Презентация на тему воображение по психологии. Презентация психический процесс "воображение" материал. Воображение человека выражается

ВоображениеПодготовила: Пудкова КсенияГруппа И-3

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Функции воображения: 1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.).5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство)6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).

Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть.

Характеристика отдельных видов воображений

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: - Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Воображение" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть: образ конечного результата реальной предметной деятельности; картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Слайд 3

Воображение включено в любой творческий процесс, связанный с конструированием новой техники, созданием шедевров искусства, разработкой теоретических основ развития науки. Эта включенность придает воображению интегративную роль относительно других сфер психики человека. В процессе воображения воедино сливаются логика и мышление, эмоциональность и рационализм, мысленный «беспредел» и реальность.

Слайд 4

Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение. «Без воображения невозможно никакое составление суждения», - утверждал Аристотель. «Воображение правит миром», - изрек Б. Наполеон. «Воображение делает человека чувствительного художником, а мужественного – героем», - сказал А. Франс, ничего не преувеличив.

Слайд 5

Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал. В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.

Слайд 6

Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы. Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти. Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).

Слайд 7

представления действительности в образах и возможность пользоваться ими; регулирование эмоциональных состояний; формирование внутреннего плана действий; планирование и программирование деятельности; управление психофизиологическим состоянием организма.

Функции воображения по Р.С. Немову:

Слайд 8

Виды воображения: Виды воображения

по степени активности

по степени волевых усилий

преднамеренное непреднамеренное активное пассивное Грезы

Воссоздающее Творческое Мечта

Сон, дремотное состояние

Слайд 9

Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся: мечты; грезы; галлюцинации; сновидения.

Формы проявления воображения

Слайд 10

Мечта – отодвинутые во времени желания. Человек мечтает о том, что его привлекает, что доставляет ему радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. Иногда в мечте может быть выражен смысл всей жизни. Мечта может быть реальной и нереальной. Реальная мечта – это начало прогноза важных личных и общественных дел. Нереальную мечту можно рассматривать в 2-х вариантах. Первый вариант: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. Второй вариант: с самого начала человек осознает мечту не реальной, но все-таки отдается во власть ей. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.

Слайд 11

Воображение может выступать и как замена деятельности, её суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами, в которых отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Грезить человек может в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. У некоторых людей грезы играют гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Слайд 12

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения,при котором человек воспринимает несущий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

  • какую роль воображению отводит психология?

    Читая о научных открытиях, мы поражаемся: «Как он (она) до такого смогли додуматься?» Всему виной фантазия ученого, которая была направлена в нужное русло, во всяком случае, таков взгляд обывателя на проблему. Интересно, какую роль воображению отводит психология, ведь в глазах этой науки привычные вещи раскрываются под другим углом.


    Функции воображения в психологии

    Способность создавать что-то совершенно новое из имеющихся образов и знаний необходима человеку, без неё процесс познания был бы невозможен. Поэтому понятие воображения в психологии тесно связывается с мышлением, памятью и восприятием, также являющимися частью познания. Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, к примеру, в психологии выделяют целых 5 задач.


    • Для решения практических проблем (прагматическая).
    • Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
    • Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).
    • Планирование деятельности.
    • Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

    Данный вид фантазий позволяет создавать новые образы для последующего воплощения в жизнь. При этом принято различать объективную и субъективную новизну. В первом случае идея должна быть абсолютно оригинальной, не опирающийся на чей-либо опыт, второй случай подразумевает повторение ранее сотворённых образов, оригинальны они лишь для данного человека.


    Творческое воображение в психологии

    Мысленное представление образов и мышление в психологии тесно переплетаются. Бывают случаи, когда творческое воображение подменяет собой логическое мышление. Объясняется это просто – логика нам помогает вскрыть все имеющиеся связи, установить истинное положение вещей. То есть, пользуясь логическим мышлением, мы «выжимаем» из предметов и явлений максимум информации. Но всё складывается таким образом только в случае наличия необходимых знаний или возможности их получения путём логических выкладок. Когда же сведений не хватает на помощь приходит творческое воображение и интуиция. С их помощью создаются недостающие звенья, помогающие связать все факты в единое целое. Эта система действует, пока не найдутся реальные связи, помогающие логично объяснить действительность. Такая созидательная роль воображения делает его необходимым в любой профессии. Хотя, конечно, физик будет прибегать к «чертогам разума» несколько реже, чем писатель.

    Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребности выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.

    Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

    Воображение справедливо называют «королевской дорогой в подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса», а отсюда оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения - как соединения в одну точку всех способностей.

    Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, все познавательные процессы, оно сочетает зрительно-образное восприятие реальности с воспроизведением и трансформацией ее в памяти, построением модели потребного будущего. Воображение необходимо во всех видах и фазах творчества.

    Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение воображения, мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения и структуры этого процесса особенно необходимо.

    ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

    Первая функция - эмпатическое виденье - сопереживающее виденье. Это виденье возникает

    тогда, когда человек начинает «входить» при помощи

    воображения в состояние другого человека, начинает сопереживать ему. Особенно это ярко проявляется у

    детей, бурно переживающих все события,

    происходящие на сцене или в читаемой ими книге. Такое же вхождение в образ характерно для многих писателей, художников. Именно благодаря этому умению входить в объект изображения происходит слияние индивидуального и всеобщего.

    С умения входить в состояния предметов, других людей, воображать себя на их месте строится

    тренировка эмпатического виденья и творческие

    способности.

    Вторая функция воображения - хранение опыта в эмоционально-образной форме. Такой тип хранения информации в обыденной жизни необходим как для предупреждения по принципу «что будет, если...», так и в качестве ожидания положительных переживаний. Такое предвиденье тех или иных эмоциональных переживаний способствует « выбору пути» и служит основой воспитания. Наиболее наглядно это прослеживается в религии, где каждый может выбрать себе путь в «ад» или «рай», придерживаясь тех или иных нормативов поведения.

    Все искусство в конечном итоге строится на таком выборе между добром и злом, начиная со сказок. За счет искусства у человека расширяется «опыт быстро текущей жизни», поэтому он стремится к нему во всех вариантах.

    Для художника образы воображения, хранящиеся в памяти как трансформированная реальность, являются тем материалом, на базе которого рождаются замыслы и идет творческий поиск их решения. Чем больше и разнообразнее это «креативное поле», тем больше на нем можно вырастить творческих продуктов.

    Третья функция воображения - творческая. Все фазы творчества - подготовительная, поисковая и исполнительная - базируются на работе воображения. Воображение выполняет роль главного инструмента мыслительного поиска. Это касается и выбора общего направления и собственной функции в искусстве, и решения конкретного замысла.

    «Мысленное экспериментирование», столь свойственное детям, по данным В.Т. Кудрявцева, необходимо и взрослым.

    ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИХ ОТНОШЕНИЯМИ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА.

    1. Способность к мысленному изменению, преобразванию конкретно воспринимаемых объектов и ситуаций в настоящем, когда скала в воображении превращается в чудовище, а наблюдаемому событию придается новый смысл и эмоциональная окраска. Это воображение можно назвать преобразующим. Обычно оно появляется у людей в ситуациях, вызывающих опасение и страх («у страха глаза велики»), а также под влиянием настроения или опьянения («пьяному море по колено»). У художников оно появляется в творческом поиске и начинает носить направленный характер, осознанный включенный в процесс восприятия. Воображение носит характер мысленного эксперимента и выбора лучшего варианта для изображения.

    2.Воспроизведение конкретных объектов, впечатлений, динамики событий и пр., имевших место в прошлом опыте человека. Оно называется репродуктивным и базируется на памяти.

    Наиболее полно репродуцируются эмоционально-значимые события или яркие впечатления от увиденного. В процессе хранения в памяти запечатленные образы интегрируются, обобщаются, типизируются и трансформируются на уровне подсознания. Особенно тогда, когда художник предпочитает работать на основании собранного им материала. На основе репродуктивного воображения работали многие выдающиеся художники. Например, Айвазовский все свои полотна писал по воображению, репродукции и интеграции множества впечатлений от морской стихии, динамические характеристики которой невозможно писать с натуры. Так рождаются образы и типы, в поисках которых художники пересматривают множество реальных человеческих типов и ситуаций, которые служат материалом для творчества.

    Произведения искусства, в отличии от жизненных впечатлений, отражающие такие яркие и нестандартные события, образы людей, красоту форм бытия, имеют особую силу репродукции в воображении, а отсюда становятся своеобразным образцом для подражания у художников и эталоном оценки реальности у зрителей.

    3.Творческое воображение, присущее в разных вариантах по содержанию всем людям направлено на создание новых моделей желаемого или необходимого будущего. Построение таких моделей у человека всегда базируется на эмоциях, рисующих желаемые картины для своего существования. Картины эти, как правило, направлены на удовлетворение или пробуждение духовных потребностей человека и приобщение зрителя ко всеобщему.

    Воображение художника, ориентированное на будущее, всегда включает на уровне подсознания «значимого другого» зрителя, его эмоциональную оценку продукта творчества. Эта оценка очень болезненно воспринимается художником, поэтому в качестве «щита» он выдвигает формулу, согласно которой он творит только «для себя» и «самовыражения».