Тест «Интеллектуальная лабильность. Методика на исследование интеллектуальной лабильности Тест на уровень интеллектуальной лабильности

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр - психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность - скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность - это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания;
  • быстрая реакция на информацию извне;
  • способность моментально переключать внимание;
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий;
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи;
  • быстрый переход между заданиями;
  • кратковременность активной деятельности;
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.


Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  2. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  3. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  4. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  5. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 - на 2.
  6. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  7. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  8. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  9. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  10. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  11. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  12. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  13. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  14. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 - на 2, 2 конца 3 - соединить с А.
  15. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 - с нижним 4.
  16. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  17. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  18. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В - вверх, под С - обычную галочку.
  19. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  20. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую - «+», центральную разделить диагональю.
  21. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  22. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква - не «и».
  23. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  24. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  25. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  26. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними - подчеркнуть снизу.
  27. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  28. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  29. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных - вправо, вертикальных - вверх.
  30. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  31. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  32. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней - влево.
  33. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  34. (43) Сложить 5 и 2, что получилось - вписать в прямоугольник, их разность - в ромбик.
  35. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  36. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  37. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  38. (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт - в круглые ().

Бланк для взрослых

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную - «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем - ромб, и в нём - их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём - окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Бланк для подростков

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий - повышенная интеллектуальная лабильность;
  • 5-9 - посредственный уровень;
  • 10-14 - пониженная интеллектуальная лабильность;
  • 15 и более - критически низкая.

Ключи к методике


Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность - это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход;
  • тренинги;
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность - важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.

Инструкция. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат - это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.

Примечание. Задания следует читать в обычном темпе (не диктовать!), громко и четко. Ребят надо предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание. Оценка производится по количеству ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. В рабочих тетрадях учитель проставляет результат, выражающийся в количестве правильно выполненных заданий. Не стоит акцентировать внимание на том, что кто-то лучше всех справился с этой работой - пусть ребята сами сделают выводы об уровне развития у них качеств, необходимых для данной группы профессий. Учитель собирает бланки и сам проверяет выполненное задание.

Текст опросника

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.

2. Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике - «1».

6. Разделите третий круг на две части.

7. Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.

8. Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.

9. Зачеркните гласные буквы.

10. Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.

11. Соедините между собой точки 2, 4 и 5.

12. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

13. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.

14. Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.

15. Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом плюс.

16. Подчеркните галочки и зачеркните палочки.

17. Если в слове «подарок» третья буква - не «и», запишите сумму чисел 3 и 5.

18. В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.

19. Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.

20. Обведите в кружок повторяющиеся цифры.

21. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

22. Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными - минус.

23. Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя - в круге.

24. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.

25. Заключите букву «М» в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник.

26. Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.

27. Зачеркните цифры, которые делятся на 3.

28. Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник - цифру 3.

29. Обведите четные цифры.

30. Поставьте нечетные цифры в скобки.

В наши дни для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо расширять профессиональные способности и личные качества индивида.

Уровень интеллекта

Психическая работа мозга человека полностью зависит от уровня интеллекта, который содержит в себе способности к познанию, логике, анализу информации. У людей с высоким уровнем интеллектуальной лабильности имеются способности к качественному и адекватному реагированию на изменение обстоятельств, к приобретению новых и полезных навыков, а также к принятию нестандартных решений.

Профессионал, который использует свои сильные стороны на полную мощность, может скрыть и преодолеть недостатки, получая необходимый результат, а также переключая собственное внимание и действуя без ошибок.

Определение термина «лабильность»

Лабильность в переводе с латинского языка обозначает "скольжение, неустойчивость". Под термином принято понимать максимальную подвижность и неустойчивость психики, физиологического состояния или температуры тела. Также лабильность - это подвижность нервной и мышечной ткани, которая характеризуется величайшей частотой, с помощью которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений.

Само понятие является довольно распространенным, как правило, им обозначают подвижность и переменчивость различных процессов в организме. В этом смысле лабильность не всегда является положительным качеством. В психологии данный термин определяет неустойчивость эмоциональных состояний и звучит как «эмоциональная лабильность».

Интеллектуальная лабильность

Она является одной из разновидностей лабильности, включает в себя способность молниеносного переключения внимания, а также быстрого перехода от решения одной задачи к другой без допущения ошибки.

Интеллектуальная лабильностьзависит от нейрофизиологических особенностей строения коры головного мозга. Это биологический детерминированный процесс, на который обучение и практика никак не влияют. На уровень интеллектуальной лабильности воздействует скорость возбуждения и торможения в нейронах, степень уравновешенности данных процессов.

Чем выше показатель лабильности у человека, тем мозг будет быстрее реагировать на полученную информацию и производить координирование психомоторных реакций. Можно сказать, что уровень лабильности является показателем определения скорости и точности восприятия, а также обработки получаемой информации.

Автор методики «Интеллектуальная лабильность» - Козлова В. Т.

В тесте целый ряд простых упражнений, которые проговаривает экспериментатор. Для того чтобы подумать над каждым заданием, испытуемому дается 4-5 секунд. Перед тем как приступить к решению, экспериментатор предупреждает о начале теста и о том, что нужно внимательно отвечать на каждый пункт, указанный на бланке. Перед началом проведения методики на интеллектуальную лабильность человек, на которого возлагаются полномочия экспериментатора, должен предварительно просмотреть все пункты и на протяжении всего теста четко и понятно проговаривать номера квадратов, где располагаются предложенные задания.

Тест на интеллектуальную лабильность проводится для того, чтобы спрогнозировать успешность в профессиональном обучении, освоении различных видов деятельности и оценке качества трудовой практики. Проводимый тест должен проходить с высокой концентрацией внимания и большой скоростью действий. Тест на интеллектуальную лабильность может проводиться как в группе, так и в частном порядке. За отведенное время испытуемые выполняют ряд несложных заданий, которые находятся на специальном бланке.

Методика интеллектуальной лабильностине является нормированной. В литературе по психологии для определения уровня интеллектуальной лабильности, как правило, приводят огромное количество критериев соотношения испытуемых по 4 различным категориям с разными показателями лабильности. Их выделяют с помощью объема неправильных ответов при решении теста.

Итоги прохождения теста

Оценку испытуемым начисляют по количеству неправильных ответов. К ошибочному результату относят сделанное с ошибкой или не сделанное, а также пропущенное задание. Тест хорош тем, что он требует немного времени для проведения и подведения итогов. После его прохождения можно точно спрогнозировать профессиональную пригодность каждого испытуемого.

Итог прохождения теста:

  • от 1 до 4 неправильных ответов - прекрасные данные к обучению, лабильность на высоком уровне;
  • от 5 до 9 - у испытуемого лабильность на среднем уровне;
  • 10-14 неправильных ответов - сложности при обучении, низкий уровень лабильности;
  • от 15 и выше - сложно обучаемый испытуемый.

Данной методикой рекомендуют пользоваться детям, начиная с 12-13 лет. Сравнивая и сопоставляя количество полученных неправильных ответов с количеством правильных, можно сделать вывод о том, какие параметры требуют развития (скорость или точность) при выполнении упражнений теста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Интеллектуальная лабильность», разработанная В.Т. Козловой

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,

4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Раз делите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под со гласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат номер 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте пос ледней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шес тая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начи наются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник.

20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки - высокая лабильность, хорошая способ ность к обучению;

3-4 - средняя лабильность;

5-7 - низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок - малоуспешен в любой деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в про гнозировании успешности в обучении, дает достаточно точный прогноз профессиональной пригодности.

Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»