Компетентностный подход как условие реализации фгос ноо. Компетентностный подход в основе федеральных государственных образовательных стандартов. Характеристика ключевых образовательных компетенций

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция, в том числе и компетентностный подход. Данная работа посвящена одному из аспектов организации образовательного процесса с учетом ФГОС, поэтому представляется необходимым четко обозначить те инновации, которые уже удалось внедрить и оценить результаты их внедрения в образовательный процесс, и те инновации, которые работают на перспективу. В век Интернета и электронных носителей хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валяева Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебно-методической работе,

МБОУ СОШ № 51, г. Улан-Удэ

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция, в том числе и компетентностный подход. Данная работа посвящена одному из аспектов организации образовательного процесса с учетом ФГОС, поэтому представляется необходимым четко обозначить те инновации, которые уже удалось внедрить и оценить результаты их внедрения в образовательный процесс, и те инновации, которые работают на перспективу. В век Интернета и электронных носителей хранения информации формальные знания человека перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.

Формирование компетентности обучающихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании (и в школьном в том числе), необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

На сегодняшний день в России уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия). С внедрением ФГОС отмечается, что ключевые компетенции должны закладываться у школьников уже на начальном этапе образования. Однако, как показывает проведенный анализ педагогических исследований и образовательной практики, существует противоречие между современными требованиями к подготовке выпускников начальной, основной и старшей школы, и сложившейся системой обучения. Традиционное обучение постепенно отходит на второй план, в приоритете современный урок с использованием современных образовательных технологий, различных видов деятельности, смене роли учителя от «урокодателя» к «руководителю урока».

Определение, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты. Компетентностный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты. Об- ратимся к определениям, применяемым в компетентностном подходе к образованию: «компетенция» и «компетентность». Анализ работ по проблеме компетент-ностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. Ниже приводятся выдержки из определений, сформулированных дидактами, психологами. По мнению А.Г. Бермуса:

«Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». А.М. Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», а П.Г. Щедровицким – как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности. О.Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников. Содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем.

Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у обучающихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования. При оценке образовательных результатов нужен анализ уровней образованности, которые достигнуты учениками на определенном этапе обучения. Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской). Но школа не может сформировать достаточный уровень компетентности учеников для того, чтобы решать проблемы во всех конкретных ситуациях и сферах деятельности, учитывая то, что общество очень быстро меняется, в нем появляются новые ситуации и новые сферы деятельности. Целью школы становится необходимость формирования ключевых компетентностей. Для обновления содержания образования проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации. А.В. Хуторским определен перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. По мнению автора, ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Компетентностный подход в обучении появился при изучении ситуации на рынке труда: были рассмотрены требования, которые предъявляются по отношению к работнику. Поэтому современное образование должно формировать профессиональный универсализм – способность чело- века менять способы и сферы своей деятельности. Хороший сотрудник должен быть профессионально подготовлен, а также от него сейчас требуется умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, он должен проявлять инициативу и быть способным к инновациям. Готовность к перегрузкам, психологическая устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям – вот к чему должен быть готов со- временный работник, который стремится построить карьеру.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе.

Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем.

Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем. Таким образом, отсюда вытекают новые цели школьного образования: Научить учиться. Необходимо научить детей решать проблемы в учебной деятельности, то есть выбирать нужные источники информации, ставить цели познавательной деятельности, искать и находить лучшие способы достижения поставленных целей, организовывать деятельность, уметь оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учащимися.

Научить находить выход из ключевых проблем современной жизни: политических, экологических, межкультурных, то есть разрешать аналитические проблемы. Научить объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, при этом используя необходимый научный аппарат, то есть раз- решать познавательные проблемы.

Научить разрешать аксиологические проблемы, то есть ориентироваться в мире духовных ценностей, которые отражают разные мировоззрения и культуры. Научить искать выход из проблем, которые связаны с осуществлением определенных социальных ролей (гражданина, избирателя, пациента, потребителя, члена семьи, организатора и других). Научить решать проблемы, являющиеся общими для разных видов профессиональной и другой деятельности (поиск и анализ информации, принятие решений, организация совместной деятельности и т.д.) Научить решать проблемы, касающиеся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в учебных заведениях. Ключевые компетентности – это универсальные способы деятельности, при освоении которых человек понимает ситуацию и достигает желаемых результатов в профессиональной и личной жизни в условиях конкретного общества. Применяя компетентностный подход на уроке, преподаватель подготавливает ученика к дальнейшей взрослой жизни, способствует его успеху в дальнейшем.

Большое внимание при компетентностном подходе уделяют самостоятельной работе школьников. Это может быть выполнение домашних заданий, опираясь на рекомендованные источники по теме, подготовка рефератов и сообщений, выполнение проектов с помощью дополнительной литературы. Компетентностный подход подразумевает изменение и других компонентов, включенных в образовательный процесс. Это педагогические технологии, содержание, средства оценки и контроля. Огромную роль играют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, общение, диспуты, дискуссии, выполнение проектов. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) определяет основу обучения. Это уже не предметные, а ценностные ориентиры.

Сутью образовательного процесса становится создание различных ситуаций и поддержка действий, приводящих к формированию какой-либо компетенции. В итоге можно сказать, что повысить эффективность качества знаний в школьном образовании помогает реализация компетентностного подхода. Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование.

Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения. Образование и общество еще не готовы к подобному кардинальному сдвигу. Переход к компетентностному образованию подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений. Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий. Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества образования обучения.

Список литературы:

1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. – 2005. – № 2. – с. 3-11

2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? - М., 2009.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

4. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. – М., 2012.

5. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. М., 2012.

6. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М., 2011.

7. ФГОС. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М., 2011.

8. Л.О. Филатова. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование, 2005. – № 7. – с. 9-11.

9. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М., 2011.

10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/


Cлайд 1

Cлайд 2

Компетентностный подход в обучении предполагает(в противоположность концепции «усвоения знаний») освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Company Logo

Cлайд 3

Компетенция- это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция- готовность действия в системе неопределенностей. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность. Company Logo

Cлайд 4

Концепция модернизации российского образования Формирование ключевых компетенций в: интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах, определяющих успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

Cлайд 5

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности 4 Знания Умения Навыки Компетентности Самоуправление Субъектность

Cлайд 6

Ключевые образовательные компетенции Социально-трудовая Коммуникативная Информационная Учебно-познавательная Личностного самосовершенствования Ценностно-смысловая Общекультурная

Cлайд 7

Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование… Company Logo

Cлайд 8

Компетентностный подход направлен на развитие различных видов мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.) Company Logo

Cлайд 9

Company Logo Проектная технология как средство формирования ключевых компетентностей Company Logo

Cлайд 10

Company Logo Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." Company Logo

Cлайд 11

Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Cлайд 12

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ и его цели: 1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; 2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения. Company Logo

Cлайд 13

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и их функции облегчать учебный процесс, оживлять его «театрализация» учебного процесса соревновательная. Company Logo

Cлайд 14

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На уроках можно использовать тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. ИКТ помогает быстро оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании компьютерных тестовых заданий Company Logo

Cлайд 15

три уровня математической компетентности уровень воспроизведения (это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств), уровень установления связей (строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени), уровень рассуждений (Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий). Company Logo Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Company Logo

Cлайд 18

«Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому –и я научусь.» Китайская мудрость. «Компетентностный подход в обучении младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление Анисимовой Е.В., учителя начальных классов МОУ «СОШ №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми на семинаре-практикуме по указанной теме.

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на компетентностый подход в образовании.

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Особо злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения.В связи с этим УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся

Важно акцентировать внимание на результат образования. Компетентностный подход не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Обладая интегративной природой, ключевые компетентности обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

Огромный потенциал для реализациикомпетентностного подхода в обучении младших школьников содержат межпредметные и интегрированные курсы. Это развитие происходит путём формирования системности знаний, динамического мышления через создание проблемных ситуаций, решение межпредметных задач. Так формируются обобщенные знания, которые позволяют решать многие частные задачи путём переноса способа действий на целый класс аналогичных задач. Обобщение знаний предполагает установление внутри- и межпредметных связей, выделение стержневых идей, интеграцию знаний в единое целое. Всё это формирует систему личности младшего школьника, готовит его к изменяющимся жизненным условиям, а, следовательно, является важной составляющей компетентностного содержания образования.

Т.о. компетентностный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в процесс формирования образовательных компетентностей.

Компетентность – это обобщённая способность к решению жизненных профессиональных задач в той или иной области.

А компетенция – набор определённых знаний, умений и навыков, личностных качеств в определённой сфере деятельности.

Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С.В., Хуторской А.В., Краевский В.В.) можно выделить следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции:

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

Уметь выбирать собственную траекторию образования;

Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;

Обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

Выступать устно о результатах своего исследования.

Социокультурные компетенции:

Определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе;

Владеть эффективными способами организации свободного времени;

Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника и т.д.;

Коммуникативные компетенции:

Уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление;

Уметь представлять свой класс, школу, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос;

Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

Информационные компетенции:

Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями, электронными носителями;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения конкретных задач информацию;

Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона…

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и т.д.)

Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Одним из средств оценивания учета развития ключевых компетентностей учащихся является формирование «портфеля» (основа – модель «Портфеля» автор Сметанникова Н.Н.).

Каждому ребёнку предлагается вести индивидуальную папку, в которой ребёнок помещает все необходимые материалы. Папку можно назвать накопительной и в конце года, ребёнок презентует в удобной для него форме (компьютерная презентация, устный отчёт, письменный отчёт) свой «портфель».

В «портфеле» можно обозначить пять разделов:

1 раздел: «Знакомьтесь, это я…», т.е. представление себя. Возможно задать единую форму или в свободной форме.

2 раздел: «Копилка помощников», в неё дети в течение учебного года собирают материал для различных уроков: таблицы по русскому языку, алгоритмы, карты слов-исключений, слоговые таблицы для чтения, карточки-схемы задач, примеры на сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 20 для работы в парах, геометрический материал и другое. Эта «Копилка помощников» используется учащимся по мере необходимости на уроках.

3раздел: «Мой результаты», в этот раздел помещаются выполненные диагностические, самостоятельные, контрольные, творческие работы, сообщения, выполненные в различных формах.

4 раздел: «Я – читатель», это своеобразный читательский дневник. Ребёнок ведёт список прочитанных произведений за разный промежуток времени. Периодически проводятся поэтические вечера, вечера обмена впечатлениями о прочитанном, как своеобразный итог.

5 раздел: «Мои успехи», в этот раздел помещает ученик заработанные грамоты, похвальные письма, сертификаты и дипломы.

Компетентностный подход в обучении предполагает(в противоположность концепции «усвоения знаний») освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.


Компетенция- это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция- готовность действия в системе неопределенностей. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.




Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности Знания Умения Навыки КомпетентностиСамоуправлениеСубъектность




Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает: Стратегическая деятельность (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); Исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод) Проектирование (замысел, реализация, рефлексия) Сценирование (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий) Моделирование … Конструирование… Прогнозирование…


Компетентностный подход направлен на развитие различных видов мышления: Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); Теоретическое мышление Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми) Качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.)




Company Logo Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."




ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ и его цели: 1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности; 2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.




ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На уроках можно использовать тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму. ИКТ помогает быстро оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании компьютерных тестовых заданий


Три уровня математической компетентности уровень воспроизведения (это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств), уровень установления связей (строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени), уровень рассуждений (Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий).


Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Учите учащихся учиться. Необходимо чаще использовать вопрос "почему? Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем


Руководство учителю для реализации компетентностного подхода Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.



Недилько Л.Н.,

учитель английского языка МАОУ СОШ № 6 им. С.Т. Куцева ст. Кущевская, Россия

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Каждая историческая эпоха вырабатывает свой портрет «образованного человека». В современном учащемся наряду с личностными качествами превалируют качества профессиональные. Одной из основных наиболее успешных инноваций для формирования портрета современного выпускника является компе-тентностный подход.

Компетенцией считается абстрактный набор личностных качеств, знаний, умений, навыков, опыта в определенной сфере, которые тесно связаны с освоением содержания образования. Следовательно, компетенция - цель образования.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире.

Термин «компетенция» означает круг полномочий лица или учреждения, круг вопросов, для решения которых лицо имеет опыт и соответствующие знания. Следовательно, способность действовать в ситуациях неопределенности - это компетентность.

Именно таким хотят видеть выпускника учебного заведения, способного решать проблемы любой сложности в жизненных ситуациях, а в дальнейшем - и профессиональные.

Одним из недостатков традиционного («знаниевого») образования и является оторванность полученных сведений от сферы их применения. Выпускники, обладая довольно-таки большим багажом информации, с трудом находили практическое применение всем знаниям.

Данная проблема появилась и в ряде других стран. Однако в мировой практике проблемы образования, обусловленные четко обозначившимся во второй половине XX в. разрывом между возможностями сложившейся системы образования и потребностями общественного развития, были обозначены как кризис образования. В конце XX в. с очевидностью проявилось, что кризис образо-

вания приобретает глобальный характер. Концептуальной основой предложенных мер по выходу из кризиса стала идея ключевых компетенций, которая сформировалась в зарубежной социальной теории и практике как один из наиболее эффективных способов разрешения противоречий в развитии образования и общества .

Одним из успешных решений этой ситуации и является ком-петентностный подход, который подталкивает учащегося не только применять полученные знания, но и использовать их для решения неожиданных проблемных ситуаций.

Происходит смена парадигмы «образование на всю жизнь» на новую - «образование через всю жизнь».

Компетентность характеризуется как способность учащегося к решению как жизненных, так и профессиональных задач, способность личности к ответственному жизненному действию на основе ценностного самоопределения, способность взаимодействовать с миром, понимать, изменять себя и мир. Это понятие связано с понятием готовности, таким образом получается, что компетентность - готовность высокого уровня к осуществлению деятельности.

Принципы компетентностного подхода

Весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников.

Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учащихся опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.

Компетентности формируются в процессе обучения под воздействием учебного заведения, семьи, сверстников, политики, религии, культуры. Реализация этого подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, где живет и развивается учащийся.

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом :

Компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотиваци-онную, этическую, социальную и поведенческую;

Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

В понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

Компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;

Понятие «компетенции» является понятием процессуальным, то есть компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности.

Компетентностный подход обеспечивает личностное, профессиональное развитие учащихся, способствовует повышению уровня их социально-профессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах деятельности.

В заключение можно сказать, что для высокой эффективности обучения в профессиональном образовании необходима реализация компетентностного подхода при тесном взаимодействии с работодателями, что существенно мотивирует студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Евстюхина М.С., Куркина Н.Р. Формирование и развитие инновационных компетенций обучающих // XI Международная научная практическая конференция «Наука, культура России» (посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). -Самара: СамГУПС, 2014. - С. 351-353.

2. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. - №7. - С. 9-11.

3. Шагивалеева Г.Р., Бильданова В.Р. Компетентностный подход в обучении и воспитании у современных студентов // Концепт. - 2015.

© Недилько Л.Н., 2016