Из-за чего возникают экономические трудности в РФ: основные причины. Хронология важнейших событии в экономической историй Экономики есть важное и

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Вариант № 1.

А1. Московская битва началась
А) 6 декабря 1941г.; Б) 19 ноября 1942г.; В) 6 июля 1941г.; Г) 16 апреля 1942.

А2. Граждане СССР, впервые в 1941г. услышали обращение к ним слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» в выступлении
А) М.И.Калинина 31 декабря; Б) И.В. Сталина 7 ноября;
В) Г.К.Жукова 6 декабря; Г) В.М. Молотова 22 июня.

А3. 5-6 декабря 1941г. началось контрнаступление Красной Армии под
А) Киевом; Б) Москвой; В) Ленинградом; Г) Сталинградом.

А4. В феврале 1945г. состоялась встреча глав правительств трех союзных держав в
А) Москве; Б) Тегеране; В) Ялте; Г) Потсдаме.

А5. Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войне был
А) Г.К. Жуков; Б) И.В.Сталин; В) К.Е. Ворошилов; Г) С.М. Буденный.

А6. Издание И. Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942г. было вызвано угрозой
А) захвата немцами Крыма; Б) нового прорыва немцев под Москвой;
В) выхода немцев к Уралу с юга; Г) сдачи Сталинграда и выхода немецких армий к Волге.

А7. Важнейшей причиной срыва плана немецкого наступления в Курской битве был (о)
А) упреждающий удар советской артиллерии;
Б) вступление в бой сибирских резервных дивизий;
В) окружение в «котел» основной массы немецких войск на Курской дуге;
Г) удар партизанских соединений в тыл немцам.

А8. Последствием Московской битвы было то, что
А) был открыт Второй фронт в Европе;
Б) был сорван немецкий план «молниеносной войны»;
В) произошел коренной перелом в войне;
Г) Германия начала терять своих союзников в войне.

А9. Когда был открыт Второй фронт?
А) 1 мая 1944г.; Б) 20 августа 1944г.; В) 6 июня 1944г.; Г) январь 1944г.

А11. Название операции советских войск под Сталинградом:
А) «Барбаросса»; Б) «Цитадель»; В) «Уран»; Г) «Тайфун».

А12.Антигитлеровская коалиция окончательно оформилась:
А) подписанием договора о союзе СССР и Великобритании;
Б) подписанием договора о союзе СССР и Франции;
В) подписанием соглашения СССР и США;
Г) признанием СССР западными странами.

А13. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:
А) капитуляции немецких войск в Сталинграде;
Б) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода;
В) освобождения Киева;
Г) капитуляции немцев в Берлине.

А14. На Потсдамской конференции были приняты следующие решения:
А) о сроке вступления СССР в войну с Японией,
Б) о передачи СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района,
В) об управлении послевоенной Германией,
Г) о репарациях с Германии.

А15. В операции «Багратион» участвовали командующие фронтами:
А) Баграмян, Б) Черняховский, В) Рокоссовский, Г) Конев.

А16. Командующими фронтами в Берлинской операции являлись:
А) Василевский, Б) Жуков, В) Конев, Г) Рокоссовский.

В1. Установите соответствие между сражениями и годами, когда они произошли:
1) под Смоленском А) 1944г.
2) под Харьковом Б) 1943г.
3) за форсирование Днепра В) 1942г.
4) за освобождение Минска Г) 1941г.
Д) 1945г.

В2. Соотнесите имена и факты:
1) И.В. Панфилов А) командующий 62-й армией;
2) В.В. Талалихин Б) воздушный таран;
3) И.В. Сталин В) командующий дивизией на Волоколамском шоссе;
4) В.И. Чуйков Г) верховный Главнокомандующий советских войск.

С1. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.
«…Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями …наши бойцы…выползали из-под немецких танков,…на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

1. В каком году началась Отечественная война? а) 1853г. б) 1812г. в) 1856г. 2. Верховная власть в России в начале 19 в принадлежала: а) императору, б) С

енату, в) Синоду. 3. Причина неудач реформ М. М. Сперанского: а) консерватизм большей части дворянства; б) противодействие армии; в) опасение царя за свою судьбу. 4. Укажите высший административный орган в России в первой половине 19 века а) Комитет министров; б) Сенат; в) Синод. 5. «Битва народов» в 1813г. , в которой были полностью разбиты войска Наполеона произошла: а) под Берлином; б) под Лейпцигом; в) при Ватерлоо. 6. Укажите государства, вошедшие в «Священный союз» , созданный в 1815г.: а) Россия, Франция, Испания; б) Россия, Австрия, Пруссия; в) Россия, Польша, Турция. 7. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.: а) р. Березина; б) Тильзит; в) Смоленск; г) Малоярославец. 8. Укажите, какое из обществ декабристов возникло раньше других: а) «Союз спасения», б) «Союз благоденствия», в) «Южное общество», г) «Северное общество». 9. «Южное общество» декабристов возглавлял: а) К. Ф. Рылеев; б) Н. М. Муравьев; в) П. И. Пестель. 10. Новым в экономическом развитии России в первой половине 19 в. не было: а) начало промышленного переворота; б) дальнейшее развитие внутреннего рынка; в) расцвет крестьянских хозяйств. 11. В России в первой половине 19 в. основным собственником земли являлись: а) церковь; б) дворяне; в) чиновники. 12. К 1843г. в России было укреплено денежное обращение при помощи: а) введение твердой серебряной валюты; б) получения крупного иностранного займа; в) введения бумажных денег. 13. Россия в середине!9 в. была: а) абсолютной монархией; б) конституционной монархией; в) республикой. 14. С чьим именем связана подготовка « Свода законов Российской империи»: а) М.М. Сперанский; б) граф П.Д. Кисилев; в) граф А. Х. Бенкендорф. 15. Укажите одну из причин отставания России в Крымской войне: а) отставание от европейских стран в промышленном развитии; б) плохое военное командование; в) гибель русской Черноморской эскадры. 16. Командующий русской эскадрой в Синопском сражении: а) Ф. Ф. Ушаков; б) П. С. Нахимов; в)В. И. Истомин. 17. Государство, где духовенство оказывает решающее влияние на государственные дела, а глава государства соединяет в своих руках духовную и светскую власть называется: а) теократическим; б) тотолитарным; в) феодальным. 18. Кто лишний в ряду: а) В. Г. Белинский; б) А. И. Герцен; в) Н. П. Огарев. г) Е. Ф. Канкрин. 19. Кто стал имамом на Кавказе в 1834г.? а) Шамиль; б) Аслан; в) Мустафа. 20. Парижский мир, завершивший Крымскую войну, был подписан: а) в 1856г.; б) 1855г.; в) 1860г. 21. Когда было отменено крепостное право? а) в 1861г. б) в 1800г. в) в 1860г. 22. Какие крестьяне считались «временнообязанными»? а) не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне. 23. Кто сыграл решающую роль в подготовке и проведении военной реформы 1874г.? а) Д. А. Милютин; б) П. Н. Игнатьев; в) Я. И. Ростовцев. 24. Какой процент населения России был занят в сельском хозяйстве во второй половине 19в.? а) 90; б) 50; в) 35. 25. Укажите даты правления Александра 2? а) 1855-1881; б) 1843-1871; в) 1861-1881. 26. Члены какой организации совершили убийство Александра 2 1 марта 1881г.? а) «Черного передела»; б) «Земли и воли»; в) «Народной воли». 27. Что было учреждено вместо упраздненного в 1880г. третьего отделения? а) Охранное отделение; б) Департамент государственной полиции; в) Министерство полиции. 28. Русский министр внутренних дел в 1880- 1881гг., чью политику Н. К. Михайловский определил как « политику лисьего хвоста и волчьей пасти»: а) М. Т. Лорис – Меликов; б) К. П. Победоносцев; в) Д. А. Толстой. 29. Кто в окружении Александра 3 был сторонником модернизации России? а) С. Ю. Витте; б) Д. А. Толстой; в) И. Н. Дурново 30. После гибели Александра2 в России начинается: а) курс контрреформ; б) усиление народнического движения; в) расширение либерального движения. 31. Какие государства объединил Тройственный союз в 1882г.? а) Австро- Венгрию, Германию и Италию; б) Австро- Венгрию, Германию и Россию; в) Германию, Италию и Турцию. 32. Одна из социал- демократических организаций, действовавшая в Петербурге в 1880-е гг.: а) «Народная воля»; б) группа « Освобождение труда» в) «Черный передел»

Срочно к завтрашнему дню нужно написать сочинение.Нет времени уезжаю в другой город на время и никак не получается его написать.Тема: "Будущее Крыма в

составе России".Нужно,чтоб сочинение было на 4 листах формата A4(можно 3 но не меньше 3 и не больше 4)План я уже составил.Люди добрые,кто может помогите.Очень срочно!!!
ПЛАНТема:будущее Крыма в составе России.1.Итоги референдума в Крыму и вхождение Крыма в состав России.Чтобы понять почему более 90%население Крыма проголосовало за вхождение в состав России,следует вспомнить героическое прошлое Крыма 2.Героическая история Крыма.а)Вхождение Крыма в состав Российской империи в результате 2 русско-турецкой войны(1780).б)Крымская война(1853-1855) и героическая оборона Севастополя.(Нахимов,Карнилов,Истомин).В)Героическая оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны.Г)Подарок Хрущева Украине и вхождение Крыма в состав УССР.д)Распад Советского союза,самостоятельное существование Украины.Приход к власти националистов(2014)3.Будущее Крыма в составе России.А)Экономический проект:необходимо создать в Крыму свободную экономическую зону.С лёгким налоговым бременем для предприятия,освоение газовых месторождений.Следует развивать пищевую отрасль промышленности,создавая мощные рыбопееробатывающие комплексы.Так же следует развивать энергетическую сферу,создавать электростанции работающие на газе ветре и солнечной энергии.В Крыму следует привлекать средний и мелкий бизнес работающий в сфере торговли и мелкого производства.Развитие курортно туристической отрасли.Б)Научный проект:создание наука-градов,создание предприятий выпускающих высоко-интелектальную,военную продукцию:Военные кораблиПодводные лодки и.т.д.Открытие инженерных и военных институтов.Открытие научных центров и опытных площадок,море и океана ведение.В)Культурно-исторический проект:Крым территория бывшей византийской империи,откуда Русь приняла христианство,при князе Владимире,который крестился в Крыму в городе Херсонес.Таким образом необходимо осуществить возвращение к духовным истокам.На мой взгляд следует восстановить и отреставрировать все исторические памятники и памятные места,связанные с героическим прошлым Крыма.Необходимо организовать ежегодные археологические экспедиции в древние города Тавриды.Необходимо открывать новые музеи,выставки,проводить экскурсии,организовывать крымские города научные и исследовательские конференцииГ)Молодёжный проект.Я знаю что в Крыму находится пионер лагерь "Артек".На мой взгляд на базе Артека следует создать общероссийский молодёжный центр по развитию физкультуры и спорта.В котором бы проходили обучения самые лучшие учащиеся со всех регионов нашей страны. Вывод:Таким образом будущее Крыма неразрывно связано с будущим России,возможно даже в будущем Крым станет экономическим локомотивом и будет определять направление многих сфер жизни России.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье я вернусь к тематике развития образа мышления, которую начал в одной из предыдущих.

Если вы обдумали написанное ранее, сделали соответствующие выводы, и в вашей голове твердо закрепилась мысль «я должен начать развиваться!», то я вас от всей души поздравляю – вы выбрали верный путь.

Я говорил о том, как важно снять с себя ограничения, поверить в себя, в свой потенциал к обучению и познанию.

Однако же не стоит питать себя иллюзиями, что этот путь прост, прямолинеен, солничен и дружелюбен – это совсем не так. Здесь очень много камней, препятствий, развилок и мнимых путей, ведущих вас в тупик либо совсем уводящих от верной тропинки. Однако это всё же гораздо лучше, чем стоять на месте! Думаю, это очевидно.

Итак, вы приняли решение, стали на нужную тропинку и двинулись вперед. В этой статье я расскажу, с чего нужно начинать, какие знания необходимо получить в первую очередь, чтобы дальнейшее изучение было проще. Вы можете удивиться, но такими знаниями являются знания из курса «Основы экономики»

Начнём с простого. Проведем рассуждение «вопрос-ответ» (мы ведь уже умеем это делать, правда?). Итак, чем мы занимаемся? Мы учимся интернет-бизнесу. С какой целью? Для заработка денег. А что есть бизнес вообще? Своими словами можно сказать так: это деятельность, приносящая деньги. Всегда? Наверное, нет.

А какой бизнес приносит деньги? И вообще, что такое деньги? Ну, знаем, да, такие бумажки, которые можно обменять на товар или услугу. А откуда они берутся? Как они работают? Почему их нельзя просто напечатать на принтере? Почему их у кого-то много, а у кого-то нет вообще? Почему, к примеру, за доллар я могу купить практически что-угодно и где-угодно, а за рубль – только что-то небольшое (относительно) и только в пределах Российской Федерации?

Что ж, мы получили кучу вопросов и помним, что это хорошо, значит «вопрос-ответ» работает и наш мозг варит. Теперь, где получать ответы на все эти вопросы? Отвечаю: бизнес, виды организации бизнеса, деньги, виды денег, функции денег – это есть лишь часть базовых экономических понятий. Поэтому ответы на них знает любой студент, окончивший первый курс экономфака (ну ладно, добросовестный студент).

У меня нет экономического образования, но с уверенностью могу сказать, что весь курс экономики можно разделить на две части: основы экономики и специальные экономические знания.

Во вторых я сам не силен, да и в этом нет необходимости. Там учат ведению учёта, правовому регулированию и прочим вещам, нужным лишь непосредственно экономистам, юристам, статистам, бухгалтерам и другим специалистам, работающим на предприятии.

Бизнесмену этим всем забивать свою голову совершенно нет нужды, он в силах нанять такого специалиста и тот будет на него работать, получать свою зарплату и премии и радоваться жизни и тому, что он так хорошо это знает и ему платят за его знания.

Однако же основы экономики (а так же, несомненно, менеджмент, но сейчас не об этом) любой руководитель знать обязан, ибо без этих знаний он просто не будет представлять, что будет делать его бизнес, как он это будет делать, для чего и для кого.

Сейчас мы посмотрели на экономику со стороны бизнеса, то есть предприятия. Однако есть и другая сторона – обычные люди. Все мы являемся частью экономики, ведь каждый день мы что-то продаем, покупаем, вступаем в какие-то отношения (даже будь то простой обмен дисками с фильмами с вашим соседом или другом).

Для характеристики каждого из нас экономика использует понятие «домашнее хозяйство». Это может быть один человек, семья с общим бюджетом, вы и друг, решившие заняться общим делом, что угодно. Важно то, что вы взаимодействуете с другими домашними хозяйствами, предприятиями (напрямую или через посредников – продавцов), организациями и прочее.

То есть, фактически, экономика – это наша жизнь. Практически всё, что мы делаем, прямым или косвенным образом имеет отношение к определенным экономическим процессам или явлениям. Именно по этой причине я советую всем и каждому знать экономические основы.

Получив основные экономические знания, вы совершенно по-другому станете смотреть на мир, ответите на кучу вопросов, которые, возможно, не давали вам покоя когда-то или не дают до сих пор, и, возможно, уже чётко определитесь с тем, чем вам стоит заниматься в этой жизни.

Вы научитесь сравнивать виды заработка и выбрать лучший (даю подсказку: лучший – это заработок в интернете, а вот почему – хочу, чтоб вы узнали сами).

Кроме того, зная, как работает та или иная организация (банк, биржа, фонд и другие) вам будет легче взаимодействовать с ними в случае необходимости, и вы легче придёте с ними к соглашению, выгодному для вас обоих, а также будете более защищены от правонарушений и мошеннических и обманных действий в вашу сторону.

Итак, надеюсь, я донёс до вас то, как важно знать и понимать экономические основы не только бизнесмену, бухгалтеру, банкиру или студенту экономфака, а и в принципе любому человеку, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался.

Теперь переходим непосредственно к делу. В интернете вы можете найти огромное множество литературы на тематику, которая вас интересует. Ищите учебники, имеющие такие названия: «Основы экономики», «Экономическая теория», «Политическая экономия».

Если вам интересно моё мнение, то я рекомендую учебник «Основы экономики» Евгения Борисова (2002г.).

Конечно, я рекомендую прочесть весь учебник, ничего, из того, что там написано, не будет для вас лишним, поверьте мне. Однако есть ряд вопросов и моментов, на которые вам нужно обратить приоритетное внимание. Представляю вам их список:

  1. Экономика, как наука. Предмет экономики. Объект и субъекты экономики.
  2. История экономики: основные этапы преобразования экономических систем, влияние на мировую экономику промышленной революции (XVII-XVIII вв.) и научно-технической революции (середина XX в.) (в учебнике Евгения Борисова этого нет, поищите в других источниках).
  3. Собственность. Виды и типы собственности.
  4. Предприятие. Виды предприятий. Основы экономики предприятия.
  5. Монополия и конкуренция.
  6. Потребители. Домашние хозяйства.
  7. Рынок. Спрос и предложение. Рыночная цена и рыночное равновесие.
  8. Факторы производства. Капитал. Виды капиталов. Доходы капиталов.
  9. Страна как экономическая система. Показатели экономического развития страны. Роль государства в экономике страны.
  10. Банки. Функции банков. Банковская система. Роль банков в экономике страны.
  11. Сущность и функции денег. Денежные системы. Национальная и международная валюта. Курс национальной валюты. Инфляция. История денег.

Особенно интересным и познавательным, а так же, безусловно, самым важным считаю последний вопрос. По нему даже порекомендую отдельный учебник – Анатолий Щетинин «Деньги и кредит». Учебник на украинском языке, поэтому если вы не владеете украинским, поищите альтернативу.

И вообще, узнавайте как можно больше о деньгах, чем больше вы о них знаете, тем сильнее они вас полюбят

Конечно, я не заставляю вас изучить это всё за неделю или к выходу моей новой статьи. Те же студенты экономфака изучают это не один год (а некоторые даже получив диплом, не могут внятно объяснить, почему, к примеру, вырос курс национальной валюты).

Но постепенно, выделяя не более 20-30 минут в день, вы получите нужные вам знания, и изучать работу различных интернет-систем станет намного проще. Кроме того, как я уже сказал, экономика — наука окружающая нас сплошь и рядом, и поэтому, возможно, вы уже знаете многое из того, о чём прочтёте.

Однако же полное изучение курса экономических основ поможет вам связать и систематизировать те знания, что у вас уже имеются, провести логические цепочки и тем самым закрепить и понять ещё лучше то, что вы просто где-то слышали или читали.

И ещё, конечно, не забываем о литературе, о которой я говорил в предыдущей статье.

Что ж, желаю вам удачи и до скорой встречи!
С уважением, !

«Экономист — это человек, который говорит о непонятных
ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы»
Герберт Прокноу