Особенности онтогенетического развития психики изучает. Этапы психологического исследования. Практическое применение возрастной психологии

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» . В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию .

Онтогенез (от греч. on, ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в центре изучения и исследования находится человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens ); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека» , оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек» – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель» , т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек» , т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек» – это такой человек, который осуществляет выбор;

5) человек как выразитель смыслов и ценностей .

В педагогике исходят из образа «ощущающего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями.

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология А. Адлер , неопсихоанализ Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии , которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь он понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций че-ловекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов – среды и наследственности . В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не фактор, непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение в мире людей, приобщение его к культуре.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция 2. Методы психологии Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

Лекция № 1. Общая характеристика психологии как науки Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эббингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Психология как наука 1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.Некоторые вопросы социальной психологии

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

ЛЕКЦИЯ № 19. Медицинская психология. Способы диагностики и лечения в психологии Медицинская психология – самостоятельный раздел медицинских знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей на всех этапах формирования болезни и в разных

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками 1. Социальная психология в правосудии Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 23. Методы и средства исследований в социальной психологии Развитие социально-психологических исследований в нашей стране в значительной мере было стимулировано потребностями практики.Это наложило отпечаток на становление самой научной

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 2 Психология труда 1. Понятие психологии труда Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 4 Практическое применение психологии труда 1. Организационная психология Организационная психология, или психология труда – прикладная наука, где решающее значение имеет практика, работа в «поле». Основными проводниками психологии труда являются психологи,

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 5 Методы и инструменты психологии труда 1. Методы психологии труда Под методом понимается система теоретических и практических действий, моделей исследования определенных проблем и непосредственно сама практическая деятельность психолога. Психология труда

Вопросы психологии развития Если травма обрывает все переходные процессы и, следовательно, разрушает все религиозные переживания, то возникает вопрос, каким образом можно дать этим процессам новое начало. Основной вопрос может быть сформулирован таким образом: «Какой

Любое психологическое исследование предполагает наличие определенных этапов.

Первый этап - подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные сведения, составляют логическую и хронологическую схему исследования, выбирают контингент испытуемых, составляют план математической обработки и описания всего исследования.

Второй этап - собственно эксперимент, проводимый по конкретной методике исследования и состоящий из последовательно включаемых звеньев - экспериментальных серий.

Третий этап - количественная обработка данных исследования, которая предполагает применение различных статистических приемов, позволяющих судить о достоверности получаемых выводов.

Четвертый этап - интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в каждом конкретном случае применять соответствующую психологическую методику.

Литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.

Ломов Б. Ф: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,1984.

Методы психологических исследований // Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.; Просвещение, 1982.

Тест:Психология. Предмет психологии как науки, её задачи и методы.

1. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает …

а) психология.

б) дифференциальная

в) социальная

г) педагогическая

2. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…

а) экспериментом

б) контент-анализом

в) наблюдением

г) методом анализа продуктов деятельности

3. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …

а) достижений

б) интеллекта

в) личности

г) проективные

4. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …

а) контент-анализом

б) методом сравнения

в) методом социальных единиц

г) социометрией

5. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …

д) наблюдения

е) эксперимента

ж) контент-анализа

з) анализа продуктов деятельности

6. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души

б) психологии сознания

в) поведенческой психологии

г) психологии как отражательной деятельности мозга

7. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.

а) медицинская

б) социальная

в) возрастная

8. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…

а) деятельности

б) бессознательного

в) подкрепления

г) интроспекции

9. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …

а) организационным методам

б) эмпирическим методам

в) способам обработки данных

г) интерпретационным методам

10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …

1. наблюдение

2. эксперимент

Тестирование

4. самонаблюдение

11. Психология как самостоятельная наука оформилась в…

а) 40-х гг. XIX в.

б) 80-х гг. XIX в.

в) 90-х гг. XIX в.

г) начале XX в.

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …

а) контент-анализом

б) анализом продуктов деятельности

в) беседой

г) экспериментом

13. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…

а) психофизиологических

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)

в) психологии личности и социальной психологии

г) психогенетических

14. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …

а) когнитивная психология

б) бихевиоризм

в) фрейдизм

г) гуманистическая психология

15. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …

д) управления

е) развития

ж) детерминизма

з) системности

16. Философской основой гуманистической психологии является..

а) позитивизм

б) экзистенциализм

в) прагматизм

г) рационализм

17. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …

д) детерминизма

е) развития

ж) перехода количественных изменений в качественные

з) объективности

18. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …

а) наблюдение

б) эксперимент

в) тестирование

г) самонаблюдение

19. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …

а) созданием специальных научно-исследовательских учреждений

б) развитием метода интроспекции

в) развитием метода наблюдения

г) выходом трактата Аристотеля «О душе»

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.

2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом

3. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
психофизиологических
«глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
психологии личности и социальной психологии
психогенетических

4. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология

5. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
управления
развития
детерминизма
системности

6. Философской основой гуманистической психологии является..
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм

7. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности

8. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

9. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
созданием специальных научно-исследовательских учреждений
развитием метода интроспекции
развитием метода наблюдения
выходом трактата Аристотеля «О душе»

10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение

11. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
экспериментом
контент-анализом
наблюдением
методом анализа продуктов деятельности

13. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
достижений
интеллекта
личности
проективные

14. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
контент-анализом
методом сравнения
методом социальных единиц
социометрией

15. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
наблюдения
эксперимента
контент-анализа
анализа продуктов деятельности

16. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
психологии души
психологии сознания
поведенческой психологии
психологии как отражательной деятельности мозга

17. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая

18. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…
деятельности
бессознательного
подкрепления
интроспекции

19. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
организационным методам
эмпирическим методам
способам обработки данных
интерпретационным методам

Введение


Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук


Психология - наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.


Рисунок 1 - Предмет изучения психологии


В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия - в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика - вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология - поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология - привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.


2. Основные отрасли психологии


Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

психические процессы;

психические свойства;

психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.


Заключение


Таким образом, психология - научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи - наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом - психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные - вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.


Список используемой литературы

психология сознание наука

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2010. - 352 с.

2.Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. - М: Аллел, 2011. - 64 с.

Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. - М.: КДУ, 2008. - 192 с.

Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.

Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Добрый день, дорогие эксперты!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, какие существуют особенности онтогенетического развития психики?

В начале хочется отметить, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора данной темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, ПСИХИКА.

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
  4. ПСИХИКА – это такая совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и пр.)

Стоит отметить, что в развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития , тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости.

Также, человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем. Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:

  1. биологического созревания организма;
  2. взаимодействия со средой.

Стоит дополнить, что неравномерность психического развития приводит к возникновению кризисов развития. В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста. Надеюсь, что данный урок прошел для Вас познавательно, информативно, а главное интересно. Полагаю, что вы смогли подчеркнуть для себя что-то полезное. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать наглядно.
Удачи и успехов в творческой деятельности!