Элиот биография. Биография элиота томаса стернза. Период обучения, раннее творчество

26.9.1888 - 4.1.1965

Thomas Stearns Eliot

Страна: США

Томас Стернз Элиот (англ. Thomas Stearns Eliot; более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (англ. T. S. Eliot), 26 сентября 1888, Сент-Луис, Миссури, США - 4 января 1965, Лондон) - американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.
Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи. В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором. В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма. В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.
Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями. .
В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение - поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.
Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую. «Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе»… Поэзия - «это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности».
В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумия о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.
Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».
В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.
После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.
Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал. Письма Элиота, обнародованные в 2003 году, обнаружили, что Элиот на самом деле активно помогал еврейским беженцам из Австрии и Германии обустроиться в Англии и в США. Он также приветствовал создание государства Израиль. В настоящее время его гражданская позиция не подвергается сомнениям.
Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.
В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 - французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.
В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер. Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Элиот был и остается одним из самых уважаемых и широко читаемых поэтов в англоязычном мире. Его стихи, пьесы и критические статьи оказали существенное влияние на мировую культуру XX века. Иосиф Бродский откликнулся на известие о смерти Элиота пространной элегией. Венди Коуп написала несколько пародий на стихи Элиота (в том числе «Лимерики Бесплодная Земля»). Эндрю Ллойд Уэббер написал на стихи Элиота популярный мюзикл «Кошки». Помимо Уэббера, на стихи Элиота писали музыку Артур Лурье, Игорь Стравинский, Бенджамен Бриттен, Эйноюхани Раутаваара, Софья Губайдулина, Томас Адес.
Американская мелодик-дэт команда Darkest Hour в своей песне «The Light at the End of the World» на альбоме «Deliver Us» 2007 года, в качестве стиха использовала отрывок из произведения «Бесплодная Земля».
Начиная с 1923 года присуждается премия Элиота за вклад в литературу.


Американский поэт Томас Стернз Элиот родился в Сент-Луисе (штат Миссури). Он был младшим из семерых детей в семье. Среди его предков был преподобный Уильям Гринлиф Элиот, основатель Вашингтонского университета в Сент-Луисе, а с материнской стороны Айзек Стернз, один из первых переселенцев Массачусетса. Отец Э., Генри Уэр Элиот, был богатым промышленником, а мать, урожденная Шарлотта Стернз, женщина образованная и литературно одаренная, написала биографию Уильяма Гринлифа Элиота, а также драму в стихах «Савонарола».

Закончив частную школу Смит-акэдеми в Сент-Луисе, Э. год проучился в частном массачусетском колледже и в 1906 г. поступил в Гарвардский университет. Талантливый, незаурядный студент, Э. закончил университетский курс за три года и получил диплом магистра на четвертом курсе.

В это время Э. пишет стихи в «Харвард адвокет» («Harvard Advocate») и является редактором этого журнала с 1909 по 1910 г. Затем он едет в Париж, где посещает лекции в Сорбонне и изучает французскую литературу, прежде всего поэтов-символистов. Еще в Гарварде он заинтересовался символизмом, читал поэта-символиста Жюля Лафорга и книгу Артура Саймонса «Движение символизма в литературе», которая оказала большое влияние на развитие поэта.

Вернувшись в 1911 г. в Гарвард, Э. пишет диссертацию об английском философе-идеалисте Ф.Г. Брэдли, изучает санскрит и буддизм. По Шелдонской стипендии он едет сначала в Германию, а затем в Англию, где изучает философию в оксфордском Мертон-колледже, в котором преподавал Брэдли. После долгих колебаний и сомнений Э. решает посвятить себя литературе и не возвращаться в Гарвард для защиты диссертации. Он остается в Лондоне и пишет стихи. При содействии Эзры Паунда и Уиндэма Льюиса некоторые из них были напечатаны в 1915 г. Чтобы заработать себе на жизнь, он около года занимался преподавательской деятельностью, затем служил клерком в банке «Ллойде»; в 1925 г. он начинает работать в издательстве «Фейбер энд Гуайэр» (впоследствии «Фейбер энд Фейбер»), сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.

В 1915 г. Э. женился на Вивьен Хейвуд. Хотя брак оказался несчастливым, Элиоты прожили вместе 19 лет. После развода Вивьен поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.

С 1917 по 1919 г. Э. работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» («Egoist»). Его ранние стихотворения появляются в различных периодических изданиях, в том числе в «Католической антологии» («Catholic Anthology») Эзры Паунда в 1915 г. Два новых поэтических сборника Э. «Пруфрок и другие наблюдения» («Prufrock and Other Observations») и «Стихи» («Poems») были опубликованы Вирджинией и Леонардом Вульф в «Хогарт-пресс» («Hogarth Press») соответственно в 1917 и 1919 гг. Написанные под влиянием Лафорга, стихи обоих сборников несут на себе печать глубокого разочарования действительностью. В «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»), первой значительной поэме Э., запечатлен герой – «услужливый, почтительный придворный, благонамеренный, витиеватый...» (пер. А. Сергеева) – и мучительно нерешительный, косноязычный, особенно с женщинами. «Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с «Пруфрока» берет начало современная поэзия.

Одновременно с ростом популярности Э.-поэта быстро утверждалась и репутация Э. – литературного критика. Начиная с 1919 г., он постоянный автор «Тайме литерэри сапплмент» («Times Literary Supplement»), литературного приложения к «Тайме». Там была опубликована серия статей Э. о елизаветинской и якобинской драме, которые наряду с другими критическими статьями и обозрениями вошли в сборник эстетических работ Э. «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920). В статьях о Шекспире, Данте, Драйдене, Марло, Джоне Донне, Джордже Герберте, Эндрю Марвелле Э. пытался «вернуть поэта к жизни, что является великой, непреходящей задачей критики». Эссе Э. «Воздавая должное Джону Драйдену» («Homage to John Dryden», 1924) и «Избранные эссе» («Selected Essays», 1932) явились программными для возникновения влиятельного критического течения, известного как кембриджская школа, а позднее в Соединенных Штатах как новая критика. Кроме того, Э. ввел в литературный обиход два важнейших для развития критической мысли понятия: objective correlative – согласование эмоционального начала с объективным изображением конкретной психологической ситуации, соответствие между чувством и «набором предметов, ситуацией, цепью событий, которые являются формулой, вызывающей именно это чувство»; и dissociation of sensibility (распад восприимчивости), под которым Э. подразумевал утрату целостности «мышления» в поэзии после XVII в. Многие критические взгляды Э. нашли свое отражение в журнале «Крайтерион» («Criterion»), весьма влиятельном критическом издании, выходившем 4 раза в год с 1922 по 1939 г.

Своей гиперболой (поэма состоит всего из 434 строк) Паунд намекает на поэтическую концентрацию и обилие аллюзий в поэме. (Паунд, кстати, принимал участие в редактуре окончательного варианта поэмы, которую он сократил на треть.) «Бесплодная земля», лучшее, по мнению многих влиятельных критиков, произведение Э., наложившее отпечаток на последующее развитие поэзии, состоит из пяти частей, которые объединяются сквозными темами бесплодия и размывания ценностей. «Бесплодная земля», в которой отразились сомнения и разочарования послевоенного поколения, выразила интеллектуальный настрой целой эпохи. В 1927 г. Э. крестился по обряду англиканской церкви и в том же году получил британское подданство. В предисловии к сборнику эссе «В защиту Ланселота Эндрюса» («For Lancelot Andrewes») он называет себя «англокатоликом в религии, классицистом в литературе и роялистом в политике». Еще будучи американским студентом, Э. проявлял живой интерес к культуре страны своих предков, сокурсники в шутку даже называли его «англичанином во всем, кроме акцента и гражданства». И если принятие британского подданства в какой-то степени отвечало его юношеским устремлениям, то его переход в англиканскую церковь был отходом от семейных традиций унитарианства, хотя и удовлетворял потребность Э., пуританина по происхождению, в строгих и четких моральных установках. В поэме «Пепельная среда» («Ash Wednesday», 1930) со всей очевидность проявились душевные терзания, которыми сопровождалось его обращение в англиканскую веру. Именно в этот период интеллектуального и душевного разброда Э. переводит поэму Сен-Жон Перса «Анабасис» («Anabasis», 1930), своего рода духовную историю человечества, и знакомит англоязычного читателя с творчеством близкого Э. по духу французского поэта.

В 30-е гг. Э. пишет поэтические драмы. «Камень» («The Rock», 1934) и «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935) предназначались для религиозных спектаклей. «Убийство в соборе» представляет собой философское моралите о муках св. Томаса Беккета и считается лучшей пьесой Э. Она с большим успехом шла в театрах Европы и Соединенных Штатов. Его пьесы о современной жизни – «Воссоединение семьи» («The Family Retinion», 1939), «Вечерний коктейль» («The Cocktail Party», 1950), «Личный секретарь» («The Confidential Clerk», 1954) и «Пожилой государственный деятель» («The Elder Statesman», 1959) – считаются менее удачными. Автору во многом не удалась попытка наполнить современным содержанием темы античной трагедии. «Вечерний коктейль», правда, в свое время пользовался успехом на сценах театров по обе стороны Атлантики.

Поэмы 40-х гг. «Четыре квартета» («Four Quartets», 1943), «Бёрнт Нортон» («Burnt Norton», 1941), «Ист Кокер» («East Coker», 1940), «Драй Сэлвейджес» («The Dry Salvages», 1941) и «Литтл Гиддинг» («Little Gidding», 1942) считаются многими критиками наиболее зрелыми поэтическими произведениями Э. Каждая поэма – это размышления, навеянные созерцанием различных пейзажей, в которые поэт вплетает свои суждения об истории, времени, природе языка, а также личные воспоминания.

В 1948 г. Э. присуждается Нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг в своей речи подчеркнул, что у стихов Э. «есть особое свойство – способность врезаться в сознание нашего поколения с остротой алмаза». «Я считаю вручение Нобелевской премии поэту подтверждением общечеловеческой ценности поэзии, – сказал Э. в ответной речи. – Ради одного этого следует время от времени награждать поэтов; Нобелевскую премию я рассматриваю не как признание своих собственных заслуг, но как символ значимости поэзии».

В 1957 г. Э. женился на Эсме Валери Флетчер. Поэт скончался в 1965 г., в возрасте 76 лет, и был похоронен в Ист-Кокер, деревне в Сомерсете, откуда в середине XVII в. его предок Эндрю Элиот отправился в Америку.

Э. был удостоен многих наград. Среди них британский орден «За заслуги» (1948), французский орден Почетного легиона (1954), премия Гёте Ганзейского союза (1954). Э. имел 16 почетных степеней английских, американских и европейских университетов и был почетным членом советов Магдален-колледжа и Мер тон-колледжа (Оксфорд).

На протяжении своей жизни Э. часто ездил на родину, навещал родных, выступал с лекциями, занимался издательской деятельностью. Поэт получил много американских наград и был членом научного совета Института фундаментальных исследований в Принстоне в 1948 г. и членом совета американской Библиотеки конгресса с 1947 по 1954 г.

Критическая и текстологическая литература, посвященная творчеству Э., продолжает расти и после смерти поэта. По мнению американского критика Ирвина Эренпрайса, «поэзия Э. проникает в глубины морали и психологии. Э. понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле». Стиль Э., считает Эренпрайс, отличается «нарушением синтаксиса и смысла, привлекая таким образом внимание читателя, заставляя его по-новому взглянуть на задачи и ценности литературного творчества».

«Двоякая задача Э. заключалась в том, – писал английский критик М. Брэдбрук, – чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил величайший из поэтов, Зеркало лицом к Природе, и вместе с тем следовать образцам истинного совершенства».

(1888 - 1965)

Англо-американский поэт Томас Стернз Элиот, который сильно повлиял на развитие англоязычной поэзии XX ст., родился 26 сентября 1888 г. в Сен-Луисе (штат Миссури, США) и вырос в зажиточной семье, предки которой были выходцами из Англии.

Закончив частную школу, Томас Элиот 1906 г. вступил в Гарвардский университет. Первые стихи начал писать под влиянием Омара Хайяма в 14 лет. Увлекшись поэзией символистов, приехал в Париж, где продолжил обучение в Сорбонне.

Вернувшись 1911 г. в Америку, начал работу над диссертацией по творчеству Бредли, не закончив которую переехал сначала в Германию, а потом 1915 г. в Лондон.

Здесь 1915 г. Томас Элиот вступил в брак с Вівъен Хейвуд, брак с которой оказался неудачным.

От 1917 до 1919 г. Элиот работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» и публикует собственные стихи в разных периодических изданиях, а также выпускает несколько стихотворных сборников. Первой значительной поэмой Томаса Элиота стала «Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока». Это была новая веха в поэзии XX ст., виток современной английской поэзии.

Томас Элиот становится популярным поэтом, серьезным литературным критиком, который считает своей задачей «возвратить поэта к жизни». Его критические эссе начинают так называемую «кембриджскую школу критики».

1922 г. вышло в свет, по мнению критиков, наилучшее произведение Элиота, которое отразило интеллектуальные настроения целой эпохи, — поэма «Бесплодная земля».

1927 г. Томас Элиот принял англиканскую веру и стал британским подданным. В поэме «Пепельная среда» (1930) он выразил свои чистосердечные мучения относительно отхода от семейных религиозных традиций в обществе.

1934 г. Элиот написал поэтическую драму «Камень», а 1935 г. — драму «Убийство в соборе», поставленную тогда же в Кентерберийском соборе. Это было его яркое сценическое произведение, написанное в форме церковного литургийного действия, средневековой морали и античной трагедии. Его пьесы с современной жизни — «Воссоединение семьи» (1939) , «Вечеринка с коктейлями» (1950) и другие — считаються менее удачными.

1940 г. Томас Элиот пишет поэму «Ист Кокер», потом подряд выходят его поэтические произведения, которые считаються наиболее зрелыми, где Элиот воссоздал собственное представление о высокой миссии поэта — сохранять, увеличивать и передавать новым поколением воплощенное в слово наследство национальной и мировой культуры.

1948 г. Томасу Элиоту присуждается Нобелевская премия с литературы «за выдающийся новаторский взнос в современную поэзию».

Кроме Нобелевской премии, Томасу был вручен британский орден «За заслуги» (1948) , французский орден Почетного легиона (1954) , премию Гете (1954) и много других наград. Он имел множество почётных степеней и был почетным членом советов многих учебных заведений.

1957 г. Томас Элиот вторично вступает в брак.

Умер Томас Стернз Элиот 4 января 1965 г. в 76 лет и был похоронен в селе Ист-Кокер, откуда в XVII ст. подались в Америку его знаменитые предки.

Литература США

Томас Стернз Элиот

Биография

ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернз (26 сентября 1888, Сент-Луис, шт. Миссури - 4 января 1965, Лондон), англо-американский поэт, критик, историк культуры, драматург.

Через Атлантику

Элиот родился и до 1914 жил в США, затем переехал в Лондон, был служащим банка, преподавал, выступал как рецензент. В 1922−39 Элиот возглавлял журнал «Крайтерион», в котором опубликованы программные для него статьи философского характера, а также основные работы, характеризующие его понимание сущности и назначения культуры. Важнейшее событие жизни Элиота происходит в 1927, когда он принял англокатолицизм (т. е. стал адептом «Высокой церкви»)и одновременно стал британским подданным.

К экспатриации Элиота побудило ощущение своей чужеродности американской культуре, которая, на его взгляд, в силу исторической молодости лишена глубоких духовных корней. Неприемлемое для Элиота засилье утилитаризма и практицизма, формирующих социальную психологию соотечественников, заставляли его отзываться об Америке как о царстве «вульгарности», являвшейся наиболее зримым проявлением того «варварства», которое он считал сущностью своей эпохи. Страх перед «варварством» и нарастающее отвращение к современной жизни, отвергшей культуру как живую традицию, во многом предопределили весь характер творчества Элиота.

Его переезд через Атлантику не означал, однако, полного разрыва с той культурной почвой, на которой он вырос. Воспитанник Гарвардского университета, Элиот посещал семинары крупных американских философов Дж. Сантаяны и И. Бэббита. Магистерская диссертация Элиота (опубликована в 1964) посвящена концепции знания и опыта в философии неогегельянца Ф. Г. Брэдли, чья основная работа «Видимость и реальность» считается одним из главных источников культурологических воззрений поэта.

Раннее творчество

Они раскрылись уже в первом значительном сочинении Элиота, обращенном к проблемам эстетики и культуры, - книге «Священный лес» (1920), заключавшей в себе полемику с романтическими взглядами на сущность художественного творчества. Отвергая представление о поэзии как спонтанном акте, в котором решающая роль принадлежит воображению и лирической исповедальности, Элиот обосновывал доктрину «деперсонализации» художественного высказывания, которое подразумевает строгую упорядоченность, а не всплеск эмоций, отказ от «случайного» во имя «всеобщего», подавление «пристрастности» и изгнание «декламации», в чем бы они ни проявлялись. Романтической апологии личности Элиот противопоставил идею непрерывающейся культурной традиции, которая не только присутствует в любом новом тексте, но должна использоваться художником сознательно. Новаторство возможно только как обогащение традиции, поскольку каждый новый текст находится в определенных соотношениях со всей совокупностью уже созданных текстов (они и образуют «традицию»). В то же время новый текст, если он действительно явление высокого искусства, до той или иной степени изменяет внутренние пропорции этого единства. Так, по Элиоту, происходит литературная эволюция.

Элиот решительно отверг попытки воспринимать поэтическое слово в качестве эквивалента или заменителя религиозных, этических философских концепций и последовательно защищал мысль об автономности, самоценности искусства. Возникшая в 1930-е гг. англо-американская школа «новой критики» догматизировала эти положения, используя их для сугубо формалистической интерпретации явлений искусства вне их соотнесенности с реальным жизненным опытом.

Критика гуманизма

Сам Элиот, однако, никогда не был приверженцем «чистой поэзии», признавая за искусством не только возможность, но и обязанность «оказывать воздействие на характер восприятия реальности… разрушать бытующие нормы сознания и оценки, заставляя по-новому видеть мир». Эта идея положена в основание трактата «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), где Элиот сформулировал основные понятия своей философии искусства. Аргументы в подтверждение своих теорий Элиот черпал в изучении истории поэзии - от Данте и открытых им английских «метафизических поэтов» 18 в. до Бодлера, на котором для него практически завершалось цветение традиции.

Оценки ряда явлений литературы у Элиота нескрываемо пристрастны. Особую недоброжелательность у него вызывали авторы, разделяющие романтическое понимание поэзии, а также поборники гуманизма как предпосылки художественного творчества, обладающего высоким этическим значением. Философия гуманизма отвергалась Элиотом, так как он считал, что идея свободной и самоутверждающейся индивидуальности утратила под собою почву.

Предназначение поэта Элиот понимал однозначно: «Его прямой долг лежит в сфере родного языка: во-первых, сохранять его, во-вторых, развивать и совершенствовать». В своих литературно-критических работах Элиот требовал от поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературной традиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы, строгой дисциплины мысли и чувства. Он критиковал романтиков за культ индивидуализма и неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ставил Данте, поэтов эпохи королевы Елизаветы I и особенно Джона Донна, считая их творчество образцом поэтического искусства. Элиот даже предпринял интересную, хотя и малоперспективную попытку обновить в 20 в. жанр елизаветинцев - драму в стихах: «Убийство в соборе» (1935), «Прием с коктейлями» (1950) и др. Представления о миссии поэта - хранить, приумножать и передавать новым поколениям воплощенное в слове наследие национальной и мировой культуры - равно питали и его сложную философскую поэзию, и гротески «суиниады», и изящно-шутливые стилизации в духе английской детской поэзии - цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), легший в основу либретто знаменитого мюзикла Э. Ллойда Веббера «Кошки» (1981).

Вместе с тем прочтение классики, предложенное в его работах, носит новаторский характер. По сути, менялось само представление об истории литературы, впервые представавшей как целостный процесс, логика которого понимается как развитие собственно эстетических идей, хотя они основываются на меняющемся постижении сущности мира и исторически обусловленных формах духовной и нравственной ориентации. Особое значение имело выдвинутое Элиотом истолкование сущности искусства, которое призвано выразить «сознание вечного так же, как и сознание сегодняшнего, - вечного и сегодняшнего в их единстве». Большое развитие в работах по теории литературы получила и высказанная Элиотом в работе о «Гамлете» идея «объективного коррелята»: речь шла о необходимости строго согласовывать эмоциональное начало и конкретное воссоздание психологической реальности, о «формулах переживания», соотносимых с определенной «последовательностью» объектов, ситуацией, цепочкой событий".

Поэт «бесплодной земли"

В собственном художественном творчестве Элиот стремился устранить расхождение между чувственным и интеллектуальным началом, достигая синтеза с целью вернуть весомость поэтическому слову, обесценившемуся из-за романтической «декламации».

Объявляя себя в литературе приверженцем классицизма, точно так же как в политике сторонником роялизма, а в религии - «Высокой церкви» (сборник эссе «В защиту Ланселота Эндрюса», 1928), Элиот как поэт (и в меньшей степени как драматург, добившийся наиболее значительных высот в жанре стихотворной драмы со сложными этическими коллизиями - «Убийство в соборе», 1935) предстает художником, воплотившим типичные особенности мирочувствования и умонастроений своей «катастрофической» эпохи. В сознании Элиота эта эпоха отмечена глубоким кризисом веры и крушением ценностей либерально-гуманистического характера.

Поиски «точного слова», которым Элиот отдал свои творческие усилия, начиная с первого сборника «Пруфрок и другие наблюдения» (1917; в поэме, давшей заглавие книге, впервые использована идея персонажа-маски, отчасти представляющего собой пародийный автопортрет), направлялись сознанием исчерпанности не только стилистики и поэтики, имеющих романтическое происхождение, но пустоты слов, а тем самым и понятий, выражающих доктрину поступательного хода истории, могущества разума, необратимости прогресса. Верованиям, доминировавшим вплоть до катастрофы Первой мировой войны, Элиот противопоставил идеи, впоследствии ставшие фундаментом философско-эстетической доктрины модернизма. Время истолковывалось у него, вслед за философией А. Бергсона, как «реальная протяженность», ничего общего не имеющая с поступательностью развития, концепции детерминированности противостояло понятие хаоса реальности. Момент опыта понимался не как упорядоченность, но как «амальгама разрозненных впечатлений», обретающих единство лишь в границах «мифа», трактуемого Элиотом в статье об «Улиссе» Дж. Джойса (1922) как соединение логически несоединимого с целью придания единства внешне бессвязному потоку бытия.

Все эти идеи творчески с наибольшей полнотой воплощены в поэме «Бесплодная земля» (1922). Воспринятая как манифест «потерянного поколения», поэма, представляющая собой несколько формально несопряженных фрагментов, явилась, однако, не декларацией «бунта», а точным свидетельством о масштабах и значительности исторического перелома, который для Элиота знаменовал собой прежде всего трагическое завершение большой культурной эпохи, длившейся с Ренессанса и оборванной крахом 1914 года. Последовательность «масок» (некто Тиресий, наблюдающий толпу мертвецов на Лондонском мосту после войны, «слепой старик со сморщенной женской грудью» и др.) не только доносит ощущение мертвенности и жестокого хаоса жизни, но воплощает важную для Элиота мысль об исчезновении самого понятия личности в мире тотального отчуждения, каким воспринимает современность сознание поэта. Миф становится единственной возможностью придать целостность «груде поверженных образов», которые объединены мотивами бесплодия, заклятия, наложенного на страну физически немощного Царя-рыбака, и др. (эти мотивы заимствованы из трудов крупных этнографов-фольклористов Дж. Фрезера и Дж. Уэстон). Поэма осталась образцом интеллектуальной поэзии, требующей пространного комментирования, начало которому положил сам автор, написавший примечания.

Широта эмоционального диапазона

Философская сложность отличает и другие поэтические произведения Элиота, в особенности написанные до его обращения, о котором возвестила поэма «Пепельная Среда» (1930), где столкновение религиозного и гуманистического начал составляет основной «сюжет». Поэма построена как моление о смерти, призванной стать обновлением жизни на пути взыскуемой трансцендентной гармонии. Лирическая насыщенность этого прощания с миром, отринувшим Бога и все же сохраняющим для поэта неодолимую притягательность, оттеняется прямыми и скрытыми реминисценциями из Данте: на взгляд Элиота, «Божественная комедия» содержит урок непревзойденной универсальности и «широты эмоционального диапазона», к которой стремился и он сам.

Ближе всего он к ней подошел в «Четырех квартетах» (1935−42), цикле, композиционно построенном по образцу квартетов Бетховена и отмеченном исключительной напряженностью лирической темы, развиваемой в контексте истории, которая переживает одну из своих страшных кульминаций; непосредственно вводятся отголоски Второй мировой войны. Трагизм времени углубляет и обостряет размышления поэта о ценностях земного бытия, смерти и бессмертии, снимая налет метафизичности, отличавший стихи более раннего периода.

В 1915 он женился на дочери богатого фабриканта Вивиан Хей-Вуд. В начале тридцатых годов она заболела психическим расстройством и была помещена в конце концов в психиатрическую клинику. В 1947 она умерла, Элиот унаследовал все ее состояние. В 1957 Элиот женился на Валери Флетчер, и этот брак был удачным.

В 1948 Элиот был удостоен Нобелевской премии и ордена «За заслуги». Он скончался в Лондоне в январе 1965 и был похоронен в деревушке в графстве Сомерсетшир, откуда его предок Э. Элиот в 17 веке эмигрировал в Америку.

Томас Стернз Элиот (26.09.1888 – 04.01.1965) – англо-американский драматург, поэт, критик, исследователь культуры. Томас родом из богатой семьи Сент-Луиса, штат Миссури, США. Дед его был священнослужителем, основавшим колледж. Отец владел промышленной компанией, а мать занималась литературой. Начал писать стихи с 14 лет. Учился поэт в частной школе, а потом в Гарвардском университете.

В 1910-1911 гг. жил в Париже, был слушателем лекций по языкам и философии в Сорбонне. Вернувшись на родину, литератор изучал санскрит и индийскую философию в докторантуре. 1914 год ознаменовался для драматурга переездом в Германию, но началась Первая мировая война, поэтому он уехал в Англию. Сначала он жил в Лондоне, но затем переехал в Оксфорд. Там драматург работал банковским клерком, преподавал. В 1915 г. поэт женился на Вивиан Хей-Вуд, которая была дочерью состоятельного фабриканта. В 1922-1933 гг. Элиот был редактором журнала «Крайтерион», где публиковались его работы о культуре. 1927 год был очень важным для его жизни, потому что как раз тогда критик принял англокатолицизм и получил британское гражданство. Сделал он это, потому что критик не отождествлял себя с американской культурой, считал ее чужой, «варварской» и «вульгарной». Во время тридцатых годов его жена начала страдать психическими расстройствами, из-за чего была помещена в психиатрическую лечебницу.

В 1947 г. она скончалась, а муж унаследовал ее имущество. В 1948 литератор получил Нобелевскую премию, а также орден «За заслуги». В 1957 году поэт удачно женился во второй раз на Валери Флетчер. Умер Томас Стернз Элиот в Лондоне, и был похоронен в деревне, где жил его предок, эмигрировавший в Америку в XVII веке.

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ

Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком, просящего нас занять наши места в аду». Вирджиния Вулф находила его внешность неотразимо комичной. «Заходи к нам на обед, - уговаривала она мужа своей сестры, - придет Элиот в своем костюме из четырех предметов». Если Элиот и выглядел как чопорный английский банкир, то это потому, что он таким и был. Томас Стернз Элиот восемь лет прослужил за стойкой в отделе международных счетов в лондонском банке Ллойда и одновременно писал чуть ли не самые революционные по форме и содержанию стихи XX века.

Разумеется, во всем этом была некоторая доля позерства. Прежде всего, Элиот не был урожденным англичанином. Он принял британское гражданство в 1927 году и примерно в то же время перешел в лоно англиканской церкви. А родился он в городе Сент-Луисе и был потомком сразу трех американских президентов: Джона Адамса, Джона Куинси и Резерфорда Хейза. Он поступил в Гарвардский университет, надеясь получить докторскую степень по философии, но даже сам Элиот признавал, что читать его диссертацию было невозможно. Когда он не явился на защиту, университет отклонил его заявку на присвоение степени, после чего Элиот эмигрировал в Европу, где за свою карьеру успел побывать учителем, банкиром, редактором, критиком и всемирно известным поэтом.

Он оставался девственником до двадцати шести лет. Любого, кто читал его ранние стихи (например, сборник «Любовная песня Альфреда Пруфрока»), это совершенно не удивило бы. Когда Элиот наконец отыскал ту, которая, по его мнению, могла бы составить ему подходящую пару, последствия были катастрофические. Вивьен Хейвуд (в быту он звал ее Вив, а она его Том) была жизнерадостной и общительной женщиной, считавшей сдержанного Элиота скучным и закомплексованным. Она была подвержена резким перепадам настроения, изменяла мужу и, по некоторым сведениям, была наркоманкой. Во всем же остальном они прекрасно ладили. Элиот описывает их отношения как вызвавшие «то состояние разума, которое породило поэму “Бесплодная земля”», - вряд ли это произведение могло бы стать иллюстрацией к семейному счастью. Друг семьи Олдос Хаксли приписывал «весь этот прах и отчаяние в поэзии Элиота» союзу поэта с Вив. Поразительно, но их отношения продлились целых семнадцать лет, после чего Элиот решил, что с него хватит. Когда они расстались в 1933 году, Вив сошла с ума. Последние девять лет своей жизни она провела в психиатрической лечебнице. Элиот ни разу ее не навестил.

К этому времени Элиот уже стал если не процветающим, то во всяком случае известным и уважаемым поэтом. Он воспринимал свои поэмы как «события», которые нужно преподносить затаившей дыхание публике не чаще, чем раз в несколько лет. Между такими событиями, как «Полые люди» и «Пепельная среда», Элиот писал критические очерки для разных литературных журналов. Именно в этих его очерках читатели впервые разглядели признаки скрытого антисемитизма, которые несколько подмочили его репутацию как критика. «Расовые и религиозные причины вкупе приводят к тому, что большое количество свободомыслящих евреев для общества нежелательно», - писал он в одной из статей. Кроме того, он смог найти теплые слова для Гитлера и Муссолини. Поклонники принялись копаться в его ранних произведениях на предмет поиска антисемитских высказываний. Они там были и до сих пор остаются пятном на его биографии.

Несмотря на его политические убеждения, Элиот был в 1948 году награжден Нобелевской премией по литературе. К своему звездному статусу он приспособился столь же легко, как легко привык носить котелок. Жизнь по-прежнему ставила перед ним препятствия, но они были по преимуществу из разряда: «Извините, я не смогу выступить перед вашим поэтическим кружком». «Годы между пятьюдесятью и семьюдесятью - самые тяжелые, - замечал Элиот. - Тебя все время просят сделать то одно, то другое, а ты еще недостаточно дряхл, чтобы отказаться».

Отказывался Элиот очень редко, напротив, он получал удовольствие от своей известности. В 1956 году послушать его выступление в Миннесотском университете собрались более четырнадцати тысяч человек - самая большая толпа, которая когда-либо собиралась на мероприятие, посвященное литературе. Чтобы вместить всех желающих, университету пришлось перенести лекцию на стадион. Во время другой поездки по Америке Элиоту присвоили звание почетного жителя Далласа, штат Техас, и назначили его почетным заместителем шерифа Далласа. За что - никто не знает. Элиот редко ходил в кино, «потому что фильмы мешают мне грезить наяву», - объяснял он. При всей своей внешней серьезности Элиот был неисправимым шутником, у себя дома рядом с портретами прославленных собратьев-поэтов У.Б. Йейтса и Поля Валери он повесил портрет комика Граучо Маркса. Под конец жизни Элиот решил еще раз попытать счастья в браке и благополучно прожил последние годы со своей бывшей секретаршей Эзмё Валери Флетчер.

Элиот страдал излишней мнительностью и чуть что вызывал «скорую», даже если обнаруживал у себя грибок стопы. Однако в конце 1964 года его настигла эмфизема легких, вызванная долгими годами курения, и 4 января 1965 года поэта не стало. В его честь была установлена мемориальная плита в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства.

ИГРА СЛОВ

Может, это и не самое поэтичное наблюдение, но современник Элиота поэт Дилан Томас как-то заметил, что имя «T.S. Eliot» - прекрасная анаграмма слова «toilets», то есть «туалеты».

СТАРЫЙ ОПОССУМ ШУТИТ

Кто бы мог подумать, что автор «Бесплодной земли» так любил розыгрыши! Приятель Элиота Эзра Паунд даже прозвал его за это Старым Опоссумом. Когда к Элиоту в гости заезжал кто-то из друзей-писателей, хозяин дома обычно готовил для каждого какой-нибудь розыгрыш, а потом как ни в чем не бывало ждал реакции. В его репертуаре были подушки-пердушки, разложенные на стульях гостей, и неизменная классика жанра - взрывающиеся сигары. Однажды он сорвал заседание правления в выпускавшем его книги престижном издательстве, сунув председательствующему между ног охапку горящих фейерверков.

МОЙ УЖИН С ГРАУНО

Альфред Пруфрок встретился с капитаном Джеффри Сполдингом 3 июня 1964 года - Томас Стернз Элиот и Граучо Маркс после длительной дружеской переписки наконец решили познакомиться лично. Эти два таких не похожих друга на друга человека вступили в переписку за два года до сего знаменательного события: Элиот написал Марксу письмо и признался, что является его давним поклонником. Они обменялись фотографиями, причем Элиот потребовал от Граучо прислать еще одну - с его фирменной сигарой, и вскоре они уже обращались друг к другу не иначе как «дорогой Том» и «дорогой Граучо». Они долго собирались отобедать вместе и, по словам Граучо, «вместе надраться», но им никак не подворачивался подходящий случай. И вот наконец наступил этот долгожданный весенний вечер…

За несколько дней до назначенной даты Элиот написал Граучо письмо, извещавшее, что «за вами и госпожой Граучо» будет прислана машина, которая доставит комика с супругой из гостиницы к ужину. Поэт, расчувствовавшись, разливался соловьем о том, что предстоящий визит Граучо «невероятно упрочит мой авторитет среди соседей и особенно повысит мнение обо мне зеленщика, живущего напротив». Граучо, в свою очередь, прилежно штудировал поэзию Элиота, ожидая, что это будет вечер претенциозных литературных обсуждений и острот. На случай, если пить будет нечего, он перечитал еще и «Короля Лира».

Преодолев шок от внешнего вида Элиота, которому на тот момент стукнуло семьдесят пять (по словам Маркса, он был «высокий, худой и какой-то согнутый… то ли возрастом, то ли болезнью, то ли и тем и другим»), Маркс и его супруга приготовились к тому, что, как они надеялись, станет интеллектуально стимулирующей беседой. Не тут-то было! Элиот желал обсуждать только фильмы братьев Маркс! Он даже цитировал фразы из фильмов, где снимался Граучо, которые сам комик давным-давно позабыл. Когда Граучо попытался перевести разговор на «Бесплодную землю», Элиот лишь устало улыбнулся. Высказывания актера о Шекспире тоже не вызвали ничего, кроме повисшей тишины. Еще не успели подать десерт, а Граучо и его супруга уже косились на дверь. «Мы не стали задерживаться, - вспоминал позже легендарный комик, - поскольку оба чувствовали, что не расположены к долгой беседе, - особенно я».

«ЗРЕЛЫЕ ПОЭТЫ ВОРУЮТ»

Истинное происхождение величайшей поэмы Элиота «Бесплодная земля» долгое время было под сомнением. До недавнего времени ученые ограничивались тем, что спорили, какая доля признания и славы должна принадлежать самому Элиоту, а какая - Эзре Паунду, который отредактировал первоначальную элиотовскую версию. Затем в 1995 году объявился канадский академик по имени Роберт Иэн Скотт, который высказал мнение, что и само название «Бесплодная земля», и целый ряд использованных в поэме образов на самом деле позаимствованы у малоизвестного поэта из Кентукки Мэдисона Кауина. Представленные им доказательства были неубедительны, а примитивные доморощенные вирши Кауина были столь же далеки от поэтики Элиота, как самогон от амонтильядо. Однако это был еще один голос в пользу мнения, что Элиот - всего лишь надменный плагиатор. Словно предвидя подобные обвинения, Элиот однажды высказался так: «Незрелые поэты подражают, зрелые поэты воруют; плохие поэты обезличивают заимствованное, а хорошие - превращают в нечто лучшее».

ХОТЯ ТОМАС С. ЭЛИОТ И ВЫГЛЯДЕЛ КАК СТЕПЕННЫЙ БАНКИР, ОН БЫЛ БЕЗ УМА ОТ РОЗЫГРЫШЕЙ. ОСОБЕННО ЕМУ НРАВИЛИСЬ ПОДУШКИ-ПЕРДУШКИ И ВЗРЫВАЮЩИЕСЯ СИГАРЫ.

ТОСТ ЗА БРОДВЕЙ

Много ли найдется поэтов, которые могут похвастаться премией «Тони»? Элиот стал четырехкратным лауреатом этой премии: две награды он получил в 1950 году за пьесу «Вечеринка с коктейлями» и еще две посмертно - за мюзикл «Кошки», созданный по мотивам его сборника стихов «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом». Театральные снобы могут сколько угодно проклинать тот день, когда хвостатые и ушастые персонажи захватили Бродвей, зато сам Элиот наверняка порадовался бы многолетнему успеху этого шоу. Он был настоящим фанатом мюзиклов. Узнав, что певица Эрта Китт вставила его имя в свою партию в мюзикле «Новые лица 1952 года», Элиот послал ей в гримерку букет роз. Когда Элиот впервые посмотрел бродвейскую постановку «Моя прекрасная леди», он значительно улучшил свое мнение о литературном первоисточнике, легшем в основу мюзикла. «Музыка пошла Бернарду Шоу только на пользу», - отметил Элиот.

РАЗБИРАЙТЕСЬ САМИ!

Английские студенты всегда жалуются на нарочитую туманность поэзии Элиота. При жизни поэт не делал ничего, чтобы облегчить задачу толкователей. Однажды на встрече в лондонском поэтическом клубе какой-то студент попросил Элиота пояснить строчку: «Леди, три белых пантеры под можжевеловым деревом сидят в прохладе дневной…» из его поэмы «Пепельная среда». «Я имел в виду вот что, - ответил Элиот. - “Леди, три белых пантеры под можжевеловым деревом сидят в прохладе дневной…”». В другой раз американский студент предложил длинную и глубокомысленную трактовку одного пассажа из «Четырех квартетов». «Разве не об этом здесь говорится?» - спросил студент, закончив свой анализ. «Вполне может быть, что и об этом», - только и сказал Элиот. О самой своей поэме «Бесплодная земля», которая весьма трудно подцается истолкованию, Элиот говорил так (и сама по себе эта фраза стала знаменитой): «Меня не очень-то волновало, понимаю ли я, что пишу».

Намеренная неясность речей Элиота распространялась и на советы, которые он давал. Однажды в Лондоне его посетил молодой поэт Дональд Холл, которому нужна была рекомендация насчет того, стоит ли переводиться из Гарварда в Оксфорд. «Итак, какой же совет мне вам дать?.. - напыщенно произнес Элиот. И, выдержав длительную паузу, спросил: - А теплое белье у вас есть?»

НОБЕЛЕВСКИЙ КАЗУС

В 1948 году по пути в Стокгольм, где Элиоту должны были вручить Нобелевскую премию, поэт согласился на интервью с не очень начитанным журналистом. Когда журналист спросил Элиота, за какую именно работу его награждают, поэт ответил, что получает премию за «все труды мои грешные». «И когда это произведение было опубликовано?» - поинтересовался туповатый интервьюер. Позже Элиот заметил, что «Все труды мои грешные» могло бы стать отличным названием для его первого детективного романа.

ТРЕФНОЕ ДЕЛО

Элиот был заядлым картежником, но при этом обычно делал очень низкие ставки. «Я никогда не рискую, потому что никогда не выигрываю», - признавался он. Среди его любимых игр были покер, рамми и червы. Однажды У.Х. Оден зашел к Элиоту и увидел, что тот сосредоточенно раскладывает пасьянс. На вопрос, почему он тратит время на такие пустяки, Элиот ответил: «Ну, полагаю, потому что в такие минуты для окружающих ты почти что труп».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Изобретение театра автора Розовский Марк Григорьевич

Лауреат Нобелевской премии Томас Стернс Элиот, Элизабет Робертс, Марк Розовский «Убийство в храме. Репетиция» Спектакль-акция памяти отца Александра Меня Постановка Марка РозовскогоПремьера – апрель 2001 г.А кто убийца?Выступление на мемориальной встрече в

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

ТОМАС ЭЛИОТ (1888-1965) Американский поэт Томас Элиот, наряду с Уильямом Йитсом, считается одним из крупнейших англоязычных поэтов XX века, мэтром модернистской поэзии. Так же, как на творчество Йитса, огромное влияние на поэта оказала теософская доктрина Елены Блаватской,

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ (ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по

Из книги Чайковский. Старое и новое автора Никитин Борис Семенович

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой