Генетическая связь между углеводородами. «Генетическая связь между углеводородами. Природные источники углеводородов. Нефть и ее переработка» Расцветает от спичек


«Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств» Парацельс (), швейцарский врач.


Прочитайте текст и выполните задания Не счесть успехов медицины: К началу нынешнего века Геномы, клоны и вакцины Вошли в сознанье человека. Волненье, счастье, радость, боли – Законы химии в основе, Но как работают они? Проникнем в тайны мирозданья, Ведь эта острота желанья Определяет наши дни.


Наука древняя точна: Аргументирует она (И Парацельс того хотел) Баланс здоровья и стрессов Как равновесие процессов, Идущих в клетках наших тел. Воздействием неосторожным Сместить баланс совсем несложно, Здоровью сильно навредить. Наука нам дает решенье, Чтобы болезни разрушенья За полшага предупредить.




















Выполните задания 1.Напишите полные и сокращенные структурные формулы всех веществ, названных в стихотворении. 2. Перечислите факторы, влияющие на смещение химического равновесия. 3. Поясните значение слова «синтез» (синоним?). Каким будет научное понятие – антоним слова «синтез»? 4. Составьте цепочку превращений веществ, рассмотренную в стихотворении. Назовите все вещества. 5.Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: этанолацетальдегидуксусная кислотаоксид углерода (IV) 6. Согласны ли Вы с утверждением, что СЛОВО может быть ЛЕКАРСТВОМ? Дайте развернутый ответ..

Разделы: Химия

Тип урока: обобщающий урок.

Цели урока:

  • Образовательные : формирование целостного представления о составе, строении, свойствах и применении основных классов углеводородов на основе их сравнительной характеристики.
  • Воспитательные : воспитание дисциплинированности и самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
  • Развивающие : развитие интереса к предмету, творческих способностей, внимания, аналитических навыков.

Предполагаемые результаты урока: учащиеся должны знать основные характеристики важнейших классов углеводородов; уметь прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов, составлять генетические связи между разными классами углеводородов, а также связывать неорганические вещества с органическими.

Оборудование: ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация «Углеводороды», коллекция веществ «Углеводороды», ИОП «Генетическая связь углеводородов».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы подведем итоги изучения темы «Углеводороды». Количество органических веществ, содержащих в своём составе атомы двух химических элементов – углерода и водорода, очень велико. Мы рассмотрели лишь наиболее важные классы углеводородов и основные закономерности, описывающие их состав, строение и свойства. (Приложение 1 ).

Вопрос: Какие вещества называются углеводородами?
(Ответ учащихся: углеводороды – это органические соединения, состоящие из углерода и водорода)
Вы изучили все классы углеводородов. Сегодня проведем обобщающий урок по этой теме.
Вопрос: как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)

Разнообразный мир углеводородов можно разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства? (демонстрация коллекции)
К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены. (Приложение 1 ).

А какое практическое значение имеют эти вещества? (Приложение 1 ).

Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло.

1. Название алкена, состоящего из трех атомов С.(пропен)
2. Название реакции присоединения водорода. (гидрирование)
3. Вещества, имеющие одинаковый количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам называют… (изомеры)
4. Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. (крекинг)
5. Название частицы, имеющей неспаренный электрон. (радикал)
6. Углеводород с двумя двойными связями, имеющий формулу С4Н6.

IV. Работа в группах – проектное задание по теме «Углеводороды» (составление презентации).

(4 группы: 1. алканы; 2. алкены; 3. алкины, алкадиены; 4. арены и циклоаклканы.)

1. Распределить класс на 4 группы.
2. Каждая группа выбирает определённый класс углеводородов (возможно, этот класс не изучается в курсе школьной химии.).
3. Группа согласует свой выбор с учителем.
4. Приступает к выполнению задания.

План выполнения.

1. Общая характеристика класса (общая формула, определение, особенности класса углеводородов)
2. Выберите конкретный углеводород – представитель класса и дайте его характеристику по показателям:

  • Название вещества, его молекулярная, структурная формула.
  • Название класса, особенности строения, общая формула, вид гибридизации атома углерода, валентный угол, пространственное строение.
  • Изомерия.
  • Нахождение в природе
  • Физические свойства.
  • Химические свойства:
    а) реакция горения
    б) реакция замещения
    в) реакция присоединения
    г) другие свойства
  • Способы получении в промышленности и лаборатории.
  • Области применения.

Выступление от группы 3-5 минут.

В ходе урока нужно выполнять ИОП (заполнение таблицы, составление генетических цепочек – Приложение 2 ), используя опорные таблицы и взаимосвязи углеводородов. (Приложение 1 ).

V. Индивидуальное задание решение поурочного теста

Тема «Углеводороды»

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Углеводороды" в 10-м классе по программе О.С. Габриеляна. Направлен на закрепление ключевых вопросов темы: номенклатура, изомерия, способы получения и свойства предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Урок включает решение расчетных и качественных задач, цепочек превращений. Учащиеся должны назвать предложенные вещества, сделать соотнесения по классам органических веществ, выбрать среди них гомологов и изомеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

станицы Октябрьской Краснодарского края

по химии в 10 классе

на тему:

Открытый урок по химии

в 10 классе по теме:

« Обобщение и систематизация знаний по теме: «Углеводороды».

«Генетические ряды углеводородов».

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение).
  2. Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство неорганических и органических веществ.
  3. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.
  4. Развивать познавательную активность, используя нестандартные задания; вырабатывать навыки логического мышления, а также делать выводы; объяснять ход эксперимента, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  5. Прививать интерес к химии, знакомить с ее ролью на современном этапе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: решение качественных и расчетных задач, самостоятельная работа.

Оборудование: Модели всех представителей углеводородов, таблицы генетической

Взаимосвязи углеводородов.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы закончили изучение темы «Углеводороды». Сегодня на уроке обобщим знания по строению, свойствам, изомерии данных соединений.

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими.

Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.

III. Работа по теме урока.

  1. Первый вопрос, который мы рассматриваем, – это состав, классификация и номенклатура углеводородов.

Укажите класс соединений и дайте название следующим веществам:

Формулы веществ написаны на плакате и вывешены на доске. Учащиеся с места по очереди называют вещества и указывают класс соединения.

Гомологи: а) и б); ж) и и); в) и к)

Изомеры: в) и г); д)з) и е)

  1. Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.

Вопросы классу:

  1. Какое явление называется изомерией?
  2. Какие виды изомерии бывают?
  3. Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
  4. Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
  5. Какие вещества называются гомологами?

Из приведенных выше веществ выберите а) гомологов, б) изомеров.

  1. Учитель. Между гомологическими рядами существует генетическая взаимосвязь, которая прослеживается при взаимном превращении веществ. Богатейшие природные источники углеводородов – нефть и природный газ.

Для перехода от одной группы к другой используют процессы: дегидрирование, гидрирование, циклообразование и другие. Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Решение цепочек превращений, отражающих

генетическую взаимосвязь углеводородов.

  1. Два человека решают две цепочки за досками:

С 2 Н 6 → С 2 Н 4 → С 2 Н 2 → С 6 Н 6 → С 6 Н 6 Сl 6 ; 1 - учащийся

2- учащийся только под а)

  1. Один человек на доске решает цепочку повышенного уровня сложности:
  1. Весь остальной класс решает общую цепочку, по очереди выходя к доске:

СаСО 3 → СаО → СаС 2 → С 2 Н 2 тримеризация, С(акт) Х + Сl2, FeCl3 A

H2, Ni Y H2O, H3PO4 B

Проверка цепочек за досками №1 (а и б), №2.

  1. При изучении темы «Углеводороды» часто решаются расчетные, экспериментальные задачи, в которых используются индивидуальные свойства веществ.

Решение качественных задач.

  1. Два человека за досками решают качественные задачи, оформленные в виде индивидуальных карточек:

Карточка 1.

Ответ: Пропустить оба вещества через бромную или йодную воду. Где находился пропин-бромная вода обесцветится.

Карточка 2.

Ответ: Распознать можно по характеру пламени при сжигании каждого газа. Этан горит бесцветно-синим пламенем, этилен ярким желтым, ацетилен – коптящим пламенем.

  1. Все остальные (желающие) решают качественную задачу на основной доске с поддержкой класса:

Карточка 3.

В одном цилиндре находятся метан и пропен. Как разделить данную смесь? Напишите соответствующие реакции.

Ответ . Через газовую смесь пропускают бромную воду:

Чистый метан остается в виде газа. Образовавшийся 1,2-дибромпропан обрабатывают цинком:

Чистый пропен выделяется в виде газа.

Решение расчетных задач.

  1. Два человека за досками решают задачи по карточкам:

Карточка 1.

Карточка 2.

  1. Один человек вместе с классом решает задачу на основной доске:

Карточка 3.

При сжигании 4,4 г неизвестного углеводорода выделилось 6,72 л углекислого газа и 7,2 г воды. Выведите формулу этого углеводорода, если его относительная плотность по водороду равна 22.

Проверка решений задач из карточек 1 и 2.

IV. Анализ оценок за урок.

V . Домашнее задание: повторить все по теме «Углеводороды» + решить цепочку превращений: CO 2

СН 4 → С 2 Н 2 → С 6 Н 6 +HNO3 A

↓ H2SO4

C 6 H 5 Cl

Карточка 1.

В двух емкостях находятся пропан и пропин. Определите вещества с помощью качественных реакций, подтвердив уравнениями реакций.

Карточка 2.

В трех емкостях находятся этан, этен и этин. Как распознать, где какой газ находится. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Карточка 1.

Установите молекулярную формулу углеводорода, если известно, что в его составе 80% углерода, 20% водорода, а относительная плотность паров по воздуху 1,034.

Карточка 2.

Вычислите массу 96%-ного этилового спирта, которую можно получить реакцией гидратации этилена объемом 67,2 л.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок по химии в 10 классе Генетические ряды углеводородов. Обобщение и систематизация знаний

1. Повторить, обобщить и закрепить знания и умения, полученные при изучении данной темы; уметь классифицировать углеводороды, сравнивать их состав, строение, свойства; устанавливать причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение). 2. Уметь составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов. Цели урока:

Любые природные предметы и явления изучаются в их взаимосвязи. Среди множества видов связей можно выделить такие, которые указывают, что первично, а что вторично, как одни объекты или явления порождают другие. Такие виды связей называются генетическими. Между гомологическими рядами углеводородов существует генетическая связь, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.


Тема: «Генетическая связь углеводородов и их производных».

Цель :

    рассмотреть генетическую связь между типами углеводородов и классами органических соединений;

    обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах и их производных на основе сравнительной характеристики их свойств.

    развитие логического мышления, опираясь на химию углеводородов и их производных.

    формирование навыков самообразования у учащихся.

Задачи урока:

    развивать у учащихся способность к целеполаганию, планированию своей деятельности на уроке;

    развивать у учащихся логическое мышление (посредством установления генетической связи между разными классами углеводородов, выдвижения гипотез о химических свойствах незнакомых органических веществ);

    развивать у учащихся способность к сравнению (на примере сравнения химических свойств углеводородов);

    развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;

    развивать у учащихся химическую речь, способность аргументированно отвечать на вопросы,

    развивать коммуникативные способности учащихся, воспитывать умение выслушивать ответы одноклассников.

Тип урока :

    по дидактической цели – совершенствование знаний,

    по способу организации – обобщающий.

Методы :

    словесные (беседа),

    практические - составление схем превращений и их выполнение,

    выполнение самостоятельной работы.

Учитель:

Органическая химия - наука о жизненно-важных веществах.
Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь), служат сырьем для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.

Мультимедиа-презентация

В нашей жизни органические вещества занимают очень большое место. На сегодняшний день их насчитывается более 20 миллионов. Без них из обихода исчезли бы многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. Знать все обо всем невозможно. Но можно понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.

Большое значение имеют разработки наших русских ученых – Н.Д.Зелинского, В.В.Марковникова, Б.А.Казанского, М.Г.Кучерова.

Учитель:
Какие классы углеводородов вы знаете, называйте сразу с общей формулой.

Таблица «Классификация веществ»

Ответить на вопросы:

Учитель:

Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?

Учащиеся (числом атомов водорода)

Учитель:

Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?

Учащиеся:

(Реакции гидрирования или дегидрирования.

Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией) .

Учитель:

Схематически это выглядит так :

Задание: для закрепления изученного материала осуществите несколько цепочек превращения. Определите тип каждой реакции:

Учитель: Вы знаете, что генетическая взаимосвязь существует не только между углеводородами, но и между их производными – кислородосодержащими органическими веществами, которые в промышленных масштабах получают из продуктов переработки нефти, газа и угля. Давайте выявим эту взаимосвязь на примере цепочек превращения:

Работа учащегося на интерактивной доске.

Это позволяет осуществить целенаправленный синтез заданных соединений, используя ряд необходимых химических реакций (цепь превращений)

Фрагмент видео-сюжета.

Задание: составить уравнения реакций, указать условия протекания и тип реакций.

Вывод: Сегодня на уроке - на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального единства мира.

Домашнее задание:

Решить задачу: Дано 2 моль этилового спирта.

Сколько образуется 1 ряд – грамм дибромэтана;
2 ряд – литров углекислого газа
3 ряд – грамм этиленгликоля;

Повторить темы по гомологии и изомерии: составить формулы одного и двух изомеров состава .