах как правило размещается в большом зале, рассчитанном примерно на сто человек. Ученики поделены на группы, в каждой из которой занимается по десять человек. Большинство ребят занимаются самостоятельно, другие — с учителем.

На столе у каждого ребенка стоит ноутбук с электронным ассистентом. Этот ассистент дает задание (например, как правильно произнести многозначное число) и моментально проверяет правильность ответа. Если ученик ошибся, ассистент помогает ему найти правильный ответ.

школа

В конце занятия ученики проходят проверочный тест, с помощью которого компьютер определяет, насколько глубоко каждый из них освоил новые знания. Оценки он не ставит, задача теста иная. После обработки и подсчета числа верных и неверных ответов, компьютер перераспределяет учеников по группам таким образом, чтобы те, кто медленно усваивает предмет, не замедляли обучение тех, кому знания дались легко. Если ученик на каком-то этапе обучения перестал справляться с заданиями, алгоритм определит его в другую группу. Помимо прочего, такая система позволяет снизить психологический стресс: ученики не комплексуют из-за своей успеваемости, и в группах не выделяются ни отстающие, ни заучки.

Учителя признаются, что программа Teach to One вовсе не облегчила им работу: теперь у них нет четкого плана обучения с каждой группой, а к занятиям приходится готовиться заранее и более тщательно, чем раньше. С точки зрения учеников, такая система обучения проще классической, однако специалисты считают, что она подходит только для точных предметов, когда учащийся может выбрать из нескольких вариантов ответа абсолютно правильный. В то же время, она абсолютна непригодна и даже вредна при обучении предметам, в которых требуется критическое или творческое мышление: ученик загоняется в рамки, которые ему ставит компьютерный алгоритм. У создателей Teach to One на этот счет другое мнение, они уверены, что эта программа со временем способна совершенствоваться — чем больше учеников занимаются с ней, тем универсальнее она становится.

По результатам недавнего исследования, в школах, где применяется Teach to One, ученики в среднем учатся лучше, чем в обычных школах. Одно из преимуществ программы — знания, которые в ней преподаются, не привязаны к конкретному году обучения. Если ученик отстает, она может назначить ему задания за предыдущие несколько классов, а если опережает — начнет давать задачи, к которым в обычной школе приступили бы только через год или два.

Учителей эта программа заменить неспособна — они нужны для индивидуальной работы с учениками, поддержания дисциплины, раздачи дополнительных заданий и помощи детям по разным вопросам.