Программа семинара по физической культуре в школе. Выступление на семинаре учителей физической культуры на тему "интегрирование учебной и внеурочной деятельности на уроках физкультуры". Упражнения в парах

МКОУ «Бабяковская СОШ №1»

Доклад

на тему:

«Развитие физической культуры и спорта

в условиях ФГОС»

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

Закона « Об образовании»;

Федерального закона « О физической культуре и спорте»;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на

реализацию принципа вариативности , который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам . Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.

В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Школам поставлена основная педагогическая задача:

Чему учить? (Обновление содержания)

Ради чего учить? (Ценности образования)

Как учить? (Обновление средств обучения)

Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Решение задач физического воспитания направленно на :

    содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

    обучение основам базовых видов двигательных действий;

    дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

    формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

    выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

    углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

    воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

    выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

    формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

    воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены,спортивные кружки т. д.)

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью :

    уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

    уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;

    уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

    словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

    наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

    метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

    методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)

Используются современные образовательные технологии :

    здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

    личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

    информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Физическое развитие и физическая подготовленность по волейболу

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Контрольные тесты (требования к учащимся) по баскетболу

Литература:

Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. - Ташкент. 2005.

Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. - М., Ф и С, 2004.

Белов С. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.

Гомельский А.Я. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. - М., "ФАИР"/ 1997.

Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе.-Волгоград, 2011.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., Ф и с. 2001.

Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.

Инновационные формы работы

на уроках физической культуры

Для многих день 17 декабря прошел как обычно, незаметно, рутинно, обыденно. Но только не для сообщества учителей физической культуры. В эти дни МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района принимала гостей. На базе образовательного учреждения прошел районный семинар с показом открытых занятий для учителей физической культуры по теме: «Инновационные формы работы на уроках физической культуры».

Учитывая особенности современного образования, становится очевидным факт резкого возрастания уровня требований к проведению семинара. Подготовка к нему была начата ещё в ноябре. Согласовывались сроки проведения семинара, разрабатывались темы открытых мероприятий, решались организационные вопросы.

Открытие семинара началось с выступления директора школы Светланы Анатольевны Ошариной, она ознакомила присутствующих с деятельностью педагогического коллектива за последние годы, акцентировав внимание на работе Арсеньева С.И. и Кротовой С.А.- учителей физической культуры школы.

Арсеньев Сергей Иванович - учитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 10 лет. Главной целью его педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. На своих уроках пропагандирует красоту спорта, здоровье и силу, учит быть стойкими в достижении поставленной цели.

При проведении уроков учитывает возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся, использует современные формы и методы обучения. Творческий подход к делу, организованность, удивительная работоспособность, неуёмность в поиске нового, координирование своих действий с коллегами, неукоснительное соблюдение профессиональной этики общения, высокая требовательность в сочетании с коммуникабельностью, человеколюбие и тактичность – его отличительные качества.

Кротова Светлана Алексеевна, учитель физической культуры.

Стаж ее работы в школе составляет 34 года. Учитель высшей квалификационной категории. 12 лет руководила районным методическим объединением учителей физической культуры. С учащимися изучает основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, проявляет себя как творческая, энергичная личность, имеющая педагогический и организаторский талант, чуткая и внимательная во взаимоотношениях с коллегами, требовательная к себе, любящая свою работу и учеников, обладающая заслуженным авторитетом среди коллег, родителей, учеников .

Учителя физической культуры на школьном уровне ежегодно проводят традиционные спортивные мероприятия: кросс «Золотая осень», туристический слёт, «Весёлые старты», легкоатлетическое многоборье, лыжные гонки, военно – спортивную игру «Зарница». В 2012, 2013 гг. приняли участие в областном конкурсе «Олимпиада начинается в школе». Их учащиеся являются активными участниками Всероссийской акции: «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам». Совместно с отделением партии «Единая Россия» проводят традиционные соревнования по биатлону среди учащихся нашей школы.

Ученики активно принимают участие в школьном этапе Всероссийских соревнований школьников: «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», спортивно-технический комплекс «ГТЗО». В 2010 и 2012г. заняли I место по итогам проведения муниципального этапа «Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»». Ежегодно учащиеся Кротовой С.А. и Арсеньева С.И. занимают призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Перед участниками семинара с публичным докладом «Средства и методы, способствующие повышению качества образования на уроках физической культуры» выступил учитель физической культуры Арсеньев Сергей Иванович. Затем педагоги в рамках районного семинара показали открытые уроки по темам: «Осанка – стройная спина. Круговая тренировка по станциям. Эстафеты» в 4 классе и «Гимнастика и элементы акробатики» в 11 классе.

С первых минут занятий трудно было представить, что это уроки. Настроение учителя создает настроение ученика, а это, как известно, лучший стимул для учения.

Как много успели сделать за урочное время ребята, не было ни минуты простоя, ни одного ученика вне игры, эстафеты: учащиеся 4 класса великолепно «сдавали экзамены» по секциям,

создавали при помощи заготовок-карточек словесные портреты здорового человека и человека с искривленным позвоночником, размышляли о том, для чего нужно следить за осанкой, при помощи картинок определяли, как правильно необходимо сидеть, ходить, выполнять физические упражнения и т.д.

Урок отличался чёткостью и продуманностью, был интересен и увлекателен, прошел на высоком эмоциональном подъёме, что очень важно для занятий физической культурой.

На уроке Светланы Алексеевны после тщательной разминки обучающиеся расходились к выбранным ими станциям. Причем, порядок прохождения мест занятий и время на каждом виде не регламентировалось, но за время урока необходимо было пройти все виды: юноши выполняли комплекс упражнений с гантелями и стрет-чинг, девушки – базовые элементы аэробики и стрет- чинг. Ребята прекрасно владеют терминологией и технологией выполнения упражнений.

Вот некоторые из них: М arch -ходьба, Basic - step -два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе), V - Step -два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе), A - Step - два шага назад(ноги врозь), два шага вперёд(ноги вместе), Mambo -одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая на месте, StepTouch -шаг в сторону, приставить вторую ногу, DoubleStepTouch -два приставных шага в сторону, GrapeVine -шаг в сторону, с крестный шаг назад, шаг в сторону, приставить, CurlStep -за хлест, Kick -взмах в любом направлении, Heeltouch -касание пола пяткой, Chasse -приставные шаги в сторону с подскоком. На уроках Светланы Алексеевны учащиеся укрепляют не только физическое, но и психологическое здоровье, занятия довольно часто выполняются под музыку.

Занять ребят все сорок пять минут урока не так-то просто. Нашим педагогам удалось провести открытые уроки достойно, на высоком уровне. Важно, что сами учителя понимают друг друга с полуслова, оба увлечены и своим предметом, и своей школой. Спасибо коллегам, посетившим районный семинар учителей физической культуры в МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района.

Наталья Анистратова
Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ

Сегодня мы с вами поговорим об инновационных подходах в физкультурно -оздоровительной работе. Но сначала скажите мне, что такое здоровье и из каких компонентов оно состоит? Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано : "Здоровье - это состояние полного физического , духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов ". (психическое, физическое , нравственное)

2. Что включает в себя понятие «физическое здоровье » ?

3. Назовите факторы риска, вызывающие нарушение физического здоровья .

4. Каким образом у ребенка проявляется потребность в ДА?

5. Как вы думаете что нужно для увеличения эффективности занятий по физической культуре ?

Правильно, искать новые приемы, которые разнообразили занятия физ. культурой и заинтересовали детей в занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно -оздоровительной работе. Их много, но мы остановимся на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми.

О некоторых инновационных технологиях мы сегодня поговорим.

1. Корригирующая гимнастика.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития . Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Вашему вниманию будет представлен комплекс гимнастики после дневного сна «Забавные котята» .

«Забавные котята» .

На кровати :

1) «Котята просыпаются» . И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки) .

2) «Потянули задние лапки» . И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) «Ищут маму-кошку» . И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево - вправо, и в и. п.

4) «Котенок сердитый» И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину «дугой» , голову вниз «фыр-фыр» ;

5) «Котенок ласковый» И. п.: стоя на четвереньках. В.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу :

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) «Кто быстрее спрячется» - игра с одеялом.

Раз два три под одеялом лежи.

2. Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

А сейчас я вам предлагаю самостоятельно ознакомится, и представить друг другу некоторые комплексы самомассажа.

1.«Неболейка»

Чтобы горло не болело мы его погладим смело погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать

Указательными пальцами растираем крылья носа

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

Растирать лоб

«Вилку» пальчиками сделай массируй ушки ты умело

Растирать пальцами ушную раковину

Знаем, знаем да,да,да нам простуда не страшна.

2. «Деревья»

Теплый ветер гладит лица, лес шумит густой листвой.

Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно

Дуб нам хочет поклонится, клен кивает головой

От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до линии роста волос

А кудрявая березка провожает всех ребят

Массаж висковых впадин указательными пальцами

До свидания лес зеленый, мы уходим в детский сад

Поглаживание лица.

3. «Нос, умойся!» .

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

3. Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по физической культуре .

1. Первая игра, с которой мы с вами познакомимся, называется «С бубном» .

Выбираем водящего, он стоит в кругу с бубном, остальные вокруг него по кругу выполняют движения, например, боковой галоп, а водящий стучит в бубен с закрытыми глазами, затем сам прекращает, и играющие тоже останавливаются. Тот, кто оказывается напротив водящего, танцует в паре с водящим, а все хлопают.

2. Следующая, «Рыбаки и рыбки» .

Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки : легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Правила игры : На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбки забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в кругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.

3. И последняя игра в которую мы с вами сегодня поиграем, называется «Ручейки и озёра»

Программное содержание : Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с различным характером музыки : Лёгким изящным бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

Правила игры : Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны, с одинаковым количеством играющих, в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки, дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться круг только с изменением музыки.

4. Игропластика.

Специальные упражнения для развития силы и гибкости, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие тот или иной образ, настроение.

Приглашаю добровольцев для показа этих упражнений.

«Цапля» . Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

5. Виброгимнастика. Еще один вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Называется он виброгимнастика. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности.

Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным. Нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе : благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти

Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

6. Степ-аэробика (видео) .

Степ-аэробика это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна. Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновейсие. Аэробика это система физических упражнений , энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.

Сейчас вашему вниманию будет представлено видео сюжет степ аэробики.

На этом наш семинар - практикум подошел к концу. Надеюсь каждый почерпнул для себя что-то полезное. Спасибо за внимание!

В настоящее время перед учителем ставится не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы и выполнять упражнения, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Поэтому в современных условиях повышается роль образовательной области «Физическая культура» в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся, а также в воспитании жизнеспособной личности. Можно с уверенностью утверждать, что возникла настоятельная необходимость в развитии дидактической системы каждого учителя физической культуры, направленной на оздоровление учащихся.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется. Как учитель физической культуры, я должен дать своим ученикам не только знания о физической культуре, о спорте, но и научить их использовать эти знания в различных жизненных ситуациях, которые встречаются на протяжении всей жизни человека. Ведь мне даётся лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания, здравомыслие и человечность, которые, я надеюсь, сделают из моих воспитанников хороших людей, граждан своей страны.

Успешное решение задач школьного физического воспитания возможно только при комплексном использовании уроков физической культуры, физических упражнений и подвижных игр в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных форм физического воспитания. При этом основной формой процесса физического воспитания школьников, важнейшим фактором, обеспечивающим успешность формирования физической культуры личности, считаю - урок физической культуры. При проведении уроков учитываю возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся, наличие в школе соответствующего инвентаря и оборудования. На уроках руководствуюсь критериями: личная заинтересованность учащихся, высокая общая и моторная плотность урока, взаимосвязь знаний с практическими действиями, чёткая постановка и выполнение учебных задач, взаимосвязь воспитания и обучения.

Для успешной реализации задач на уроках составлены рабочие программы на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012. - 9-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

Передо мной возникают вопросы: как организовать деятельность моих воспитанников на уроке, чтобы дать каждому оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его оздоровительной направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Считаю, что человек, который решил посвятить себя работе с детьми, в первую очередь должен помочь укреплению здоровья и развитию физических качеств, ведь для достижения в жизни каких-нибудь высот так необходимо здоровье. Действительно, тренер должен знать и уметь многое, а для этого нужно искать и находить новые формы, методы, приемы работы. Для повышения интереса к предмету тренер постоянно должен находиться в поиске. Ведь так хочется, чтобы занятия запоминались детям, чтобы каждое последующее занятие не было похоже на предыдущее. Мое мнение таково - самым лучшим уроком становится тот, на котором ученик самостоятельно повышает свой уровень физической подготовки, поднимая эту планку все выше и выше, тем самым укрепляя свое здоровье. Но не всем сразу даются хорошие результаты, для этого необходимо обладать очень важным качеством – терпением. У каждого ребенка свои физические способности. И если кто-то сегодня прыгнул в длину на 1,2 метра, а через несколько занятий на 1,3 метра это уже достижение, а еще через десять уроков результат будет еще выше. Я очень радуюсь достижениям своих учеников, нужно только терпение и тренировка.

Результатом моей педагогической деятельности на уроках является стабильная успеваемость учащихся за последние два года.

Я в своей работе особое внимание уделяю вопросам модернизации методической системы преподавания, поиску новых идей. Считаю, что интеграция урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты в вопросах формирования гражданских качеств личности и в целом здоровья школьников.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культурой, спортом, социализации личности в современных условиях, развитию творческих способностей.

Для достижения результатов за оптимальный срок необходимо в полном объеме задействовать методический арсенал, разрабатывать индивидуальные образовательно-воспитательные маршруты для каждого ребенка, регулярно анализировать успехи и неудачи и вместе с тем подвергать их коррекции. В процессе преподавания и воспитания в большей мере использую принципы доступности, индивидуализации.

Возникновение интереса к предмету у значительного большинства учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело, мастерски взаимосвязано будет построена урочная и внеурочная работа. Обычно в традиционной школе эти понятия строго различались; современные условия дают возможность каждому учителю подойти творчески не только к планированию своей работы, но и внести изменения в учебную программу в зависимости от условий её реализации. Во внеурочной работе появилась возможность выделить больше времени созданию практико-ориентированных проектов, исследований, подготовке к соревнованиям различного рода.

Основной акцент сделал не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие социализированной личности, творческой активности учащихся. Это позволило привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Разработал планирование системы уроков и внеклассных занятий, дидактическое сопровождение и пакет диагностических методик для мониторинга достижений учащихся. В целом интеграция дала возможность для самореализации, самовыражения, раскрытия способностей, социализации личности.

Одним из условий реализации изменений является высокий уровень компетентности педагога, использование в обучении альтернативных идей нестандартных подходов, наличие разнообразных средств обучения: материальной базы, альтернативных учебных пособий, справочной литературы ресурсов Интернет.

Основной целью внеурочной деятельности считаю пропаганду физической культуры, активного отдыха, приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой. В основу воспитательного процесса ставлю технологию коллективно-группового творчества, использую личностно ориентированный подход.

В течение учебного года провожу следующие мероприятия: внутришкольные соревнования по легкой атлетике, баскетболу в рамках Недели здоровья; внеклассные мероприятия «Папа, мама и я - спортивная семья», «Веселые старты»; совместно с классными руководителями мероприятия по профилактике вредных привычек, правонарушение среди детей и подростков (в т.ч. профилактические беседы, лекции и т.д.).

Кроме того, считаю необходимым проведение систематической работы с родителями. Главным фактором в моей работе с родителями является тактичность и доброжелательность, так как общие усилия на благо обучения и воспитания детей - залог успешной работы с родителями. К каждой встрече с родителями тщательно готовлюсь, подбираю нужные добрые слова в адрес каждого ребенка, стараясь найти в них, прежде всего лучшие качества. Провожу родительские лектории с целью оказания педагогической помощи; индивидуальные беседы с родителями на темы: «Режим дня школьника», «Как сохранить здоровье школьника», «Восстановительные мероприятия спортсменов», «Педагогический, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена»; посещения семей на дому; анкетирование и тестирование родителей с целью изучения удовлетворенности обучением и воспитанием детей, условиями их жизнедеятельности.

Согласно анкетированию обучающихся и их родителей по анкете «Условия жизнедеятельности ребенка в школе» можно утверждать, что в коллективе созданы оптимальные условия для достижений высоких результатов в спорте обучающимися.

Во многих случаях личный пример учителя и его знания в области физической культуры дают детям сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд, способствуют развитию учащихся.

МКОУ «Леоновская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на районном семинаре учителей физической культуры

на тему

«Интегрирование учебной и внеурочной деятельности на уроках физкультуры»

учитель физкультуры МКОУ «Леоновская ООШ» Бабин Ю.А.

2017 г.

ВЫПОЛНИЛА

УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МБОУ «СОШ №5»

ХЕЖ З. Ю.

ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.

П. Д. ЛЕСГАФТ

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств в физическом воспитании носят, как правило, частный характер и не имеют широкого распространения в школьной практике. Я считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных возможностей и традиционной системы обучения. Компьютер расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).

Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности - физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

Одним из приоритетных направлений нашей работы, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школах имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Урок с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на уроках. Мы овладели компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему уроков с использованием ИКТ по усвоению теоретического материала на уроках физической культуры. Это разрешило нам при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому можно использовать на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Проблема создания электронных учебных пособий по физической культуре, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна. Это создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов и увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала. Предлагаемые формы приводят к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности урока.

Теоретические уроки по предмету есть и остаются основной формой получения учащимися знаний. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций и компьютерных тестов позволило нам эффективно решить эту проблему.

Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.

Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях нужно свести текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков нужно выстроить в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только учитель, который будет освобожден от проверки тетрадей по физической культуре, кроме того, такая компьютерная программа полезна прежде всего ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт.

Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.

Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:

· осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

· вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,

· достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Только использование при автоматизированном контроле действительно хороших продуманных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. Известный педагог-новатор И. Н. Ильин говорил, что учащиеся помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них – найденное решение.

Ещё одно преимущество компьютерных тестирующих программ по сравнению с традиционными методами проверки знаний – это оперативная проверка знаний учащихся. Такие программы нужны учителям, учащимся. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого способам познания.

Тесты имеют компьютерную оболочку. Процесс тестирования с помощью подготовленной нами совместно с программистом школы компьютерной программы тестов довольно прост для учащихся и не требует специальных знаний. Программа работает в полноэкранном режиме. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе.

Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.

Теоретические уроки в форме электронной презентации и компьютерных тестов повышают уровень знаний учащихся по предмету физической культуры.

Когда слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это прежде всего движение. Однако в современном мире очевидно, что без информационно-коммуникационных технологий даже на уроке физкультуры невозможно обойтись.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Следовательно, задача учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Современные педагогические технологии, в частности, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении таких задач, как:

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

– повышение эффективности и качества процесса обучения;

– повышение активности познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей;

– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;

– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

– формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

Работа на выполнение социального заказа общества:

– подготовка информационно грамотной личности;

– подготовка пользователя компьютерными средствами;

– осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

Следовательно, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Во-первых, используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.

Во-вторых, с помощью ИКТ можно проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования.

В-третьих, используя ИКТ, учитель может легко проследить динамику развития физических способностей, если введет в программу все данные.

В-четвертых, проектная деятельность.

В-пятых, использование дистанционных форм обучения.

Использование ИКТ диктует современные требования преподавания предмета.

Через два года в городе Сочи зажжется олимпийский огонь.

Олимпийские игры всегда были самым действенным инструментом пропаганды спорта и здорового образа жизни. После каждой олимпиады в стране, ее проводящей, начинается настоящий спортивный бум – и нам от этого, к счастью, никуда не деться.

Олимпиада – это мечта, вершина всей карьеры для каждого спортсмена. Она нужна нам, чтобы зажечь интерес к спорту не только со стороны государства, но и каждого мальчишки.

Белая Олимпиада 2014 года станет толчком для развития спорта не только в городе Сочи, но и во всей стране. Благодаря ей, кто-то найдет свою дорогу в жизнь, займется спортом.

Без спорта невозможно вырастить здоровое крепкое поколение.

Растущему поколению не обойтись без хороших спортивных залов, стадионов.

В нашей маленькой республике физкультура и спорт давно стали массовыми. Широко развернулось движение «От спортивных площадок к олимпийским рекордам». Именно с юношеских стартов начинали свой путь к пьедесталам почета многие прославленные олимпийцы. Сегодня среди победителей Олимпийских игр, чемпионов мира и Европы – десятки наших спортсменов.

Возможно ученики наших школ – их достойная смена. Они должны вырасти здоровыми, крепкими и закаленными людьми. Адыгее нужны эти рекорды и победы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар: «Современный урок физической культуры, применение высокомотивированных технологий».

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий

На теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов»

ВЫПОЛНИЛА

УЧИТЕЛЬ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МБОУ «СОШ №5»

ХЕЖ З. Ю.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.

П. Д. ЛЕСГАФТ

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами. Наши питомцы должны овладеть физической культурой. Вот это особенно важно.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.

Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств в физическом воспитании носят, как правило, частный характер и не имеют широкого распространения в школьной практике. Я считаю, что современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных возможностей и традиционной системы обучения. Компьютер расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).

Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности - физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

Одним из приоритетных направлений нашей работы, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школах имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Урок с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.

По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на уроках. Мы овладели компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему уроков с использованием ИКТ по усвоению теоретического материала на уроках физической культуры. Это разрешило нам при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому можно использовать на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Проблема создания электронных учебных пособий по физической культуре, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна. Это создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов и увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала. Предлагаемые формы приводят к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности урока.

Теоретические уроки по предмету есть и остаются основной формой получения учащимися знаний. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций и компьютерных тестов позволило нам эффективно решить эту проблему.

Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.

Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях нужно свести текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков нужно выстроить в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.

Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только учитель, который будет освобожден от проверки тетрадей по физической культуре, кроме того, такая компьютерная программа полезна прежде всего ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт.

Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.

Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:

  • осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  • вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
  • достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Только использование при автоматизированном контроле действительно хороших продуманных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. Известный педагог-новатор И. Н. Ильин говорил, что учащиеся помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них – найденное решение.

Ещё одно преимущество компьютерных тестирующих программ по сравнению с традиционными методами проверки знаний – это оперативная проверка знаний учащихся. Такие программы нужны учителям, учащимся. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого способам познания.

Тесты имеют компьютерную оболочку. Процесс тестирования с помощью подготовленной нами совместно с программистом школы компьютерной программы тестов довольно прост для учащихся и не требует специальных знаний. Программа работает в полноэкранном режиме. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе.

Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.

Теоретические уроки в форме электронной презентации и компьютерных тестов повышают уровень знаний учащихся по предмету физической культуры.

Когда слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это прежде всего движение. Однако в современном мире очевидно, что без информационно-коммуникационных технологий даже на уроке физкультуры невозможно обойтись.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общая задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Следовательно, задача учителя - выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

Современные педагогические технологии, в частности, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении таких задач, как:

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

– повышение эффективности и качества процесса обучения;

– повышение активности познавательной деятельности;

– углубление межпредметных связей;

– увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации;

– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

– развитие коммуникативных способностей;

– формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

– эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

– формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

Работа на выполнение социального заказа общества:

– подготовка информационно грамотной личности;

– подготовка пользователя компьютерными средствами;

– осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

Следовательно, компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Исходя из своего опыта работы, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Во-первых, используя ИКТ, можно демонстрировать технические приемы выполнения упражнения и т.д.

Во-вторых, с помощью ИКТ можно проверить уровень теоретических знаний учащихся, причем с малыми затратами времени, например, тест, и сразу же ученик может обозревать результат тестирования.

В-третьих, используя ИКТ, учитель может легко проследить динамику развития физических способностей, если введет в программу все данные.

В-четвертых, проектная деятельность.

В-пятых, использование дистанционных форм обучения.

Использование ИКТ диктует современные требования преподавания предмета.

Через два года в городе Сочи зажжется олимпийский огонь.

Олимпийские игры всегда были самым действенным инструментом пропаганды спорта и здорового образа жизни. После каждой олимпиады в стране, ее проводящей, начинается настоящий спортивный бум – и нам от этого, к счастью, никуда не деться.

Ведь это наши дети, увидев – кто в живую, кто по телевизору – выступления лучших спортсменов, заставят отвести их в спортивные школы. И кто-то из этих ребят обязательно станет новой спортивной звездой – поколение Московской Олимпиады – 80 дало свой медальный урожай в начале 90-х, поколение ИГР – 2014 взрастит свои плоды уже в 20-х годах 21 века.

Олимпиада – это мечта, вершина всей карьеры для каждого спортсмена. Она нужна нам, чтобы зажечь интерес к спорту не только со стороны государства, но и каждого мальчишки.

Белая Олимпиада 2014 года станет толчком для развития спорта не только в городе Сочи, но и во всей стране. Благодаря ей, кто-то найдет свою дорогу в жизнь, займется спортом.

Без спорта невозможно вырастить здоровое крепкое поколение.

Растущему поколению не обойтись без хороших спортивных залов, стадионов.

В нашей маленькой республике физкультура и спорт давно стали массовыми. Широко развернулось движение «От спортивных площадок к олимпийским рекордам». Именно с юношеских стартов начинали свой путь к пьедесталам почета многие прославленные олимпийцы. Сегодня среди победителей Олимпийских игр, чемпионов мира и Европы – десятки наших спортсменов.

Возможно ученики наших школ – их достойная смена. Они должны вырасти здоровыми, крепкими и закаленными людьми. Адыгее нужны эти рекорды и победы!