Мы учимся писать. Как научить ребенка-дошкольника правильно писать буквы и цифры: прописи, советы и хитрости обучения. Важные этапы при изучении письма

Учителям начальных классов порой не хватает знаний в области литературоведения. Если мы хотим научить детей писать стихи, нам самим нужно сначала разобраться в этом вопросе. Материал взят с сайта «Дети-66.ру» .

Весь материал разбит на уроки.

ВОЛШЕБНИЦА - ПОЭЗИЯ

Урок 1: Ритм. Стопа.

Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах. Грустно хмурятся люди...

Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Старый учитель, доктор Нулин хандрит, но... пора на урок.

Начнём его с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит;
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветке шелестит.

Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас – я это точно знаю – сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии.

Почему поэзия – волшебница?

Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово «вдохновение» заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад.

А что значит «в склад и в лад»?

Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

Сложновато? А так:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора... –

то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией.

Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе – раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

А как же всё-таки добиваются поэты такого склада?

Ещё раз перечитайте сначала «Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора», а потом «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой?

Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как «ма – ма», «па – па», «ба – ба» и «де – да» вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше.

УДАРЕНИЕ – очень важная вещь, и особенно – в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу – РИТМ.

Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

МА – ма МЫ – ла РА – му.

Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов – ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка – поэтическая. Возьмём пример посложнее.

Люблю грозу в начале мая...

Это – начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

Люб – ЛЮ гро – ЗУ в на – ЧА – ле МА – я...

Здесь наоборот, ударный слог – каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ . Стопа совсем не обязательно должна составлять слово.

Вот в словах «люблю» и «грозу» в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове «начале» – не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога – безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки «мая» ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке «Мама мыла раму», называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ .

Хорей – это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог.

Ямб – это двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог.

Таким образом, получается, что «мама мыла раму» – это хорей, а «есть в осени первоначальной» – ямб. Но это ещё далеко не всё...

Наверное, вы уже немножко устали. Что ж, тогда будем считать: на этом первый урок закончен. Домашнее задание? Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:
Почему ваш доктор Нулин сказал, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры – «хорей» и «ямб» ?
Каким размером написаны следующие стихи:

«Весь лес стоит как бы хрустальный...» (Ф. Тютчев)
«Старший – умный был детина...» (П. Ершов)

Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами. А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём.

До новых встреч, будьте здоровы, послушны и любознательны. Много читайте, много гуляйте и обязательно пробуйте сочинять. Ваш доктор Нулин

Урок 2: Виды стоп

Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами – ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей – это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором - безударный слог. Ямб – наоборот.

Но, скажете вы, «Мама мыла раму» – хорей и «Буря мглою небо кроет» – тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, «Мама мыла раму» – просто стихотворная строчка, а «Буря мглою...» – великая поэзия. Почему так – нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/

Здесь три ударных + три безударных слога, они составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/

Здесь четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это – четырёхстопный хорей.

То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.

(А.С. Пушкин)

Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте
(У. Шекспир, перевод Б.Л. Пастернака)

Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

Буря на небе вечернем,
Моря сердитого шум,
Буря на море и думы,
Много мучительных дум
(А.А. Фет)

или:

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.

(Н.А. Некрасов)

Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело? Еще раз займёмся арифметикой.

БУря на НЕбе веЧЕРнем,
МОря серДИтого ШУМ...

Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?.. Попробуем проследить их чередование.

Первым стоит ударный слог «МО»; затем подряд два безударных «ря», «сер»; потом снова ударный «ДИ», за ним вновь два безударных «то», «го»; наконец ударный «ШУМ». Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь – через два слога. А если ударных – три, значит, мы имеем дело с размером трёхстопным.

То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ...
Ударных слогов в каждой строчке – по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он – дактиль.

Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, – дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну, конечно же, три. Если в дактиле ударный слог – первый, то в амфибрахии – второй, а в анапесте – третий. Приведём примеры.

Амфибрахий:

ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

(Н.А. Некрасов)

Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

(А.Н. Майков)

Анапест:

Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

(А.А. Фет)

НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

(В.С. Светлосанов)

Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот – дактиль Некрасова:

СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный...

Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой – только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать...

Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой...


2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз..

.
3. Сколько стоп в анапесте Фета?

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч. Ваш доктор НУЛИН

Еще: УЧЕБНИК СТИХОСЛОЖЕНИЯ

«Разница между письмом и печатанием в том, что в первом случае буквы полностью воссоздаются от начала до конца, а во втором - предлагается, нажав кнопку, всего лишь сделать выбор между готовыми буквами»,

И.Гольдберг.

Палочки прямые, палочки с наклоном, крючочки, завиточки, закругления – это обычный урок в обычной начальной школе. Вчерашние дошколята с усердием «пыхтят», выводя прямые и косые линии, склонившись над своими тетрадками, а родители мучительно думают, как удержать своё «чадо» над выполнением домашнего задания хотя бы на 5 минут. И задают себе вполне резонный вопрос – Не проще ли дать ему клавиатуру компьютера и научить, хотя бы одним пальцем, стучать по нужным буквам? Ведь это легче, быстрее и увлекательнее. А главное – не надо контролировать.


Это величайшее заблуждение. Ища лёгкие пути, мы позже сталкиваемся с неисправимыми проблемами. Дело в том, что младенца мы с детства учили владеть пальцами рук. Мелкая моторика, как воздух, нужна ребёнку для полноценного умственного развития. Ведь все родители видят своих чад в будущем умными и успешными людьми. Для этого и развивают их при помощи кубиков Никитина, пальчиковых лабиринтов, рамок Монтессори, чудесных многоразовых наклеек и так далее.

В раннем детстве некоторые родители не устанавливают чёткий режим своим детям, особенно тем, которые не посещали садик. Таким детям очень сложно переходить на железный школьный режим. Поэтому желая, якобы, добра ребёнку, с нашей точки зрения, не устанавливая ему режим, мы делаем его школьную жизнь в 10 раз тяжелее. Если же дети привыкли и в садике и дома к режиму: в определённое время отдыхать, гулять и заниматься, то в школе на уроках и дома, за выполнением домашнего задания, им будет намного комфортнее и проще, потому что они привыкли к этому с младенчества. Тем же, кто «нежил» своего ребёнка, школьные рамки покажутся Голгофой, и виноваты в этом, прежде всего, родители. Запомните, «добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Ребёнку с молодых ногтей надо объяснять, что жить надо по принципу не «ХОЧУ», а по принципу «НАДО». И показывать это на примере мамы и папы. Папа ходит на службу, ремонтирует кран, дверные замки и т.д. Мама ходит на работу и стирает, гладит. Она это делает, потому что «НАДО», чтобы семья была ухоженной, а хочет она, может быть, книгу почитать в тишине или в кино сходить. А папа ремонтирует, чтобы воры не забрались, чтобы соседей не затопило и т.д. Не потому что он «ХОЧЕТ», (он хочет, может быть, на футбол сходить или с друзьями на рыбалку съездить), а потому что «НАДО». В каждом возрасте доступные объяснения. Дети умные, они с младенчества всё понимают. Главное разговаривать с ними чаще и помногу. Выслушивать их, объяснять, что непонятно, и говорить, говорить, говорить.


И ещё, зачем ребёнка учить писать? Запомните – пишут умом, а не пером. С появлением первых наскальных рисунков и до сегодняшнего дня, письменность была и остаётся краеугольным камнем развития человечества. С помощью письменности обобщаются и накапливаются знания людей, расширяются границы их взаимодействия. Письмо – это сложнейшая форма мозговой деятельности, многоуровневый процесс, в который вовлечены различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, общедвигательный, зрительный. Процесс, включающий в себя большое количество операций.

Сначала мотив, затем – побуждение и, наконец, задача: для какой цели, что именно, и в какой последовательности. Затем предложения делятся на отдельные слова, а слова на соответствующие звуки. Следующий процесс – соотнесение каждого звука из слога с определенным зрительным образом буквы. В завершении, с помощью движений руки, буквы изображаются на листе бумаги. При этом каждый процесс требует точной сформированности определенных функций. Необходимо разделить предложения на слова, соблюдать паузы между словами, и чтобы все окончания и предлоги были на своих местах. Сколько усилий! Сколько труда! Сколько требуется умений и энергии! Как активизируется мозг и организм в целом! А еще есть орфография, правила пунктуации и стилистика. Это Вам не технический редактор включить, а мозг отключить до полной деградации! В процессе письма формируется актуальное во все времена качество – умение грамотно формировать свою мысль, говорить без ошибок. Современному поколению, выросшему на СМСках, это даётся всё сложнее и сложнее.


С каждым движением руки, с каждой новой написанной строчкой у маленького писателя образуется все больше связей между различными отделами головного мозга, что делает работу мозга эффективнее для выполнения в дальнейшем более сложных операций. Письменная речь – отличный тренажер для развития мышления в целом. Это бесценный, незаменимый опыт мыслительной деятельности.

Доктор психологических наук Дэвид Сортино из Гарвардского Университета, специализирующийся на психологии развития и клинической психологии, рекомендует письмо от руки в качестве метода стимулирования синхронизации работы полушарий головного мозга. Он говорит о том, что письмо от руки способствует развитию беглости речи.

Обучение письму – это еще воспитание усидчивости, силы воли, терпения, планирования своих действий – качеств, необходимых для лидера, успешного, востребованного в обществе человека. Да, учиться писать – это трудно, долго, не очень интересно. Да, процесс не обходится без ошибок, истерик, упрямства и нервных срывов у родителей. Как же помочь ребенку овладеть навыками письма, сделать так, чтобы все получилось?

1. Следить за своевременностью речевого развития малыша.


Правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, грамотно оформленная устная речь – залог успешного обучения письму. На первых этапах ребенок обязательно проговаривает то, что он хочет написать. Трудности в произнесении могут стать серьезным препятствием для написания. Поэтому все дефекты речи необходимо исправить как можно раньше.
2. Развивать мелкую моторику рук.


Уроки чистописания, каллиграфии – это большая нагрузка для мышц руки. Поэтому начинать обучение письму необходимо, когда рука к этому готова. Этому могут способствовать пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, работа с ножницами, аппликации.
3. Формировать пространственные представления.


Право, лево, верх, низ, повороты, положение предметов, деталей, элементов в пространстве относительно друг друга, ориентация на листе бумаги (правый верхний угол, начало строки, середина, конец) – знания и навыки, просто необходимые для того, чтобы не терялись, не путались, не скакали буквы по строчкам.
4. Организовать время для занятий.


Регулярность и систематичность выполнения упражнений вырабатывают у ребенка полезные привычки, когда трудное, нежеланное превращается сначала в привычное, а потом в легкое и интересное.
Хочешь узнать – учись. Хочешь дойти – иди. Делать то, что сложно, преодолевая трудности, преграды, самого себя – это единственный эффективный способ развития, обретения чего-то нового. Но гораздо легче и интереснее двигаться вперед, когда рядом близкий любимый человек, который точно знает, для чего это надо, и верит в то, что все обязательно получится.

Несколько месяцев назад мы с Сашей начали заниматься с шершавым алфавитом. Сначала пытались делать все как положено по методике. Но, этот вариант не очень подошел. Поэтому потихонечку у нас нарисовалась своя система (если это можно так назвать) занятий. Кому интересно, выглядит это так.
За одно занятие рассматриваем 2 буквы (одну новую и одну повторяем). Порядок букв значения не имеет. Нужно лишь обращать внимание, чтобы буквы не были похожими (нельзя вместе Е и З, или Л и М, ну и т. п.). Буквы, распечатанные на обычной бумаге я вешаю на доску, чтобы напоминали о себе. Дальше Саша обводит шершавые буквы пальчиками.

Потом делаем обводочки. На печатный вариант кладем лист тонкой бумаги и Саша обводит контур фломастером. Кстати, буквы на фото, Саша полностью обвела сама, без моей помощи вообще. Первые буквы, конечно, получались кривые и часто приходилось помогать. А к середине алфавита, как это заметно по фото, дочка "набила руку".

Эти два упражнения составляют основную часть занятия. Т. е. если мы занимаемся буковками, то эти 2 вещи делаем всегда, а все остальное не обязательно, что захочется из предложенного.

Саша пишет буквы на крупе. Опять же на этом фото, исключительно Сашина работа. Что я ее просила написать, то она и написала. Я сама была немного в шоке. Конечно, далеко не со всеми буквами все так красиво получается. А к концу алфавита, дочка вообще перестала любить писать их на крупе. Теперь на доске выводит.

Так же Саша клеит буквы бусинками с помощью пинцета и пальчиков,

Находит печатные буквы в магнитной азбуке,

Ищет буквы в словах и вместе раскладываем слова по картинкам,

Слушает стихи из азбук,

И с электронного плаката,

Пишет печатные буквы по трафарету.

Есть еще у нас кубики с буквами, но Саше они не интересны. Я уже давно поняла, что конкретно моему ребенку совершенно не подойдет система Зайцева. Дочка никогда не проявляла интерес к кубикам. Самый большой прогресс - построить из них башню, все! Так же пытались мы лепить буквы, но и это не пошло. Точнее Саша лепит все, что угодно, только не буквы.

Я не ожидала, что Саше так понравятся эти занятия. Бывает подходит ко мне, когда я что-то делаю и так жалобно спрашивает: "Мааам! А мы буковками будем заниматься?". Ну, что тут скажешь, занимаемся понемногу:-)

Забыла еще про мультики! Хорошая серия про буквы Азбука - малютка. Уроки тетушки Совы. Когда буквами позанимались, вечерком смотрим короткие мультики о пройденных буквах.

Как научиться писать? Этот вопрос мучает многих родителей. Если раньше этим занимались в начальной школе, то сегодня в первый класс ребенок идет уже с начальными навыками. Для их развития можно воспользоваться материалами для дошкольников, ими буквально завалены полки магазинов. Но с каких начать и как сделать так, чтобы занятия по ним не превратились для малыша в пытку? Давайте разберемся вместе.

Учимся писать – развиваем мелкую моторику

Подготавливать ребенка к письму в идеале за пару лет до школы. Самое оптимальное – стартовать в четыре года. Ведь в этом возрасте он уже может подойти к вопросу осмысленно, но у него еще достаточно времени, чтобы отточить навыки. Малыш должен овладеть мелкой моторикой. Для ее развития существуют эффективные способы:

1) купите конструктор с не крупными деталями. Пусть он фантазирует и собирает все, что ему захочется;
2) для девочек может быть полезно увлечение, при котором бусины или бисер нанизываются на нитку;
3) многим нравится лепить из пластилина или глины, согласитесь, это весьма полезное и занимательное времяпрепровождение;
4) и наконец, в развитии моторики полезны и пресловутые раскраски, только постарайтесь купить ту, герои которой интересны вашему малышу.

К слову, это развивает не только моторику, но и способствуют формированию внимательности, усидчивости, аккуратности и улучшению глазомера. А это, без сомнений, пригодится вашему малышу.

Только когда он возьмется за перо, не забывайте о том, что для того чтобы писать красиво и быстро, он должен держать карандаш или ручку правильно. Исправляйте ошибки на корню, а не долго и упорно переучивайте после. Кстати говоря, в продаже появились специальные насадки, способствующие тому, чтобы он держал ручку или карандаш.

Учимся писать – первые прописи

Когда вы увидите, рука уже готова и не выходит за границы при раскрашивании, можно приступать к прописям. Для малыша это очень ответственный шаг. Конечно же, поначалу получаться у него не будет. Не торопите и не давите на него. Даже самая ужасно написанная закорючка должна быть отмечена вашей похвалой. Также игнорируйте грязь, развлекайтесь, только так вы сможете заинтересовать малыша.

Первые работы - легкие. Перед тем как писать, освойте рисование линий, закорлючек. Рекомендуем приступить с отработки прямых линий, затем перейти к наклонным, а потом уже и к изогнутым. Помогут картинки, с пунктиром для соединения. Прекрасно подойдут для занятий разноцветные тетради с маленькими стишками или историями. Чем увлекательнее будет процесс, тем эффективнее.
(Нажмите, для печати)

Когда рисование различных полос хорошо освоено, можно перейти к геометрическим фигурам. Конечно же, интереснее малышу будет не только обводить квадратики или треугольники, а выстраивать из них настоящий рисунок.
(Нажмите, для печати)

Учимся писать – прописи для второго этапа

Когда он уже уверенно обводит пунктирные полосы разной формы и длины, можно попробовать приступить ко второму этапу. Помогут материалы, где нужно продолжить рисунок, заштриховать его или попробовать повторить геометрическую фигуру. На этом этапе тетради могут быть уже не такими яркими, как правило, к нему приступают в возрасте пяти – шести лет, когда он уже понимает, что это важно для его последующей жизни. Старания оценивайте уже строже, обращайте внимание на грязь и неаккуратность. И все же не забывайте хвалить вашего маленького труженика, особенно если видите, что он старается и думает.

(Нажмите, чтобы увеличить для печати)

Учимся писать буквы и цифры

Когда он самостоятельно научился рисовать прямые и геометрические фигуры, следует постепенно начинать вводить буквы и цифры. Для начала это могут быть только их элементы. Например, какие-то рисунки, включающие такие же изгибы. Для более усидчивых и целеустремленных детей подойдет, где элементы букв и цифр написаны в ряд. Нужно знать алфавит и цифры, так будет намного легче.

Кстати говоря, если ваш ученик уже научился писать печатно, а до школы еще достаточно, можно попробовать заниматься с ним как с первоклассниками. Если он будет писать, потом ему будет намного легче. Здесь требуется ваше внимание малыша к прописям. Ведь прописные пишутся по определенным правилам, для того чтобы их можно было соединять в слова. Найдите прописи, где все будет нарисовано со стрелочками, показывающими направления.

Учимся писать – настрой

Немаловажным фактором является и настрой. Психологи уже давно выяснили, что красота и аккуратность почерка во многом зависит от эмоционального состояния. Нельзя приступать, если кроха расстроен. Кроме того, никогда не сравнивайте своего крошку с другими детьми, тем более, если сравнение не в его пользу. Никогда не ругайте ученика, если у него не получается писать, а за успехи как можно больше хвалите. Перед тем как писать аккуратно, будет пройден долгий и нелегкий путь, будьте опорой. Также в настрое важна мотивация. Нужно действительно захотеть писать, вполне уместным будет не только похвала, но и вознаграждение (например, желанная книга).

Помимо всего прочего учитывайте и то, что обучение, мучает и самого ребенка. А это огромное давление, особенно если вы его торопите или постоянно недооцениваете. У него может возникнуть протест, когда он перестанет стараться, и переломить данную ситуацию будет очень и очень сложно. Поэтому чем терпеливее вы будете, тем радостнее будет ваш малыш.

Учимся писать – помогаем ребенку расслабиться после занятия

Для вас написать символы или даже слова ничего не стоит, а для вашего чада это тяжелый умственный и физический труд, после чего ему нужно отдохнуть и восстановиться. Прежде всего, время для дошкольников не должно превышать двадцати минут. После труда над уроками советуем как-то отвлечься. Например, подвижные игры или почитать книжку. Неплохо будет, и расслабить мышцы рук. Для этого можно сделать известную зарядку «мы писали, мы писали, наши пальчики устали», или провести небольшой сеанс массажа. Максимальное уделите взор на кисти и предплечья. Для того чтобы расслабить их можно слегка пощипать мышцы, погладить или нежно похлопать их. Такой массаж будет не только полезен, но и приятен малышу.

Учимся писать – как бороться с невнимательностью

Многие родители жалуются на то, что их дети крайне невнимательны во время писаний. Действительно, малыши, жизнь их еще недавно состояла из одних игр и развлечений довольно неохотно садятся за прописи. Как уже было сказано ранее, нужно подготовиться физически и психологически. Хорошо бы, чтобы учеба приносила удовольствие не только ему, но и вам. Поверьте, он сразу же заметит, если вам скучно. Поэтому нельзя параллельно смотреть телевизор, слушать музыку или что-то еще. Максимально погрузитесь и помогайте при надобности.

Конечно же, усидчивость зависит и от психологического типа конкретного ребенка. Некоторые не могут сидеть на месте, на протяжении продолжительного времени. Обеспечьте максимально комфортную и спокойную обстановку. Убедитесь, чтобы его ничего не смогло отвлечь. Если вы заметили, что в процессе он начинает часто менять позу, значит, ему необходима разминка. Ничего страшного если работа прервется на минуту для небольшой зарядки.

К тому же, внимательность можно развить как и любой другой навык. Для этого подойдет разминка, под названием «у каждой буквы свой цвет». Договоритесь с ребенком, что каждая буква будет иметь свой цвет (в игре используйте только несколько, а не весь алфавит), затем диктуйте их ему быстро, но так чтобы он успел сменить карандаш и написать букву.

Учимся писать – несколько фундаментальных правил

Какие бы прописи вы ни выбрали, для того чтобы эффективно обучать, необходимо придерживаться пары правил.

1) Двигайтесь от простых к более сложным. Даже если ваш малыш проявляет незаурядные умственные способности, стоит начать с элементарного.

2) Чем красочнее и интереснее будут прописи сначала, тем замечательней. Ребенку хорошо увлечься.

3) Помните про похвалу и поощрения. Но помните и о том, что они должны быть заслуженными. Нужно четко понять, что «без труда – не вытащишь и рыбку из пруда».

4) Он изрисует закорючками не одну пропись. Не волнуйтесь, что у него не получается сразу, обучение – довольно долгий процесс.

5) Никогда не давите и тем более не повышайте на него голос. Если видите, что ребенок не трудится, следует твердо, но спокойно узнать причину, по которой у него нет желания. Если малыш элементарно устал, прекратите занятие.

6) Не руководствуйтесь принципом того, что чем больше писать, тем лучше. Уроки будут более качественными и увлекательными, тогда и он меньше устанет.

7) В последнее время распространено мнение, что лучше всего учиться писать обычным мягким простым карандашом. Исследования показывают, что действительно, в начале занятий с помощью простого карандаша вырабатывается правильный нажим.

8) Не забывайте, что все дети разные, и к каждому нужен подход. И найти его проще всего родителям. А обучить писать аккуратно можно абсолютно любого. Правда, если ваш малыш – левша, тихоня или, наоборот, непоседа, вам придется потратить на это много усилий.

В заключении хотелось бы сказать, что умение писать красиво, аккуратно и грамотно – заслуга не только учителей и самих детей, но и родителей, которые не тратят попусту жизнь и занимаются со своими малышами. Поэтому если ребенку уже исполнилось четыре года, поспешите купить много разнообразных материалов, а также запаситесь терпением и пониманием, нелегкий труд на пару лет вам обеспечен. Зато гордость за малыша, который будет получать отличные оценки, с лихвой окупит все усилия.