Методика изо в специальной школе 8 типа. Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида. Урок рисования с натуры

Уроки изобразительного искусства.

Шинкель сказал: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…».

Эти слова хочется сделать эпиграфом к каждому уроку ИЗО. Познать красоту мира – вот цель уроков изобразительного искусства.

Организация уроков изобразительного искусства в коррекционной школе имеет свои специфические особенности. Наблюдая за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уроки изобразительного искусства способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не каждый ребенок станет художником. И этого не изменят ни самые лучшие психологические рекомендации, ни педагогические методики, ни опыт педагога. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. Тут нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Поэтому преподаватель изобразительного искусства должен вести себя так, будто все дети – потенциальные художники. На практике это, в частности, означает, что он будет относиться к каждому ребенку как к творческой личности, не предрешая заранее, как далеко тот сможет пойти в своем развитии. И будет уделять постоянное внимание специфически художественным заданиям.

Предварительная подготовка – основной залог успешного урока. Учащиеся должны иметь все необходимое для урока (ластик, стаканчик для воды, набор кисточек различного размера, точилка, подточенный простой карандаш, лист бумаги с зернистой поверхностью). Подбираются картины, картинки художников, иллюстрации, музыка, соответствующая содержанию урока. Мы с учениками пробовали музыку нарисовать. Пробовали представить, что именно «изобразил» композитор. А образы возникающие при прослушивании этой музыки – нарисуйте.

Начиная с первого класса необходимо приучать детей к тому, что от частого исправление портится рисунок; он приобретает небрежный вид. К уроку надо готовиться добросовестно, ответственно, с любовью. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Учитель готовится к каждому уроку не менее тщательно: планируя, обдумывая каждый этап урока. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

Урок должен быть воспитывающим и развивающим, коррекционно-развивающим.

Учитываю развитие детей, на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся, а весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка.

На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

Необходимо применение здоровьесберегающих технологий, т.е. соблюдаться охранительный режим (проведение минуток для разминки, переключения на другой вид деятельности).

Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

оказывать всестороннюю педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социальной адаптации.

Учитель ставит цели урока: развивающую, воспитывающую, образовательную, но в коррекционной школе очень важно правильно и четко определить коррекционно-развивающие задачи.

*корригировать все виды внимания, переключение внимания, увеличение объема внимания.

*коррекция и развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса, работа над правильным произношением

*коррекция и развитие зрительных, тактильных и слуховых восприятий

*коррекция и развитие мелкой моторики рук: умелости, ритмичности, плавности движений, соразмерности движений

*коррекция и развитие мыслительной деятельности, фантазии,творчества

*коррекция и развитие личностных качеств учащихся (самоконтроль, усидчивость, выдержка, умение выражать свои мысли, чувство красоты)

Существует определенная программа по изобразительному искусству, огромное количество методик по ее выполнению, но практика доказывает, что невозможно следовать слепо рекомендациям и программе. Каждый класс, каждый ребенок по-своему индивидуален. Урок рисования – это сотворчество педагога и ученика. Очень важны: характер речи учителя: ясность, точность, эмоциональная выразительность, умеренность, его влияние на эмоционально - волевую деятельность и поведение учащихся. Необходима словарная работа: это и расширение словарного запаса и работа с необходимыми терминами. Немаловажную роль играет и предлагаемая наглядность, образцы. Эстетичность, яркость, четкость изображения обязательны. Я часто использую музыку на различных этапах работы, но на каждом уроке музыкальное сопровождение лучше не применять (теряется эффект воздействия).

Во время проведения урока в коррекционной школе должны соблюдаться следующие условия:

*повторение тем проходит в следующих классах с усложнениями, дополнениями;

*необходим замедленный темп объяснения темы, приемов рисования, упрощение структуры материала и формируемых умений и навыков; дифференцированные задания;

*по возможности больше задействовать эмоциональные чувства;

*делать опору на наиболее развитые положительные качества ученика и преодоление на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы;

*при рисовании сложных рисунков проводить расчленение его на отдельные элементы;

*в работе использовать как можно больше разнообразных приемов и методов с целью развития познавательных процессов;

*при использовании наглядного материала, натуры уделять особое внимание качеству красоте, яркости;

*в предварительной беседе, рассматривании, обсуждении предстоящей работы побуждать детей к речевой активности, обогащению словарного запаса;

*осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход

Наиболее приемлемыми методами обучения в школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к предмету в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе. С этой целью я устраиваю «выставку» в классах, персональные выставки в школе, мы принимаем участие во всех выставках рисунков на определенную тему (на тематических неделях, к определенным датам).

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь оказывают презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к выполнению рисунка.

Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа или работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать рисунки-декорации, которые использовались для кукольных спектаклей (которые проводились во внеурочное время).Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления . Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.

Метод «любования» я использовала на уроках – беседа об изобразительном искусстве различного направления. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение.

По возможности я использую приемы активного обучения. Это: игра, придумывание интересного сюжета, фантазирование, спор и т.п.

При отборе форм проведения отдельных частей урока я выделяла в них вступительную часть, промежуточную или заключительную. Учитывала, что участвовать будет весь класс. Однако, нужно помнить, что олигофрены легко возбуждаются, быстро отвлекаются, забывая о главном. Правила игры или беседы должны излагаться кратко, доступно. результат игры должен быть хорошо понятен учащимся.

Использование интересных форм игры дает возможность не только заинтересовать детей, увлечь рисованием, но и развивать учеников, активизировать, углублять и закреплять знания. Игровые моменты я использую на различных этапах урока: во вступительной беседе, чтобы указать на наличие общих ошибок, при подведении итогов. В первом классе игровые моменты применяются особенно широко.

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение – это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков, приемов рисования,

Чего я жду от уроков рисования?

Чтобы каждый урок приносил много нового, интересного, радостного. Познается мир, накапливаются впечатления, ученики увидят красоту окружающего мира, обогащается воображение.

Становится разнообразнее речь, обогащается словарный запас, активнее мышление, рисунки интереснее и радостнее.

Отрабатывается точность движения руки, развивается мелкая моторика рук.

Ученик учится планировать последовательность выполнения работы, подбор техники выполнения, сочетания цветов, тональность, яркость.

Научится тому, как один предмет принимает множество положений, как смешивать краски.

Научатся при рисовании использовать различную технику и разнообразный материал: карандаши, мелки, гуашь, акварель, масляные краски, фломастером, ручкой.

Очень важно все новое, необычное, интересное в рисунках отмечать, принимать фантазию и выдумку ребенка. Детские рисунки обязательно вывешивайте на доску, ни в коем случае нельзя критиковать работу ребенка. Юный художник сможет гордиться тем, что его труд, его творчество приносит радость не только ему, а и другим людям тоже. Повышается его самооценка. А если работа не получилась? Необходимо отметить, что «именно вот этот момент в рисунке хорошо получился и при старании все получится хорошо».

Я стараюсь помочь каждому ребенку почувствовать весь спектр возможностей рисования, красоту окружающего мира, видеть красоту в обычных предметах. Рисование без кистей и карандашей – это не только развлечение, но и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики у ребенка. Соответственно подобные занятия рисование будут способствовать развитию речи у детей до года и памяти. Помимо этого малыш будет тренироваться лучше управлять своим телом, быстрее научится сидеть и ходить.

Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. Дети любят рисовать всё, что их окружает. И даже, если вам не нравится выполненная работа, изображаемый предмет, или тема не соответствует заданной теме – не спешите делать отрицательную оценку его работе. В чем причина неудачи? Нет опыта, работа не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке следует также учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик делает изменения, дополнения к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию. Всегда следует отметить положительные стороны работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.

Оценке складывается из: возрастных особенностей ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. Правильного понимание поставленных задач при выполнении учебных работ, р аскрытия темы, и достижение точности. Владение основами изобразительной грамоты, умение последовательного выполнения работы расположения в пространстве, передачи цвета, степень сходства или передача основных признаков (в зависимости от возраста)

Если это не рисование с натуры, то: импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы, оригинальность.

Но есть главное правило в работе с детьми, не навреди. Иногда ученик рисует совсем не то, что задано, не отбейте охоту к изобразительному искусству. Поговорите, что он рисует, о чем думает, помогите ему в работе. Важнее сам ребенок, а не его оценка за предложенную работу.

Конорева Лариса Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБСКОУ школа №13
Приморского района Санкт-Петербурга

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

Гульсум Тажетдинова
«Осенний лес». Конспект урока по ИЗО в коррекционной школе

Цель : Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью .

Задачи :

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период ; закреплять навык раскрашивания акварельными красками и кистью в определенной последовательности, уточнять и обогащать представления обучающихся об окружающей действительности- признаки осени , жизнь растений осенью .

2. Развивать зрительную память, пространственную ориентацию - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева) .

3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование : Картина Левитана И. И. «Золотая осень » ,иллюстрации с осенним пейзажем , образец, схемы, букет из осенних листьев , акварельные краски, кисти, ластики, альбомы.

Словарь : береза, елка, осень , золотая, крона, ствол, ветки, береста.

Ход урока:

I) Организационный момент :

Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите цвет и форму.

II. Введение в тему : 1. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь этот месяц, да?

Какое время года наступило? (Осень ) .

Правильно, осень !

Назовите осенние месяца ?

Как вы догадались? По каким признакам? Молодцы!

2. Дидактическая игра : «Собери картину»

Ребята,что вы видите на картине.

Приглашаю вас в осенний лес .

2. Игра «Осенний лес »

Закройте все глаза и представьте, что мы в лесу.

Что вы видите и слышите в лесу?

(ответы детей, игра на творческое воображение : птицы поют, лес шумит, пробежал заяц, белка прыгает с ветки на ветку).

Молодцы!

-Отгадайте загадку : Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, это…. (сова) .

Беседа по картине : -В лесу живёт мудрая и таинственная сова (показ картины, и она пропустит нас в лес, только если мы назовём ей 3 правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

(показ таблицы : НЕ СОРИ! НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ).

Давайте все вместе прочитаем. (хоровое произношение) .

Что означает слово «НЕ СОРИ» ? (нельзя сорить в лесу, не должны оставлять за собой мусор) .

Что означает слово «НЕ ГУБИ» (в лесу ничего лишнего нет. Не рвите цветы, не ломайте ветки, не розаряйте муравейники и птичьи гнёзда).

Что означает слово «НЕ ШУМИ» (будете шуметь- распугаете птиц,

нельзя в лесу громко слушать музыку).

В лес мы приходим как гости. А как ведут себя в гостях (ответы детей)

III) Основная часть :

Ребята, сегодня у нас урок на тему «Осенний лес » и поговорим с вами о деревьях

1. Загадки о деревьях :

А сейчас послушайте загадки и отгадайте о чём говорится?

1. Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

2. Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоня)

3. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Берёза)

А кто знает стихотворение про берёзу? Про листья?

2. Игра «С какого дерева листок»

3. Упражнение в классификации :

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Что здесь лишние? Почему?

4. Знакомство с картиной И. И. Левитана

1. Я принесла иллюстрацию, давайте рассмотрим (на доске висят картина И. И. Левитана «золотая осень » )

Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан.

Рассмотрим одну из картин «Золотая осень » .

Что вы видите на картине?

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Вдали открываются осенние леса . Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. Слева вы видите деревья.

Какие деревья он нарисовал (берёзовая роща)

Какого цвета небо?

Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа ? (жёлтый,коричневый, зелёный, оранжевый,голубой) .

Какое настроение передаёт художник?

Мы можем сказать, что на картине осень показана ЯРКО и ПРАЗДНИЧНО.

2.- Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать.

(Показываю образец детям)

Мы с вами нарисуем берёзу? Анализ объекта изображения (образца-) :

Что есть у берёзы (ствол, ветки, листья)

Какого цвета листья у березы.

На какую геометрическую фигуру похожа листья берёзы.

Чем покрыта ствол берёзы (показ бересты : раньше когда не было бумаги писали на бересте, плели обувь «лапти» ,корзины).

3. -Берёзу можно нарисовать цветными карандашами, сделать из цветной бумаги (обрывание, из пластилина (показ поделок) .

Сегодня, ребята мы нарисуем берёзу, в технике тампонирования, посмотрите, как она выполняется.

Показ действия учителя :

1. Располагаем лист вертикально, начинаем рисовать ствол березы не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Рисуем восковым карандашом изогнутую линию, оставляя интервалы, чтобы в ствол «вставить» ветви.

2. В тех местах, где мы оставляли интервал, рисуем ветки, ветви у берёзы изогнутые.

3. Продолжаем дополнять ствол дерева веточками.

4. Продолжаем работу восковым карандашом – рисуем темные участки на коре ствола березы.

5 .Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева губкой синего цвета

6. Листья мы будем рисовать с помощью жесткой мочалки для мытья посуды. Смачиваем краску водой, обмакиваем мочалку в краску и с помощью метода тычка рисуем листву : жёлтого, оранжевого цвета.

4. Физкультминутка

Мы листики осенние , на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

5. Самостоятельная работа детей.

(помощь затрудняющимся, индивидуальный подход, поощрение) .

IV. Анализ урока .

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Анализ работ :

Смотрите, какие красивые, прекрасные, как настоящие, получились наши берёзки.

V.Рефлексия.

А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей , поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик.

VI.Итог :

Какая тема была на нашем уроке ?

Какое время года на ваших рисунках?

Как называется техника рисования?

Вы все молодцы! Спасибо.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни Задачи: - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; - уточнить представления о жанровых особенностях басни;.

Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы «Весна - природа пробуждается» Тема урока: Весна – природа пробуждается (4 класс) Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Библиотека изображений:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители И. А. Грошенков под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико - синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В работу включаются двигательные и мускульно - осязательные анализаторы. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память, фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.

Общая характеристика курса изобразительной деятельности во 2-4 классах

В курсе изобразительного искусства во 2 классе можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Во 2 классе дети учатся проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), рисовать от руки основные геометрические фигуры; составлять узоры; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи; использовать в узорах различные цвета.

Программа позволяет формировать у учащихся умение правильно размещать изображения на листе бумаги; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета.

Рисование на темы формирует у детей умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умение объединять эти предметы в одном рисунке.

Беседы об изобразительном искусстве позволяют развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц; знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из детских книг. Так же в процессе обучения рассматриваются изделия народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукции художественных произведений. Для этого выделяется 10-15 минут на уроке два раза в четверть.

В курсе изобразительного искусства 3 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству школьников.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

В 3 классе школьники продолжают знакомиться на уроках декоративного рисования с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий они получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.

Школьники учатся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

В 3 классе учащиеся практически выполняют и стараются передать в рисунках зрительное соотношение величин предметов, усвоить правила загораживания одних предметов другими.

На каждом уроке изобразительного искусства выделяется 10-15 минут на знакомство с изделиями народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Уроки изобразительного искусства имеют большое практическое значение в развитии познавательной деятельности школьников.

В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Место курса в учебном плане

Базисный учебный план на изучение изобразительной деятельности в 1-4 классах отводит 1 час в неделю, всего в 1 классе 33 урока, во 2-4 классах 34 урока.

Академические, жизненные результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:

1 класс

академические:

Организовывать свое рабочее место;

Пользоваться кистью, красками, линейкой, кистью;

Применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (каран-даш, фломастер) материалами для выражения смысла, настроения;

Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

Применять основные средства художественной вы-разительности в рисунке и живописи (с натуры, по па-мяти и представлению) в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

Рисовать кистью без предварительного рисунка моменты народных орнаментов: геометрические и растительные.

жизненные:

Проявление эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

Выражение собственного мнения при оценке произведений искусства;

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Стремление ис-пользовать художественные умения для создания красивых ве-щей или их украшения.

2 класс

академические:

Свободно без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

Использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

Рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

Различать и знать названия цветов;

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

жизненные:

Овладение элементарными логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовидовым признакам;

Формирование умения понимать причины успеха и не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;

Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Овладение умением вести диалог;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

3 класс

академические:

Правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного распо-ложения изображаемого;

Самостоятельно размещать изображение отдельно взято-го предмета посередине листа бумаги;

Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

Правильно распределять величину изображения в зави-симости от размера листа бумаги;

Делить лист на глаз на две и четыре равные части;

Анализировать с помощью учителя строение предмета;

Изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

Рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

В рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по вели-чине;

Различать и называть цвета и их оттенки;

Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художе-ственных картин характерные признаки времен года, пере-даваемые средствами изобразительного искусства;

Анализировать свой рисунок с помощью учителя, отме-чать в работе достоинства и недостатки.

жизненные:

Овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;

Формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

Развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

4 класс

академические:

Правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги;

Передача в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

Использование осевых линий при построении рисунка симметричной формы;

Передача объёмной формы предметов элементарной светотенью, пользуясь обычной штриховкой;

Подбор и передача в рисунке цвета изображаемых предметов;

Использование гуашевых красок при рисовании орнаментов;

Анализ своего рисунка и рисунка товарища;

Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

Рассказывание о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

жизненные:

Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- активно использование языка ИЗО и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно - творческую и предметно - продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способностей оценивать результаты художественно - творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2 класс

Декоративное рисование

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование с натуры

Учить детей правильно размещать изображения на листе бумаги; различать и называть формы квадратных прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование на темы

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предметов, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Беседы об изобразительном искусстве

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.

Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

3 класс

Декоративное раскрашивание.

Учить детей рисовать узоры из геометрических и расти-тельных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повто-рение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнамен-тов в квадрате; правильно располагать элементы оформле-ния по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

Рисование с натуры.

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать пред-меты квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы приме-нять среднюю (осевую) линию; развивать умения опреде-лять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

Рисование на темы.

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изоб-ражения нескольких предметов, объединяя их общим со-держанием; располагать изображения в определенном по-рядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю-дая верх и низ рисунка.

Беседы об изобразительном искусстве. (2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродук-циях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусст-ва; развивать у них умение видеть красоту природы в различ-ные времена года.

4 класс

Рисование с натуры.

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Рисование на темы.

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания:

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».


Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).


Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Тематическое планирование 1 класс

Номер пункта

Количество часов

§ 1. Подготовительные упражнения

Рисование предметов разной формы и окраски.

Рисовать предметы разной формы и окраски.

Рисование предметов разной формы и величины.

Рисование прямых линий в различных направлениях.

Рисовать прямые линии в различных направлениях.

Рисование прямых, вертикальных, горизонтальных линий.

Игровые графические упражнения «плывет кораблик по волнам, дым идет».

Рисовать кривые, замкнутые линии.

Замкнутые круговые линии. Клубок ниток, воздушные шары.

Предметы разной величины. Шары большие и маленькие.

Использовать шаблон при рисовании геометрических фигур.

Рисование предметов круглой, овальной формы.

Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом).

Обводить рисунок по точкам. Оформлять геометрический узор.

Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

Составление и рисование узора в полосе (круг, квадрат).

Рассматривание в иллюстрациях простых предметов и рисование.

Рисование круга по шаблону. Деление круга на четыре части. Построение внутри него квадрата.

Делить рисунок на равные части.

Рисование предметов, состоящих из нескольких частей (флажок, бусы).

Рисование веточки ели.

§ 2. Рисование с натуры.

Рисование с натуры шарфа, шапки.

Уметь срисовывать предметы с натуры.

Оформлять красками поздравительные открытки.

Рисовать рисунки на заданную тему.

Оформлять свою работу эстетически красиво.

Рисование на тему: «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента.

Рисование игрушки - светофора.

Узор для закладки в полосе. Беседа о дымковской игрушке.

Рисование игрушки - кораблика.

Башенка из строительного материала.

Узор в круге.

Тематическое рисование «Я ракету нарисую».

Узор из треугольников.

Рисование праздничного флажка.

Рассматривание иллюстрации «Конек-горбунок». Узор из растительных форм.

Рассматривание иллюстрации сказки «Три медведя».

Рисунок к сказке «Колобок», «Колобок катится по дорожке»

Рисование на тему: «Здравствуй, лето».

Тематическое планирование по изо 2 класс

Номер пункта

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

§1. Рисование с натуры.

Рисование с натуры овощей.

Правильно размещать изображение на листе бумаги; различать называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами по середине, с права, с лева; выявлять характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Рисование с натуры фруктов.

Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор.

Рисование с натуры веточки ели.

Рисование с натуры праздничных флажков.

Рисование с натуры елочных игрушек.

Рисование с натуры рамки для картин.

Рисование с натуры игрушки рыбки.

Рисование с натуры портфеля. Беседа об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры дорожного знака «впереди опасность»

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

Проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдать чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зленный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Самостоятельное составление узора в полосе.

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

Узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

Орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

Рисование узора из снежинок.

Узор в полосе для косынки в треугольной форме.

Рисование узора в круге - расписная тарелка (круг - готовая форма).

Рисование на доске не сложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы.

Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур.

Оформление открытки «Ракета летит».

§3. Рисование на темы.

Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а так же передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

Рисование на тему снеговики.

Рисование на тему детские забавы детей. Беседа по картинам.

Рисование на тему «наша армия родная»

Рисование на тему: рыбки в аквариуме среди водорослей.

Беседа об изобразительном искусстве. Знакомства с полхов-майданскими изделиями.

Тематический рисунок (дом, украшенный к празднику флажками и огоньками).

Беседа по иллюстрациям к народным сказкам художника Ю. Васнецова.

Тематическое планирование по изо для ученицы 3 класса

Номер пункта.

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Рисование осенних листьев.

Рисование узора в полосе из листьев.

Рисование с натуры ветки дерева.

Рисование яблока, груши, морковки.

Рисование флага России.

Рисование доски для резания овощей.

Рисование шахматного узора в квадрате.

Рисование геометрического орнамента в круге.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

Рисование с натуры игрушечного домика.

Узор для гжельской тарелки

Рисование с натуры будильника круглой формы.

Рисование с натуры двухцветного мяча.

Рисование узора в полосе

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему «Зима»

Рисование узора на рукавичке.

Рисование симметричного узора по образцу.

Рисование с натуры постройки домика

Рисование с натуры молотка.

Рисование с натуры детской лопатки.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

Рисование поздравительной открытки.

Рисование игрушки вертолета

Рисование по образцу орнамента из квадратов

Рисование узора из растительных форм в полосе.

Рисование весенней веточки (Верба)

Рисование орнамента из квадратов.

Рисование на тему: «Деревья весной»

Рисование на тему «Праздник победы»

Рисование куста земляники с цветами

Научиться различать названия листьев различных деревьев. Изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Знать признаки осени. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.

Знать символическое значение красного, белого и синего цветов флага. Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций.

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги.

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм». Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии.

Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Совершенствовать навык, проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Знать конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко, крыша, труба).Уметь рисовать предмет сложной формы, части которого повторяют известные учащимся графические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), называя формы этих частей (на что похоже). Распознавать формы простейших плоских фигур

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы росписи). Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета на белом фоне).

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы. Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.) Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

Знать правила построения узора в полосе. Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Знать правила построения узора

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно располагать элементы оформления на рукавичке.

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию. Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции её частей.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Придерживаться заданного темпа работы.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки). Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части) дерева. Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать, что изображено на картине.

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Знать строение изображаемого предмета: части растений. Уметь рисовать с натуры куст земляники с правильной передачей особенностей их формы, цветовой окрашенности. Уметь выделять главное.

Тематическое планирование 4 класс

Количество

Характеристика основных видов деятельности ученика

§ 1. Рисование с натуры.

Изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Изображать объемные предметы цилиндрической, конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету. Называть части (конструкцию) изображаемого предмета. Совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Сравнивать натуру с рисунком.

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

Рисование с натуры ветки рябины.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

Рисование с натуры игрушки - автобуса.

Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа)

Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)

Использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов. Рисовать квадрат и делить его на равные части. Проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоничное сочетание цветов. Определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Составление узора в квадрате из растительных форм.

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

Роспись богородской игрушки.

Роспись посуды в стиле «Золотая хохлома».

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Декоративное рисование панно «Снежинки».

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

§ 3. Рисование на тему.

Воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования. Рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения; всесторонне рассматривать несложные по форме предметы Рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов - выше, близких предметов - крупнее дальних.

Узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства. Отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование на тему «Городской транспорт».

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

Всего

Учебно-методические средства обучения рабочей программы

  1. «Программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Н. Перова, В. В. Эк под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида