Битва в камне: знаменитые подмосковные памятники Великой Отечественной войны. Десять выдающихся мемориальных комплексов россии Какой войне посвящен памятник 13 букв

АиФ.ru собрал истории разрушенных и забытых памятников Великой Отечественной войны: потухших «вечных» огней и монументов, утопающих в мусоре.

Невечный «вечный» огонь

Фото: АиФ / Екатерина Гребенькова

Почетный караул из школьников каждые выходные и праздники приходит на площадь Свободы в центре Старой Сарепты — района Волгограда. Здесь похоронено более трех тысяч советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной.

Обелиск высотой 18 метров здесь открыли в 1958 году. А около 14 лет назад был устроен и механизм Вечного огня, который сегодня не работает.

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Как пояснили в администрации Красноармейского района, Вечный огонь зажигается только на «протокольных мероприятиях» — всего несколько раз в году. Причина — отсутствие финансирования. В такие дни, а это 9 мая, 23 августа (день начала самых разрушительных бомбардировок Сталинграда), 2 февраля (разгром фашистских войск под Сталинградом), спонсоры привозят к мемориалу баллон со сжиженным газом, который и подключают к «вечному огню». В обычные дни обелиск на братской могиле украшают только венки и живые цветы.

Закамск: «вечный» по расписанию

Символ Великой Победы в Закамске включают только раз в году на несколько часов. Мемориал «Тыл — фронту» — один из негласных символов города — расположен в уютном парке, сюда часто приходят погулять семьи с детьми.

Мемориал «Тыл - фронту» - один из негласных символов Закамска. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

На половине монументов рисунки, повсюду разбросан мусор. Плитка в некоторых местах потрескалась. В потухшем Вечном огне вместе с грязной листвой и фантиками лежит пластиковая бутылка.

В потухшем Вечном огне валяется пластмассовая бутылка. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

В муниципальном бюджетном учреждении «Благоустройство Кировского района» рассказали, что здесь Вечный огонь горит только в День Победы: с 9 утра до 10 вечера. В другие дни газ отключают — не находят денег.

Обслуживание монумента, в том числе реставрация, проходит ежегодно согласно графику. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Дела с памятником рабочим и служащим судоремонтного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны, обстоят еще хуже, чем с мемориалом «Тыл — фронту». Скульптура находится в собственности завода, который и должен обеспечивать уход за постаментом, установленным в 1975 году.

Памятник рабочим и служащим судоремонтного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

За 40 лет памятник ни разу не ремонтировали. Зеленая краска облупилась со всех сторон. Вечный огонь, обрамление для которого выполнено в форме пятиконечной звезды, давно не горит. Рядом валяются фантики, окурки и даже обглоданная кость.

Вечный огонь, выполненный в форме пятиконечной звезды, не горит. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Перед праздником памятник обещают привести в надлежащий вид: устранят дефекты, подкрасят. В День Победы сюда, по традиции, придут жители города. К мемориалу возложат цветы. С импровизированной сцены снова будут звучать пламенные патриотические речи, рядом с монументом развернется полевая кухня. Вечный огонь обещают зажечь. Для этого специально привезут баллон с газом. Но после праздника символ вечной памяти снова потушат — до следующего года.

Трагедия Милы

Еще печальнее судьба памятника девочке Миле, который был установлен на Солдатском поле в Волгограде в 1975 году. В январе скульптуру девочки с цветком разрушили вандалы. Как установило следствие, местный житель столкнул памятник с постамента, чтобы снять с него поверхностный слой металла и сдать его в пункт приема.

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Скульптура Милы появилась на Солдатском поле не случайно. В Городищенском районе шли ожесточенные сражения. Небольшой отряд советских воинов занял здесь оборону, имея приказ любой ценой остановить вражеское наступление.

Мемориал Солдатское поле. Фото: пресс-служба правительства Волгоградской области

Отсюда перед боем майор советской армии Дмитрий Петраков написал своей дочери Миле письмо, строки которого выбиты на гранитном треугольнике: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв — василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком...»

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Сегодня на Солдатском поле вместо васильков растет бурьян, асфальтовое покрытие раскрошилось и потрескалось, проржавели символические лемехи плугов, которыми было перепахано поле. А братская могила, в которой захоронена урна с прахом погибших солдат, заросла густой травой.

Памятник девочке Миле на днях восстановили. А вот когда будет налажена работа по уходу за Солдатским полем, пока неизвестно.

«Лог смерти» утопает в мусоре

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Братская могила, в которой покоятся бойцы 95-й стрелковой дивизии вместе со своим командиром, находится прямо на берегу Волги. Здесь шли ожесточенные бои, когда река в буквальном смысле горела, а ее воды приобрели кроваво-красный цвет. Сегодня отыскать этот обелиск непросто. Указателей нет, да и не все жители Краснооктябрьского района знают о существовании памятника.

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Именно здесь, в овраге Глубокая балка, проходил передний край обороны дивизии. Балка простреливалась немцами до самой Волги, потери были огромны, за что местность и получила свое название — «Лог смерти».

Сегодня памятник окружен мусором. Битые кирпичи, осколки, бутылки, пакеты. Судя по огромным мусорным мешками, жители привозят и сваливают мусор сюда специально, не желая утруждать себя вывозом отходов.

Челябинск: памятник среди киосков

В советское время школьники назубок знали имена 23 автомобилистов Челябинска, ставших Героями Советского Союза и полными кавалерами ордена Славы. В Челябинске воинам-автомобилистам установили два памятника. Один из них находится на территории ликвидированного военного училища, он скрыт от людских глаз высоким забором и строгим КПП. Училище закрыто, монумент «ликвидирован» вместе с ним.

Второй памятник воинам-автомобилистам всегда был чтим и уважаем. Сюда, во двор улицы Бажова, водили экскурсии и возлагали цветы. Сегодня монумент забыт, брошен, рассыпается от старости. Место давно облюбовали владельцы торговых точек.

Памятник воинам-автомобилистам в Челябинске. Фото: АиФ / Надежда Уварова

«Я еще маленькая была. В 80-е годы бегала сюда с подружками в прятки играть, — рассказывает жительница соседнего дома Елена Кулумбеева. — В девяностых памятник чудесным образом пропал. Пригляделись — а его как бы забором отгородили. Чтоб дойти, надо было постараться. И все забыли, как так?»

За забором вырос торговый центр. Памятник на его фоне и вовсе потерялся. Чтобы дойти до монумента, нужно брести триста метров от дороги по непролазной в любое время года грязи. Ситуацию ухудшает и строительный мусор: рядом расположился вагончик с рабочими, которые то и дело подвозят прямо сюда, к подножию монумента, стройматериалы.

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Возле памятника - не венки и букеты живых цветов, а старый сломанный стул и такой же допотопный стол. Сюда строители ходят на перекур.

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Похоже, кроме них, памятником давно никто не интересуется. Красная звезда на стеле давно выгорела и почти слилась с серым бетоном. Отделка памятника крошится и отпадает кусками. От белого мраморного заборчика остались лишь покосившиеся куски квадратных плиток. Вокруг монумента торчат ржавые железные прутья. Когда-то здесь была надпись: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Зато неподалеку идет строительство многоквартирных, разноцветных, ярких домов. К торговому комплексу тянется поток покупателей, которые и не знают, что с обратной стороны, на пустыре, всего в нескольких метрах покоится памятник .

Фото: АиФ / Надежда Уварова

Санкт-Петербург: памятник за ангаром

Зимой прошлого года в Петербурге одна из участников общественного движения «Живой город» обнаружила за ангарами гипермаркета «Лента» заброшенный памятник героям Великой Отечественной войны. Чугунная фигура солдата, заваленная снегом, стояла в промышленной зоне, на территории бывшего завода подъемного транспортного оборудования им. Кирова. Рядом с синим забором, ограждающим промзону, стоит стела, на которой выгравированы более пятисот имен погибших сотрудников завода. На стеле написано «1941 — 1945. Никто не забыт и ничто не забыто. Вечная слава героям. Вместе с Отчизной вы все одержали Победу. Вас сохранили мы в наших сердцах».

Заброшенный памятник ветеранам ВОВ нашли за ангарами гипермаркета. Фото: Движение «Живой город»

Вопреки надписи, память о героях, отдавших жизнь за Великую Победу, не сохранили. Эти фотографии были сделаны почти полтора года назад — зимой 2013-го. За это время синий забор сменили на бетонный, с колючей проволокой. Теперь к монументу вообще не пройти. На вопрос корреспондента АиФ.ru один из рабочих промзоны, проходивший мимо, ответил: «Не знаю я никакого памятника. Уходите, здесь нельзя фотографировать». Скорее всего, памятник героям Войны уже демонтирован.

Теперь к памятнику и вовсе не пройти. Фото: АиФ / Яна Хватова

13:11 — REGNUM 75 лет назад, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Победа в ней стала величайшим испытанием и величайшей гордостью для России. Память погибших воинов, тружеников тыла и мирных жителей увековечена в многочисленных мемориалах на территории страны. Каждый из этих мемориалов можно посетить, возложить цветы и вспомнить павших в Великой Отечественной войне.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

1. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», Мамаев курган, Волгоград. Самый известный мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, величественный и символичный. Его строили 8,5 лет: с 1959 по 1967. Главный архитектор — Евгений Вучетич.

От подножия к вершине кургана ведут 200 ступеней. Это число выбрано неслучайно: именно столько дней длилась Сталинградская битва, положившая конец наступлению фашистских войск.

2. Музей-заповедник «Прохоровское поле», Белгородская область, п. Прохоровка. Окрестности железнодорожной станции Прохоровки 12 июля 1943 стали местом самого крупного в истории танкового боя.

Галина Ванина

В бою сражались более 1500 танков Красной Армии и фашистских захватчиков. Этот бой переломил ход Курской битвы и войны в целом.

3. Могила Неизвестного солдата, Москва. Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у Кремлевской стены праха неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Останки были перенесены из братской могилы на 41 км Ленинградского шоссе. Вечный огонь славы привезен в 1967 году с Марсова поля. У Могилы неизвестного солдата огонь зажег генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, получив факел из рук легендарного летчика Алексея Маресьева.

Орловская область. В начале Великой Отечественной войны в регионе расположился опорный пункт группировки фашистских войск. В 1942 году была проведена Болховская операция, с самым кровопролитным боем в районе Кривцово-Чагодаево-Городище.

После наступления советские войска смогли продвинуться на 20 км, однако потом остановились. Это не позволило противнику перекинуть силы на Сталинградскую битву. В ходе Болховской операции погибло более 21 тысячи солдат и офицеров, еще более 47 тысяч получили ранения.

5. Мурманский «Алеша» — памятник «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.» Был заложен в 1969 году на сопке Зеленый Мыс, где располагались зенитные батареи, оборонявшие город от воздушных налетов.

Тара-Амингу

Мурманская область — единственный регион, где враг не прошел более чем на 30 км от государственной границы. И самые ожесточенные бои шли на правом берегу реки Западная Лица, позже переименованном в Долину Славы. Взгляд «Алеши» устремлен именно туда.

6. Тыл — фронту , Магнитогорск. Это первая часть триптиха монументов, среди которых «Родина-мать зовет» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.

7. Памятник Матросу и Солдату , г. Севастополь. 40-метровый памятник с непростой судьбой. Решение о строительстве мемориального комплекса на мысе Хрустальный было принято еще в 70-х годах прошлого века, однако возведение началось лишь спустя десятилетия.

Сергей Секачёв

Строительство шло медленно, потом было законсервировано, так как проект признали неудачным, а в конце 80-х всерьез обсуждалась возможность демонтировать монумент. Впоследствии победили сторонники памятника, и на реставрацию были выделены деньги, но завершить изначально утверждённый проект так и не удалось. Сейчас памятник Солдату и Матросу — обязательное место посещения туристических групп, хотя среди местных жителей есть немало его критиков.

Г.Москва. Впервые на месте холма между реками Сетунь и Филька еще в 1942 году было предложено установить памятник народному подвигу 1812 года. Однако в тяжелых условиях Великой отечественной реализовать проект не удалось.

Aleksander Kaasik

Парк Победы на Поклонной горе

Впоследствии на Поклонной горе была установлена табличка с обещанием, что на этом месте появится памятник Победы. Вокруг был разбит парк, который также получил аналогичное имя. Строительство мемориала началось в 1984 году, а завершилось лишь 11 лет спустя: комплекс был торжественно открыт 9 мая 1995 года, в 50-ю годовщину войны.

9. Пискаревское мемориальное кладбище , г. Санкт-Петербург. Это самое большое захоронение жертв Второй мировой войны, в 186 братских могилах похоронены около 420 тыс. жителей блокадного Ленинграда, умерших от голода, холода и болезней, 70 тыс. воинов, героически сражавшихся за северную столицу.

George Arutunian

Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года. Доминанта ансамбля — памятник «Мать-Родина» с гранитной стелой, на которой выбита эпитафия Ольги Берггольц с знаменитой строкой «Никто не забыт и ничто не забыто». Поэтесса написала это стихотворение специально к открытию Пискаревского мемориала.

Г. Саратов. Юрия Менякина, создателя мемориального комплекса в память погибших в войну саратовцев, вдохновила песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова.

Поэтому основной темой памятника стали светлая память и светлая печаль. Клин из 12 серебристых журавлей, летящих на запад, символизирует души погибших солдат.

Обзор выдающихся мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, предоставлен Федеральным агентством по туризму.

Связь людей с их прошлым, с их историей – это память. Один из лучших способов увековечить память о выдающемся человеке или важном историческом событии – . Для абсолютного большинства россиян одним из таких событий является Великая Отечественная война. Сейчас памятники ВОВ есть практически в каждом городе, особенно в европейской части России.

Несмотря на обилие мемориалов и небольших памятных объектов, по-прежнему устанавливаются новые, ведь после той войны осталось немало «темных пятен», много героических историй, которые достойны быть увековеченными. Если вас интересуют памятники ВОВ, изготовление таких сооружений можно заказать в нашей компании. Мы гарантируем профессиональный подход, внимание к каждой мелочи, выгодные расценки.

Как работает компания «Свежий взгляд»

Данные мемориальные сооружения – это отдельная категория, не просто или архитектурная композиция. Это возможность показать уважение нынешних поколений к героическому прошлому своего народа, своей страны, своих предков. Заказав , посвященный погибшим ВОВ, можно на столетия увековечить память о важной исторической эпохе и ее героях.

Изготовление и установка новых мемориальных сооружений – распространенная сейчас практика. Заказывают памятники победы ВОВ не только государственные организации, но и родственники погибших, родные ветеранов, просто неравнодушные люди. Устанавливают памятники на местах боевых действий, на братских могилах. Компания «Свежий взгляд» — это специалисты высокого класса, которые подойдут к исполнению заказа со всей ответственностью. Некоторые принципы нашей работы:

  • Дизайнеры , в которых стремятся максимально точно и ярко передать особенности характера героев ВОВ, дух событий того времени. Все художественные образы переплетаются для создания определенных акцентов, необходимых заказчику.
  • Большой практический опыт позволяет нам успешно выполнять заказы любой сложности, создавая уникальные архитектурные и скульптурные композиции. В штате компании – настоящие профессионалы по обработке камня, специалисты-историки, эксперты по символике.
  • Внимание ко всем деталям – тщательный подбор материалов, определение цветового оформления и габаритов сооружения, тип и местоположение надписей. Речь идет о комплексной работе, которая ведется в строгом соответствии с пожеланиями заказчика.

Мы создаем мемориальные комплексы Великой Отечественной войны в постоянном взаимодействии с клиентом. Он может контролировать процесс изготовления, вносить корректировки на этапе проектирования. Все предлагаемые дизайнерами решения вносятся в проект только после согласования с заказчиком. Можно выбрать один из типовых вариантов, который нужно только адаптировать к определенным людям и событиям.

Услуги по реставрации памятников ВОВ

К сожалению, со временем мемориальные сооружения начинают разрушаться, особенно если отсутствует надлежащий регулярный уход. Но это все равно объекты памяти, и вернуть им исходный вид можно – для этого достаточно провести реставрационные работы. Нашими специалистами может быть проведена реставрация любых памятников ВОВ, любой конструкции и из любых материалов. Мы вернем памятному сооружению его красоту!

Для оформления заказа обращайтесь в компанию «Свежий взгляд»!

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org

Они хранят память о маленьких людях войны. И даже о маленьких Божьих созданиях - верблюдах, осликах и голубях, которые помогали воевать. Это памятники мужеству и разрушенному миру. И надежде, конечно.

«Все вернемся к тебе»

У Прасковьи Еремеевны Володичкиной ушли на фронт одним призывом девять сыновей. Шестеро погибли на войне, трое скончались от ран, едва вернувшись домой. А следом ушла и сама Прасковья Еремеевна - не выдержала горя, доставшегося ей. А с младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но их часть сразу повезли на фронт. Он, когда проезжал Волгу, выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька».

Не о похожей ли невозможной истории снят фильм «Спасти рядового Райана»? Такие жестокие совпадения, в которые люди стараются не верить («В одну воронку второй раз бомба не падает!») обнажают жестокость времени и судьбы. Это то, что - слишком. Но в России подобных семей было несколько, просто мы не обо всех знаем. Здесь же, в Алексеевке, пригороде Самары, определенным образом сложились обстоятельства. В 1980-е годы школьная учительница Нина Косарева, работающая в той же школе, в которой когда-то учились братья Володичкины, создала в одной из комнат их бывшего дома самодеятельный мемориальный музей. А инициатива строительства памятника принадлежит рабочей группе областной Книги Памяти.

И вот на улице бывшей Красноармейской, а сейчас Братьев Володичкиных появился памятник - Прасковье Еремеевне, Александру, Андрею, Пётру, Ивану, Василию, Михаилу, Константину, Фёдору и Николаю.

Памятник плачущему коню

Его называют «памятник плачущему коню». Осиротевший измученный бронзовый конь склонил голову — оплакивая своего наездника, хозяина, друга. В наши дни мы, к счастью, редко видим плачущих коней. В Великую Отечественную их было много. К сожалению, кавалеристы были практически обречены на верную гибель. В гражданскую войну, которая закончилась (относительно начала Великой Отечественной) сравнительно недавно - всего каких-то двадцать лет назад, именно кавалерия составляла основу армии. Но между 20-ми и 40-ми годами прошлого века прогресс, в том числе и военный, развивался стремительными темпами - значительно быстрее, чем армейское администрирование. И в результате на фронт ушло множество всадников, которые были беспомощны перед вражескими танками и самолетами. Осетины же всегда были прекрасными наездниками. Не удивительно, что именно среди них оказалось множество погибших солдат-кавалеристов.

Почтальон

Треугольники фронтовых писем. Один из символов Великой Отечественной. Их читали всей семьей, а в деревнях — и подчас и всей улицей, их хранили в шкатулках, реки слез были над ними пролиты - слез веры, надежды, любви. Символ скорее тыловой, чем фронтовой. Тем не менее, ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 33-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии, увековеченный на этом памятнике, погиб в 1944 году как раз на фронте. Он доставлял почту на передовую и попал под вражеский артиллерийский обстрел. Последнее письмо, которое отправил домой сам Иван Леонтьев датировано январем 1944-го. Почтальон Леонтьев не был особенным героем — и был им, конечно. Но символом профессии он стал потому, что его воинская судьба была типичной. Он был награжден медалью — как многие его коллеги-армейские почтальоны; он много раз под обстрелом приносил солдатам в окопы письма от родных; его ждали, вместе с его сумкой, полной писем - а вес сумки фронтового почтальона в среднем был равен весу пулемета. Так говорили на церемонии открытия сотрудники, ветераны, руководители отделений Почты России — все, кто участвовал в обдумывании и обсуждении памятника. Памятник создан при участии Почты России.

Мишка и Машка

Тяготы военного времени - это когда в качестве тягловой силы используют степных астраханских верблюдов. А ведь было и такое. В частности, верблюды Мишка и Машка участвовали в легендарной Сталинградской битве и дошли от Нижнего Поволжья до Берлина. Теперь они отлиты в бронзе, в привычном для них окружении - рядом с боевым орудием и солдатом с автоматом на коленях, который присел отдохнуть. И один из верблюдов, не долго думая, последовал его примеру. Устал.

Бронзовая страница журнала мод

Широкая бронзовая стела, а на ней - как будто бы на обычной одежной вешалке, на крючках, висит женская одежда. Всего 17 комплектов, словно на бронзовой странице из журнала мод. Одно лишь есть отличие, и оно весьма существенное - это не модные туалеты, а форменная одежда женщин, участниц Второй мировой войны. Это рабочая спецовка, шоферский комбинезон, защитная одежда сварщика, медицинская форма… Каски, френчи, галифе. Этот памятник называется очень просто - Женщины во Второй Мировой.

Война изменила жизни семи миллионов британских домохозяек. Они заменили мужчин - и стали пожарными, бойцами противовоздушной обороны, работницами «женской земельной армии» и оборонных заводов, шоферами и механиками. А в надписи на памятнике использовался шрифт с продуктовых карточек военной эпохи.

Создать этот памятник в 1997 году предложил майор в отставке Дэвид Макнелли Робертсон. Идею поддержала спикер Палаты общин баронесса Бетти Бутройд, которая стала покровительницей проекта и собирала для него деньги на телешоу «Кто хочет стать миллионером?». Около 1 миллиона фунтов дала королева Елизавета II, которая сама во время войны работала водителем. Остальные средства обеспечили различные благотворительные фонды.

Набережная бронзовых ботинок

Цветы ставят не только в хрустальные вазы, но и в бронзовые ботинки, намертво привинченные к набережной Дуная. Всего 60 пар - мужских, детских и женских, новых, элегантных, растоптанных, старомодных. В 1944 — 1945 годы здесь тоже стояло множество пар обуви, только не бронзовых, а настоящих - и разношенных, и сшитых по последней моде сороковых. Сделанных для того, чтобы долго служить своим владельцам, чтобы делать их красивыми и элегантными, чтобы им было удобно ходить. Но судьба у этой обуви - и у всего мира - сложилась по-другому. Перед расстрелом согнанных к берегу Дуная людей заставляли разуться - что б обувь не пропала. Она не пропала - пропали люди.

Все ослики попадают в рай

Воевали и погибали - не только люди. Этот памятник посвящен животным, участникам Второй Мировой. Не удивительно, что он появился в Англии - стране, где существует медаль Марии Дикин, высшая воинская награда для животных. Он изображает почтовых голубей, собаку, верблюдов, лошадей, мула, слона, волка, корову и кота. А медаль - впервые ее вручили в 1942 году - была вручена 60 животным: как раз собакам, голубям, осликам, и слону, и одному коту.

Кота, удостоенного высшей награды, звали Саймон (около 1947 — 28 ноября 1948). Он был корабельным котом с военного шлюпа «Аметист» Королевского флота Великобритании. Был награжден «за поднятие морального духа» моряков во время инцидента на реке Янзцы и за сохранение корабельных припасов от крыс. Во время боевого столкновения кот был ранен.

Надпись «У них не было выбора» лаконична и более чем красноречива. Памятник возведен на частные пожертвования.

Тёркин - кто же он такой?

Самый известный вымышленный фронтовик - Василий Теркин, придуман и воспет Александром Твардовским. Оба они - и автор, и его герой - сидят на биваке в центре Смоленска - родины Твардовского - и о чем-то весело балагурят. Таким образом Василий Теркин как бы воплотился, из придуманного сделался реальным - символом меткого слова, утешения, стойкости, смирения и бодрости духа - всего, что так надо на войне.

Голуби

Жил в Ростове Витя Черевичкин,

В школе он отлично успевал.

И в свободный час всегда обычно

Голубей любимых выпускал.

Эту песню пела вся послевоенная страна. Во время оккупации Ростова-на-Дону немцы строжайше запретили мирным жителям разводить голубей, приравняв их к радиопередатчикам - они опасались использования голубиной почты. Подвиг подростка Вити Черевичкина заключался в том, что он, будучи заядлым голубятником, рисовал схемы расположения немецких частей в городе, и с голубями их переправлял брату в Батайск. За это его расстреляли. По другой же версии он просто защищал от оккупантов собственную голубятню. И это отнюдь не умаляет его заслуги - нужно обладать огромным мужеством, чтобы защищать от врага свою голубятню.

Самый верный - друг

И все же самый верный друг человека - собака. Везде - и в тепле, и в беде, и в горести, и в радости. В том числе и на фронте. Тут добавить нечего.

Кукла и чайник

Трое детей тепло и очень неуютно одетые. Девочка держит старую, некрасивую, любимую куклу. Мальчик держит большой чайник. Он старший в этой группе, ему нужно заботиться об остальных. Это - дети блокадного Ленинграда. А сам памятник стоит в Омске. Почему? Об этом сообщает подпись на постаменте: «Из блокадного Ленинграда в Омскую область было эвакуировано более 17 тысяч детей». Вот таких их и привозили - измученных, выдернутых из своей семьи (если семья еще была цела, жива), спасенных. Вывозили по легендарной Дороге жизни и с риском для этой самой, только-только еще начавшейся жизни.

Лидице

И снова - дети, дети, дети. Всего - восемьдесят два ребенка; их фигуры отлиты из бронзы в натуральную величину. Именно столько детей - 40 мальчиков и 42 девочки были убиты фашистами в 1942 году в чешском шахтерском поселке Лидице. Сам же поселок был полностью уничтожен. Это очень лаконичный, очень простой, сильный памятник.