Синквейн на любую тему. Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны. Педагогическая ценность синквейна

Синквейн: как составить примеры? СИНКВЕЙН — это пятистрочный стих
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов).

После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.

Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.
Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Синквейн: как составить примеры. Примеры синквейнов

Снайпер
Холодный, равнодушный
Выглядывает, высматривает, готовится
Метко стреляет, не задумываясь
Ужас.

Снайпер
Меткий, жестокий
Сощурившись, целится – нужно успеть
Твоя дорога – смерть,
Убийца.

Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.

Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок

Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.

Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.

Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.

Важна и нужна.

Сорит, мирит, помогает.

На моих чувствах играет.

Привязанность.

Старая и крепкая.

Уважать, понимать, ценить.

Мы с тобой одной крови — ты и я.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка — одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка — два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка — три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка — фраза из нескольких (обычно четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка — слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

— умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

— умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему «НОВЫЙ ГОД».

1. НОВЫЙ ГОД.

2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему «Витамин».

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Примечания

Ссылки

  • Примеры синквейнов: Упражнение «Синквейн - „Толерантность“» и Составление синквейнов - в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
  • Cinquain . (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Синквейн" в других словарях:

    Это статья о японской поэзии, об операционной системе см. Haiku. Эту страницу предлагается переименовать в Хайку (Хокку). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/19 декабря 2012. Возможно, её текущее… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Танка (значения). Танка (яп. 短歌 танка?, «короткая песня») 31 слоговая пятистрочная японская стихотворная форма (основной вид японской феодальной лирической поэзии), являющаяся разновидностью … Википедия


  • Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

  • синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Синквейн состоит из 5 строк;
  • Его форма напоминает ёлочку .
  • 1 слово
  • 2 слова
  • 3 слова
  • 4 слова
  • 1 слово

1.Арбуз

2. Круглый, вкусный

  • 1.Арбуз 2. Круглый, вкусный

3. Катится, растет, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето






  • Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Если столкнулись с диковинным словом «синквейн», когда речь заходит о новых методах обучения, и хотите узнать об этом больше, тогда эта статья поможет. Разъясним, что такое синквейн, как реализовать этот метод и каких результатов ожидать.

Синквейн: что это такое

Человек будущего - это человек творческий. Формирование такой личности начинается с младых ногтей - раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих целей в современной школе применяют метод сложения малых стихотворных форм - синквейн.

Многие родители с удивлением обнаруживают, что учителя в школе дают детям задание составить небольшое стихотворение со значением. Причем тема может быть разная - от математических правил и принципов до географических понятий и категорий природоведения.

Что же это такое? Синквейн - это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.

Этот метод сформировался в американской педагогической системе еще в начале ХХ века. Его родоначальницей считают Аделаиду Крэпси.

Оценив глубокий смысловой потенциал японских стихотворных форм хайку и танка, она предложила детям испытать этот принцип, чтобы выразить свое понимание сути явлений окружающего мира.

Синквейны - это информационный синтез ключевых определений того или иного феномена.

Вот какой дидактический и развивающий потенциал имеет эта форма обучения и контроля знаний:

  1. Формирует аналитический подход ребенка к информации. Заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы, а не просто получать и воспроизводить сведения.
  2. Учит синтезировать знания. Чтобы открыть суть явления, следует изучить, вычленить и объединить его отличительные признаки.
  3. Развивает устную и письменную речь, учит кратко, четко и осмысленно формировать и выражать мысль.

Этот метод применяют на этапе обобщения и уточнения выученного.

Синквейну подвластны не только филологически сориентированные предметы, но и сфера природных наук.

Как правильно составить синквейн

Во многих описаниях синквейна присутствует такой его признак, как стихотворная форма.

Отметим, что в данном случае это понятие условное, поскольку один из признаков поэтического произведения - рифма - игнорируется. Сохраняется только ритм.

У синквейна есть несколько правил составления:

  • В стихотворении должно быть 5 строк.
  • Текст строится по принципу неправильного ромба или елочки:

Примечание. Допускается отступление от этого правила, если того требует содержание. Ему отдается предпочтение.

  • Каждая строка имеет свою форму выражения содержания.

Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:

Тема - существительное или местоимение.

Характеристики предмета рассуждения - прилагательные или причастия.

Действие предмета - глаголы или их формы (деепричастие).

Личное мнение или промежуточный вывод - 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.

Общий вывод - одно слово, выражающее суть размышлений.

Важно, чтобы в синквейне было воплощено информационно важное и содержательное сообщение, а не пустой набор слов.

Поэтому допускаются некоторые отклонения от формы, но только те, что обоснованы логикой размышлений.

Синквейн: примеры

Чтобы понять, что это за особая форма передачи информации, изучите варианты стихотворений.

Убедитесь, что несложно составить синквейн. Примеры в этом помогут:

Вариант 1.

Книга.

Добрая и яркая.

Успокоит, научит, откроет.

Новый мир подарит мне.

Знание.

Вариант 2.

Бабушка.

Ласковая и мудрая.

Обнимет, расскажет, улыбнется.

Уютно дома у нее.

Семья.

Вариант 3.

Озеро.

Теплое, голубое.

Люблю купаться в синей воде.

Лучший отдых.

Каникулы.

Вариант 4.

Машина.

Гремучая и страшная.

Несется по дороге.

Не играй у дороги.

Безопасность.

Вариант 5.

Мягкий и пушистый.

Поглажу его рукой.

Искра мелькнула в шерсти.

Электричество.

В составлении синквейна главное - давать волю фантазии, уметь выделить что-то самое важное в том или ином объекте.

Чтобы это сделать, одних бытовых наблюдений недостаточно, нужны знания, которые подкреплены эмоциональным опытом.

Научите своих детей составлять такие стихотворения. Им очень понравится по-новому открывать для себя мир.

Синквейн – это особое стихотворение, которое состоит из 5 строчек. Временем ее зарождения принято считать двадцатый век, а местом – Америку. Основным фактором, который повлиял на формирование такого стиха, является японское поэтическое творчество, популярность которого на то время была очень широка. Не удивителен тот факт, что о синквейне узнали и на территории России, и вообще во всем мире. Оказалось, что это довольно эффективный метод, способствующий развитию образной речи. Известно, что такие пяти строчные стихи составлялись и на дидактическую тематику.

"Первопроходцем" в области сочинения классического синквейна стала поэтесса Аделаида Крэпси, она же выступила и изобретателем этого причудливого стиха. Как уже вспоминалось, основой для его создания были японские мотивы. В 1914 синквейны авторства Аделаиды были помещены в сборник стихов, изданный после ее смерти.

Чтобы составить стих такой модификации, не нужно обладать особыми умениями. Это, в первую очередь, свободное творчество, и чтобы написать синквейн, нужно найти самые основные элементы данной информации, а потом сделать краткмй вывод в четкой, лаконичной форме. Сегодня в школьной программе распространена практика синквейнов. Они являются хорошим средством подведения итогов по изученному материалу на уроке литературы. А что касается других дисциплин, то это отличное упражнение, заменяющие банальные итоговые задания для обобщения и систематизации программного материала.

Составить синквейн и ученику, и взрослому очень просто, и, кстати, эта особенность делает его кратчайшим и результативным путем к общему развитию ребенка, который способствует быстрому формированию аналитических способностей. Внедрение такого вида работы в школьную практику связано еще и с тем, что он забирает намного меньше времени, но зато дает намного больше результатов. Таким образом, материал усваивается быстрее и лучше, чего не дают обычные школьные сочинения.

Преимуществом синквейна перед стандартными упражнениями еще и в том, что он имеет более строгие рамки, что позволяет выразить мысль четко, лаконично и кратко. А чтобы изъяснение соответствовало всем этим критериям, учащийся применяет весь арсенал интеллектуальных и творческих способностей, смекалку и, конечно же, фантазию.

Как составить Синквейн

Синквейны, в свою очередь, классифицируют на 2 подвида:

  • традиционный, который также имеет несколько модификаций:
    • обратный;
    • зеркальный;
    • синквейн-бабочка и другие.
  • дидактический.

В основе традиционного лежит слоговый принцип. Он состоит в том, что число слогов в 5 строчках синквейна должно быть равно 22.
В основе дидактического синквейна лежит смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:

  • 1 строчка – тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);
  • 2 строчка - 2 слова, которые дают характеристику объекту;
  • 3 строчка – 3 слова, описывающие действия, совершаемые объектом;
  • 4 строчка – 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;
  • 5 - 1 слово, своеобразное резюме-характеристика описываемого объекта.

Примеры Синквейнов

Вот пример дидактического синквейна:

Солнце
Зимнее, неверное
Прячется, охотится, стреляет
И только Человек не видит
Прицела.