Августовская конференция: доклад «Организационно методические аспекты деятельности, направленной на обеспечение включения детей с ОВЗ в образовательное пространство. Всероссийская практическая конференция «Инклюзивное образование: организация, правовое и

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация детский сад «Солнышко»

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Организационно методические аспекты деятельности, направленной на обеспечение включения детей с ОВЗ в образовательное пространство »

Подготовила:

Воспитатель: МБДОО детский сад «Солнышко»

Батуева Наталья Викторовна

2017

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…

Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.

Закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия.

Наверное, уже каждое дошкольное учреждение в нашем районе столкнулось с проблемами обучения детей с особенностями в развитии. Перед администрацией и педагогами ДОО встает вопрос: как правильно организовать работу с данной категорией детей.

Такая ситуация сложилась и в нашем детском саду. Встал вопрос что делать? Педагоги боялись, что работа в группе, где 25-30 человек и среди них дети с нарушениями в развитии, не только не продуктивна, но и вредна и для детей с нормой развития, и для ребенка с нарушениями, и для педагогов группы.

На педагогическом совете было принято решение инициировать процесс внедрения инклюзивной практики и разработкой плана действий.

Начинали с изучение нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

На заведующего и воспитателей детского сада при внедрении инклюзивной практики возлагается решение следующих задач:

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Кадровое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Информационно методическая поддержка организации инклюзивного педагогического процесса.

Остановлюсь подробнее на решении каждой задачи.

Разработка правовой базы инклюзивного процесса;

Организация инклюзивного образования регулируется следующими Федеральными и региональными документами:

Конституция Российской Федерации,

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ,

-- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», 2.4.1.3049-13

Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 №175);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761);

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

С данными документами Вы все хорошо знакомы, но в них в основном закреплены права и обязанности как детей с ОВЗ, так и других участников образовательного процесса.

К сожалению, они не раскрывают особенностей организации работы при обучении детей с различными ограничениями здоровья в среде нормально развивающихся сверстников.

Но в Письме Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Отмечено: «Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения». Поэтому, что бы обеспечить себе юридическую защищенность, надо постараться закрепить (максимально продумать и прописать) своими локальными актами законодательно то, что будет реализоваться в ДОУ относительно детей с ОВЗ.

Разрабатывая локальные акты мы действовали в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ:

Пункт 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом

Пункт 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся……».

Таким образом, закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;

Функция локального акта - детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.

Нами разработан пакет локальных актов нормативно-правового сопровождения для реализации инклюзивной практики: (на слайд перечень)

Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы

В нем устанавливается порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, структура АОП.

Дополнительные соглашения к договору ДОО с родителями на организацию психолого-педагогического обследования и индивидуального образовательного сопровождения ребенка с ОВЗ педагогами ДОО.

Это один из самых важных локальных нормативных документов, в котором зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

Внесены изменения в действующую нормативно-правовую базу работы ДОУ (должностные инструкции педагогов, доп. соглашения с родителями).

В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психологомедико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).

Соблюдение требований приема детей с ОВЗ

Согласно статье 55 пункт 3 Федерального Закона «Об образовании».. «…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОО это сбор необходимых сведений, составление характеристик и работа с родителями по прохождению ПМПК.

Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.

Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение их мебелью, приобретение необходимого оборудования для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка;

Подбирая оборудование для ДОО, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.

Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда, особенно у детей с ОВЗ.

Поэтому в группе есть мягкие модули, они безопасны и позволяют легко быстро трансформировать образовательную среду.

Для игро терапии и обеспечения занятий вариативной части программы по формированию навыков взаимодействия всех детей в группе закупили и изготовили игровое оборудование.

Для организации сенсорных игр подобрали и частично сами педагоги изготовили пособия и оборудование для игр с водой, с сыпучими материалами, такими как песок, крупы.

Игры с таким оборудованием благоприятствовали созданию эмоционально-положительного настроя, на первых этапах помогали возникновению эмоционального контакта с взрослым, а в дальнейшем способствовали получению ребёнком новой сенсорной информации, развитию игровой деятельности и возникновению сюжетно-ролевой игры, развитию речи и коммуникативных навыков, расширению представлений об окружающем мире, когнитивному развитию. То есть решению тех коррекционных задач, которые педагоги ставили в своих программах.

Информационно -методическая поддержка организации педагогического процесса. В ДОО необходимо создавать условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Организовать взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами.

Результаты работы ДОО на сегодня

Результат реализации указанных целей и задач на сегодня это

Создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей.);

Наличие сплоченной команды педагогов позволяет осуществлять единое и системное воздействие, выработать совместными усилиями индивидуальную программу развития ребенка, основанную на зоне ближайшего развития ребенка. П овышение профессиональной компетентности участников образовательного процесса;

Положительная динамика в развитии детей с ОВЗ;

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОО является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. От родителей как детей с ОВЗ так и нормально развивающихся детей не поступило ни одной жалобы, ни возникло ни одной конфликтной ситуации.

Перспективы работы коллектива по проблеме.

Нашему детскому саду еще предстоит проанализировать эффективность проделанной работы по инклюзии детей с ОВЗ в конце учебного года.

Доработать образовательную программу ДОО в части «содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ», учитывая особенности инклюзивного образования.

Дальнейшее материально-техническое обеспечение инклюзивного процесса в ДОО

Обеспечить преемственность инклюзивного дошкольного и младшего школьного возраста: помощь родителям в выборе ОУ при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание контактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

Организация сетевого взаимодействия. Должна быть организована система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров – территориальной ПМПК, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка. На практике мы убедились что посещение детьми с ОВЗ дошкольной образовательной организации возможно и необходимо им для полноценного проживания периода дошкольного детства.


Валентина Юшковец
«Образование детей с ОВЗ». Тезисы к стендовому докладу на Всероссийской научно-практической конференции

Всероссийская научно-практическая конференция .

«Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : опыт, знания, перспективы».

Тезисы выступления к стендовому докладу на тему :

«Использование ИКТ – важнейшее условие обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ОВЗ ».

Составитель : воспитатель

Юшковец В. В.

Утевка 2013год.

Использование ИКТ - важнейшее условие обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ОВЗ .

Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста. Перед практиками и учеными встала задача : применение компьютера для коррекционной работы с детьми.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

Применение компьютера для обучения дошкольников с нарушениями речи – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей , их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя . Но, используя компьютер на занятии нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка , но и сохранить его здоровье.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно , с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Одними из таких средств являются слайд, презентация, видеопрезентация. Мультимедиа технологии позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение , графическое изображение и анимацию (мультипликацию) . Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения :

Даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;

Активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;

Способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный , механический, слуховой и эмоциональный;

Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенности развития ребенка. Учитывается непрерывная работа с компьютером не более 10 минут в соответствии с нормами Сан Пин.

Используемая литература.

1. Жукова П. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с. ; ил.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. С. 47-55.

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

5. Материалы сайтов :

www.logoped-st.ucoz.ru

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном и школьном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ОВЗ,дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6, "Закон об образовании") и ряд других документов. Эта концепция заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми

    Главная задача образовательного учреждения – дать обучающемуся необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества

    личности, которые необходимы для его социальной адаптации.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с ОВЗ. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем таким детям:

начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Для каждого ребёнка с ОВЗ должна быть написана индивидуальная коррекционно- развивающая программа обучения и развития.

Педагогу важно понимать и принимать каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные психологические особенности и придерживаться некоторых специальных требований к уроку или занятию.

В нашем ДОУ были и есть такие дети, поэтому мы стараемся при большой наполняемости групп уделять внимание каждому воспитаннику.

Планирование занятия включает в себя как общеобразовательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Непосредственно образовательная деятельность имеет чёткий алгоритм: привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными. Воспитатели по-разному подходят к планированию деятельности ребёнка с ОВЗ: планируем отдельно работу всей группы и отдельно ребёнка с ОВЗ или составляем общий план с включением блоков заданий для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями. После каждого выполненного упражнения, задания, этапа урока делаем промежуточный вывод, ориентируя обучающихся на то, что они уже сделали и что им предстоит сделать. Также на занятии педагоги используют большее количество наглядности, разнообразные формы деятельности, умело отбирают и используют методы и приемы, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика и т.д.

Если «особому» ребёнку трудно отвечать перед всей группой, то ему даётся возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в паре, группе позволяет таким детям раскрыться и учиться у своих товарищей. Обучение и развитие основано на интересе, успехе и доверии.

С целью оказания методической помощи педагогам на заседаниях педагогического советах, методических объединений мы регулярно рассматриваем вопросы, касающиеся инклюзивного образования. Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни детского учреждения. Примером этому могут служить утренники, праздники, воспитательные мероприятия. На них дети-инвалиды и дети с ОВЗ не только зрители, но и активные участники.

Ключевая роль в образовании и поддержке детей с ОВЗ, прежде всего, отводится семье. С целью оказания психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания. проводятся родительские собрания, декада открытых дверей, круглые столы с участниками инклюзивного образования, и самое главное, тактичные индивидуальные консультации.

Существует несколько проблем в обучении детей с ОВЗ

Первая - обеспечение специалистами- логопедами, дефектологами, психологами, сурдологами, тьюторами и т.д. Таких детей должны обучать, развивать и сопровождать люди со специальным образованием. А в связи с недостаточным финансированием у нас в районе отсутствуют такие специалисты.

Второе- обязательно должно быть подробное медико-педагогическое обследование, но к сожалению в районе осталась участковая больница, нет узких врачей. Один раз в год к нам выезжает областная ПМПК. А за 40 минут, выделяемые на каждого ребёнка, невозможно точно выставить диагноз, наметить образовательный маршрут и дать рекомендации педагогам и родителям.

Есть проблема и в написании индивидуальных программ, рекомендации пока разрабатываются, поэтому педагогу приходится составлять её на своё усмотрение. Единства в написании нет.

Следующая проблема - это должное обогащение предметно-развивающей среды опять же из-за недостатка средств в учреждении. Своими руками из подручных материалов изготавливаем пособия и дидактические материалы для занятий. Мы не имеем возможности использовать компьютерные технологии из-за отсутствия компьютеров в кабинетах и группах.

Четвёртое - это работа с родителями. Есть несколько категорий родителей:

Родители любят своего ребёнка и принимают его дефект («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»);

Родители любят своего ребёнка, но дефекта не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»);

Родители не любят своего ребёнка, но принимают его дефект («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»);

Родители не любят своего ребёнка, и дефекта его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»).

Неадекватная позиция: Ребёнок любим, дефект принимается, но в рамках гиперопеки. («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»).

Наша цель:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком

2. Вооружить необходимыми знаниями, умениями и навыками в области педагогики и психологии развития

3 Сформировать адекватную оценку возможностей своего особенного ребёнка.

Педагоги нашего ДОУ так же стали пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом большого количества детей с различными нарушениями.

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования. Возможности преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур, например, таких как служба ранней помощи; консультационные пункты и др. в систему ДОУ.

В нашем ДОУ функционирует консультационный пункт.

Цели создания консультативного пункта (КП):

    Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем.

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Повышение роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

    Развитие вариативных форм дошкольного образования.

Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования. Вот почему выбрана эта тема, и в чем ее актуальность!

Информационное письмо

Межрегиональная научно-практическая Интернет-конференция
"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: равные возможности - новые перспективы"

01.12.2015 - 17.12.2015

Приглашаем вас принять участие в межрегиональной научно-практической интернет-конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: равные возможности - новые перспективы».

Цель конференции - привлечь внимание к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья, использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (ИКТ) в специальном образовании, обсудить вопросы, связанные с внедрением федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ, перспективы и модели инклюзивного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. «Особые» стандарты для «особых» детей - изменение системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Вопросы для обсуждения

ñ Перспективы и ключевые направления развития с образования детей с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном контексте;

ñ Новые возможности в решении проблем образования «особых» детей в контексте внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

ñ Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ


Свободный микрофон: Готовы ли мы к реализации ФГОС образования детей с ОВЗ?

2. Доступное образование в доступной среде: организационно-методические аспекты инклюзивного образования

Вопросы для обсуждения

ñ Методическое обеспечение инклюзивного образования

ñ Разработка практико-ориентированных программ и технологий обучения ребёнка с ограеиченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде

ñ Организация системы психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

ñ Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

Свободный микрофон: Инклюзивное образование - вынужденная реальность или осознанная необходимость?

Свободный микрофон: Дистанционное обучение детей-инвалидов - дань моде или обучение, помогающее преодолевать барьеры?

4. Индивидуализация дошкольного детства через вариативность образовательных программах

Вопросы для обсуждения :

ñ Оказание комплексной помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья

ñ Программно-методическое обеспечение вариативных форм дошкольного образования детей с ОВЗ

ñ Особенности проектирования развивающей предметно-пространственной среды как условия социализации и развития дошкольников с ОВЗ

ñ Использование инновационных образовательных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ

Свободный микрофон: «Детский сад для всех» - миф или реальность?

5. Содействие самореализации и карьерным устремлениям молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Вопросы для обсуждения :

ñПроблемы профориентации и профессионального самоопределения подростков с ОВЗ

ñ Возможности и проблемы профильного и предпрофильного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

ñ Особенности реализации профессиональных образовательных программ в обучении лиц с ОВЗ

Свободный микрофон: Как преодолеть барьеры на пути к профессиональной карьере (опыт, проблемы и перспективы профессионального образования лиц с ОВЗ)?


6. Особые подходы к обучению «особых» детей (Мастерская педагогического опыта)

Срок проведения конференции 01.12.2015 – 17.12.2015

Площадка для проведения Интернет-конференции :

· сайт Центра дистанционного образования детей-инвалидов ГОУ СИПКРО (http://cde. sipkro. ru/teacher)

Для участия в конференции приглашаются педагоги и руководители общеобразовательных, специальных (коррекционных) и дошкольных образовательных учреждений, специалисты методических служб, преподаватели вузов, учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Основные даты Интернет-конференции :

01.12.2015 - 13.12.2015 – регистрация участников научно-практической Интернет-конференции на сайте (http://cde. sipkro. ru/teacher) путем заполнения электронной формы по образцу;

14.12.2015 -16.12. 2015 – обсуждение представленных материалов;

17.12.2015 – подведение итогов Интернет-конференции.

Для участия в Интернет-конференции необходимо :

Зайти на Интернет-площадку конкурса http://cde. sipkro. ru/teacher/ в раздел «Интернет-конференция».

Отправить текст доклада или выступления у «Свободного микрофона» на адрес Центра дистанционного образования детей –инвалидов ГОУ СИПКРО cde @ sipkro . ru . В теме письма указывается: "Интернет-конференция”. Статьи посылаются в виде вложенных файлов.

Внимание! Имена файлов должны начинаться с фамилии автора (авторов). Желательно не архивировать файлы. Если Вы всё же применяете архиваторы, то просим использовать только форматы zip или rar .

Форма участия в Интернет-конференции : конференция проводится в заочной форме. Участие в конференции бесплатное. Материалы конференции будут опубликованы на сайте Центра дистанционного образования детей-инвалидов ГОУ СИПКРО (http://cde. sipkro. ru/teacher) Все участники конференции получат сертификат участника конференции.

Требования к оформлению материалов, представляемых на конференцию: Подготовка статей выполняется в редакторе MS Word. Допускается (и приветствуется) использование иллюстраций и презентаций в формате Power Point.

Документ для публикации начинается с блока заголовка, где указываются:

· название доклада (выравнивание по центру страницы, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, полужирный)

· название учебного заведения и город (стиль Обычный выравнивание по центру страницы, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, курсив)

· контактный электронный адрес (стиль Обычный)

Требования к тексту доклада

· Текст доклада – шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, выравнивание по ширине. Ссылки на литературу в тексте в квадратных скобках .

· Литература – по центру, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14,список нумерованный, выравнивание по левому краю, шрифт Times New Roman (Cyr) 14.

· Графики, таблицы, схемы, диаграммы вставляются в текст как объект, который должен перемещаться вместе с текстом: «формат» – «положение» – « в тексте»;

· Рис. 1 «название» – под рисунком, по центру, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, полужирный;

· Таблица 1. Слово «Таблица» – перед названием, выравнивание по правому краю, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, полужирный. Название – перед таблицей, выравнивание по центру, шрифт Times New Roman (Cyr), размер шрифта 14, полужирный.

· Межстрочный интервал – 1,5; отступ – 0,8 см.

· Поля текста – 25 мм с левой стороны, правое, верхнее, нижнее – 20 мм

Координаты оргкомитета:

443111, г. Самара, Московское шоссе, 125 А, каб. 213

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Центр дистанционного образования детей-инвалидов

Россия, Екатеринбург

Форма участия: очно-заочная

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» 1 ноября 2018 года проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки».

Цель конференции – профессионально-общественное обсуждение содержания, механизмов, эффективных практик психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в процессе освоения ими основных и адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования, дополнительного образования, профессионального обучения и профессионального образования.

Актуальные вопросы, которые планируются для обсуждения на конференции:
1. Стратегии психолого-педагогической поддержки освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью адаптированных образовательных программ дошкольного образования: опыт ранней помощи детям, реализация требований ФГОС дошкольного образования в образовательной деятельности с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, модели проектирования и реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования, практики тьюторского сопровождения детей и взаимодействия с родителями и др.
2. Опыт и перспективы образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, реализация коррекционной направленности обучения средствами урочной и внеурочной деятельности, методические аспекты формирования универсальных учебных действий у обучающихся, подходы к оценке образовательных достижений обучающихся, опыт организации внеурочной деятельности обучающихся, взаимодействие учителя и тьютора в процессе сопровождения обучающихся и др.
3. Первый опыт реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): актуальные вопросы преподавания отдельных учебных предметов, технологические подходы к формированию базовых учебных действий у обучающихся с различной степенью выраженности интеллектуального нарушения, опыт проектирования системы оценки достижений обучающихся, новации в организации внеурочной деятельности обучающихся и воспитательной работы, опыт реализации специальных индивидуальных программ развития, тьюторское сопровождение обучающихся.
4. Стратегии психолого-педагогической поддержки освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью адаптированных образовательных программ основного общего образования: опыт реализации ФГОС основного общего образования в образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, методические аспекты адаптации рабочих программ учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, методические подходы к формированию и оценке сформированности универсальных учебных действий у обучающихся, подходы к оценке образовательных достижений обучающихся, опыт подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
5. Психолого-педагогическая поддержка освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью адаптированных дополнительных основных общеразвивающих программ: опыт инклюзивного дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, методические аспекты адаптации программ дополнительного образования детей в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся и их потенциальными возможностями, опыт участия детей в творческих объединениях и конкурсных мероприятиях разного уровня.
6. Формирование образовательной среды для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе профессионального обучения: опыт и перспективы инклюзивного образования, опыт адаптации содержания образовательных программ, методов образовательной деятельности и подходов к оценке образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
7. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: результативные практики организации методической работы в образовательных организациях, развитие предметной, психолого-педагогической, методической и коммуникативной компетенций педагогов в условиях подготовки к внедрению национальной системы учительского роста и переходу к новой модели аттестации.

К участию в конференции приглашаются работники общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представители общественных организаций, родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

При обращении к организаторам мероприятия обязательно ссылайтесь на сайт «Конференции.ru» как на источник информации.

Организаторы: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», г. Екатеринбург

Контактная информация: Эл. почта: [email protected]

Приложения: Информационное письмо (.io).pdf, 149.332 КБ)

Нашли ошибку? Выделите ее, нажмите Ctrl и Enter одновременно.

* 26 марта 2018 г. научной электронной библиотекой eLibrary.ru прекращена индексация в РИНЦ сборников статей по итогам заочных конференций.