Виды творческих работ по русскому языку. Творческие работыпо русскому языкув V—VIII классах Творческие работы детей по русскому языку

Описание презентации Творческая работа по русскому языку на тему: по слайдам

Творческая работа по русскому языку на тему: «Средства выразительности речи» Выполнил: Романов А. С. Проверил: Сергеева А. Э.

Аллегория — изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. 1. 1. Свеча – неугасаемая надежда. («Зимняя ночь» Б. Пастернак)Примеры: 2. 2. Весы - - правосудие; 3. 3. Крест - вера; 4. 4. Якорь - надежда; 5. 5. Сердце - любовь.

Анафора — повторение слов или словосочетаний в начале предложения или строфы. Примеры: 1. 1. Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. 2. Всё разнообразие, всявся прелесть, всявся красота слагается из тени и света. («Анна Каренина. » Л. Толстой) 3. 3. Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. («Братья Карамазовы. » Ф. М. Достоевский)

Антитеза — противопоставление понятий, образов или явлений. Часто выражается с помощью антонимов. Примеры: 1. Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. . («Александре Осиповне Смирновой» М. Ю. Лермонтов) 2. 2. Легко подружиться, тяжело разлучиться. . 3. 3. Умный научит, дурак наскучит. . 4. 4. Ученье - свет, а неученье - тьма. 5. 5. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет 6. 6. Тише едешь, дальше будешь.

Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для предания тексту динамичности. Примеры: 1. Швед, _ русский, _ колет, _ рубит, _ режет, Бой барабанный, _ клики, _ скрежет. («Полтава» А. С. Пушкин) 2. Прямо дороженька, _ насыпи узкие, _ Столбики, _ рельсы, _ мосты. («Железная дорога. » Н. А. Некрасов)

Гипербола — художественное преувеличение. Примеры: 1. «Четыре года мы побег готовили, харчей три тонны мы наэкономили…» («Зк Васильев и Петров зк» В. Высоцкий.) 2. «Я тебе тысячу раз повторяла» — очень много раз; 3. « Сто лет не виделись» — очень давно;

Градация — расположение слов или выражений по возрастанию или убывания значимости. Примеры: 1. Не думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! («Человек из-за 7 -ми лет » В. В. Маяковский) 2. Ему обещает полмира, а Францию только себе. («Воздушный Корабль» М. Ю. Лермонтов) 3. Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. («Развалы. » А. Белый)

Инверсия — намеренное нарушение прямого порядка слов. Примеры: 1. Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой. («Работа» В. Брюсов) 2. «Когда же и вам 900 лет будет, не так бодро будете выглядеть вы. » («Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение джедая» по сценарию Д. Лукаса и Л. Кэздана, книга Д Кана.)

Ирония — скрытая насмешка, сарказм. Примеры: 1. Тут был, однако, цвет столицы, И И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. . («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 2. А! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! – воскликнул Остап, завидя согнутого в колесо дворника. («Двенадцать стульев. » И. Ильф – Е. Петров).

Литота — художественное приуменьшение. Примеры: 11. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок!» !» («Крестьянские дети» Н. Некрасов) 2. «Мы оба мечик ии листовочка, Мы Мы мальчик-с-пальчик ии дюймовочка Перед безликою толпой, С которою вступаем в бой. » (Из цикла «Шестистрочия» А. Ханмагомедов))

Метафора — слово в переносном значении. Примеры: 1. Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. Луна будет улыбаться весь вечер. («Три года. » А. Чехов)

Многосоюзие — повторение союзов для подчеркивания интонации. Примеры: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, дада пыль, дада комары, дада мухи. («Осень» А. С. Пушкин)

Олицетворение — перенесение свойст человека на неодушевленные предметы. Примеры: 1. 1. Лазурь небесная смеётся Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой. («Утро в горах» Ф. И. Тютчев) 2. 2. …Там дремлющая зыбь лазурного пруда Светлеет в тишине глубокой. По темной зелени дерёв Зари последний лучлуч еще приметно бродит, Луна медлительно с полуночи восходит На колеснице облаков… («Одиночество. » Ф. И. Тютчев)

Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия. Примеры: 1. «Но красоты их их безобразной. Я вскоре таинство постиг» («Любил и я в былые годы. . » М. Ю. Лермонтов); 2. « Оптимистическая трагедия » (В. Вишневский); 3. « Горячий снег » (Ю. Бондарев); 4. « Бегущая по волнам » (А. Грин); 5. « Живой труп » (Л. Толстой); 6. « Мёртвые души » (Н. Гоголь); 7. « Завтра была война » (Б. Васильев); 8. « Конец вечности » (А. Азимов).

Параллелизм — одинаковое синтаксическое построение смежных предложения. Пример: Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А. К. Толстой)

Парцелляция — расчленение фразы на части или отдельные слова. Намеренное нарушение границ в предложении. Примеры: 1. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! ! чепцов! ! и шпилек! ! и булавок!! И книжных и бисквитных лавок!! («Горе от ума. » А. Грибоедов) 2. . . Но горы близко. И снег на них. Мы время проведем У печки. . В Имеретии. . Зимою. . Как в Переделкине, как под Москвою. . (В. Инбер) 3. 3. Ни дымных кухонь. . Ни бездомных улиц. . Двенадцать бьет. . Четыре бьет. . И шесть. . И снова. . Гулливер. . Стоит. . Сутулясь. . Плечом. . На тучу. . Тяжко! ! Опершись. . («Гулливер. » П. Антокольский)

Перифраз — оборот речи заменяющий слова или словосочетания указывая на признак предмета или места, но не называя его. Примеры: 1. Погиб поэт! - невольник чести — Пал оклеветанный молвой. С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув головой. («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов) 2. «люди в белых халатах»(врачи), 3. 3. «рыжая плутовка»(лиса), 4. «царь зверей»(лев).

Парафраз — — изложение своими словами какого-либо литературного произведения; адаптированный текст. Примеры: 1. 1. Пересказ современным языком «Слов о полку Игореве» . 2. Детские издания «Тысячи и одной ночи» , «Дон Кихота» М. де Сервантеса, «Робинзона Крузо» Д. Дефо.

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. Примеры: 1. «Какой же русский не любит быстрой езды? » («Мертвые души» Н. Гоголь) 2. «А судьи кто? » («Горе от ума. » А. С. Грибоедов); 3. «А был ли мальчик? » («Жизнь Клима Самгина. » М. Горький); 4. «Куда ты скачешь, гордый гонь? » («Медный всадник» А. С. Пушкин)

Риторическое обращение — — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу. Цель риторического обращения – усиление выразительности речи. Примеры: 1. Мечты, мечты! Где ваша сладость? («Пробуждение» А. Пушкин) 2. Поэт! не дорожи любовию народной. . . («Поэту» А. СПушкин) 3. Цветы, любовь, деревня, праздность Поля! я предан вам душой… («Евгений Онегин» А. С. Пушкин) 4. Юноша бледный со взором горящим Ныне даю я тебе три завета… («Юному поэту» В. Брюсов)

Сравнение — сопоставление двух предметов или понятий имеющих общий признак. Примеры: 1. Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. («Саша» Н. А. Некрасов) 2. Раньше был он звонкий, точно птица, Как родник, струился и звенел, Точно весь в сиянии излиться По стальному проводу хотел. А потом, как дальнее рыданье, Как прощанье с радостью души, Стал звучать он, полный покаянья, И пропал в неведомой глуши. 3. храбрый как лев; трусливый как заяц; голодный как волк; преданный как собака; хитрый как лиса; крепок как дуб; легкий как пёрышко; красный как рак.

Умолчание — внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. Примеры: Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить. . . (басня И. А. Крылова «Гуси»)

Эпитет — образная характеристика какого-либо лица или предмета. Примеры: 1. «Крадучись, играя в прятки, сходит небо. » («Снег идет» Б. Пастернак) 2. Закружилась листва золотая В В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду («Закружилась листва золотая…» С. Есенин) 3. Мармеладное настроение (А. П. Чехов) 4. Чурбанное равнодушие (Д. Писарев) 5. Малиновая улыбка (И. Анненский).

Эллипсис — пропуск слов, которые легко восстанавливаются по смыслу. Примеры: «Вместо хлеба - камень, Вместо поучения - колотушка. » («Господа Головлевы» М. Салтыков-Щедрин)

Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Примеры: (Грамотическая эпифора) 1. За годом год, за веком веквек …… Что ж негодует человек, Сей злак земной!… («Сижу задумчив и один…» Ф. И. Тютчев) 2. Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача - судьбой; ; Всё в мире вершится судьбою. . (М. Гаспаров)

Ссылки http: //xn—-ctbibqemlceahmok 5 omc. xn--p 1 ai/232 -chto-oznachaet-oksyu moron. html оксюморон http: // infoogle. ru / chto_takoe_sintaksicheskij_parallelizm. html параллелизм http: // russkiiyazyk. ru / leksika / chto-takoe-perifraza. html перифраз http: // chto-eto-takoe. ru / rhetorical-question р вопрос http: // litterms. ru /u/311 умолчание http: // infoogle. ru / chto_takoe_epitet. html эпитет http: // literaturologiya. academic. ru /872/%D 1%8 D%D 0%BB%D 0%B 8%D 0%BF%D 1%81%D 0%B 8%D 1%81 эллипсис http: // russkiiyazyk. ru / leksika / epifora-primeryi-literature. html эпифора

Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык

К.Г.Паустовский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины –ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа

Говори правильно!

21 февраля Международный день родного языка
Выполнила: ученица 7 класса
Грошева Екатерина МБОУ Яковская ОШ
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Грошева Тамара Александровна

Умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться цели, легко адаптироваться в обществе, даже завести друзей!!!
ЗАПОМНИ!
слИвовый пОднял
позвонИшь сдалА
прАвы свЁкла
баловАть балУю
сОгнутый щавЕль
закУпорить ляГте
чЕрпать красИвее
вероисповЕдание облегчИт
каталОг тУфля
тОртов тУфель
брелОков углублЁнный
положИть договОров
квартАл класть
Иксы началсЯ
нОгтя обеспЕчение
оптОвый облегчИть
отключИт Отрочество
плАтья исключИт

Говорить правильно – это культурно!
Говорить правильно – это красиво!
Говорить правильно – уважать себя!

пара ботинок, валенок, сапог, чулок

НО! пара носков, апельсинов, помидоров

среди армян, грузин, осетин, румын
НО! среди монголов, узбеков, якутов
Несколько примеров часто встречающихся ошибок:
1. Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда правильно – «прийти».
2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили, говорите «ЭСПРЕССО»!
3. Как правильно: «едь», «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» нежелательно.
4. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед.числа в будущем времени. «Одержу победу» или «сумею победить».
5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ»!
6. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ».

7. «ВыИграть»! Не выЙграть!Проверочное слово – ИГРА.
8. Не существует слова «ихний», только «ИХ» и никак иначе.
9. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ! Никаких «иду на день рожденИЕ» или
«с днём рожденИЕМ».

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Введение.

"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моей творческой работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка".

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира;

Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Для достижения этой цели передо мной стояло несколько задач:

  • собрать практический материал по названной теме, систематизировать его;
  • привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы;

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс

Глава 1. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

  • написание сочинений, изложений.
  • рецензирование сочинений;
  • игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;
  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
  • творческие задания на дом;

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Глава 2. Уроки развития речи.

Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому мы должны помочь развить им речевую деятельность. "Речевая деятельность" - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5. Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

6. Музыкальное сочинение.

  • 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
  • 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
  • слова памятки каждого предложения записывай;
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
  • помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
  • из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
  • закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Глава 3. Творческие словари.

Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов.

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. С проблемой запоминания слов я столкнулась с первых шагов работы в школе. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.

К.Д.Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами". Я согласна с ним полностью. Мы "оживили" букву, создали её "образ" в конкретном слове. Когда мы начали такую работу с ребятами, результаты не заставили себя ждать.

И буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой:

На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это нож, которым можно его разрезать:

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика:

И з бананов очень легко можно выложить букву А, но невозможно выложить букву О.

Не бывает аллеи без деревьев:, а еще по аллеи гуляют люди, и не один - два, а много:

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Почему бы не пофантазировать так!

Ф А Н Т А З И Я

Ну, какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или эскимо.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применялся приём "слово в слове". Например, слово путешествие запоминали так: учащиеся находили в нём по заданию моему слово шест , объясняли значение этого слова. Затем учащиеся читали заранее написанное на доске стихотворение: Шест в путешествие возьмём, с шестом мы легче путь пройдём.

Рифмованные строки использовались и для запоминания слова хорошо: Хорошо, что х орошо пишется через три О.

Использую так же приём "сквозная буква": К А С Т Р Ю Л Я

В кастрюле часто готовят горячие блюда, и поэтому из неё идет пар. "ПАР поднялся из кастрюли: это суп готовит Юля".

Запоминание у нас не обходится без шуток. В слове СУББОТА 7 букв, столько же, сколько дней в неделе, и 2 буквы "Б", столько же, сколько выходных. Если кто- нибудь ошибался и писал одну букву "Б", то дети шутили "Теперь у Вовы будет один выходной!"

Эти творческие словарики дают мне возможность ускорить процесс запоминания детьми словарных слов, а так же развивают творчество, умение выделять главное в определенном слове, сопоставлять его с другими явлениями и предметами.

Глава 4. Использование игр на уроках.

Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение.

Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, "Аукцион". Подобрать как можно больше слов по схеме. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Глава 5. Формы проведения творческих уроков.

Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям Словотворск, Сказуменция, Подлежащиха, Звукогорск:

В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания.

Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты, и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта - учителя.

Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь.

Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в моей практике получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов мне помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал.

По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы- вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:

1. Мои дети могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Ученица Зарешева Айна пишет стихи с5 класса.

3.Положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.