Проекция как механизм психологической защиты. Эффект проекции в психологии человека Как избавиться от психологических проекций

Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.

Специфические особенности методик.

Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.

Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.

Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.

Он описал основные принципы проективной диагностики.

В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.

В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.

Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.

Группы проективных методик.

Впервые выделены Франком.

I. Конститутивные методики (методики структурирования).

Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.

Например:

Методика чернильных пятен Роршаха.

Тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)

Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.

Два этапа обследования:

1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.

2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.

II. Конструктивные методики (методики конструирования).

В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.

По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).



В качестве критерия оценки используется:

1. количество людей

3. какие модели выбраны первыми

4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции

5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.

В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.

Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).

Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.

Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.

III. Интерпретативные методики

Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.

1. ТАТ - тематический апперцептивный тест

2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:

o эпилепсия

o истерия

o кататония

o шизофрения

o депрессия

o гомосексуализм

Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.

Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).

Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.

Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.

Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.

Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.

IV. Катактические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.



Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.

Катарсис - эффективноеотреагирование.

Методика тест кукол (у нас не используется).

Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.

Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)

V. Экспрессивные методики.

Рисование на свободную или заданную тему.

"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".

Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...

Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.

Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).

Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.

Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.

В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.

VI. Импрессивные методики.

Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.

Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).

На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.

Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.

Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.

Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.

В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.

Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.

VII. Аддитивные методики.

Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.

Опросники.

Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.

Особенности использования опросников.

1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.

2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.

3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.

Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.

Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.

Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.

Выделяются:

Опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).

Личностные опросники - дают информацию о личности:

1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.

2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:

Многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)

Однофакторные

Двухфакторные

3. опросники мотивации

4. опросники интересов

5. опросники ценностей

6. опросники установок

В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.

В 60-е годы - начинают использовать.

К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).

80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.

80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.

Основные проблемы, связанные с опросниками:

I. Конструирование

В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.

Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.

Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.

При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.

По форме вопросы:

Закрытые - имеют варианты ответов

Открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.

Три типа закрытых вопросов:

Дихотомический (два возможных ответа)

Альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.

Ресторанный

Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться

II. Интерпретация

Проблема интерпретации результатов.

Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?

Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.

Это может быть бессознательная тенденция.

Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.

Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.

Приемы выявления достоверности ответов:

1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться

2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)

Проекция .

Проекция – это когда человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Данный психологический механизм защиты является следствием вытеснения. Проекция позволяет человеку оправдывать многие свои поступки. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными, а лгунам кажется что все люди вокруг лгут. Человек может проектировать на других людей не только отрицательные аспекты своего реального «Я». Он может подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.

Нечеткие формы проекции прослеживаются в повседневной жизни каждого человека. Многие люди не могут, с критикой относится к своим недостаткам, но зато очень легко замечают их в других людях. Многие люди склонны обвинять всех окружающих себя людей в своих бедах и проблемах. Проекция очень часто бывает вредоносной и по этой причине приводит к ошибочному восприятию реальности. Зачастую данный механизм психологической защиты срабатывает у достаточно ранимых людей. В крайнем случае, при патологии механизм проекции приводит к галлюцинациям и бреду, а в этом случае у человека теряется способность и возможность отличить фантазии от реальности.

Психологи различают такие виды проекции:

Атрибутивная проекция – это когда человек приписывает свои мотивы, чувства и поступки другим людям;

Аутистическая проекция – это когда собственные потребности человека могут определить то как они воспринимают других людей или предметы;

Проекция рациональная – это когда человек вместо того чтоб признать собственные недостатки, они приписывают ответственность за свои собственные неудачи другим людям;

Проекция комплементарная – это когда человек воспринимает себя сильной властной личностью, а других людей считает слабыми.

Примеров проекции как механизма защиты можно привести очень много. Например, самые яркие проявления проекции это когда жена постоянно ревнует мужа к каждой юбке, а на самом деле она внутренне готова изменить сама мужу с первым встречным. И она скорее объявит своего мужа бабником, чем признается сама себе в своем внутреннем желании завести роман на стороне. Также примером проекции может быть, когда соседка старая дева – будет громко обсуждать и осуждать гулящую молодежь (в особенности девушек) в сексуальной распущенностью, так как она сама всего этого лишена. Но еще более сильно она осудит свою подругу «по лавочке» такую, же одинокую как она сама.

Люди, которые используют психологический механизм защиты проекцию, зачастую уверены в чужой непорядочности, хотя сами в тайне склонны к этому. Такие люди склонны к зависти и ищут негативные причины в том, что окружающие их люди успешны. Про таких людей зачастую говорят: «В чужом глазу соринку замечают, а в своем - бревна не видит».

Термин «проекция», который используется в геометрии, физике, психологии и в других науках, происходит от латинского слова projectio, которое дословно переводится как «бросание вперед». Конкретно в психологии им обозначают один из механизмов психологической защиты личности.

Основные способы психологической защиты личности

Прежде чем перейти к раскрытию сущности проекции, будет нелишним дать общее определение таким психологическим процессам как механизмы защиты, а также выяснить, какие существуют способы этой защиты.

Понятие психологической защиты родилось в рамках психоанализа. Его ввел основоположник этого учения Зигмунд Фрейд в 1894 году. Согласно нему, личность для борьбы с различными болезненными и тяжелыми переживаниями начинает пользоваться механизмами психологической защиты. Они в трудную для человека минуту помогают сохранить психическое здоровье и путем искажения реальности. То есть первоочередная функция этих механизмов - защитить от негативного воздействия внешних и внутренних факторов (то есть от самого себя) личность. В психологии она выступает, как носитель индивидуального начала, которая наделана своим особым внутренним миром. Поэтому механизмы защиты для каждого конкретного случая бывают индивидуальными. Тем не менее, ученые в результате множественных исследований смогли систематизировать их и выявили несколько основных способов психологической защиты. В них принимают участие практически все психические функции (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, мышление и т. д.), однако в каждом отдельном случае доминирует только одна из них. В зависимости от этого различают следующие способы психологической защиты:

Каждый из этих механизмов является специально сформулированной программой борьбы с тревогой и напряжением. Они помогают человеку в разрешении не только внешних, но и внутренних конфликтов. Так, например, благодаря проекции человек может на бессознательном уровне переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека или же приписать свои качества или чувства другим.

Формы психологической защиты

В науке различают четыре основные формы психологической защиты, а именно: активные, «капитуляция», сверхзащита и «рационализация».

Активная форма защиты

Она может происходить путем поиска «мишени» - кого-то или чего-то, на ком можно вымесить свое плохое настроение или накопившуюся агрессию, также путем экстрапунитивности, при которой наблюдается тенденция обвинять в своих ошибках или неудачах кого-то другого, но не себя. К данной форме защиты относится и «праведный гнев», когда человек обрушивается с упреками на кого-то для того, чтобы оправдать те негативные чувства, которые возникают у него, например зависть. Самоутверждение за счет принижения достоинства другого человек является наиболее негативной формой срабатывания механизма психологической защиты. И тоже относится к данной категории. Кроме этого, к активной форме защиты можно отнести девальвацию объекта беспокойства, то есть приписывание данной личности негативных характеристик, какими он на самом деле может и не обладать.

Психологическая защита путем капитуляции

Когда человек, оценивая свои достижения в жизни, чувствует внутреннюю неудовлетворенность, то он прибегает к такой форме защиты как капитуляция. Она может быть выражена геронтолизмом или пуэрилизмом. Например, он может утешать себя тем, что у него все еще впереди, или же, наоборот, винить в своих неудачах возраст, мол, если бы я был молод, то все было бы иначе. Кстати, к данному типу также относится интропунитивность (противоположность экстрапунитивности), когда личность во всем обвиняет себя. К данной форме в основном прибегают люди, обладающие комплексом неполноценности.

Сверхзащита

Под воздействием глубоких переживаний или стресса человек перестает воспринимать всю неприятную для себя информацию и слышит только хорошее. Этот называется селекцией информации, с ним чем-то сходен механизм отрицания или избегания, когда индивид не желает верить в случившееся и отрицает это.

Так называемый «защитый фасад» также относится к механизму «сверхзащиты», когда тихий человек вдруг начинает вести себя непривычно нагло и этим ввергает окружающих в шок. Девальвация угрозы, а также персонализация тревоги тоже являются приемами сверхзащиты. И если в первом случае человек отталкивает от себя мысли о нависшей над ним угрозе ввиду совершения им тех или иных действий (например, курение - как следствие угроза рака легких), то во втором случае, он в своих тревогах, которые чаще всего бывают беспричинными, ищет виновников извне. К сверхзащите также относятся перестраховка (никогда не лететь на самолетах, есть здоровую пищу и т. д.), фиксация, вытеснение, сверхконсерватизм, дифлексия (то же, что и уход в себя), отключение от действительности, деперсонализация (когда человек, чтобы отключиться от основной проблемы, начинает заниматься чем-то незначительным и т. д.), «рассечение гордиева узла» (неосознанный риск), символические или ритуальные действия (вера в приметы), сублимация (переоценка жизненных ценностей) и т. д.

Кстати, люди с высоким уровнем психологической защиты прибегают к совершенно иным приемам, таким как оптимизм, ясность в мыслях, анализ, реальный взгляд на вещи, отношение к самому себе с юмором и т. д. Однако так относиться к проблемам может только настоящая личность. В психологии, несмотря на то что под словом «личность» воспринимается любое существо, которое наделено сознанием, речью, творческими возможностям и т. д., тем не менее в повседневной жизни говоря о личности, подразумевают тех людей, которые обладают силой воли и характера, являются неординарными и сильными людьми.

Защита через рационализацию

К ним в первую очередь относятся установки самозащиты, или как это называют в психологии «сам себе адвокат». Наверное, каждый видел фильм «Самая обаятельная и привлекательная». В нем главная героиня использует именно эту форму психологической защиты. Проекция, искажение, замещение действительности, интроекция, идентификация себя с социально-значимой личностью, растворение ответственности и т. д. также относятся к защите через рационализацию. Иногда искажение реальности бывает в виде сдвига по времени. Когда для человека все то, что имело место несколько лет назад, кажется, чуть ли не доисторическим. Далее в статье мы попробуем изложить суть одного из механизмов психологической защиты - проекции. Как уже было отмечено выше, защита в данном случае осуществляется через рационализацию.

Что такое проекция?

Проекция в психологии является способом перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой одушевленный или неодушевленный объект. С первым, кажется, все понятно, что же касается неодушевленных объектов, то это происходит в том случае, когда человек наделят предметы или явления природы, своими ощущениями, например, тревожное море, враждебное небо, и т. д. В самом простом понимании человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость, лжец думает, что все его вокруг обманывают. Это происходит оттого, что человек не приемлет в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно прибегает к проекции, которая как и интроекция - это психологические защиты. Фрейд считал, что они чаще всего встречаются у людей с пароноидным или истероидным расстройствами. В данном контексте под этим термином понимают механизм субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Отрицательные и положительные стороны проекции

Когда людей некоторое время гложет или же они испытывают тревогу и страх, то у них в сознании начинают срабатывать те или иные защитные механизмы. Например, проекция. В способ перенесения своих собственных чувств и тайных желаний на другой объект. Например, человек, который испытывает тайное желание изменить своей супруге, но не приемлет и даже стыдится этого, начинает проектировать эти желания на жену. В результате этого он начинает верить, что не он, а супруга хочет изменить ему. Как следствие, он то и дело закатывает сцены ревности, обвиняет ее во всех смертных грехах, хотя на это у него нет никаких причин. Другим примером служит история о стареющей красавице, которая, боясь старости, начинает видеть в своих сверстницах признаки старения и высказывать это им в лицо. Одним словом, проекция в психологии является механизмом субъективного восприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Приведенные выше примеры указывают на негативную сторону этого механизма.

С другой стороны, проекция в психологии может иметь и положительные стороны. Например, позитивной проекцией является сопереживание, которое может повысить степень взаимопонимания между людьми. Сопереживание кому-то в психологической науке называют эмпатией. В его основе лежит все тот же механизм проекции, когда человек, сопереживая другому, проектирует на себя его чувства. В результате он способен лучше понимать состояние этого «другого».

Заключение

Основные проблемы к которым относится и проблема ее психического здоровья, тесно взаимосвязаны с механизмами психологической защиты, к которым прибегает индивид (бессознательно), чтобы сохранить целостность своего психического здоровья.

У кого чего болит, тот о том и говорит.

ПРОЕКЦИЯ\ИНТРОЕКЦИЯ

По мнению психоаналитиков, проекция и интроекция считаются одними из самых примитивных защитных механизмов.

Истоки формирования проекции и интроекции уходят в раннее младенчество, когда ребенок еще не может разделять то, что происходит внутри и что - вовне. Он воспринимает себя, окружающую среду и непосредственно заботящееся лицо (чаще маму), как единое целое. Например, сильно вспотев, малыш будет ощущать общий дискомфорт. Он не сможет дифференцировать причину своего состояния, точно определив, поднялась ли у него высокая температура, жарко ли ему в объятиях матери или же в помещении стало душно. На этом этапе и начинают действовать защитные механизмы проекция и интроекция. Ребенок ошибочно может воспринимать процессы, происходящие внутри, как внешние (проекция), и наоборот, внешние процессы, как происходящие внутри (интроекция).

ПРОЕКЦИЯ
Проекция – это низший защитный механизм психики, который имеет "две стороны медали". С одной стороны, проекция является основой формирования эмпатии, возможности понимания других людей за счет проецирования собственного опыта на них. К примеру, подросток, который явился невольным свидетелем неприятной сцены конфликта матери и дочери на остановке, скорее всего, будет испытывать сочувствие к девочке и злость к женщине, проецируя свой опыт непростых отношений со своей матерью, если таковые имеют место быть. А стоящая на этой же остановке женщина, наоборот, вспоминая утреннюю перебранку с сыном, проникнется сопереживанием к матери и раздражением к девочке.

С другой стороны, проекция обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей личностной целостности посредством приписывания собственных неприемлемых или неприятных по тем или иным причинам качеств, ощущений, чувств, потребностей другим.

Например, человек не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно точно «считывать» это в других людях. Так, мужчина с гомосексуальными чертами, не признавая их в себе, может легко улавливать их в других. Или женщина, будучи "рабочей лошадкой" и одна воспитывая детей, может рьяно осуждать "содержанок" и "бездельниц", не признаваясь себе в том, что завидует неприемлемому для нее стиль жизни и способу построения отношений с мужчинами, но в то же время отчасти желанному (в смысле переложения бремени забот на мужчину).

Также действие защитного механизма проекции характерно для людей, у которых внутреннее «Я» постоянно находится под строгим самоконтролем. Такие люди постоянно занимаются морализаторством, могут быть большими педантами или проявлять ханжество по отношению к окружающим. Зачастую, это влечет за собой формирование двух параллельных позиций: недоверия к другим людям и страх перед ними. Собственная агрессия отрицается по принципу: "это не я к нему испытываю неприязнь, а это он меня ненавидит!" В этом случае человек будет враждебно воспринимать окружающих и постоянно «защищаться» от бессовестных или опасных «злопыхателей». Наверное, в каждом многоквартирном доме можно встретить такой типаж женщины, являющейся либо домкомом, либо старшей по подъезду. Такой образ мастерски передала Нонна Мордюкова в комедии «Бриллиантовая рука». «Общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ нарочито критиковала своих соседей за их свободные нравы и неблагочестивые поступки, пытаясь отчаянно вывести всех на чистую воду… «Может, там собака - друг человека, а у нас управдом - друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать - отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека». У гражданки Плющ вытесненные чувства недоверия и страха коренились в ней самой и бессознательно переносились на окружающих, в ответ, пробуждая в ней чувства одиночества, изолированности, зависти и злости.

Проекция в своих разрушительных проявлениях может наносить колоссальный урон межличностным отношениям. На партнера могут проецироваться различные негативные характеристики, что может вызывать проблемы в паре. Проецируемый может ощущать себя непонятым в отношениях, и, то и дело, начинать действовать в ответ на свою же негативную проекцию. Например, девушка, постоянно предъявляющая претензии своему партнеру в том, что он ее не любит, не ценит, не уважает, сама не осознает свою неприязнь к нему в связи с текущими невысказанными претензиями или прошлыми конфликтами из детства (во всех его словах ей видится критика, что является отголоском тех перфекционистских требований, что всегда ей предъявлял отец). Ей бессознательно легче приписать ему такие чувства и требования и закатывать истерики, вызывая, по меньшей мере, у него (искренне любящего ее) недоумение.

Если защитный механизм проекция является основным способом взаимодействия с окружающим миром, то такому человеку сложно жить без "страха и упрека". Первым шагом, избавляющим от всеобъемлющего негативного воздействия проекции, является сосредоточение личности на содержании своих претензий миру и признание своих недостатков и неосознанных желаний.

ИНТРОЕКЦИЯ

Интроекция - это низший защитный механизм психики, при котором человек "вбирает" в свой внутренний мир взгляды, мотивы и установки значимых в его жизни людей. В раннем детстве у ребенка формирование представлений о себе и об окружающем мире происходит через работу этого механизма.

Как родители воспринимают свое дитя, что транслируют ему, какими принципами руководствуются по жизни, - то и будет являться основой его самоотношения и его мировоззрения, в целом. Какие-то усвоенные правила, устои, убеждения (интроекты) могут трансформироваться при взаимодействии с другими для ребенка авторитетами или с происходящими событиями, а какие-то, основательно закрепятся и станут частью его личности. Осмысление, переработка и принятие (отказ) интроецированного содержания психики происходит в течение всей жизни человека, однако у многих людей такие "интроекты" "проглочены" целиком, как каша в детстве под строгим взором мамы, и работают изнутри как определенные "команды для действия", будучи совсем сознательно не переработаны на предмет соответствия актуальной реальности.

Например, молодая женщина считает себя непривлекательной, неинтересной и недостойной хороших отношений с мужчиной. В процессе работы с психотерапевтом выясняется, что в семье ее считали дурнушкой и постоянно сравнивали со старшей сестрой, которая, по мнению родителей, была умной, сообразительной и впридачу пользовалась популярностью у молодых людей. С детства Светлана слышала от мамы: « Ну, кто тебя «такую» полюбит?! Посмотри на свою сестру, лучше бы брала с нее пример! И ведь бывает такое, чтоб две девицы от одних родителей и такие разные?! Может, тебя в роддоме подменили?». Не трудно догадаться, какие интроекты про саму себя усвоила Светлана при таком отношении матери. Девочке гораздо легче было согласиться с тем, что она плохая от природы, что не достойна хорошего отношения, чем предположить, что мама желает ей зла или попросту не любит. В этом и состоят защитные функции интроецирования.

Множество негативных последствий может вызывать работающий механизм интроекция в межличностных отношениях и в социальной деятельности. Это проявляется в нереалистичных ожиданиях от других людей или от себя, неспособности признавать альтернативную точку зрения и невозможности с уважением принимать "инаковость" другого.

К примеру, на слушании дела по расторжению брака, женщина называет причины, по которым хочет расстаться со своим мужем. «Игорь считает, свое мнение истинным и неоспоримым! Котлеты – «правильные», только тогда, когда приготовлены по рецепту свекрови. Мальчику должно заниматься на скрипке - только это разовьет ребенка и ничего, что у сына большая тяга к баскетболу и при этом отличные данные. Или, лучший отпуск для всей семьи – дача! Даже на работе его частенько лишают премии, потому что он считает свои действия наиболее верными, в отличие от коллег, включая начальника. Боюсь, что скоро он так же потеряет работу, как потерял свою семью! ...». По-видимому, этой женщине и правда, очень сложно было противостоять жестким интроектам своего мужа, а мужу в свою очередь было сложно отказаться или пересмотреть хотя бы некоторые из них.

Еще один негативный эффект может достигаться при действии защитного механизма интроекции. Когда человек лишен возможности анализировать, сравнивать, опровергать и доказывать что-либо, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей. Например, Елена с детства усвоила несколько «истин» (интроектов): старших нужно уважать и нельзя им перечить; авторитетные фигуры всегда знают лучше. В детской поликлинике Елена не усомнится в рекомендациях неопытного педиатра, даже если они будут идти в разрез со всеми объективными обстоятельствами, так как существует внутренняя установка – «врач знает лучше». Или коллеге, на той же должностной позиции, что и она сама, но по возрасту старше, легко будет манипулировать Еленой, скидывая на нее свои обязанности. Она часто будет перерабатывать, задерживаясь в офисе допоздна. Женщине в целом очень сложно отказывать и отстаивать себя перед людьми старшего возраста, так как в ее восприятии это проявление неуважения, за которое в детстве сильно наказывали.

Часто механизм интроекция используется в обычной жизни. Так люди, прожившие определенное количество лет вместе, часто становятся похожи друг на друга. Супруги могут перенимать привычки, словесные выражения и даже определенные взгляды на жизнь своего партнера. Случается, что некоторые хозяева домашних животных начинают чем-то походить на своих питомцев или наоборот.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Многими исследователями проективная идентификация рассматривается как соединение проективного и интроективного механизмов.

Проективная идентификация - психический процесс, который относится к примитивным механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека воздействовать на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя (идентифицировался) в соответствии с бессознательной фантазией (проекцией) данного человека о различных особенностях мыслей, эмоций и действий Другого.

Впервые этот защитный механизм был описан известным психоаналитиком Мелани Кляйн. В раннем детстве до появления речи ребенок, чтобы донести до матери свои потребности, использует "аффективную трансляцию", т.е. проецирует на мать определенные чувства и желания, чтобы та вела себя в соответствии с ними. Действительно, нередко, по типу плача ребенка мать откуда-то "знает", что ребенку надо именно сейчас сменить памперс, а не покормить или укачать. В дальнейшем предполагается, что человек станет осмысливать свой опыт и выражать потребности с помощью речи, однако люди с нарушением системы эмоциональной саморегуляции продолжают и во взрослом возрасте пользоваться инфантильным "механизмом", чтобы донести свои потребности до окружающих или избавиться от эмоционального напряжения. Например, всем известны люди с поведением "жертвы", которые прямо о помощи не просят, но так горько жалуются, что вскоре находится "спасатель", готовый исполнить именно то, что надо. Надо отметить, что именно данный механизм лежит в основе большинства эмоциональных манипуляций.

Хорошей иллюстрацией работы проективной идентификации может послужить взаимодействие клиента (Виталия) и официанта одним вечером в ресторане. Накануне у Виталия произошел неприятный разговор с начальником отдела и директором по развитию, его обвинили в постоянном подрыве рабочего процесса. Виталию, который вечером пришел поужинать в ресторан, «показалось», что официант отнесся к нему недружелюбно, с неприязнью. Не осознавая свое собственное раздражение и злость после выговора, он спроецировал свои чувства на официанта. Весь этот вечер Виталий бессознательно вел себя с официантом провокативно по-хамски, якобы в ответ на изначально предвзятое отношение гарсона, что, в конце концов, и правда, привело грубости со стороны работника ресторана, а Виталий "убедился" в который раз, что "с первого взгляда" разбирается в людях. Таким же образом, чтобы не признавать обоснованность обвинений коллег и свои негативные чувства по этому поводу, Виталий убеждает себя во враждебном отношении сотрудников и начальника к своей персоне и сам же и вызывает их неприязнь через использование проективной идентификации. Такая хитрая бессознательная манипуляция помогает ему немного снять внутреннее напряжение и сохранить свой "хороший" образ.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что примитивные защитные механизмы являются важным базисом для формирования и нормального развития психики человека. При этом эти же механизмы могут играть с ним злую шутку, если преобладают в "онлайн-режиме» большую часть взрослой жизни, тотально снижая его критичность и не давая возможность анализировать происходящее с различных позиций. Для большей адаптивности человека в его психике должна преобладать работа высших защитных механизмов, о которых пойдет речь в наших следующих публикациях.

Статья по низшим защитным механизмам № 1 в публикации