Инновационные педагогические технологии. Инновационные технологии в образовании (доклад) Относятся к инновационным образовательным технологиям

УДК 37.0 ББК 74 Б- 51

Берсирова Сафиет Довлетбиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89184268382.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

(рецензирована)

В статье речь идёт об инновационных технологиях в системе образования. Уточняется место инноваций в образовательном процессе, дано авторское определение инновационных технологий.

Ключевые слова: инновации, технологии обучения, образовательный процесс, информационные коммуникативные технологии, совершенствование образовательного процесса.

Bersirova Safiet Davletbievna, senior assistant of the department of foreign languages at the faculty of information systems in economics andjurisprudence, Maikop State Technological University, Tel.: 89184268382.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION

In the article it is spoken about innovative technologies in the education system. The role of innovations in the educational process is specified, and the author"s definition of innovative technologies is given.

Keywords: innovations, technologies of training, educational process, information communicative technologies, improvement of educational process.

Атрибутом современного общества являются динамизм и модернизация, поэтому для стабильного развития необходимы инновации во всех сферах. Это касается производства, экономики и т. д. Ещё Конфуцием была доказана фундаментальная роль образования в процессе эволюции общества . Инновации в образовании должны явиться основой модернизации российского общества. Современные тенденции развития и Болонский процесс ориентируют на ведущую роль информационных технологий в системе образования. Представляются имеющими почву прогнозы института Карнеги о крупной технологической революции в высшем образовании в связи с развитием электроники и информационных коммуникативных систем.

Осмысление общественных процессов позволяет сделать вывод о том, что модернизации общества будет способствовать инновация культуры, науки и образования. Выдвижением в центр всех научных областей человеческого фактора обусловлено требование модернизации образовательной системы, объектом которой является личность. Инновации требуются там, где существующие традиции больше не отвечают запросам общества. Относительно процесса образования речь идёт о смещении акцентов со знаниецентрированности на личностную. По причине конкурентоспособности знаний на современном этапе компетентность в приобретении новых знаний становится стратегической задачей обучения. А её формирование возможно при модернизации технологий обучения.

Характерное традиционной системе субординированное положение обучаемого по отношению к обучающему в условиях современности больше не функционирует. Если в традиционной технологии преподаватель был наделён единственной информирующей функцией, то в настоящее время повышается статус обучаемого до равноправных отношений с преподавателем. Причина в появлении множества конкурентов: СМИ и

других носителей информации. Задача состоит в совместном поиске и производстве новых знаний. Оба субъекта образовательного процесса являются партнёрами в рефлексивном добывании знаний.

Накопленный прошлый опыт не представляет больше жизненно важной ценности, компетентностью характеристики, навыки самостоятельного принятия решений в непредвиденных ситуациях имеют большую аксиологическую сущность.

В современной образовательной системе у преподавателя роль больше консультирующая, чем обучающая. Он знает способы поиска и добывания новых знаний, а новое - предмет совместного поиска преподавателя и студента.

Целью статьи является уточнение понятия инновационных технологий и осмысление их места в современном образовательном процессе, наметить задачи в этом направлении.

Термин технология обучения появился в нашей стране в 60гг. Затем он был упразднён и лишь в современном модернизирующемся обществе он вновь приобрёл актуальность в связи с инновациями.

Существует множество определений инноваций и инновационных технологий.

Инновация (от латлп -в, поуш- новый) означает нововведение или новшество.

«Технология обучения - это область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учётом целей обучения. Её основу составляют результаты исследований процессов обучения людей с использованием как человеческих, так и материальных ресурсов. Цель технологии обучения - обеспечить рост эффективности процесса обучения» .

«Технологию обучения следует понимать как составную часть постоянной и комплексной деятельности, целью которой является повышение эффективности совместной деятельности студентов и преподавателей, в которой важное место принадлежит техническим средствам, т.е. технология не сводится к нескольким механическим аксессуарам, она воплощает в себе рациональную концепцию построения системы обучения, в основе которой лежат современные средства передачи информации...» .

«Область знаний, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» .

«Область научного знания, цель которого практическое изучение возможностей достижения максимальной эффективности на пути правильного учёта и подбора всех возможных факторов, влияющих на его протекание. достижение максимальной эффективности предполагает использование достижений современной технической мысли, теории и информации и гуманитарных наук».

Американскими учёными было дано следующее определение технологий обучения: «Средства, созданные в ходе революционного преобразования средств коммуникации, которые могут быть полезными для учебного процесса наряду с такими традиционными средствами обучения какими являются ученик или классная доска».

На основе выше приведённых определений можно сделать заключение о том, что:

1. инновационные технологии должны совершенствовать образовательный

2. они должны учитывать изменившуюся образовательную среду, в которой

значительное место занимают технические средства.

3. в инновационных технологиях должны использоваться достижения всех

научных областей

4. инновационные технологии включают технику совместного поиска новых знаний преподавателем и обучаемым

5. в инновационных технологиях следует уточнить соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Резюмируя вышеизложенное, иннновационные технологии можно определить как область научного знания и педагогической практики, изучающая и практикующая новые методы совершенствования образовательного процесса с использованием информационных коммуникативных технологий, определяющим направлением которых является учёт центрального положения обучаемого на основе педагогики сотрудничества, регулирующие соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Первая концепция инновационных технологий предполагает насыщение образовательных учреждений современными техническими средствами и сетью компьютерных систем. Но практика показывает, что простое наличие икт не обеспечивает совершенствования и эффективного развития образовательного процесса. Человеческий фактор и здесь превалирует. Нужны люди, умеющие управлять системами. В основу инновационных технологий в образовании должен быть положен человеческий фактор как ресурс экономического роста. Развитие адаптационных качеств личности в условиях поликультурного общества становится стратегической задачей образования. Экономические рычаги больше не являются определяющим фактором. Более тонкий фактор - человек становится мерилом инноваций и модернизации общества. Изменившийся контекст современного образования заключается в том, что оно функционирут в условиях поликультурного окружения. Исходя из этого, инновационные тенденции направлены на культурное наполнение современного образования, поэтому социокультурная направленность инноваций является одной из существенных требований инновационного развития. Поскольку человек - существо

диалогическое(homo dialogis), то инновационные технологии должны регулировать диалог в системе образования .

Современное общество маркируется обилием информации, а она в отличие от знаний, которыми может обладать отдельный человек, единица делимая (Роберт Киосаки). Благодаря икт, увеличивается плотность и география общения. Исходя из этого, коммуникативная компетентность в современных условиях имеет аксиологическую сущность.

Курс на инновационное развитие системы образования должен стимулировать креативность и творчество участников образовательного процесса, способствовать изменению отношений: преподаватель - обучаемый. Актуализация имеющегося знания больше не представляет общественной ценности (применение на производстве полученных знаний), более ценно дополнение имеющихся комплексов (Komplexergänzung) . Здесь следует использовать известные методы решения применительно к новым условиям.

Задача ВУЗа, сформулированная ещё Гумбольдтом, подвести под одну крышу образовательный и научный процесс, осуществима в современных условиях только при инновационном развитии, когда преподаватель и студент ведут совместный научный поиск.

Трудности внедрения инноваций

Как считает М. Карпенко, обеспечение доступа всех к информационным технологиям позволит модернизировать современное образование. Хотя реализация на практике инновационных технологий предполагает заполнение учебных заведений техническими средствами, оно бесполезно без соответствующей квалификации преподавателя . Из этого следует, что оснащение учебных заведений компьютерами и подключение к сети Интернет, в направлении которого правительством предприняты реальные шаги, хотя являются основой модернизации, не полностью решают задачу обновления и модернизации в системе образования.

Технология инноваций:

1. копирование зарубежного опыта и его экстраполяция на российскую образовательную среду,

2. перенос образовательных систем прошлого на современную среду.

3. создание совершенно нового на основе изменившегося окружения.

Трудность оценки инноваций заключается в чрезмерной отдалённости ожидаемого эффекта, нужны долгосрочные наблюдения для выявления реального эффекта.

Достаточно дискуссионным является вопрос о критериях оценки инновационных технологий в образовании. Инновационные технологии - продукт научных поисков. Критерием оценки экономических инноваций является прибыль, а педагогические инновационные технологии должны «улучшать качество жизни» . Краткосрочные наблюдения, экспертные оценки и тесты не позволяют достоверно судить об эффектах от внедрения инноваций.

При наличии соответствующих критериев, открытости образовательной системы инновациям внедрение инновационных технологий в образовательную среду обеспечит своеобразный мост между личностью и изменяющимися условиями окружения, в котором определяющим являются информационные коммуникативные технологии.

Согласно синергетической парадигме образование - система открытая, в которой инновации дополняют существующую традиционную систему. Образование, являясь синтезом практики когнитивного принятия модернизированных технологий и реализации традиционной модели, инновационным ещё не является . Причина в том, что в кризисные периоды ищут убежища в традициях .

Образование должно формировать открытость всему новому, способность к творчеству и научному производству в связи с динамичностью современного общества и стремительным переменам в нём. Готовность к обучению в течение всей жизни обеспечит адаптацию личности к непредвиденным ситуациям.

Императив инновационных технологий с акцентом на изменившийся статус субъекта образования должен обеспечить модернизацию общества в целом. Система образования должна стать открытой для инноваций, т.к они лежат в основе рождения новых знаний, которые являются источником модернизации и обновления общества.

Анализ современного состояния образования позволяет наметить задачи на перспективное развитие. Следует

Интенсивно внедрять результаты педагогических исследований в образовательную практику,

От когнитивной практики перейти к поведенческой модели модернизации

отношений: преподаватель-студент, студент- студент на основе социокультурной

компетентности,

Определить место икт в системе диалоговых отношений.

На основе инновационного развития образование сможет дать «опережающий ответ на стратегические требования времени».

Литература:

1. Мыслители образования / под ред. Заглул Морси. Перспективы. 1993.

2. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. 133с.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51-226.

4. Карпенко М. Новая парадигма образования. XXI века // Высш. образование в России. 2007. № 4. С. 93-98.

5. Сумнительный К. Е. Инновации в образовании: вымысел ирреальность. 2007. 32с.

6. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии // Высш. образование в России. 2001. № 4. С. 138-145.

7. Абасов З. Инновации в образовании и синергетика // Alma-mater. 2007. № 4. С. 3-7.

1

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, в основе которых лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивают у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации. Рассматривается возможность использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа – это сотворчество всех субъектов образовательного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой и должна способствовать развитию образовательной траектории студента. В связи с этим выделены совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов. Показаны технологии организации самостоятельной работы студентов: рейтинговая система обучения студентов, кейс-технологии, проектное обучение. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

педагогическая инновация

инновационные образовательные технологии

самостоятельная работа студентов вуза

кейс-технологии

проектное обучение.

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 84 с.

2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С. 21-25.

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.

4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 6. – С. 6–10.

5. Плотникова Е.Б. Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 108-110.

6. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – 2001. – С. 290-294.

7. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 408с.

Современная система высшего профессионального образования - это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.

В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.

Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован-ного технологического процесса. Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация - нововве-дение в педагогическую деятельность, изменение в со-держании и технологии обучения и воспитания, имею-щие целью повышение их эффективности.

В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм . Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная образовательная технология - образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.

В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.

Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов.

Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов.

Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.

Самостоятельная работа - это сотворчество всех субъектов образовательного процесса - студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы . Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

Устойчивой внутренней мотивацией учения;

Компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

Активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

Продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

Самостоятельностью принятия решений;

Самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

Полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

Студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

Репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

Реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

Творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

Задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;

Задания дифференцированного и вариативного характера;

Задания по выбору студентов;

Задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» - папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения . В ходе реализации данной технологии сту-денты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессио-нально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с со-держанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем само-стоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинст-вом данной технологии является ее направленность на формирование ценно-стно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, эти-ческого, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-ис-следовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, фор-мирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профес-сионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и дру-гих важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практиче-ских задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25294 (дата обращения: 19.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Федеральное агентство по образованию ФГОУ ВПО

"Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет"

Кафедра педагогики и инновационных образовательных технологий

Курсовая работа

По дисциплине: "Педагогические технологии"

Тема: "Инновационные педагогические технологии

Выполнил: студент 3-го курса ФТиД

Группы ПО-33

Ерёмин Алексей Константинович

Проверил: к.п.н., доцент кафедры ПиИОТ

Понкратенко Галина Фёдоровна

Комсомольск-на-Амуре


Введение

1.1 Педагогические инновации

1.1.3 Инновационные образовательные учреждения

1.2 Современные инновационные технологии в педагогике

1.2.1 Интерактивные технологии обучения

1.2.2 Технологии проектного обучения

1.2.3 Компьютерные технологии

2. Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании

2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования

2.1.2 Инновации профессионального образования в России

2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне

2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице

Заключение

Библиографический список


Введение

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика в Российской Федерации.


1. Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Педагогические инновации

1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

Разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

Обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

Совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

Улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

Проектирование новых моделей образовательного процесса;

Обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

Обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

Разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.

Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.

4. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.

6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.

7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.

8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, и др.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т. д.

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев выделяет следующие из них:

Консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

Слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";

Отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителюприходят инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ или ММ – технологии,

- ТРИЗ,

- интерактивные технологии,

- проектная технология, метод проектов

- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

- АМО и технология модерации,

- здоровьесберегающие технологии,

- и т.д.

Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.

В чем собственно их новизна или инновационность?

Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Это мы все «проходили», тут все мы знаем. Но...

Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.

Во– вторых , целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»).

В- третьих , отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

В – четвертых , инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНКов учащихся.

В – пятых , инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков.

В - шестых , инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).

В – седьмых , инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.

По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

Таким образом, можно выделить следующиепризнаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от учителя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные!

Их реализации в образовательном процессе надоУЧИТЬСЯ!!!

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.

П редлагаем Вашему вниманию материалы педагогов по инновационным технологиям:

1. Шестернинов Е.Е. Научно - исследовательская работа школьников

2. Жоголева Е.Е. Исследовательская технология на уроках русского языка и не только...

Список использованной литературы:

1.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.; Высшая школа, 1990 - С. 6

Руководитель

Центра подготовки педагогов к аттестации

», «обновление». Оно применимо к любой сфере: к науке, медицине, образованию. В странах Западной Европы понятие «педагогическая инновация» исследуется с конца 50-х годов, в России общественность начала проявлять к ним интерес в начале 90-ых.

Современное образование не удовлетворяет запросы информационного общества. Школы не развивают базовые компетентности, не учат школьников учиться и делать открытия. Система до сих пор сосредоточена на том, чтобы «передавать» знания, а не учить их искать.

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Существует несколько площадок, на которых школы и университеты предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных – «Сoursera»). Школы и университеты разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.