Методы на уроках немецкого языка. Публикация Кейс - метод – как средство интерактивного обучения на уроках немецкого языка. Приемы интенсивных методов обучения

МБОУ Петровская СОШ

Учителя немецкого языка I категории

Величко Любови Петровны.

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых

важных составляющих моментов современного, успешного человека. Социально- политические и экономические преобразования во всех

сферах нашего общества привели к существенным изменениям и в области образования. Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для их изучения. В настоящее время, когда контакты с другими странами становятся всё теснее, знания иностранных языков играет важную роль. Современный человек должен хорошо знать, по меньшей мере, один иностранный язык потому, что взаимопонимание между народами имеет большое значение для мирного сотрудничества. Без знаний иностранных языков это сотрудничество почти невозможно. Сейчас развиваются различные формы международного общения: международные встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес. Обмен школьниками и студентами тоже сюда относится. Это хорошие предпосылки для изучения иностранных языков. Нелегко в совершенстве овладеть иностранным языком, нужно усердно работать. Но кто хочет, тот добьётся. Люди изучают языки по разным причинам. Одним они нужны в работе, другим для путешествий за границу, третьи делают это из интереса. Знания языков делают возможным чтение иностранной литературы, общение с представителями других стран, знакомство с их культурой, экономикой, наукой и техникой. Иностранные языки расширяют наш мир, делают нас богаче.

Иоганн Вольфганг Гёте сказал однажды: „Человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает”. В новом XXI веке, провозглашённом Юнеско веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков.

Важным становится воспитать личность, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Основой бытия и мышления нового XXI века является диалог различных культур. У иностранного языка, как учебного предмета, есть весьма эффективные средства в воспитании человека культуры. Важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, способствующей

приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры.

Учить иностранные языки трудно, но приятно осознавать цель и возможности, которые перед вами откроются.

Главное понимать, что роль иностранных языков в нашем мире велика, и нужно стремиться выучить их как можно лучше, чтобы не испытывать

трудностей в общении.

Знание иностранных языков – это залог полноценной жизни в мире людей, населяющих нашу планету.

Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашей педагогической деятельности является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей.

Несомненно, что каждый наш урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся, развивать их способности не только к репродуктивному, но и творческому мышлению, побуждать в них радость познания.

Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении обеспечивает не только следованием, заложенным в учебно-методическом комплексе

методическим системам, но и в творческом подходе к их реализации, позволяющим сформировать у учащихся потребность учиться, умение рационально работать, развивать мыслительные способности, речевую активность, проявлять творчество и самостоятельность в решении поставленных задач.

Считаю главным в своей педагогической деятельности пробудить у ребенка интерес к изучению иностранного языка, сделать процесс обучения посильным и радостным.

У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.

Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной

коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий

коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации,

используя все необходимые для э того задания и приемы, является

отличительной особенностью урока иностранного языка.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, т.к. от него устают и дети, и учитель. А новая установка позволяет активизировать каждого. Поэтому я в своей работе практикую нестандартные уроки. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру: уроки – беседы, уроки – заочные путешествия, уроки – консультации, уроки – исследования, уроки – игры, устный журнал, экскурсия, читательская конференция, КВН, викторины, конкурсы, урок защиты профессии, уроки-зачеты, уроки-диалоги, защита проектов, диспут. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Использование регионального материала в системе школьного обучения иностранному языку.

Региональный компонент на уроке пробуждает у учащихся познавательный интерес к родному краю Использование регионального компонента, создает специальную речевую среду, которая помогает учащимся сблизиться с историей родного края, а также с его политическим и географическим положением, а эти познания помогают учащимся усвоить не только страноведческий, но и исторический материал изучаемого иностранного языка.

Использую на уроках региональный компонент. Цель использования регионального компонента заключается в создании условий для расширения кругозора учащихся, развития их познавательного интереса, приобщения к творческой деятельности. Региональный компонент использую в тех классах, где он логически связан с темой. Например, при изучении темы «Лицо города- визитная карточка страны» 7 класс наряду со знакомством с городами Германии,знакомимся и с городами Ростовской области и их достопримечательностями.

Роль наглядности на уроке иностранного языка.

При обучении иностранным языкам большую роль играет использование различных наглядных средств: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографий и т. д., что вносит разнообразие в учебный процесс, делает его более интересным для учащихся. Опорные схемы, которые я использую на уроке, призваны облегчить учащимся процесс овладения немецким языком, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изученном материале, сформировать прочные навыки и умения.

Так, с помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация лексического материала. Предметные картинки использую в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся.

На начальном этапе обучения картинки часто использую для введения лексики, обозначающей конкретные предметы.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую деятельность учащихся, облегчают беседы по содержанию изобразительного материала.

Тематические картины чаще всего использую для обучения устной иноязычной речи – аудированию и говорению.

При обучении аудированию картина может служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух. Во время рассказа по той или иной теме обращаю внимание учащихся на детали картины, о которых говорится в тексте. Картины могут стимулировать учащихся к монологическим высказываниям на заданную тему, помогать шире использовать знакомый лексико-грамматический материал, а также вспомнить ранее изученные слова и словосочетания.

Большую помощь оказывает иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по иностранным языкам языковой материал сочетается с изобразительным.

Внедрение новых информационных технологий в процесс

изучения иностранных языков.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы в среде Power Point на уроках иностранного языка

включают:

Изучение лексики;

Отработку произношения;

Обучение диалогической и монологической речи;

Обучение письму;

Обучение чтению;

Отработку грамматических явлений.

На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Научная новизна использования ИТ состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся. С помощью компьютерной техники успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся при изучении немецкого языка. В своей работе по преподаванию немецкого языка для решения вышеперечисленных задач я использовала возможности ПК в среде Power Point на уроках в 8 и 9 классах Такие занятия особенно познавательны, когда тема недостаточно глубоко раскрыта в учебнике и методических пособиях, а овладение учащимися данной информацией просто необходимо. Так, в ходе эксперимента был проведён урок с учащимися 9-го класса по теме «Вредные привычки» в рамках параграфа «Проблемы молодёжи». (Приложение 1).

На протяжении нескольких лет я использую проектную методику. Принимала участие в обсуждении на районном метод.объединении учителей иностранного языка и выступала с докладом «Метод проектов на уроках иностранного языка». Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Применительно к предмету «иностранный язык», проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что учащиеся учатся приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

С помощью проектной методики можно достичь сразу несколько целей - расширить словарный запас, закрепить изученный лексико-грамматический материал, совершить путешествие, создать на уроке атмосферу праздника и Заниматься проектной деятельностью украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.
я начинаю на уроках в начальных классах и продолжаю ее в среднем и старшем звене. Мы вместе создаем:
2-4 классы: мини – проекты «Буквы – непоседы», «Я и моя семья»,

5-6 классы: «Мой день», «Школьное здание», «Я учу немецкий»;

7 класс «Лицо города - визитная карточка страны», «Моя деревня

8-9классы «Путешествие по Германии» “ Выбор профессии ”.

10-11 классы: «Немецкий язык и моя будущая профессия», «Вдоль по Рейну», «Ученые Германии». (Приложение 3) При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников. Одно из достоинств проектной деятельности - это создание особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. При использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка следует учитывать специфику данного предмета, а также ступень, на которой изучается язык, и тип урока. С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере. Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранному языку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения. Но самыми интересными и для учеников и для учителя становятся уроки по развитию речевого умения с использованием ИКТ, которые создаются в сотрудничестве педагога и учащихся. Такие уроки – это личностно-ориентированные уроки, носящие деятельностный характер, учитывающие возрастные интересы детей, а также их умение пользоваться компьютером и Интернетом. А вот как я использую компьютер на уроках, цель которых – развитие речевого умения. Речевое умение и компьютер?! Подобное сочетание может вызвать удивление. Компьютер – это машина, и она не может быть речевым партнером! Но, используя возможности компьютера, можно побудить учащихся к говорению. В начальной школе, когда дети еще не умеют в достаточной мере пользоваться компьютером, основным пользователем является учитель, который с помощью ИКТ помогает учащимся расширить кругозор, узнать больше о стране изучаемого языка, вносит удивительные, волшебные моменты в контекст урока, опираясь на изученный материал. И младшие школьники стараются на таких уроках показать все, что они умеют и знают. Ведь это так типично для детей младшего возраста.

Так, например, урок в 4 классе по теме «Weihnachten» («Рождество») благодаря компьютеру можно превратить в настоящую сказку. Учащиеся могут «совершить путешествие» в Германию, рассказать о традициях и обычаях, связанных с этим праздником, о которых они узнали на уроках, получить письмо от Деда Мороза.

В заключение урока ребята могут написать на немецком языке поздравительные открытки своим родителям, друзьям.

WEIHNACHTEN IN EINER ALTEN DEUTSCHEN STADT WEIHNACHTSMARKT WEIHNACHTEN IN DEUTSCHLAND

Liebe Kinder ! Ich wünsche euch frohe Weihnachten und ein glückliches Neujahr

Например, на уроке в 10 классе «Umweltschutz» («Охрана окружающей среды») учащихся можно разделить на группы, каждая из которых выбирает одну из проблем, связанных с темой урока: «Загрязнение воды», «Загрязнение воздуха», «Загрязнение лесов», «Кислотные дожди». В подготовке проектов должны принимать участие все члены группы: кто-то подбирает материалы в Интернете, кто-то готовит слайд-шоу, кто-то пишет к нему текст. Результатом урока должны стать доклады по выбранным проблемам, сопровождающиеся мультимедийными презентациями. На таком уроке у многих учащихся возникает потребность узнать новые лексические единицы и речевые образцы, чтобы подготовить доклад, задать вопрос или ответить на заданный вопрос.

Unser Planet ist in Gefahr !

WASSERVERSCHMUTZUNG SAUER REGEN M ü l l

Wenn viele kleine Leute an vielen kleinen Orten viele kleine Dinge tun, kann man das Gesicht der Welt verändern!

Перед уроком с использованием ИКТ в 11 классе «Die Welt im Spiegel der Kunst» («Мир в зеркале искусства») ребята могут провести социологический опрос учащихся 9-11 классов, чтобы выяснить, какие виды искусства особенно популярны у их сверстников. Результаты опроса оформляются в виде диаграмм. О результатах своей работы ребята должны рассказать в самом начале урока.

Представленные учениками материалы позволят обсудить различные вопросы: «Почему тот или иной вид искусства предпочитают школьники?», «Почему литература на последнем месте?» и другие.

Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность.

В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока немецкого языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так на начальном этапе, хорошо известно, как много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование мною в своей педагогической деятельности конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал. Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного значения.

Я стараюсь использовать различные приемы на уроках немецкого языка, которые обеспечат гибкость формируемых грамматических механизмов.

Сейчас всё чаще в школах стали использовать компьютер и Интернет при обучении иностранному языку. Этот способ я считаю наиболее эффективным.

Но всё-таки, как будет протекать учебный процесс, как будет происходить

усвоение нового материала, зависит в значительной степени от состояния учащихся, от их заинтересованности, от их готовности (установки) к самостоятельной работе. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи,статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. За этим стоит будущее. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Применение технологии активных и интерактивных методов обучения на уроках немецкого языка и во внеурочное время.

Чаленко Е.С., учитель немецкого языка

Великая цель образования - не только знания,

Но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

СЕЙЧАС – время перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Репродуктивное обучение устарело. Необходим переход к инновационным методам преподавания. РЯДОМ со мной – мои ученики. Каждому необходимы определенные навыки мышления и качества личности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И основным моим ДЕЛОМ как педагога является создание эмоционально-комфортной, мотивирующей и творческой обстановки, в которой отсутствует принуждение, и есть возможность для каждого ученика найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Включение технологии активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

1. Учебная игра способна обеспечить высокую степень мотивированности обучающихся к изучению иностранного языка, их включенности в процесс активной коммуникации. Она похожа на развлекательную игру: веселая, занимательная, содержит элементы конкуренции. Но учебная игра имеет две цели: игровую и языковую. Мы не только играем, но и упражняемся. Одним из главных преимуществ такого метода обучения является то, что учебная игра как нельзя лучше помогает создать положительный эмоциональный настрой , атмосферу психологической комфортности, ориентацию на успех каждого ученика , что значительно повышает эффективность урока. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и целей урока использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, ролевые и творческие игры. В процессе работы с детьми придумываем свои собственные игры. Например,

«Биатлон»

Класс: 2

Цель: запоминание букв немецкого алфавита.

Необходимые материалы : карточки с буквами.

Технология проведения : Карточки выставляются на доске. Ученик называет изображенную букву. Учитель (сильный ученик) контролирует выполнение задания. При слове «Richtig» участник переворачивает букву обратной стороной, «Falsch» - буква остается открытой.

«Найди меня!»

Класс:5-7

Цель: закрепление лексики по теме «Город», повторение грамматической темы «Предлоги».

Необходимые материалы: карточки с планом города.

Предварительная подготовка: ученики готовят план города и повторяют грамматическую тему «Предлоги».

Технология проведения: обучающиеся делятся на пары. Перед ними лежит план города. Ученики договариваются об отправной точке. Затем один из них озвучивает свой путь, другой следует за ним мысленно, в конце пути звучит команда «Найди меня!». Второй ученик указывает определенное место на карте. Потом меняются ролями.

2. Классная корреспонденция Современные формы переписки обучающихся – это E-Mail, SMS, чаты, блоги. Цифровое общение не несет того очарования, которое имеет старое классическое письмо на бумаге. Письмо, конверт, сюрприз внутри, ожидание ответа. В нашем классе есть почтовый ящик. Письма достаем по пятницам. Есть личные письма, есть от класса классу. Этот метод работы использую на уроках и во внеурочное время.

Например, урок в 8 классе. После повторения прошедшего времени за 10-15 минут до конца урока делю класс на группы. Сильные ученики получают задание – написать письмо 11 классу о том, как провели выходные. А остальные обучающиеся выполняют треннинговые упражнения по выяснению результатов усвоения пройденного материала.

В группе сильных учеников наблюдаю следующее разделение: один записывает, другой работает со словарем, двое рисуют «фотографии». И каждый ученик в трех предложениях диктует свой мини-рассказ о выходных, используя форму прошедшего времени.

3. Метод «Шесть шляп» используется мною в старших классах для разностороннего анализа прозаических текстов или проблемной ситуации. Мы все воспринимаем мир по-разному и мыслим соответственно тоже. Мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести “шляпах”. В практику развития мышления метафору “шести шляп” ввел известный психолог Эдвард де Боно. Каждому обучающемуся предлагается представить свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа – позитивное мышление, только положительные стороны (необходимо доказать, почему позитивно и положительно).

Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Найти в произведении все негативное, проблематичное.

Красная шляпа – это эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с моментами рассматриваемого явления.

Зеленая шляпа – это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Синяя шляпа – это шляпа модератора. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Те, кто мыслит в синем русле, старается обобщить высказывания других “шляп”, сделать общие выводы.

4. Обучение по станциям. Обычно этот метод используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. «Обучение по станциям» требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся. Поэтому такой формы уроки проводятся не часто. Но это и повышает интерес учеников. Стараюсь предлагать станции с различными социальными формами, чтобы задания выполнялись не только индивидуально, но и в парах, и в группах. Задания могут быть обязательными, а могут – по выбору. Обычно отмечаю это цветом. Судя по практике, ребята с удовольствием проходят все этапы урока. И даже в случае получения нежелаемого результата сильно не расстраиваются. Ведь оценивали они свою работу САМИ.

5. Проектная работа. Это мой любимый метод. Его принцип – обучение в действии. Теория очень тесно связана с практикой. Проектная работа готовит учеников к самостоятельному обучению в течение всей жизни. Для этого метода характерны ориентирование на жизненный опыт и интересы обучающихся, целенаправленное планирование, ориентирование на доступный продукт, а не на туманную теорию, способствование самоорганизации и ответственности за выполняемую работу, общественная практичность.

На уроках обучающиеся с удовольствием выполняют творческие проекты. Например, в 4 классе строится зоопарк, в 5 классе организуется выставка домашних животных, в 6 классе проектируется школа мечты, в 7 классе проводится заочное путешествие по городам Германии и России, в 8 классе оформляются коллажи о лете, в 9 классе рекламы будущих профессий, в 10 классе стенд «Германия и немцы», 11 класс оформляет презентацию «Великие люди Германии и России».

Исследовательские проекты требуют больше времени. Поэтому мы чаще всего занимаемся ими во внеурочное время. Лучшие проекты представляем на ежегодном заседании школьного научного общества учеников «Эврика».

Итак, активные и интерактивные методы обучения немецкому языку способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности обучающихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов: речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика и определение условий для их проявления и развития;
  • развитию универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных и интерактивных методов на уроках и во внеурочное время позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

Игра в мяч на закрепление грамматических форм

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение

б) - на интонацию

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. на обдумывание

Опрос по цепочке

Диктант

Тест

Карточки

Параллельный опрос

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроках иностранного языка всё обучение, воспитание и развитие осуществляется в русле личностно ориентированного системно-коммуникативного подхода.

В центре педагогического процесса – ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование коммуникативной компетенции, причём продвинутой в чтении и элементарной в говорении, аудировании, орфографии.

У каждого школьника свой темп продвижения в учебном процессе, и учителю необходимо дифференцированно подходить к учащимся, помогая подтягиваться одним и стимулируя более быстрое продвижение других. Успешность этого процесса зависит от умения учителя создавать мотивы учения, содействовать развитию самостоятельности школьников, побуждая их к само – и взаимообучению, организуя индивидуальную, парную и групповую работу.

Последняя особенно значима, т.к. каждый школьник выполняет в группе свою функцию, решает посильную задачу, обращаясь за помощью к другим членам группы.

Самая лучшая мотивация – это самомотивация. Самостоятельность, на мой взгляд, развивает самомотивацию.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках иностранного языка, не имея иноязычного окружения очень трудно. Поэтому важно учитывать следующие моменты в обучении иностранному языку:

Учитель должен создать благоприятный психологический микроклимат, когда превалирует демократический стиль общения с учащимися; это способствует снятию психологических барьеров, языковых барьеров, страха неправильно что-то сказать;

В обучении школьников немецкому языку опираюсь на имеющийся у них опыт, знания родного языка;

Особый акцент в обучении делаю на овладение навыками и умениями чтения и понимание прочитанного.

Сейчас это большая проблема. Дети практически не читают книг, не умеют читать (не соблюдают знаки препинания, испытывают фонетические, смысловые трудности, в результате имеют маленький словарный запас).

Обучая детей, нужно учитывать и врожденные особенности человека, а именно, способ познания ребёнка, который можно определить ещё в младенчестве. Учитывая способ познания, можно помочь ребёнку, чей индивидуальный способ познания тормозит прогресс в некоторых областях, например в математике или чтении.

Зная способ познания, можно подбирать и использовать в обучении те методы и приёмы, которые будут наиболее результативны и действенны для той или иной группы детей.

Существует 3 способа познания и, следовательно, 3 типа людей: визуалы, аудиалы и кинестеты, или «зрители», «слушатели», «деятели».

Не секрет, что в группах немецкого языка, в основном слабые дети, с низким уровнем обученности, а следовательно, больше всего «деятелей» и «зрителей», хотя встречаются и «слушатели».

Краткая характеристика:

«Зритель» имеет словарный запас средних размеров, отвечает лишь тогда, когда вызовут, у него хорошая координация рук и глаз, создаёт замечательные письменные и художественные работы. Мотивация не социальная, а индивидуальная, любит работать в одиночку.

«Слушатель» имеет большой словарный запас, легко и охотно слушает и говорит, постоянно разговаривает в классе: много читает, любит общаться по телефону, посещать друзей, преуспевает в родной речи, иностранном языке, общественных науках (гуманитарных), лучше ему работается в группе, письменные и аудиторные работы посредственны.

«Деятель» косноязычен, избегает смотреть в глаза учителю, боясь быть вызванным, имеет маленький словарный запас, любит игры на свежем воздухе; письменные и художественные работы ниже всякой критики, показывает выдающиеся достижения в любом виде спорта, раздражителен, чувства выражает поступками, действия помнит лучше, чем написанные или произнесённые слова – усваивает лучше тогда, когда сам является активным участником. Все учебные предметы для него трудны.

Исходя из сказанного выше, стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому я использую в работе следующие методы:

- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)

- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;

- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)

- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам; 5 класс – нарисовать своего любимца (домашнего животного), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.

- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев. Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.

Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:

Чтение про себя;

Описание картинки, используя опорные слова;

(11 класс Тема: «ИЗО»)

Рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;

Высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;

Рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;

(10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

Ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;

(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

Игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

Поиск ключевых слов;

Поиск главной мысли в тексте;

Деление на смысловые части;

Составление плана пересказа;

Коллективный пересказ;

Постановка вопросов и ответы;

Сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)

Вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.)

Повторы, обращая внимание на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на интонацию сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

Отдельно хочу остановиться на приёмах контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:

Взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.

Щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

Показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)

Отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

Опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)

Диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)

Тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

Карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

Параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)

Совместными усилиями (вместе со школьным психологом) более детально изучаю обучающихся в нашей школе с точки зрения способов познания с тем, чтобы в дальнейшем руководствоваться этим в работе, подбирая оптимальное сочетание методов и приёмов для улучшения качества знаний учащихся, а также помочь им в обучении, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработать программу помощи детям, требующим специального внимания как со стороны педагогов и родителей, а также других специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.


Мирошниченко Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель немецкого и французского языков
Учебное заведение: Филиал ГБПОУ РО "ДПК" в г.Азове
Населённый пункт: Азов
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения в системе среднего профессионального образования при изучении иностранного языка"
Дата публикации: 10.06.2018
Раздел: среднее профессиональное

Мирошниченко Ольга Валентиновна,

преподаватель французского и немецкого языков

Азовского филиала ГБПОУ РО

Донского педагогического колледжа

«Активные методы обучения в системе среднего профессионального

образования при изучении иностранного языка».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал

представить

интересным,

современными

говорить

современном языке? Безусловно, каждый решает эту проблему по-своему.

Опыт работы преподавателей показывает, что моделирование уроков в

различных

технологиях

требование

Применение

педагогических

технологий

позволяет

рассматривать

практику

обучения

интеллектуального,

творческого, нравственного развития обучающихся.

Современные

образовательные

технологии

возможность

повысить

качество

образования,

эффективно

использовать

время и снизить долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет

снижения времени, отведенного на выполнение домашних заданий.

Основные требования педагогической технологии:

концептуальность – опора на определённую научную концепцию;

системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью;

управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования,

поэтапной

диагностики,

варьирование

методов с целью коррекции результатов;

эффективность – современные образовательные технологии должны

эффективными

результатам

оптимальным

затратам,

гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

воспроизводимость

технология

педагогический

инструмент

должна быть эффективна в руках любого педагога.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

технологии исследовательской деятельности;

технология проектной деятельности;

информационно-коммуникативные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология;

технология портфолио;

здоровьесберегающие технологии;

технология проблемного обучения и многие другие.

Остановлюсь на применении современных педагогических технологий

в образовательной деятельности преподавателей иностранного языка нашего

колледжа.

Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы создать

практического

овладения

обучающегося,

выбрать такие методы обучения, которые позволяют каждому проявить свою

активность, свое творчество.

На уроках иностранного языка нами используются:

технология

сотрудничества

выполнении

заданий грамматического характера, при работе над проектом, при обучении

диалогической речи и т.д.);

технология,

полноценного

умственного

развития

(игры-диалоги

художественных

произведений, ролевые игры, игры-соревнования, игры-путешествия и т.д.);

групповой метод, который позволяет вступать в коммуникацию с

формировать

способствовать

развитию

сотрудничества.

Групповое

обучение

формирования лексических, грамматических навыков, при работе с текстом,

при обучении диалогической речи;

проблемный

способствует

эффективному развитию самостоятельной работы студентов, приобретения

навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке.

Этот метод формирует творческие умения вести дискуссию, отстаивать свою

точку зрения, находить не один, а много вариантов решения проблемы.

проблемного

обучения

используются

Проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования: «От

образования на всю жизнь – к образования через всю жизнь»;

Проектная технология – проект дает студентам возможность выразить

собственные

творчески

продуманной

Проектная методика является одной из актуальных технологий, позволяющих

студентам применять накопленные знания по иностранному языку, развивает

языковые, интеллектуальные способности, потребность в самообразовании.

проектов

используется

программного

материала

практически по любой теме. (Проблемы «отцов» и «детей», «Экологические

проблемы», «Путешествия по странам изучаемого языка», «Современные

проблемы молодежи», «Карьера или семья» и многие другие);

здоровьесберегающие технологии. На уроках иностранного языка

приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, поэтому

преподаватель

внимание

здоровьесберегающим

технологиям.

способствует

развитию

мыслительных

операций,

одновременно

студентов.

хороший вид релаксации, позволяющий студентам не только отдохнуть, но и

формирования

фонетических,

лексических,

грамматических

утомляемость

эмоционального

Рифмовки помогают преодолеть психическое напряжение, то есть справиться

утомляемостью.

Фонетическая

помогает

переключиться

иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата

студентов.

Отгадывание

доставляет

удовольствие,

приближаясь к игре. Одно из самых важных здоровьесберегающих действий

– это создание у студентов положительной эмоциональной настроенности на

Положительные

способны

полностью

последствия

отрицательных воздействий на организм студента.

Использование

новых информационных технологий в преподавании

иностранного

помогает

подобрать

преподавателю

методические

средства

позволяют

разнообразить

сделать уроки интересными.

практической

деятельности

иностранные

применяются

различных этапах урока в зависимости от поставленных задач, целей, то есть

на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического и

грамматического материала, работы над аудированием, чтением говорением,

а также на этапе контроля знаний студентов по теме.

При подготовке к урокам преподаватели используют материалы сети

Интернет.

Глобальная

Интернет

получения

необходимой

информации:

страноведческой,

аутентичной,

наглядный

материал,

аудиоматериалы,

справочники,

Студенты

выполняют задания, находя нужную информацию в Интернете. Практически

иностранного

используются

презентации.

включают наглядный материал, тексты, таблицы, видео.

Мультимедийные презентации помогают:

Активизировать внимание студентов;

Экономить учебное время;

Наглядно представлять лексический, грамматический материал.

В колледж подчас поступают подростки с низким уровнем базовой

подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности,

отрицательной мотивацией к изучению немецкого, французского языков. И

мультимедийные технологии в этом плане в значительной степени помогают

преподавателю изменить отношение студентов к данной дисциплине.

Основными

характеристиками

применения

с о в р е м е н н ы х

информационных

технологий

является

возможность

дифференциации

индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной

творческой активности обучающихся.

Интерактивное обучение с использованием компьютерных технологий

расширяет

кругозор,

повышает

мотивация

познавательную

активность,

способствует

формированию

коммуникативной

компетенции,

позволяет

применить

личностно-ориентированную

технология

о бу ч е н и я.

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные

виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают

сформировать

лингвистические

способности,

создавать

коммуникативные

ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

На сегодняшний день необходимо в каждом учебном кабинете иметь

компьютеры, преподаватель не должен стоять в очереди к компьютерному

классу на проведение урока, все современные средства должны быть собраны

в кабинетах. И совсем необязательно студентам все 45 минут смотреть в

монитор и разговаривать с компьютером, но компьютер должен находиться

под рукой студента и преподавателя в режиме ожидания, как ручка или

карандаш.

Сегодня во многих учебных заведениях России ноутбуки уже заменили

бумажные учебники. Хорошо это или плохо – покажет время, но то, что

овладение

знаниями

невозможно

применения

компьютера - это очевидно. От мела, как инструмента преподавателя, жизнь

заставит

отказаться.

качество

обучения

зависеть

оснащенности наших учебных заведений техническими средствами.

Иногда может сложиться впечатление, что внедрение и использование

информационных технологий оправдано всегда и везде. Но это совсем не так,

и бездумное внедрение приносит только вред.

Компьютеру пока еще далеко до человеческого интеллекта. Поэтому

учебный диалог обучающихся и компьютера весьма ограничен по своей

логике. Общение с компьютером сокращает живое общение преподавателя и

студента. Орган объективизации мышления человека – речь – оказывается

выключенным. Студент не получает достаточной практики диалогического

формирования

профессиональном

преподавателю нужно обратить на это внимание.

В каждой технологии можно найти и достоинства и недостатки, но

результативность их очевидна.

Использование

современных

педагогических

технологий

позволяет

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу

умственного развития;

о р и е н т а ц и и

у с р е д н ё н н о г о

о б у ч а е м о г о

дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

мотивации

обучения

внутренней

нравственно

волевой регуляции.

Хотелось бы вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет

любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь

к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если учитель соединяет в

себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Именно такой педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованием.

Создание

технологии

невозможно

творчества.

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!

Литература

Аркусова И.В.Современные педагогические технологии при обучении

иностранному языку; НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012.

Китайгородская

Интенсивное

обучение

иностранным

Теория и практика; Высшая школа - Москва, 2014.

А.Н.Обучение

иностранным

практика;

Филоматис - Москва, 2014.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013.

Лавка возможностей

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Эта притча как раз о том, что нужно меньше учить ребёнка, а больше учить учиться.

1. Презентация педагогического опыта

Как вы думаете, а для чего нужна школа?

Чтобы учиться, познавать, творить, развиваться.

А когда ученику интересно учиться, познавать, творить, развиваться?

Когда он ежедневно, ежечасно и ежеминутно совершает открытия.

Как же добиться того, чтобы творческое озарение, основанное на знании, пришло к ученикам? Как происходит рождение учениками личного образовательного продукта?


Мне, как учителю, путь видится один - создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Поэтому задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Именно технологии «думания» и «творения» должны обучаться ученики на уроках в современной школе. И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки! Именно в эти моменты ученики будут вспоминать своих учителей!

Как сделать свои уроки более интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы учащиеся прочно усваивали языковой материал и могли использовать его в конкретной ситуации. Проектная технология при овладении иностранным языком одна из самых эффективных форм. Но в повседневном обучении – это трудоёмкий процесс. А как построить каждый урок, как же сделать его с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным? Возможно ли это в существующих реалиях нашей жизни? Да! И это очень просто! Использование активных методов обучения (АМО)!

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные? «Активные методы обучения» - новое в науке? новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков команды.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

2. Представление системы уроков

АМО обучения можно использовать на любом уроке, на любой ступени развития учащихся. Эти методы очень гибкие и их можно использовать с любой возрастной группой при изучении любой темы, что способствует созданию психологически комфортного климата для процесса обучения. Использовать их можно на любом этапе и типе урока. Даже на физминутке «Luft, Feuer, Erde, Wasser ». Учащиеся должны изобразить все эти понятия, что даёт выход их энергии и творчеству.

Так в 7 кл. при прохождении темы «Sorgen wir gemeinsam fuer unseren Planeten Erde» (Мы заботимся о нашей планете земля), на этапе актуализации знаний используется метод «Анализ проблемы». Ведущий формулирует проблему. Участники на листе бумаги выписывают своё мнение о проблеме, всё, что у них ассоциируется с описанием проблемы, её причиной и способом решения. По окончанию работы в группах каждая представляет иллюстрации, схемы, высказывания в зависимости от умений учащихся по проблеме.


АМО развивают у школьников коммуникативные, исследовательские умения, навыки работы в команде, лидерские качества, проектное мышления, творческие способности, формируют навыки саморазвития и самообразования, ну и наконец способствуют формированию активной гражданской позиции, а самое главное,
повышают мотивацию обучающихся.

3. Имитационная игра со слушателями

Активные методы организации самостоятельной работы над темой.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как это можно сделать? Конечно при помощи активных методов. Одним из таких методов является метод «Автобусная остановка».

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группа 3-4 человека. Численность: весь класс. Материал: 4 листа большого формата.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Предмет: немецкий язык

Тема: Выбор профессии. Класс: 9 Участники: 15 уч-ся. Группа 3-4 человека.

Wie bereiten sich die deutschen Schueler auf die Berufswahl vor? Was wisst ihr ueber das Berufspraktikum an deutschen Schulen? Welche Probleme gibt es bei der Vorbereitung auf einen Beruf? Was ist wichtig bei der Berufswahl? Welche Berufe beforzugen Maedchen und welche Jungen? Warum? Was moechtest du nach dem Abschluss der 9. Klasse sein?

4. Моделирование

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Группа даёт название своей остановке. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу в течение 5 мин. В группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их в течение 3х минут. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и ещё 3 мин. на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3х мин. знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты своей работы по вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

5. Рефлексия

Образовательный портал Мой университет

www. *****

Копилочка активных методов обучения.

Я надеюсь, что вдохновлённые активными методами обучения вы вы ещё шире будете применять их в своей деятельности. Теперь у вас в вашей копилочке, в вашем тайничке есть новые ЗУНки, новые методы, новый опыт. Теперь вы видите, что АМО – это творческий подход к образовательному процессу и вы сами можете придумывать безграничное количество методов.