Крашенные на уроках: конфликты по поводу внешнего вида. Бантики, стрижки, косички! Требования к школьной прическе Как назвать дебаты о внешнем виде школьника

В последнее время практически во всех школах практикуется введение формы. Однако даже если в школе не практикуется форма, то внешний вид ученика является важным условием образовательного процесса. Таким образом, в школе поддерживается имидж и обеспечивается дисциплина.

Просмотр содержимого документа
«Доклад о внешнем виде учащихся»

Доклад о внешнем виде учащихся СОШ №2

Внешний вид ученика является важным условием образовательного процесса. Таким образом, в школе поддерживается имидж и обеспечивается дисциплина. Для этого существует положение, которое принимается педагогическим советом и утверждается директором школы.

Согласно, данного положения внешний вид ученика должен отличаться сдержанностью, аккуратностью и элегантностью. Одежда быть удобной и комфортной в различные времена года со светлым «верхом» и темным «низом». Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах. В одежде и обуви не должны присутствовать очень яркие цвета, блестящие нити и вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание.

В старших классах девушкам разрешается использовать макияж, но он должен быть натуральных тонов. Яркая губная помада, тени и румяна запрещены.

У мальчиков должна быть аккуратная короткая стрижка, волосы причесаны и убраны с лика. У девочек волосы должны быть аккуратно закреплены в прическе. Распущенные волосы или яркие громоздкие заколки не допускаются. Не допускается и окрашивание волос. Цвет должен быть натуральным.

Возможно ношение украшений, однако количество их должно быть ограниченным. Украшения должны быть выполнены в классическом стиле и быть некрупными. Пирсинг, кулоны, клипсы, кольца носить запрещается.

Положение касается и обуви учащихся. Она должна быть чистой. Каблук невысокий и устойчивый. Ношение обуви на «шпильках» запрещено, в целях предотвращения травматизма учащихся. Для физических занятий во время учебного процесса ученик обязан иметь отдельно спортивную форму и обувь.

Внешний вид учащегося в стенах школы контролируется и, если он не соответствует требованиям, может быть подвержен замечаниям со стороны администрации, директора, дежурного или классного руководителя. Решается вопрос путем проведения родительского собрания, так как всю ответственность за внешний вид ученика несут его родители.

I. Общие положения

1.1.В соответствии с законом РФ «Об образовании» ст. 28, п. 18, Конвенцией о правах ребенка ст. 13-15, Типовым положением об образовательном учреждении ст.50,решением педагогическогосовета школы с 1 сентября 2013 в МБОУ ВолодарскойСОШвводится школьная форма.

1.2. Настоящее Положение является локальным актом школы и обязательно для выполнения сотрудниками, обучающимися и их родителями (лицами их заменяющими).

1.3. Настоящим Положением устанавливается определение школьной формы как одного из способов создания деловой атмосферы, необходимой для учебных занятий. Форма дисциплинирует человека. Школьная форма помогает почувствовать себя учеником и членом определённого коллектива, даёт возможность ощутить свою причастность именно к этой Школе.

1.4. Контроль за соблюдением учащимися формы одежды обязаны осуществлять все сотрудники школы, относящиеся к административному, педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу.

1.5. Школьная форма приобретается родителями в магазинах, либо шьется в соответствии с предложенным описанием.

II. Функции школьной формы

2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно – воспитательного процесса на весь учебный период.

2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.

2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).

2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.

2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.

2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.

III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся

3.1. Школьная одежда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПин 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 17 апреля 2003 года.

3.2. Стиль одежды - деловой, классический, современный строгий.

3.3. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную.

3.3.1. Повседневная форма:

Для мальчиков и юношей - брюки классического покроя, пиджак или жилет нейтральных цветов (серых, черных, темно-синих); однотонная сорочка сочетающейся цветовой гаммы; аксессуары (галстук, поясной ремень);

Для девочек и девушек - жакет, жилет, юбка или сарафан нейтральных цветов или неярких оттенков серого, черного, темно-синего; брюки классического покроя серого, черного, темно-синего цвета; непрозрачная блузка (длиной ниже талии) сочетающейся цветовой гаммы; (рекомендуемая длина сарафанов и юбок: не выше 10 см от верхней границы колена и не ниже середины голени).

3.3.2. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек. Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой сорочкой. Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой непрозрачной блузкой (длиной ниже талии).

3.3.2. Спортивная форма.

Спортивная школьная одежда должна соответствовать погоде и месту проведения физкультурных занятий.

Для занятий в спортивном зале : спортивная футболка однотонного цвета (цвет футболки определяет классный коллектив), спортивные трусы (шорты) черного цвета, спортивная обувь (кеды, кроссовки) с нескользкой подошвой.

Для занятий на улице: спортивные трико и майка, спортивная обувь (кеды, кроссовки).

3.4. Обязательно наличие чистой сменной обуви .

3.5. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

3.6. Обучающимся запрещается появляться в образовательном учреждении с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, с пирсингом. Для девушек и юношей обязательна аккуратная деловая прическа, длинные волосы (у девушек) собраны в пучок или косу.

3.7. Школьная форма может быть из различных по структуре тканей. Цветовая гамма школьной формы для учащихся 1-11 классов: черная, серая или темно-синяя, однотонные, спокойные тона, без надписей и рисунков.

3.8. Классным коллективам разрешается выбрать единый стиль и одинаковую цветовую гамму (из предложенных) школьной формы и аксессуаров.

3.9. Допускается ношение золотых и серебряных серег.

3.10. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

3.11. Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

I V . Права и обязанности

4.1. Учащиеся и родители имеет право:

Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.

4.2. Учащиеся обязаны:

Носить повседневную школьную форму ежедневно;

Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой;

В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную

форму;

Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;

Бережно относиться к форме других учащихся школы.

4.3. Учащимся запрещено:

4.3.1. приходить на учебные занятия без школьной формы;

4.3.2. посещать занятия без сменной обуви до особого распоряжения директора (в

зависимости от устойчивости погоды в сентябре, мае);

4.3.3. носить одежды:

Ярких цветов и оттенков;

Майки, топики, шорты, джинсы;

Блузы с глубоким вырезом;

С символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также

пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение;

Брюк, юбок с заниженной талией и (или) высокими разрезами;

Юбки длинной менее 40 см;

Прозрачную и яркую одежду с декоративными деталями в виде заплат, с порывами

ткани, с надписями и изображениями;

Головных уборов в помещениях образовательных учреждений;

Пляжной обуви, массивной обуви на толстой платформе, вечерних туфель и туфель на

высоком каблуке (более 5 см), кеды или другую спортивную обувь, шлепанцы;

4.3.4. носить в школу аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками), маникюр ярких экстравагантных тонов (синий, зеленый, черный и т.п.); маникюр с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы); вечерние варианты макияжа с использованием ярких, насыщенных цветов.

V. Ответственность

5.1 . В случае, если учащийся пришел в школу без школьной формы, по требованию дежурного администратора (учителя, классного руководителя) он должен написать объяснительную.

5.2 . Учащийся без школьной формы на занятия допускается, но при этом предоставляет дежурному администратору (учителю, классному руководителю) дневник, в котором уполномоченное лицо делает запись для родителей с предупреждением о том, чтобы родители приняли соответствующие меры, т.е. обеспечили приход в школу своего ребенка в школьной форме.

5.3. Если нарушения со стороны учащегося повторяются, то классный руководитель вызывает родителей для подробных и повторных инструкций по соблюдению учащимися, установленными настоящим положением требованиями к школьной форме и внешнему виду школьников.

5.4. К обучающимся, не соблюдающим требования к школьной форме и внешнему виду, установленными настоящим Положением, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность (в соответствии со статьей 43 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

V I . Права родителей

Родители имеют право:

6.1. Обсуждать на родительских комитетах класса и школы вопросы, имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение Управляющего совета предложения в отношении школьной формы.

6.2. Приглашать на классный родительский комитет, Управляющий совет, Совет по профилактике правонарушений родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.

V I I. Обязанности родителей

Родители обязаны:

7.1. Приобрести школьную и спортивную формы, вторую обувь до начала учебного года.

7.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.

7.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.

7.4 . Не допускать ситуаций, когда учащийся причину отсутствия формы объясняет тем, что она постирана и не высохла.

7.5 . Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения ребенка школьной формой.

7.6. Прийти на Совет по Профилактике по вопросу неисполнения данного Положения.

V I II. Ответственность родителей

За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут административную ответственность, определенную Управляющим советом в рамках его компетенции.

IХ. Права классного руководителя

Классный руководитель имеет право р азъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под подпись.

X. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель обязан:

10.1. осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной формы и сменной обувиперед началом учебных занятий;

10.2. с воевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося, приглашать на Совет профилактики;

10.3. д ействовать в рамках своей компетенции на основании должностной инструкции.

X I . Ответственность классного руководителя

За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами образовательного учреждения.

История школьной формы насчитывает не одно десятилетие. Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году, в этом же году в Российской империи был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.

Периодически школьную форму то отменяли, то вводили вновь, как обязательный атрибут учащегося. Облик школьной формы также менялся с течением времени.

Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы, а в 1973-м - в костюмы из синей полушерстяной ткани, с эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 году девочки также стали одеваться в новую форму. С той поры девочки стали ходить в темно-коричневых платьях, а мальчики – в синих костюмах. В середине 80-х произошла последняя реформа формы: мальчикам и девочкам пошили пиджаки синего цвета.

И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”, фактически заменив форму на одежду в духе “кто во что горазд”.

Вы никогда не задумывались, почему на празднике Последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья с белыми фартучками, а молодые люди строгие костюмы. Это было логично лет 10–12 назад, когда выпускники еще застали период одинаковой для всех школьной формы, и, в то же время, уже успели от нее отвыкнуть в старших классах. Поэтому такие наряды были проявлением ностальгии по уходящему детству. Нынешние школьники не имеют никакого представления о том, как это: будучи поголовно одинаковыми, суметь проявить свою индивидуальность. Тем не менее и они продолжают следовать традициям и, прощаясь со школой, надевают советскую школьную форму. 25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Кто-то по-заимствовал форму, у кого-то она сохранилась в “сундуках”. Получается очень нарядно и торжественно.

В современной России нет единой школьной формы, как и нет закона, обязывающего всех учащихся носить единую школьную форму, как было в СССР. Но многие школы, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, существуют правила ношения одежды.

Как показала практика, этот вопрос решается каждым образовательным учреждением индивидуально и самостоятельно, письмо Минобразования РФ от 16.05.2001года «О школьной форме» также поддерживает позицию самостоятельности школы в разрешении этого вопроса.

В нашей школе введена ученическая форма, которая носит название «деловой стиль одежды». Это решение не только педагогического коллектива школы, но и родителей. Положение о «деловом стиле одежды» принято Советом школы, в Уставе школы записано, что обучающиеся обязаны на учебных занятиях (кроме занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать только в одежде делового (классического) стиля. Содержание понятия «деловой стиль одежды» раскрывается в письме Министерства образования от 23 мая 2006 года «О некоторых вопросах введения одежды делового стиля для учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования». Что же такое деловой стиль? Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в общеобразовательных учреждениях.

Почему было принято решение о введении делового стиля одежды.

Во-первых, стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. И нам очень бы хотелось, чтобы учащиеся школы гордились своей принадлежностью именно к нашей школе и тем, что они носят особенную форму.

Форма - опознавательный знак, часть символики, которая отличает людей одной профессии, убеждений, от других.

“Дресс-код” – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает “код одежды”, то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определенной корпорации.

Во вторых, школьная форма имеет дисциплинирующее воздействие. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Какой бы дизайн ни придумали модельеры для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

«Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это - средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго».

Существует мнение, что школьная форма подавляет индивидуальность ученика. Однако самоутверждение ученика в школе главным образом должно происходить через его творческие и интеллектуальные успехи.

Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

В третьих, по мнению врачей:

Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.

Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника. Таким образом, одежда ребенка должна быть прежде всего безопасной для здоровья.

Таким образом,

Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий, дисциплинирует.
Формирует у школьников представление о культуре одежды как части общей культуры человека.
Воспитывает эстетический и художественный вкус.
Нет проблемы «В чем пойти в школу».
Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
Развивает умение ранжировать одежду по ее применению (деловой стиль, клубный и т.д.).
Исключает состязательность в одежде между детьми и их родителями.

Повседневный деловой стиль одежды для учебных занятий предполагает:
- для девушек одежду классического стиля или современного строгого покроя: костюм, жилет, юбка, пиджак, брюки, блузка, водолазка, платье, возможны различные комбинации из вышеперечисленных предметов;
- для юношей одежду классического стиля или современного строгого покроя: классический костюм, пиджак, жилет, джемпер, брюки, рубашка, галстук в различном сочетании;
- цветовая гамма делового стиля одежды: однотонные, спокойные тона, без надписей и рисунков, предпочтительными считаются сочетания – светлый верх, тёмный низ; деловой стиль исключает свитера, толстовки, майки, футболки, особенно с негативными рисунками и надписями, короткие топы, блузы с глубокими вырезами, брюки и юбки на бёдрах, шорты, прозрачную и яркую одежду, спортивную одежду и обувь, тапки, шлёпанцы;

Аксессуары: для учащихся допускается ношение скромной бижутерии, минимальное использование косметики пастельных тонов, маникюр предполагает аккуратные, чистые ногти с применением бесцветных лаков, дорогостоящие аксессуары в школу носить не рекомендуется.

Во время торжественных мероприятий, во время экзаменов одежда должна иметь парадный вид: белый верх, темный низ. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитера (по необходимости).

Но независимо от выбора индивидуального характера деловой одежды, общим требованием к ней остаётся чистота и опрятность.

Материал подготовила:
Директор МБОУ СОШ №1 Бисерова Г.М.

Разделы: Администрирование школы

I. Общие положения

1.1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича” (далее – МБОУ ООШ № 279).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с “Конвенцией о правах ребенка”, Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03”, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами “Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН2.4.7./1.1.2651-10”, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.СанПиН 2.4.2.2821-10”, Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 “Об установлении требований к одежде обучающихся”, Модельным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации “Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, ПисьмомРоспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. №01/12662-12-23 “О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях, Уставом школы, решением Совета школы.

1.3. Настоящие единые требования к одежде и внешнему виду обучающихся вводятся с целью:

Укрепления дисциплины и порядка, эффективной организации образовательного процесса, поддержания учебно-деловой атмосферы, необходимой на учебных и внеурочных занятиях в МБОУ ООШ № 279;

Обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

Соблюдения гигиенических требований и требований по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции;

Создания условий для воспитания у обучающихся общей культуры и эстетики внешнего вида, для соблюдения обучающимися общепринятых норм делового стиля одежды;

Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

Укрепления общего имиджа МБОУ ООШ № 279, формирования школьной идентичности.

1.4. Обучающиеся, школьная форма и внешний вид которых не соответствуют требованиям настоящего Положения, на занятия не допускаются.

II. Функции школьной формы

2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно-воспитательного процесса на весь учебный период.

2.2. Поддержание общей дисциплины и порядка в школе, согласно Правил внутреннего распорядка для учащихся и Устава школы.

2.3. Устранение различий в одежде детей вне зависимости от материального и социального положения их родителей (законных представителей).

2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года.

2.5. Соответствие гигиеническим требованиям.

2.6. Формирование и развитие эстетического вкуса, культуры одежды.

III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся

3.1. Стиль одежды - деловой, классический, современный строгий.

3.2. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную. Парадная школьная форма используется обучающимися в дни проведения праздников, торжественных линеек и мероприятий.

3.2.1. Повседневная школьная одежда:

Для учащихся 1-4-х классов:

Девочки: сарафан, юбка, жилетка, классические брюки, блузки однотонные, светлых тонов, блузка может быть заменена на “водолазку”; туфли.

Мальчики: классические брюки; жилет или пиджак; рубашки однотонные, светлых тонов, галстук, рубашка может быть заменена на “водолазку”; туфли.

Для учащихся 5-11-х классов:

Девушки: брюки или классическая юбка (без оборок, с длиной до колена), пиджак или жилет, блузка, туфли. Блузки однотонные, светлых тонов без надписей и рисунков, блузка может быть заменена на “водолазку”. Туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см. Категорически запрещены высокие каблуки, шпильки.

Юноши: брюки, пиджак или жилет; мужская сорочка (рубашка), галстук, туфли (не кроссовки, не спортивная обувь). Рубашки однотонные, светлых тонов.

3.2.2. Парадная школьная одежда:

Для девочек и девушек – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой блузкой (не прозрачной) или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь), возможен вариант устойчивого каблука 3-4 см (не шпильки).

Для мальчиков и юношей – состоит из повседневной школьной одежды, дополненной белой рубашкой или праздничным аксессуаром; обувь: туфли (не кроссовки, не спортивная обувь).

3.2.3. Спортивная одежда:

Для занятий в спортивном зале: спортивный костюм, футболка, спортивное трико (шорты), спортивная обувь с нескользкой подошвой, которая не оставляет черные следы.

Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь.

3.2.4. Спортивная школьная форма предназначена только для уроков физической культуры и на время проведения спортивных праздников, соревнований.

3.2.5.Для занятий на уроках технологии и занятий общественно-полезным трудом – фартуки, перчатки.

3.3. Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для учащихся 1-9-х классов: темно-синий, черный, однотонных тонов, без надписей и рисунков.

3.4. Аксессуары : допускается ношение золотых и серебряных серег.

3.5. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются.

3.6. Сменная обувь обязательна. Обувь должна быть чистой.

3.7. Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде.

IV. Внешний вид обучающихся

4.1. Общими принципами создания внешнего вида обучающегося являются аккуратность, опрятность, сдержанность.

4.2. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали, волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах.

4.3. Не допускается использование в качестве повседневной школьной формы следующих вариантов одежды и обуви:

Джинсовая одежда;

Одежда бельевого стиля;

Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали);

Одежда для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой и т.п.);

Пляжная одежда;

Мини-юбки;

Слишком короткие блузы, открывающие часть живота или спины;

Одежда из кожи (кожзаменителя), плащевой ткани;

Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, юбки;

Майки и блузки без рукавов;

Прозрачные юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

Декольтированные блузы;

Спортивная обувь;

Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки);

Массивная обувь на высокой платформе;

Вечерние туфли (с бантами, перьями, крупными стразами, яркой вышивкой, из блестящих

тканей и т.п.);

Туфли на чрезмерно высоком каблуке (допустимая высота каблука для девочек не более 5 см).

4.4. Для всех обучающихся обязательна аккуратная деловая прическа.

У девочек и девушек длинные и средней длины волосы собраны в пучок или косу, прибраны заколками (распущенные волосы не допускаются).

У мальчиков и юношей классическая короткая стрижка (длинные волосы не допускаются).

4.6. Не разрешаются яркий макияж, маникюр, пирсинг.

У девушек ногти средней длины, маникюр – бесцветный или с использованием лака светлых тонов без рисунков, наклеек и страз.

4.7. Размер портфелей (школьных сумок) должен быть достаточным для размещения необходимого количества учебников, тетрадей, школьных принадлежностей и соответствовать форме одежды.

V. Права и обязанности

5.1. Учащийся и родители имеют право:

Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.

5.2. Учащиеся обязаны:

5.2.1. Носить повседневную школьную форму ежедневно.

5.2.2. Бережно относиться к форме других учащихся школы.

5.3. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. В дни проведения торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.

5.4. Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной

5.5. Учащимся запрещено:

5.5.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы.

5.5.2. Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме.

5.5.3. Использовать в качестве повседневной школьной формы одежду и обувь, указанные в п.4.3. настоящего Положения.

5.5.4. Носить в школу аксессуары, массивные украшения (бусы, броши, серьги, кольца, ремни с массивными пряжками).

5.5.5. Появляться в МБОУ ООШ № 279 с экстравагантными стрижками и прическами, с волосами, окрашенными в яркие неестественные оттенки, с ярким маникюром и макияжем, с пирсингом.

VI. Права и обязанности родителей

6.1. Родители имеют право:

6.1.1. Обсуждать на родительских комитетах класса, Совете родителей вопросы, имеющие отношение к школьной форме, выносить на рассмотрение Совета Школы предложения в отношении школьной формы.

6.1.2. Приглашать на классный родительский комитет, Совет школы, ШКДН родителей, дети которых уклоняются от ношения школьной формы, и применять к таким родителям меры в рамках своей компетенции.

6.2. Родители обязаны:

6.2.1. Приобрести школьную форму, и обувь до начала учебного года.

6.2.2. Ежедневно контролировать внешний вид учащегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями Положения.

6.2.3. Следить за состоянием школьной формы своего ребенка, т.е. своевременно ее стирать по мере загрязнения.

6.2.4. Не допускать ситуаций, когда учащийся причину отсутствия формы объясняет тем, что она постирана и не высохла.

6.2.5. Ежедневно проверять дневник ребенка в части письменного сообщения об отсутствии школьной формы и принятии мер для обеспечения ребенка школьной формой.

6.2.6. Прийти на ШКДН по вопросу неисполнения данного Положения.

6.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение родителями данного Положения родители несут административную ответственность, определенную Советом школы в рамках его компетенции.

VII. Меры административного воздействия

7.1. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ ООШ № 279 и обязательно для выполнения обучающимися 1-9-х классов и их родителями (законными представителями).

7.2. В случае нарушения обучающимися данного Положения родители (законные представители) должны быть поставлены в известность классным руководителем незамедлительно.

7.3. За нарушение данного Положения к обучающимся могут применяться следующие виды дисциплинарной ответственности:

  • вызов родителей (законных представителей) для беседы с классным руководителем, администрацией МБОУ ООШ № 279;
  • вызов обучающегося вместе с родителями (законными представителями) на заседание ШКДН;
  • постановка обучающегося на внутришкольный контроль.

VIII. Права, обязанности и ответственность классного руководителя

8.1. Классный руководитель имеет право:

8.1.1. Разъяснить пункты данного Положения учащимся и родителям под роспись.

8.2. Классный руководитель обязан:

8.2.1. Осуществлять ежедневный контроль на предмет ношения учащимися своего класса школьной формы перед началом учебных занятий.

8.2.2. Своевременно (в день наличия факта) ставить родителей в известность о факте отсутствия школьной формы у учащегося, приглашать на ШКДН.

8.2.3. В течение учебного года проводить разъяснительную работу с обучающимися и родителями (законными представителями), нарушающими требования Положения.

8.2.4. Действовать в рамках своей компетенции на основании должностной инструкции.

8.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей несет ответственность, предусмотренную трудовым законодательством РФ, локальными актами МБОУ ООШ № 279.

IX. Заключительные положения.

9.1. Решение о введении единых требований к школьной форме и внешнему виду обучающихся МБОУ ООШ № 279 принимается всеми участниками образовательного процесса, учитывает материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

9.2. Данное Положение доводится до сведения всех педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся в течение двух недель со дня вступления его в силу.

9.3. Ответственность за доведение информации до обучающихся и их родителей (законных представителей) возлагается на классных руководителей.

9.4. Контроль за соблюдением обучающимися единых требований к школьной форме и внешнему виду осуществляют все сотрудники МБОУ ООШ № 279, относящиеся к административному, педагогическому и учебно-вспомогательному персоналу.

Федеральный закон даёт школам право (но не обязанность) устанавливать требования к внешнему виду учащихся  -  такое пояснение дали в департаменте образования Перми. При этом собственно содержание документа почти никак не регламентировано. Нет чётких рамок на уровне законов, как федеральных, так и региональных. Администрацией города типовые требования к внешнему виду учащихся также не разрабатывались и в школы не направлялись.

Существует лишь приказ министерства образования и науки Пермского края от 16 сентября 2014 года. Здесь в пункте 7 говорится, что «внешний вид и одежда обучающихся образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер». В остальном свои правила школы разрабатывают самостоятельно.

Не сдержали эмоций

Кстати, правом устанавливать требования к внешнему виду учащихся пользуются не все школы. Из более двух десятков просмотренных школьных сайтов примерно треть не имеют такого документа. Остальные школы по-разному подошли к составлению положений о внешнем виде учащихся. Некоторые обозначают только общие рамки внешнего вида, и для этого достаточно полутора страниц. Другие регулируют его очень детально, страниц на пять-шесть.

Несмотря на отсутствие типового положения, документы разных школ во многом схожи и порой полностью совпадают целыми пунктами и даже разделами. Например, злополучный пункт о допустимом цвете волос словно под копирку переписан в половине просмотренных положений:

«Внешний вид учащихся исключает вызывающие детали: экстравагантные стрижки и причёски, волосы, окрашенные в яркие неестественные оттенки, яркий маникюр и макияж, пирсинг».

Но в школе 112 («Город дорог») пошли ещё дальше. Там исходят из принципа «всё, что не разрешено  -  запрещено»: «длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины  -  прибраны заколками; мальчики и юноши должны своевременно стричься (стрижки классические)». Как говорится, шаг влево, шаг вправо...

Вообще, если вчитаться в действующие положения о внешнем виде учащихся, складывается впечатление чрезмерности запретов. В нескольких школах запрещаются детали внешнего вида, связанные с религией. Длина юбок и высота каблуков регламентированы с точностью до сантиметра. Определено количество серёжек, которые девочки и девушки могут носить (не более одной пары). Мальчикам и юношам носить сережки запрещено, как и длинные волосы. В некоторых школах даже рубашки у них могут быть только однотонными, а у девочек  -  белыми или пастельных тонов.

Безусловно, педагоги исходили из самых благих намерений. В школе 111 не смогли сдержать эмоций и прямо в положении, официальном документе написали так (полная копия с оригинала):

«Внешний вид должен быть безупречен во всем. МАОУ СОШ № 111  -  не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей. ЗАПОМНИТЕ, ЧТО НЕОПРЯТНАЯ ОДЕЖДА, НЕАККУРАТНАЯ ПРИЧЕСКА, НЕБРИТОЕ ЛИЦО, НЕБРЕЖНЫЙ ИЛИ ВЫЗЫВАЮЩИЙ МАКИЯЖ И МАНИКЮР, НЕПРИЯТНЫЕ РЕЗКИЕ ЗАПАХИ И Т. П. СОЗДАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ И ЛИЧНО О ВАС, И О НАШЕЙ ШКОЛЕ».

В своих положениях школы возлагают обязанности, связанные с соблюдением внешнего вида, не только на учащихся, но и на их родителей. Те обязаны обеспечить, обязаны купить, «обязаны не допускать ситуаций, когда обучающийся объясняет причину отсутствия формы тем, что она постирана и не высохла». В определенном смысле ещё дальше пошли некоторые школы, записавшие в отдельный пункт такую обязанность родителей: «ежедневно контролировать внешний вид обучающегося перед выходом его в школу в соответствии с требованиями положения».

Отдельный вопрос  -  санкции за невыполнение требований к внешнему виду. В департаменте образования Перми отмечают, что школа не наделена полномочиями привлечения школьников к административной ответственности. Но в соответствии со статьей 43 федерального закона «Об образовании» в отношении учащихся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания  -  замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На практике школы устанавливают и другие меры ответственности. Например, в положении СОШ 112 записано, что «за нарушение данного Положения Устава Школы обучающиеся могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности и общественному порицанию» . Та же школа берет на себя ответственность заявить, что «без школьной формы обучающиеся на занятия не допускаются» .

Слово прокуратуры

После инцидента в гимназии № 4 этому разнообразию в определённом смысле пришёл конец. По заявлению родителей одной из отстраненных от учёбы девочек прокуратурой была проведена проверка. Надзорный орган пришёл к выводу, что отстранение от занятий противоречит закону «Об образовании». По данному факту в отношении гимназии и её директора об административном правонарушении. Это должно привести к исключению из школьных положений нормы о недопуске к занятиям учащихся, не соблюдающих правила внешнего вида. Эти административные дела являются прецедентом, ранее подобной практики не существовало.

Также прокуратура сочла незаконными установленные в гимназии № 4 требования к причёске и аксессуарам обучающихся: девочкам запрещено иметь короткие волосы, мальчикам  -  длинные, запрещено окрашивание волос, ношение распущенных волос, пирсинга, для мальчиков  -  ношение серёжек.

«Включение в данный локальный акт указанных требований противоречит ст. 38 Федерального закона „Об образовании“, Приказу Министерства образования и науки Пермского края от 16.09.2014 „Об установлении типовых требований к одежде обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях Пермского края, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования“»,  -  говорится в ответе прокуратуры на запрос «Звезды». Отдельно надзорный орган подчёркивает, что эти положения ущемляют права ребёнка на свободу мысли и самовыражения, являются вмешательством в частную жизнь детей .

На указанные положения «Требований к внешнему виду и одежде обучающихся МАОУ „Гимназия № 4 им. братьев Каменских“ г. Перми» прокуратурой Дзержинского района принесён протест.

Что касается остальных школ, установивших подобные ограничения, прокуратура пояснила, что проверки локальных актов образовательных организаций, в том числе предъявляющих требования к внешнему виду, осуществляются городскими и районными прокурорами в текущем режиме. При выявлении противоречащих требованиям федерального законодательства локальных актов, они опротестовываются прокурорами.

Кого мы вырастим?

Эксперты согласны с тем, что, оценивая качество документов, устанавливающих требования к внешнему виду учащихся, имеет смысл различать две плоскости: соответствуют ли они законодательству и не нарушают ли права человека.

Андрей Суслов, основатель Центра гражданского образования и прав человека, заведующий кафедрой новой и новейшей истории России ПГГПУ:

«Например, положение о запрете деталей внешнего вида, связанных с религией, закону не противоречит. Более того, это можно соотнести с нормой закона о светском характере образования в РФ. Однако, в контексте прав человека не всё так однозначно. Установка на светский характер образования в большей степени нацелена на запрет навязывания каких-либо религиозных практик, например, школьной молитвы, со стороны школьных администраций и иных официальных структур. Ношение каких-либо элементов, обязательных с точки зрения определенной религии, защищено нормой свободы совести, гарантированной Конституцией РФ. На мой взгляд, необходимо в каждом отдельном случае разбираться, является ли такой элемент необходимым с точки зрения веры или это будет демонстрацией. Например, в моем понимании, ношение небольшого нательного креста для православных, тем более, скрытого под одеждой, можно рассматривать как необходимый предмет для верующего. Ношение же большого, бросающегося в глаза креста поверх одежды будет уже демонстративным поведением. Поскольку это дело тонкое, на мой взгляд, администрации школы следует внимательно рассматривать каждый случай и договариваться с учащимися и их родителями, ни в коем случае не доходя до абсолютных запретов и ультиматумов. Ни к чему хорошему такие запреты не приводят, как это показывает пример Франции с запретом хиджабов. По моим оценкам, ничего плохого не будет, если несколько учениц будут ходить в хиджабах (массовой эта практика у нас не станет по естественным причинам). Будет хуже, если запрет будет подпитывать изоляцию религиозной семьи, вместо интеграции».

Ранее Павел Миков, уполномоченный по правам человека в Пермском крае, как дискриминирующие и противоречащие законодательству.

Есть и ещё одна точка зрения на проблему: каких людей вырастит школа, устанавливая запреты на их внешний вид? По мнению психолога Светланы Костроминой, когда школа или государство навязывает какие-то стандарты одежды или экспрессии самовыражения, это очень сильно вредит индивидуальности и сказывается потом на людях.

Светлана Костромина:

«Система образования подразумевает, что благодаря „единой форме“ наши дети будут больше фокусироваться на учёбе. Но так ли это? Наше самовыражение  -  это то, как мы взаимодействуем с социумом, это то, что мы хотим сказать социуму. И когда более молодое поколение пытается отличаться и одеваться по-другому, говорить по-другому, выглядеть по-другому, это очень хорошо. Это было всегда на самом деле, это культура, это то, как молодое поколение пытается показать свою непохожесть, новизну. Это нормально, несмотря на все запреты. К сожалению, очень мало кто понимает, что запреты не работают, что всегда находятся какие-то иные пути, как это всё обойти».

Предположение о связи внешнего вида и качества обучения выглядит тем более спорным, что ряд пермских школ, в том числе и статусные, не установили подобных требований. Что не мешает им оставаться в топе рейтинга по результатам ОГЭ и ЕГЭ.

Неопределённость формулировок

Андрей Суслов обращает внимание и на то, что большое значение имеет формулирование санкций за нарушение установленных правил. «Без этого правило превращается в декларацию, а наказание становится произволом. Если же санкция сформулирована, она не должна противоречить законам и Конституции РФ, а также международным актам по правам человека. Например, нельзя нарушать право на образование учащихся отстраняя их от занятий. Можно предусмотреть так называемые дисциплинарные меры. Но что это будет? Выговор? Насколько он будет действенным?»  -  говорит он.

Андрей Суслов:

«Включение в локальный нормативный акт такой санкции как „общественное порицание“ закон не нарушает, но я бы не рекомендовал это делать, поскольку с правовой точки зрения такая формулировка не несёт какой-либо определённости, а произвольное её применение может повлечь за собой нарушение закона и прав человека. Например, если „общественное порицание“ будет интерпретировано как организованная педагогом или школьной администрацией публичное унижение или травля какого-либо учащегося, это можно однозначно трактовать как унижение человеческого достоинства, защищённого Конституцией РФ и международными актами по правам человека, а также как психическое насилие, наказуемое по российским законам».

Кроме того, многие формулировки и самих правил достаточно неопределённы, что создаёт почву для субъективных решений. Например, во многих школах запрещён яркий цвет волос и маникюра. Кто будет решать, какой цвет лака для ногтей уже яркий, а какой ещё нет? Экстравагантна ли причёска школьницы или с ней можно посещать занятия?

По мнению правозащитника, сформулировать достаточно действенную санкцию, чтобы она действовала сама по себе, невозможно. Правило должно обсуждаться и конвенционально приниматься всеми участниками образовательных отношений: педагогами, учащимися и их родителями. И эти процедуры, по-видимому, должны повторяться достаточно регулярно, раз в 1-2 года. Кроме того, вместо бездумного запретительства педагогом следует создавать мотивацию для ответственного отношения к правилам.

Правовая оценка, данная прокуратурой, делает ненужным обсуждение большинства из этих вопросов. По ее мнению, устанавливаемые школами ограничения незаконны, и конкретный тон волос или лака на ногтях уже не имеет значения. Впрочем, по нашей информации горадминистрация не склонна согласиться с позицией надзорного органа и планирует отклонить протест. Мы сделали запрос, чтобы уточнить позицию властей.

  • Ранее прокуратура в отношении директора пермской гимназии, которая отстранила ученицу от занятий из-за розовых волос. , где выкладывали свои фото и делились воспоминаниями о подобных инцидентах в школьные годы. Краевой омбудсмен Павел Миков выступил с резкой критикой руководства гимназии № 4, сказав, что .

Также мы писали о том, что ответили в городском департаменте образования на наш запрос,