Конспект внеурочного занятия. Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Конспект внеурочного занятия в начальной школе

Тема. Ты идешь в гости.

Цели: формировать знания и навыки по правилам этикета, сформировать у учащихся понимание необходимости выполнения правил этичного поведения, научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями.

Оборудование: плакат с изображением книги для записей правил этикета, демонстрационный материал

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя. В нашей жизни среди приятных событий и эпизодов самыми приятными являются походы в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей. А умеем ли мы ходить в гости, быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей? Я надеюсь, сегодня каждый из вас поймёт, что эти умения очень важны.

Правила вы попробуете сформулировать сами в ходе наблюдения за ситуациями, предложенными в детских стихах. Героями стихов станут звери, птицы, но, может быть, в них вы узнаете себя или знакомых.

Мудрый Филин в этот вечер,важно сидя на ветвях,

Рассказать решил на встрече, как себя вести в гостях.

Под раскидистой сосной - Филина послушать

Собрался народ лесной – навострили уши.

Все ходили по гостям, это мне понятно.

Было там приятно вам, а другим приятно?

Про хозяев и гостей всё расскажем без затей.

Вы запоминайте и на ус мотайте.

    1 ситуация. В гости, милые друзья (вам сказать обязан я),

Ходят, без сомнения, лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано – для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали, значит, вас совсем не ждали

Правило. Не приходи в гости без приглашения.

«Пригласительный этикет».

А. Приятно получить пригласительную открытку.

- А что в ней должно быть написано? (обращение, цель приглашения, место праздника, день, время, дополнительные сведения) От того, как вы пригласите, уже будет зависеть настроение ваших гостей.

Практикум. Оформление приглашения.

В. Вопросы на знание пригласительного этикета.

- Вас пригласили в гости. Ваши действия. (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

- Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно близких друзей)

- Возможно ли опоздание в гости.(неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить?(извиниться, объяснить причину отказа)

- Как правильно приглашать: за несколько часов до праздника или заранее?(заранее)

3. 2 ситуация. Созвала гостей лисица и хлопочет, суетится,

Красоту вокруг наводит и с духовки глаз не сводит:

Пирожки гостям печёт…Только вдруг пришёл Енот.

А лисица не готова, гостя встретила сурово.

Растерялась, загрустила и Енота не пустила,

Только вымолвить смогла: «Я попозже вас ждала…»

Неприятно и Еноту, и Лисице грустно что-то,

Умный гость, хотя и званый, не приходит слишком рано.

Правило. Не приходи раньше назначенного срока.

    3 ситуация. Пригласил Щенок утят, зайчика, котёнка..

Гости все давно сидят, ждут лишь поросёнка.

Наконец он появился, сел за стол, не извинился.

Ну, и поведение! Стыдно без сомнения.

Если в гости звали вас, нужно не копаться

И в определённый час дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать, себя не заставляйте ждать.

Правило. Не опаздывайте к назначенному сроку.

    4 ситуация. Как-то раз Баран двух Чаек пригласил на чашку чая.

Ждёт-пождёт, и небо вдруг тёмным сделалося вдруг.

Налетела стая Чаек, чтоб попить с Бараном чаю.

Но Баран быстрей удрал, больше их не приглашал.

Вы должны, друзья, запомнить: нужно, чтоб своих знакомых

В гости вы с собой не брали, если их не приглашали.

Правило. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали.

    Учитель. В гости все стараются идти с подарком. А какими правилами руководствуетесь, выбирая подарок?

Гости к зайчику пришли и подарки принесли:

Медвежонок – мёда банку, ёж – болотных ягод склянку,

Белка - груду вкусных шишек, кошка – связку серых мышек.

Цапля – лапку лягушонка, а лиса – крыло цыплёнка.

Зайцу стало очень грустно, ведь хотел он лист капустный.

Постарайся не забыть, что кому нужно дарить,

Чтобы сделать всем приятно. Это главное. Понятно?

Правило. Выбирай подарок для хозяина, а не для себя.

    Медвежонок Михаил очень любопытным был.

И в гостях у носорога он от самого порога к телевизору бежит-

Посмотреть кино спешит, но не знает, как включать:

Начал кнопки нажимать, не туда совсем нажал, что-то важное сломал!

Рассердился носорог, выгнал гостя за порог.

Я прошу, друзья, учтите: в гости вас зовут – идите,

Но приборы не включайте, кнопки в них не нажимайте.

Если фильм смотреть хотите, у хозяина спросите.

Пусть включит он всё, что нужно, -

Вот и развлекайтесь дружно!

Правило. Не трогай вещи хозяина.

    Как-то раз одна из чаек в гости к ёжику пришла.

Начала она скандалить – всех в смятенье привела!

Раскапризничалась птица. И унять её нельзя!

Как не стыдно! Не годиться так вести себя, друзья!

Не имеете вы права на капризы и скандал.

Если что-то не по нраву, - уходите! Кончен бал!

Правило. Не скандаль и не капризничай!

    Заяц был в гостях у мышки, разбросал повсюду книжки,

Разложил вокруг игрушки, скинул на пол все подушки

За собою не убрал и вприпрыжку убежал.

Так не надо поступать! Захотите что-то взять –

Разрешения спроси. Разрешат – тогда бери,

Книжки детские смотри. И игрушками играй,

Но на место убирай!

Правило. Не разбрасывай вещи хозяина.

    Много гостей собралось у котёнка: зайцы, лисята, ежи, два мышонка.

Белочка тоже туда прискакала. Только с гостями она не играла.

Думала: «Раз я к котёнку пришла, пусть он отложит другие дела!

Должен он только со мною играть, только меня за столом угощать!

А остальные пускай отойдут – снова когда-нибудь их позовут.»

Так и сидела упрямо в углу, не побежала с гостями к столу!

И на котёнка тогда обижалась! Мало внимания белке досталось!

Только, ребята, скажу без сомненья: мне не понятно её поведенье.

Каждый хозяин – всем нужно понять- должен вниманье гостям уделять.

Вместе со всеми играть и смеяться! Так что на это нельзя обижаться!

Правило. Не отвлекай внимание хозяина только на себя.

    Вы в гостях повеселились. Отдохнули, порезвились.

Ели, пели и плясали, собираться дружно стали.

В заключении, конечно, я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно похвалить за всё хозяйку.

За вниманье и участье, за гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья… и расстанемся на том.

Правило. Уходя, поблагодари хозяина.

    Слово учителя. Особого внимания требуют правила поведения за столом. Многое вы уже знаете. Вспомним самое главное.

    За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)

    Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).

    Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).

    За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, юноша - чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).

    Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, ненапряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).

    Байка: в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые детей наказывали лишением сладкого.

    Умеете ли Вы правильно пользоваться столовыми приборами? (Нож - в правой руке, вилка - в левой).

    Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).

    Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).

    При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).

    Как правильно пользоваться полотняной салфеткой? (Перед едой салфетку кладут на колени, сложив вдвое сгибом к себе, губы не вытирают, при отсутствии бумажных салфеток полотняную можно лишь приложить к губам)

    Тестирование по застольному этикету.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    как только вошли в комнату.

    только после того, как сядут хозяева.

    после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

    заправляете за воротник.

    кладете на колени +

    кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    гневно отказаться.

    отказаться, назвав причину отказа.

    взять немного, поблагодарив+

4. Как правильно есть котлету?

    ножом и вилкой

    одной вилкой+

    одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

    чтобы отделять мясо от костей+

    чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    самые большие.

    самые маленькие.

    те, что лежат ближе к вам+

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    в правой руке – вилка, в левой – нож.

    в правой руке – нож, в левой – вилка+

    по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    поднять и продолжать есть.

    попросить другой прибор.

    извиниться и попросить подать другой прибор+

Памятка.

    Садясь за стол, надо тщательно вымыть руки. Сидеть за столом нужно прямо, не приваливаясь к спинке стула. Локти на стол класть нельзя. Нельзя болтать ногами, толкать соседей.

    Правильно пользуйся приборами. Не ешь с ножа. Ложку, вилку, нож после еды следует оставлять в тарелке или класть на специальную подставку.

    Хлеб можно брать руками. Руками берут пирожки, печенье, конфеты, фрукты.

    Фрукты из компота надо есть чайными ложками. Косточки осторорожно выплёвывают в ложку, поднесённую к самим губам. Складывают косточки в тарелку или специальное блюдечко.

    Пищу с общего блюда нельзя брать своей ложкой или вилкой, для этой цели на общих блюдах должны быть специальные ложки.

    Нельзя перебирать куски, лежащие на общем блюде, надо взять то, что лежит ближе к тебе.

    Если в кушанье попадается лавровый лист, перец, кости и др., всё это надо оставить на краю тарелки. Нельзя оставлять на скатерти пятен и крошек.

    Некрасиво оставлять пищу в тарелке, лучше заранее попросить маленькую порцию. Разговаривать во время еды можно, но не с полным ртом.

    Выходя из-за стола, надо поблагодарить хозяев.

Помните, ребята, что поход в гости – занятие радостное, но таким оно будет, если и хозяева, и гости будут вежливы и доброжелательны. А правила этикета не требуют от нас никаких усилий. Всего хорошего

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? Что значит "получить добро"?

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

АМО «Как меня видят другие»

Игра заключается в том, что по очереди один ребёнок выходит из игровой комнаты, а все остальные дети должны составить описание-портрет этого ребёнка, соблюдая главное правило: говорить нужно только хорошее и очень хорошее. Воспитатель записывает характеристики вышедшего ребёнка на доске. Затем ребёнок возвращается в комнату, и воспитатель зачитывает ему его «портрет».

АМО «И я»

– Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.

«Я помогаю ухаживать за цветами» – и я.

«Я убираю за собой игрушки» – и я.

«Я разбрасываю свои вещи» – ...

«Я помогаю маме» – и я.

«Я играю с младшей сестренкой» – и я.

«Я держу кошку за хвост» – ...

«Я не здороваюсь с соседкой» – ...

«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.

АМО «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки. В середине круга – стоит мама туча. Этому ребёнку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается весёлая музыка и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ. После того как все дождинки расскажут туче про свои добрые дела, мама туча должна повторить всё, что рассказали ей дождинки.

Предлагается детям послушать сказку «Осколки доброты»

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

- Как вы думает, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он не был похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

АМО «Ульи»

Сегодня мы работаем в группах, их 3. Не забудьте о правилах поведения при работе в группе.

Мы сейчас займемся созданием проекта « ДОБРО». Он будет состоять из 3 этапов. 1 этап – рисунок. 2- словесный рисунок.3- доброе дело.

1 гр. - Перед вами лежит лист бумаги.

Рисование на тему: «Добро, как я его представляю»

(Для рисования лучше использовать акварельные краски, рисовать можно пальцами для того, чтобы помочь выразить чувства и внутреннюю пластику души. Рисунки развесить и поиграть в игру: «Похвали автора»).

Педагог: - Ребята, давайте рассмотрим рисунки и найдём в них выражение хороших и добрых чувств: доброты, радости, удовольствия, веселья, приятного самоощущения, теплых и добрых пожеланий.

2 гр.- Словесный рисунок доброго человека.

3 гр.- Доброе дело: написать письмо, однокласснику, который болеет.

Покажите Ваши продукты деятельности

АМО «Представьте себе…»

Дети, представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что похож? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется её послушать…

Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…

Я хочу чтобы «Волшебный цветок добра» никогда не увидал в ваших сердцах. И вы дарили свою доброту окружающим.

Давайте улыбнёмся друг другу!

Вспомните цель , поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

Билет №9

Интеллектуальный клуб «Хочу всё знать».

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Оборудование: презентация, цветные бумажные полоски (по цвету радуги); изображения сказочных героев; ребусы; карточки с пословицами; карточки с добрыми советами; листы с кругами.

Личностные результаты:

    Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результататы:

Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) .

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

    информацию, полученную от учителя.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Методы:

Методы формирования и сознания личности: убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, примеры;

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, педагогические требования, игровой метод;

Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание и соревнование.

Средства:

1. Аудиальные: слушание загадок, сказки, вопросов.

2. Визуальные: презентация, картинки.

3. Кинестетические: ощущения.

Прием:

    Путешествие по станциям.

    В форме соревнования.

Ход

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

3. Работа по теме внеклассного мероприятия..
-Наш интеллектуальный клуб называется «Хочу всё знать». Ребята, а как вы думаете, может ли человек всё знать? (Выслушиваются обоснованные ответы детей).

Конечно, человек не может всё знать, но он может знать очень много. Для того, чтобы много знать, нужно много читать. И сегодня мы определим кто же из вас самый любознательный. Наше мероприятие пройдёт в виде соревнования. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. У кого в конце будет больше всего жетонов, тот и будет победителем.

Чтобы было интересно и весело, я предлагаю сделать его разноцветным.

А что бывает разноцветным?

Что вам напоминают эти цветные полосы? (7 цветов радуги).

Проблемная ситуация: расставить цвета как на радуге. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

1. Цвет – красный.

Психологический настрой.

Мы! – Звонче слова в мире нет!

Мы! – Это песня и рассвет!

Мы! – Это значит, ты и я!

Мы! – Это значит, встретились друзья!

Добрые советы.
1. Ребята, помните, что ученики дружного класса всегда: помогают друг другу, ценят друг друга.

2. Ребята, чтобы больше знать: чаще задавайте себе вопросы: «почему?», «как?», «где?», «для чего?». Ищите ответы на уроках, в книгах, спрашивайте у старших; наблюдайте за окружающим миром; слушайте свое сердце.

Игра «Собери пословицы».

На доске прикреплены первые части пословиц, у детей на руках вторые части.

Необходимо правильно соединить части пословиц.

1. Ученье – свет, (а неученее - тьма).

2. Век живи, (век учись).

3. Человека украшает не одежда, (а ум).

4. Не стыдно не знать, (а стыдно не учиться).

5. Встречают по одёжке, (провожают по уму).

6. Учение - путь (к уменью).

7. У дружбы нет границ, (у знаний нет дна).

8. Знай больше, (а говори меньше).

9. Хорошо того учить, (кто хочет все знать).

2. Цвет - оранжевый.

Чтение стихотворения Е. Елубаева. «Самый богатый человек».

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.
Если два – вопросов нет-

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну, а если все четыре-

Нет людей богаче в мире.

Задание «Загадки».

Дети отгадывают загадки.

Загадки по количеству детей.

1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга)

2. Я – то в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(тетрадь)

3. Стоит высокий светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишу и считают,

Рисуют и читают,

(школа)

4. Пухом землю замело-

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

(снег)

5. Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет

(весна)

6. Он родился в белой шубе,

С ним любой из нас знаком:

Этот зверь ужасно любит

Умываться языком.

(Кошка)

3. Цвет- желтый.

Занимательные задачи.

1. Крошечка – Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой,

Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у них? (2+1+2+3=8)

2. У Водяного служат 12 осетров. Когда он несколько рыб послал пригласить в гости

русалок, а оставшиеся 5 осетров помогли ему накрыть на стол. Сколько осетров

Водяной послал за русалками? (7)

3. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 12 мухоморов меньше. Сколько всего

полезных для их здоровья грибов собрали Леший и Баба Яга? (48-12=36 48+36= 84)

4.Для школы злых волшебников привезли 15 компьютеров, 8 из них перестали работать в

первый же день, еще 3- во второй день. Сколько компьютеров работают?

(15- 8-3=4)

5. Бабка с дедом испекли 16 колобков. 3 колобка съела лиса, 4 – волк, а остальные

ожили и убежали от деда с бабкой и от всех зверей. Сколько независимых колобков

удалось создать старикам? (16-3-4=9)

6. Шла бабка в Караганду. Навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько

всего человек шло в Караганду? (Одна бабка)

7. На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На

иве груши не растут)

8.Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем

именинникам поет песни. За день он спел 10 девочкам, 7 мальчикам, трем тетям и 2

дядям. Сколько именинников поздравил крокодил Гена? (22)

4. Физкультминутка

5. Цвет – зеленый.

Игра «Назови одним словом».

Заменить словосочетание, одним словом.

Например: умный человек-умник или умница.

Храбрый человек – храбрец

добрый человек – добряк

болтливый человек – болтун

ленивый человек – лентяй

богатый человек – богач

мудрый человек – мудрец

грубый человек – грубиян

сильный человек – силач

веселый человек – весельчак

молчаливый человек – молчун.

Игра «Доскажи слово».

Называю первый слог – дети называют продолжение до полного слова:

Например: ма – ма, за-яц…

Зи – ма за-бор за – вал,

вы - рос вы - бор вы – шел

бо - ла бом-ба бо- бёр

си – ла си - вый си- ди

ма – лыш ма - шина ма -ло

дя - тел ди - намо ди - во

то – пот то – поль то -пор.

6. Цвет – голубой.

Викторина «Знаешь ли ты?»

Занимательные вопросы о природе.

1. Этой птице 200 лет назад было дано название «золотой орел». (Беркут)

2. Какую птицу называют соловьем казахстанских степей? (Жаворонок)

3. Имя, какой птицы говорит, что она озябла? (Зяблик)

4. Птица певец. (Соловей)

5. Какой хищник развивает скорость до 120 км/ч? (Гепард)

6. Какое животное стало эмблемой фонда охраны природы? (Панда)

7. Какое животное питается листьями эвкалипта? (Коала)

8. Какое животное умеет менять цвет кожи в течение нескольких минут? (Хамелеон)

9. Какое растение вырастает в месяц на 3-4 метра? (Бамбук)

12. Лучший прыгун в длину среди животных. (Кенгуру)

15. И петь не поет, и летать не летает, за что же тогда ее птицей считают? (Страус)

16. В темном уголке живет, шелковую нить прядет. Он тайком сюда забрался,

строить новый дом собрался. (Паук)

17. Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

18. Сер, да не волк, длинноух да не заяц, с копытами да не лошадь. (Осёл)

19. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома? (Улитка)

20. Какое озеро в Казахстане наполовину пресное, наполовину соленое. (Балхаш)

7. Цвет – синий.

Игра «Писатель или не писатель?».

Называю любые фамилии известных людей. Дети должны поднять руку, если встретилась фамилия писателя.

Михаил Пришвин, Алла Пугачева, Агния Барто, Юрий Гагарин, Николай Носов, Николай Басков, Самуил Маршак, Сергей Михалков.

Игра «Загадки наоборот».

1. Знайте этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах

Скажите мне, кто это?

(Кот в сапогах)

2. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

3. Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот такая девочка

Как она мила!

(Дюймовочка)

4. Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

(Золушка)

5. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется…(Чиполлино)

6. В ступе летает,

Следы заметает,

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга)

7. Деревянным был мальчишка

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.

(Буратино)

8. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,-

Это доктор… (Айболит)

9. Хрю-хрю-хрю - три братца

Больше волка не боятся?

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный.

(Три поросенка)
8. Цвет – фиолетовый.
У всех на столах лежат цветочки-солнышки дорисуйте своё настроение.

Награждение победителей.

Календарно-тематическое планирование программы кружка «Риторика» 2 класс

Зан

Яти

Тема занятия.

Цель занятия.

Предметные

(познавательные

)результаты

Личностные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

Формы

проведен

ия

занятия

Необходимое

оборудование

Проверь себя. (Повторение

изученного в 1-м классе.)

Определить,

что запомнили

из пройденного

в 1классе: о

значении

речи, этикетных

средствах.

Характеризовать речь с точки зрения поставленной коммуникативной задачей.

Осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Занятие-викторина «А знаете ли вы?»

Презентация, кроссворд

2,3,

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

Знакомство с наукой риторикой, значение этой науки.

Показать значение риторических умений.

Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; определять функции адресата и адресанта.

Определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности.

Уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания.

Осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях.

Умение работать в паре.

Занятие-общение

Занятие-диалог

Занятие-игра

Картинки, карточки

Темп. Громкость. (Повторение.)

Тон.

Мимика, жесты, поза.

Говорящий взгляд.

Знакомим с темпом и громкостью как средством выразительности речи.

Учим различать оттенки тона.

Помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности речи.

Осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения.

Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Развивать умения слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Занятие-дискуссия

Занятие-соревнование

Занятие-конкурс

Занятие-сказка

Презентация, карточки с заданием, костюмы для инсценировки, листы бумаги, кроссворды.

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять.

Слушаем и

выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят.

Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Показываем, что в слушании всегда участвуют двое – адресат и адресант.

Учим понимать текст, воспринимаемый на слух: определяем тему, его основную мысль.

Учим спрашивать,что непонятно в звучащем тексте.

Учим слушать, обращая внимание:

На содержание речи;

На ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности речи.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Определять тему, основную мысль несложного текста

Анализ объектов с цель выявления признаков

Обобщать и классифицировать по признакам

Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Разыгрывать диалоги,пользуясь риторическими заданиями учебника

Оценивать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

Осознавать разнообразие речевых ситуации в жизни человека, условий общения

Формировать умения договариваться, находить общее решение

Оказание взаимопомощи, умение принять общее решение

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-общение

Деловая игра

Исследование

Занятие-конкурс

Занятие-соревнование

Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, карточки с текстами

14-15

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

Знакомим детей с просьбой как этикетным речевым жанром, разными средствами выражения просьбы, учим уместному употреблению этих средств.

Анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях

Анализировать тактичность речевого этикета

Занятие-общение

Игра–

путешествие

«Ежели вы вежливы»

Фрагменты из мультфильмов, стихи, песенки

16-17

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Познакомить с разными формами информации

Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Целеполагание как постановка учебной задачи

Занятие-дискуссия

Занятие-думка

Карточки с названиями знаков, стихи

18

19

20

Тема и заголовок текста.

Основная мысль текста.

Опорные слова.

Учим отличать текст от набора предложений, определять тему текста, знакомим с заголовком, отражающим тему текста.

Учим определять основную мысль текста.

Учим выделять опорные (ключевые) слова в тексте, по ним определять тему текста. На основе опорных слов создавать текст.

Определять тему, основную мысль текста

Определять структурно-смысловые части текста(начало, основную часть, концовку)

Подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам

Выражать свои мысли и чувства

Работать в группе, паре

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Занятие-дискуссия

Занятие-думка

Деловая игра

соревнование

21

22

23

Подробный пересказ.

Краткий пересказ.

План. Текст и план.

Учим создавать содержание исходного текста.

Учим в пересказе передавать основное содержание текста.

Знакомим с планом-заглавием, учим составлять план текста. Учим соотносить текст и план.

Отличать подробный пересказ от краткого

Осознанно строить сообщения в устной форме

Стремится к повышению культуры речевого общения

Предлагать помощь и сотрудничество

Адекватно воспринимать оценку учителя

Прогнозировать предстоящую работу

Занятие-общение

Занятие-сказка

Занятие-дискуссия

Карточки с текстами, презентация

24

25

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

Знакомим детей с согласием или отказом как возможными ответами на просьбу, со словами,

выражающими согласие или отказ.

Знакомим детей со средствами, смягчающими отказ.

Продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения

Самостоятельность и личная ответственность

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

Развиваем умение высказывать своё предположение

Игра путешествие

Занятие-игра

Фрагменты из мультфильмов, стихи, карточки с заданиями

Конкурсные задания, ребусы

26

Типы текстов

Знакомим с разными типами текстов – повествованием, описанием, рассуждением.

Развиваем умение извлекать нужную информацию

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

Оформляем свои мысли в устной форме

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-общение

Карточки с текстами

27

28

29

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

Знакомим с текстами простейших рассуждений, формируем потребность доказывать. Объяснять высказанное мнение.

Учим развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в неё примеры.

Учим создавать точные и убедительные рассуждения.

Реализовывать устные рассуждения

Развитие познавательных интересов и учебных мотивов

Развивать умение слушать и понимать других

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Оформлять свои мысли в устной форме

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Занятие-думка

Деловая игра

Конкурс

Презентация

Тексты

Листы бумаги

30

31

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

Дать понятие о тексте описания, его отличительных признаках.

Знакомим с объявлением, в основе которого - описание, учим составлять объявления данного типа.

Анализ объектов с целью выявления признаков

Оказание взаимопомощи, умение принимать общее решение

Умение действовать по плану и планировать свою работу

Занятие-любование

Конкурс «Сочини загадку»

МП

32

33

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

Учим отличать правду от вымысла, рассказ о том, что действительно имело место в реальной жизни, от придуманной истории, сказки, фантазии.

Учим составлять невыдуманные рассказы.

Анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика

Оценивать свои и чужие высказывания

Стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач

Проект «Невыдуманный рассказ»

Листы бумаги

МП

34

Чему мы научились на уроках риторики?

Обобщить полученные знания

Разыгрывать диалоги, сочинять продолжение диалогов разных персонажей

Анализировать тактичность речевого поведения

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Предвосхищать результат

КВН

Стихи, костюмы для инсценировки