Примеры ощущения и восприятия. Цель изучения ощущения и восприятия. Практическое значение изучения ощущения и восприятия

Любой человек, сталкивающийся с таким сложным и многогранным явлением, как ощущение и восприятие, конечно же, вправе спросить, зачем нужно изучать его. Помимо чисто научных существует немало и других побудительных мотивов. Во-первых, как вскоре станет ясно из представленной ниже информации, идеи, дискуссионные вопросы и основные аспекты этой проблемы важны не только для истории психологии как науки вообще, но и являются центральными для экспериментальной психологии в частности. Роль чувств в решении фундаментальных философских проблем, касающихся того, как именно мы познаем окружающий нас мир, чрезвычайно велика. Сама экспериментальная психология началась с философских проблем, в которых основное внимание уделялось ощущению и восприятию.

Во-вторых, еще одна причина, тесно связанная с первой и побуждающая изучать ощущение и восприятие, - их важность для получения системных знаний о самих себе и об окружающем нас мире. Это справедливо, ибо все наши знания о находящейся вне нас реальности являются в первую очередь результатом ощущений и восприятия. Наши чувства - это наш единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых нам средой, и именно на их основе мы воспринимаем и оцениваем реальность. Иными словами, наши знания о мире и наше внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной нами сенсорной информации. Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, подумайте о том, как вы получаете информацию о происходящем вокруг вас. Вы постоянно в курсе сенсорных событий - зрительных образов, звуков, осязательных ощущений и, вероятно, запахов. Восприятие внутренней, и особенно внешней, среды есть нечто такое, что мы испытываем почти постоянно. А теперь подумайте о том, во что превратилась бы ваша повседневная жизнь, если бы вы внезапно лишились одного или нескольких чувств. Учитывая уровень современных технологий, вы, скорее всего, приспособились бы и научились обходиться без того, что потеряли. Однако очевидно и то, что ваша осведомленность о среде обитания соответственно уменьшилась бы, и в зависимости от обстоятельств ваше благополучие, а возможно, и сама жизнь оказались бы под угрозой.

Практическое значение изучения ощущения и восприятия

Есть также немало практических причин для изучения ощущения и восприятия. Этот раздел психологии имеет дело с важными, если не с решающими, аспектами нашего повседневного взаимодействия с внешней средой. Вы только представьте себе, как часто вам приходится иметь дело с огромным количеством разных приспособлений, созданных для того, чтобы поставлять информацию через сенсорные системы человека: светофоры, автомобили, часы, телефоны, стереосистемы, видеодисплеи (например, компьютеры и телевизоры). Подумайте также о некоторых важных практических последствиях наших контактов с физическим миром при помощи сенсорных раздражителей. Например, какие звуки и цвета с наибольшей вероятностью будут восприняты как сигналы опасности? Правда ли, что лучше всего для этой цели подходит красный цвет? Является ли вой сирены эффективным звуковым сигналом? Следует ли вообще избегать природных веществ, обладающих неприятным, прежде всего горьким, вкусом? Какие акустические характеристики поступающего извне раздражителя позволяют нам безошибочно локализовать его источник? Что происходит с чувствительностью нашего зрения, когда мы переходим из освещенного помещения в темноту? Является ли врожденным восприятие глубины? Каков порог чувствительности каждой данной сенсорной модальности, оптимально исполняющей возложенные на нее функции? Как интенсивное стимулирование - например, оглушительный шум или ослепительный свет - влияет на способность к восприятию?

Если говорить о практической целесообразности, то изучение ощущения и восприятия вооружает ученых умением выявлять и лечить людей с нарушениями сенсорно-перцептивной системы. Например, психологи, изучающие слух, считают, что его характерное понижение связано с длительным воздействием сильного шума. Как правило, исследователи связывают снижение уровня ощущений и восприятия со специфическими внешними событиями, такими как недостаток опыта, травма, болезнь или возрастные изменения. Старение оказывает глубочайшее влияние на эффективность сенсорных систем. Рассмотрим следующий пример, связанный со слухом: поскольку верхний слуховой порог (имеется в виду абсолютная высота того или иного звука, т. е. насколько высоким или низким он кажется) с возрастом понижается, использование высокого звука в качестве сигнала тревоги стало бы опрометчивым поступком, ибо пожилые люди вполне могут не услышать его.

Еще одна причина, побуждающая изучать ощущение и восприятие, проистекает из общего научного интереса к миру, в котором мы живем, и к самим себе. Поду-

майте о том, какой серьезный интеллектуальный вызов бросает нам изучение и объяснение сложных процессов, благодаря которым мы воспринимаем окружающий мир. Как уже отмечалось наше восприятие окружающей действительности ставит важные с точки зрения науки вопросы, которые требуют изучения. Ховард (Howard, 1982) отмечает, что «многие люди не считают восприятие проблемой; они воспринимают мир постоянно и настолько легко, что принимают механизм [восприятия] как нечто само собой разумеющееся. Из всех важных проблем науки восприятие - самая обойденная вниманием, и, возможно, причина этого заключается в том, что она - самая сложная из всех».

И последнее. Мы изучаем ощущение и восприятие, потому что это исключительно интересные темы, помогающие нам отвечать на насущные вопросы, возникающие в повседневной жизни, и в первую очередь на те из них, которые связаны со зрением, слухом, обонянием и другими чувствами. Не вызывает сомнения, что мы наделены впечатляющим арсеналом сенсорных инструментов, и их функционирование дает нам огромное количество сведений об окружающем мире.


Ощущение и восприятие - ключевые психологические процессы. Дадим краткую характеристику данным категориям и определим их роль в психологии.

Ощущение - это : процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений (на сенсорном уровне).

Обнаружение сигнала происходит на фоне шума как вероятностный процесс.
Характеристики анализаторов:
. нижний и верхний пороги ощущений,
. дифференциальный порог.
. временной порог, латентный период.


Рис. 1. Схема формирования ощущения

Интенсивность ощущений E = klogI + c (закон Вебера-Фехнера).
Время реакции Т = а/In + k (формула Пьерона), где I - интенсивность раздражения, а, n, k, c - константы.

Важным аспектом изучения темы ощущение и восприятия является вопрос регуляции ощущения. Регуляция процессов ощущения осуществляется за счет:
. сенсорной адаптации (привыкания к стимулу и снижения реакции при его появлении;
. сенсибилизации (повышения чувствительности к раздражению);
. сенсорной депривации (лишения органов чувств поступающей в них информации).

Особенности ощущений кратко

Их острота влияет на принятие индивидом решения о дальнейшем поведении в данной ситуации. Существуют личностные особенности обнаружения сигнала, поэтому и принятие решения входит в структуру сенсорного процесса.
Вследствие этого формируются индивидуальные стратегии поведения:
1) стратегии риска (увеличение числа обнаружений - ложные тревоги);
2) стратегии осторожности;
3) стратегии следования сенсорным впечатлениям.
Согласно концепции Закермана, поиск новых ощущений является устойчивой личностной характеристикой, отражающей стремление человека к получению разнообразной информации. С одной стороны, такая черта может способствовать личностному росту, так как человек осваивает новые сферы деятельности. Однако из-за склонности «все попробовать» и отсутствия страха риска, возрастает вероятность попадания в стрессогенные и травматические ситуации, а также развития аддиктивных форм поведения, что является негативным проявлением чрезмерно выраженного поиска ощущений.
Один из первых вопросов, который возник перед исследователями ощущений, — это вопрос о порогах ощущений. Какой должна быть сила или интенсивность стимула, чтобы мы осознали его действие на нас? Например, какое минимальное количество децибел способно воспринять наше ухо, или с какого расстояния мы способны различить человеческую фигуру и т.п.?
Величина физического раздражителя (т.е. стимула), ниже которой ощущения от стимула не возникает, а выше — соответственно возникает, представляет абсолютный порог чувствительности.
Когда мы начинаем различать похожие, но не одинаковые стимулы? Например, близнецы для большинства из наспрактически неотличимы друг от друга, а их мать тем не менее научается довольно хорошо различать их.
Существует такая величина физического различия между стимулами, выше которой мы их различаем, а ниже которой — не различаем. Данная величина называется дифференциальным порогом, или порогом дифференциальной чувствительности.
Концепция того, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу, называется концепцией дискретности (прерывности) сенсорного ряда. Однако попытки точно установить абсолютные пороги для разных видов чувствительности и величин стимулов показали, что невозможно точно измерить пороги, они словно плавающие и зависят от множества факторов.
Например, помещают испытуемого в специальную, изолированную от всяческих шумов экспериментальную комнату, измеряют его пороги и в первый раз получают одно значение, а во второй — другое. Наши суждения о наличии ощущений основаны не только на физической природе стимула, но также на процессах принятия решений, которые зависят от сложного набора когнитивных механизмов и процессов (внимания, памяти, мышления), особенностях эмоциональных реакций и пр.
Более современные взгляды на пороги чувствительности связаны с теорией обнаружения сигналов, предложенной Грином и Светсом в 1966 г. По этой теории любой сигнал воспринимается на фоне определённого шума. Даже в случае когда полностью отсутствуют внешние помехи - сама сенсорная система (просто за счет своей работы) создает некоторый уровень шума: в нас бьется сердце, мы дышим, по жилам течет кровь и т.д. Этот шум при жизни наблюдателя нельзя отключить. Сигнал сливается с шумом, он становится плохо отличимым от него, особенно когда физическая интенсивность самого сигнала очень мала. Наблюдатель, по сути дела, выполняет задачу отличения сигнала от шума. В основу теории было положено наблюдение за работой дежурного на радиолокационной станции, в задачи которого входило пристально смотреть на индикатор радара несколько часов в день с целью своевременного обнаружения вражеского самолета. На экране радара могут появляться два типа стимулов; сигнал о самолете и шум — посторонние стимулы (например, стая птиц). Если дежурный примет шум за самолет, то будет виноват в ложной тревоге, что может повлечь серьезные последствия; если примет самолет за шум — это серьезная ошибка и нарушение долга, результатом которой может быть гибель людей. Таким образом, только два типа реакции являются допустимыми: правильное обнаружение самолета и правильное отрицание самолета.
Эта модель показывает, что пороги являются элементами сложного опыта человека. Кроме интенсивности стимула еще два фактора влияют на решение об обнаружении: (1) ожидание наблюдателя — появится или не появится сигнал и вероятность его появления и (2) что последует за принятием решения — наказание или вознаграждение.

Краткая классификация ощущений

Виды ощущений кратко: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические, температурные, болевые.
Однако на практике используется чуть более подробная классификация ощущений.
Ощущения традиционно классифицируются по основным органам чувств. На этом основании выделяются зрительные, слуховые, тактильные (кожные и болевые), обонятельные, вкусовые, кинестетические и вестибулярные ощущения.
Функция кинестетических и вестибулярных ощущений заключается в информировании человека о его собственных движениях и положении в пространстве.
Кинестетические ощущения — это комплекс информации сенсорного характера, поступающей от мышц, сухожилий и связок.
Вестибулярные ощущения базируются на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Ключевая функция системы вестибулярных ощущений — обеспечение устойчивой основы для зрительного наблюдения. Когда мы двигаемся (бегаем, ходим, прыгаем), наша голова, соответственно, тоже приходит в движение. Зрительная система получает соответствующую вестибулярную информацию: полукружные канальцы связаны с мышцами глаз. Посредством данного механизма перед нами формируется довольно стабильная картина мира. Если бы этого не было, то мы бы созерцали мир так, как это бывает на видеозаписи, когда оператор снимает на ходу или на бегу, когда изображение дрожит и смещается из стороны в сторону. К счастью, с нами этого почти не происходит, так как существуют рефлекторные механизмы, компенсирующие движения головы противоположными по направлению движениями глаз.
Кожная чувствительность обеспечивает нас информацией о том, что соприкасается с нашим телом, — каком-либо предмете или среде (водной, воздушной, например). Те части тела, которыми мы чаще всего непосредственно соприкасаемся с миром, обладают наибольшей чувствительностью: ладони, кончики пальцев, губы и язык.
Болевая чувствительность имеет крайне важное биологическое значение: болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности: заболевании, ранении.
Ключевой функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни.
Основной функцией вкусовой чувствительности является обеспечение нас информацией о том, можно ли употребить вовнутрь данное вещество. Основные вкусовые качества — это кислость, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все другие вкусовые ощущения вызываются сочетанием этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений пока недостаточно изучена, поэтому не существует общего ответа на вопрос, какие вещества по своему химическому строению вызывают основные вкусовые ощущения.
Обоняние обеспечивает индивида информацией о химических взвесях в воздухе. Оно играет гораздо меньшую роль в нашей жизни, чем в жизни многих животных. Тем не менее обонятельные ощущения тесно связаны со вкусовой чувствительностью, без обоняния мы не можем полноценно воспринимать вкус пищи, с помощью обоняния мы способны отличать хорошую пищу от плохой, это помогает нам избегать отравлений. Существует множество фактов, указывающих на роль обоняния в формировании эмоциональных впечатлений.
Большую роль для человека имеют слуховые и зрительные ощущения. С их помощью мы получаем наибольшее количество информации об окружающем нас внешнем мире, и эта информация, как правило, подвергается наибольшей сознательной переработке.
Зрение является ключевым источником информации для человека. Сетчатка глаза имеет два типа рецепторов: палочки и колбочки. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.
С помощью зрения мы воспринимает удаленность предметов, глубину пространства, форму предметов, цвет, движение объектов.

Особенности восприятия кратко

Восприятие - это :
. отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств;
. процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Характеристики восприятия : целостность, константность, структурность, осмысленность.
Различают особенности восприятия пространства, времени, движения.
Зрительные иллюзии - искажения восприятия в результате адаптивных свойств перцептивной системы, которые возникают вследствие сформированных на основе предшествующего опыта закономерностей восприятия информации в зрительной системе (рис. 2 и 3).

Перцептивная группировка происходит на основе близости элементов, их сходства, замкнутости, субъективного контура, сравнения с эталоном.

Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия: В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии. Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира. Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Функции ощущения: Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром. Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования. Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет). Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

Классификация ощущений: Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

Виды: зрительные слуховые, вкусовые, осязательные, органические.

Закономерности ощущения: 1) наличее миним.(нижнего порога) и максим. (верхнего порга ощущений); 2) Наличие порога различия; 3) Адаптация (это изменение чувс-го анализатора под влиянии длительного воздействия я раздражителя); 4)Сенсибилизация(взаимовлияние раздражителя одного рецептора на работу другого). Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.

Восприятие – это целостное отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Выделяется четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия- различение , или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление. Преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки. Может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания),может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение - это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, осознанной целью с помощью произвольного внимания. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции .

Свойства восприятия : Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики.

Константность восприятия- благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия . Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Расстройство восприятия. Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается идентификация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию .

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов .

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

«Сравнительно с чистым ощущением все, что воздействует на наши органы чувств, вызывает в нас нечто большее: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены модификациями в строении нашего мозга, произведенными в нем предшествующими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы вызывают идеи, которые так или иначе связаны с данным ощущением. Первой такой идеей является представление того предмета, к которому относится данное чувственное свойство. Осознание известных материальных объектов, находящихся перед нашими органами чувств, и есть то, что в настоящее время называется в психологии восприятием» .

«Результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные и тормозящей другие несущественные признаки, и комбинирующий воспринимаемые детали в одно осмысленное целое. Этот сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием».

«Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия» .

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

Рассматривая ощущения, следует помнить, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира далеко выходят за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет в мире не изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а вещей, предметов и форм, сложных ситуаций, т. е., что бы человек ни воспринимал, он это делает с помощью не отдельных ощущений, а целых образов. Отражение образов выходит за пределы изолированных ощущений, вовлекая в совместную работу органы чувств, синтезируя отдельные ощущения в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. С учетом представления об ощущениях восприятие можно определить так же, как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности, в совокупности их различных свойств и частей.

Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними наблюдается и у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, подвергается сложной переработке, в результате складываются образы, на основании которых можно судить о том, какими явлениями и предметами человек оперирует. Однако субъективно отмечается обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества - человеку не надо собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать комнату, в которой находится человек, ему приходится использовать уже сложившийся образ этой комнаты.

Восприятие - активное отражение мира в сознании человека при непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Восприятие обладает определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к реальному миру. Действительно, человек не воспринимат предметы и явления как действующие на органы чувств раздражители - рассматриваемый предмет не находится в глазу непосредственно, а звуки, как правило, приходят откуда-то, а не возникают в ушах. Предметность складывается на ранних этапах жизни ребенка благодаря активному взаимодействию с широким набором реальных вещей. Впоследствии предметность получает свое выражение в языке, который в первую очередь адресуется к целостным предметам и явлениям (существительные и глаголы) и лишь во вторую - к их качествам и свойствам (прилагательные).

Другая особенность восприятия - целостность. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает его целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям человека и не является их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Когда он слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, в то время как уже поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях отражаемых объектов, но как свойство восприятия целостность также формируется при взаимодействии с этими объектами (предметами и явлениями).

Константностью восприятия называют относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых данное восприятие протекает. Так, белая фотографическая бумага при свете красного фонаря все равно воспринимается как белая, а высокий человек - высоким даже на большом расстоянии, несмотря на то что на сетчатке глаза его изображение занимает намного меньше места, чем при восприятии вблизи. Благодаря свойству константности человек воспринимат окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Постоянство образа в относительно изменчивых условиях обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов, а самое главное - опыту взаимодействия с ними. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия - еще одно важное его свойство. Сознательно воспринимать предмет - значит тем или иным образом (мысленно, действенно, эмоционально) отнести его к какой- либо категории: назвать, отнести к определенной группе, классу, выразить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство с уже знакомыми ему объектами. Каждый раз, воспринимая что-либо, он автоматически (бессознательно) относит его сразу ко всем возможным категориям (классам) - актуализируются все возможности, их совокупность составляет смысловое богатство данного объекта восприятия: предмета, ситуации или явления. Но один или несколько таких типов отнесения выделяются в качестве ведущих для каждой конкретной ситуации восприятия (а на самом деле - жизненной ситуации). Эта избирательность в отнесении, по сути, является уже мышлением - постановкой задачи, выдвижением гипотез и их проверкой. Так происходит осмысление воспринятого материала - нахождение его места в своем образе мира, придания ему субъективной значимости в контексте жизни данного человека.

Последний фактор вплотную подводит к следующему свойству восприятия. Апперцепцией называют зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, его личностных особенностей. Действительно, восприятие зависит не только от характеристик раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта, поэтому в восприятии всегда отражаются его индивидуальные особенности. Таким образом, то, как человек воспринимает те или иные объекты, позволяет сделать важные выводы о его жизненном опыте.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в данном процессе. В соответствии с гем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие - результат воздействия ряда анализаторов.

Восприятие и ощущение не являются рефлекторными процессами. Так, Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Такая точка зрения долгое время поддерживалась официальными властями, поскольку хорошо согласовывалась с идеологической установкой на всеобъемлющее управление человеком. В действительности восприятие - это активный процесс “вычерпывания” информации из окружающего мира, ее добывания. Процесс восприятия по своим механизмам напоминает интеллектуальную деятельность, но произведенную в доли секунды и к тому же выполняемую далеко не всегда с помощью слов или иных сложных знаковых систем.

Свернутый в доли секунды процесс восприятия протекает следующим образом. Сначала внешний раздражитель принимается органами чувств, оценивается (анализируется) и предположительно относится к некоторому классу (например, “это - мусорный ящик между деревьями”). Затем данное предположение (перцептивная гипотеза) подвергается проверке: взгляд продолжает обследование, предположим, обнаруживает новые детали, меняет предположение (“какое-то непонятное изделие”). Далее уже новая гипотеза подвергается проверке, распознаются новые детали (“я видел это на картинке”) - и так до тех пор, пока некоторая гипотеза (“колодец среди деревьев”) не получает своего полного подтверждения. Столь длинным путь распознавания в нашем примере оказывается по следующей причине: местность в черте города не располагала к тому, что можно встретить деревенский колодец - сработал эффект осмысленности. В привычной ситуации вся мыслительная последовательность оказывается вне пределов осознания. Экспериментально установлено, что обычно процесс автоматического распознавания завершается по истечении четверти секунды, тогда как для осознания необходимо примерно еще столько же времени.

Факторы, влияющие на восприятие. К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которым формируется связанная картина реальности, относятся:

  • 1) ограничения, связанные с органами чувств;
  • 2) состояние сознания;
  • 3) предшествующий опыт;
  • 4) “культурное” моделирование.

Окружающая среда в каждый момент времени посылает человеку тысячи сигналов, из которых он может уловить лишь небольшую часть.

Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как ультразвуки слышат собаки, дельфины, летучие мыши. Глаза человека чувствительны лишь к небольшой части спектра и т. д.

У детей органы чувств способны действовать с самого рождения, а по последним научным данным и до рождения. Однако известно, что человеческий мозг обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти. Некоторые сигналы распознаются автоматически, почти тотчас же. Однако в других случаях, когда информация новая, неполная или неоднозначная, мозг человека действует, перебирая гипотезы, проверяя одну задругой, чтобы принять ту, которая кажется ему наиболее правдоподобной или наиболее приемлемой. Таким образом, каждый воспринимаемый объект - это гипотеза. Способ классификации воспринимаемого у каждого человека тесно связан с его жизненным опытом.

Деятельность мозга регулирует культура, внося те или иные особенности мировосприятия, присущие членам данной группы. Наблюдается различное восприятие мира, жизни, смерти и т. д. у представителей разных культур.

Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связанные единства. К ним относятся: принцип фигуры и фона. Все то, что для человека имеет какой- то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств;

принцип заполнения пробелов. Мозг человека всегда старается свести фрагментарные изображения в фигуру с простым и четким контуром;

принцип объединения (группировки). Элементы могут объединяться в единую форму по различным признакам: близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия;

принцип близости. Мозг человека объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Легче воспринять три группы квадратов, чем девять, не связанных между собой (рис. 4.1);

принцип сходства. Человеку легче объединить схожие элементы; принцип непрерывности. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление.

Мир, в котором мы существуем, воспринимается нс только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За структурированными предметами восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния на них смотрят и под каким углом видят.

Форма будет воспринята как правильная, если она имеет одну или несколько осей симметрии.

Восприятие социальных объектов (себя и других) подчиняется тем же механизмам, которые рассматривались ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор предшествующий опыт проявляется в феноменах приписывания, установки, стереотипизации и предубеждения.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом. Оно осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим из прошлого опыта объекта восприятия либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий план - установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий первоначально видит другого именно таким, какова была установка.

Стереотип возникает при наличии тенденции извлекать смысл из предшествующего опыта, делать заключения на основе сходства с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Одним из следствий стереотипизации является предубеждение. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, скорее всего, будет иметь оттенок неприязни.

Восприятие других зависит от профессиональной принадлежности. Врачам предъявили репродукции Б. Рубенса “Портрет молодой женщины с вьющимися волосами” и Б. Джотто “Мадонна со святыми и ангелами”, они в своих описаниях моделей указывали симптомы ряда заболеваний, при этом симптоматика варьировалась в зависимости от специальности врачей.

Физиологический порог и порог восприятия. Прием энергии происходит на двух уровнях. На первом уровне окружающая энергия “бомбардирует” органы чувств и, как только ее количество становится достаточным для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, поступающее в мозг. Предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступать возбуждение, называют физиологическим порогом.

На более высоком уровне сигнал, для того чтобы быть принятым, должен превысить более высокий порог - порог восприятия. Это порог сознательного опознания (доказано, что одного фотона достаточно для возбуждения рецептора в сетчатке глаза, но необходимо пять-восемь фотонов, чтобы мозг воспринял светящуюся точку).

Физиологический порог определен генетически и изменяется только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия менее стабилен. Между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецептора ведет за собой передачу сигнала, но он не доходит до сознания. Существует гипотеза, что в зоне под уровнем сознания - подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами мозга. Если это так, то ежесекундно сотни сигналов проходят мимо сознания и регистрируются на более низких уровнях. Такая гипотеза позволяет найти объяснение многим спорным явлениям. Имеется в виду в основном перцептивная защита, подпороговое восприятие и осознание внутренней реальности в условиях, например, сенсорной изоляции или в состоянии медитации.

Порог восприятия тесно связан с уровнем активации мозга. У бодрствующего и внимательного индивидуума он может быть пониженным, но повышен в момент засыпания и т. д. Кроме того, мозг бодрствующего человека готов каждую минуту изменить порог, все зависит от того, важна получаемая информация или нет. Так происходит, когда извне поступают сообщения, эмоциональный заряд которых трудно перенести. Это - перцептивная защита. Объяснение таких феноменов основывается на сформулированной Фрейдом мысли о существовании на уровне сознания некой цензуры, которая не дает неприемлемым образам или желаниям пересечь порог восприятия. По мнению Диксона, все сигналы, не допущенные в сознание механизмами цензуры, очевидно, обрабатываются какой- то более примитивной системой на подсознательном уровне. Они, возможно, составляют резерв - источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций - и, в свою очередь, играют определенную роль в активации организма. Это может проявляться в сновидениях, моментальных вспышках интуиции или в условиях сенсорной изоляции.

Подпороговое восприятие бывает в том случае, когда интенсивность поступающего сигнала недостаточна для его проникновения в сознание. Эти сигналы минуют корковый контроль. Подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие симптомы так, как он ответил бы, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза используется в рекламе товаров (в кадре продолжительностью 1 /24 с). Эффективность осталась неподтвержденной, тем не менее, через несколько лет такого рода методы стали применять в медицинской практике, особенно при оказании помощи людям, страдающим избыточным весом, злоупотребляющим алкоголем и т. д.

Ученый Дж. Лилли проверял на себе действие сенсорной изоляции. Он делал это в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела. Лишь через несколько лет Лилли решился прокомментировать свои эксперименты. После периода напряженности постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождаемое галлюцинациями и иллюзиями, ощущение морской волны.

Таким образом, ощущения и восприятия несут в себе все свойства и характеристики психических процессов: соотнесение с содержанием образа мира (субъективной картины мира), мыслительные процессы классификации, распознавание и узнавание (память), мышление по аналогии и конструирование образов.