Тема урока: Древний мир - рождение первых цивилизаций. Технологическая карта урока истории «Древний мир – рождение первых цивилизаций 11 параграф древний мир рождение первых цивилизаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

Кокорева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: план–конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»
Дата публикации: 14.12.2018
Раздел: начальное образование

Открытый урок

по окружающему миру

в 4-в классе

Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные

события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»

Цели урока:

1.Овладение картиной мира: научить отличать от других эпох эпоху Древнего

мира, учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения,

сохранившиеся со времён древнего мира.

2. Понимание связи между античными и современными Олимпийскими

3. Формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за наших

чемпионов, стремления быть похожим на них.

1. Коммуникативные:

работа с различными видами информации

2. Познавательные:

установление причинно-следственных связей

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы

последующая рефлексия выбранных способов

3. Регулятивные:

прогнозирование темы урока

целеполагание урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Форма урока: бинарный урок.

Учителя: Кокорева Т.И. –учитель начальных классов, Шестакова В. Е. –

учитель истории.

Конспект урока

1.Повторение изученного на предыдущем уроке.

Учитель: - На прошло уроке мы с вами начали изучать тему «Древний мир – рождение

первых цивилизаций».

Давайте вспомним основные понятия.

1) Назовите временной промежуток эпохи Древнего мира. (3 тысячилетие до н. э. – 5 век

новой эры)

2) Что означает термин «цивилизация»? (Более высокая ступень развития общества.)

3) Назовите признаки цивилизации (Возникает государство с правительст-вом, законами,

армией. Люди живут в городах. Появилась письменность.)

2. Объявление темы урока

- Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и

помнят события тех далёких времён. Сегодня мы с вами поговорим о ярких событиях

Древнего мира, которые имеют продолжение и в наше время.

3. Постановка проблемы.

Игры. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским

играм. История

олимпийских

удивительных

привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена,

на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям.

Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)

А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами.

Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент. (плакат с кольцами на магнитной

Кто из вас назовёт значение цвета олимпийских колец?

Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный –

Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.

Как вы думаете, почему соревнования спортсменов называются Олимпийскими

играми? Кто придумал Олимпиады? Где и как проходили первые Олимпийские Игры?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

История Олимпийских игр. – Шестакова В.Е.

Вера Евгеньевна: Ребята, давайте сейчас с вами вернемся в те давние времена, откуда

все началось.

В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия - место, где проходили

первые олимпийские игры.

На священной горе Олимп жили боги древних греков. В честь них и устраивались

Олимпийские игры

В Олимпию, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их

появления?

Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий

бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал

новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в

пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса

поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил

его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в

Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие.»

Что нового мы можем узнать из этого призыва?

В Олимпиаде участвовали все греческие города.

На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и

немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и

пираты не нападали на путников.

Игры были честными

состязаниях

принимать

свободные

женщинам

запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц.

Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это

правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в

Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в

восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были

казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к

тренировкам

неустанно

упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную

Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно

становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во

время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.

А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их

программа.

Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Пять незабываемых дней Олимпиады:

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи

клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как

того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что

для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей

Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Давайте мы с вами рассмотрим фотографии археологических находок. Это вазы древних

греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний

были в древней Греции.

Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

Третий, четвёртый день отводились состязаниям. Одним из главных состязаний

Олимпийских игр было пятиборье.

Пятиборье- соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Пятиборье начинается с бега.

Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины

прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг. ,

длиной ло 20 см. В момент прыжка руки с гантелями выбрасывались в перед.

На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья.

Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость

борцов. Она велась на песке. Перед началом атлеты натирали тело оливковым

маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось,

чтобы противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Все виды соревнований проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый

захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения соревнований)-это

гонки колесниц. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками

лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по

кругу, обогнав соперников.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой

кости. На нём лежали награды.

Наградой

победителей

Победители

подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя

атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Соревнования

заканчивались

возвращались

победители.

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как

хорошо вы все запомнили.

Вера Евгеньевна задаёт детям устно вопросы. Дети поднимают факелы, если утверждение

Задание: «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в некоторых предложениях?

1. Олимпийские игры греки посвящали богу Г Зевсу. (Да)

2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры. (Нет)

3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры. (Нет)

4.Олимпийские игры проводились в течение 4 дней.(Нет)

5.В играх могли участвовать только мужчины.(Да)

6. Олимпийские игры проводились на горе Олимпии. (Да)

7. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой.

8. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император

Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он

приказал

постройки

полностью

разрушили

некогда процветающий город.

Когда же вновь возродились Олимпийские игры

5. Современные Олимпийские игры.

Презентация «Олимпийские символы» с комментированием .

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена -

французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В

1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о

создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I

Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в

виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Олимпиада в Москве . (кратко)

В 1980 году, когда наша страна называлась СССР в Москве были проведены 22 летние

Олимпийские игры

К нам приехали спортсмены из многих стран мира, были разыграны

медали в 21 виде спорта. Символом Олимпиады был мишка.

Б) Олимпиада в Сочи.

В феврале 2014 года в России в г. Сочи проходили 22 Зимние олимпийские Игры.Вся

Россия болела за наших олимпийцев и гордилась ими. Мы начинали утро с жарких

диалогов о предыдущем дне Олимпиады, а после школы бежали домой к экранам

телевизоров, чтобы увидеть и узнать о новых победах наших чемпионов. Это были яркие и

счастливые дни и для детей и для взрослых! Сочинская Олимпиада по подготовке и

организации превосходила все предыдущие Олимпиады. В этом большая заслуга нашего

президента В.В. Путина. Вот как отозвался об этом Денис Мацуев , пианист, народный

артист России: «Впечатления феноменальные. Я был на 6 Олимпиадах, мне есть с чем

сравнивать. Такого не было нигде: ни таких спортивных трасс, ни таких волонтёров, ни

уникальных спортивных объектов, ни отношения к участникам соревнований, ни

атмосферы на стадионах. Все дни мы были вне себя от счастья.»

А вот как отзывается олимпийский чемпион в лыжных гонках Александр Легков: « Когда я

прилетел в Сочи, просто рот открыл от удивления – как возможно построить такие

прекрасные стадионы! Организация была на таком высоком уровне, что правда не

верилось, что это не сон. Я был на других Олимпиадах, они в сравнении с Сочинской –

детский сад

Наши спортсмены выиграли Олимпиаду с абсолютным рекордом: 33

медали, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых.

Обратите внимание на таблицу «26 россиян- олимпийских чемпионов

Сочи -2014».

В) Проекты уч-ся о российских чемпионах Сочи -2014.

На демонстративной доске – выставка проектов учащихся о российских медалистах

Сочинской Олимпиады.

Вы подготовили проекты о российских медалистах этой Олимпиады. О ком из них вы

хотите рассказать? (2-3 уч-ся выходят к доске и рассказывают о своём чемпионе,

показывают фотографии).

Г) Просмотр презентации о российских чемпионах Сочинской

Олимпиады.

6. Итог урока

Как повлияли Олимпийские Игры Древнего мира на современные Олимпийские игры?

- Что общего у античных и у современных Олимпийских игр?

1. Цель Олимпиады: мериться силами в спортивных состязаниях.

2.миролюбивый характер

3. зажжение олимпийского огня,

4. символы,

6.клятва участников игр

7.клятва судей о беспристрастном судействе,

8.временной промежуток между Олимпиадами (4 года).

9.награждение победителей

26 РОССИЯН - ОЛИМПИЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ СОЧИ-2014

Золото

Спортсмен

Вид спорта

Виктор АН

шорт-трек

Алексей ВОЕВОДА

бобслей

Татьяна ВОЛОСОЖАР

фигурное катание

Александр ЗУБКОВ

бобслей

Максим ТРАНЬКОВ

фигурное катание

Вик УАЙЛД

сноуборд

Екатерина БОБРОВА

фигурное катание

Алексей ВОЛКОВ

биатлон

Владимир ГРИГОРЬЕВ

шорт-трек

Семен ЕЛИСТРАТОВ

шорт-трек

Руслан ЗАХАРОВ

шорт-трек

Елена ИЛЬИНЫХ

фигурное катание

Никита КАЦАЛАПОВ

фигурное катание

Федор КЛИМОВ

фигурное катание

Александр ЛЕГКОВ

лыжи

Юлия ЛИПНИЦКАЯ

фигурное катание

Дмитрий МАЛЫШКО

биатлон

Алексей НЕГОДАЙЛО

бобслей

Евгений ПЛЮЩЕНКО

фигурное катание

Дмитрий СОЛОВЬЕВ

фигурное катание

Аделина СОТНИКОВА

фигурное катание

Ксения СТОЛБОВА

фигурное катание

Александр ТРЕТЬЯКОВ

скелетон

Дмитрий ТРУНЕНКОВ

бобслей

Евгений УСТЮГОВ

биатлон

Антон ШИПУЛИН

Урок: Окружающий мир 4 класс

Тема: Древний мир- рождение первых цивилизаций

Цель: Познакомить учащихся с особенностями перехода человеческого общества от древности к истокам цивилизации.

Задачи:

Образовательные:

    научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории – на примере Древнего мира;

    научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

    Познакомить учащихся со значением слова «цивилизация»

Развивающие:

    развитие внимания, логического мышления

    развивать умения делать выводы, анализировать, применять теоретический материал на практике

    развивать навык ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Воспитательные:

    воспитание уважительного отношения к историческому прошлому

    создать у учащихся положительную мотивацию к уроку истории путем вовлечения каждого в активную деятельность

1.Орг момент

2.Актуализация знаний

Постановка проблемы.

Получение «Нового» знания

Физ-ка

Закрепление ичученного

Итог.Рефлексия

Д.з.:

Здравствуйте,ребята!Садитесь!Меня зовут Марина Андреевна и сегодня я проведу у вас урок обществознания.

Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где вы побывали на прошлом уроке?

Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на стр. 46, посмотрите на «Реку времени».

Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Какая это по счёту эпоха?

Ребята, сегодня Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества.

Тема урока: «Древний мир – рождение первых цивилизаций».

Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?(часы, календарь, буквы, цифры)

Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Итак,у нас получилось две версии.

Как вы думаете,ребята, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дак вот сегодня на уроке мы с вами узнаем, Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор.

Скажите, Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

(Нет, например, алфавит нужен для письма, первобытные люди не знали письменности и т.д.)

Чтобы нам узнать,какие из этих предметов появились в эпоху Древнего мира.нам необходимо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного.

Откройте учебник на стр.52.Прочитайте ещё раз тему урока.

Все ли слова вам понятны?

Где будем искать помощь?

Откройте учебник на стр. 53. Внизу есть рисунок «Переход от первобытного общества к цивилизации».

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ, опираясь на план:

    Где жили люди Первобытного общества и цивилизации?

    Кто управлял людьми?

    Как передавались сообщения, знания?

Назовите те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества.

А теперь попробуйте Продолжить мою мысль: «В государстве есть..»

В форме чего изображена сиреневая линия на рисунке-схеме?

Обсудите в паре и попробуйте дать определение «цивилизации», закончив фразу.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ-это....

Давайте проверим наши предположения по учебнику с.53

Так что же такое цивилизация?

А теперь давайте откроим словарь учебника и проверим наши предположения.

(определ.первое)

Итак, в эпоху Древнего мира появляются – города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Рассмотрим карту с.55-54. Её название. Легенду.

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Что находится за пределами этой границы?

Какой мир обширнее – мир первобытных племён или мир древних цивилизаций?

Что отмечено разными цветами на карте?(На карте разными цветами обозначены Древние цивилизации.)

Какие цивилизации расположены в Европе?(Древний Рим, Древняя Греция.)

Назовите цивилизации Древнего Востока?(Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия, Западная и средняя Азия(междуречье))

Где именно располагалась каждая древняя цивилизация?

(Цивилизация Древней Европы разместилась по берегам Средиземного моря.

Цивилизации Древнего Востока – по берегам рек: Нил, Ефрат, Тигр, Инда, Хуанхе, Янцзы)

Ребята,мы узнали, что цивилизация это новая ступень развития человечества.

Но у слова «цивилизация» есть ещё одно определение. Для того,что бы узнать еще одно значение,вам необходимо поработать в паре .

Вам надо будет внимательно рассмотреть иллюстрации, которые размещены вокруг карты и стрелкой соединить цивилизацию с памятником архитектуры, которым она прославилась.

Похожи ли архитектурные сооружения между собой?(нет)

Почему?(Страны ведь различны, значит и культура различна.)

Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций.

Что можете сказать об одежде? (разная)

Сравните письменность

- Какой можно сделать вывод?

Мы сравнили с вами архитектурные памятники, одежду, письменность. И к какому выводу пришли?(у каждой цивилизации была своя особая культура.)

Давайте попробуем дать второе определение слову «цивилизация».

Для этого прочитает про себя 3 абзац на стр.53

Итак.какие предположения?

Цивилизация- это??

Давайте проверим наши предположения в словаре учебника (опред.второе)

Итак,ребята. В начале урока мы с вами попробовали предположить Какие из представленных предметов: календарь, цифры, буквы, часы появились в эпоху Древнего мира.

И чтоб наконец то ответить на этот вопрос.

Рассмотрите таблицу на стр.56.

Как она называется? «Изобретения древнего мира»

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?

(учитель дополняет:

- Древний Египет – Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звёздное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили сутки на 24 часа, час – на 60 мин.,а минуту на – 60 сек. Так была создана система счёта времени, которой мы сейчас пользуемся.

Древняя Индия. Учёные впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2…9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир лёгкими изящными тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция – Эллада. В её приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян – латынь знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др.В наших календарях название месяцев происходят от имён римских богов или императоров(март – бог Марс, июль – Юлий Цезарь)

Акак вы думаете, эпоху Древнего мира идёт ли развитие техники?

Что же появилось в Древнем мире давайте посмотрим на стр.57?

(перечисляют изобретения Древнего мира)

Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?

ДОПОЛНИТНЛЬНО:

Тетрадь с.36(заполнение пропусков) +проверка!

Итак,ребята,скажите, с какой эпохой мы познакомились сегодня на уроке?

Назовите отличительные признаки этой эпохи от предыдущей.

Р.Т.с 36 № 1(п,м) посмотрите на задание. Чем оно необычно?

Урок окончен! До свидания!

в первобытном мире.

В эпоху Древнего мира

Это вторая историческая эпоха

Вторая эпоха

Появляются города, государство, письменность.

Правитель, армия, налоги.

Новая, более высокая ступень развития человечества.

Это границ цивилизованного мира.

Мир первобытных людей.

Мир первобытных племён обширнее.

Подпись учителя:_________________________

Подпись методиста:________________________

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.