Каковы были жизнь и занятия первобытных людей? Жизнь и занятие первобытных людей Подумай и запиши основные занятия первобытных людей

Период существования первобытного общества по времени был самым продолжительным в истории человечества. По новейшим данным, он берет начало не менее полутора миллиона лет назад. В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже IV-III тыс. к н. е., в Европе и Америке - в i тыс. к н. е. Периодизация истории первобытного общества представляет сложную и пока еще не решена научную проблему.

В современной науке существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др. Из специальных периодизаций первобытной истории важнейшим является археологическая, в основу которой положены различия в материале и технике изготовления орудий труда. Согласно этому историю первобытного общества делят на три периода - каменный, бронзовый и ранний железный.

Каменный век (примерно 2 млн. - 6 тыс. лет назад) делится на древний каменный век, или палеолит, и новый каменный век, или неолит. Между палеолитом и неолітом выделяют переходную эпоху - мезолит.

Палеолит делится на ранний (нижний, древний) палеолит (1,5-1 млн. лет назад) и поздний (верхний) палеолит (40-12 тыс. лет назад). Мезолит датируется приблизительно XII-VI тыс. до н, э. Неолитические памятники Европы и Азии датируются преимущественно VIII-V тыс. к н. е. Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом.

Археологическая периодизация дает возможность составить общую периодизацию культуры первобытного общества: 1) становление первобытного общества; 2) расцвет первобытного общества; 3) разложение первобытного общества.

Во времена становления первобытного общества возникли начальные формы его организации, начала зарождаться как материальная, так и духовная культура. Начальная форма организации общества называется первобытным человеческим стадом или праобщиною, начало которой, вероятно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества, с изготовлением и применением орудий труда. Конец периода существования праобщини совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеолиту.

Основой жизни древних людей были собирательство и охота, соотношение которых в различные исторические эпохи и в разных географических условиях не было одинаковым. Однако несомненно, что охота как более прогрессивная отрасль хозяйства в большой степени определяло развитие первобытных человеческих коллективов, ведь эта форма трудовой деятельности заставляла членов праобщини все теснее сплачиваться в трудовом процессе.

Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, за стадных норм поведения.

С эпохой праобщини связано возникновение первых орудий труда. Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, а также отщепы, исколотые из таких гальок. Использовали и так называемые ручные рубила из кремня, разнообразные остроконечники, скребла.

Ручное рубило и другие орудия применялись для выкапывания корней, разделки туш убитых зверей и тому подобное. Охота была преимущественно загінним.

Применялись и орудия труда из дерева, но до наших времен они не сохранились.

Огромную роль в жизни первобытного человека играл огонь, использование которого свидетельствовало об овладении людьми чрезвычайно мощной силой природы. Огонь давал тепло, использовался для приготовления пищи, обжигания рабочих частей деревянных орудий, при загінному охоте и тому подобное.

Долгое время считалось, что единственным жильем человека в эпоху праобщини были пещеры. Однако найдено несколько поселений с построенным жильем. Так, в Украине на стоянке Молодова найдены остатки жилья, выложенного из костей мамонта.

Появление человека современного типа была тесно связана с подъемом продуктивной деятельности во время перехода от раннего к позднему палеолиту. Это проявилось прежде всего в возникновении новой техники обработки камня, что давало возможность создавать специальные орудия - скребки, резцы, острия с затупленным краем, ножи, острые и легкие наконечники копий. Много каменных орудий позднего палеолита были уже с деревянными и костяными ручками. Вместе с камнем широко применялись кость и рог, из которых изготовляли шилья, иглы, наконечники мотыг, копий и тому подобное.

Значительные сдвиги в развитии производства изменили и организацию общества. Рост технической вооруженности человека в его борьбе за выживание создало условия для существования достаточно устойчивых хозяйственных коллективов. В отличие от праобщини род был уже вполне сформировавшимся человеческим коллективом. Зачатки первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и сплоченность членов рода достигли в нем наивысшего развития. Отношения родства при этом осознавались как экономические.

Признание родовых связей получило общественное значение, стало основным признаком нового производственного коллектива - родовой общины, которая пришла на смену человеческому стаду (праобщині).

Подъем производства, лучшие условия существования людей способствовали росту численности населения, что сопровождалось уменьшением дичи вблизи поселений. Охотники позднего палеолита начали постепенно переселяться из ранее освоенных мест в пустынные до того северные области Европы и Азии. Продвигаясь из Азии через Берингов пролив, люди впервые заселили Америку.

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные расовые особенности, которые существуют ныне, сформировались уже в эпоху позднего палеолита. Эти особенности более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная - в Азии, представители негроидной расы населяли Африку и Австралию.

Важным рубежом развития человечества был переход от потребления готовых продуктов природы к их производству, то есть от привласнюючого хозяйства к воспроизводящему ведению. За существование ранньородовоїрозвинутіше охотничье-збиральницьке общины выделяют два этапа воспроизводящей деятельности: архаичное и хозяйство. Границей между ними является применение нового, эффективного орудия охоты - луки со стрелами.

Высшим и последним этапом багатотисячолітнього каменного века был неолит. В это время шире используются рублячі сервис, качество которых повышалась из-за шлифовки поверхности. Характерным орудием был топор, что облегчала расчистку лесных участков для земледелия, а позднее - обработку древесины для построек, изготовления лодок из дерева и тому подобное.

Важнейшим признаком эпохи неолита была керамика и глиняная посуда. Именно поэтому его иногда называют керамическим веком. Значительное развитие получило плетение, на основе которого развилось ткачество. Однако самыми важными были изменения в хозяйстве, связанные с совершенствованием земледелия и скотоводства.

Самыми быстрыми темпами неолитическая культура развивалась на Ближнем Востоке. Именно там возникло земледелие и начали разводить домашних животных. Именно с Ближнего Востока в Европу попали важнейшие культурные растения и некоторые виды домашних животных. Около V тыс. к н. е. на Ближнем Востоке появились орудия из меди. В IV тыс. к н. е. начали отливать медные изделия. Тогда же и в начале III тыс. к н. е. жители Двуречья уже строили из кирпича-сырца не только дома, но и крупные общественные сооружения и храмы, началось сооружение оросительных систем, изобретен гончарный круг и колесный транспорт.

В V-IV тыс. к н. е. неолитические земледельческие племена населяли также Египет. Обработка кремня ретушью достигла здесь великолепно’! мастерства. Вырабатывалась великолепная керамика с белой росписью на красном фоне, а позже - с красной росписью на белом фоне. Производились разнообразные изделия из меди - плоские топоры, кинжалы, ножи, иглы и другие вещи.

В V тыс. к н. е. на юго-востоке Европы возникла большая культурно-историческая область расселения земледельческо-скотоводческих племен, которая простиралась до Украины. В Средней Европе существовала земледельческая культура с характерной керамикой, украшенной линейно-ленточным орнаментом. Основой хозяйства племен линейно-ленточной керамики было выращивание ячменя, пшеницы, бобов, гороха и льна на маленьких участках, обрабатываемых мотыгой. Скота держали немного. Участки вокруг поселка использовали до тех пор, пока те не переставали рожать, а тогда люди переселялись на новое место.

Очень близкой по типу хозяйства до культуры ленточной керамики была археологическая культура - трипольская (названа по первому месту ее обнаружения вблизи с. Триполье, в 50 км от Киева). Трипольское поселение состояло из десятков домов, расположенных по кругу, с площадью посередине. Дома имели несколько жилых помещений, а также кладовых. В каждой комнате были печь, большие емкости для хранения зерна. В глубине комнаты находился жертвенник со статуэтками женских божеств. Основным занятием трипольцев было мотичне земледелие с подсобными скотоводством, охотой и рыболовством.

Эпоха металлов делится на бронзовый и железный века. Бронзовый век - период истории человечества, когда широко распространились изготовленные из бронзы орудия труда и оружие, что применялись наряду с каменными или вместо них.

Бронза является сплавом меди и олова, иногда сурьмы, свинца или цинка в различных пропорциях. Бронзовые изделия не только тверже и острее за медные, но и легче изготавливаются, поскольку бронза плавится при более низкой температуре. Однако как медные, так и бронзовые орудия не вытеснили каменные.

Самые ранние металлические орудия своими формами подобные каменных. Впоследствии началось производство орудий, в которых наиболее целесообразно использовались свойства нового материала (топоры, молоты, мотыги, серпы, ножи и тому подобное).

Точные хронологические рамки бронзового века определить сложно. Раньше, в середине III тыс. к н. е., бронза стала известна в Южном Иране, Месопотамии и Юго-Восточной Азии. В Египте и Индии древнейшие бронзовые орудия датируются началом i тыс. к н. е. Для большинства стран Европы бронзовый век охватывает в основном II тыс. к н. е.

Ранний железный век сравнительно с предыдущими археологическими эпохами хронологически очень короткий. Несмотря на то что железо является самым распространенным в мире металлом, человек освоил его довольно поздно из-за того, что оно почти не встречается в природе в чистом виде. Кроме того, его трудно обрабатывать.

По неолита и энеолита развитие земледелия тормозилось ограниченными техническими возможностями каменных орудий труда. Вырубка леса каменным топором требовало невероятных усилий и времени. Применение медного топора втрое уменьшало трудовые затраты. Бронзовые топоры еще больше облегчили труд и дали возможность расчищать для земледелия большие площади. Потребность лучшего возделывания истощенных старых участков конечном итоге обусловила переход от ручных орудий обработки земли к пахотным.

В эпоху бронзы и раннего железа в степных районах распространилось полукочевое и кочевое скотоводство.

Состоялся первый в истории человечества общественное разделение труда - выделение из земледельцев-скотоводов преимущественно скотоводческих, сначала пастушьих, а позже и кочевых племен.

Применение бронзы и железа дало мощный толчок развитию ремесленничества. Из металла производили разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода, украшения, оружие. В бронзовом веке появились меч и боевая колесница, усовершенствовалось защитное снаряжение. Из металла, прежде всего железа, изготавливались новые орудия для обработки дерева, кости. Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка способствовало развитию ткачества, гончарного круга - дальнейшему развитию гончарного производства. Не только металлургия, но и другие виды ремесленной деятельности требовали все больших умений и опыта. Из среды общинников стали выделяться особо искусные умельцы.

Начался второй в истории человечества крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия.

Активизировался обмен, который начали регулярно вести как внутри общины, так и за ее пределами. Совершенствовались средства сообщения. Появились колесные тележки, корабли с веслами и парусами, строились пути. С середины II тыс. к н. е. как запряжну животное начали использовать лошадь.

Расписание первобытнообщинного строя у земледельцев-скотоводов был закономерным результатом неолитической революции, которая произошла в экономике. Различные признаки такого расклада существовали уже в пізньородовій общине земледельцев-скотоводов. Однако для того, чтобы эти тенденции проявились в полную силу, нужно было время. Должны были сложиться новые, более совершенные трудовые навыки, вырасти количество населения, прогрессировать важнейшая составляющая производительных

сил - средства труда. По этому очень большое значение сыграли открытие и освоение полезных свойств металлов. Это стало толчком к культурным и социальным сдвигам в истории человечества.



(Visited 1 001 times, 1 visits today)

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Борьба с природными стихиями всегда интересовала человека. Покорение огня было первым шагом на пути выживания человечества. Древние люди впервые познакомились с огнем, увидев вулканические извержения и лесные пожары. Люди не побоялись масштаба бедствий, обрушившихся на них, а наоборот, захотели использовать огонь для своей пользы. Поэтому научились добывать его искусственным путем. Получить огонь было достаточно трудоемким процессом, поэтому его тщательно берегли и сохраняли. Древние люди добывали огонь следующим способом. Брали сухую дощечку, проделывали в ней ямку и крутили в ней палочку до тех пор, пока не появлялся дым, а за ним и огонь в сухих листьях возле ямки.

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис - в Индокитае, пшеницу - в Азии, капусту - в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

Первобытные люди – это первые люди, которые появились на Земле и существовали до возникновения классового общества. Появление первых людей относится к нижнему палеолиту (700–600 – 40 тыс. лет до н. э.). Наиболее древний человек – питекантроп (в буквальном переводе «обезьяночеловек»). Он обитал в лесу. Человек на более высокой ступени развития, называется синантропом («китайским человеком»). Характерные для той эпохи жилища строились из веток, которые опирались на центральный столб. В центре жилища был очаг. Именно синантроп научился пользоваться огнем. Первые первобытные люди уже применяли орудия труда. Это были необработанные куски камня с острыми краями или обычные палки. Позднее они научились заострять орудия труда из дерева, закаляя острия палок на огне или обрезая их острыми камнями. Из орудий труда получили наибольшее распространение массивные рубила и отщипы (оттесанная галька). Из занятий были известны охота и собирательство. Людей следующей стадии развития называют неандертальцами. Они жили по большей части в пещерах. Основными орудиями их труда были остроконечники, копья, скребла. Формы орудий стали более разнообразными. Большое значение для первых людей имела охота. Охота на стадных животных велась по принципу загона. Люди загоняли их в болота или к крупным обрывам и убивали. Кроме охоты, неандертальцы занимались также собирательством съедобных кореньев, плодов растений, личинок насекомых, грибов. В Верхнем палеолите (40 тыс. лет до н. э.-10 тыс. лет до н. э.) появился homo sapiens – человек разумный современного типа. Жилища этих людей были огромными. В центре находилось несколько симметричных очаговых ям, которые вырывались на расстоянии 2 м друг от друга. В качестве топлива люди использовали кости мамонта. Очаги использовались не только для обогревания помещения, в них древние люди также обжигали куски бурого железняка и сферосидерита и получали минеральную краску – кровавик. Поселения в основном состояли из землянок. На полу землянок находились костры для обогрева помещения. Крыши имели каркасы из крупных костей и бивней мамонта. В жилищах находились ямы, в которые складывались особенно ценные вещи – скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Одежда первобытных людей изготавливалась из шкур животных. Царил матриархат – ведущая роль уделялась женщине. Считалось, что прародительницей людей была мать-Земля. Для этого периода характерны экзогамные браки, т. е. браки между членами одной общины запрещались, а дети оставались в роду матери. Женщины всех поколений одного рода являлись потенциальными женами мужчин всех поколений другого рода. Это главный признак зарождения родовых отношений. Первобытные люди хоронили своих сородичей в одежде, браслетах, ожерельях из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Умерших засыпали минеральной красной краской. В захоронениях этого периода сохранились разнообразные по форме, более совершенные по обработке, специализированные орудия труда.

Появилась новая техника изготовления пластин. Удары для их отделения наносились теперь не косо, а вертикально. Из орудий труда известны резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, наконечники копий, остроги, дротики, копьеметалки, гарпуны, костяные жезлы с отверстиями, рыболовные крючки.

Основные занятия – охота и собирательство, но теперь появляется и рыболовство. Охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, оленей, горных козлов, косулей, газелей и др. хищников.

3. Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слой, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:
1) профессиональные администраторы;
2) технические специалисты;
3) предприниматели;
4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;
5) квалифицированные рабочие;
6) неквалифицированные рабочие и др. Человек, занимающий некоторое место в этой
структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной мобильности, во втором - о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.
Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного российского общества, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам. К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы, занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3-5% населения). Создание так называемого среднего класса в России сегодня только начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий момент, по данным социологических исследований, число людей, принадлежащих к данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15% . Наконец, низшая страта в современной России - это рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие (приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);
3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Билет 18

1.. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценки сущности и значения нэпа.
Россия вышла из Гражданской войны 1918- 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти». Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной катастрофой и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами отстранения большевиков от власти.
Кризис свидетельствовал о крахе «военного коммунизма». Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) Она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Нэп включал в себя ряд мер:
- замена продразверстки меньшим продналогом;
- допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
- денационализация мелкой и средней промышленности;
- объединение крупных предприятий в тресты;
- отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации;
- разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, поощрение кооперации;
- допущение иностранного капитала;
- проведение денежной реформы и введение устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.
Вместе с тем он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов.
Противоречия нэпа проявлялись в:
- экономике (техническая отсталость промышленности - высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей);
- социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства);
- политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой.
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г..

Договор о создании СССР был подписан в декабре 1922 г. представителями четырех советских республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения и Грузия).
Эти государства образовали в годы Гражданской войны военно-политический союз, заключив систему межгосударственных договоров и соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм экономического и политического объединения активизировались.
Причины создания СССР. Сближение республик отвечало историческим традициям: столетиями складывавшаяся единая экономика, культурное взаимодействие, участие в защите страны от внешних врагов. Оно опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917г., на партийное единство.
Этот процесс не был простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной элиты, и стремление российских руководящих органов утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик.
Принципы создания СССР. В августе 1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Его авторы утверждали, что объединение республик в федерацию приведет к тому, что уже через год будет крайне сложно сохранить единство советских республик.
Против этого проекта выступали руководители республиканских компартий. Они утверждали, что эта федерация будет полезна не только с точки зрения интересов укрепления международного влияния советского строя, но и в смысле завоевания доверия народных масс, решения экономических проблем. Высказывались предложения о создании конфедерации, которая позволила бы республикам остаться полностью самостоятельными в решении вопросов внутренней политики.
Острая дискуссия завершилась одобрением федеративного проекта Ленина: республики сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об образовании союза (федерации).
Образование СССР имело важное историческое значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов, длительное время входивших в состав единого государства.

Но как быть с историей народов, живших до изобретения письма?

В этом случае ученые применяют так называемые Вспомогательные Исторические Дисциплины, благодаря которым можно изучать историю по неписьменным, или, по-другому, вещественным памятникам.

От древних государств сохранились знаменитые сооружения. Многие из них Вам знакомы. Это пирамиды Египта, Великая Китайская стена, Стоунхендж в Англии, римский Колизей и т.д. Изучая эти постройки, люди узнают о развитии техники в Древнем мире, а так же об уровне развития культуры и религии. Древние постройки строились по приказам царей и полководцев, которые стремились подчеркнуть свое могущество.

Сооружения посвящали богам и людям. Они могли служить для устрашения или развлечения.

Большую роль в изучении истории играет наука археология. Археологи раскапывают древние поселения, выясняя, как жили люди в прошлом, чем они питались, какие вещи создавали. Эти исследования позволяют в деталях восстановить быт людей, узнать об их занятиях.

До изобретения письменности люди передавали информацию устно, от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Со временем многие рассказы превращались в легенды и сказки. Этот источник знаний получил название фольклор.

Кроме того, многие народы Африки и Азии еще совсем недавно, менее ста лет назад, находились на уровне развития, который наши предки преодолели еще тысячи лет назад. Изучая эти народы и сравнивая полученную информацию с данными археологии, ученые-этнографы гораздо больше узнали об истории Древнего мира.

Древнейшие люди

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез .

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1 изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2. вытеснение лесов степью;

3. сокращение растений, входивших в рацион питания.

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце – символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь – символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного – украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия – вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм – вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм – вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм – вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм – взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство – появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны – с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Возникновение скотоводства и земледелия

Около 10 тыс. лет назад произошло изменение климата, которое привело к серьезным изменениям в жизни людей, их хозяйственной деятельности. Потепление в северных районах Европы послужило толчком к бурному росту лесов, пришедших на смену степям. В связи с этим, жизнь людей усложнило исчезновение многих видов животных, составлявших основной рацион питания. Одни крупные животные вымерли или были истреблены, например мамонты и шерстистые носороги, другие, откочевали еще дальше на север, например, северные олени. Пришедшие на смену лесные животные (олени, кабаны, лоси) не жили стадами, были пугливыми. Коллективная охота утратила свое значение, возросла роль собирательства и рыболовства.

Люди перешли к оседлому образу жизни, стали создавать постоянные поселения. Отношение к природным запасам дикой растительной пищи стало более бережным. Наблюдая за ростом растений, люди установили связь между семенами и будущим урожаем. Поэтому собирали не всё, часть растений оставляли там, где они произрастали, чтобы сохранить популяцию. Постепенно люди учились самостоятельно выращивать растения, окультуривая их. Основой питания становятся злаковые культуры, такие как ячмень и пшеница. Люди узнавали все больше о периодах посева и сбора урожая, о сезонах.

Поскольку процесс перехода от собирательства к земледелию был очень сложным, то долгое время эти виды хозяйства уживались вместе. Ранние этапы земледелия иногда еще называют «развитым собирательством» , и в это время им занимались исключительно женщины. Основным орудием земледелия в этот период являлась мотыга, с помощью которой взрыхлялась земля на том месте, где произрастал урожай. Такое земледелие называлось мотыжным .

Со временем, когда население Земли значительно увеличилось, людям пришлось расширить площади посевов, перейдя к глубокой вспашке земельных участков. Для такой работы была необходима значительная физическая сила, поэтому мужчины стали основными производителями пищи, а значит и их общественная роль возросла. Новый тип земледелия получил название пашенного земледелия .

Параллельно с процессом культивации растений шел процесс одомашнивания диких животных.

Предполагают несколько возможных причин одомашнивания животных:

1. Дикие животные отлавливались и содержались на случай неудачной охоты. В этом случае речь может идти о крупных животных, таких как кабаны, дикие быки и т.д.;

2. Отлов детенышей диких животных для развлечения и детских игр. В этом случае речь может идти о мелких животных.

Процесс одомашнивания проходил в два этапа:

На первом этапе животное приручалось, менялось его поведение, оно привыкало к человеку.

На втором этапе от прирученных животных получали потомство, из которого отбирались особи с удобными человеку чертами характера. Так, постепенный отбор приводил к появлению одомашненных животных.

Первым одомашненным животным была собака. Предполагают, что предками собак могли быть волки и шакалы, широко распространенные как на территории Евразии, так и на других континентах.

Как те, так и другие являлись объектами охоты древних людей. Охотники могли приносить детенышей волков и шакалов в свои поселения, и они становились спутниками детских игр. Такая, почти родственная связь животных с человеком гарантировала их выживание. Вырастая, животные начинали размножаться и приносить потомство. Не исключено, что скрещивание волков и шакалов носило естественный характер, хотя в дикой природе это было невозможно, поскольку шакалы были естественной добычей волков. Собаки никогда не использовались в пищу, что подчеркивает ее статус.

Прошло еще несколько столетий, прежде чем человек приступил к одомашниванию других животных. На первом этапе был приручен мелкий рогатый скот (козы и овцы). Его приручение изначально, скорее всего, не несло практической хозяйственной значимости. Как и собаки, овцы и козы приручались для детских игр и забав. Постепенно животные стали использоваться для хозяйственных нужд, давая человеку мясо, молоко, шкуру и шерсть.

Впоследствии, люди стали одомашнивать животных лишь в хозяйственных целях. Так в хозяйствах появились быки и буйволы, свиньи, ослы, лошади и разного рода птица. Крупный рогатый скот, свиней и птиц разводили целенаправленно для получения пищи. Ослы и лошади могли так же использоваться в качестве средств передвижения. На территории крайнего севера с той же целью приручался северный олень, а в пустынях – верблюды.

Последним по времени приручения домашним животным стала кошка. Центром разведения кошек был Египет, откуда впоследствии они распространились сначала в Европу, а затем по всему свету. Несомненно, что с самого своего появления в жилищах людей кошки обладали особым статусом. Они стали единственными животными, которым позволялось свободно передвигаться по дому, покидая его по своей надобности. Кошки считались священными животными.

Существует предположение, что в древности предпринимались попытки одомашнить и других животных, но эти попытки были безуспешны.

С появлением новых видов хозяйственной деятельности появилась необходимость хранения пищи и ее транспортировки. Если раньше все добытое на охоте или при сборе плодов съедалось в короткие сроки, то теперь продукты накапливались впрок.

Исследователи выдвинули версию, что люди заметили, как глина, попавшая в костер, при нагревании становится очень твердой и прочной. Это свойство глины люди стали использовать в своей повседневной жизни, изготавливая из нее посуду и обжигая ее на огне. Кроме того, люди активно стали использовать одежду из тканей, получавшихся в результате обработки шерсти коз и овец. Продолжали совершенствоваться техники работы с деревом и костью. Но самым важным видом производства стала металлургия . Люди научились добывать и обрабатывать металлы, изготавливать из них орудия труда.

Изменения в хозяйственной деятельности не могло не привести к изменениям социальным. Улучшение условий быта привело к сокращению смертности и увеличению рождаемости. Родовые общины разрослись на столько, что вскоре стали выделяться отдельные роды, стремившиеся отделиться от остальных. Однако проживание на одной территории определяло схожесть занятий, а необходимость защищаться от общих врагов породило коллектив нового типа – племя.

Племенем управлял совет старейшин , выбиравшихся из наиболее прославленных представителей своих родов. Совет старейшин решал все текущие дела. Но в решении самых важных дел должны были принимать участие все мужчины племени. Такой совет назывался народным собранием.

Появление неравенства и знати

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины .

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники . Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Древние люди заметили, что луна, появляющаяся ночью на небе, постоянно меняется. Сначала она абсолютно круглая, через несколько дней превращается в половинку круга, затем становится похожа на серп. Люди высчитали, что от полнолуния до полнолуния проходит почти 30 суток. Люди стали использовать новую меру времени – месяц. Так появился лунный календарь.

С появлением земледелия появилась необходимость определять время посадки и сбора урожая. Люди заметили, что существует два сезона – сезон засухи и сезон дождей, которые сменяли друг друга с определенной периодичностью. Так появилось представление о годовом цикле. Первыми, кто определил, что год продолжался 365 дней были жители Древнего Египта.

Со временем стали появляться календари, то есть особые системы исчисления времени, включавшие в себя расставленные в определенном порядке дни и года. Существовали разные календари. Так, в Древнем Египте, с приходом к власти нового фараона начинался и новый календарь. В одном из древнейших городов мира – Риме, время отсчитывалось со дня основания города. А первые христиане начинали свой календарь со дня сотворения мира, которое произошло, как они считали, за 5508 лет до рождения Иисуса Христа.

Позже, так же последователями христианства, была принята иная система, которая используется нами до сих пор. Было предложено считать первым годом нового летоисчисления год рождения, основателя христианской религии. Предполагается, что данное событие произошло через 753 года, после основания Рима. Теперь, для всех исторических дат, именно рождение Христа является началом отчета, то есть говоря, что Великая Отечественная война началась в 1941 году, мы указываем, что война началась через 1941 год после рождения Христа.

Время от рождения Иисуса Христа мы называем нашей эрой. Продолжается наша эра уже более 2000 лет. Соответственно, говоря о событиях, произошедших до рождения Христа, мы используем понятие «до нашей эры». Когда необходимо указать событие, произошедшее за 200 лет до наступления нашей эры, мы говорим «Это произошло в 200 году до нашей эры». Точно также, на вопрос обращенный к родителям – «Когда вы познакомились?», они могут ответить «Это произошло за 2 года до твоего рождения».

Чтобы понять, как действует хронология , рассмотрим «линию времени» . Поскольку история продолжается, наша линия будет завершаться стрелкой, указывающей вперед. Возьмем на этой линии условную точку – рождение Иисуса Христа. Все события, расположенные справа относятся к нашей эре, а события расположенные слева – до нашей эры. Для удобства словосочетание «наша эра» мы сократим до двух букв. Годы и века будут размещаться на этой линии на равном расстоянии друг от друга. Скажем, первый век нашей эры будет находиться на расстоянии одного сантиметра справа, а события первого века до нашей эры на расстоянии одного сантиметра слева.

Многие важные исторические события произошли до нашей эры. Например, в 44 году в Риме был убит Цезарь, в 74 году произошло восстание рабов под предводительством Спартака, в 776 году прошли первые Олимпийские игры, около 2600 года построена пирамида Хеопса. Точно так же на ленте размещаются события нашей эры. В 768 году королем франков становится Карл Великий, к 1147 году относится первое упоминание о Москве, в 1799 году родился А.С. Пушкин, в 1961 году состоялся первый полет человека в космос.

Года в периоде до начала нашей эры указаны в обратном хронологическом порядке. Так, говоря о жизни Гая Юлия Цезаря, мы отмечаем, что родился он в 100 году до н.э., а в 44 году до н.э. был убит. Александр Македонский правил с 336 года до н.э. по 323 год до н.э. и т.д.

яна войнова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Жизнь первобытного человека »

Войнова Яна

Конспект «Жизнь первобытного человека »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека ; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение , фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Беседа о первобытных людях , рассматривание иллюстраций, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия » , журнал издательства ООО «Де Агостини» № 10 «Первобытный человек »

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Иллюстрация по теме, муляжи продуктов (рыба, орехи, ягоды, макет костра, макет пещеры, веточки для вертела, плоский камень, длинный камень, палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека ) .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель : Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек . Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации) . У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями . И в каждой стае был вождь, старейшина . Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек ?

Дети : Древний человек был одет в шкуру .

Воспитатель : Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети : Шкура нужна была первобытному человеку , чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель : Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку , чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети : Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель : Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети : Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.

Воспитатель : А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети : Развести огонь

Воспитатель : Да, хорошо было бы развести костер , вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей) . Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали , когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек» ). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Воспитатель : Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей) . Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов : из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора, дубины. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека . Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья) . У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

Динамическая пауза «Острова» .

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч, левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч)

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги» )

Досчитал до десяти!

Воспитатель : Человек все необходимое для питания добывал в лесу и реке. Ребята, как вы думаете, какие продукты питания могли дать лес и река?

Дети : Первобытный человек охотился на дичь , собирал ягоды, грибы и различные корешки, собирал яйца диких птиц, ловил рыбу, собирал орехи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку» ). Какой большой улов!

Воспитатель : Посмотрите сколько всего вкусного и полезного дала нам природа. (Показывает детям муляжи продуктов.) Как же нам все это приготовить?

Дети : Продукты можно сварить, пожарить, посушить

Воспитатель : Чтобы разделать птицу, нам необходим нож. Для этого мы возьмем длинный камень, который заточим о другой камень

Воспитатель : А жарить мы ее будем на вертеле. Нанизываем курицу на палочку и подвешиваем над костром. Но вертел необходимо кому – то крутить. Чтобы мясо не сгорело. А пока жарится курица, давайте приготовим рыбу и яйца, выкопаем корешки палкой-копалкой.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды» ).

Воспитатель : А сейчас мы с вами опять превратимся в современных детей (дети снимают шкуры) . Молодцы дети, мы отлично справились со всеми первобытными трудностями . Скажите, как жилось первым людям на нашей цветущей планете?

Дети : Первобытным людям было тяжело . Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель : Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети : Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель : Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда держались вместе. Давайте последуем их примеру и дружно продолжим прогулку.

Публикации по теме:

«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе Цель: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сердце-главный орган человека» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. Воспитатель МАДОУ№93 г. Томска Головач Наталья Егоровна.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жизнь зверей в лесу» Конспект НОД по познанию «Жизнь зверей в лесу». Цель: закрепить представления детей о диких животных; дать понять, что дикие животные сами.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека». Цели 1. Образовательные: а) сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: - вода- источник.

Ознакомление детей с природой. Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь птиц зимой» Задачи: уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимосвязь живой и неживой природы;.

Задачи: - Систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, их свойствах, как живых организмах; закрепить знания о явлениях,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Моя Родина» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МОЯ РОДИНА» (Москва – Онега) Составила воспитатель первой.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Волшебное электричество» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе