Законы педагогических новшеств. Педагогическая инноватика: основные понятия, концепции, классификации. Принципы и методы обучения математике

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответству­ющих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, об­основывают педагогическую инноватику, ее собственные прин­ципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для тео­ретических учений. Все это - методологические аспекты изуче­ния и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образо­вании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологиче­ского плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педаго­гической инноватики оказывается не менее актуальным, чем со­здание самой педагогической инноватики.

Н. Р. Юсуфбекова считает педагогическую инноватику направ­лением методологических исследований, поскольку именно в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств. Педагогическая инно-ватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедре­ния в практику; обосновать и развить принцип единства исследо­вательской деятельности и деятельности преобразования педаго­гической действительности.

В предстоящих построениях нам потребуется опора на уже име­ющуюся методологическую базу. Для этого вполне уместно ис­пользовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики, который, заметим, хотя и является достаточно сфор­мированным, но также находится в стадии развития.

Что же такое методология педагогики? В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понима­ния, включающие как проблемы, специфические для педагоги­ческой области, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход).

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необхо­димость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как орга­ничного единства двух составляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуем­ся определением методологии педагогики, которое было дано



М.А.Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагоги­ческую действительность» 1 - и развито позднее В. В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества спе­циально-научных педагогических исследований» 2 .

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать сле­дующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновыва­ют педагогическую инноватику, ее собственные принципы, зако­номерности, понятийный аппарат, средства, границы примени­мости и другие научные атрибуты, характерные для теоретиче­ских учений.

В чем состоит задача методологии педагогической инноватики? Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое пред­ставление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям. Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процес­сов, обосновать методологические подходы к их изучению в рам­ках педагогической инноватики. В этом направлении пока делают­ся только первые шаги.

Н. Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противо­речия 3 .

1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает по­требность структурного и содержательного обновления.

2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновле­ние состава и структуры педагогического сообщества.



3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массо­вый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.


1 Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специаль­ной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. - М., 1973.-С. 73.

2 Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов - исследова­телей. - Чебоксары, 2001. - С. 16.

3 См.: Юсуфбекова Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инноваци­онных процессов // Единое образовательное пространство стран СНГ и Ближне­го Зарубежья. - М., 1994. - С. 31- 44.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохож­дение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления - воспи­тательной системы школы и его теоретическое осмысление в но­вом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ. Каждый из трех этапов отличается своими конкретными про­тиворечиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель вос­питания - формирование гармонично развитой личности - не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистем­ным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, су­ществующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методологических позиций необходимо определить законо­мерности развития инновационных педагогических систем и про­цессов. Белорусский ученый И.И.Цыркун выявил следующие за­кономерности развития инновационной системы 1 .

1. Система развивается неравномерно. В развитии инновацион­ной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обосно­ванием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.

3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на цен­ности результата.


1 См.: Цыркун И. И. Инновационные модели развития педагогической науки // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы разви­тия: материалы Междунар. конгресса. 27 - 29 мая 2003 г. - Минск, 2003. - С. 5- 10.

6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появле­ния модернистских нововведений.

7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устрем­лением инноваторов к достижению целей развития и саморазви­тия личности учащихся.

8. Развитие инновационной системы осуществляется с эволю­ционными циклами. Максимумы развития соответствуют перио­дам: 1951-1960, 1971-1975, 1981-1985 гг.

9. В инновационной системе происходят смены позиций пере­менных и постоянных составляющих образования.

Среди перечисленных закономерностей значимой, на наш взгляд, является седьмая закономерность, определяющая вектор радикальных нововведений, который связан с целями развития и саморазвития личности учащихся. Действительно, данная законо­мерность является смысловой, т.е. относится к сути образования как развития человека. Остальные выявленные закономерности относятся в большей степени к характеристикам процесса ново­введений и условий их осуществления.

В основе любой научной теории лежат выявленные закономер­ности и законы. В инноватике как междисциплинарной области эти закономерности исследованы и сформулированы в работах экономистов, менеджеров, производственников. По отношению к образовательным инновациям данный вопрос изучен еще недо­статочно и нуждается в дополнительных исследованиях. В качестве одного из первых обобщений приведем данные Н.Р. Юсуфбековой, которая сформулировала следующие законы педагоги­ческой инноватики.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инноваци­онной среды. Целостные представления о каких-либо педагогиче­ских процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впо­следствии оказывается невозможным восстановить эти представ­ления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровы­ми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педа­гогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практи­ческого действия.

4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Перечисленные законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, в педагогике такие зако­ны, наверняка, еще будут уточнены. Задача педагогической инно-

ватики - установить именно те законы и закономерности, кото­рые относятся к ее предмету исследования. Для этого необходимо построение теоретико-методологического аппарата, одним из глав­ных компонентов которого является понятийный аппарат. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Как вы предлагаете решить противоречие между внедренческой сутью инноваций и личностно ориентированным подходом к обучению?

2. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования, его проектирования и реализации: ученика, пе­дагога, ученого, методиста, директора школы, министра образования, директора издательства. Как педагогическая инноватика может обеспе­чить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?

3. Приведите примеры двух образовательных инноваций, участником которых вы являлись. Есть ли у них общие закономерности? Если да, то какие? Обоснуйте, что это именно закономерности, а не случайные по­вторения.

4. Какие задачи педагогической инноватики вы можете сформулиро­вать в отношении происходящих в вашем регионе образовательных ин­новаций?

Основные понятия педагогической инноватики

Новое, новизна

Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение по­нятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». 1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое но­вое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образователь­ной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения но­вого в образование, также относятся к области педагогической инноватики.

Новизна - один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.


1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1986. - С. 358.

То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.

Новшество

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих поня­тий разными авторами оказываются различны.

Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под нов­шеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.

Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «та­кое содержание возможных изменений педагогической действи­тельности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспи­тания» 1 .

М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства» 2 .

В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и ново­введение - это тождественные понятия. Они рассматривают но­вовведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, став­шее из возможного действительным» 3 .

Следует различать новшества и нововведения. Если под педаго­гическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, тех­нологию или систему, то нововведением в этом случае будет про­цесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработан­ное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования


1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разра­ботки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991. - С. 31.

2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. - М., 1995. - С. 105.

3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные по­нятия // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 15.

нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

По отношению к новшествам инновационный процесс опре­деляется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.

Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.

Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.

1. Усовершенствование - изменение одного или более элемен­тов образовательного процесса; приспособление известной мето­дики к новым условиям учебной деятельности.

Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.

2. Рационализация - установление нового правила использова­ния известных педагогических средств для решения традицион­ных задач.

Пример: завуч составляет в старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.

3. Модернизация - изменение нескольких элементов действую­щей образовательной системы.

Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.

4. Эвристическое решение - отыскание способа решения извест­ных педагогических проблем; создание и использование неизвест­ных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.

Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время.

5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществ­ления образования. Педагогическое изобретение может быть ком­бинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.

Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.

6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой пе­дагогической задачи, приводящей к принципиальному обновле­нию образовательной системы в целом или существенному улуч­шению ее составляющего элемента.

Примеры: концепция и технология личностно ориентированно­го образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидак­тическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.

Инновация, нововведение

Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют но­вовведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение 1 . Н.И.Лапин 2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) ука­зывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и исполь­зование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Нововведение - это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) - органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.

А. И. Пригожиq 3 считает, что нововведение выступает в каче­стве формы управляемого развития и есть такое целенаправлен­ное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, отно­сительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто ма­териальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Ново­введение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из од­ного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики - это создание, распространение разного типа новшеств.

Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-


1 Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - С. 238.

2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Со­циальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980. - С. 6.

3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). - М., 1989. - С. 28.

теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов» 1 . Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятий­ный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из раз­ных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, эко­номики.

С позиций методологии педагогической инноватики нас инте­ресует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ори­ентированном и индивидуально-ориентированном. В организацион­но-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательно­му процессу, где два или более представления, идеи, объекта со­четаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Ин­новация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.

В индивидуально-ориентированном подходе описывается про­цесс, посредством которого некий социокультурный объект (нов­шество) становится частью набора образцов поведения индиви­дов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда осо­бым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы - индивид и инновация.

В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в ши­роком смысле это могут быть качественные и (или) количествен­ные изменения в различных сферах и элементах системы.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, науч­но-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный про­цесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,


1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в амери­канской социологии // Социс. - 1996. - № 5. - С. 117.

вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы 1 . Создание нового отрицает старое.

Инновация выражает философский принцип единства и борь­бы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с дру­гой - его реализация; творение нового и его последующее суще­ствование в реальной действительности.

Инноватика

Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая при­роду, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.

В трактовке А. И. Субетто 2 инноватика как наука включает про­гностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в

развитии систем (и по принципу инверсии - как общую теорию обновления и развития систем).

Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответ­ствующим областям знаний и деятельности - экономике, менед­жменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуника­ции, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные де­ловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,


1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27

2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm

новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями при­влекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.

Инновационные процессы активно изучаются в области эко­номики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее опре­деление: «Инновация - это новый способ думать и делать. Отме­тим, что в этом определении важны оба слова - и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инно­вация начинается с нового взгляда, с допущения новой возмож­ности» 1 .

К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие техно­логические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реа­лизацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлет­ворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноо­сферы, укреплению обороноспособности страны.

Спрос на инновации свидетельствует об общественном при­знании интеллектуальной и производственной деятельности ши­рокого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенно­стями инноваций являются высокая неопределенность в достиже­нии желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Но­визна потребительских свойств технических процессов как това­ров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же


1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. - 2002. - № 3.

недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск - процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововве­дения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведе­ния-процессы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности - распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых

методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек - будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.

Инновационная идея

В инноватике инновационной идеей называется заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, ад­министраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится вы­работке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показываю­щие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проек­тирования». Потребителю - исполнителю следующей стадии ин­новационного цикла - идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и пред­ложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его доста­точно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.

В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сфор­мированное на основе интуитивной догадки и эмпирических дан­ных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процес­са, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посред­ством нескольких разных решений с сочетанием различных тех­нологических признаков.

Инновационная программа

Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-

онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руко­водство, централизованное по функциям стратегического плани­рования, финансирования, мониторинга, координации, право­вого обеспечения.

Примерами инновационной программы могут быть: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.

Сформировать и реализовать инновационную программу мо­жет только крупное объединение организаций, регион или мега­полис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосудар­ственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в об­ласти образования необходимо привлечение специалистов разных сфер - педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управлен­цев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования - типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина по­нимается как система базовых положений, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-

дарства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в общест

В современном образовании приятно различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение» . Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием, изменением системы образования или ее отдельных сторон, свойств и объектов, например с созданием новых образовательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе – инновационное обучение – определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.

Оба инновационных феномена и соответствующие им виды деятельности исследуются одной и той же научной областью – педагогической инноватикой. Причем эти два феномена взаимосвязаны. Например, инновационное обучение – одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений. Инновационное обучение может рассматриваться как реакция системы образования на переход общества к более высокой ступени своего развития, на изменившиеся смыслы и цели образования. Инновационное обучение – это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве отклика на проблемные ситуации, проявляющиеся как перед отдельным человеком, так и перед обществом.

И наоборот, масштабные системные изменения происходят иногда под воздействием новаторских систем обучения. Если же понимать эти два фактора отдельно, то можно получить проблему отчуждения практики от теории, то есть концепции модернизации образования будут сами по себе, а образование – само по себе. Чтобы этого не случилось, необходимо исследовать оба фактора – «инновации в системе образования» и «инновационное обучение» - в единстве.

Объединяющее понятие педагогической инновации – инновационный образовательный процесс. С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом.

Инновационная деятельность – комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Новшества в образовании представляют собой выдвижение или творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведения их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения в массовой практике. По видам деятельности различают новшества педагогические, обеспечивающие и управленческие.

Задачи педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.

Ученые предлагают несколько типов задач педагогической инноватики:

1.описательно-обьяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения

2. задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации

3. задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

4. задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

5. задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Педагогическая инновация имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова называет такие задачи инноватики как:

Педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности

Педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

Педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и ЭС;

Педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества не воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

Теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

Педагогическая инноватика имеет средство для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. На основе принципов, законов и технологий педагогической инноватики процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

Целевой и концептуальный блок образования;

Организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации

Педагогические технологии

Структура и содержание образования

Учебные программы, учебники, электронные средства обучения

Научно-методическое обеспечение учебного процесса

Принципы управления образованием, качеством образования

Система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования

Экономика образования, государственная и межгосударственная политика образования

Педагогическая инноватика изучает сущность, структуру, форму, закономерности инновационных процессов в образовании. При этом она связана с другими смежными дисциплинами, например с инновационным менеджментом в образовании – дисциплиной, изучающей управление развитием образовательных систем путем нововведений.

Таким образом, педагогическая инноватика оказывается тесно связанной с другими областями научных знаний, причем не только педагогическими. Образовательные инновации происходят на стыке комплекса наук, могут приобретать интернациональный глобальный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность.

Методологические основания педагогической инноватики

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то ученых интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это – методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.

В процессе исследования инновационных процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основание для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне. В результате обоснование методологических основ педагогической инноватики оказывается не менее актуальным, чем создание самой педагогической инноватики.

Педагогическая инноватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрение в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности преобразования педагогической действительности.

В работах философов, методологов, педагогов на этот счет имеются различные понимания, включающие как проблемы, специфические для педагогической деятельности, так и вопросы философского и общенаучного уровней (например, системный подход.)

Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманий методологии педагогической инноватики как органичного единства двух состовляющих: учения и деятельности. Чтобы зафиксировать это единство на понятийном уровне, воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано М.А. Даниловым: «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способов добывания знаний отражающих... педагогическую деятельность» – и развито позднее В.В. Краевским: «...а так же система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценки качества специально-научных педагогических исследований» .

Вышеприведенные построения позволяют сформулировать следующее определение: методология педагогической инноватики есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Итак, нас интересует система знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, обьясняют, обосновывают педагогическую инновацию, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретическич учений.

Очевидно, что необходимо дать целостное теоретическое представление педагогической инноватики, ее составу, структуре, функциям. Для етого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики. В этом направлении пока делаются только первые шаги.

Н.Р.Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и их противоречия .

Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления

Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.

Тенденция внедрения. Приминение нового принимает массовый характер.

Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предпологает прохождение трех основных взаимосвязанных этапа:

Возникновение нового педагогического явления – воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теории, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике

Освоение новшества педагогическим сообществом

Приминения, внедрение в практику работы школ

Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения. Для первого этапа это противоречие состоит в том, что цель воспитания – формирование гармонично развитой личности – не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующем «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

С методических позиций необходимо определить закономерности развития инновационных педагогических систем и процессов. Белорусский ученый И.И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы :

Система развивается не равномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведение с предметным научным обоснованием.

Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются предметы научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам(дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.

В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.

Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся

Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами.

В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования

Понять динамику развития и противоречий инновационных процессов в системе образования помогают законы педагогических новшеств.

1) Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования при его реализации с неизбежностью вносит необратимые изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. В результате этого целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться. Такое вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической.

2) Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс рано или поздно, стихийно или сознательно реализовывается и заканчивает свое существование как новшество. Показателен в этом отношении опыт В. А. Шаталова.

3) Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинизацию, она становится стереотипом, барьером на пути реализации других новшеств.

4) Закон цикловой повторяемости педагогического новшества. Характерной особенностью системы образования является повторное возрождение какого-либо явления или новшества в новых условиях. Именно поэтому в педагогической теории и практике новшества вызывают особое противодействие, так как воспринимаются частью учителей как «давно забытое старое». В качестве примеров можно привести конспекты В. А. Шаталова, в которых многие не видят нового из-за того, что они давно используются в педагогике, а также коммунарскую методику, восстановленную в новых условиях в ряде школ (например, школа В. А. Караковского).

Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности, которые еще предстоит исследовать.

Методы обучения математике и их классификация

Традиционное обучение имеет ряд недостатков. Из них следует выделить:

Преобладание словесных методов изложения, способствующих рассеиванию внимания и невозможности его акцентирования на сущности учебного материала;

Средний темп изучения математического материала;

Большой объем материала, требующего запоминания;

Недостаток дифференцированных заданий по математике и др. Недостатки традиционного обучения математике можно устранить путем усовершенствования процесса ее преподавания.


Метод (от греч. methodos - путь исследования) - способ достижения цели.

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последовательно чередующиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Какой-либо один метод обучения используется в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения.

Метод обучения - историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют разные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям.

По характеру познавательной деятельности:

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

Репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т. д.);

Проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

Частично-поисковые - эвристические;

Исследовательские.

По компонентам деятельности:

Организационно-действенные - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующие - методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности;

Контрольно-оценочные - методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям:

Методы изучения новых знаний;

Методы закрепления знаний;

Методы контроля.

По способам изложения учебного материала:

Монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

Диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут). Но формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся. По источникам передачи знаний:

Словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);

Наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график);

Практические (упражнение, лабораторная работа, практикуму. По учету структуры личности:

Сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

Поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

Чувства - стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все указанные классификации рассматриваются в дидактическом аспекте; предметное содержание математики учитывается здесь в недостаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучений математике. Выбор методов обучения - дело творческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходимы комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения). Последние, в свою очередь, представлены научными (наблюдение, анализ, синтез и т.д.) и учебными (эвристический, обучение на моделях и др.) методами изучения математики.

Методы преподавания - средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельности учащихся.

Методы учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике: проблемный

(перспективный), лабораторный, программированного обучения, эвристический, построения математических моделей, аксиоматический и др.

Рассмотрим классификацию методов обучения (схема 1).

Информационно-развивающие методы делятся на два класса:

1. Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

2. Самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, с обучающей программой, с информационными базами данных - использование информационных технологий).

Проблемно-поисковые методы : проблемное изложение учебного ма­териала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно­деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные

упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной\ деятельности учителя и учащихся. Методические приемы - действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т. е. познавательной деятельности.

Специальные методы - это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Главным принципом гуманистически ориентированной педагогической инноватики является рассмотрение объекта и предмета педагогической инноватики не в традиционном ключе «внешних воздействий», а с позиции условий обновления образования обучаемых, происходящего с их участием.

Педагогическая инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика, выполняя тем самым функцию педагогической связи времен.

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики - научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека - носителя и реализатора культурологической связи времен.

В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования » и «инновационное обучение ». Первое связано с перестройкой, модификацией, усовершенствованием системы образования или ее отдельных сторон, свойств и аспектов, например с созданием новых законодательных актов, моделей и концепций обучения, форм интеграционных связей и т.д. Второе - инновационное обучение - определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности нового типа в учебно-образовательном процессе.

Оба инновационных феномена и соответствующие им виды деятельности взаимосвязаны. Например, инновационное обучение - одна из форм практической реализации нормативных системных нововведений. И наоборот, масштабные системные изменения происходят иногда под воздействием новаторских систем обучения.

Объединяющее понятие педагогической инноватики - инновационный образовательный процесс . С этим понятием тесно связаны другие: педагогическое новшество, инновационная деятельность, инновационная среда, в которой происходят инновационные процессы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются, как правило, в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия (среда) могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу.

Инновационная деятельность - комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования. Таким образом, она характеризуется целевой осознанностью результатов, системностью проектирования и воплощения.

Задачи педагогической инноватики формулируются по отношению к ее предмету и целям, а также на междисциплинарном уровне.

Ученые предлагают три типа задач педагогической инноватики (В.С.Лазарев и др.).

1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения.

2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.

3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.

Каждая из трех типов задач конкретизируется для трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.

Учитывая принцип человекосообразности и субъектной включенности в управление процессами субъектов образования, А.В. Хуторской предлагает дополнить данную систематику задач следующими типами.

4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.

5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Педагогическая инноватика имеет задачи не только внутренние, но и общепедагогического характера. Н.Р. Юсуфбекова в качестве задач инноватики называет обоснование и систематизацию новых направлений педагогических исследований:

педагогическая теория нашего времени как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;

педагогика творчества , изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

педагогика мира , изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

теория воспитательных систем , систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

К конкретным задачам инноватики относятся:

Опережающее образование;

Компетентностный подход;

Реализация уровневых образовательных программ;

Вариативность и преемственность образовательных программ;

Интеграция науки и образовательного процесса (образование через включение студентов в поиск нового знания и внедрение результатов научной деятельности);

Использование современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные;

Создание инновационных научных образовательных комплексов и систем;

Формирование образовательной инновационной среды и инфраструктуры университетов;

Новые формы организации учебно-воспитательного процесса;

Реализация признанных мировым сообществом принципов обеспечения и оценки качества образования.

В связи с этим инновационные образовательные программы многих университетов имеют ряд особенностей:

Ориентация на опыт ведущих мировых университетов с сохранением имеющихся уникальных образовательных технологий;

Интеграция с российским и зарубежным производством, функционирующим в условиях международного разделения труда;

Развитие адаптивной образовательной системы, гибко реагирующей на потребности российского и мирового рынков;

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий и систем управления жизненным циклом изделий.

Педагогическая инноватика имеет средства для решения общепедагогических задач, хотя они и не являются только ее внутренним делом. Процессу инновационных преобразований могут быть подвержены:

Целевой и концептуальный блок образования;

Организационная структура системы образования, образовательных учреждений, органов управления образованием, система повышения квалификации;

Педагогические технологии (формы, методы и технологические средства);

Структура и содержание образования;

Учебные программы, учебники, электронные средства обучения;

Научно-методическое обеспечение учебного процесса;

Принципы управления образованием, качеством образования;

Система мониторинга, диагностики, контроля и оценки результатов образования;

Экономика образования, государственная и межгосударственная политика в образовании.

Образовательные инновации происходят на стыке комплекса наук, могут приобретать интернациональный глобальный характер, что заставляет ставить новые задачи и по-новому видеть изменяющуюся реальность.

Методология пед. инноватики – это система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Методология пед. инноватики направлена на выявление системы знаний и соответствующих им видов деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

В процессе исследования инновационных процессов в образовании ученые обнаружили ряд проблем теоретико-методологического плана: соотношение традиций и инноваций, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, управление инновациями, подготовка кадров, основания для критериев оценки нового в образовании и др. Эти проблемы нуждаются в осмыслении на методологическом уровне.

Для целостного теоретического представления о пед. инноватике необходимо выявление основных тенденций , противоречий , принципов , законов развития инновационных процессов, обоснование методологических подходов к их изучению в рамках пед. инноватики.

Н. Р. Юсуфбекова в своем исследовании выявляет следующие тенденции в сфере образования и соответствующие им противоречия:

1. Тенденция к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.

2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества.

3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.

4. Тенденция к созданию воспитательных школьных систем.

Развитие воспитательных систем школ предполагает прохождение трех основных взаимосвязанных этапов:

1) возникновения нового педагогического явления - воспитательной системы школы и его теоретическое осмысление в новом педагогическом знании, которое в форме теорий, концепций характеризует данное педагогическое новшество в его специфике;

2) освоения новшества педагогическим сообществом;

3) применения, внедрения в практику работы школ.

Каждый из трех этапов отличается своими конкретными противоречиями и особенностями их разрешения.

Для первого этапа противоречие состоит в том, что цель воспитания - формирование гармонично развитой личности - не может последовательно реализоваться в современном обществе с его системой воспитания.

Для второго этапа существенно противоречие между несистемным научно-педагогическим мышлением и системным классом научных и практических задач, которые ставятся и решаются при разработке проблемы воспитательной системы школы.

Для третьего этапа значимо противоречие между готовым, существующим «образцом», «моделью» воспитательной системы и необходимостью ее использования и развития в условиях работы конкретной школы.

И. И. Цыркун выявил следующие закономерности развития инновационной системы:

1. Система развивается неравномерно. В развитии инновационной системы доминируют логика культуры, стохастичность над кумулятивностью и рациональностью.

2. Детерминирующими основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обоснованием. Они преобладали до 70-х гг. XX в.

3. Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактика, психология, кибернетика, системный подход и др.).

4. Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5. В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и нововведения, которые ориентированы на ценности результата.

6. В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.

7. Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащихся.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

... наилучшим путем в обучении я считаю тот, который дает материал для мышления и творческих повторений, дает материал для создания идей, а сами идей возникают уже непосредственно в душе ребенка путем естественной деятельности его психического аппарата.

Д.Д. Галанин

Хочется подчеркнуть законность и достоинство позиции математика, понимающего место и роль своей науки в развитии... всей человеческой культуры.

А.Н. Колмогоров

ПЛАН ТЕМЫ

3. 1. Основные дидактические принципы в обучении математике
3. 2. Законы педагогических новшеств
3. 3. Методы обучения математике и их классификация
3. 4. Проблемное обучение
3. 5. Программированное обучение
3. 6. Математическое моделирование
3. 7. Аксиоматический метод
3. 8. Современные методы обучения с применением ИКТ

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Дидактика (греч. слово, означающее - поучающий) - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Задачи дидактики состоят в том, чтобы: описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии. В дидактике обобщены те положения в обучении той или иной учебной дисциплине, которые имеют универсальный характер.

Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения – это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса.

Дидактические принципы обучения математике представляют по существу совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике: принцип научности; принцип воспитания; принцип наглядности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип прочности усвоения знаний; принцип систематичности; принцип последовательности; принцип учета возрастных особенностей; принцип индивидуализации обучения; принцип воспитывающего обучения.



В основу концепции математического образования сегодня положены следующие принципы:

Научности в обучении математике;
- сознательности, активности и самостоятельности в обучении математике;
- доступности в обучении математике;
- наглядности в обучении математике;
- всеобщность и непрерывность математического образования на всех ступенях средней школы;
- преемственность и перспективность содержания образования, организационных форм и методов
обучения;
- систематичности и последовательности;
- системности математических знаний;
- дифференциация и индивидуализация математического образования, создание таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения математики;
- гуманизация математического образования;
- усиление воспитательной функции обучения математике;
- практической направленности обучения математике;
- применения альтернативного учебно-методического обеспечения;
- компьютеризации обучения и т.д.

ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Л юбой инновационный процесс в системе образования с неизбежностью вносит при своей реализации необратимые изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. В результате этого, целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться. Такое вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс рано или поздно, стихийно или сознательно реализовывается и заканчивает свое существование как новшество. Показателен в этом отношении в наше время опыт В.А. Шаталова.

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинизацию, оа становится стереотипом, барьером на пути реализации других новшеств.

4. Закон цикловой повторяемости педагогического новшества. Характерной особенностью системы образования является повторное возрождение какого-либо явления или новшества в новых условиях. Именно поэтому в педагогической теории и практике новшества вызывают особое противодействие, так как воспринимается частью учителей как «давно забытое старое». В качестве примера можно привести конспекты В.А. Шаталова, в которых многие не видят нового из-за того, что конспекты давно используются в педагогике, а также восстановление в новых условиях в ряде школ коммунарской методики (например, школа В.А. Караковского).

Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности, которые еще предстоит исследовать. Но названные законы существенны для понимания в целом динамики развития и противоречий инновационных процессов в системе образования.

Существуют два типа инноваций в обучении:

1. Инновации-модернизации , совершенствующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учащихся (сообщение знаний, формирование способов действий по образцу). Усвоение предъявленный образцов.

2. Инновации-трансформации , преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение исследовательского характера обучения, на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности (формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, формирование опыта творческой деятельности). Создание учащимися нового продукта (интеллектуального, познавательного).

Инновационные подходы к процессу образования разделены на два типа:

Подход Сущность Определяющая черта
Технологический Представляет собой «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными ожидаемыми результатами. Модернизация традиционного обучения на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся. Учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения. Установка на гарантированное достижение диагностично заданных целей, ориентация обучения на критериально фиксированные учебные результаты.
Поисковый Преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся. Педагогический процесс представляет собой инициируемое учащимися освоение нового опыта. Целью является развитие у учащихся возможности приобретения нового опыта самостоятельно. Порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.