Пастернак — между жизнью и смертью. «Зимняя ночь» Б. Пастернак — между жизнью и смертью Метет во все пределы

Со стуком на пол

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Б. Пастернак "Зимняя ночь"

Перевод текста песни и падали два башмачка - со стуком на пол

Blizzards were blowing across the land
In all the pieces.
A candle was burning.

Like a swarm of summer midges
Flies to the flame,
The flakes flew from the yard
To the window frame.

The Blizzard sculptured on the glass
Circles and arrows.
A candle burned on the table,
A candle was burning.

On the illumined ceiling
Lay down the shade,
Crossed arms, crossed legs,
A cross of fate.

And fell down two Shoe
With a thud on the floor.
And wax tears with a lamp
The dress was dripping.

And all was lost in snowy mist
Gray and white.
A candle burned on the table,
A candle was burning.

The candle on the barrel from the corner,
And the heat of temptation
Raised as an angel, two wings
Phillips.

Melo entire month in February
And
A candle burned on the table,
A candle was burning.

Boris Pasternak, "Winter night"

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

1. Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
2. Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
3. Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
4. На озаренный потолок
Ложились тени,

Судьбы скрещенья.
5. И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
6.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
7. На свечку дуло из угла,
И жар соблазна

Крестообразно.
8. Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

С южетно-мотивная структура стихотворения «Зимняя ночь» довольно проста. В первых трех строфах намечается и закрепляется стержневая оппозиция «метель-свеча ». В сюжете, порождаемом противостоянием этих контекстуальных антонимов, доминирует не событийный (предметно-ситуативный), а суггестивный (ассоциативно-символический) план. 1‑й и 2‑й стих 1-й строфы - поэтическое обобщение, превращающее реальную февральскую метель в символ всеобъемлющей зимней стихии:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы…

Троп 2‑й строфы - несколько неожиданное в данном контексте ассоциативно-метафорическое уподобление снега (метельных «хлопьев») летней «мошкаре»:

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Но «летнее» сравнение неожиданно лишь на первый взгляд. В содержательном плане это «нисходящая» метафора. Кажущаяся абсолютной и вечной власть метели (=холода/смерти/зла) в действительности не абсолютна и совсем не вечна: в конце концов ее уничтожит противостоящий ей огонь (=тепло/жизнь/добро). Те знаки, которые просматриваются в морозных узорах («Метель лепила на стекле / Кружки и стрелы…» - 3‑я строфа), по-видимому, восходят к архетипической символике солнечного света и в силу этого могут рассматриваться как предзнаменования грядущего поражения метели, т. е. как своеобразный иконический парафраз ветхозаветного «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» - пророческих слов, «исчисливших» царство Валтасара и установивших предел его царствованию (Дан., 5: 5-28).

Начиная со следующей, 4‑й строфы (и до конца стихотворения) внимание «лирического автора» будет поочередно фокусироваться на происходящем в комнате (посредством ряда предметных ассоциаций), а затем вновь устремляться в безграничное метельное пространство:

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Огонь (пламя) свечи порождает «скрещенья» теней/судьбы. Без сомнения, этот образ-символ следует считать стержневым. В 7‑й строфе он вариативно трансформируется в «жар соблазна», в свою очередь, уподобляемый ангелу, фигура которого (с поднятыми крыльями) напоминает очертания креста:

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела (IV, 533-534).

Крест (корень слов «скрещенье» и «крестообразно») возникает здесь не случайно - он замыкает сюжеторазвертывающую ассоциативно-метафорическую цепь:

«Скрещенье судеб» героя и героини - это их крест, т. е. судьба в высоком, трагическом ее осмыслении. А. Лилеева совершенно справедливо замечает в этой связи: «В христианской традиции крест - символ страдания и святости. Это позволяет выделить в словах “скрещенье”, “крестообразно” не только сему физической близости мужчины и женщины, но и скрытую сему святости . Любовь, страсть в стихотворении Пастернака - это не только скрещенье тел и судеб, но и страдание, которое приносит искупление и спасение» .

Лилеева А. Г. Поэзия и проза в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»… С. 33.

И. Смирнов не без оснований полагает, что Клинцов-Погорев­ших - не только «карикатура на анархиста», но и «автошарж»: изображая его, «Пастернак рассчитывался и со своим анархофутуристическим прошлым». «В этом освещении глухонемота Погоревших может быть сопряжена <…> с отсутствием абсолютного слуха у Пастернака», послужившего причиной краха «его композиторской карьеры». См.: Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». С. 146, 147, 148 и след.

У Вас бывает такое, когда подсознание выдает какую-то мелодию, и она сопровождает Вас весь день. Что это? Какой-то символ, подсказка свыше через подсознание? Или крик души, вырвавшийся через память и подсознание наружу? Не знаю. Но в эти предновогодние дни меня тянет на музыку и стихи. Вот уже два дня я просыпаюсь с мелодией стиха «Зимняя ночь». Помните у Бориса Пастернак в романе «Доктор Живаго»?

Когда в окне комнаты в Камергерском переулке Живаго увидел свечу и « с этого увиденного снаружи пламени…проникавшего на улицу почти с сознательностью взгляда » и пробудились в душе стихи. И происходило это, если мне не изменяет память, в Рождественскую ночь 1907 года. И вот через 100 с лишним лет, почти в такое же время, через какие-то неведомые мне нити это настроение, через божественную музыку стиха передалось мне. Я встаю. На улице еще темень. Беру книгу и начинаю читать…

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Правда ведь, стиха!

А теперь, послушайте и посмотрите два видеоролика и у Вас окончательно останутся в сердце и памяти, как у меня .

Правда ведь красиво!

А Вы читали этот потрясающий роман? Я его давно читал, но до сих пор перед глазами стоят события тех лет и образы героев романа. То, что это произведение меня потрясло – сказать мало. Оно меня шокировало своей правдой о той эпохе и о том поколении, которому пришлось все это пережить. Если Вы не читали, обязательно почитайте. Получите массу впечатлений. Кстати за этот роман Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе 1958 года, от которой его принудили отказаться и 32 года роман не печатался в Советском Союзе. Снято два сериала. Один Российский, другой, кажется, сняли американцы. Оба я посмотрел с удовольствием, но Российский – ближе сердцу.

Вот с такими чувствами и настроением я встретил сегодняшнее утро.

А Вам понравилось стихотворение Пастернак «Зимняя ночь »? Но чаще оно запоминается, как стихотворение Пастернак Свеча горела на столе .

Доброго Вам дня.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение «Зимняя ночь» является одним из самых известных произведений Б. Пастернака и больше известно по первой строке «Мело, мело по всей земле…».

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящён О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей – 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью. Теперь их взаимоотношения лишь часть истории, но свеча, зажжённая силой любви поэта, горит назло всем февральским метелям.

Это стихотворение любимо и узнаваемо ещё и потому, что оно неоднократно ложилось на музыку. Это неудивительно, поскольку произведение обладает неповторимой музыкальностью. Недаром утверждала М. Цветаева, восхищённая талантом Пастернака, что он пришёл из музыки. Пастернак принёс в поэзию «всю несказанность», читая его стихи, идёшь «ощупью, наугад».

Музыкальность стихотворению придают повторяющиеся рефреном строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». В звуковой оболочке произведения можно выделить аллитерация на сонорные согласные [м] и [л], которые придают стихотворению дополнительную напевность и мелодичность.

Музыкальность стихотворению придаёт и его размер – четырёхстопный ямб, чередующийся с двустопным. Такая форма отражает и особенности ключевого образа стихотворения – свечи. Строки стиха, подобно пламени свечи колеблются на бумаге и создают иллюзию движения.

Особенно нужно отметить особенности рифмовки. Она перекрёстная, и таким образом, уже на звуковом и структурном уровне стихотворения, даёт о себе знать мотив креста, скрещение судеб. Немаловажно и то, что мы имеем дело со скрещением мужской и женской рифмы. Данное совпадение отнюдь не случайно. Автор показывает воссоединение героев, пересечение их судеб не только в сюжете стихотворения, но и в его структуре.

Однако, если мы перейдём непосредственно к лексической составляющей стихотворения, то обратим внимание на то, что автор ни разу не упоминает в буквальном смысле двух главных героев. Он как бы говорит ни о чём и обо всём одновременно. Картину происходящего мы понимаем по намёкам: тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали два башмачка, воск на платье капал.

Что же происходит с двумя людьми, затерявшимися во мраке ночи: это грех или это Божья благодать. Б. Пастернак даёт однозначный ответ. Обратимся к четвёртой строфе.

Вопреки законам физики тени ложатся не на пол, как мы привыкли, а на потолок, причём этот потолок озарённый. Таким образом, получается, что две тени устремляются к небесам, освещённым некой Божьей благодатью. Любовь рождается в грехе, на это указывают и звук падения башмачков, и плач ночника, и непонятное дуновение на свечку из угла, и жар соблазна. Но этот жар соблазна всё равно, что ангел, который берёт под крыло влюблённых даёт им крылья и позволяет оторваться от грешной земли к взлететь к озарённому потолку.

Именно в этих четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.

Очевидно, что в произведении присутствуют два ведущих образа: образ свечи и образ метели, по сути, они являются антиподами друг друга и создают два параллельных, не похожих друг на друга мира.

Стихотворение начинается образом метели. Даётся её пространственная характеристика: она повсеместна, поле её деятельности – вся вселенная. Всё теряется в снежной мгле – на улице темно, непроглядно и морозно. Метель лепит свои узоры на оконном стекле, а значит она вне дома, за его пределами.

Мир свечи предельно мал – это всего лишь стол, свеча находится где-то внутри дома, по другой стороне оконной рамы. Свеча несёт тепло («И жар соблазна//Вздымал, как ангел, два крыла//Крестообразно»).

Попробуем пойти в анализе стихотворения идти вслед за автором.

В первой строфе абсолютная антитеза: с одной стороны «Мело, мело по всей земле во все пределы», а с другой – «Свеча горела на столе, свеча горела».

Во второй строфе обстановка меняется. Появляется некий центр – огонь свечи, - на который «как летом роем мошкара, летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме». И читатель вместе со снегом начинает стремиться к этому центру.

Третья строфа: «Метель лепила на стекле кружки и стрелы». И мы как бы вместе с метелью заглядываем в окошко и наблюдаем происходящее.

Стоит обратить внимание на то, какие фигуры лепит метель на стекле: кружки и стрелы. Какие ассоциации возникают.

Кружки как обручальные кольца – символ единения двух влюблённых в единое целое. Однако метель рисует не только кружки, но и стрелы, и в биологии существует знак, обозначающий воссоединение мужчины и женщины.

А дальше – «на свечку дуло из угла» - метель проникает в помещения, это она помогает ещё ярче разгореться жару соблазна. Таким образом, она становится соучастницей всего происходящего. Это мнение подтверждается в последней строфе:

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Во-первых, в стихотворении из 8 союзов нет ни одного противительного, более того, все восемь представлены сочинительным союзом и (если мы заменим: «Но падали два башмачка// Со стуком на пол,// А воск слезами с ночника// На платье капал» - содержание кардинально изменится). И выражение «то и дело» возводит сочетание данных явлений в закономерность. Ведь если, действие перенесётся в дождливый осенний вечер и освещённую электричеством комнату, то исчезнет романтический ореол, раствориться в небытие святость зимней ночи.

Иными словами, два полюса пересекаются: метель и пламя, холод и тепло, мужчина и женщина. Мотив креста, перекрещения вновь даёт о себе знать.

Таким образом, стихотворение «Зимняя ночь» - это стихотворение о необыкновенном единении мужчины и женщины, человека и природы, то единение, которое сложно передать в прозе, и которое так неуловимо, но так полно выражено в небольшом стихотворении.