Важное достижение древнеегипетского искусства. Достижения древнего египта. Архитектурные памятники Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация существовала на Земле более 3 тыс. лет. За этот огромный временной интервал были выработаны определённый жизненный уклад, быт, традиции и нравы. Последние 200 лет учёные всё это тщательно изучали, основываясь на археологических раскопках, архитектурных сооружениях, настенных рисунках в гробницах и храмах, а также на сохранившихся рукописных документах и надписях на камнях.

На сегодняшний день достижения Древнего Египта представляют собой довольно полную картину. О древней цивилизации, существовавшей на берегах Нила, известно много, несмотря на длительный период времени, отделяющий современных людей от той далёкой эпохи.

Древние египтяне относились к людям европеоидного типа. Кожа у них была смуглая, ведь вся их жизнь проходила под знойным африканским солнцем. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. В городах приоритетное положение занимали различные ремёсла. Важнейшим же из них было бальзамирование или мумификация.

Самые высококлассные бальзамировщики готовили в иной мир фараонов и высокопоставленных вельмож. Весь процесс мумификации занимал по времени 2 месяца. Тело усопшего пропитывали специальными составами и высушивали с помощью кристаллической соды. Затем плотно обматывали широкими полосками льняной ткани. Ткань предварительно вымачивали в гипсе, чтобы она затвердела. Спеленатую таким образом мумию клали в маленький саркофаг, а тот, в свою очередь, в большой.

Мумификация тела усопшего

Большим мастерством обладали египетские скульпторы и художники. Они изготавливали скульптурные портреты, статуэтки, настенные рисунки. При этом пользовались примитивными орудиями труда, но их творения отличались невероятным мастерством и совершенством и прекрасно характеризуют достижения Древнего Египта.

В долине Нила также почитались мастера гончарного и ювелирного дела. Последние изготавливали ожерелья, браслеты, другие украшения. Большая их часть делалась из золота. Добывали его на золотых рудниках, находящихся между 1-м и 5-м порогами Нила.

Пользовались уважением в стране и обувщики. Но обувь не отличалась разнообразием. Люди в основном носили сандалии, изготовленные из кожи. При этом многие египтяне вообще предпочитали ходить босиком с учётом тёплого климата.

Фараон Тутанхамон и его жена Анхесенамон

Хорошо было развито в долине Нила и ткацкое производство. Из льна делались как грубые, так и тонкие ткани. Ткань также шла на изготовление парусов для кораблей. А судоходство имело очень большое значение для развития торговли с отдалёнными регионами и другими странами. Примечательным было то, что корабли не имели палуб, и товары лежали прямо под открытым небом.

Торговля была меновой. В другие страны купцы везли зерно, драгоценности, вино, а взамен привозили строительный лес. Дерева в Древнем Египте не было, поэтому оно ценилось наравне с золотом. Хотя в стране не было денег, но мерило стоимости товаров существовало. Это был дебен , который соответствовал 90 граммам серебра. Серебро, кстати, в глазах египтян нечем не уступало золоту.

Письменность

Важнейшим достижением Древнего Египта являлась письменность. Была она иероглифической. Иными словами, в ней использовались идеограммы или рисунки, обозначавшие целые слова. К примеру, рисунок птицы означал слово "птица". Правда, в таком виде письма имелись и недостатки. С птицами и другими животными всё понятно, а вот как изобразить, например, слово "важно". С этим древние египтяне справлялись, используя уточняющие значки, а впоследствии перешли на слоговое, а затем и буквенное письмо.

Тексты наносили на папирус, пользуясь для этого тростниковыми перьями и специальными чернилами. Писцы, являвшиеся государственными служащими, практиковали скоропись. Представляла она собой упрощенные иероглифы.

Для цифр были придуманы свои значки для 1, 10 и 100. А вот для 0 и цифр от 2 до 9 никаких значков не было. Чтобы изобразить, к примеру, число 275, ставилось два значка 100, семь значков 10 и 5 значков 1.

Грамотными в стране в обязательном порядке были знатные вельможи, жрецы и писцы. Остальное население обучалось грамоте, если могло позволить себе такую роскошь. Занятия проходили в школах при храмах, а учителями являлись жрецы или писцы. Обучение грамоте считалось сложной наукой, ведь нужно было выучить наизусть сотни иероглифов. В курс обучения входили также математика и геометрия. С их помощью измерялись объёмы и площади. Поэтому математические науки нужно было знать и строителям и торговцам.

Сельское хозяйство

Сельским хозяйством занималось большинство египтян. Люди выращивали зерновые культуры и разводили скот. Земля была плодородной и давала хорошие урожаи ячменя и пшеницы. На ней также росли овощи, фрукты. Скотина давала молоко и мясо. Из птиц разводили уток и голубей. А вот куриц жители долины Нила не знали.

Природной особенностью были разливы Нила. Река выходила из берегов и затапливала поля. На этот период сельчан обязывали работать на строительстве пирамид, дворцов и храмов. Когда вода спадала, крестьяне опять возвращались к своей сельскохозяйственной деятельности.

Жрецы

Жрецы в Древнем Египте составляли привилегированную прослойку населения. С их мнением считались не только государственные чиновники, но и фараоны. Жречество владело многими знаниями. Не последнее место в них занимала астрономия. Жрецы, ориентируясь по движению звёзд, предсказывали лунные и солнечные затмения, что по тем временам вызывало у людей суеверный ужас. Именно жречество изобрело календарь. В нём было 365 дней, которые делились на 3 сезона по 4 месяца в каждом.

Жрецам нельзя отказать и в знаниях медицины. Впоследствии многие древнеегипетские лечебные рецепты взяли на вооружение древние греки. Служители богов хорошо знали химию. Именно они готовили специальные растворы, которыми затем пропитывались тела усопших и превращались в мумии.

Жилищами жрецам служили храмы. Они являлись одной из важнейших частей городской архитектуры. Храмы представляли собой целые комплексы, в которые входили помещения для исполнения обрядов, жилые комнаты, хранилища зерна, мастерские, столовые для приёма пищи и залы для занятий. Представляли они собой изолированный мир, который был доступен только жреца.

Быт древних египтян

Древние египтяне большое значение предавали чревоугодию, что нельзя отнести к достижениям Древнего Египта. Богатые люди регулярно устраивали пиры. На них столы ломились от разнообразных яств, а вино лилось рекой. Перед началом каждого пира обязательно возносилась хвала Амону, затем все рассаживались за стол. При этом садились как мужчины, так и женщины, но только по разные стороны пиршеского стола.

Такие пиршества никогда не обходились без танцев и музыки. В богатых домах были танцовщицы, услаждавшие своим мастерством гостей. Танцы сопровождались музыкой. Именно в долине Нила были придуманы такие струнные и духовые инструменты как флейта и арфа. Это настоящие достижения Древнего Египта, ведь эти музыкальные изобретения дожили до наших дней.

Флейта и арфа были придуманы древними египтянами

Бедные слои населения жили в заботах и трудах. Однако, судя по раскопкам, уровень жизни простых египтян нельзя назвать низким. По современным меркам он был высоким. Особенно хорошо жили те, кто был занят на строительстве пирамид.

Обычное стандартное жилище строилось из необожжённых кирпичей и состояло из 4-х комнат. Первая комната посвящалась богам. В ней стояло подобие алтаря и находились изображения богов. Далее шла вторая комната. Для семьи она служила гостиной. Из неё можно было попасть ещё в две комнаты. Одна из них видимо выполняла функции спальни, а другая представляла собой кладовую.

Во многих домах были подвалы для хранения продуктов. Перед домом имелся двор. В нём семья принимала пищу. Здесь же находилась печка для приготовления блюд и хранилась посуда. В таких домах жили рядовые, не облечённые властью египтяне. Думается, что никаких жилищных проблем и квартирных вопросов в Древнем Египте не было, а поэтому данная сторона быта людей испортить не могла.

Дом и двор зажиточного египтянина

Древние египтяне знали толк в хорошей еде. Все слои населения ели уток, гусей, рыбу, мясо, фрукты, овощи, пили вино. Всё это потреблялось в изобилии, так как страна была богата и скотом, и урожаями. Хлеб в виде лепёшек выпекали в глиняных печах. Делали его из ячменя или пшеницы.

Ели из тарелок, но при этом не пользовались ни ножами, ни ложками, ни вилками. Несмотря на все достижения Древнего Египта, эти простые и нужные приспособления египтянами изобретены не были. А скорее всего, жители долины Нила просто не испытывали в этом необходимости, ведь пальцы во все века являлись универсальным инструментом.

Вино готовили в специальных больших емкостях. В них ногами мяли и давили виноград. Получившийся сок фильтровали и сливали в глиняные сосуды. Перебродивший сок превращался в вино. Готовился также напиток из ячменя, напоминающий по своему качеству пиво. Его пили в любое время, чтобы утолить жажду. Даже на работу в поле брали с собой этот ячменный напиток.

Богатые и знатные мужчины имели много жён. А у фараонов они исчислялись сотнями. Но среди жён владык существовала жёсткая иерархия. Во главе всех стояла старшая жена. Именно она отвечала за хозяйство. Сама, естественно, не работало, а следила за тем, чтобы в доме поддерживался порядок. Каждая жена имела слуг, которые помогали ей одеваться, делать причёску, прихорашиваться.

Полного равноправия у жён с мужьями не было. На это указывает хотя бы тот факт, что за измену муж не подвергался никакому наказанию, а неверную жену бросали на съедение нильским крокодилам. Данный закон был широко распространён в долине Нила и практиковался тысячелетиями. Так что огромные зубастые рептилии на протяжении многих веков никогда не оставались голодными.

Досуг богатой египетской семьи

Строительство пирамид

Строительство величественных конструкций началось в XXVIII веке до н. э., а закончилось в XVII веке до н. э. То есть их возводили более 1000 лет. На сегодняшний день известно около 100 пирамид. Все они находятся на левом берегу Нила и прекрасно характеризуют ту далёкую эпоху, которая известна современным людям как древнеегипетская цивилизация.

1. Разработали солнечный календарь. Они использовали этот календарь для определения срока разлива реки Нил. Эти разливы совпадали с восходом Сириуса. Год делили на 3 сезона, по 4 месяца, в месяце было 30 дней, которые делились на декады. И каждая декада посвящалась определенному созвездию.

2. Разработали солнечные и водяные часы (Известно в период нового царства) Египтяне делили сутки на 24 часа. Но, не смотря на появление часов важнейшим признаком мировоззрения, египтян всегда будет такая категория как категория вечность.

3. Карты неба. Египтяне сгруппировали звезды в созвездия и активно наблюдали за ними.

4. Открытия в области математики. Ввели десятитысячную систему счета, они оперировали простыми дробями. Они могли вычислять длину окружности, площадь поверхности шара, они знали арифметическую прогрессию и т.д.

5. В области анатомии и медицины. Разработка процесса бальзамирования тела умершего, открыли связь между поражением мозга и параличом конечностей, они использовали основы химических знаний (яды, травы, зелья)

6. исторические записи царств. Которые фиксировали те или иные события

7. открытие письменности

Особенности письменной культуры Египта.

В античности Египетские письмена именовались иероглифами т.е. священные тексты, над дешифровкой работали очень многие ученые: священник Кирхер, граф Палин, Томас Юнг, Шампальен и некоторые другие.

Египетские письмена – это не ребусы. Не символы, несмотря на их рисунчатость, а это знаки которые передают звуковую речь древних египтян. В современной египтологии принято группировать иероглифы по разделам, в основе такого деления лежит изображение. Выделяют 26 групп:

1) Изображение мужских фигур и их действий (войн, фараоны, жрецы, рабы). Это дает нам информацию о характере дейстивии древних египтян.

2) Женская (знаки изображающая простую женщину – госпожу, беременную кормящую, рожающая)

3) изображение странных существ, полулюдей полузверей (Ра)

4) знаки которые изображают части человеческого тела (губы, глаз, нога..)

5) изображались представители животного мира, причем их относили в разные группы (крокодил, бык, кошка, шакалы, слоны, кобры)

6) знаки, изображающие части тела животного (крылья,Клюв, голова)

7) растения, которые выращивали египтяне

8) символические и реалистические символы

9) изображение построек, обстановка

10) знаки, которые не подлежат дешифровке.

Основная загадка связана с тем, что долгое время исследователи полагали, что за каждым знаком скрывается какой - то символ, который можно расшифровать либо фразой, либо составить рассказ. Только Шампольон понял, что египетские иероглифы передают звуковую речь. Писцы пользовались 700 иероглифами, но не передавали гласные буквы. Поэтому ученые пользуются «школьным чтением». Суть принципа – между любыми согласными они вставляю гласную е. в настоящий момент возможна лишь приблизительная реконструкция звуков египетских слов. Эсида– Эсса


Иероглифические тексты не делились на слова и предложения. В Египте были в тексе немые детерминанты – это знаки которые членили текст на отдельные слова, египетской письменности не существовало орфографии, текст подчинялся вкусам, привычкам конкретного писца (титулы фараонов, при описании богов, даты не изменялись)

8. Несмотря на то, что египетская культура создала основы научных знании важную роль в жизни древних египтян играло знание не научное, а сакральное. Это знание, которое передавалось только жрецами. Доступ к этим знаниям можно было получить только через обряды посвящения в жреческую элиту – эти обряды получили название мистерия. В современной культуре большинство потеряно или зашифрованы. Олицетворением сакрального знания является пирамида Хеопса, как место осуществления обряда Хеопса. Пирамида – архетип божественной горы. Пирамида – идеальное геометрическое тело, основание пирамиды указывает на незыблемость дома знания, которое строится на 4 состояниях: молчание, глубина, разум, истина. 4 стороны пирамиды воплощают в себе тепло и холод (Юг и Север), свет и тьму (Восток и Запад) треугольная сторона пирамиды символизирует трехмерность божественного существа. Сумма граней пирамиды = 28, это сакральное число. Пирамиду считают символом сакрального универсума (вселенной). Мистериальное знание учит, что божественная энергия сила богов стремится к вершине пирамиды. Именно поэтому на вершину пирамиды устанавливали камень в виде пирамиды, а затем еще и еще, что символизировала собой неоконченности вечности, того что совершенным может быть только бог.

Согласно сакральному знанию человек входил в пирамиду как человек, а выходил как божество

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 7711

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н.э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н.э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии.
Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Шумеро-Аккадская цивилизация – древнейшая на земле. Население ее проживало на территории долины рек Тигра и Евфрата (вся долина называлась Месопотамией или Двуречьем). В IV – III тыс. до н.э. здесь возникла высочайшая культура: Шумер – Аккад – Вавилония – Ассирия – Иран. Они перемешивались, воевали друг с другом, возводили города, создавали высочайшую культуру.
Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их достижения велики и бесспорны: они написали первые эллегии, составили библиотечный каталог. Шумеры были первыми авторами медицинских книг – сборников рецептов, они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника письменно зафиксировали тоже шумеры. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.
Шумерам принадлежит древнейшая на земле письменность. Она возникла в середине IV в. до н.э. и представляла собой клинообразные черточки, выдавливаемые на табличках из сырой глины. Со временем клинопись от рисунков и изображения становилась все более символичной. Первый образец литературного произведения человеческого общества, дошедшая до нас благодаря клинописи, «Легенда о Гильгаме-ше», царе города Урука.
Древняя Шумерская цивилизация сменилась Вавилонией (II в. до н.э.). Начиная с этого времени Вавилон (слово “Вавилон” переводится как “Врата Бога”) в течении почти двух тысяч лет оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира. Город Вавилон объединил под своим главенством все области долины Двуречья. Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. В Вавилоне появился свой свод правил – законов Хаммурапи, записанный клинописью на 2-х метровом глиняном столбе. В этих законах нашли отражение хозяйственная жизнь, нравы, быт, мировоззрение древних обитателей Двуречья. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная, толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы. В городе имелось 24 проспекта. Достопримечательностью являлись висячие сады Семирамиды, ассирийской царицы – одно из семи чудес света.
В середине III тысячелетия до н.э. в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Оно отличалось крайне милитаристским духом, а ассирийские владыки поражали весь древний Восток своей жаждой власти и неслыханной жестокостью. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло победы завоевателей, дало беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости, причем выполненные без тени жалости или сожаления. Это свидетельствует о жестокости нравов ассирийского общества, его невысокой религиозности.